ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА СТУПЕНИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.2 РАЗВИТИЕ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.3 ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ 13
1.4 ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ В ТАТАРОЯЗЫЧНОЙ АУДИТОРИИ 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 27
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 29
2.1 ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ....29
2.2 ТЕХНИКА «SHADOWING» 39
2.3 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ 41
2.4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Произношение имеет большое значение при изучении иностранного языка, так как его эффективность в значительной мере определяет успех в овладении навыков устной речи. Одним из важнейших условий формирования фонетических навыков является развитие слухо-произносительных навыков, то есть способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением и продуцировать звуки, соответствующие определенным значениям.
Интерес к культуре и языкам стран, которые являются экономическими партнерами нашего государства. В связи с произошедшими и происходящими изменениями в мире возрос интерес к культуре и языкам стран, являющихся экономическими партнерами нашего государства и ориентированных на вхождение России в мировое образовательное, культурное и экономическое пространство.
Язык - это важнейшее средство общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, что означает способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями.
Одной из актуальных проблем в обучении языку является проблема формирования произносительных навыков. Начальный этап является самым трудным и ответственным, так как здесь происходит формирование слухо¬произносительной базы и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения. Правильная артикуляция звуков и владение речевой интонацией - это показатели фонетической грамотности говорящего. Поэтому при изучении иностранного языка каждый нуждается в теоретических знаниях и практике.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что одной из основных задач, которые ставятся сегодня обществом перед школой, является воспитание и образование человека культуры, обладающего 3
коммуникативной компетенцией в актах межкультурной коммуникации, способного воспринимать и воспроизводить иноязычную речь в соответствии с особенностями и речевым этикетом того языка. Усвоение особенностей произношения и интонирования иностранного языка является одним из основных условий успешного общения на иностранном языке.
Целью нашего исследования является определение способов совершенствования произносительных навыков при изучении английского языка на ступени среднего общего образования.
При исследовании проблемы были поставлены следующие задачи:
- исследовать роль произносительных навыков в системе обучения иностранному языку;
- выявить основные трудности в обучении произношению в татароязычной аудитории;
- изучить формы и способы формирования и совершенствования произносительных навыков на уроках иностранного языка.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- поисковый метод (изучение и анализ литературы по методике преподавания иностранных языков, педагогике, психологии, лингвистики);
- сравнительно-сопоставительный анализ фонологических систем татарского и английского языков;
- анализ способов формирования и совершенствования
произносительных навыков на уроках иностранного языка.
Объектом исследования является совершенствование
произносительных навыков на ступени среднего общего образования.
Предметом данной темы являются способы формирования и совершенствования произносительных навыков при изучении английского языка.
Проблема формирования слухо-произносительных навыков у учащихся достаточно изучена иностранными и российскими учеными. Научно¬методическую основу данной исследовательской работы составляют труды ученых-методистов Е.Н. Солововой, Г.В. Роговой, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, Д.Х. Бакеевой, З.З.Гатиятуллиной и др. Новизной данной исследовательской работы является ориентированность на татароязычную аудиторию.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, приложения и списка использованной литературы. Каждая глава сопровождается выводами.
Во введении обосновывается выбор темы, определяется актуальность, цель, задачи исследования, методы исследовательской работы.
В первой главе раскрываются теоретические положения формирования произносительных навыков. Здесь произношение и интонирование рассматриваются как важнейшие факторы совершенствования правильной и красивой речи учеников. Первая глава состоит из 4 параграфов: как вид речевой деятельности, место и роль произносительных навыков при обучении языку, психологические особенности детей основного общего образования, технологии обучения произношению, обучение произношению в татароязычной аудитории.
Во второй главе исследуется практическое использование фонетической зарядки на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения языку. Вторая глава состоит из 4 глав: фонетическая зарядка как средство формирования произносительных навыков, техника «Shadowing», методика использования видеоматериалов на уроках английского языка для совершенствования фонетических навыков школьников, использование компьютерных программ при обучении фонетике английского языка.
Заключение содержит выводы о проделанной работе, и предложения для совершенствования владения английской речи. В приложении собрана методическая база фонетических зарядок для применения на уроках иностранного языка.
Проблемы обучения иностранному языку в школе являются одними из самых актуальных в системе образования. Цель обучения английскому языку в школе - воспитание и образование человека, способного воспринимать и воспроизводить иноязычную речь в соответствии с особенностями и речевым этикетом того языка.
