Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (СКАЗКИ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №41445

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
901
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические особенности развития творческих способностей детей
среднего дошкольного возраста посредством русского фольклора 8
1.1. Психолого - педагогическая характеристика особенностей развития
детей дошкольного возраста 8
1.2. Понятие «творческие способности» и особенности их развития у детей
среднего дошкольного возраста 12
1.3. Воспитательная направленность развития творческих способностей
дошкольников посредством ознакомления с русским фольклором 17
Выводы по первой главе 27
2. Экспериментальное исследование эффективности применения русской народной сказки как формы фольклора при развитии у детей среднего дошкольного возраста творческих способностей 29
2.1. Констатирующий этап 29
2.2. Формирующий этап 37
2.3. Контрольный этап 49
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения


Актуальность темы исследования. Вопросы развития и формирования творческих способностей у детей сегодня являются одной из наиболее важнейших как в теоретическом, так и в практическом плане: ведь разговор идет о важном условии формирования индивидуального личностного развития уже на первых этапах её становления. На важность и значение народного искусства в воспитании детей указывали многие исследователи (А.В. Бакушинская [5], П.П. Блонский [6], Н.П. Сакулина [54], Ю.В. Максимов [39] и другие). Ими было отмечено, что народное искусство зарождает первичные представления об отечестве, о его культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Современный период роста и развития детей сопровождается временем социальных перемен и потрясений, которые буквально ворвались в жизнь каждого из нас, включая детей. Народные праздники, игры и забавы заменяются на шоу, комерциализированные зрелища, кинопроекты нередко с элементами жестокости и цинизма. По своей сути своей это чуждо природе детской нравственности, натуре растущего человека.
По мнению М.Н. Мельникова, что народный фольклор - это прекрасная основа для образования и воспитания благодаря своей высокой нравственности, целомудренности и содержательности. Создаваясь и веками, народное искусство является глубоким проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса [41, с.18].
Эстетическое и высоконравственное содержание народного фольклора, неизменная ценность его педагогических и психологических возможностей дают возможность убедиться в необходимости сохранения, преумножения и широкого использования фольклора в современной воспитательно-образовательной практике. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, с легкостью можно найти необходимую и прекрасную почву для формирования и развития у детей творческих способностей.
В требованиях ФГОС ДО определено, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; развитие эстетического отношения к окружающему миру; формирование первоначальных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам произведений художественной литературы; реализацию детской самостоятельной творческой деятельности [52].
Степень разработанности проблемы исследования. Тема выпускной квалификационной работы нашла освещение в области осмысления роли народного искусства в педагогике (Ю.Г. Круглов [33], В.Е. Гусев [18], Б.В. Асафьев [3] и др.) в вопросах теории, методики, практики эстетического воспитания дошкольников средствами различных видов искусства (В.С. Кузин [34], Т.С. Комарова [29], Т.Я. Шпикалова [61], Н.И. Киященко [26] и др.); в вопросах эстетического воспитания и формирования художественно-творческих способностей средствами фольклора (В.В. Матонис [40], Н.А. Ветлугина [11], О.П. Радынова [53]).
Однако, несмотря на исследование различных аспектов темы выпускной квалификационной работы в теории, в реальной практике дошкольных образовательных организаций, работа по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством русского фольклора (сказки) не ведется.
Таким образом, нами обнаружено противоречие:
- между объективной необходимостью развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами русского фольклора (сказки) и не разработанностью данной системы в практике дошкольных образовательных организаций.
- между влиянием русского фольклора (сказки) на гармоничное и целостное развитие ребёнка и недостаточной компетентностью педагогов и реализацией в практике данной области развития.
Цель исследования: выявить и доказать опытно-поисковым путём эффективность педагогических условий развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами русского фольклора (сказки).
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей дошкольников средствами русского фольклора (сказки).
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами русского фольклора будет осуществляться наиболее эффективно, если будут реализованы следующие педагогические условия:
1) создание развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует развитию творческих способностей;
2) разработка комплексных занятий с использованием народных сказок.
Задачи исследования:
- дать психолого - педагогическую характеристику особенностей развития детей дошкольного возраста;
- раскрыть понятие «творческие способности» и особенности их развития у детей среднего дошкольного возраста;
- охарактеризовать воспитательную направленность развития творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с русским фольклором;
- провести экспериментальное исследование эффективности применения русской народной сказки как формы фольклора при развитии у детей среднего дошкольного возраста творческих способностей.
Методы исследования: теоретические методы - анализ и синтез, обобщение; эмпирические методы - наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 194 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани.
