Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАЛОМНИЧЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Работа №62011

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I.
Общие принципы паломничества в Российской Империи
Глава II.
Паломничество в Святую Землю
§1. Путь паломников до Святой Земли
§2. Размещение в «русской Палестине»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Данная работа ставит своей целью рассмотрение феномена православного паломничества, имеющего к нашему времени, более чем тысячелетнюю историю. В качестве временного отрезка взят период наиболее стремительного, масштабного развития этого движения в Российской Империи, а именно - вторая половина XIX - начало XX веков. В первой главе анализируются основные принципы, на которых основывалось это движение, то чем руководствовались богомольцы, отправляясь в нелегкий путь, то что ими двигало. Однако на протяжении всей русской истории мысли православных людей устремлялись к местам Святой Земли, умозрительно знакомые им с самого детства. Особенно в рассматриваемый нами период в связи с улучшением быта богомольцев, значительным уменьшением тягот пути, движение паломников в Палестину приобрело весьма серьезные масштабы. Именно поэтому, для придания объема и цельности рассматриваемой нами проблеме во второй главе работы анализируются особенности паломничества в Святую Землю: маршруты паломников в Палестину, трудности этого богомолья, быт паломников в Святой Земле. Особое внимание уделяется деятельности Императорского Православного Палестинского Общества (далее ИППО), сыгравшего выдающуюся роль в деле развития паломничества, укрепления русского влияния и научного изучения Святой Земли в рассматриваемый период.
В качестве главного источника был использован первый в России еженедельный иллюстрированный журнал для религиозного чтения "Русский Паломник", первый номер которого вышел в печать в сентябре 1885 г. Быстро разросшийся в тираже и завоевавший большую популярность, он выходил еженедельно вплоть до 1917 года. Это доказывает, что населению было интересно подобное издание, и оно отвечали интеллектуальным и духовным нуждам читающей публики. В числе учредителей значился известный на всю Россию о. Иоанн Кронштадский, статьи и выдержки из дневника которого появлялись почти каждый месяц. "Таким образом, миссионерская сущность журнала еще более усиливалась, когда на страницах появлялись публикации миссионера-священника, каковым являлся о. Иоанн Кронштадский".
Интересно то, как появилось название журнала. Однажды, будущий главный редактор Александр Иванович Поповицкий проезжал с сыном к Александро-Невской лавре. Они беседовали о названии для нового, уже намеченного издания. В это время с ними поравнялись странники- богомольцы. Александр Иванович вежливо спросил их кто они, те ответили: "Мы, барин, русские паломники. - Вот, вот заглавие для журнала! - вскричал вне себя от радости А.И. - Сам Бог его нам указывает..." "Благодаря хорошему личному знанию А.И. иностранных языков ему удалось открыть в заграничной прессе богатый источник годных для помещения в "Русском Паломнике" проникнутых христианским духом статей, очерков по религиозным вопросам, церковно-исторических повестей и рассказов".
Редактор-издатель А.Н. Поповицкий так характеризовал свое детище на 8-й год его существования: "Русский Паломник" представляет собой первый в России опыт иллюстрированного издания религиозно-нравственного содержания. Издаваясь с сентября 1885 г. еженедельными выпусками, он содержит в себе описание святынь России и православного Востока, исторические и биографические очерки из жизни Церкви и многочисленных церковных деятелей ее во все времена существования Церкви Божией на земле, жития святых угодников Божиих, повествования из церковно-религиозной области, путешествия к святым местам и обителям, объяснения праздников и богослужебных действий, назидательные размышления, текущую хронику, и проч., и проч. Все это иллюстрируется художественно-исполнеными рисунками и портретами. В книжки журнала выделяются такого же рода статьи, но более обширного размера. Ежегодно при журнале выдаются художественные приложения.
Такой состав журнала и книжек, сопровождаемый многочисленными рисунками, делает пригодным "Русский Паломник" для всех чтителей святынь и любителей религиозно-нравственного чтения, для каждого христианского семейства, для учащегося поколения обоего пола, для общежитий, казарм, богаделен, приютов, больниц, рабочих центров и тюрем, для внецерковных собеседований пастырей со своими прихожанами и т. под.
