Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты компьютерной зависимости у
современных школьников 7
1.1 Понятие и виды компьютерной зависимости 7
1.2 Психолого-педагогические особенности школьников с компьютерной
зависимостью 12
1.3 Формы и методы профилактики компьютерной зависимости у учащихся подросткового возраста 22
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Психолого-педагогическое обеспечение формирования устойчивости к компьютерной и зависимости у школьников 27
2.1 Организация, методы исследования уровня компьютерной зависимости у
школьников 27
2.2 Разработка и реализация программы профилактики компьютерной
зависимости у учащихся подросткового возраста 30
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по профилактике
компьютерной зависимости у подростков 35
Выводы по главе 2 38
Заключение 40
Список литературы 43
Приложения
Актуальность исследования. Актуальность темы компьютерной зависимости населения Российской федерации, а в особенности детей и подростков, уже давно приобрела особую значимость в бурном развитии компьютерных технологий. В последние года свободный доступ к гаджетам, дающим возможность играть в игры, либо проводить время в интернете всё чаще накладывают заметный не вооружённым взглядом отпечаток на развитие личности современного школьника.
Мощный поток информации, применение современных компьютерных технологий, в СМИ, киноиндустрии, компьютерных играх и даже социальных сетях оказывают большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Уже сегодня можно отметить что структура досуга детей и подростков существенно изменена т.к. компьютер, планшет и даже телефон могут сочетать в себе возможности телевизора, игровой приставки, музыкального центра, книги.
В настоящий момент почти каждый школьник помимо того, что умеет работать с компьютерными программами и играть в компьютерные игры, имеет хороший настольный ПК и дорогой смартфон. Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально - психологические факторы здоровья детей и подростков.
Негативным последствием этого процесса является компьютерная зависимость. Термин компьютерная зависимость появился еще в 1990 году. Интернет зависимость была впервые описана в 1995 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека - одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер так же, как и смартфон стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современное население планеты, а особенно детей и подростков.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. В современном обществе и государстве, нестабильность сегодняшнего дня, поощрение умения пользоваться компьютерной техникой в воспитательно-образовательном процессе в педагогической практике привели к тому, что проблемы компьютерной зависимости оказались, практически незаметны нашему глазу и в школах на это перестали обращать внимание. Исследований по вопросу компьютерной зависимости у школьников крайне мало. Хотя в период с 90-х по 00-е годы был проведён ряд исследований по теме компьютерной зависимости. Они были проведены следующими учёными: (Ю.Д. Бабаева [3], А.В. Беляева [4], Т. Больбот [28], М. Коул [4], Л. Юрьевой [28], К. Янг [31]).
Анализ проблемы компьютерной зависимости у школьников позволяет выявить противоречие между социальным заказом общества на граждан, обладающих компьютерной грамотностью, постоянно нарастающим уровнем компьютерной зависимости и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов профилактики компьютерной зависимости.
На основании выявленного противоречия определена проблема исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики
компьютерной зависимости школьников?
Исходя из актуальности вопроса и наличия данных противоречий, мы определили тему нашего исследования как: «Профилактика компьютерной зависимости у школьников подросткового возраста».
Объект исследования процесс профилактики компьютерной зависимости у школьников.
Предмет исследования - содержание, формы и методы профилактики компьютерной зависимости у подростков.
Целью исследования: выявить и экспериментально проверить
содержание, формы и методы профилактики компьютерной зависимости у подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «компьютерная зависимость».
2. Выявить особенности школьников с компьютерной зависимостью.
3. Изучить формы и методы профилактики компьютерной зависимости у подростков и разработать программу по её снижению.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности содержания, форм и методов профилактики компьютерной зависимости у школьников подросткового возраста.
Гипотеза исследования: компьютерная и зависимость у детей
подросткового возраста уменьшится, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «зависимость», «компьютерная зависимость»;
- учитывать психолого-педагогические особенности школьников, с компьютерной зависимостью;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы профилактики компьютерной зависимости «Уйти в реал». Теоретико-методологическую основу исследования составили:
концептуальные идеи ученых и педагогов о профилактике компьютерной зависимости (А.В. Беляева, М. Коул, С.Л. Новоселова, Ш. Текл и др.); психолого-педагогические положения о закономерностях развития человека (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Караковский, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов Л.С. Рубинштейн); аксиологический подход к проблемам образования и воспитания (В.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров Е.Н. Шиянов);
Опытно-экспериментальной базой стала: МБОУ СОШ №179 г. Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 20 учеников контрольной группы и 20 учеников экспериментальной группы в возрасте 16-17 лет.
Методы исследования: теоретические - изучение педагогического опыта, классификация, аналогия, обобщение;
- эмпирические - тестирование («Тест на выявление компьютерной зависимости (Дроздикова - Зарипова А.Р., Шакурова А.Р.)»);
- качественные и количественные методы обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в разработке содержания форм и методов профилактики компьютерной зависимости «Уйти в реал», содействующей снижению уровня компьютерной зависимости у подростков.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная нами программа профилактики «Уйти в реал», содействующая снижению уровня компьютерной зависимости у подростков , может использоваться в работе классных руководителей, психологов.
1. Анализ литературы посвящённой изучению компьютерной зависимости, позволяет определить её как сложное психологическое явление, которое характеризуется пристрастием к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Компьютерная зависимость делится на 3 вида: кибераддикция, сетеголизм и хакерство и каждый из них крайне опасен.
