Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ РУССКОГО ДЕТСКОГО ВНЕИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Работа №62264

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
265
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Дифференциация жанров детского фольклора 6
1.2. Игровой фольклор и внеигровой фольклор 22
Выводы по I главе 37
Глава II. ПРИМЕНЕНИЕ РУССКОГО ДЕТСКОГО ВНЕИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
2.1. Сюжетно-тематический состав произведений внеигрового
фольклора 38
2.2. Особенности детского восприятия произведений внеигрового фольклора 43
2.3. Внеигровой фольклор как основа формирования у младших
школьников навыка продуцирования текста 47
2.4. Детская сказка как один из приемов формирования культуры устной
речи 50
Выводы по II главе 56
Глава III. Разработка плана урока по русской литературе в рамках исследования «Применение русского детского внеигрового фольклора в начальной школе как
эффективное средство обучения культуре устной
речи» 58
3.1. План-конспект урока литературы в 3 классе на тему: «Сочиняем
сказки сами» 58
Выводы по III главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЯ 73


Одна из главных проблем комплексного изучения человека в социокультурном аспекте - проблема социальной наследственности, обеспечивающей воспроизведение этноса. Основным носителем этнических свойств человека выступает традиционная культура. В этом плане должен быть рассмотрен и феномен детского фольклора. Он представляет собой относительно самостоятельную и в то же время теснейшими узами связанную с традиционной культурой взрослых систему жанров, которая осуществляет диахронную передачу богатств национального фольклора от поколения к поколению.
Актуальность и научная новизна исследования: на данный момент в лингвистике, литературоведении и лингвопсихологии нет научных трудов, доказывающих эффективность применения русского детского внеигрового фольклора в качестве действенного средства обучения культуре устной выразительной речи. Этим и объясняются актуальность и научная новизна работы.
Детский фольклор представляет собой результат сложного, длительного, многоступенчатого процесса ассимиляции народной духовной культуры, который уходит своими корнями в ее древнейшие слои, сохраняя в детском репертуаре элементы обрядового и других видов «взрослого» фольклора, являясь тем самым плотью от плоти многовекового традиционного общефольклорного процесса. Поэтому изучение разных возрастных ипостасей общенационального фольклора дает ценный материал для решения теоретических проблем фольклористики: преемственности, варьирования,
контаминации, импровизирования, переосмысления, пародирования как творческих условий и способов существования и развития традиционного словесного искусства.
Детский фольклор представляет собой иерархическую совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих возрастных и функциональных жанровых объединений, каждое из которых выделяется в зависимости от выбранного критерия - возрастного или функционального - и может быть рассмотрено как составная часть детского фольклора и, в свою очередь, как самостоятельная группа жанров с особой ведущей функцией.
Внеигровой фольклор является функциональной группой жанров, объединяющей произведения, исполнение которых не сопровождается моторными сюжетноорганизованными драматизированными целеполагающими действиями, то есть не является прикладным по отношению к обрядовым, игровым действиям и целям сатирического осмеяния. Словесные игры и задачи также не входят в его объем. Это не значит, что во внеигровых произведениях нет «игры» звуком, ритмом, смыслом, как и сопровождающих их иногда притопываний, приплясываний и элементов драматизации, выражающихся в «игре» интонациями и использовании звуковысотных и тембровых возможностей голоса. Но указанные компоненты в произведениях внеигрового фольклора не самоцельны, а входят в единую систему способов создания художественной действительности, что и является их «сверхзадачей», их функцией.
По способу словесной организации внеигровой фольклор делится на прозаические (детская сказка, анекдот, страшилка) и стихотворные (прибаутки, стихотворные сказочки, детские песни и приговоры) жанры. Все вышеизложенное позволило нам определить тему выпускной квалификационной работы: «Применение русского детского внеигрового фольклора на уроках русской литературы в начальной школе как эффективное средство обучения культуре устной речи».
Цель исследования: выявить особенности применения русского детского внеигрового фольклора на уроках русской литературы в начальной школе как эффективное средство обучения культуре устной речи.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ методической литературы по теме исследования;
2. Изучить дифференциацию жанров детского фольклора;
3. Изучить игровой фольклор и внеигровой фольклор.
Объект исследования: внеигровой фольклор.
Предмет исследования: различные жанры русского детского внеигрового фольклора.
Методы исследования: научно-методологическую основу ВКР
составляют положения научных трудов по теории фольклора и литературы, в частности, исследования Г. С. Виноградова, О. И. Капицы, Э. С. Литвина, М. Н. Мельникова.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определить сюжетно-тематический состав произведений внеигрового фольклора;
2. Раскрыть художественную специфику внеигрового фольклора;
3. Определить место внеигровых жанров в эстетической системе детского фольклора;
4. Доказать, что внеигровой фольклор является основой формирования у младших школьников навыка продуцирования текста;
5. Доказать, что детская сказка является одним из приемов формирования культуры устной речи у детей;
6. Разработать план-конспект урока по литературе по внеигровому фольклору.