Действительно, журнал имеет подписчиков между лицами, стоящими на всех ступенях общественной лестницы, от высших до самых смиренных и низших, и выписывается большинством учебных заведений и многими специальными учреждениями, благодаря особой рекомендации гг. министров внутренних дел и народного просвещения".
Поповицкий в числе прочего упоминает художественные приложения. Показательно отметить их количественное увеличение: "Так, до 1897 г. при 52 номерах журнала давалось 4 книги бесплатных приложений, в 1898-1902 гг., кроме особого приложения, уже было выдано 12 книг, в 1903-06 гг. - 18 книг, в 1907-09 гг. - 20 книг, в 1910 - 26 книг и, наконец, в предстоящем 1911 г. будет выдано 28 книг".
Распространение журнала происходило по подписке на месяц, полгода и год. Подписку можно было оплатить в рассрочку. Была возможность приобретения иллюстраций и репродукций, а также годовых изданий, выходивших в виде книг.
Редакция журнала также служила местом сбора пожертвований на различные цели: на постройку храмов, для раздачи бедным, на помощь пострадавшим от эпидемий, голодающим, к Гробу Господню в Иерусалим и т.д. Редакция помещала подробную отчетность о данной деятельности с указанием имен жертвователей и поступивших сумм, которые, в свою очередь, сдавались под расписку хозяйственному управлению при Священном Синоде.
С начала 1908 г. в журнале была реализована очень интересная, симпатичная инициатива: в ответ на письмо одного читателя, который высказывал сожаления, что его статьи не были приняты к печати в журнале, редакция решила устроить специальную рубрику после всех основных статей номера - "Думы и впечатления читателей", в которой могли быть помещаемы статьи по-настоящему идейных людей, но работы, которых были не достаточно хороши по форме. Редакция помогала в их доработке, без изменения содержания.
Прекрасные отзывы о работе редакции содержали многочисленные письма, поступавшие туда; некоторые из них помещались в номера журнала. Например, такие строки в одном их писем: "Я слышал от многих, выписывающих "Русский Паломник" кряду несколько лет такие отзывы: "Этот святой журнал возродил мою душу, вдохнув в нее новые силы и упования". В самом деле: все в этом журнале так прекрасно, возвышенно, правдиво и отрадно, что поневоле и сам за чтением его делаешься лучше, - душою чище и выше мыслью, парящей к небу, океаном веры, красоты духа и благоуханного смирения... Какою беспредельной любовью горят страницы журнала к родным русским святыням, этим пречистым следам осуществленной святости и достигнутого блаженства. А приложения! Они составляют уже целую святоотечесткую библиотеку и несут читателю "орлиное" настроение гигантов христианства, любимцев Божиих. Да хранит Господь дорогую редакцию и ее трудников и читателей на многая лета!"6
Все это свидетельствует о том, что данное издание служит прекрасным источником для понимания сущности, смысла и содержания такого фундаментального явления, отражающего саму суть религиозного чувства русского народа, как паломничество в рассматриваемый нами период.
Немаловажно и то, что нами не обнаружено ни одной научной работы комплексно исследующей журнал «Русский Паломник». Только лишь в статье "Дореволюционный духовно-просветительский иллюстрированный журнал "Русский Паломник" аспирантки кафедры журналистики и социологии тольяттинского университета Н.В. Крайновой проведен типологический анализ этого издания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании приведенных данных можно утверждать, что православное паломничество это совершенно уникальное, самобытное, национальное явление, занимающее особое место в мировой истории и в истории религий. Мы видим, что феномен паломничества возник стихийно и практически сразу же с крещением Руси в 988 г. князем Владимиром, накрепко соединившись с новой религией и прочно войдя в сознание и практику русского народа. Замечательны слова одного французский исследователя, долго изучавшего нашу страну и хорошо знавшего наш язык: "Россия, есть почти единственная в Европе страна, где народ сохранил религиозное чувство, где он чувствует себя действительно в общении с надземным миром. В натуре мужика, как-бы покрытой слоем грубости и невежества, часто найдем религиозное чувство во всей его благородной чистоте. Русский крестьянин есть почти единственный в Европе, который ищет жемчужину евангельской притчи и целует руку, которая находит ее". Следовательно, не удивительно, что паломничество захватило наш народ, став его характерной чертой. Благодатное его действие отчетливо видно в истории нашей страны. Духовное обогащение, знакомство с необъятными просторами нашей Родины и с другими землями, поддержка и надежда в трудной жизни - вот важные, но не исчерпывающие следствия паломничеств. "Отнимите у крестьянина эту помощь, которую он находит в святых местах, и кто знает, не изнемог ли бы он под тяжестью своего креста и не совратился ли бы с пути истинного". Кроме этого, в большей степени это характерно для допетровской России, паломничества служили распространению книжного просвещения: в то время путешественники долго оставались в посещаемых странах, где занимались списыванием книг и приносили домой много текстов и разных религиозных сказаний.
