Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ (НА ПРИМЕРЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА МУСУЛЬМАН В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН)

Работа №35858

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

антропология

Объем работы121
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История религиозного туризма в культуре татар-мусульман 10
1.1. Феномен религиозного туризма 10
1.2. Паломничество у татар-мусульман до 1917 года 20
1.3. Паломничество мусульман в Советский период 30
Глава 2. Религиозный туризм в современном Татарстане 35
2.1. Религиозный туризм у мусульман в 1990-2000-е годы 35
2.2. Хадж у современных татар 42
2.3. Болгар как место паломничества 62
Заключение 74
Список литературы 77
Приложение

В современном интегрированном мире быстрыми темпами развивается современная индустрия туризма. И одним из популярных его видов становится религиозный туризм. Одним из элементов в этом виде туризма становится знакомство со святыми местами, архитектурой, а самое главное - процесс совершения паломничества, которое включает в себя молитвенное исполнение обрядов.
С давних пор посещать святые места представляло собой одну из наиболее значимых и почитаемых традиций мусульман, которое крепко связано с самой сутью исламского вероучения. Но в советский период паломничество к святым местам стало носить информативную задачу, нежели духовный смысл. Многие культовые сооружения были превращены в государственные учреждения, объекты музеев, залы для выступлений, соответственно, эти места поклонения стали не как объектами исполнение религиозного культа, а как объектами туристической направленности. По этой причине исследования мусульманского паломничества как социального и культурного феномена представляется актуальным и в научном плане, и в практическом отношении, также, в определении ценностных установок и ориентиров культурной политики.
Паломнические путешествия представителями различных религий в последние десятилетия становятся массовым явлением, которое оказывает влияние на все сферы социальной жизни.
Отметим, что религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Совместно возникает желание познакомиться с духовными и религиозными достижениями народов других стран, понять сущность их религиозных верований.
Актуальность исследования объясняется тем, что в настоящее время значение мест поклонения начинает обретать свой первоначальный смысл, они становятся объектами религиозного культа и предметом постижения истинности веры. Религиозные ценности - это часть объекта туризма, культурного наследия и явление высшей духовной жизни людей.
Религиозный туризм среди татар-мусульман в Республике Татарстан начал приобретать массовый характер. Во-первых, каждый год татары- мусульмане в период завершения месяца Рамадан, совершают паломничество (хадж) в Мекку, сохраняя традиции одного из пяти основных столпов ислам. Во-вторых, татары-мусульмане посещают древний город Булгар, где в X веке был принят ислам на территории средневекового государства Волжская Булгария.
Религиозные туристы, то есть паломники отправляются в путешествие, когда у них возникает желание совершить культовые действия не в обычных условиях среды их проживания. Верующие отправляются в святые места с различными целями: помолиться, стать ближе к вере, познакомиться с культурным наследием чужой страны, найти для себя новую систему ценностей.
Объект исследования - религиозный туризм у мусульман.
Предмет исследования - религиозный туризм мусульман в Республике Татарстан в виде паломнического туризма и религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности.
Цель работы - изучение истории развития и современного состояния религиозного туризма на примере мусульман Республики Татарстан.
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть феномен религиозного туризма в культуре татар-мусульман;
- изучить историю паломничества у татар-мусульман до 1917 г.;
- изучить историю паломничества мусульман в Советский период;
- рассмотреть особенности религиозного туризма мусульман в 19902000-е гг.;
- рассмотреть процесс совершения хаджа у современных татар;
- исследовать паломничество в Болгар.
Степень разработанности темы исследования
Лишь во второй половине XX столетия изучение паломничества становится предметом научных исследований. До этого периода большая часть работ представляет собой эмпирические наблюдения и сведения о паломнических путешествиях, а также посвящается описаниям различных мест поклонения. В настоящее время исследование паломничества осуществляется в разных аспектах науки.
История религиозного (паломнического) туризма рассматривается Александровой А.Ю. , П. Гиро , Романовым А. А. и Саакянцем Р. Г., Соколовой М. В.
Также нужно отметить, что совершение паломничества изучается в историческом, в социальном и в экономическом аспектах. Якунин В. Н.5 в своей статье освящает значение религиозного туризма в историческом наследии.
Среди казанских исследователей и ученых можно выделить таких как, Ахунова А.6, Шафикова И. Ф.7, Нуриманова И. , Якупова В. , Сибгатуллину
1 Александрова А. Ю. Международный туризм / Ю. А. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2001. -356 с.
