РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР 7
1.1 Понятие связной речи в психолого - педагогической литературе 7
1.2 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста 15
1.3Характеристика сюжетно - ролевой игры и ее место в педагогическом процессе 20
1.4 Сущность игровой деятельности и влияние ее на развитие связной речи 37
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 46
2.1 Организация эксперимента и обоснование выбора методик.
Описание результатов констатирующего этапа эксперимента 47
2.2 Описание формирующего этапа эмпирического исследования направленного на обучение связной речи посредством сюжетно -
ролевых игр 50
2.3 Обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента 55
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР 7
1.1 Понятие связной речи в психолого - педагогической литературе 7
1.2 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста 15
1.3Характеристика сюжетно - ролевой игры и ее место в педагогическом процессе 20
1.4 Сущность игровой деятельности и влияние ее на развитие связной речи 37
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 46
2.1 Организация эксперимента и обоснование выбора методик.
Описание результатов констатирующего этапа эксперимента 47
2.2 Описание формирующего этапа эмпирического исследования направленного на обучение связной речи посредством сюжетно -
ролевых игр 50
2.3 Обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента 55
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом факторов:
- социальным заказом на развитие связной речи у детей дошкольного возраста;
- необходимостью совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных педагогический условий в ДОУ.
Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева [37], Г.М. Лямина [28], О.С. Ушакова [40], М.М. Алексеева [1] идр. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым [10], Л.С. Выготским [6], Д.Б. Элькониным [45], А.А. Леонтьевым [26] и др.
Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста эта проблема не достаточно исследована в педагогике.
В процессе исследования проблемы развития связной речи у старших дошкольников возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные преобразования в развитии ребёнка. Вместе с тем вопрос о развитии связной речи в сюжетно-ролевой игре изучен недостаточно в дошкольной педагогике. В работах Т.Б. Филичевой [43], занимающейся проблемой формирования умений построения предложений у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием отражается вопрос об использовании в этих целях сюжетно-ролевой игры.
Осуществление обучения без опоры на действенный опыт, на практическую деятельность, употреблению фраз в строго заданных условиях по требованию взрослого приводит к тому, что в итоге многократных занятий уровень развития связной речи детей продолжает оставаться низким. Игра считается эффективным приемом, а не расценивается как основа обучения связной речи.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и ее важность для совершенствования педагогического процесса в детских садах дают основание считать исследование по изучению возможностей развития связной речи в связи с сюжетно-ролевой игрой у детей старшего дошкольного возраста одним из актуальных вопросов дошкольной педагогики и психологии.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путём доказать эффективность использования сюжетно - ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - сюжетно - ролевая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - систематическое включение сюжетно - ролевой игры в совместную деятельность педагога и ребёнка может служить эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить особенности развития связной речи детей дошкольного возраста;
2) определить сущность игровой деятельности и влияние ее на развитие связной речи;
3) опытно - экспериментальным путём доказать эффективность использования сюжетно - ролевых игр в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- концепция речевого развития детей дошкольного возраста М.М.Алексеевой, А.М. Бородич, О.С.Ушаковой и др. [1; 5; 40];
- концепция игровой деятельности детей Н.Я. Михайленко, Д.Б.Эльконина [24; 29; 45].
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами ДОО при решении задач связанных с развитием связной речи детей дошкольного возраста.
База исследования - МБДОУ д/с № 4 г. Чистополь.
Структура данной работы полностью соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом факторов:
- социальным заказом на развитие связной речи у детей дошкольного возраста;
- необходимостью совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных педагогический условий в ДОУ.
Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева [37], Г.М. Лямина [28], О.С. Ушакова [40], М.М. Алексеева [1] идр. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым [10], Л.С. Выготским [6], Д.Б. Элькониным [45], А.А. Леонтьевым [26] и др.
Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста эта проблема не достаточно исследована в педагогике.
В процессе исследования проблемы развития связной речи у старших дошкольников возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные преобразования в развитии ребёнка. Вместе с тем вопрос о развитии связной речи в сюжетно-ролевой игре изучен недостаточно в дошкольной педагогике. В работах Т.Б. Филичевой [43], занимающейся проблемой формирования умений построения предложений у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием отражается вопрос об использовании в этих целях сюжетно-ролевой игры.
