Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Работа №114044

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы60
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства 7
1.1 Проблемы развития воображения у младших школьников в психолого - педагогической литературе 7
1.2 Педагогические условия развития воображения учащихся младшего школьного возраста 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 22
2.1 Диагностическое исследование уровня развития воображения младших школьников на констатирующем этапе 22
2.2 Содержание работы по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 39
2.3 Результаты опытно - экспериментальной работы развития воображения у младших школьников на урока изобразительного искусства 47
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Протокол диагностики уровней развития воображения учащихся 1 класса МОУ «Кузяевской основной общеобразовательной школы», Московской области, Раменского района, д. Кузяево 58
Приложение Б Протокол диагностики уровней развития воображения учащихся 1 класса МОУ «Кузяевской основной общеобразовательной школы», Московской области, Раменского района, д. Кузяево 59

На сегодняшний день образование играет важную роль в жизни каждого ученика. Исследователи Л.А. Ивахнова и А.В. Кучерова констатируют тот факт, что в связи с этим с каждым днем повышаются требования, предъявляемые к развитию личности младших школьников [15].
Актуальность данной проблемы исследования обусловлена острой потребностью общества в развитых личностях, умеющих быстро решать новые жизненные проблемы и, как утверждают исследователи Е.Ф. Командышко и Ю.И. Хлад, фактически слабым методическим обеспечением современной начальной школы [20].
Именно творчески развитая личность сможет адаптироваться в современном мире. Младший школьник на начальном этапе обучения, сталкивается с задачей, где нужно быстро понять суть проблемы и суметь принять нестандартное решение. Творчески развитый ученик начальной школы, способен неординарно мыслить и легче справляется с трудностями в обучении. Каждой подрастающей личности, необходимо накапливать ценности и применять их в творческой деятельности. От этого будет зависеть, насколько в будущем общество сможет продвинуться веред. В международной Конвенции о правах ребенка акцентируется значение реализации индивидуальности формирующейся личности [21]. Л.А. Минеева утверждает, что развивая воображение у учеников младших классов, мы помогаем принимать не только новые решения, но и учим прогнозировать некоторые жизненные события [25].
Л.С. Выготский писал: «...психологию искусства приходится начинать с. двух проблем - чувства и воображения. все психологические системы, пытающиеся объяснить искусство. в том или ином виде учение о воображении и чувстве» [7, с. 152].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) ставит перед учителями новые цели: «формирование основ умения учиться (универсальных учебных действий), развитие самостоятельной личности, творческого мышления и творческой активности; это позволит школьнику воображать, фантазировать, логически рассуждать, строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге решать проблемы в любой области человеческой деятельности» [40, с. 14]. В связи с этим, перед учителями встает проблема поиска новых методов и технологий, направленных на удовлетворение требований ФГОС НОО. В связи с этим, перед учителями встает проблема поиска новых методов и технологий, направленных на удовлетворение требований по ФГОС НОО от « 6 » октября 2009 г. № 373.
Введенные новые требования начального образования направляют школьника к оригинальному мышлению при решении задач и готовности к условиям жизни. Таким образом, выявленные проблемы показывают, недостаточное методическое обеспечение содержания обучения, нацеленного на развитие воображения на уроках изобразительного искусства и условия реализации содержания приемов развития воображения в процессе художественно-изобразительного творчества детей младшего школьного возраста.
Л.С. Выготского, считал, воображение - это «творческая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий путем комбинации, творческой переработки элементов прежнего опыта» [8, с. 152].
Наличие данного противоречия позволяет сформулировать проблему исследования, каково содержание условий реализации приемов обучения на уроках изобразительного искусства, которые окажут эффективное положительное влияние на развитие воображения младших школьников. Исходя из противоречий сформулирована тема исследования: «Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Цель исследования: разработать и доказать эффективность условий реализации приемов развития воображения младших школьников в процессе обучения на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - условия развития воображения младших школьников посредством разработанных приемов обучения на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования - развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства будет происходить наиболее эффективно, если в процессе обучения применять приемы:
• обогащающие опыт художественного восприятия произведений искусства (живопись, музыка, литература);
• активизирующие оригинальность замыслов при рисовании;
• стимулирующие творческое самовыражение при реализации творческих замыслов;
• совершенствующие планирующую функцию художественно - творческой деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом, сформулированы задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития воображения младших школьников.
3. Разработать содержание приемов, направленных на развитие воображения младших школьников в процессе обучения на уроках изобразительного искусства.
4. Реализовать и экспериментально проверить эффективность условий реализации разработанных приемов, направленных на развитие воображения младших школьников в процессе обучения на уроках изобразительного искусства.
С целью решения поставленных задач мы использовали методы исследования: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы по вопросам развития воображения в младшем школьном возрасте, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Новизна исследования: разработано содержание приемов развития воображения младших школьников и предложены условия их реализации в процессе обучения на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Практическая значимость: разработанные приемы развития воображения младших школьников позволят повысить качество процесса обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства. Предложенное содержание приемов развития воображения может быть применено учителями начальной школы при планировании образовательной деятельности на уроках в начальной школе.
Структура исследования. Бакалаврская работа состоит из: введения, двух глав, состоящих из 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы (40 источника), 2-х приложений. Первая глава бакалаврской работы носит теоретический характер. Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по развитию воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное опытно-поисковое исследование по развитию воображения у младших школьников, подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать соответствующие выводы по итогам работы. Изучив психолого-педагогическую, научную, литературу, мы сделали вывод, что воображение-это психический процесс. Его сущность заключается в создании новых образов, опираясь на прошлый опыт или реальную действительность. По результатам теоретического анализа, выяснилось, что сенситивный возраст для развития творческого воображения - младший школьный возраст. Именно в этот период у учащихся бурно начинает играть воображение и фантазия. К показателям развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства относится: создание новых образов, скорость процессов воображения, оригинальность, выразительность, опыт. При обучении младших школьников, воображение играет важную роль. Прочитанное или прослушанное произведение, лучше сохраняется в памяти и будет воспроизводиться, если перед ребенком стоит задача: вообразить. Развитое воображение является основой в решении нестандартных учебных задач, поиска новых решений, умению логически мыслить, находить выход из любой сложной ситуации, даже при отсутствии полноты знаний. В художественной деятельности ребенку необходимо уделять внимание и целенаправленно помогать раскрывать его индивидуальные, творческие возможности, что играет большую роль при развитии воображения. Из-за отсутствия методического обеспечения, учителя не могут дать в полном объеме пищу для развития творческого воображения у младших школьников, тем самым обедняя художественное восприятие ученика. Образы и рисунки таких детей, крайне бедны по своему содержанию. Таким образом, зная, что воображение присуще любому ребенку, нужно найти лишь правильные приемы для раскрытия способностей школьника. Основываясь на научную литературу Р. С. Немова, Э. П. Торренса, диагностика показателей творческого воображения у младших учеников, проводилась с помощью 4 диагностических методик: «Вербальная фантазия», «Рисунок», «Скульптура» и «Неполные фигуры». Разрабатывая комплекс приемов для развития воображения у младших школьников, учитывались интересы детей, возрастные и психологические особенности. Подобные занятия развивают воображения, как одну из сторон психического процесса. Поэтому основной целью урока должно быть развитие воображения каждого младшего школьника. В целях развития показателей воображения, на уроках использовался разработанный комплекс педагогических приемов. Подводя итоги опытно - экспериментальной работы и сравнивая результаты, было найдено подтверждение гипотезы. Нельзя не согласиться с утверждением О.А. Ткачевой: «Важно создать на занятии атмосферу эмоционального отклика на произведения мастеров изобразительного искусства» [39, с. 49].
Гипотеза исследования - развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства будет происходить наиболее эффективно, если в процессе обучения применять приемы:
• обогащающие опыт художественного восприятия произведений искусства (живопись, музыка, литература);
• активизирующие оригинальность замыслов при рисовании;
• стимулирующие творческое самовыражение при реализации творческих замыслов;
• совершенствующие планирующую функцию художественно-творческой деятельности.