2 Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / П.Гиро. Спб.: Алетейя, 1995. - (Антич. б-ка. Исследования).
3 Романов А.А., Саакянц, Р.Г. География туризма: учеб. пособие / А.А. Романов, Р.Г. Саакянц. М: Советский спорт, 2002.
4 Соколова М.В. История туризма / Соколова М.В. М: Мастерство, 2002. - 223 с.
5 Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/znachenie-religioznogo-turizma-dlya-populyarizatsii-istoriko-kultumogo-naslediya (дата обращения 02.02.2018).
6 Ахунов А. Хадж у татар: от прошлого - к настоящему / А.М.Ахунов // Российский ислам в трансформационных процессах современности: новые вызовы и тенденции развития в XXI веке. Сборник научных статей / отв. ред. З.Р.Хабибуллина. - Уфа: Диалог, 2017. - С.17-18.
7 Шафиков И.Ф. Путь в Мекку: будни российских паломников (конец XIX - начало XX века) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т. 176, кн. 3. - С. 103. В своих статьях они раскрывают о повседневной жизни паломников- мусульман, об их социальном укладе жизни.
Социальный аспект паломничества поднимают Лысак И. В. И Рыбкина Ю. А. , Ахмадуллин В. А. , Хакимов Р. Ш. . Нефляшева Н. А. изучала хадж в опыте социокультурного пограничья. Печерица Е. В. и Шарафанова Е. Е. рассматривают направления и роль религиозного туризма.
Некоторые исследователи обращаются на философские и психологические проблемы (Бауман З. , К. Г. Юнг , Дж. Урри ). Другие авторы решают вопросы классификации и типологизации паломнических путешествий (Бабкин А. В. , Христов Т. Т. ). Во 90-е годы XX века предметом рассмотрения становятся новые светские «святыни», которые выступают объектами светского поклонения, в частности и в форме паломничества (Адоньева С. Б. , Щепанская Т. С.).
Несмотря на работы, которые связаны с проблемами изучения религиозного туризма, в них весьма отражается обрядовый аспект паломнических поездок. В отечественной научной литературе у Биржакова М. Б. и. Поплавской Х. В. есть упоминания о паломническом туризме как об особой форме ритуала. Единственный вид паломнических странствий, который рассматривается в ритуальном аспекте, это мусульманский хадж (Шукуров Ш. М. , Пиотровский М. Б.).
Вопросы о совершении паломничества и развитие религиозного туризма в последние годы рассматривали ученые, которые занимаются комплексными научными исследованиями в сфере туризма, среди них: Антюфеев Г. В. , Брандт И. В. , Житенев С. Ю., Прокопенко Т. А. и Максимов Д. В. , Путрик Ю. С. .
Современными учеными, такими как, Дулов А. Н., Дюхова К. А., Юрчак Д. В. , Бессараб Д. А. и Штефан Л. В. , Алятина А. Г., Солодовникова Ю. Р. , Круглова И. В. , Замятин Д. Н. вырабатывались особенности религиозного туризма, изучалась география туризма и путешествий.
Исследование базируется на материалах СМИ, данных проведенных социологических исследования (интервью с участниками и организаторами паломничества, экспертами в сфере истории ислама в регионе).
Методологические основы исследования
Методологической основой исследования стал принцип историзма и сравнительно-исторический метод, а также общенаучные методы, которые используются в гуманитарных науках: анализ и синтез, дедукция, обобщение и аналогия и др. При изучении были использованы методы, разработанные в русле исторической антропологии. Это позволила выявить, что паломничество становился важным компонентом ценностной системы ислама.
Был использован метод глубинного интервью. Было опрошено 20 человек, которые совершали паломничество (хадж), и посещали древний город Болгар («зиярат кылу»). Из них 14 человек, паломники, совершившие хадж. Количество мужчин в возрасте от 26 до 72 лет составило 7 человек, женщин, в возрасте от 43 до 67 лет, составило тоже 7 человек. Возрастная и половая категория лиц, посетивших Болгар такова - 4 мужчин в возрасте от 48 до 59 лет, 2 женщин, в возрасте от 52 до 56 лет. Также было проведено 2 интервью с руководителями и экспертами ДУМ РТ Хадж, и посещение города Булгар.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ теоретического и практического исследования по теме нашей работы можно сделать следующие выводы. На сегодняшний день тема нашего исследования является актуальной. Ведь религия играет важную роль в жизни общества и самого человека. Религия связана многими областями, такими как культура, политика, философия и даже с бизнесом.
