Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ МЕТОДАМИ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Работа №70401

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
234
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЛИЧНОСТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 10
1.1 Понятие личностной проблематики и анализ его представленности в
научной литературе 10
1.2 Понятие личностной проблематики в философии 16
1.3 Анализ личностной проблематики в психологической литературе 19
1.4 Психоаналитический взгляд на особенности личностной проблематики
в подростковом возрасте 28
Выводы по первому разделу 34
РАЗДЕЛ 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
ПРОБЛЕМАТИКИ В ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ 37
2.1. Методологические основы исследования личностной проблематики....
2.2 Техника проведения и стандартные мотивы метода Кататимное
переживание образов 44
2.3 Тестовые методы исследования личностной проблематики в
подростковом возрасте 52
Выводы по второму разделу 55
РАЗДЕЛ 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И
КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 57
3.1 Результаты первичной диагностики лиц подросткового возраста 57
3.2 Реализация диагностико-коррекционной программы, направленной на
разрешение личностной проблематики 61
3.3 Результаты повторной диагностики лиц подросткового возраста 68
Выводы по третьему разделу 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность работы. Работа психолога в система школьного образования предъявляет перед специалистом особые требования и вынуждает искать инновационные методы оперативной психологической диагностики и коррекции личностной проблематики в минимальные сроки. Гармонизация внутреннего мира и решение личностной проблематики в подростковом возрасте занимает ведущую роль в работе педагога-психолога в системе общего образования.
Развитие общества отражается на повседневной жизни людей что влияет и на глубинные социальные изменения, все это связанно прежде всего с динамически меняющейся системой ценностей. Такое положение вещей создает особенную ситуацию, которая требует самостоятельности в отношении принятия решений в повседневной жизни. Наличие личностной проблематики характеризуется дезадаптивным поведением личности в социуме, что приводит к разрушению социальных связей и личностной проблематике. В связи с этим особое значение приобретает раскрытие глубинных детерминант личностной проблематики, на что и направленно наше исследование.
Степень разработанности темы. Изучение психологической литературы по теме исследования показывает, что проблема личностной проблематики в подростковом возрасте, она же внутреннее противоречие поднималась и поднимается на отечественном поприще психологии, среди исследователей , занимавшихся разработкой данной проблемы следует отметить Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и мн.др. Среди современных научных исследований следует отметить работы, дающие представление о проблеме внутреннего противоречия и рассматривающие его как противостояние разнонаправленных личностных импульсов, которые проявляются в поведении личности путем эмоционального напряжения. В психоаналитическом направлении следует отметить П. Блоса, З. Фрейда, А. Фрейд, и мн.др. рассматривающих данный возрастной этап как завершающий в психосексуальном развитии, в период которого устанавливается главенство «Эго» в структуре личности.
Цель исследования, определение особенностей и эффективности использования методов глубинной психологии в выявлении и коррекции личностной проблематики подростков.
Задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ литературы по изучаемой теме;
2. Выявить глубинно-психологические детерминанты возникновения личностной проблематики у лиц подросткового возраста;
3. Разработать и апробировать диагностико-коррекционную программу личностной поблематики методами глубинной психологии.
Объект исследования: личностная проблематика в подростковом возрасте.
Предмет исследования: диагностико-коррекционная работа с личностной проблематикой подростков методами глубинной психологии
Гипотезой исследования, является предположение о том, что в основе личностной проблематики в подростковом возрасте находится эдипальная зависимость, которая выражается в самоотношении подростка и методы глубинной психологии будут эффективны в выявлении и коррекции личностной проблематики в подростковом возрасте.
Методологическая основа исследования. Наше исследование базируется на методе, основанным австрийским исследователем Х. Лёйнер [24], Кататимное переживание образов (КПО). КПО относится к глубинно-психологически ориентированным методам психотерапии. Данный метод хорошо себя зарекомендовал в рамках краткосрочной психотерапии, при лечении неврозов, а также при психосоматических нарушениях.
