Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЛОКОСТА В КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ

Работа №62110

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы49
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История
Холокоста 8
1.1. Развитие идей расового превосходства. Истоки Холокоста 8
1.2. Холокост на территории СССР и Восточной Европы 14
1.3. Итоги и жертвы Холокоста 19
Глава 2. История Холокоста как компонент образования и воспитания в духе толерантности 23
2.1. Современные методы изучения проблемы Холокоста в школе 23
2.2. Значение темы Холокоста в формировании толерантной культуры
школьников 27
2.3. Личный опыт преподавания темы Холокоста в 9 классе 37
Заключение 42
Список использованных источников и

Актуальность исследования. После завершения Второй мировой войны среди историков ряда европейских стран выделились так называемые сторонники идеологии «исторического ревизионизма», которые не только ставили под сомнение выводы Международного Нюрнбергского трибунала над немецкими нацистами, но и вовсе опровергали сам факт геноцида еврейского народа нацистами в период нахождения у власти в Германии нацистов с 1933 года по 1945 год. Само отрицание факта подобной трагедии ставит под сомнение правильность определения Второй мировой войны и фашистского режима в Германии как величайшей трагедии человечества. В настоящее время эта проблема остаётся такой же актуальной, потому что споры о том, имел ли место быть Холокост, не утихают.
В плане изучения проблемы Холокоста в курсе истории России в 9 классе можно сказать, что воспитание толерантной политической культуры школьников является одной из задач современной системы образования в РФ, как подчеркнуто в Федеральном государственном образовательном
стандарте общего образования . Формирование гражданской российской идентичности невозможно без воспитания толерантной личности, поскольку Россия исторически развивалась как полиэтническая, поликонфессиональная, поликультурная страна.
Характеристика литературы и источников. В работе использованы труды таких авторов, как Альтман И.А., Дюков А. и др., широко раскрывающие данную тему, а также а также источники периодической печати, свидетельства современников, документы и Интернет-источники.
И.А. Альтман «Жертвы ненависти» . Эта книга является первым обобщающим исследованием по истории Холокоста на оккупированной Германией территории СССР. Автор основывался на документах зарубежных и российских архивохранилищ. Он рассматривает Холокост как комплексный и спланированный геноцид советских евреев и других народов, населявших СССР в контексте истории Второй мировой войны. Особое внимание сосредоточено на антисемитской пропаганде; статистике жертв Холокоста; конфискации собственности евреев; повседневной жизни заключённых концлагерей. В этом произведении впервые были освещены множество аспектов истории Холокоста на территории СССР. По стилю и сложности повествования книга рассчитана не только на специалистов- историков, студентов, преподавателей, но и на всех, кому интересна история Великой Отечественной и Второй мировой войн.
А. Дюков «Второстепенный враг» . Монография, которая посвящена участию Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии в уничтожении евреев. В этой работе автор преследовал следующую задачу: с опорой на документы из российских и украинских архивов исследовал главные вопросы, связанные с непосредственным участием ОУН и УПА в Холокосте. В этой монографии рассматривается участие членов ОУН в истреблении евреев летом 1941 года, антиеврейские акции боевиков УПА, а также судьба мобилизованных в УПА евреев.
Для написания работы был проанализирован Федеральный
-5
государственный образовательный стандарт основного общего образования . Одним из воспитательных результатов ФГОС нового второго поколения является способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки.
Этого результата можно добиться в том числе и при правильном изучении и раскрытии на уроках и внеклассных мероприятиях проблемы Холокоста, которая входит в курс истории 9 класса.
При работе был проанализирован историко-культурный стандарт , в котором есть пункт «СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В нём мы можем найти такое определение как «Генеральный план «Ост»» - план по уничтожению населения на оккупированной территории СССР, в который входили мероприятия по истреблению евреев.
В написании работы был использован учебник «История России. 9 класс» 2013 года под редакцией таких авторов как А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт , а именно глава IV «Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.» §30 «Немецкое наступление 1942г. и предпосылки коренного перелома», в которой находится раздел «Немецкий оккупационный режим». В данном разделе затрагивается тема Холокоста и в целом населения, проживавшего на оккупированных территориях.
Объектом исследования является процесс обучения истории в школе.
Предмет выпускной квалификационной работы: история Холокоста как важный компонент образования и воспитания школьников в духе толерантности и терпимости.
Методы исследования. В ходе работы был проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы, связанной с темой данной работы. Применялись различные методы, например, выборочный метод, благодаря которому мы смогли дать оценку степени изученности данной темы на основе анализа научных методик. Метод исторической ретроспекции позволил восстановить историческое понимание событий
Холокоста. Так же был использован сравнительно-сопоставительный метод, который позволил проанализировать различные источники по данной теме, а также педагогическую литературу, посвящённую проблеме изучения Холокоста в школе.
Рабочая гипотеза исследования. Формирование толерантности и терпимости школьников будет проходить более эффективно, если преподаватель в процессе обучения будет опираться на яркие примеры, такие как Холокост.