Особую роль в современном мире отводят религии и поэтому в современном бизнесе достаточно весомую роль стал играть религиозный туризм. Мы рассматриваем туризм не просто как отдых или поездку, а как один из важнейших факторов развития экономики. Люди, чтобы познакомиться поближе с представителями другим народов, начинают путешествовать, рассматривать иную культуру через призму собственной культуры. Сейчас религиозный туризм является самым массовым феноменом и явлением XXI века. Она стала частью современной индустрии туризма. Непосредственно частью религиозного туризма является паломничество, как составляющая данной поездки. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж в святые города - Мекку и Медину. Знакомство со святыми местами, посещение религиозных памятников, дает человеку понять суть устройства нашего мира, и зачастую приводит к изменениям окружающего нас мира.
Данная выпускная квалификационная работа исследует современный религиозный туризм, на примере мусульманского паломничества и посещения древнего города Болгар. В работе раскрывается понятие «паломнический туризм» и «религиозный туризм». Изучаются особенности развития паломничества в России, включая регион Республику Татарстан. Практическая часть работы включает полевое исследование, в виде глубинных интервью, которая проводилась в течение двух лет. Было проведено 14 структурированных интервью с татарами-мусульманами РТ, которые совершили паломничество (хадж) в Мекку.
Раскрывая содержание интервью паломников, мы пришли к таким выводам. Все опрошенные нами паломники, совершили хадж намеренно, считая это обязательным условием для мусульман. Действительно, совершение паломничества в Мекку - это одна из пяти, основных столпов ислама. Но это обязанность распространяется мусульманам, если только он здоров и материально обеспечен. Как рассказывали паломники во время интервью, после хаджа они приобретают новый духовный опыт, новые ценности и совершенно иную религиозную практику.
Путешествующим в наше время трудно представить условия, в которых прежде совершалось паломничество. В дореволюционный период это путешествие - пешком, верхом на лошади, по пустыням и горным тропам включало себя много трудностей на пути в Мекку, которых преодолевал паломник. Во времена советской власти были периоды и ограничения таких поездок, и смягчение религиозной политики. И только начиная с 1990-х гг. хадж начал приобретать массовый характер. Сейчас уже более миллионы людей, благодаря наземному и воздушному транспорту, съезжаются в Мекку, чтобы совершить хадж. При этом развивается и туристическая индустрия путем организации религиозно-просветительских программ.
Власти Королевства Саудовской Аравии выделяют огромное количество денег для развития городской инфраструктуры мест паломничества. И если инфраструктура и местность со временем претерпели изменения, то ритуалы и атмосфера остаются такими же уже на протяжении нескольких веков. Именно эта атмосфера единства в мироощущении оказывает воздействие и влияет явным или не явным образом на миллионы людей, из разных стран, различных рас и культур, говорящих на разных языках, вызывая в них чувство единства прежде всего, по конфессиональному признаку, чем по гражданскому или национальному. И это чувство конфессионального, наднационального единения многие из хаджи транслируют в окружающий мир при взаимодействии с ним, даже спустя значительное время, после совершения паломничества и возврата к своей обычной жизни.
При написании работы также проводилась беседа с 6 татарами- мусульманами, которые посетили древний город Болгар, в честь годовщины принятия ислама в 922 году волжскими булгарами. Болгар служит особым священным местом почитания наших предков волжских булгар, и считается местом паломничества для татар-мусульман Волго-Уральского региона. С 1989 года представителями духовных организаций России и Республики Татарстан организуются встречи мусульман в Болгар, где произносится коллективная молитва. Сейчас эти встречи имеют традицию, каждый год проводить «Изге Болгар жыены», в котором собираются более 30 тыс. мусульман со всей России.
Болгар является туристическим городом. Большое количество людей приезжают в Болгар, чтобы познакомиться с памятниками архитектуры и археологии. Паломнические туры включают в себя совершения обряда, и познавательная экскурсия для групп населения. Такие программы организуются туристическими фирмами г. Казани и других городов России.