В ходе исследования мы определили роль и место совершенствования фонетических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку татароязычных учащихся. Исходя из этой цели, нами были изучены:
- роль произносительных навыков в системе обучения иностранному языку;
- основные трудности в обучении произношению в татароязычной аудитории;
- место и особенности фонетической зарядки на среднем этапе обучения иностранному языку;
- формы и способы практического применения фонетической зарядки на уроках иностранного языка;
Изучив и проанализировав литературу по методике преподавания иностранных языков, педагогике, психологии, лингвистики и рассмотрев способы и приемы совершенствований фонетических навыков на уроках английского языка, мы сделали следующие выводы:
1) Свободное владение иностранным языком включает в себя умения реагировать на любые ситуации в реальной действительности. Говорение - одна из самых важных и трудных видов речевой деятельности. Целью обучения говорению является формирование и развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в различных ситуациях.
2) Произносительные навыки - это фундамент, на основе которого формируются другие навыки. Правильное произношение и интонирование является неотъемлемой частью успешного общения на иностранном языке. Фонетические навыки входят автоматизированными компонентами в умения говорить, аудировать, читать вслух. Неразвитость слухо-произносительных навыков представляет собой большой барьер при актах коммуникации.
3) Формирование слухо-произносительных навыков осуществляется на основе уже заложенных слухо-произносительных навыков в родном языке. Поэтому преподаватель обязан учитывать межъязыковую интерференцию, а именно отрицательное влияние родного языка при формировании тех или иных навыков и предупредить возможные ошибки. Для выявления особенностей обучения произношению в татароязычной аудитории был проведен сопоставительный анализ английской и татарской звуковых систем. Фонемами, наиболее трудными для усвоения ученикам -татарам, по-нашему мнению, являются [tj], [d3], [r], [t], [d], [9] [6].
4) Наиболее эффективным и интересным для детей приемом совершенствования и выработки правильного произношения на уроках английского языка является фонетическая зарядка. Фонетическая зарядка - это тренировочное упражнение, направленное на формирование слухо- произносительных навыков и предупреждающее ошибки фонетического характера. Фонетическая зарядка занимает значимое место в обучении иностранному языку, так как хороший уровень развития слухо - произносительных навыков - непременное условие успешного формирования разных видов речевой деятельности: устной речи (говорение и понимание на слух), чтения (вслух и про себя).
Таким образом, совершенствование фонетических навыков на этапе среднего общего образования и ее роль на уроках английского языка была изучена нами с разных аспектов: формирования произносительных, лексических, грамматических навыков, а также лингвострановедческой компетенции. Приведенные нами методы и способы совершенствований фонетических навыков могут быть использованы учителями в школе.
1. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку: Сб. статей. / Под ред. A.A. Леонтьева и Т.В. Рябовой. М., 1970. - 132 с.
2. Аракин В.Д. Практический курс английского языка: 1 курс /
В.Д. Аракин. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 544 с.
3. Артемов В.А. Интонация. / В.А. Артемов.- М. Наука, 1974. - 254 с.
4. Бакеева Д. Х. Сопоставительная фонетика английского и татарского языков: Учеб. пособие / Д.Х. Бакеева. - Казань, Изд-во Казан. ун-та, 1985. - 129 с.
5. Баранников И.В. Научные основы методики обучения звуковой системе русского языка в бурятской школе: АДД М.: 1968. - 42 с.
6. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев - М.: Просвещение, 1965. - 347 с.
7. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. М., 1970. - 105 с.
8. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» /И.Л. Бим - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
9. Бондарко JI.B. Различаемые единицы звуков русской речи. // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. JI., 1966. - 259 с.
10. Вайсбурд М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию
иностранной речи на слух / М.Л. Вайсбурд - М.: Просвещение, 1965. - 357 с.
11. Васильев В.А. Обучение английскому произношению в средней школе. М. 1979. - 98 с.
12. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизм). М., 1969. - 160 с.
13. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
14. Гатиатуллина З.З. Сравнительная типология родного (татарского) и английского языков / З.З. Гатиатуллина - Казань, 1979. - 108 с.
15. Гез Н.И. «Роль условий общения при обучении слушанию и
говорению»: Ж. «Иностранные языки в школе» / Н.И. Гез -1991. - 216 с.
16. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов - М.: Высш. школа, 1982. - 171 с.
