Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование наглядных пособий при изучении зоны тундры в курсе «Окружающий мир» начальной школы

Работа №16606

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
600
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 . Психолого-педагогические аспекты использования наглядных
пособий при изучении зоны тундры в курсе «Окружающий мир» в начальных классах 7
1.1. Возрастные особенности детей первого класса 7
1.2. Зона тундры в курсе «Окружающий мир» 14
1.3. Наглядности и наглядные пособия в изучении предмета «Окружающий мир» 18
1.4. Проектирование урока «Окружающего мира» 24
Выводы по 1 главе 30
Глава 2 . Опытно-практическая работа по использованию
наглядных пособий при изучении зоны тундры в курсе «Окружающий мир» начальной школы 31
2.1. Констатирующий эксперимент 31
2.2. Формирующий эксперимент 35
2.3. Контрольный эксперимент 42
Выводы по 2 главе 45
Заключение 46
Список литературы 47
Приложение 54


Актуальность исследования. Природная зона - это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира. Образование зон обусловлено климатом, на суше - соотношением тепла и влаги. На шарообразную поверхность Земли солнечные лучи падают под разными углами. Угол падения лучей оказывает влияние на распределение температуры воздуха, давления, осадков, солености морской воды, насыщенности ее газами, на режим рек и озер, почвообразование, растительность и животный мир.
В размещении природных зон ученые обнаружили четкую закономерность, которая ярко выражает все важнейшие особенности природы России с севера на юг, а также взаимосвязь между климатическими условиями и компонентами живой природы (растениями, животными и трудом людей).
Несмотря на наличие определенной закономерности географических признаков для каждой природной зоны России их изучение не доступно непосредственному восприятию детей. В методическом плане при изучении природных зон России в начальной школе важным является развитие у младших школьников навыков выявлять абиотические факторы на живой организм.
Однако, изучение природных зон России из-за недоступности непосредственному восприятию младших школьников, остается до сих пор проблемным в курсе «Окружающий мир» в начальной школе. В настоящее время совершенствование методов преподавания природных зон с целью развития у младших школьников навыков выявлять абиотические факторы на живой организм является особо актуальной проблемой, ибо для выживания любой живой организм должен приспособиться к динамическим действиям абиотических факторов.
Изучению природной зоны тундры посвящены работы многих исследователей и методистов с использованием разнообразных педагогических технологий. И некоторые из них, в том числе и А.А.Плешаков рекомендуют при изучении недоступных программного материала, недоступного непосредственному наблюдению детей, разумное использование наглядных пособий, включая экранно-звуковых через мультимедийных средств.
Проблема исследования. Использование наглядных пособий способствуют ли эффективному изучению зоны тундры в курсе «Окружающий мир» начальной школы?
Цель исследования. Определить роль использования наглядных пособий при изучении зоны тундры в курсе «Окружающий мир» начальной школы.
Область исследования. Теория и технология преподавания курса «Окружающий мир» в начальной школе?
Объект исследования. Формы и, методы изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования. Процесс использования наглядных пособий при изучении зоны тундры в курсе «Окружающий мир» начальной школы?
Гипотеза исследования: целенаправленное использование наглядных пособий будет способствовать эффективному изучению зоны тундры в курсе «Окружающий мир» начальной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования знаний детей 4 класса о тундровой зоне России.
3. Разработать и апробировать уроки и внеурочные занятия с использование наглядных пособий, направленных на эффективное изучение зоны тундры в курсе «Окружающий мир» в начальной школе.
4. Определить эффективность использования наглядных пособий на изучение зоны тундры.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования:
в настоящей работе целенаправленным использованием наглядных пособий, достигнуто эффективное изучение зоны тундры в курсе «Окружающий мир» в начальной школе.
Работа может быть использована студентами во время педагогической практики и при написании курсовой и выпускной квалификационной работ.
Организация исследования: экспериментальной базой исследования является муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г.Кызыла. В эксперименте принимали участие учащиеся 4 класса..