Анализируя современные формулировки понятия компьютерной зависимости, мы вывели свою формулировку, которая звучит как: пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее нарушению здоровья, резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Запущенная компьютерная зависимость у школьников - это результат отсутствия систематической и целенаправленной работы социального педагога и родителей, и чтобы избежать, этого нужно предоставить досуг школьнику, который сможет сформировать характер ребенка, в частности такие качества как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, честность.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности школьников, увлечённых компьютерными играми. Для школьников, увлечённых компьютерными играми характерна раздражительность, агрессивность, импульсивность, быстрая утомляемость, неспособность переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, нарушается сон, пропадает желание общения с кем-либо. Общее развитие такого школьника замедляется. Если школьник подросткового возраста зависим от компьютерных игр, то, как правило, он не может контролировать время, проводимое за компьютером (обещает уменьшить его, выйти из программы, но не в силах этого сделать), лжет, скрывает вид занятий, который выполнял, переоценивает роль компьютера в своей жизни. Школьники ощущают депрессию и тревогу, когда что-либо или кто-либо мешает его планам "посидеть" за компьютером, часто погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру, например, размышляя о том, как пройти следующий уровень игры, страдает из-за несделанных важных дел реальной жизни. Они используют компьютер как способ скрыться от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни, так же в значительной мере усвоение ролей и правил поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие компьютерных игр на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей.
3. Изучив формы и методы профилактики компьютерной зависимости у учеников подросткового возраста нами была составленная программа профилактики для снижения компьютерной зависимости учеников подросткового возраста «Уйти в реал», в которую вошли следующие формы и методы: беседы, дискуссии, личный пример, упражнение, игра, просмотр и обсуждение фильмов.
4. На основе проведённого констатирующего эксперимента была составлена программа профилактики компьютерной зависимости «Уйти в реал», которая реализовывалась на 18 развивающих занятиях по 2 занятия в неделю по 60-120 минут в течение 4 месяцев.
На занятиях использовались следующие методы: практические (игры, упражнения), словесные (беседы, дискуссии, обсуждения фильмов), наглядные (личный пример).
После проведения программы профилактики, были проанализированы результаты теста на компьютерную зависимость, а после проверки значимости статистических различий между выделенными выборками по t - критерию Стьюдента было доказано что уровни компьютерной зависимости у ЭГ и КГ статистически различаются.
Таким образом, мы сделать вывод, что положительные изменения, произошедшие в процессе формирующего эксперимента, позволяют признать проведение опытной работы достаточно успешной, положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие
отношений ребенка в детской субкультуре. - Москва-Воронеж. - 2000, - 416 с.
2. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. - 2003. - № 10 - С.128- 144.
3. Бабаева Ю.Д., Войкунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуванитарные исследования в Интернете //М: Можайск- Терра 2000 с.431
4. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. - 2002. -№ 6. - С.15-22.
5. Беляева А.В. Компьютерно-опосредованная совместна деятельность и проблема психического развития /А.В. Беляева, М. Коул // Психологический журнал. - 1991. - Т.12. - № 2. - С.145-152.
6. Гундарева И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. - 2005. - № 9. - С. 30-33
7. Крылова Н.Б. Школа без детей. - М.: Пронос, 2002- 465с.
8. Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва: Творческая педагогика 1993-248 с.
9. Крутецкий В.А. Психология учебник для учащихся педагогического училища. 2 - е изд. Переработано и дополнено М.: Просвещение, 1986 г. - 375 с.
10. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб.: Гоэтр-Медиа, 2005. - С. 687
11. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: "бермудский треугольник" за углом//Мир семьи. Киев: Имперс - 2004. - № 357 - С. 13-17.
12. Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. - 2000. - № 18 - С.24-45.
13. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. - 2004. - № 6 - С. 8-14.
14. Лихачев Б.Т. Педагогика Курс лекций учебное пособие для студентов дагогического учебного заведения и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, Юрайт, 1998г. - 239 с.
15. Леонтьева А Н. Россия молодая//Воспитание школьников. М.: Россия молодая - 2003. - № 3 - С. 3-7.
16. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12 - С. 26-29.
17. Никитина Н.И., Глухова М.Р. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Владос, 2005. - С. 86
18. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или
диагогическая проблема? //Директор школы. - 2003. - № 9 - С.13-18.
19. Польшакова Е.Ф. Досуг необходимо организовывать//Физкультура в школе. - 2002. - № 5- С. 9-12.
20. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных
школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. - 2005. -№ 4 - С. 35-39.
21. Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте
современной подростковой культуры//Школьные технологии. - 2000. - № 5 - С. 17-23.
22. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. - 2001.-№ 8 - С.34-35.
23. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. - 2000. - № 7 - С.16-19.
24. Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. - 2003. - № 21- С. 5-10.
25. Стукова О.В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! //Аномалия. - 1996. - № 23 - С.3-9 .
26. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с "экранным насилием"//Педагогика. - 2004. - № 6 - С. 56-58.
27. Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационном
мире//ЮНПРЕСС. - 1998. - № 3 - С. 55-57.
28. Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. - 2004. - № 4 - С.14-18.
29. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость:
формирование, диагностика, коррекция и профилактика Днепропетровск: Пороги 2006. - С. 352
30. Якушина Е.В. Подростки в Интернете//Педагогика. - 2001. - № 4 - С. 21-25.
31. Янг К. «Пойманные в Сеть» - USA: John Wiley & Sons, Inc. 1998. - 434 с.
32. Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. - 2004. - № 17 (234) 17 сентября. - С. 22-24.