Таким образом, религиозный туризм одна из развивающихся направлений в туристской деятельности. Она приносит не только экономическую выгоду, но и создание условий взаимоотношений между участниками поездок и местным населением по преодолению возникших проблем в религиозном обществе.
Паломничество, как часть религиозного туризма, это путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Зарождение паломничества напрямую связано с формированием религиозных течений по всему миру. Потому что паломничество в разных формах присущ каждой религии. Паломнический туризм играет очень важную роль в познании культуры других народов, помогает лучше узнать обычаи и традиции своего народа, и ведет к объединению народов.



1) Давлетшин А.А. Отчет штабс-капитана Давлетшина о командировке в Хиджаз. - СПб.: Воен. тип., 1899. - 145 с.
2) Миропиев, М. А. Религиозное и политическое значение хаджа или священного путешествия мухаммедан в Мекку для совершения религиозного празднества / Соч. студента Казанск. духовной акад. XIX учеб. курса (1874-1878 г.) Михаила Миропиева. - Казань: тип. Имп. ун-та, 1877. - С. 100.
3) Полное собрание законов Российской империи: в 33 т. - СПб.: Гос. тип., 1905. - Т. 23. - С. 688-689.
4) Полевые материалы автора (глубинное интервью), Республика Татарстан, г. Казань.
5) ПМА, Республика Татарстан, г. Казань, заместитель муфтия, председателя ДУМ РТ, организатор хаджа Нияз хазрат Сабиров.
6) ПМА, Республика Татарстан, г. Казань, руководитель хаджа, имам мечети Аль-Марджани Исмагыйль хазрат Биккинин.
7) Устав о паспортах / Сост. Л.М. Роговин. - СПб.: Юрид. кн. магагзин И. И. Зубкова под фирмой «Законоведение», 1913. - С. 83.
8) Яровой-Равский В.И. Паломничество (хадж) в Мекку и Медину // Сб. материалов по мусульманству. - СПб., 1899. - Т. 1. - С. 137.
Книги:
9) Адоньева С. Б. Категория ненастоящего времени. Антропологические очерки. / С. Б. Адоньева. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. - 176 с.
10) Александрова А. Ю. Международный туризм / Ю. А. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 356 с.
11) Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). - М.: Академ-книга, 2001. - 367 с.
12) Бабкин А. В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 117 с.
13) Белоруссова С. Антропология путешествия (южноевропейские путешественники XV века). Saarbruken, 2013. - 145 с.
14) Биржаков М. Б. История туризма: от прототуризма до туризма современности. СПб.: СПбГИЭУ, 2012. - 286 с.
15) География международного туризма: пособие для студентов вузов. В 2 ч. Ч. 2. География видов туризма / Д. А. Бессараб, Л. В. Штефан. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 368 с.
16) Замятин Д. Н. Феномен паломничества: географические образы и экзистенциональное пространство // Феномен паломничества в религиях: священная цель, священный путь, священные реликвии: материалы XIII Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб., 2006. - С. 3.
17) Истории о пророках от Адама до Мухаммада. Со слов Ибн Касира. - М.: Издательство Диля, 2011. - 464 с.
18) История путешествий и туризма: монография / А.Н. Дулов, К.А. Дюхова, Д.В. Юрчак. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. - 138 с.
19) История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 256 с.
20) Пиотровский, М. Б. Коранические сказания / М. Б. Пиотровский. М.: Наука, 1991. - 219 с.
21) Полный текст путевых записок Ш. Ишаева см.: Хадж российских мусульман: Сборник путевых заметок о хадже. № 1. - Н. Новгород: ИД «Медина», 2008. - С. 22.
22) Полный текст хадж-наме Х. Альмушева см.: «Хадж-наме. Книга о хадже: Путевые записки. - Н. Новгород: Изд-во НИМ «Махинур», 2006. -
С. 56.
23) Сенин В. С. Организация международного туризма [Текст]: учебник / Сенин В. С. М.: Финансы и статистика, 2003. - 400 с.
24) Современное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом: аналит. обзор / Житенёв С.Ю. [и др.]. М.: Междунар. турист. акад., 2010. - 178 с.
25) Солодовникова Ю. Р. Виды туризма: учеб. пособие. Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2013. - 245 с.
26) Фахрутдинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии / Отв. ред. С. А. Плетнёва. - М.: Наука, 1984. - 216 с.
27) Хадж-наме. Книга о хадже. Путевые заметки / пер. со старотатарского А. М. Ахунова. - Н. Новгород, 2006. - 112 с.