Психотерапевтический эффект метода базируется на раскрытии бессознательных конфликтов, распространяется на творческое развитие и удовлетворение архаических потребностей. Способствуя переживаниям клиента, метод оказывает глубокое психотерапевтическое воздействие.
Методы исследования: теоретические - контент-анализ, синтез, сравнение полученных данных, обобщение, систематизация, качественный и количественный анализ полученных результатов; практические - метод измерения, при помощи тест-опросника «Самоотношение» В. В. Столина и С. Р. Пантилеева. Для проведения формирующей части нашего исследования нами был использован основанный на психоаналитическом методе, метод Кататимное переживание образов (Символдрама).
Научная новизна. В ходе исследования обосновывается эффективность методов глубинной, психоаналитически ориентированной, психологии для диагностики и коррекция личностной проблематики у лиц подросткового возраста.
Теоретическая значимость исследования.
Определены: истоки личностной проблематики в подростковом возрасте; особенности проявления личностной проблематики; особенности подросткового возраста в психоаналитической литературе. Обоснована необходимость внедрения техник психотерапии в работу психолога в общеобразовательном учреждении.
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть использованы психологами, работающими в общеобразовательных учреждениях (школа, колледж, ВУЗ и т.д.) в работе с лицами подросткового возраста для гармонизации развития личности.
Апробация результатов исследования.
Результаты полученные в ходе исследования обсуждались на: Региональном научно-методическом семинаре «Теория и практика психокоррекции личности» (2017); Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студенческая практика - ключ к будущей профессии: профессиональный рост будущего специалиста» (2017); XXXIV Международной научно-практической конференции «Научные исследования и разработки» (2018).
Было опубликовано 4 статьи с российским научным индексом цитирования (РИНЦ) в которых нашли отражение теоретические положения и практические результаты работы.
Благодарности. Выражаем благодарность директору Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кореизская средняя школа» за предоставление базы практики для проведения практической части нашего исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами было проведено исследование, направленное на выявление особенностей выявления и коррекции личностной проблематики в подростковом возрасте методами глубинной психологии на базе МБОУ «Кореизская СШ». Следует отметить, что практическая работа школьного психолога с обучающимися подросткового возраста неотъемлемо связана с диагностикой и коррекцией личностной проблематики.
В результате осуществления теоретико-методологического анализа литературы по изучаемой теме, что отражено в первом разделе нашей работы, было выявлено составлено авторское определение «личностная проблематика» - раскрытое, через определение «внутреннее противоречие» - это обращенное во внутрь субъекта, находящееся вне сознания противоречие между сознательной и бессознательной сферами психики состоящих во внутреннем единстве, которое замаскированно системой психологической защиты, что искаженно проявляется в нарушениях поведения и приводящее к развитию невротических, психореактивных и психосоматических расстройств.
Анализ философской мысли по изучаемому вопросу дал следующий результат: личностная проблематика - одна из форм проявления внутренней самопротиворечивости предметов, содержащих в себе противоположно направленные и не сводимые друг к другу начала, находящиеся во внутреннем единстве и проявляются во внутренней активности и самодвижении субъекта.
В свою очередь анализ психоаналитической литературы по теме исследования и особенностям подросткового возраста позволил заключить, что - это не осознаваемое субъектом следствие неразрешенного Эдипова комплекса, что проявляется внутри психическим напряжением которое является следствием вытесненных в бессознательное травмирующих обстоятельств, социально неприемлемых импульсов. В повседневной жизнедеятельности проявляется в неспособности принять самостоятельное решение, разрушении связей с окружающими людьми, чувством тревоги, различиями в представлении о себе реальном и идеальном и мн. др. В свою очередь личностная проблематика имеет тенденцию к проявлению в поведении, продуктах творчества (искусство, тату) субъекта, которые выражают латентное содержание его психики.