Целью данного исследования является выявление элементов воспитания толерантности школьников посредством изучения проблемы Холокоста.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• описание истоков идей расового превосходства, истоков Холокоста;
• характеристика Холокоста на оккупированной территории СССР;
• анализ итогов и жертв Холокоста;
• выявление современных методов изучения проблемы Холокоста в школе;
• определение значение темы Холокоста в формировании толерантной культуры школьников;
• описание и характеристика личного опыта преподавания темы Холокоста в 9 классе.
Научная новизна данной ВКР заключается в том, что до недавнего времени тема Холокоста в курсе истории России оставалась второстепенной и незначительной. Теперь же, следуя требованиям ФГОС второго поколения для реализации задач воспитания терпимости и толерантности изучение проблемы Холокоста поставлено в один ряд с главными темами курса истории России. В данной работе мы постарались выразить роль этой темы в современном воспитании и образовании школьников.
Практическая значимость работы. В последующем данная ВКР может быть использована для более подробного изучения данной темы, для написания научной статьи, для выступления на научных конференциях, а также для использования её на уроках и внеклассных мероприятиях, посвящённых теме Холокоста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одна из наиболее мрачных страниц трагедии Великой Отечественной войны - это уничтожение советского народа, которое началось с уничтожения советских евреев. Именно с СССР начался массовый нацистский геноцид. Ликвидации подлежали абсолютно все советские евреи на оккупированных территориях. Когда советская армия развернула решающее контрнаступление, на освобождаемых территориях евреев почти не осталось, за исключением тех, которые сражались в партизанских отрядах и тех, кто смог тем или иным образом скрыться от преследований. К сожалению, советская и российская историография, посвящённая Великой Отечественной войне, до сих пор уделяет мало внимание этой теме. Катастрофа советского еврейства на оккупированных территориях - неотъемлемая часть истории еврейского народа и, вместе с тем, истории СССР.
Для того, чтобы эта трагедия стала реальностью, потребовалось уникальное сочетание целого комплекса самых различных факторов: полное подчинение государства тоталитарному режиму национал-социализма, активное содействие или молчаливое попустительство большей части населения Европы, коллаборационизм и, наконец, глубоко укоренившийся в Европе антисемитизм.
Большое научное, моральное и гуманистическое значение изучения истории Холокоста, несомненно. Сегодня тему Холокоста изучают во всех странах, входящих в Совет Европы, государствах Северной и Южной Америки, в Японии.
Знания о Холокосте содержат глубокий социокультурный, образовательный и воспитательный смысл.
В первую очередь, история Холокоста дает богатейший материал для формирования толерантного мировоззрения школьников. Его печальный опыт помогает школьникам лучше понять опасность ориентации общественного сознания на предрассудки и стереотипы, распространенные в любом обществе, понять, что любая нетерпимость к «иным» неизбежно ведет к трагедии. Научные и философские проблемы, поднимаемые школьниками в материалах конкурса, дают им ответы на вечные вопросы смысла жизни, бытия, человека.
Во-вторых, мы можем с уверенностью утверждать, что изучение этой темы расширяет и углубляет общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность школьников, создает основу для формирования толерантной политической культуры. Одним из основных направлений в ее формировании у учащихся является приобщение к истории, особенно к тем ее эпизодам, которые свидетельствуют о страшных последствиях интолерантности, человеконенавистничества.
В - третьих, через изучение Холокоста школьники понимают, что демократические ценности в обществе не поддерживаются автоматически. Они нуждаются в признании и защите. Замалчивание и безразличие к страданиям других или нарушению гражданских прав в обществе может неумышленно служить увековечению этих проблем.
На основе проведённого мероприятия в школе можно говорить о том, что рабочая гипотеза данной работы подтвердилась. Формирование толерантности школьников в процессе изучения темы Холокоста в организации исследовательской работы учащихся будет происходить более эффективно, если в процесс толерантного воспитания будет происходить опора на источники, включающие в себя документальные фильмы, а также применение интерактивных приёмов работы.



1.1. Акции истребления // Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944). Сборник документов и материалов / Ицхак Арад. - Иерусалим: Яд ва-Шем, 1991. - 424 с.
1.2. Виртуальный курс «История Катастрофы европейского еврейства (Шоа)»: Программа дистанционного обучения на русском языке на сайте Международной школы «Яд ва-Шем». [Электронный ресурс]// http:// www.yadvashem.org [Дата обращения: 25.02.2017]
1.3. Горохов Н. Малолетние узники войны. (док. фильм) - 2010 - [Электронный ресурс]// http://www.voenhronika.ru [Дата обращения:
30.09.2016]
1.4. Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года [Электронный ресурс]//http://www.tolerance.ru [Дата обращения:
25.02.2017]
1.5. Декларация Стокгольмского международного форума по Холокосту 2000 года [Электронный ресурс]// http://www.tolerance.ru [Дата обращения: 25.02.2017]
1.6. Историко - культурный стандарт [Электронный ресурс]// http://www.school.historians.ru [Дата обращения: 25.02.2017]
1.7. Курс «История Холокоста и современность» [Электронный ресурс]// http://www.holocf.ru [Дата обращения: 25.02.2017]
1.8. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования, 2001 - №20 - С.16
1.9. Статистические данные // Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944). Сборник документов и материалов / Ицхак Арад. - Иерусалим: Яд ва-Шем, 1991. - 424 с.