Как уже было указано, Святая Земля, Палестина, была особенным местом для православного русского народа. По свидетельству блаж. Иеронима (IV в. н.э.), христиане всегда думали, что "в них меньше будет религиозности, меньше знаний, что они не достигнут высшей добродетели, если не поклонятся Христу в тех местах, где заблистало первоевангелие". Центральное место в изучении паломничества в Святую Землю в рассматриваемый нами период занимает Императорское Православное Палестинское Общество. В основных направлениях деятельности - поддержании православия в Святой Земле, оказании содействия русским паломникам и научном изучении Палестины и популяризации знаний о ней - ИППО, за свою 35-летнюю деятельность, добилось замечательных результатов. "До учреждения Палестинского Общества, паломникам приходилось размещаться в "грязных, темных и вонючих" помещениях греческих монастырей, питаться скудной низкокачественной пищей, нередко терпеть грубое обращение
окружающих".79 "Доля бедняка-паломника столь тяжкая, что вынести ее мог только русский человек, крепкий своей любовью ко Христу- Искупителю".80 Тем не менее, численность паломников только возрастала.
После же учреждения ИППО, в Палестине появился свой русский участок, где поклонник мог найти чистое, светлое, обширное помещение, привычную русскую пищу, кипяток, квас, прачечную, даже баню и многое другое, чрезвычайно необходимое в чужой стороне. Его окружали русские люди, всегда готовые помочь и просто поговорить. Все это за исключением пищи, в течение двух первых недель пребывания паломника в Иерусалиме предоставлялось ему безвозмездно, и только по истечении этого времени с него взималась ничтожная плата - 13 коп. в сутки. Но оказывая помощь русским богомольцам, Палестинское Общество в тоже время содержало в Святой Земле школы и больницы, строило новые храмы и восстанавливало древние, издавало научные труды и исследования, знакомило русский народ с правдой о Святой Земле и все это при серьезной вражде и противодействиях со стороны иноверцев. Наконец Общество имело еще своих стипендиатов из туземцев в наших духовно-учебных заведениях.81
Все это было возможным благодаря деятельной поддержке русского народа. Еще в 1902 г., празднуя 14 мая двадцатилетие Палестинского Общества, В.И. Хитрово в своем докладе указал причины неожиданного успеха общества: "Первую и безусловно главнейшую причину следует видеть в том отзвуке, который находят в сердцах простого православного люда громкие имена святых мест, известные ему, может быть даже бессознательно, с детства... Затрудняешься сказать, чей труд для успеха дела больше и святее - духовного ли пастыря, который в якутской тундре, в занесенном снегом чуме, рассказывает инородцам о Св. Гробе, о Голгофе, Вифлееме и совершившихся в них, великих для рода человеческого, событиях, или управляющего Русскими подворьями, устраивающего, по возможности, в тесном помещении шестую тысячу русских паломников, чтобы дать им на утро возможность достигнуть того, чего жаждала их душа десятки лет, или тех наших тружеников и тружениц, которые, будучи оторваны от родины, среди чужой для них и, должен сознаться, часто неприглядной обстановки, из сил выбиваются, чтобы удержать подрастающее поколение в православной вере отцов. Смею думать, что все они одинаково способствуют и способствовали успеху общества».