28) Христов Т. Т. Религиозный туризм: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Тодор Тодорович Христов. - 2-изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
29) Цветков П. П. Исламизм: в 2 кн. Кн. 2. М., 2011. - С. 241.
30) Шукуров Ш. М. Совершенный человек и богочеловеческая идея в исламе / Совершенный человек. Теология и философия образов. Составитель и ответственный редактор Ш. М. Шукуров. - М.: Институт Востоковедения, Валент, 1997. - 447 с.
31) Юзеев Айдар. «Рихлат ал-Марджани» («Путешествие Марджани») // Очерки Марджани о восточных народах. - Казань: Татар.кн.изд-во, 2003. - 175 с.
32) Документы по истории Волго-Уральского региона XVI-XIX веков из древлехранилищ Турции: Сб. док. / Сост. И.А. Мустакимов. - Казань: Гасыр, 2008. - С.279.
33) Arceo Peon A.M. New modes of experiencing pilgrimage: devotional tourism in Yucatan, Mexico. Dokt, Diss. [Arceo Peon A.M. New modes of experiencing pilgrimage: devotional tourism in Yucatan, Mexico. Dokt, Diss.]. Florid, 2009. 338 р.
Статьи из книг, журналов, сборников статей:
34) Алятина А. Г. Особенности религиозного туризма // Журнал «Интеллект. Инновации. Инвестиции» 2012. № 5-2(22). С. 62-65.
35) Ахунов А. М. Объединительный съезд мусульман Татарстана 1998 г.: предпосылки, решения, результаты // Филология и культура. Philology and Culture, 2013. - № 4 (34). - С. 25-254.
36) Ахунов А. М. Хадж у татар: от прошлого - к настоящему // Российский ислам в трансформационных процессах современности: новые вызовы и тенденции развития в XXI веке. Сборник научных статей / отв. ред.
З.Р. Хабибуллина. - Уфа: Диалог, 2017 - С. 17-18.
37) Бауман, З. От паломника к туристу / З.Бауман // Социологический журнал. - 1995. - №4. - С. 133-152.
38) Круглова И. В. Религиозный туризм или паломничество // Научный вестник МГИИТ. 2012. - № 4. - С. 7.
39) Мазин К. А. Паломничество и туризм: сравнение сквозь призму тысячелетий // Современные проблемы сервиса и туризма. - № 4. - 2009. - С. 8-24.
40) Муртузова З. Д. Паломнический и религиозный туризм в Кубано- Черноморье (Конец XVIII - начало XX века) // Культурная жизнь Юга России. - № 4 (51). - 2013. - С. 69-71.
41) Сибгатуллина А. До Мекки через Стамбул // Родина. - 2008. - №
5. - С. 94-95.
42) Сибгатуллина А. Простодушных паломников обманывали везде...» // Эхо веков. - №2, 2006.
43) Трепавлов В. В. Хадж из Дешт-и Кипчака в XIII-XVII веках // Науч. Татарстан. - 2009. - № 1. - С. 90-99.
44) Житенев С. Ю, Новиков В. С. Путешествие и туризм: содержание понятий. // Приоритеты и перспективы научных исследований международного туризма в XXI веке. Труды Международной Туристской Академии. Вып. 5. М. 2010. - С. 8-12.
45) Халидов А. Б. Сообщение арабской хроники XII в. о посольстве из Булгар в Багдад // Ш. Марджани: Наследие и современность. Материалы междунар. науч. конф. - Казань: Мастер Лайн, 1998. - С. 82-84.
46) Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. 2013. № 1(23). С. 282-283.
47) Hosseini R.S.a b, Zainal A.a Religious tourism: Shiite shrines a powerful tool for regional development for Mashhad City, Iran // Current Issues in Hospitality and Tourism Research and Innovations: Proceedings of the International Hospitality and Tourism Conference (IHTC). 2012. p. 561-565.
Нормативные правовые акты:
48) Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ (ред. от
03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL:
http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102044374&intelsearch (дата
обращения: 15.03.2018).
49) Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». [Электронный ресурс]. // Официальный интернет-портал правовой информации. [сайт]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102049359 (дата обращения
23.02.2018) .
Электронные ресурсы:
50) Антюфеев Г. В. Индустрия туризма, приносящая инвестиции. [Электронный ресурс] // URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/industriya- turizma-prinosyaschaya-investitsii (дата обращения: 03.02.2018).