17. Дубровская С.В. Об одном способе коррекции произносительных ошибок (на материале английского языка) / С.В. Дубровская // Иностранный язык в школе,1991 - , №6. - 124 с.
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи./ Н.И. Жинкин - М., Просвещение, 1958. - 405 с.
19. Козлов С.Н. Говорите по-английски стихами./ С.Н. Козлов - М.: Новая школа, 1994. - 297 с.
20. Лебединская Б. Я. Фонетический практикум по английскому языку./ Б.Я. Лебединская - М.: Международные отношения, 1978 - 265 с.
21. Легостаева О. В. Фонема как смыслоразличительная единица языка. / О.В. Легостаева - СПб, 1982. - 295 с.
22. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для филол. фак. Вузов. / М.В. Ляховицкий - М.: Высш. школа, 1981. - 159 с.
23. Маслыко Е.Н. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько и др. - Мн.: Выш. шк., 1996. - 522 с.
24. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / А.А. Миролюбов - М.: «Высшая школа», 1982г. - 363 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: учебник для студентов вузов. / В.С. Мухина - М., Академия, 2000. - 337 с.
26. Панов М.В. Русская фонетика. М.: Просвещение, 1967. - 436 с.
Т1. Пригорская И.Г. Стихи и рифмовки на уроках английского языка в 5-7
классах. ИЯШ 1998 № 2.
28. Русская грамматика. Ч. I. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. - М.: Наука, 1980. 762 с.
29. Сахарова Т.Е Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Т.Е. Сахарова, Ф.М. Рабинович, Г.В Рогова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
30. Свирина Л.О. Технология использования видео на уроке иностранного языка // Методические рекомендации. Казань, 2013. 15 с.
31. Синькевич Г.С. Песня на уроке английского языка // иностранные языки в школе / Г.С. Синькевич. - М.: Просвещение, 2002. - №1. - С.50-54.
32. Смирнов A.A. и др. Психология. М., 1962. - 300 с.
33. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Перевод с французского. // Фердинанд де Соссюр. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. - С.31-210.
34. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. / А.П. Старков - М.: Просвещение, 1978. - 325 с.
35. Стронин М.Ф. Обучающие игры. Кн: М., Просвещение. 1984.
36. Сурина В.И. Категория комического в дискурсе лимериков.// Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. / В.И. Сурина - 2011. - Выпуск № 1 (13). 155 с.
37. Трахтеров А. Л. Практический курс фонетики английского языка. А.Л. Трахтеров - М.: Высшая школа, 1976. - 403 с.
38. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. Перевод с нем. A.A. Холодовича. - М., 1960. - 369 с.
39. Хасанов H.A. Из опыта работы учительницы английского языка М.Т. Смирновой в 4-6 классах. ИЯШ 1985 № 2. С. 64-68.
40. Холмогоров А.И. Конкретно-социологические исследования двуязычия имногоязычия. // Проблемы двуязычия и многоязычия. M.: Наука, 1972. -С. 160-176.
41. Щерба Л.В. Как надо изучать иностранные языки / Л.В. Щерба. - М., 1972. - 54 с.
42. Щерба Л.В. Фонетика французского языка / Л.В. Щерба. - М: Просвещение, 1957. - 371 с.
43. Экба Н.Б. Взаимовлияние языков и развитие двуязычия в национальной школе. Пособие для учителя. СПБ.: Просвещение, 1994. - 223 с.
44. Якобсон Р., Халле М. Фонология и ее отношение к фонетике. // Новое в лингвистике. Вып.З М., 1964. - 159 с.
45. Интернет-ресурс: Английские рифмовки и игры. http:ZZnsportal.ru (Дата обращения: 18.05. 2017).
46. Интернет-ресурс: Английские скороговорки как средство
совершенствования произношения. http:ZZinfourok.ru (Дата обращения: 18.05. 2017).
47. Интернет-ресурс: Английские скороговорки. http:ZZwww.domyenglish.ru (Дата обращения: 11.04. 2017).
48. Интернет-ресурс: Говорение как вид речевой деятельности.
http:ZZdoshkolnuk.com (Дата обращения: 28.03. 2017).
49. Интернет-ресурс: Звуки [r], [w], [б], [0]. http:ZZgrot-
english.livej ournal .com (Дата обращения: 28.03. 2017).
50. Интернет-ресурс: Использование различных видов фонетических зарядок на уроках английского языка. http:ZZfestival.1september.ru (Дата обращения: 29.05.2017).