Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жизненные стратегии молодежи, ориентированной на реализацию в творческой сфере

Работа №128207

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2021
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Аннотация 4
Введение 6
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ЖИЗНЕННЫХСТРАТЕГИЙ И ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 10
§ 1 Понятие жизненной стратегии: варианты определений, подходы к исследованию 10
1.1 Понятие жизненной стратегии и основные подходы к ее определению 10
1.2 Основные компоненты жизненной стратегии личности 16
§ 2 Творческие профессии: особенности реализации, психологические характеристики 22
2.1 Творческая направленность личности как фундамент творческих профессий 22
2.2 Творческие профессии: актуальность, особенности, требования 25
§ 3 Психологическая характеристика периода ранней взрослости: хронологические границы и современная специфика периода 28
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Программа исследования 32
2.2. Описание выборки исследования 33
2.3. Методы и процедура исследования 35
2.4 Используемые методы математической статистики 44
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
3.1 Общая характеристика особенностей профессионального выбора и профессиональной реализации респондентов 45
3.2 Общая характеристика выраженности компонентов жизненной стратегии 49
3.2.1 Ценностный профиль 49
3.2.2 Стратегии адаптивного поведения 51
3.2.3 Общая характеристика выборки по шкалам удовлетворенности жизнью и самоэффективности 53
3.2.4 Целеполагание и планирование жизни 54
3.3 Особенности жизненной стратегии молодых людей с разной включенностью в систему образования 58
3.4 Анализ взаимосвязей 60
3.4.1 Анализ взаимосвязей показателей стратегий адаптивного поведения и ценностного профиля 60
3.4.2 Анализ взаимосвязей показателей стратегий адаптивного поведения шкалы самоэффективности 63
3.4.3 Анализ взаимосвязей показателей стратегий адаптивного поведения шкалы удовлетворенности жизнью 63
3.5 Типы целеполагания и планирования жизни 64
3.6 Анализ взаимосвязей типов целеполагания с другими компонентами жизненной стратегии 67
Выводы и обсуждение результатов 73
Заключение 78
Литература 81
Приложение


Вопросы исследования жизненных стратегий личности является не новым. Они приобрели большую значимость для отечественной психологии в конце XX столетия в русле субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна и являются актуальными в наши дни. Это был достаточно новаторский подход для психологии того времени, в которой преобладали общественные установки над индивидуальными. К. А. Абульханова-Славская в своей работе “Жизненные стратегии” пишет: “Отдельный человек рассматривался как безликая единица общества, его безымянный, слившийся с массой и растворившийся в ней индивид. Особенности развития нашего общества привели к анонимности отдельной личности” (Абульханова-Славская К. А., 1991, С. 4). И стратегия жизни в связи с этим понималась в виде индивидуального слепка коллективного развития (Букин В. П., 2009). Индивидуальная жизнь, с ее индивидуальными целями, ценностями и ориентирами не была так актуальна, как сейчас. Поэтому в работах К. А. Абульхановой-Славской делается очень сильный акцент на том, что стратегия жизни - это способ конструирования и планирования собственной жизни прежде всего сообразно своим ценностям и способностям, что является по факту развитием идеи детерминизма С. Л. Рубинштейна: “...внутренние условия выступают как причины, а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства” (Рубинштейн С. Л., 2002; С. 17). Таким образом, жизненная стратегия рассматривается с точки зрения интегральной позиции, как некий личностный комплекс, через который преломляются выборы и решения личности.
Современное общество более индивидуализировано и рефлексивно, поэтому интерес к данной тематике растет и дифференцируется. В связи с этим, современные исследования касаются локального приложения стратегии жизни к различным ее сферам: профессиональной, образовательной, коммуникационной. Рассматриваются стратегии жизни молодых людей в сфере труда в контексте выбора самозанятого или наемного труда (Касаткина Н. П., Шумкова Н. В., 2019). Исследуются особенности формирования карьерно-образовательных стратегий в связи с нарастающей тенденцией к самообразованию как фактора успешной карьеры (Froumin I., 2019). Немаловажным аспектом жизненных стратегий являются этические принципы их формирования: как различные моральные убеждения, представленные в известных этико-философских учениях преломляются и реализуются в поведении людей (Жадунова Н. В., Коваль Е. А., Ушкин С. Г., 2020).