51) Ахмадуллин В. А. Деятельность советского государства по
организации хаджа советских мусульман в 1944 г. [Электронный ресурс]. // Журнал Власть. 2013. № 6. С. 162-164. [сайт]. URL:
http://jour.isras.ru/upload/joumals/2/articles/1957/submission/original/1957-3688- 1-SM.pdf (дата обращения 23.02.2018).
52) Ахмадуллин В. А. Деятельность советского государства
по организации хаджа советских мусульман в 1944-1991 гг. [Электронный ресурс]. // ИД «Медина», 2014. URL:
http://www.idmedina.ru/books/history_culture/75773 (дата обращения
23.02.2018) .
53) Ахунов А. М. Организация хаджа в Республике Татарстан и
вопросы его финансирования. [Электронный ресурс]. // Проблемы современной экономики [сайт]. URL: http://www.m-
economy.ru/art.php?nArtId=4925 (дата обращения 27.02.2018).
54) Ахунов А. М. «Татарская» недвижимость на Востоке. [Электронный ресурс]. // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2002. - №3/4. URL: http: //www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg: /num bers/2002_3_4/03/03_2/ (дата обращения 06.02.2018).
55) Болгар. [Электронный ресурс] // KazanSummit [сайт]. URL: https://kazansummit.ru/helpful-information/bolgar/ (дата обращения 23.03.2018).
56) Брандт И. В. Религиозный туризм - это, паломничество для «чайников». [Электронный ресурс] //Интервью порталу «ИнтерфаксРелигия». [сайт]. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=176 (дата обращения: 13.03.2018).
57) Виды хаджа (основного паломничества) [Электронный ресурс] //
Umma.ru. Достоверно об исламе [сайт]. URL: https://umma.ru/vidy-hadzha-
osnovnogo-palomnichestva/ (дата обращения 15.03.2018).
58) Восточный мавзолей (Церковь Святого Николая) [Электронный ресурс] // Болгар.инфо Информационный портал о музее-заповеднике и туризме [сайт]/ URL: http://www.bolgar.info/v_mavzolej.php (дата обращения
04.04.2018) .
59) В Болгаре прошел «Изге Болгар жыены-2014» [Электронный ресурс] // islam38.ru Сайт мусульман Иркутской области [сайт]. URL: http://islam38.ru/articles/materials/2014-06- 15-bolgar.html (дата обращения
25.03.2018) ; «Изге Болгар жыены» собрал мусульман со всей России [Электронный ресурс] // Электронная газета «Казанские ведомости» [сайт]. URL: https://kazved.ru/article/71500.aspx (дата обращения 25.03.2018).
60) В Великом Булгаре прошел праздник «Изге Болгар жыены», посвященный 1120-летию принятия ислама [Электронный ресурс] // [сайт]. URL: http://tokaevo.ucoz.ru/news/2009-06-16-378 (дата обращения 25.03.2018).
61) В Казани подвели итоги хаджа [Электронный ресурс] // Духовное
управление мусульман Республики Татарстан. [сайт]. URL: http://dumrt.ru/ru/articles/mm-islam/mm-islam_1193.html?curPos=76 (дата
обращения 27.02.2018).
62) В Москве подвели итоги Хаджа - 2016 [Электронный ресурс] // Совет муфтиев России. 3 октября 2016. [сайт]. URL: https://www.muslim.ru/artides/292/16196/ (дата обращения 29.02.2018).
63) В Совете Федерации обсудили итоги Хаджа-2017 [Электронный ресурс] // Совет муфтиев России. [сайт]. URL: https://muslim.ru/articles/287/19327/ (дата обращения 29.02.2018).
64) «В хадж из России. Итоги паломничества этого года и
перспективы будущего» [Электронный ресурс] // Совет муфтиев России. [сайт]. URL: https://www.muslim.ru/articles/292/12657/ (дата обращения
29.02.2018) .
65) Жданов С. Гости Аллаха (К истории российского
паломничества). [Электронный ресурс]. // Обозреватель-Observer. [сайт] URL: http://old.nasledie.ru/oboz/N5-6_01/5-6_13.HTM (дата обращения
06.02.2018) .
66) Житенев С. Ю. Религиозный туризм и паломничество в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития [Электронный ресурс] // КиберЛенинка [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/religioznyy-turizm-i-palomnichestvo-v-rossiyskoy- federatsii-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения
29.02.2018) .