Методы исследования: анализ использований литературы, наблюдение, тестирование, беседа, анкетирование, эксперимент, статистическая обработка и обобщение.
Методическую основу исследования составили работы по теории и методике курса «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова, соответствующие по образовательной линии к учебно-методическому комплексу «Школа России».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенная опытно-исследовательская работа показывает, что наглядные пособия в начальной школе положительно влияют на развитие познавательной активности и интересов, способствуют активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
По итогам проведенных уроков и внеурочных занятий с использованием наглядных пособий о зоне тундры учащиеся стали понимать учебную задачу урока и стремились её выполнить; сравнивали общий вид тундры и арктической пустыни, описывали тундру по фотографии; находили и показывали на карте природных зон зону тундры, рассказывали о ней по карте; выявляли взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами; работали в паре: рассматривали в гербарии и на рисунке растения тундры, выявляли черты их приспособленности к условиям жизни; знакомились по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживали экологические связи в зоне тундры, рассказывали о них, моделировали характерные цепи питания; рассказывали об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших последствий этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях; характеризовали зону тундры по плану; извлекали из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовили сообщения; формулировали выводы из изученного материала, отвечали на итоговые вопросы и оценивали достижения на уроке
Цели и задачи работы выполнены, подтверждена гипотеза: наглядные пособия способствовали эффективному изучению зоны тундры.



1. Российская Федерация. Закон Об образовании [Текст] : федер. закон: [принят Гос. думой 21 декабря 2012г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2012 № 273].
2. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб, для средн. спец. учеб, заведений. / Г.Н. Аквилева,З.К. Клепинина. - М.: «Владос», 2007-240 с.
3. Астафьева, Л. С. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. С. Астафьева, Л. М. Астафьев. - М.: Российский университет дружбы народов, 2010. - 123 с. // Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://biblioclub.ru.
4. Белянкова, Н. М. Интегрированный подход в обучении младших школьников : пособие для учителя [Тест] / Н. М. Белянкова. — М. : Просвещение, 2008. — 128 с.
5. Бондарева, Т. В. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина / Т.В. Бондарева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 253 с.
6. Брыкина, Н. Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1—4 кл. [Тест] / Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко, JI. П. Ларылкина. — М.: ВАКО, 2004.
7. Буланова- Топоркова, М.В. Педагогические технологии/ М.В. Буланова- Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков. - М.,2006.
8. Булатова, О.С. Искусство современного урока/О.С. Булатова.- М.,2006
9. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир [Текст]: Методика обучения: 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2005. - 240 с.
10. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Электронный ресурс] / Е. В. Григорьева. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 256 с. // Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://biblioclub.m/index.php?page=book&id=58277.
11. Гриценко, Л.И. Теория и практика обучения: интегративный подход/ Л.И. Гриценко. - М., 2008
12. Дарвиш О. Б. Возрастная психология [Текст]: учеб, пособие для студ.вузов, обучающихся по специальности 031999 «Педагогика и психология / О. Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко.- М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2005.-264с.
13.Землянская, Е. Н. Педагогические технологии начального образования [Текст] : учебное пособие / Землянская Е.Н. - М.: РУДН, 2009.
14. Ильченко, В. Р. Образовательная модель «Логика природы»: технология интеграции содержания естественно-научного образования [Тест] / В. Р. Ильченко, К. Ж. Гуз. — М.: Народное образование, 2003.
15. Казакова, О.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование.3 класс/ О.В. Казакова, Н.А. Сбоева, Н.Г. Гаврилкина -М.: «ВАКО», 2005.
16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред.А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.
17. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб, пособие для студ. пед. вузов / З.А.Клепинина, Г. Н. Аквилева. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 288 с.
18. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте. Учебное пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] / Е. Ф. Козина. - М.: Прометей, 2011. - 488 с. // Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://biblioclub.nj/index.php?page=book&id=105797.
19. Кульневич, С. В. Анализ урока в начальной школе[Текст] : С. В. Кульневич , Т. П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.¬254с.