Актуальность нашего исследования связана с высокой трансформацией мира профессий в связи с развитием социальных сетей. Общество становится сетевым: возрастает фриланс и коворкинг, люди выбирают работать на себя, используя интернет площадки, где они продвигают себя или свой продукт. Особенно эта тенденция ощутима в творческом сегменте профессий: Instagram, Tik-Tok, YouTube наводнены различными формами творческого продукта. Да и само понятие “творческого продукта” сильно изменилось с встраиванием его в цифровой формат. Нет четких ориентиров и путей, которых можно было бы придерживаться для достижения успеха, и в то же время всеми ими можно воспользоваться. Молодым людям, ориентированным на реализацию в творчестве необходимо пробиться в этом многообразии, определить свой путь, уметь варьировать его, придерживаться собственных ценностей и личностных смыслов — для этого необходима четкая сформированность собственных взглядов и гибкость жизненной стратегии.
Цель исследования: изучить жизненные стратегии молодых людей, ориентированных на реализацию в творческой сфере.
В связи с поставленной целью были сформулированы соответствующие задачи:
1. Исследовать особенности профессионального выбора и самореализации респондентов.
2. Исследовать личностные ценности респондентов.
3. Исследовать адаптивные стратегии поведения молодых людей.
4. Исследовать особенности целеполагания
планирования респондентов.
5. Определить уровень самоэффективности и удовлетворенности жизнью молодых людей.
6. Выявить гендерную специфику изучаемых показателей.
7. Провести сравнительный анализ содержательных компонентов жизненной стратегии на двух выборках: молодые люди с высшим образованием по творческому профилю и молодые люди, ориентированные на реализацию в творчестве вне системы профильного образования
8. Изучить взаимосвязи компонентов жизненной стратегии (ценностных ориентаций, особенностей целеполагания и жизненного планирования, адаптивных стратегий поведения) между собой и с показателями самоэффективности и удовлетворенности жизнью.
9. Изучить взаимосвязь компонентов жизненной стратегии респондентов со способами их реализации в творческой сфере.
Гипотезы исследования:
Жизненные стратегии молодых людей, ориентированных на реализацию в творчестве, но не обучающихся творческим профессиям, отличаются от жизненных стратегий молодых людей, находящихся в системе общего образования.
Частные гипотезы исследования:
1. Жизненные стратегии молодых людей без наличия высшего образования в художественной сфере отличаются большей направленностью на активный контакт с внешней средой, ориентацией на преобразование имеющейся действительности, нежели жизненные стратегии молодых людей, находящихся в системе образования.
2. Ценностный профиль личности молодых людей, не обучающихся по творческому профилю профессий, больше представлен ценностями достижения, самостоятельности и стимуляции.
3. Особенности целеполагания молодых людей, не обучающихся по творческому профилю профессий, в большей степени конкретизированы, представлены целями, зависящими непосредственно от самих респондентов.
4. Молодые люди, не обучающиеся по творческому профилю профессий, больше уверены в своей самоэффективности и более удовлетворены собственной жизнью, нежели молодые люди, находящиеся в системе образования.
Объект: жизненные стратегии личности.
Предмет: жизненные стратегии молодых людей, ориентированных на профессиональную реализацию в творческой сфере.
Выборка для исследования формировалась из молодых людей в возрастном диапазоне от 19 лет до 27 лет и состояла из двух групп: молодые люди, обучающиеся по творческому профилю профессий, и молодые люди, не обучающиеся по творческому профилю профессий. Требованием к респондентам для прохождения исследования было условие о наличии творческого увлечения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами было проведено исследование, основной целью которого являлось выявление особенностей формирования жизненных стратегий молодых людей, ориентированных на реализацию в творческой сфере, в контексте включенности молодых людей в сферу академического образования по данному профилю: молодые люди, учащиеся по творческому профилю профессий, и молодые люди, не учащиеся по творческому профилю профессий. Основная гипотеза исследования заключалась в том, что мы предполагали найти различия в особенностях жизненной стратегии молодых людей, учащихся по творческому профилю профессий, и молодых людей, не учащихся по данному профилю профессий. В исследовании приняли участие 40 человек: 20 человек являлись студентами различных творческих направлений в ВУЗах и колледжах Санкт- Петербурга, 20 человек не обучались на данный момент по творческому направлению непосредственно в ВУЗе или колледже (6 человек - студенты академических направлений СПБГУ, 7 человек - не имеют высшего образования в принципе, 7 человек - отчислились из творческих ВУЗов как минимум год назад).