Практическая значимость:
1. Разработаны требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая способствует развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста;
2. Разработан комплекс занятий с использованием средств русского фольклора (сказки) для использования в воспитательной и образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования, мы можем прийти к следующим выводам.
Фольклор является частью народной культуры, аккумулирующий народный духовно-практический опыт. Картина мира, воспроизводимая в нем через слова, музыку, действия, передает вечные нравственные ценности, задает ребенку верные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная сказка, обладая огромным мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является надежным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.
В работе с детьми важную роль играет обращение к подлинным фольклорным формам. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», прекрасным образом дают возможность реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы».
Усвоенные формы народного фольклора способствует детскому осознанию важности прошлого, формированию такого культурного элемента как национальное сознание.
Народные сказки являются источником чистоты и вечности.
Они благотворно влияют на детей, способствуют речевому развитию детей, вооружают знаниями, несут детям красоту и богатство родной речи.
Народное творчество исходит от души, а душа народная добра и прекрасна. Знакомя детей с народным фольклором, мы приобщаем детей к родной культуре, даем им возможность войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые речевые обороты, пробуждаем потребность к любви и радости жизни.
Соприкосновение с устным народным творчеством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту русского языка, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения.
Все это вызывает у детей стремление к творчеству: инсценированию и сочинению новых сказок, загадок, которые у них пробуждают и развивают созидательную активность, формируют эстетические чувства, обогащают словарный запас, развивают связную речь. У детей формируются разнообразные способности - как творческие, так и интеллектуальные.
В свою очередь дошкольные образовательные организации в настоящее время также стараются использовать в своей педагогической деятельности устное народное творчество, за последнее время было разработано и представлено множество образовательных проектов и программ, использующих народное искусство как средство формирования творческой активности.
Таким образом, устное народное искусство (сказки) становится очень близким по своей природе творчеству ребенка, легко им воспринимается и, следовательно, ему понятно.
Острая общественная потребность в дальнейшем преодолении ценностного вакуума, в национальной самоидентификации, на наш взгляд, может быть удовлетворена посредством обращения к пластам народной художественной культуры, в частности, к устному народному творчеству как к механизму трансляции исконных духовно-ценностных идеалов русского народа (веры, гуманизма, доблести, добродетели, соборности, благочестия, бескорыстия, совестливости, сострадания, трудолюбия, любви к земле, Родине.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию и развитию способностей к творчеству у детей среднего дошкольного возраста.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы нами было выявлено, что для 60% дошкольников экспериментальной группы характерен низкий уровень развития способностей к творчеству. На втором этапе была разработана и реализована педагогическая программа с использованием элементов русского фольклора, направленных на развитие способностей детей среднего дошкольного возраста к творчеству. В ходе третьего этапа опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика уровня развития способностей к творчеству у детей экспериментальной группы: на 24% увеличилось число дошкольников с высоким уровнем развития способностей к творчеству; на 36% больше стало детей со средним уровнем развития способностей к творчеству; лишь у 24% детей был выявлен низкий уровень развития способностей к творчеству. В контрольной группе результаты были незначительные.
Результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод, что реализация педагогической работы с использованием элементов русского фольклора в условиях ДОО способствует развитию способностей детей среднего дошкольного возраста к творчеству.



1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. - М. Приор: 2017. - 235 с.
2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество / В. П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2017. - 726 с.
3. Асафьев Б. В. О народной музыке / Б. В. Асафьев; Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаев. - СПб: Питер, 2016. - 248 с.
4. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 3. - С. 56-59
5. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Новая Москва, 1925. - 220с.
6. Блонский П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания, 1915. - М., с. 1-38
7. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 2013. - 191 с.
8. Боронина Е.Г. Программа приобщения детей к традиционной народной культуре средствами фольклора // Культура. Образование. Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Вып. 3 / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук, проф. Л.А. Рапацкая. - М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2016. - С. 91-97.
9. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством: методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2016. - 267 с.
10. Везетиу Е.В. Сущность понятия «креативные способности» в
психолого-педагогической литературе / Е.В. Везетиу // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта). - 2015. - №1. - С. 39-44
11. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. Монография. - М.: Педагогика, 2016. - 288 с.
12. Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Г.О. Винокур. - М.: Едиториал, 2017. - 325 с.
13. Выготский Л. С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. / Л.С. Выготский - М.: Лабиринт, 2016. - 351 с.
14. Выготский Л. С. Психологические основы творческой // Свободное развитие личности школьника: Философские и психологопедагогические основы образования деятельности / Л. С. Выготский. - Ставрополь: СКИПКРО, 2015. - 783 с.
15. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие / И. Г. Гаврилова. - Санкт-Петербург: Детство Пресс, 2016. - 160 с.