20. Лаконецина Т.П. Современный урок. Инновационный урок. Часть 5: [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов,руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК. Часть 4/ Т. П. Лаконецина, Е.Е. Алимова , Л.М. Оганезова. Ростов.: «Учитель», 2007.- 256 с.
21. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов / А.В.Миронов. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 360 с.
22. Муковникова, О. Г. Природоведение [Тест]: поурочное планирование по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 2 класс./ О. Г. Муковникова О.Г.-Волгоград: Издательство «Учитель-АСТ», 2001- С.54-56.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. -М.: «Академия» , 2003. - 456 с.
24, Мылова, И.Б. Использование программных средств на уроках естествознания в начальной школе [Текст] / И.Б. Мылова // Информатика и образование. - 2007. - №4. - С. 74-81.
25. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологического воспитания в начальной школе [Текст]: учеб, пособие для студентов средних пед. учеб, заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
26, Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст]: атлас- определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2010.
27, Плешаков, В 2 ч. Ч.1. / А.А Плешаков. —М.: Просвещение, 2013. —100 с.
29. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, А.А. Румянцева. — М.: Просвещение, 2010.
30. Плешаков, А. А. От земли до неба: Атлас- определитель [Текст]: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. — М.: Просвещение 2010.
31. Плешаков, А. А. Зелёные страницы [Текст]: книга для учащихся начальных классов / А.А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2010.
32. Плешаков, А.А . Окружающий мир . 2 клссс [16^]] : учбб . для общеобразоват. организаций с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1. / А.А.Плешаков. —М.: Просвещение, 2013. —175 с.
33. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учеб, для общеобразоват. организаций с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1. / А.А. Плешаков. —М.: Просвещение, 2013. —175с.
34. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : учеб, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч.2. / А. А. Плешаков. —М.: Просвещение, 2013. —175с.
35. Плешаков, А. А. Окружающий мир 3 класс [Текст]: тесты: / А. А. А.А.Плешаков, Н. Н Гара, 3. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2013.
36. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс [Текст] : пособие. для учащихся общеобразоват. учреждений, В 2 ч. Ч.1. / А.А. Плешаков. — М,: Просвещение, 2013, —100с,
37. Плешаков, А. А.. Окружающий мир 3 класс [Электронный ресурс].—М.: Просвещение, 2013.— электрон. опт. диск. (CD-ROM).
38. Повода, О.В. Мы в ответе за тех, кого приручили [текст] /О.В.Повода//Начальная школа, 2012.—№6.—С.82-85
39. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : учеб, пособие для студ. / И. П. Подласый.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003,- 368 с.
40. Практикум по методике преподавания природоведения: организационные формы обучения. Материальное обеспечение преподавания природоведения. Природоохранительная работа с младшими школьниками [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. Филоненко- Алексеева. - Вып.4,- М.: Просвещение, 2010.
41, Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
42, Сухаревская, Е. Ю. Интегрированное обучение младших школьников [Тест] / Е. Ю. Сухаревская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
43, Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока,- Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003,-128с.
44, Сухаревская, Е. Ю. Технология интегрированного урока[Текст] / Е. Ю. Сухаревская Е.Ю.,- Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003,-128с.
45, Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» [Текст] / Е.М.Тихомирова //3 класс,- М.: Просвещение, 2005,- С. 234-249
46, Федотова, О.Н. Наш мир знакомый и загадочный [Текст]: хрестоматия. 3 кл. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова. - М.: Академкнига, 2005. -с. 133 -138.
47, Фефилова, Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. [Текст] / Е.А. Поторочина, О.И. Дмитриева. - М.: «ВАКО», 2007.
48,Чернова, Г.А., Методика преподавания обществознания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для СПО /Чернова Г.А., Жукова Л.Г. Митюкова И.В.- М.: Академия, 2008,- 240с,- 268р.40к.
49. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» , 3 класс [Электронный ресурс]: А.А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