Подростковый возраст, завершающая фаза психосексуального развития, которая актуализирует проблемы и конфликты, связанные с доверием к миру; противоречивыми потребностями; двойственными чувствами к близким; «Я-концепции»; самоотношения. В этот период идет установление главенства Эго, что проявляется в появлении новых, формах сексуальности и психологических защит. Идет поиск своего места в обществе, полового партнёра. Происходит освобождение и пересмотр родительского авторитета, и освобождение от привязанности к ним.
В процессе контент-анализа нами были выяснены истоки и проявление личностной проблематики в поведении. Она обусловлена деструктивным влиянием Эдипова комплекса, что проявляется в проявляются в самоотношении человека, за счет: интроекции черт первичных либидных объектов (дистанцирование от людей, непринятии отдельных личностных черт других); страх близких отношений; недоверие к людям; невозможности поддерживать партнерские взаимоотношения; зависимость от окружения; страх потери тождественности с самим собой; амбивалентности чувств; ригидности поведения; вынужденное деструктивное повторения и др. Таким образом, негативное влияние эдипальной зависимости заключается в неспособности конструктивного выражения чувств, к другим людям и к самому себе, что находит свое выражение в самоотношении подростка.
Для диагностики актуального уровня самоотношения у подростков нами был использован тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева. Данный тест-опросник позволяет оценить: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». Результаты опросник шкалируются по 12 шкалам 5 основных и 7 дополнительных.
На основе полученных данных, об актуальном уровне самоотношения среди подростков, нами была разработана диагностико-коррекционная программа. В основу нашей программы легли разработки Х. Лёйнера и его последователей, а именно метод символдрама. В нем используется переживание кататимных картин и последующее рисование представляемого образа за счет чего осуществляется диагностико-коррекционное воздействие. Использование данного метода позволяет проецировать бессознательное содержание психики в символы, предметы, что способствует познанию истоков его личностной проблемы и поиску наиболее эффективных способов ее разрешения. Наша программа расчитана на 7 недель, по одному занятию в неделю. Продолжительность каждого занятия 45-60 минут.
Разработанная и реализованная нами диагностико-коррекционная программа по методу символдрамы показала свою эффективность для решения личностной проблематики в подростковом возрасте. В результате ее прохождения у ее участников улучшилось отношение к себе, что выражается в: внутреннем-дифференцированном чувстве «за» самого себя; внутренней последовательности и самопонимании; появилась вера в свои силы, способности, контролировать свою жизнь и быть самопоследовательным; понимание самого себя - формирование дружественности по отношению к собственному «Я»; интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других; ожидание позитивного отношения к себе со стороны окружающих.



1. Адлер, А. Наука жить / пер. с англ. Е. О. Любченко. - К.: Port-Royal, 1997. - С.57-62.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд 'За экономическую грамотность', 1995. - 296 с.
3. Айсина, Р. М. Феномен внутриличностного конфликта в психоаналитических концепциях // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 6. - С. 8 - 11.
4. Анцупов, А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов. /
А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
6. Блос, П. Психоанализ подросткового возраста. / П. Блос. - М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2010. - 272 с.
7. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред.
А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1969 - 1978.
8. Большой энциклопедический словарь - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Норинт,Б.г., 2000 - 1434 с.
9. Бородулин, В. И. Иллюстрированный энциклопедический словарь (малый): энциклопедия / Редкол.: В. И. Бородулин и др. - М.: Большая российская энциклопедия, 2000. - 1038 с.: ил.
10. Бурлачук, Л. Ф. Основы психотерапии: Учебн. пособие для студентов вузов, которые обучаются по спец. «Психология», «Соц. педагогика» / Л. Ф. Бурлачук, И. А. Грабская, А. С. Кочарян. - К.: Ника- Центр; М.: Алетейа, 1999. - 320 с.