16. Гринин Л. Е., Перепелкина А. В. Театр кукол и игрушек в детском саду. Кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет / Л.Е. Гринин, А. В.Перепелкина. - М.: Учитель, 2016. - 290 с.
17. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. - М.: Просвещение, 2016.- 144 с.
18. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). - СПб: СПГИТМиК, 2013. — 114 с.
19. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2014. - 680с.
20. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок / сост. В. Аникин. - М.: Детская литература, 2017. - 367 с.
21. Запорожец А. В., Неверович Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович - М.: Педагогика, 2016. - 176 с.
22. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2015. - 240 с.
23. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2015. - 434 с.
24. Калинченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2016. - 112 с.
25. Калянов А.В. Педагогическое влияние социально-культурного пространства-времени на деятельность учреждений культуры и образования по формированию самосознания учащейся молодежи: автореф. дис. ... доктора пед. наук / А.В. Калянов. - М.: МГУКИ, 2015. - 48 с.
26. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического
воспитания (теория и практика). - М.: ИФ РАН, 2017. — 302 с.
27. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - Санкт-Петербург, 2016. - 213 с.
28. Комарова Т. Чтобы каждый ребенок испытывал радость
творчества / Т. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3. - С. 82-86.
29. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в
детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2016. - 176 с
30. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество
дошкольников / Т. Комарова, А.И. Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 125 с.
31. Котенька-коток. Русские народные детские песенки / собрал и обработал Г. М. Науменко. - М.: Дом, 2016. - 112 с.
32. Котова Е.В., Кузнецова С.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
33. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Приор, 2017. - 320 с.
34. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах. - Пособие для учителей. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 191 с.
35. Лазарев А. И. Художественный метод фольклора. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 2015. - 51 с.
36. Ларских З.П. Комплексное использование виртуальных и реальных сюжетно-ролевых игр как одно из условий развития мышления старших дошкольников / З.П. Ларских // Вестник Брянского государственного университета: Серия «Педагогика и психология». - 2014. - № 1. - С. 179 - 183.
37. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запороженц - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. - 144 с.
38. Любарт Т. Психология креативности: пер. с фр. / Т. Любарт, К. Мишуру. -М.: Когнито-Центр, 2017. - 215 с.
39. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: народное искусство в художественном воспитании детей: из опыта работы / Ю. В. Максимов. - М.: Просвещение, 2013. - 157с.
40. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности /В.П. Матонис. - СПб: Музыка, 2016. - 120с.
41. Мельников М.Н. Сохранить родники фольклора // Искусство в школе. - № 1. - 2015. - С. 18
42. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. - М.: Детская литература, 2017. - С.45-89.
43. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников / Т. Мехова. - 2015. - № 3. - С. 61.
44. Мир детства в контексте фольклорно-этнографических процессов / Под ред. - СПб: ТООТК "Петрополис", 2016. - 135 с.
45. Морозова И. С. Возрастно-психологические и организационнометодические детерминанты развития дошкольников / И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева. - Кемерово, 2017. - 220 с
46. Николаева Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. - СПб: Речь, 2016 - 219 с.
47. Опарина Н. А. Фольклорно-игровые традиции в организации детского театрализованного досуга. - М.: МПГУ, 2015. - 180 с.
48. Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором / М. Осеннева // Дошкольное воспитание. - 2014. - №11. - С. 110.
49. Основы психодиагностики / под ред. А. Г. Шмелева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 540 с. - с. 126
50. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
51. Поддьяков Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. - Волгоград: Азбука, 2014. - 213 с.
52. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // СПС «Консультант Плюс»
53. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. - М.: ВЛАДОС, 2017. — 606 с.
54. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2013. - 208 с.
55. Скворцова В. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В. Скворцова. - М.: Феникс, 2016. - 224 с.
56. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания /Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2015. - 119 с.
57. Тонкова Ю.М., Веретенникова Н.Н. Формы работы с родителями в ДОО // II Международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» / Ю.М. Тонкова, Н.Н.Веретенникова. - Пермь: Камское кн. из-во, 2016. - С. 339- 342.
58. Третьяков П.И., Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: Новая школа, 2015. - 308 с.
59. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики. - М.: Педагогика, 2014. - 584 с.
60. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. - СПб: Питер, 2017. - 272 с.
61. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М.: Владос, 2016. - 171с.
62. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход / И.В. Штанько. - М.: ТЦ. - 2014. - С. 11-72.
63. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 384 с.
64. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов / Запись, составление, нотации и фотографии / Г.М. Науменко. - М.: Издательство "Беловодье", 2017. - 390 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