Основные результаты продемонстрировали следующие особенности жизненных стратегий респондентов. Наиболее используемые стратегии адаптивного поведения в данной выборке, а именно активного изменения среды и себя, положительно взаимосвязаны с предпочитаемыми ценностями самотрансценденции и самовозвышения. Эти стратегии наиболее используемы молодыми людьми, не учащимися по творческому направлению. А наименее используемые стратегии пассивного подчинения и выжидания положительно взаимосвязаны с отвергаемыми ценностями сохранения. Эти стратегии наиболее предпочитаемы для студентов творческих ВУЗов. Такие результаты могут говорить о том, что для студентов ценности конформизма и универсализма более актуальны в силу включенности в образовательную систему принадлежности к определенной студенческой группе или сообществу, что повышает для них значимость конформизма, как способа поддержания жизнеспособности общества, так и ценностей универсализма, транслирующих уважение, терпение, взаимопонимание, обеспечивающие доброжелательные отношения в группе. Возможно, что молодые люди, не учащиеся по творческому профилю, включены в большее число сообществ, а также больше предоставлены сами себе, реализация их творческого проекта в больше степени зависит от них самих, их личностной активности.
Следовательно, основная гипотеза подтверждается: жизненные стратегии молодых людей, учащихся по творческому направлению, отличаются от жизненных стратегий молодых людей, не учащихся по творческому направлению.
В ходе работы удалось определить отличия по двум компонентам жизненной стратегии из трех, определенных нами в начале работы: ценности и стратегии адаптивного поведения. В области особенностей целеполагания различий не обнаружено.
Частная гипотеза 1 подтвердилась: жизненные стратегии молодых людей, не учащихся по творческому профилю профессий, отличаются большей направленностью на активный контакт с внешней средой, ориентацией на преобразование имеющейся действительности, нежели жизненные стратегии молодых людей, находящихся в системе образования.
Частная гипотеза 2 частично подтвердилась: ценностный профиль личности молодых людей, не учащихся по творческому профилю профессий, больше представлен ценностями достижения, самостоятельности и стимуляции.
Удалось установить скорее обратное утверждение: ценностный профиль молодых людей, учащихся по творческому профилю, больше представлен ценностями сохранения и самотрансценденции.
Частная гипотеза 3 не подтвердилась: особенности целеполагания молодых людей, не учащихся по творческому профилю профессий, в большей степени конкретизированы, представлены целями, зависящими непосредственно от самих респондентов.
Значимых различий по результатам целеполагания и планирования жизни по параметру “образование” не выявлено.
Частная гипотеза 4 не подтвердилась: молодые люди, не учащиеся по творческому профилю профессий, больше уверены в своей самоэффективности и более удовлетворены собственной жизнью, нежели молодые люди, учащиеся по творческому профилю профессий.



1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова - Славская. — М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
3. Аскольдович, Е. В. Личностные и психоэмоциональные особенности людей творческих профессий / Е. В. Аскольдович, Т. Ю. Хабарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 615-619.
4. Белугина М. А. Психологическое содержание жизненных стратегий личности в юношеском возрасте: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Белугина Мария Анатольевна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского]. — Ярославль, 2009. - 22 с.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия» 2002. - 320 с.
6. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадеждиной. — Москва: Педагогика, 1972. - 351 с.
7. Букин В. П. Жизненные стратегии молодёжи российской провинции // Власть. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-strategii- molodyozhi-rossiyskoy-provintsii(дата обращения: 29.05.2021).
8. Васильева О. С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Психологические проблемы самореализации. Вып. 4. / Под. ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылёвой. — Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 74-75.
9. Г оловаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Г оловаха, А. А. Кроник. — Киев, 1984 - 207 с.
10. Головей Л. А. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 413 с.
11. Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии — М: "ПЕР СЭ" - СПб.: "ИМАТОН-М", 2000. - 156 с.
12. Евсеева Я. В. Творческие профессии как объект социологического исследования (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2014. № 3. С. 62-66
13. Ермолаева М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 280 с.
14. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. 1965. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. В кн.: Социология в СССР. М.: Мысль. Т.
2. 1965. С. 189-208
15. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.: СПб Питер. 2009. - 434 с.
16. Калимуллина О. А. Творческая направленность личности как объект системного методологического анализа // Вестник Кемеровского Государственного университета культуры и искусств. 2013. Том 22. № 1. С. 186-191.
17. Касаткина Н. П., Шумкова Н. В. Вторичная занятость и
самозанятость студентов вузов: масштабы, структура и функции (на примере Республики Мордовия) // Регионология. 2019. №4 (109). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vtorichnaya-zanyatost-i-samozanyatost-studentov-vuzov-masshtaby-struktura-i-funktsii-na-primere-respubliki-mordoviya (дата
обращения: 29.05.2021).
18. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности: учеб. пособие. — Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.