11. Бычков, В. В. Лексикон нонклассики. Художественно- эстетическая культура XX века. - М. : РОССПЭН, 2003. 608 с.
12. Василий, М. Теория личности Фрейда, ее структура, «Оно», «Я», «Сверх-я», либидо и мартидо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZzhurnal-razvitie.ru/psiholo giya-lichnosti/teoriya-lichnosti-frej da-ee-struktura-ono-ya-sverx-ya-libido-i-martido.html(дата обращения: 11.10.2017)
13. Григорович, Л. А., Педагогика и психология/ - М.: Гардарики, 2003 - 480 с.
14. Губско, Е. Ф. Философский энциклопедический словарь / ред. - сост. Е. Ф. Губского [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 574 с.
15. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
16. Ильичев, Ф. Л. Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
17. Кернберг, О. Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии / Пер. с англ. М.И. Завалова / О.Ф. Гернберг. - М. : Независимая фирма «Класс» 2017 - 464 с.
18. Козлов, Н. И. Идеографический подход. [Электронный ресурс]
https://www.psychologos.ru/articles/view/idiograficheskiy-podhod (дата
обращения 21.05.2020)
19. Козлов, Н. И. Личностные проблемы [Электронный ресурс] Режим доступа :https://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostnye-problemy(дата обращения 13.10.2019).
20. Константинов, Ф. В. Объективная диалектика //
Ф. В. Константинов, В. Г. Марахов. - М. : Мысль, 1981 - 438 с.
21. Лапланш, Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.- Б. Понталис / Пер. с франц. и науч. ред. Н. С. Автономовой. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. - 751 с.
22. Левин, К. Типы конфликтов // Психология личности: тексты / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - С. 93-96.
23. Лейбин, В. М. Словарь-справочник по психоанализу. - М.: АСТ, 2010. - 956 с.
24. Лёйнер, Х. Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; Семинар: Пер с нем. Я. Л. Обухов / Х. Лёйнер - М. : Эйдос, 1996. - 253 с.
25. Лекция 4 ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
[Электронный ресурс] Режим доступа : http://cito-
web.yspu.org/link 1 /metod/met 104/node14.html(дата обращения 26.05.2019)
26. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: 2003. - 672 с.
27. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. - М. : ООО «Из-во Юрайт», 2016. - 351 с.
28. Новгородцева, А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 3. С. 38-50.
29. Обухов, Я. Л. Символдрама : Кататимно-имагинативная
психотерапия детей и подростков. / Я. Л. Обухов. - М. : «Эйдос», 1997. - 253 c.
30. Обухов, Я.Л. Удовлетворение архаических потребностей - использование метода символдрамы. Журнал практического психолога, 1999. - №5-6, - С. 129-154
31. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов Н. Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с
32. Перлз, Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии / Ф. Перлз. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - С. 29-150.
33. Покатаева, О. Г. Психоаналитическая трактовка
внутриличностных конфликтов. Часть 2. Подход Юнга «Психотерапия» [Электронный ресурс], 2012, №6. Точка доступа:
https://ruspsy.net/phpBB3/viewtopic.php?f=292&t=673 (дата обращения:
27.02.2017).
34. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс. - СПб. : Питер, 2005. - 368 с.
35. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. I. Античность / Дж. Реале, А. Антисери - ТОО ТК «Петрополис», 1994. -
36. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека / пер. с англ. - М.: «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
37. Словарь иностранных слов: словарь. -6-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов. энциклопедия, 1964. - 784 с.;
38. Столин, В.В. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы / В.В. Втолин, С.Р. Пантилеев. - М. : изд-во Московского ун-та Москва, 1988. - С. 123-130.
39. Тайсон, Ф. Психоаналитические теории развития / Ф. Тайсон, Р. Л. Тайсон. - Екатеринбург : Деловая Книга, 1998. - 258 с.
