РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства 7
1.1. Сущность понятия «воображение» 7
1.2. Особенности развития воображения младших школьников 17
1.3. Педагогические условия развития воображения младших
школьников на уроках изобразительного искусства 24
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства 33
2.1. Диагностика уровня развития воображения младших
школьников 33
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию
воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства 39
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Глава 1. Теоретические основы развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства 7
1.1. Сущность понятия «воображение» 7
1.2. Особенности развития воображения младших школьников 17
1.3. Педагогические условия развития воображения младших
школьников на уроках изобразительного искусства 24
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства 33
2.1. Диагностика уровня развития воображения младших
школьников 33
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию
воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства 39
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Проблема развития воображения младших школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. Но именно у них воображение развито не достаточно, т.к. воображение опирается на образы, опыт, а у детей его мало. Воображение с одной стороны вызывает бурю эмоций, а с другой - является способом постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество, и позволяет представить конечный результат своей работы, без чего не мыслима ни одна деятельность.
Воображение младших школьников может развиваться в разнообразной деятельности учащихся, на различных уроках и внеурочной деятельности, но наиболее эффективное влияние оказывают уроки изобразительного искусства. В процессе обучения изобразительному искусству у младших школьников развиваются мышление, зрительная память, воображение, художественные способности, нравственные и эстетические чувства, что является необходимым условием успешного формирования мировоззрения. Занятия изобразительным искусством - важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, развитию их мыслительной и творческой активности, эстетического отношения к действительности. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Целью курса «Изобразительное искусство» для 1-4 классов является - развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности (Сокольникова, 1999, 75).
В художественной деятельности выделяют три основных вида визуальных пространственных искусств: изобразительная художественная деятельность; декоративная художественная деятельность; конструктивная художественная деятельность. На наш взгляд, «изобразительная художественная деятельность» способствует активному развитию воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Проблемой развития воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Я.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. А так же изучением данной проблемы на уроках изобразительного искусства в начальной школе занимались такие методисты как: А.А. Баранов, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с определением влияния изобразительного искусства на развитие воображения младших школьников, мало разработаны.
Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: «Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития воображения младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если:
- учащиеся знакомятся с нетрадиционными техниками рисования;
- предлагаются различные дидактические игры и задания на развитие воображения.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
3. Провести диагностику уровня развития воображения у учащихся экспериментального класса.
4. Провести экспериментальную работу по развитию воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение педагогической, психологической и методической литературы;
2) эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование,
анализ продуктов творческой деятельности учащихся;
3) методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МАНОУ «Шуховский лицей» г. Белгород, 4 «Б» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-методической конференции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 с докладом по теме исследования, в публикации статьи в сборнике материалов студенческая конференция «Ребенок в современном образовательном пространстве» (5 апреля 2018 г., г. Шадринск); в публикации статьи в сборнике материалов Российской студенческой научной конференции «Ребёнок в языковом и образовательном пространстве» (26-27 апреля 2018 г., г. Елец).
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении отражена актуальность выбранной темы исследования, научный аппарат исследования, задачи, методы, база исследования, а также апробация и внедрение результатов исследования.
В первой главе рассматривается сущность понятия воображения и его виды, особенности развития воображения младших школьников, а так же педагогические условия развития воображения на уроках изобразительного искусства.
Во второй главе представлено описание использованных методик для диагностики развития воображения младших школьников, критерии и уровни развития воображения, интерпретация полученных результатов, а также рассмотрены фрагменты уроков изобразительного искусства, направленные на развитие воображения младших школьников.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 58 источников.
Приложение представлены диагностические материалы, таблицы, конспекты уроков.
Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. Но именно у них воображение развито не достаточно, т.к. воображение опирается на образы, опыт, а у детей его мало. Воображение с одной стороны вызывает бурю эмоций, а с другой - является способом постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество, и позволяет представить конечный результат своей работы, без чего не мыслима ни одна деятельность.
Воображение младших школьников может развиваться в разнообразной деятельности учащихся, на различных уроках и внеурочной деятельности, но наиболее эффективное влияние оказывают уроки изобразительного искусства. В процессе обучения изобразительному искусству у младших школьников развиваются мышление, зрительная память, воображение, художественные способности, нравственные и эстетические чувства, что является необходимым условием успешного формирования мировоззрения. Занятия изобразительным искусством - важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, развитию их мыслительной и творческой активности, эстетического отношения к действительности. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Целью курса «Изобразительное искусство» для 1-4 классов является - развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности (Сокольникова, 1999, 75).