Осуществление обучения без опоры на действенный опыт, на практическую деятельность, употреблению фраз в строго заданных условиях по требованию взрослого приводит к тому, что в итоге многократных занятий уровень развития связной речи детей продолжает оставаться низким. Игра считается эффективным приемом, а не расценивается как основа обучения связной речи.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и ее важность для совершенствования педагогического процесса в детских садах дают основание считать исследование по изучению возможностей развития связной речи в связи с сюжетно-ролевой игрой у детей старшего дошкольного возраста одним из актуальных вопросов дошкольной педагогики и психологии.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путём доказать эффективность использования сюжетно - ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - сюжетно - ролевая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - систематическое включение сюжетно - ролевой игры в совместную деятельность педагога и ребёнка может служить эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить особенности развития связной речи детей дошкольного возраста;
2) определить сущность игровой деятельности и влияние ее на развитие связной речи;
3) опытно - экспериментальным путём доказать эффективность использования сюжетно - ролевых игр в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- концепция речевого развития детей дошкольного возраста М.М.Алексеевой, А.М. Бородич, О.С.Ушаковой и др. [1; 5; 40];
- концепция игровой деятельности детей Н.Я. Михайленко, Д.Б.Эльконина [24; 29; 45].
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами ДОО при решении задач связанных с развитием связной речи детей дошкольного возраста.
База исследования - МБДОУ д/с № 4 г. Чистополь.
Структура данной работы полностью соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.
Наше исследование состояло из двух глав. В первой главе мы провели обзор психолого - педагогической, методической и специальной литературы анализируя и систематизируя полученные данные мы сделали следующие выводы:
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста, а именно монологической и диалогической заключаются в том, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. В развитии связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие) уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому способствуют сюжетно-ролевые игры.
Ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; преодолевать при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.
Содержание ролевых игр по восполнению пробелов в развитии связной речи направлено на активную работу по:
а) уточнению знаний имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
б) дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении;
в) установлению связности и последовательности высказывания.
Далее нами было проведено эмпирическое исследование, где мы с
помощью методики обследования развития связной речи О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, на констатирующем этапе, выявили начальный уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Здесь мы отметили, что большинство детей испытывают затруднения в составлении описательного рассказа. Дети не могли логично выстроить предложения, им требовалась некоторая помощь, иногда наводящие вопросы, а иногда образец составления рассказа или чёткий план. Некоторые дети не соблюдали порядок слов в предложении или не могли составить правильный порядок предложений при пересказе сказки «Гуси-лебеди».
После проведения диагностического исследования мы провели формирующий этап, где подобрали и апробировали комплекс игр направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Во всех сюжетно-ролевых играх присутствовали связные тексты. Разнообразие предлагаемой методики позволило повысить уровень умения составлять рассказы, что в свою очередь способствовало развитию монологической речи. Развитие диалогической речи происходило во время развития игрового сюжета. После проведения сюжетно - ролевых игр у детей значительно повысился уровень связной речи, что подтверждено результатами, полученными нами на контрольном этапе эмпирического исследования.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены, а выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста, а именно монологической и диалогической заключаются в том, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. В развитии связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие) уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому способствуют сюжетно-ролевые игры.
Ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; преодолевать при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.
Содержание ролевых игр по восполнению пробелов в развитии связной речи направлено на активную работу по:
а) уточнению знаний имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
б) дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении;
в) установлению связности и последовательности высказывания.
Далее нами было проведено эмпирическое исследование, где мы с
помощью методики обследования развития связной речи О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, на констатирующем этапе, выявили начальный уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Здесь мы отметили, что большинство детей испытывают затруднения в составлении описательного рассказа. Дети не могли логично выстроить предложения, им требовалась некоторая помощь, иногда наводящие вопросы, а иногда образец составления рассказа или чёткий план. Некоторые дети не соблюдали порядок слов в предложении или не могли составить правильный порядок предложений при пересказе сказки «Гуси-лебеди».
После проведения диагностического исследования мы провели формирующий этап, где подобрали и апробировали комплекс игр направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Во всех сюжетно-ролевых играх присутствовали связные тексты. Разнообразие предлагаемой методики позволило повысить уровень умения составлять рассказы, что в свою очередь способствовало развитию монологической речи. Развитие диалогической речи происходило во время развития игрового сюжета. После проведения сюжетно - ролевых игр у детей значительно повысился уровень связной речи, что подтверждено результатами, полученными нами на контрольном этапе эмпирического исследования.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены, а выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной речи старших дошкольников в процессе сюжетного рисования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - Методика развития диалогической речи старших дошкольников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие номинативного словаря у старших дошкольников с системным недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Развитие номинативного словаря у старших дошкольников с системным недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - Формирование навыков диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021