40. Усатенко, О. Н. Диалогическое взаимодействие (психолог - субъект) в психокоррекционном процессе. / О. Н. Усатенко, А. Н. Казакевич. THE CAUCASUS - Тбилиси: Сообщество проживающих в Грузии азербайджанцев. 2017. - С. 37 - 40,
41. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка.
Современная редакция. К.: Славянский Дом Книги, 2014. - 960 с.
42. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь Ушакова. В 4 т. Т. 1. // Сост. Г. О. Винокур [и др.]; Под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Гос. ин-т «Сов. энцикл.» - 1935. - 1562 с.
43. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб.: Ювента, 1999. - С. 15-52.
44. Фрейд, А. Психология «я» и защитные механизмы. / А. Фрейд. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 144 с.
45. Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа. / А. Фрейд. - М. : Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. - 400 с.
46. Фрейд, З. Введение в психоанализ. / З. Фрейд. - СПб. :Азбука, 2009. - 416 с.
47. Фрейд, З. Психоаналитические этюды / Составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского; Послесл. В. Т. Кондратенко; Худ. обл. М. В. Драко. / З. Фрейд. - Минск: ООО «Попурри»,1999. - 608 с.
48. Фрейд, З. Я и Оно. // З. Фрейд. Психология бессознательного. - СПб.: Питер. 2004. - С. 378-390.
49. Фромм, А. Азбука для родителей. / А. Фромм. - М.: АСТ, 2003 - 365 с.
50. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. / пер. Э.М. Телятникова. - М.:АСТ, 2010 г. - 624 с.
51. Хорн, Г.: Шесть этапов развития ребенка в зеркале символдрамы. (Выступление на Международном симпозиуме по проблемам психотерапии и профилактики психических нарушений у подростков, г. Калуга, октябрь 1997 г.) / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. В: Символ и Драма. Сборник статей. - Харьков: Регион-информ, 2000, - № 1 (1), - С. 18-32.
52. Хорни, К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура. - М.: Юрист, 1995. - 623 с.
53. Хьелл, Л. Теории личности.// Л. Хъелл, Д. Зиглер - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 607 с.,
54. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://psychology_pedagogy.academic.ru/19183/(Дата доступа 24.02.2015).
55. Юнг, К. Г. Алхимия снов. Четыре архетипа. - М.: «Семира», 1995. - 350 с.
56. Юнг, К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк; Сост. В. В. Зеленский, А. М. Руткевич. - М.: «Мартис», 1995. - 320 с.
57. Юнг, К. Г. Архетип и символ / Пер. В. В. Зеленский. - М.:
Ренесанс, 1991 - 304 с.
58. Юнг, К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. - Киев:
«Государственная библиотека Украины для юношества», 1996. - 384 с.
59. Юнг, К. Г. Психология бессознательного. - М.: Канон+, 2003. - 320 с.
60. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие. - М.: Академия, 1996. - 416 с.
61. Яценко Т.С. Глубинная психология: диагностика и коррекция тенденции к психологической смерти. Учеб. пособие. / Т.С. Яценко, А.В. Глузман, И.В. Калашник - Ялта: РВУЗ КГУ, 2008. - 204 с.
62. Яценко, Т. С. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога / Т. С. Яценко, А. В. Глузман. - Ялта: Республиканское высшее учебное заведение «КГУ», 2014. - 410 с.
63. Яценко, Т. С. Проблема глубинного познания психики субъекта в визуализированной самопрезентации // Психотерапия. - М.: ООО «Г ениизус Медиа», 2012. - № 10 (18). - С. 22 - 30.
64. Яценко, Т.С. Основи глибинно! психокорекци. ФеноменолоПя, теорхя i практика. - К.: Вища шк., 2006. - 382 с.
65. Adler, A. Uber den nervosen Charakter. Grundzuge einer vergleichenden Individual-Psychologie und Psychotherapie. / A. Adler. - Frankfurt am Main : Fischer Taschenbuch, 1992. - 295 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