Теоретическая значимость: выводы, содержащиеся в данном
исследовании, могут способствовать дальнейшему решению теоретических вопросов, связанных с изучением детского внеигрового фольклора.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть
использованы в последующих научных исследованиях по аналогичной проблематике, учителями русского языка и литературы, студентами филологических факультетов.
Апробация работы. Основные результаты исследования представлены в публикации «Внеигровой фольклор как основа формирования у младших
школьников навыка продуцирования текста» в издании, индексируемом РИНЦ «Филология и лингвистика» (январь, 2017 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования и анализа применения русского детского внеигрового фольклора на уроках русской литературы мы пришли к следующим выводам:
1) Изучена дифференциация жанров детского фольклора. Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества в его следующих жанровых разновидностях: колыбельная песня, приговорки, загадка, пословицы, поговорка, считалки, потешки, дразнилка, припевки, скороговорки, небылица, частушки, заклички, пестушки.
2) Изучен игровой фольклор и внеигровой фольклор. Игровой фольклор охватывает такие группы жанров, как приговорки, считалки и жеребьевки. Неигровой фольклор представлен тремя группами жанров: сатирической лирикой, календарным и бытовым фольклором. Каждая группа включает несколько подгрупп-жанров. К календарному фольклору относятся детские обрядовые песни, заклички и приговоры; к сатирической лирике - дразнилки, поддевки; к бытовому фольклору - детские сказки, песни, загадки, страшилки.
3) Определен сюжетно-тематический состав произведений
внеигрового фольклора. Сюжетно -тематические единицы внеигрового
фольклора представлены текстами разной степени сюжетной организованности. К ним мы отнесли мотивы, сюжетные эпизоды, ситуации, небольшие сюжеты.
4) Раскрыта художественная специфика внеигрового фольклора. Произведения устного народного творчества расширяют наши представления о русском фольклоре, свидетельствуют о его большом жанровом разнообразии. Язык детского фольклора отличается большим своеобразием. В нем ярко проявляется любовь детей к словотворчеству. В детском фольклоре большое значение придается звучанию слова.
5) Определено место внеигровых жанров в эстетической системе детского фольклора. Внеигровые жанры детского фольклора являются первыми в развитии художественного мышления детей жанрами.
6) Нами было доказано, что внеигровой фольклор является основой формирования у младших школьников навыка продуцирования текста. Сказки и художественные произведения оказывают положительную роль в формировании правильной устной речи. Принято считать, что тексты устного народного творчества расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи у детей.
7) В ходе исследования, нами определено, что детская сказка является одним из приемов формирования культуры устной речи ребенка. Это выражается при пересказах ими текстов сказок, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях — рассказах, сказках.
8) Разработан план-конспект урока по литературе в 3 классе на тему: «Сочиняем сказки сами».



1. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество /В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2001. - 726 с.
2. Аникин, В.П. Возникновение жанров в фольклоре. /В.П. Аникин. - Л.: Наука, 1966. - С. 28-42.
3. Аникин, В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин /В.П. Аникин. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 331 с.
4. Аникин, В.П. Теория фольклора /В.П. Аникин. - М., 2009. - 279 с.
5. Аникин, В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин /В.П. Аникин. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 331 с.
6. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. - М., 1957. - 340 с.
7. Арзамасцева, И.Н. Детская литература /И.Н. Арзамасцева. - М.: Академия, 2000. - 470 с.
8. Архипова, Е.В. Вопросы речевого развития младших школьников / Е.В. Архипова. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1995. - 92 с.
9. Бабушкина, А.П. История русской детской литературы /А.П. Бабушкина. - М.: Учпедгиз, 1948. - 479 с.
10. Баранцев, А.Д. Детские считалки как фольклорный жанр /А.Д. Баранцев. - Калинин, 1970. - с. 175-194.
11. Барташевич, Г.А. Белорусский детский фольклор /Г.А. Барташевич. - Киев, 1974. - 206 с.
12. Белов, В.И. Очерки о народной эстетике /В.И. Белов. - М.,1989. -
С.16.
13. Богатырев, П.Г. Фольклор как особая форма творчества /П.Г. Богатырев, Р.О. Якобсон. - М.: Искусство, 1971. - С. 369-383.
14. Василенко, В.А. Детский фольклор /В.А. Василенко. - М.: Высшая школа, 1978. - 198 с.