Разумеется, были неудачи, проблемы и сложности, требующие внесения коррективов. Духовный писатель, священник, глава черниговского отделения ИППО А.Н. Ефимов в своей «Речи о новых мерах к осуществлению высоких целей Православного Палестинского общества» указывал о необходимости принятия нового маршрута паломников из России в Святую Землю. Нелегкое путешествие от Одессы до Яффы занимало около 13 суток, и 7 суток - обратно. Новый маршрут был вдвое короче. Предполагалось от Одессы добираться до Салоник по железной дороге через Кишинев, Софию, Белград, оттуда уже на пароходе до Яффы, не задерживаясь в пути во многих портах. Такой маршрут занял бы 6 суток. Также автор напоминает о необходимости изменения ситуации с пароходами Русского Общества Пароходства и Торговли, так как условия на них для III класса были несносными. И наконец, А.Н. Ефимов говорит о необходимости учредить русскую семинарию в Иерусалиме, для противодействия еврейскому, греческому и прочим влияниям и для воспитания большего количества учителей для народных школ Палестины.
Тем не менее, несмотря на все препоны, к 1914 г. Россия владела в Палестине более чем 70 объектами недвижимости, общей стоимостью почти в 2 млн. рублей, из которых около половины принадлежало Палестинскому Обществу, остальные - РДМ (а значит, Священному Синоду) и консульству (т.е. правительству). 8 подворий ИППО в Иерусалиме, Хайфе и Назарете могли принять ежегодно до 10 тыс. паломников. Два русских женских монастыря и 10 храмов, воздвигнутых трудами архимандритов Антонина (Капустина), возглавлявшего РДМ в 1865-94 гг., и о. Леонида (Сенцова), последнего из ее дореволюционных начальников (1903-18), обслуживали религиозные потребности русских богомольцев.83 В Обществе состояло к этому времени более 3 тыс. членов, отделы ИППО действовали в 52 епархиях Русской Православной Церкви. Недвижимое имущество Общества составляли 28 земельных участков (26 в Палестине и по одному в Ливане и в Сирии) общей площадью более 23,5 гектар.
Сегодня, после возрождения православия в нашей стране, с активным развитием паломничества, встает множество важнейших вопросов. Русская Православная Церковь стремиться взять под свой контроль эту отрасль, прекрасно понимая, что только церковные структуры могут обеспечить качественную, адекватную духовным запросам верующих поездку к святым местам. Следовательно, по нашему мнению, необходимо строго разделять паломничество и весь остальной туризм, которые в современной литературе нередко смешиваются между собой. Довольно часто можно услышать термин "религиозный туризм", подразумевающий поездки к каким-либо религиозным объектам и знакомство с их историей, который считается синонимом паломничества. Паломничество, как выражение религиозного опыта, как подвиг обозначилось задолго до появления даже предпосылок массового туризма. В основе паломничества лежит участие в богослужении в местах поклонений, без чего такое путешествие вообще немыслимо. И если целью туризма является предоставление отдыха, в самом широком смысле, то паломничество, в первую очередь, это духовная работа, очищение души, которые порой могут сопровождаться неудобствами и лишениями, принимаемыми с благодарностью. Для подобного путешествия крайне важно иметь особое религиозное чувство, некие сакральные цели, совершенно не связанные с отдыхом и развлечением. Не случайно иначе паломничество называли поклоничеством, так как в его основе лежит поклонение святым местам. "Главная задача паломника - приготовить свое сердце к встрече со святынями". "Задача паломничества - раскрыть очи своей души, а для этого необходим труд сердца - покаяние и молитва".
В докладе в 2004 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский и Всея Руси, высказал важную мысль: "Следует отметить, что духовные потребности паломников и многовековые традиции православного богомолья, как правило, игнорируются коммерческими фирмами. Православные паломничество от туризма существенно отличается тем, что главным для паломника является поклонение православной святыне, а не только осмотр исторических достопримечательностей в храме или в том или ином монастыре. Паломники принимают осмысленное участие в богослужениях, причащаются Святых Христовых Тайн, молятся у святых чудотворных икон и поклоняются святым мощам угодников Божиих. Соблюсти такие высокие требования к паломнической поездке коммерческие турфирмы не могут".
