Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ

Работа №72305

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития
воображения младших школьников 7
1.1. Понятие о воображении в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности воображения младших школьников и его влияние
на академическую успеваемость 18
Глава 2. Эмпирическое исследование развития воображения младших школьников и его влияния на академическую успеваемость 29
2.1. Методы, методики и процедура диагностики уровня развития
воображения младших школьников 29
2.2. Количественный и качественный анализ результатов диагностики уровня развития воображения младших школьников и его
влияния на академическую успеваемость 38
Заключение 53
Список использованной литературы 58
Приложения 62

Актуальность. Проблема развития воображения детей младшего школьного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последнее время на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показывают исследования многих педагогов-психологов, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в большой степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
Много людей, особенно в детстве, любят фантазировать, но вряд ли задумываются как это происходит. В рождении фантазии участвует воображение. Благодаря ему мы можем побывать в прошлом и будущем, спуститься глубоко под землю, переместиться на любую планету, увидеть животное, которого никогда не было на земле. Воображение помогает воссоздать образы и действия литературных героев.
Воображение - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии воображения.
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимой способностью человека.
Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Так, уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре.
На значение воображения и фантазии в жизни ребенка указывали почти все психологи, которые изучали онтогенез психического развития. Некоторые из них утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.
Выявленные для каждого возрастного этапа законы развития
творческого воображения ложатся в основу построения новых программ обучения и выделения в них специальных заданий, направленных на активизацию творческих процессов и способностей.
Объект исследования: воображение младших школьников.
Предмет исследования: уровень развития воображения младших школьников.
Цель исследования: определить особенности влияния уровня развития воображения на академическую успеваемость младших школьников.
Для достижения намеченной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностику академической успеваемости и уровня развития воображения младших школьников;
3. Провести формирующий эксперимент, направленный на развитие воображения;
4. Провести повторную диагностику успеваемости и уровня развития воображения младшеклассников;
5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования заключается в том, что воображение связано с академической успеваемостью и повышение уровня развития воображения младших школьников будет способствовать улучшению их успеваемости, причем уровень развития воображения в разной степени влияет на академическую успеваемость учащихся по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и английскому языку.
Методологическими и теоретическими основами исследования выступили труды Л.С. Бушуевой, А.Н. Воронина, П. Лазаревой и других, в которых исследуется воображение младших школьников, а также работы И.В, Дубровиной, А.Д. Андреевой, Н.П. Миронова, рассматривающие особенности воображения в младшем школьном возрасте.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, эксперимент, тестирование, сравнительный метод, метод математической обработки данных (корреляционный анализ).
Методический инструментарий:
- методика «Вербальная фантазия»;
- методика «Нарисуй что-нибудь»;
- методика «Придумай рассказ».
Научная новизна состоит в выявлении наиболее эффективных форм и педагогических приемов, активизирующих процесс развития воображения младших школьников на занятиях русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения и английского языка; определении критериев и уровней воображения младших школьников; в разработке педагогической модели, обеспечивающей пути педагогического воздействия на развитие воображения учащихся младших классов.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней выявлен уровень развития воображения детей младшего школьного возраста. Полученные в результате исследования новые сведения о влиянии воображения на академическую успеваемость младших школьников пополняют базу знаний в области педагогической психологии.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования будут полезны в практической деятельности и могут быть использованы учителями, детскими практическими психологами и методистами в работе с младшими школьниками.
База исследования: МКОУ «Прогимназия №28» г.о. Нальчик.
Выборочная совокупность составляет 41 человек: 20 учащихся 2 «А» класса и 21 учащихся 2 «Б» класса в возрасте от 8 до 9 лет.
Апробация: Результаты исследования представлены в материалах международной научно - практически конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива-2020».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что проблема изучения уровня развития воображения младших школьников - это актуальное направление психологического исследования.
Нами была поставлена цель - выявить влияние уровня развития воображения на академическую успеваемость младших школьников. Для достижения нашей цели был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Вместе с этим были решены такие задачи, как:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностику академической успеваемости и уровня развития воображения младших школьников;
3. Провести формирующий эксперимент, направленный на развитие воображения;
4. Провести повторную диагностику успеваемости и уровня развития воображения младшеклассников;
5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методами исследования являлись: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, тестирование, сравнительный метод, метод математической обработки данных (корреляционный анализ).
Методологическими и теоретическими основами исследования выступили труды Л.С. Бушуевой, А.Н. Воронина, П. Лазаревой и других, в которых исследуется творческое воображение младших школьников, а также работы И.В, Дубровиной, А.Д. Андреевой, Н.П. Миронова, рассматривающие особенности воображения в младшем школьном возрасте.