19. Карандашев В. Н. "Методика Шварца для изучения ценностей личности", Речь, СПб, 2004
20. Казаренков В. И., Романова А. М., Пионова Р. С. Профессионально¬
творческая направленность студентов как компонент их профессионального становления. // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2010.
Выпуск № 3 С.51-54.
21. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Обнинский гор. психол. центр «Детство». — Обнинск: изд-во «Принтер», 1993. - 57 с.
22. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути.- М.: «Смысл», 2003.
23. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2019 - 860 с.
24. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии - М.: Наука. 1984. - 444 с.
25. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/09/22/navyki-budushhego-chto-nuzhno-znat-i-umet-v-novom-slozhnom-mire_copy.pdf (дата обращения 04.02. 2021)
26. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — Калуга: Духовное познание, 1994. - 76 с.
27. Манукян В. Р. Специфика кризисов профессионального развития на разных этапах обучения в вузе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2012. — № 3. С. 62-69.
28. Манукян В. Р., Рузаева Н. Д. Психологическая автономия личности и особенности жизненного планирования у студентов // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ, 2015. Т.3
29. Манукян В. Р. Опыт исследования индивидуально-психологических
особенностей целеполагания и жизненного планирования // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 57. С. 9. URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n57/1530-manukyan57.html (дата
обращения: 08. 10 .2020).
30. Марцинковская Т. Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 77 - 96.
31. Мдивани, П. Б. Кодесс // Вопросы психологии: издается с января 1955 года / Ред. Е. В. Щедрина. - 2006. - №4 июль-август 2006. - С. 146-151.
32. Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 57 с.
33. Мизинова И. А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. «Философия. Психология. Педагогика». 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 59-64.
34. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблеме периодизации развития личности в психологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск.. ун-та, 1981, - 84 с
35. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев; Ред. А.А. Бодалев. - Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО 'МОДЭК', 1995. - 356 с.
36. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего I под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл. - 2004.
37. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса (г. Москва, 21-24 октября 2008). М.: Институт социологии РАН, 2008.
38. Плотницкая М. Р. Стратегии самореализации личности при различных типах гендерной идентичности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Плотницкая Марина Руслановна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т путей сообщ.] — Хабаровск, 2008. - 23 с.
39. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М.:
Издательский центр «Академия», 2000. - 184 с.
40. Пономарев Я. А. Психология творчества / Акад. наук СССР, Ин-т психологии. — Москва: Наука, 1976. - 302 с.
41. Посохова С. Т. Адаптационный потенциал личности - СПб.: Изд-во Политех.ун-та, 2010. — С. 35 - 39.
42. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.
43. Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. — М.: Институт человека РАН, Независимый ин-т гражданского об-ва, 2002. - 260 с.
44. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994. - 480 с.
45. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — Издательство: Питер, 2002. - 720 с.
46. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38-50.
47. Смирнов Е. А. Жизненные стратегии государственных служащих // Государственная служба. 2002. № 4. С. 33-39.
48. Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — Москва: Юрайт, 2019. - 406 с.
49. Тютюнник В. И. Начальный этап развития субъекта творческого труда (оптимистическая теория личности): учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Владимир Тютюнник. — М.: Рос. психол. о-во, 2003. - 254 с.
50. Утробина О. П. Конфликт мечты и целеполагания как причина деформации жизненных стратегий студента // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 2. — С. 110-116; URL: https://science- pedagogy.ru/ru/article/view?id=1608(дата обращения: 21.03.2021).
51. Ушкин С. Г., Коваль Е. А., Жадунова Н. В. От теоретических конструкций к практическим убеждениям: как этические принципы реализуются в жизненных стратегиях молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 66 - 93.
52. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
53. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71-77. URL: http://www.romek.ru/ru/node/31 (дата обращения: 10.01.2021)
54. Шихи Г. Возрастные кризисы. — СПБ: Ювента, 1999. - 223 с.
55. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. No 5. С. 37- 42.
56. Abrantes P., Guerreiro M. Moving into adulthood in a southern European country: transitions in Portugal // Portuguese Journal of Social Science. 2004. T. 3. №
3. p. 191-209.
57. Arnett, J. J. Concepts of the transitions to adulthood among emerging adults in American ethnic groups, In Arnett J. J. & N. L. Galambos, eds. New Directions for child and adolescent development: Cultural conceptions of the transitions to adulthood. 2003. No 100. P. 63—75.
58. Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. (2019) Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice. Foresight and STI Governance, vol. 13, no 2, pp. 19-41. DOI: 10.17323/2500¬2597.2019.2.19.41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