1.10. Программа элективного курса «Формирование толерантности через преподавание темы Холокоста» [Электронный ресурс]// http://www.infourok.ru [Дата обращения: 25.02.2017]
1.11. «Протоколы сионских мудрецов» [Электронный ресурс]// http://www.bookol.ru [Дата обращения: 25.02.2017]
1.12. Рабочие материалы мероприятия// Из архива Сахуриева И.Б.
1.13. Учебник «История России. 9 класс» под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной - 2013г. - Просвещение, М. - 400 с.
1.14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования//М-во образования и науки РФ. - М., 2011. - С. 7.
1.15. Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001-2005 годы от 25 августа 2001 г. [Электронный ресурс]// http://www.tolerance.ru [Дата обращения: 25.02.2017]
II. Литература
2.1. Аджиева Е.М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. - 2-е изд., стереотип. М., - 2003. - С. 85-92.
2.2. Алексашкина Л. Н. Школьные курсы всеобщей истории: уроки толерантности // Преподавание истории и обществознания в школе. -
2003. - № 10. - С. 24-29.
2.3. Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. - 2005. - № 4. - С. 131-132.
2.4. Альтман И. Мемориализация Холокоста в России: история,
современность, перспективы // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. - 2005. - № 2/3. - С. 252-263.
2.5. Альтман И. А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР / Под ред. проф. А. Г. Асмолова. - М.: Фонд «Холокост», 2002. - 320 с.
2.6. Альтман И. А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР, 1941-1945 гг. - М.: Фонд «Ковчег», 2002. - 544 с.
2.7. Аннинский Л. На полях Холокоста: заметки читателя // Иностранная литература. - 2006. - № 10. - С. 284-290.
2.8. Асиновский А.И. Евреи по страницам истории. - Ростов-на-Дону: «Завигар»,1997. -С. 34.
2.9. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно - публицистический вестник. М., - 2001. - №2 - С 24-28.
2.10. Безыменский Л. Информация по-советски // Знамя. - 1998. - № 5. - С. 191-199.
2.11. Беленькая Е. Не бывает геноцида против одного народа // Этносфера. - 2008. - № 8. - С. 8-9.
2.12. Бениш Г. Что делает из людей преступников? // GEO. - 2009. - № 5. - С. 110-124.
2.13. Ветте В. Война на уничтожение: вермахт и холокост // Новая и новейшая история. - 1999. - № 3. - С. 72-79.
2.14. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. - Т.УШ. - Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - 208 с.
2.15. Вьевьорка М. Соблазн антисемитизма. Ненависть к евреям в современной Франции // Диаспоры. - 2007. - № 3. - С. 140-190.
2.16. Гаднелин К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века//Вопросы философии. - 1992. - № 2.-С. 19.
2.17. Горелов О. Холокост коснулся всех // Деловые люди. - 2005. - № 5. - С. 46-48.
2.18. Гринкруг Л. Аксиологически ориентированное образование: основополагающие принципы // Высшее образование в России. - 2006. - № 12. - С. 26-32.
2.19. Дюков А. Второстепенный враг. ОУН, УПА и решение «еврейского вопроса: Монография. - М.: REGNUM, 2008. - 152 с.
2.20. Ерохина Л.Д. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ - 2009 - с.204-222.
2.21. Зеленин А. В. Холокост // Русская речь. - 2000. - № 2. - С. 36-42.
2.22. История Антисемитизма. Рихард Вагнер [Электронный ресурс]// http://www.telenir.net [Дата обращения: 25.02.2017]
2.23. Клокова Г. В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - № 1. - С. 18-25.
2.24. Куманев Г.А. Эвакуация населения СССР: достигнутые результаты и потери // Людские потери СССР в период Второй мировой войны. - СПб. - 1995. - С. 145.
2.25. Мадиевский С. Почему Холокост? //Новый мир. - 1999. - № 9.-С. 13.
2.26. Мелихов А. Обыкновенный Холокост // Иностранная литература. - 2010. - № 5. - С. 276-280.
2.27. Отрицание Холокоста: история и современные тенденции. Фрагменты книги М.М. Альтман [Электронный ресурс]// http://www.polit.ru [Дата обращения: 25.02.2017]
2.28. «Передайте об этом детям вашим» [Электронный ресурс]//кйр:// www.history.nfurman.com [Дата обращения: 25.02.2017]
2.29. Пуртова А.С. Формирование установок толерантного сознания и поведения в современном поликультурном обществе Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №2(10), 2012[Электронный ресурс]// http:// www.sisp.nkras.ru [Дата обращения: 25.02.2017]
2.30. Рашковский С. Судьбы Европы или недоученные уроки Холокоста//Эхо планеты. - 2005. - № 4.-С. 18.
2.31. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. - 2002 - № 1. - С.31.
2.32. Уланов В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека // Директор школы. - 2004. - № 2. - С.
43.
2.33. Циммерман М. В.Мар - патриарх антисемитизма. - Иерусалим, 1982. - 136 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