67) Запретная мечеть [Электронный ресурс] // Islam-today. [сайт]. 18.07.2012.URL: https://islam-today.ru/obsestvo/kultura/zapretnaa-mecet/ (дата обращения 14.03.2018).
68) Затерявшаяся во времени: Хиджаская железная дорога
[Электронный ресурс]. // Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня». URL: https://islam-today.ru/istoria/zateravsaasa-vo- vremeni-hidzazskaa-zeleznaa-doroga/ (дата обращения 06.02.2018).
69) Изге Болгар жыены [Электронный ресурс] // Ислам в Республике Татарстан [сайт]. URL: http://islamrt.ru/htm/news/news_arhiv12-2008%20_01- 05-2009.htm (дата обращения 25.03.2018).
70) «Изге Болгар жыены» ежегодно собирает большое количество мусульман из различных регионов России в Болгаре [Электронный ресурс] // Информационное агентство Татар-Информ [сайт]. URL: http://www.tatar- inform.ru/news/2017/05/20/553980/ (дата обращения 25.03.2018).
71) История возведения и уничтожения Хиджазской железной дороги
[Электронный ресурс]. // Исламская цивилизация. - Исламский информационно-аналитический портал. URL: http://islamcivil.ru/istoriya-
vozvedeniya-i-unichtozheniya-xidzhazskoj-zheleznoj-dorogi/ (дата обращения
06.02.2018) .
72) История древнего Болгара. [Электронный ресурс] // Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан. Официальный портал [сайт]. URL: http://yanarysh.tatarstan.ru/Bolgarhistory.htm (дата обращения 04.04.2018).
73) История строительства Каабы [Электронный ресурс] // Исламский информационный портал islam.ru [сайт]. URL: http://www.islam.ru/content/history/45238 (дата обращения 15.03.2018).
74) Историческая поездка Шигабутдина хазрата Марджани.
[Электронный ресурс] // islam-today [сайт]. URL: https://islam- today.ru/istoria/istoricheskaya_poezdka_shigabutdina_xazrata_mardzhani/ (дата обращения 06.02.2018).
75) История хаджа Российского [Электронный ресурс] // Исламский
информационный портал [сайт]. URL:
http://www.islam.ru/content/history/30993 (дата обращения 29.02.2018).
76) Как «Идель Хадж» продавала «воздух». [Электронный ресурс]. //
Islam-today. [сайт]. 18.07.2012. URL: https://islam-
today.ru/islam_v_rossii/kak_quotidel_xadzhquot_prodavala_quotvozduxquot/ (дата обращения 29.02.2018).
77) Как совершается курбан в хадже? [Электронный ресурс] // ДУМ РТ ХАДЖ [сайт]. URL: https://dumrt-haj.ru/news/ 447/ (дата обращения
15.03.2018) .
78) Капитанский колодец (Колодец Габдрахмана) [Электронный ресурс] // Болгар.инфо Информационный портал о музее-заповеднике и туризме [сайт]. URL: http://www.bolgar.info/k_kologec.php (дата обращения
04.04.2018) .
79) Квота на хадж для россиян в 2017 г. увеличена на четверть.
[Электронный ресурс] // Информационное агенство России ТАСС. 31 марта
2017. [сайт]. URL: http://tass.ru/obschestvo/4143278 (дата обращения
29.02.2018) .
80) Когда начинается хадж в 2018? [Электронный ресурс] // Новости
Хаджа и Умры HajjNews [сайт]. URL: https://hajjnews.ru/hajj/kogda-
nachinaetsya-hadzh/ (дата обращения 29.02.2018).
81) Коротко о Хадже. [Электронный ресурс] // Исламский
информационный портал islam.ru [сайт]. URL:
http://www.islam.ru/content/veroeshenie/43498 (дата обращения 02.03.2018).
82) Лысак И. В., Рыбкина Ю. А. Религиозный туризм как фактор
межконфессионального диалога в XXI веке [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL:
http://human.snauka.ru/2015/12/13498 (дата обращения: 19.02.2018).
83) Малый городок и оборонительные рубежи городища [Электронный ресурс] // Болгар.инфо Информационный портал о музеезаповеднике и туризме [сайт]. URL: http://www.bolgar.info/m_gorodok.php (дата обращения 04.04.2018).