1. Абдулаева Ф. И., Шахбиева Х. Х. Развитие воображения в пейзажной живописи // Известия ЧГПУ. Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 1 (21). С. 89-92.
2. Антипов С. С. Воображение как катализатор развития науки и искусства // Философская школа. 2019. № 7. С. 102-107.
3. Бехтерев В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб. : тип. П. П. Сойкина, 1910. 50 с.
4. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд., перераб. и доп. СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. 672 с. URL: https://psychological.slovaronline.com/ (дата обращения: 12.02.2020).
5. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов : монография / Общ. ред. А. В. Либина. М. : Смысл ; Per Se, 2000. 685 с.
6. Веккер Л. М. Психические процессы : монография : В 3-х т. Т. 2 : Мышление и интеллект. Л. : Изд-во ЛГУ, 1976. 344 с.
7. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студ. высш. учеб. пед. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. 5-е изд., стер. М. : Академия, 2008. С. 62-67.
8. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М. : Юрайт, 2018. 302 с.
9. Губанова А. В., Савина Н. В. Развитие творческих способностей обучающихся в современной начальной школе // Начальная школа. 2018. № 9. С. 10-15.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения : монография. М. : Интер, 1996. 544 с.
11. Дружинин В. Н. Психология способностей : избранные труды ; отв. ред.: А. Л. Журавлев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков. М. : Институт психологии РАН, 2007. 540 с.
12. Дубровина И. В. Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. М. : Академия,1999. 464 с.
13. Занина В. В. Особенности развития творческого воображения в младшем школьном возрасте // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. 2018. № 4 (8). С. 95-103.
14. Иванова Т. В. Психологические механизмы развития воображения младших школьников [Электронный ресурс] // Ученые записки : электронный науч. журнал КГУ. 2019. № 3 (51). С. 243-248. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41232884_29850594.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
15. Ивахнова Л. А., Кучерова А. В. Проектное обучение в художественном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. С. 120.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