Анализ результатов проведенного теоретического анализа позволяет сделать следующие выводы:
1. Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии;
2. Воображение - особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею; воображение стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью;
3. Воображение может быть четырех основных видов: активное (характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы) и пассивное (образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека); воспроизводящее, или репродуктивное, и творческое.
4. Воображение младших школьников характеризуется активностью, действенностью, а также познавательностью и направленностью на социально значимую самореализацию.
5. Воображение помогает человеку в познании мира, способствует саморазвитию, формированию его самосознания, и ни в коем случае оно не должно перерастать в пассивную мечтательность, которая будет лишь способом отгородиться от реального мира, уйдя от проблем. Поэтому родители и учителя должны работать над развитием воображения в познавательной деятельности, особенно теоретического, абстрактного мышления и в целом творчества.
6. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности.
Проведенный качественный и количественный анализ результатов диагностики уровня развития воображения и его влияния на академическую успеваемость детей младшего школьного возраста позволяют сделать следующие выводы:
1. В нашем исследовании принимали участие два класса, где 2 «Б» класс в ходе исследования стал экспериментальным, где проводился в течении некоторого времени формирующий эксперимент. 2 «А» класс стал контрольным, где учебный процесс протекал без изменений. И на основе сопоставления полученных результатов мы выяснили уровень развития воображения как экспериментального, так и контрольного классов и выяснили эффективность проведенных формирующих мероприятий. Выявили как эти результаты влияют на академическую успеваемость детей.
2. На первом этапе исследования мы выяснили уровень успеваемости детей двух классов на момент начала нашего исследования, чтобы в дальнейшем сравнить с уровнем успеваемости после формирующего эксперимента. Далее мы провели входную диагностику по трем методикам, направленные на выявление уровня развития воображения. По методике «Вербальная фантазия» высокий уровень получили 25%-19% детей 2 «А» и 2 «Б» классов. Средний уровень получили 50%-52% детей. Низкий уровень - 25%-29%. Данные по методике «Нарисуй что-нибудь» выглядят следующим образом: высокий уровень выявлен у 10%-10% детей двух классов, средний уровень - 55%-52%, низкий уровень - 35%-38%. Данные по методике «Придумай рассказ»: высокий уровень получили 20%-14% учащихся двух классов, средний уровень - 60%-48%, низкий уровень - 20%-38% детей. Исходя из полученных результатов входной диагностики, мы видим, что в, основном, у детей младшего школьного возраста.
3. На втором этапе исследования в экспериментальном классе был проведен комплекс формирующих мероприятий, направленный на развитие уровня воображения детей.
4. На третьем этапе была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик. Данные по первой методике: высокий уровень развития воображения показали 25%-28% испытуемых учеников двух классов, средний уровень выявлен у 50%-67%, низкий уровень - 25%- 5%. По второй методике результаты были такими: высокий уровень имеют 15%-14%, средний уровень - 60%-67%, низкий уровень - 25%-19%. Данные по третьей методике: высокий уровень выявлен у 20%-29% учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов, средний уровень у 70%-57% детей, низкий уровень у 10%- 14%. Исходя из результатов можно сделать вывод, что после проведения формирующего эксперимента показатели у экспериментального класса улучшились.
5. Была проведена также повторная диагностика двух классов учета академической успеваемости по всем дисциплинам. Исходя из полученных результатов, мы видим, что оценки за четверть в экспериментальном классе значительно стали лучше.
6. Кроме того, с целью выявления связи уровня развития
воображения и академической успеваемости младших школьников нами был проведен корреляционный анализ. Все коэффициенты корреляции
положительные. Больше всего воображение влияет на академическую успеваемость по таким предметам, как: окружающий мир (коэффициенты корреляции - 0,557; 0,463; 0,462), чтение (0,401) и английский язык (0,547). Это можно объяснить тем, что «окружающий мир» объясняет факты о природе, о мире в целом, в то же время общение с окружающим миром побуждает в детях некое творческое начало. Что касается литературного чтения, то сам факт того, что дети на уроках знакомятся с произведениями искусства, выводят нас на мысль, что в данном процессе у детей неосознанно возникает творческое воображение и фантазия. Кроме того, английский язык, как учебный предмет, своеобразный способ познать мир с другой стороны, это средство знаний в разных областях жизни, науки, искусства, а также это средство, помогающее в осуществлении различной деятельности в сферах трудовой и общественной жизни. Именно поэтому, уроки английского языка являются хорошей площадкой для развития творческих способностей и воображения младших школьников. По таким предметам, как математика (коэффициент корреляции - 0,017) и русский язык (коэффициент корреляции - 0,042; 0,054) получились довольно низкие результаты корреляционного анализа. Это можно объяснить тем, что математика является точной наукой и здесь не обязательно проявления творчества и воображения. На уроках русского языка преимущественно отводят часы на заучивание правил, то есть дети воспроизводят ранее выученное и пока не создают ничего нового. В данном случае развитие воображения произойдет, когда учащиеся начнут писать сочинения и изложения, но для второго класса это еще рано.
7. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что повышение уровня развития воображения младших школьников способствует улучшению их успеваемости.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что: 1. Уровень развития воображения младших школьников влияет на их академическую успеваемость; 2. Экспериментальное повышение уровня развития воображения младших школьников приведет к повышению их академической успеваемости; 3. Уровень развития воображения в разной степени влияет на академическую успеваемость учащихся по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и английскому языку, доказана и цель исследования достигнута.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проспект. - 2014.
2. Антонов Н.П. Развитие мышления и языка ребенка в дошкольном и школьном возрасте. - 2012. - №2. - С. 56-74.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Педагогика. - 2014.
4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение. - 2016.
5. Васина Н.Ф. Возрастная динамика творческой продуктивности профессиональной деятельности руководителей системы образования: Диссертация кандидата психологических наук. - 2017.
6. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Изд-во АПН РСФСР. - 2004.
7. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. - 2015.
8. Галин А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды. -
Новосибирск: Кн. изд-во. - 2017. - 126 с.
9. Гамезо М.В. Атлас по психологии. - М.: Педагогическое общество России. - 2016. - 276 с.
10. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология - М.: Просвещение.
- 2015. - 256 с.
11. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. - М.: Знание. - 2016.
12. Гуревич П.С. Психология: учебное пособие. - М.: Знание. - 2015.
13. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. - М.: Наука. - 1996.
14. Данилова Е.П. Поможем ребенку сосредоточиться // Школьный психолог.
- 2018. - №18.
15. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение.
- 2008.
16. Дьяченко О.М. Развитие воображения. - Москва. - 2011.
17. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.: Просвещение. - 2016.
18. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение. - 2014.
19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика. - 2011.
20. Инденбаум Е.М. Клиническая и психологическая оценка психического здоровья младших школьников. - Иркутск: Аспект. - 2017.
21. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы.
- Ростов-на-Дону: Феникс. - 2015.
22. Калита И.И. Коррекционно-развивающее обучение младших школьников // Журнал практического психолога. - 2017. - №1. - С. 73-76.
23. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. - М.: ЮНИТИ. -
2015.
24. Карелин А.А. Психологические тесты. - М.: ВЛАДОС. - 2016.
25. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей младшего школьного возраста: кн. для учителя. - М.: Просвещение. - 2015.
26. Кудайбергенова А.Т. Характеристика возрастных особенностей первоклассников // Воспитание школьника. - 2015. - №5.
27. Курбанов Г.С. Узнай свои способности: задания, тесты, упражнения. - М.: Феникс. - 2015.
28. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука. - 2013.
29. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение. - 2006.
30. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. - М. - 2010.
31. Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Гавриш Н.В. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся вторых классов // Вопросы психологии. - М.: Просвещение. - 2014.
32. Мисова В.В., Шутова Н.В. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие к семинарским и практическим занятиям. - Н.Новгород: НГПУ. -
2016.
33. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие.
- М.: Просвещение. - 2012.
34. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС. - 2002.
35. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М. - 2011.
36. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера. -
2015.
37. Подласый И. П. Педагогика: учебник. - М.: Юрайт: ИД Юрайт. - 2015. - 573 с.
38. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М.: Просвещение. - 2014.
39. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников.
- М. - 2017.
40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект Пресс. - 2016.
41. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М.: Смысл. - 2015.
42. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Прогресс. - 2013.
43. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - Воронеж: МПСИ. - 2011.
44. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение. - 2003.
45. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - СПб.: Питер. - 2014.
46. Холодная М.А. Психология интеллекта. - М.: Томск. - 2015.
47. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос. - 2015.
48. Шмелева А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов-на-Дону: Феникс. -
2016.
49. Шрагина Л. И. Логика воображения. — М.: Народное образование. -
2017. - 190 с.
50. Янге Е. Веселые игры для развития воображения. - М.: Феникс. - 2016. - 589 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