Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки применения интерактивных форм в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся
1.1. Формирование коммуникативной компетенции как психолого-методическая проблема 6
1.2. Дидактические условия применения интерактивных форм в процессе
формирования коммуникативной компетенции учащихся 17
1.3. Дидактические условия организации и проведения дебатов 23
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Дидактические условия применения дебатов в процессе формирования коммуникативной компетенции (на примере изучения темы «Houses» в 9 классе)
2.1. Подготовка к ходу опытно-практической работы 28
2.2. Проведение опытно-практической работы 40
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение
Интегративной целью обучения английскому языку на современном этапе развития образования является способность и готовность обучаемых осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в заданных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) рамках. Интерактивные формы и методы наиболее полно отвечают этой цели. В этом и состоит актуальность данного вопроса.
Обучение иностранному языку через применение интерактивных образовательных технологий направлено на совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в процессе речевой деятельности, реализацию творческих способностей и личностного потенциала обучающегося при осознании себя как субъекта учебной деятельности по овладению иностранным языком, критической рефлексии опыта учебной деятельности, способности к саморазвитию в процессе конструктивной мыслительной деятельности.
Таким образом, исходя из вышеизложенных стратегических и педагогических целей и содержания обучения иностранному языку в контексте интерактивной технологии, необходимо следующее: развивать
интеллектуальные и творческие способности обучающихся; совершенствовать уровень иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся; способствовать повышению мотивации школьников к изучению иностранного языка.
Интерактивное обучение - это современный способ обучения, который заключается во взаимодействии всех участников учебного процесса: учителя и учеников. Эта методика эффективна не только с точки зрения получения знаний, но также и в плане формирования личностных качеств и характера учеников.
Интерактивными являются технологии, в которых ученик выступает в постоянно изменяющихся субъектно-объектных отношениях относительно системы обучения, периодически становясь ее автономным активным элементом.
Интерактивные методы обучения английскому языку помогают учащимся не только обмениваться информацией, но и получать практические навыки общения на изучаемом языке, учат формулировать свои мысли, быстро реагировать и отвечать на реплики собеседника.
Целью данной работы является выявление условий эффективности применения интерактивных форм в процессе формирования коммуникативных компетенций на старшем этапе обучения английскому языку.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы формирования коммуникативных навыков в теории и практике преподавания иностранных языков;
2) изучить состояние проблемы применения дебатов как средства формирования коммуникативных навыков в теории и практике преподавания иностранного языка;
3) обосновать дидактические условия эффективного применения дебатов как средства формирования коммуникативной компетенции (на примере изучения темы «Houses» в 9 классе);
Объектом данного исследования является процесс формирования коммуникативных компетенций.
Предмет исследования - дебаты как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Методы исследования: в исследовании использовались следующие взаимопроверяющие и взаимодополняющие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической литературы, терминологический анализ базовых понятий исследования;
- методы эмпирического исследования: проведение дебатов в процессе формирования коммуникативной компетенции (на примере изучения темы «Houses» в 9 классе).
Научная новизна исследования заключается в выявлении условий эффективности применения дебатов в процессе формирования коммуникативной компетенции.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении понятия «коммуникативная компетенция» за счет его сравнения и уточнения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов педагогами, студентами, аспирантами, занимающимися проблемой формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
Методологической основой для написания выпускной квалификационной работы стали труды отечественных и зарубежных исследователей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Апробация работы осуществлялась путем участия автора в работе итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета (апрель 2016 г.).
Изучение теоретических источников, практического опыта показало, что традиционные методы и формы обучения не обеспечивают необходимый уровень формирования такой важнейшей компетенции, сформулированной в ФГОС нового поколения, как коммуникативная.
В наибольшей степени решению этой комплексной задачи соответствуют интерактивные формы, которые максимально приближают учебную коммуникацию к условиям реальной, поскольку содержат коммуникативный мотив, личностно-ориентированные ситуации, условия и их содержательная основа.
Такому пониманию путей решения обозначенного противоречия предшествовал анализ содержания понятий «коммуникация», «компетенция», «интерактивность», на междисциплинарном уровне.
Это обеспечило многоаспектную оценку возможностей такой интерактивной формы организации учебного процесса, как дебаты и позволило, после опытной проверки, сделать выводы о их эффективности в формировании у обучающихся коммуникативной компетенции. Вместе с тем, опыт показал, что только при выявлении и учете соответствующих дидактических условий дебаты могут обеспечить коммуникативную направленность учебного общения.
К этим условиям, прежде всего, следует отнести учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, выбор темы, отвечающей им, наличие в теме коммуникативного стимула в виде проблемы, которая имеет для обучающихся личную значимость, поэтапная подготовка и последовательная реализация всех этапов дебатов, критерии и аспекты оценивания участия в них каждого учащегося.