Именно поэтому для адекватного, качественного удовлетворения духовных потребностей современных паломников необходимо иметь верное представление о сущности паломничества и его истории. Необходимо осознавать дух тех, дореволюционных поклонников, то, что вдохновляло их преодолевать, чаще всего пешком, сотни километров, чтобы поклониться какой-либо святыне, так как аналогичный дух поклонничества (хотя и в меньшей степени) проявляется и сегодня. Один автор точно уловил это настроение тогдашних богомольцев: "Вот заветное чаяние этих верующих сердец, предстоящих у раки!.. Узреть, поклониться мощам угодника Божия, облобызать их, - тогда и умереть не страшно, - умереть со спокойной совестью, с очищенной душой, с надеждой, что "чистии сердцем, Бога узрят", с молитвой к Богу и Его угоднику". На помощь в выполнении этой задачи: грамотное, ясное понимание феномена православного русского паломничества для использования этого знания в подготовке современных паломнических туров и направлена данная работа.



1. Андронов Н. П. Путевые воспоминания 1853 года. М., 1883. 31 с.
2. Иванченко Д. Д., К святым местам: Записки паломника. Саратов, 1911. 162 с.
3. Кудрявцев А. Напутственное слово отправляющимся на поклонение святым местам. СПб., 1884. 4 с.
4. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. СПб., 1907. 4 с.
5. Лоти П. Дневник. Иерусалим. СПб., 1898. 116 с.
6. Милорадович Г. А. Любеч и крестный ход к пещере преп. Антония Печерского 10 июля. Чернигов, 1875. 5 с.
7. Мечев Т. А. На богомолье (из путевых заметок учителя). Петроград, 1916. 80 с.
8. Михайлов Т. Воспоминания крестьянина Т. Михайлова о паломничестве к св. обителям для поклонения св. угодникам и о бедности виденных им св. монастырей и св. храмов божиих. СПб, 1904. 23 с.
9. Мансуров. Ответ на передовую статью в московских ведомостях. СПб, 1885.
10. Наставление православному русскому паломнику, отправляющемуся в Иерусалим и на Афон. СПб., 1909. 16 с.
11. Особенные постановления для паломничества : Отд. 3. из "Собрание узаконений и распоряжений правительства" от 18-го июля 1907 г., № 114. Одесса, 1908. 27 с.
12. Отчет Императорского Православного Палестинского Общества за 19089 и 190910 гг. СПб., 1911. 122 с.
13. Певцов В. Г. Путешествие по святым местам. СПб., 1872. 276 с.
14. Паломничество воспитанников Рижской духовной семинарии в г. Москву и Троице-Сергиеву лавру. Рига, 1914. 16 с.
15. Паломничество. Путевые впечатления. Тула, 1912. 21 с.
16. Паломничеств трезвенников Белевского Никольского братства трезвости в Оптину пустынь. Белев, 1912. 21 с.
17. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1885 год. СПб., 1886. 746 с.
18. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1886 год. СПб., 1887. 752 с.
19. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1887 год. СПб., 1888. 780 с.
20. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1888 год. СПб., 1889. 788 с.
21. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1889 год. СПб., 1890. 802 с.
22. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1890 год. СПб., 1891. 800с.
23. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1891 год. СПб., 1892. 815 с.
24. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1892 год. СПб., 1893. 860 с.
25. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1893 год. СПб., 1894. 854 с.
26. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1894 год. СПб., 1895. 862 с.
27. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1895 год. СПб., 1896. 880 с.
28. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1896 год. СПб., 1897. 873 с.
29. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1897 год. СПб., 1898. 869 с.
30. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1898 год. СПб., 1899. 882 с.
31. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1899 год. СПб., 1900. 864 с.
32. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1900 год. СПб., 1901. 871 с.
33. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1901 год. СПб., 1902. 885 с.
34. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1902 год. СПб., 1903. 903 с.
35. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1903 год. СПб., 1904. 890 с.
36. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1904 год. СПб., 1905. 897 с.
37. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1905 год. СПб., 1906. 885 с.
38. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1906 год. СПб., 1907. 888 с.
39. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1906 год. СПб., 1908. 890 с.
40. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1907 год. СПб., 1909. 876 с.
41. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1908 год. СПб., 1910. 869 с.
42. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1909 год. СПб., 1911. 882 с.
43. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1910 год. СПб., 1912. 885 с.
44. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1911 год. СПб., 1912. 879 с.
45. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1912 год. СПб., 1913. 865 с.
46. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1913 год. СПб., 1914. 915 с.
47. Русский Паломник, годовой сборник журнала за 1914 год. СПб., 1915. 908 с.