15. Василенко, В.А. О детском фольклоре /В.А. Василенко. - М.: Высшая школа, 1969. - С. 349-368.
16. Василенко, В.А. Об изучении современного детского фольклора /В.А. Василенко. - М., 1966. - С. 50-199.
17. Виноградов, Г.С. Народная педагогика /Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1996.
18. Виноградов, Г.С. Детский фольклор в школьном курсе словесности /Г.С. Виноградов //Родной язык в школе, М. - 1927. - № 2. - С. 52-66; № 3. - С. 84-97.
19. Виноградов, Г.С. Детский фольклор и быт / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1925. - 284 с.
20. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1930. - 234 с.
21. Выготский, Л. С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. -Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
22. Г ачев, Г.Д. Национальные образы мира /Г.Д. Г ачев. - М.: Советский писатель, 1988. - 448 с.
23. Григорьев, В.П. Комплексные характеристики как принцип лексикографического описания художественного текста / В.П. Григорьев, Е.А. Некрасова. - М.: Педагогика, 2012. — 454 с.
24. Детский быт и фольклор // О. И. Капица, С.Ф. Ольденбург. - Л.: 1930. - 70 с.
25. Жирмунский, В. М. Фольклор Запада и Востока. Сравнительноисторические очерки / В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 2006. - 464 с.
26. Капица, О.И. Программа для собирания детского фольклора / О.И. Капица. - Петрозаводск, 1928. - 115 с.
27. Костина, А. В. Молодежная культура и фольклор // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 4.
28. Китайник, М.Г. Детский фольклор и детская литература / М.Г. Китайник // Детская литература. - М., 1940. - № 5. - С. 12-15.
29. Кравцов, Н.И. Сказка как фольклорный жанр /Н.И. Кравцов. - М.: Наука, 1973. - С. 68-84.
30. Кудрявцев В.Ф. Детские игры и песенки в Нижегородской губернии. / В.Ф. Кудрявцев. - 1871. - Т 4. - С. 167-238.
31. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1975.- 176 с.
32. Львова, М. Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии / М.Е. Львова // Начальная школа. - 2001. - № 12. - С. 12-17.
33. Литвин, Э.С. Русская народная сказка для детей младшего возраста /Э.С. Литвин. - Л., 1959. - Т . 5. - С. 157-172.
34. Литвин, Э.С. Русское народное творчество для детей /Э.С. Литвин.- Л.: 1972. - 49 с.
35. Маршак, С.Я. /С.Я.Маршак. - М.: ACT, 1990. - Т. 1. - 480 с.
36. Мельников, М.Н. Современное самодеятельное детское творчество. / М.Н. Мельников. - Томск, 1965. - Вып. I. - С. 145-160.
37. Михайлова, Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики /Л.И. Михайлова. - М.: Вузовская книга, 2006. - 264 с.
38. Миллер, B.C. Сказка о насекомых в старинной записи / В.С. Миллер. - «Этнографическое обозрение», 1895. - № 2. - с. I26-I3I.
39. Митрофанова, В.В. Специфика русских народных загадок и их связь с другими жанрами фольклора / В.В. Митрофанова. - М.; Л.: Наука, 1966.
- Т. Х. - С. 59-102.
40. Мухлынин, М.А. К вопросу о детской сказке (на материале записей Среднего Урала) / М.А. Мухлынин. - Пермь, 1976. - Вып. 3. - С. 51-69.
41. Никифоров, А.И. Народная детская сказка драматического жанра / А.И. Никифоров// Сказочная комиссия в 1924-1925 гг. - Л.: Наука, 1926. - 212 с.
42. Плотникова, Н.И. О современном состоянии фольклора села Скорынево Калининской области. / Н.И. Плотникова. - Калинин, 1970. - Т. 77.
- 174 с.
43. Пропп, В.Я. Морфология сказки /В.Я. Пропп. - М.: Педагогика, 1969. - 196 с.
44. Пропп, В.Я. Кумулятивная сказка /В.Я. Пропп. - М.: Наука, 1976. -
С. 241-257.
45. Пропп, В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров / В.Я. Пропп. - М.: Наука, 1976. - С.34-85.
46. Путилов, Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора /Б.Н. Путилов. - Л.: Наука, 1976. - 243 с.
47. Рыбникова, М.А. Детский фольклор и детская литература / М.А. Рыбникова // Литературный критик, 1935. - № I. - С. 54-169.
48. Сюжет и композиция литературных и фольклорных произведений // Сборник статей. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981. - 148 с.
49. Штокмар, М.П. Стихотворная форма русских пословиц, поговорок, загадок, прибауток /М.П. Штокмар //Звезда Востока, 1965. - №2. - С. 149-163.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