Полученные в исследовании результаты дают основание для вывода о том, что дебаты как форма организации учебно-познавательной деятельности обеспечивают формирование основных компонентов такой интегративной компетенции обучающихся, как коммуникативная при определенных дидактических условиях.
1. Абдукаримова, А.А. Классификация интерактивных форм обучения. - Академический инновационный университет, Казахстан. [Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/3 ANR 2011 /Pedagogica/5 78786.doc.htm (Дата обращения 22.03.2016)
2. Андреева, Г.А. Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие /Г.А. Андреева, Г.С. Вяликова, И.А. Тютькова.- М.: В. Секачев, 2005. - 181 с.
3. Андриенко, Е.В. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в профильном обучении /Е.В. Андриенко // Педагогическая наука и образование.-2010. № 11. С. 30 - 35.
4. Аристотель. Риторика /Аристотель. - М.: Лабиринт, 2000. - 221 с.
5. Аристотель. Сочинения. Перев. и ред. А.И. Доватура /Аристотель. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.
6. Ваулина, Ю.Е. Английский язык /Ю.Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2015. - 216 с.
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология /М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 512 с.
8. Гапонова, Н.А. Понятие коммуникации в философии. [Электронный
ресурс] URL: http://shgpi.edu.ru/flles/nauka/vestnik/2014/2014-3-3.pdf (Дата
обращения: 10.12.2015)
9. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий.- М.: Высш. Школа, 1982. - 373 с.
10. Гулакова, М.В. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация /М.В. Гулакова, Г.И. Харченко // Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2013. № 11. С. 31 -35.
11. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов /О.Б. Дарвиш.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 264 с.
12. Добреньков, В.И. Социология: Учебник /В.И. Добреньков, А.И. Кравченко.- М.: ИНФРА-М, 2001. - 624с.
13. Дохоян, А.М. Необходимость формирования коммуникативной культуры студентов/ А.М. Дохоян // Педагогическая наука и образование.-2010. № 10. С. 93 - 95.
14. Дудьев, В.П. Психомоторика: слов-справ. /В.П. Дудьев.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 366с.
15. Жарких, Н.Г. Коммуникативная компетентность студентов в ситуациях фрустрации /Н.Г. Жарких // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.-2009. № 109. С. 171 -174.
16. Иванова, Д.И. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции /Д.И. Иванова. К.Р. Митрофанов, О.В. Соколова.- М.: АПК и ПРО, 2003. - 101с.
17. Изаренков, Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов- нефилологов /Д.И. Изаренков // Русский язык за рубежом.- 1990. № 4. С. 54 -60.
18. Конецкая, В.П. Социология коммуникаций. Учебник /В.П. Конецкая.- М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997 - 304с.
19. Ломакина, Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии /Г.Р. Ломакина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф.- М.: Буки-Веди, 2012. - 468с.
20. Островский, Э.В. Психология и педагогика. Учебное пособие /Э.В. Островский, Л.И. Чернышев.- М.: Вузовский учебник: Инфра-М , 2012 - 381 с.
21. Пименова, М.В. Концептуальные исследования. Введение: учебное пособие /М.В. Пименова, О.Н. Кондратьева.- М.:ФЛИНТА, 2011. - 176 с.
22. Ратников, В.П. Философия: учебник для студентов вузов /В.П. Ратников.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 622с.
23. Седов, К.Ф. Нейропсихолингвистика /К.Ф. Седов.- М.: Лабиринт, 2007
- 207 с.
24. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие /И.С. Сергеев, В.И. Блинов.- М.: Аркти, 2011. - 132 с.
25. Соссюр, Ф. Труды по языкознанию /Ф. Соссюр.- М.: Прогресс, 1977. - 696 с.
26. Судакова, Н.А. О лингвокультурологической компетенции школьника /Н.А. Судакова // Вестник Томского государственного педагогического университета.-2012. № 10. С. 211 -216.
27. Термины и определения ФГОС. [Электронный ресурс] URL:
http://www.tmn-tlt.ru/upload/iblock/597/597bdbf9f4e11f11851e1ece87e26c4b.pdf (Дата обращения: 11.12.15).
28. Федорова, Л.М. Современные теории и методики обучения иностранным языкам/ Л.М. Федорова, Т.И. Рязанцева.- М.: Экзамен, 2014. - 320с.
29. Чеснокова, А.В. Методы и приемы обучения лексике: говорение. -
Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка».- 2012. - 18 марта [Электронный ресурс] URL:
http://tea4er.ru/blogs/printblog?index php?view=article&id=1312&tmpl=component &print=1 (Дата обращения 26.01.2016).
30. Longman Dictionary of Contemporary English (2009) Pearson Education.
- 2082 p.