48. Смирнов Н. И. О приходских паломничествах ко святыням. М., 1911. 51 с.
Литература:
1. Дмитриевский А. А. Деятели Русской Палестины. СПб., 2010. 462 с.
2. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882-1907. Т.1. СПб., 2008. 444 с.
3. Дмитриевский А. А. Типы современных русских паломников в Святую землю. СПб., 1912. 44 с.
4. Ефимов А. Н. Речь о новых мерах к осуществлению высоких целей Православного Палестинского общества. Чернигов, 1909. 16 с.
5. Епископ Егорьевский Марк. Православное паломничество в России глазами инославных // Православное паломничество: традиции и современность: 3-я общецерковная конференция 2006. М., 2009.
С. 22-30.
6. Житенев С. Ю. История русского православного паломничества в Х- XVII вв. М., 2007. 479 с.
7. Зайцев Б. В. Река времен. От Афона до Оптиной пустыни. М., 2007. 556 с.
8. Инок Парфений (Агеев). Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святой Горы Афонской инока Парфения: в 2 томах. М., 2008. 824 с.
9. Иерей Виталий (Рыбаков). Возрождение паломничества в Рязанской и Касимовской епархии // Православное паломничество: традиции и современность: 3-я вобщецерковная конференция. М., 2009. С. 40-46.
10. Крылов А. В., Сорокина Н. М. Императорское Православное Палестинское Общество и отечественное востоковедение. М., 2007. 78 с.
11. Кузнецова А. И. Практика современного паломничества в традиции прошлого // Православное паломничество: традиции и современность: 4-я общецерковная конференция. М. 2009, С. 168-172
12. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем востоке в XIX - начале XX веков. М., 2006. 510 с.
13. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем востоке в XIX - начале XX веков. М., 2006. 510 с.
14. Монастыри России: паломничество, религиозный туризм: Учебное пособие. Ярославль, 2010. 327 с.
15. Моклецова И. В Хождения в русской культуре и литературе Х-ХХ вв.: Учебное пособие. М., 2003. 73 с.
16. Митрополит Кирилл (Гундяев). Проблемы и пути развития современного православного паломничества // Православное паломничество: традиции и современность: 1-я общецерковная конференция. М. 2005, C. 13-23.
17. Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским в 1830 году. М., 2007. 319 с.
18. Назаренко А. В. К истории православного паломничества // Православное паломничество: традиции и современность: 2-я общецерковная конференция. М., 2009. С. 32-36.
19. Нилус С. А. Поездка в Саровскую пустынь и Серафимо-Дивеевский монастырь. М., 2007. 189 с.
20. Немирович-Данченко В. И. Соловки : воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами. СПб., 1904. 167 с.
21. Орехов Д. С. Святые места России. СПб., 2009. 252 с.
22. От Соловков до Святой Земли: паломнические очерки русских писателей. М., 2012. 766 с.
23. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу, 4-е изд. М., 2013. 366 с.
24. Прусский П. Краткое описание путешествия во св. град Иерусалим и прочие св. места. М., 1884. 111 с.
25. Павловский А. А. Справочная записная книжка для паломников по России, Афону и Палестине. Ниж. Н., 1908. 96 с.
26. Православное Палестинское общество на служении церкви и русскому народу: по поводу XXXV-летия деятельности Общества в Святой Земле (1882-1917). СПб., 1917. 20 с.
27. Россия в Святой Земле. К 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока. М., 2012. 354 с.
28. Смирнов П. А. Судьбы Иерусалима и русские паломники. СПб., 1912. 35 с.
29. Хитрово В. Н. Православие в Святой Земле. Собрание сочинений и писем. Том 1. СПб., 2011. С. 398.
30. Хитрово В. Н. Собрание сочинений и писем. Статьи о Святой Земле.
Из истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Из истории паломничества в Святую Землю. Том 2. СПб., 2011. С. 459.
31. Хитрово В. Н. Чтения о Святой Земле. Вып. 38 : Русские паломники
Святой земли. Путь до Иерусалима. 1896. 33 с.
32. Шмелев И. С. Богомолье. М., 2013, 299 с.
33. Ювачев И. П. Паломничество в Палестину к Гробу Господню. СПб., 1904. 510 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