В художественной деятельности выделяют три основных вида визуальных пространственных искусств: изобразительная художественная деятельность; декоративная художественная деятельность; конструктивная художественная деятельность. На наш взгляд, «изобразительная художественная деятельность» способствует активному развитию воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Проблемой развития воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Я.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. А так же изучением данной проблемы на уроках изобразительного искусства в начальной школе занимались такие методисты как: А.А. Баранов, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с определением влияния изобразительного искусства на развитие воображения младших школьников, мало разработаны.
Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: «Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития воображения младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если:
- учащиеся знакомятся с нетрадиционными техниками рисования;
- предлагаются различные дидактические игры и задания на развитие воображения.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
3. Провести диагностику уровня развития воображения у учащихся экспериментального класса.
4. Провести экспериментальную работу по развитию воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение педагогической, психологической и методической литературы;
2) эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование,
анализ продуктов творческой деятельности учащихся;
3) методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МАНОУ «Шуховский лицей» г. Белгород, 4 «Б» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-методической конференции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 с докладом по теме исследования, в публикации статьи в сборнике материалов студенческая конференция «Ребенок в современном образовательном пространстве» (5 апреля 2018 г., г. Шадринск); в публикации статьи в сборнике материалов Российской студенческой научной конференции «Ребёнок в языковом и образовательном пространстве» (26-27 апреля 2018 г., г. Елец).
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении отражена актуальность выбранной темы исследования, научный аппарат исследования, задачи, методы, база исследования, а также апробация и внедрение результатов исследования.
В первой главе рассматривается сущность понятия воображения и его виды, особенности развития воображения младших школьников, а так же педагогические условия развития воображения на уроках изобразительного искусства.
Во второй главе представлено описание использованных методик для диагностики развития воображения младших школьников, критерии и уровни развития воображения, интерпретация полученных результатов, а также рассмотрены фрагменты уроков изобразительного искусства, направленные на развитие воображения младших школьников.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 58 источников.
Приложение представлены диагностические материалы, таблицы, конспекты уроков.
Воображение - универсальная способность человека представлять что- то новое, перерабатывать старую информацию, представлять свое будущее, места, в которых никогда не был и многое другое. У младших школьников необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность понятия воображения и виды воображения младших школьников; выявлены педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства; проведена диагностика уровня развития воображения у учащихся экспериментального класса; проведена экспериментальная работа по развитию воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что в основе воображения человека лежит психический процесс, в котором заключено создание образов предметов и явлений. Проблема развития воображения младших школьников обусловлена потребностью общества в творчески развитой личности, способной решать проблемы неординарно. Миру нужны люди, способные нестандартно подходить к решениям возникающих проблем.
Уроки изобразительного искусства активно влияют на развитие воображения в младшем школьном возрасте. Урок необходимо построить таким образом, чтобы он состоял из творческих и проблемных задач, чтобы в структуре урока присутствовали игровые элементы и художественно-дидактические игры, необходимо применение разнообразных художественных материалов и нетрадиционных техник рисования. Все это сделает урок более интересным и увлекательным, а так же создаст благоприятные условия для развития воображения младших школьников.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточно высокий уровень развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства. В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие развитию воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если: учащиеся знакомятся с нетрадиционными техниками рисования; предлагаются различные дидактические игры и задания на развитие воображения, нашла свое подтверждение в ходе проведения педагогического эксперимента.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и может быть продолжено в дальнейшем.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность понятия воображения и виды воображения младших школьников; выявлены педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства; проведена диагностика уровня развития воображения у учащихся экспериментального класса; проведена экспериментальная работа по развитию воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что в основе воображения человека лежит психический процесс, в котором заключено создание образов предметов и явлений. Проблема развития воображения младших школьников обусловлена потребностью общества в творчески развитой личности, способной решать проблемы неординарно. Миру нужны люди, способные нестандартно подходить к решениям возникающих проблем.
Уроки изобразительного искусства активно влияют на развитие воображения в младшем школьном возрасте. Урок необходимо построить таким образом, чтобы он состоял из творческих и проблемных задач, чтобы в структуре урока присутствовали игровые элементы и художественно-дидактические игры, необходимо применение разнообразных художественных материалов и нетрадиционных техник рисования. Все это сделает урок более интересным и увлекательным, а так же создаст благоприятные условия для развития воображения младших школьников.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточно высокий уровень развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства. В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие развитию воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если: учащиеся знакомятся с нетрадиционными техниками рисования; предлагаются различные дидактические игры и задания на развитие воображения, нашла свое подтверждение в ходе проведения педагогического эксперимента.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и может быть продолжено в дальнейшем.