84) Мозжухин Андрей. По усам текло. [Электронный ресурс]. // Лента.ру [сайт]. URL: https://lenta.ru/articles/2018/03/22/po_usam_teklo/ (дата обращения 23.02.2018).
85) На «Изге Болгар жыены» планируют приехать более 50 тыс.
человек. [Электронный ресурс] // Информационное агентство Татар-Информ [сайт]. URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2013/05/21/360798/ (дата
обращения 25.03.2018).
86) Нефляшева Н. А. Из России в Мекку: хадж как опыт социокультурного пограничья [Электронный ресурс] // Pax Islamica. Электронный журнал. 2008. № 1. С. 162. URL: http://miscfiles.ru/pdf/pax/01- 2008/10-neflyasheva.pdf (дата обращения 20.02.2018).
87) Никольский М. Э. Паломничество мусульман в Мекку.
[Электронный ресурс]. // Библиотека древних рукописей. URL:
http://drevlit.ru/docs/arabien/XX/1900-1920/Nikolskij/text13328.php (дата
обращения 06.02.2018).
88) Нуриманов И. А. Особенности, статистика и проблемы организации паломничества в Мекку в 1990-е - начале 2000 гг. (на примере российских мусульман) [Электронный ресурс] // Информационноаналитический портал «Ислам РФ» [сайт]. URL: http://islamrf.ru/news/culture/islam-world/2590/ (дата обращения 29.02.2018).
89) Нуриманов И. А. Хадж глазами паломников, госслужащих и улемов. [Электронный ресурс]. // ИД «Медина» [сайт]. URL: http: //www. idmedina. ru/books/history_culture/minaret/25-26/15-ildar- nurimanov.htm (дата обращения 06.02.2018).
90) Нуриманов И. А. Хадж-2010: итоги [Электронный ресурс] // Официальный сайт Духовного управления мусульман РФ. 6 июля 2011.
[сайт]. URL: http://www.dumrf.ru/islam/rites/2118 (дата обращения
29.02.2018) .
91) О всемусульманских конгрессах в каире и Мекке (по материалам
спецосведомления и инопрессы) [Электронный ресурс]. // ИД «Медина»,
2014. URL: http://www.idmedim.ru/books/islamicU1402 (дата обращения
15.02.2018) .
92) Озеро Рабиги [Электронный ресурс] // Болгар.инфо Информационный портал о музее-заповеднике и туризме [сайт]. URL: http://www.bolgar.info/rabiga.php (дата обращения 04.04.2018).
93) Печерица Е. В., Шарафанова Е. Е. Паломнический туризм: сущностные аспекты [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» [сайт]. URL: https://www.science-education.rU/pdf/2014/6/1213.pdf (дата обращения
18.02.2018) .
94) Паломничество в Булгары является харамом, - М. Бибарсов [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический канал «Ансар^ш) [сайт]. URL: http: //www. ansar. ru/person/palomnichestvo-v-bulgary-yavlyaetsya- haramom-m-bibarsov (дата обращения 01.04.2018).
95) Паломнические туры в Мекку и Медину. [Электронный ресурс]. // ООО «Идель Тур» [сайт]. URL: https://umra.com.ru/about-us (дата обращения 27.02.2018).
96) Продлен срок задержания председателя совета директоров компании «Идель-хадж». [Электронный ресурс] // Информационное агенство Татар-информ [сайт]. URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2012/07/20/324297/ (дата обращения 27.02.2018).
97) Программа Хаджа и Умры на 2018 год [Электронный ресурс] // ООО «ДУМ РТ ХАДЖ» [сайт]. URL: http://dumrt-haj.ru/ (дата обращения
27.02.2018) .
98) Рекордное число российских мусульман совершит обряды хаджа в Мекке [Электронный ресурс] // РИА Новости. 07.06.2008. [сайт] URL: https://ria.ru/religion/20071217/92708998.html (дата обращения 29.02.2018).
99) Российская Мекка. Волжские Булгары - новое место паломничества мусульман. [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Военное обозрение» [сайт]. URL: https://topwar.ru/76158-prover-rossiyskaya- mekka-volzhskie-bulgary-novoe-mesto-palomnichestva-musulman.html (дата обращения 24.03.2018).
100) Северный мавзолей (Монастырский погреб) [Электронный ресурс] // Болгар.инфо Информационный портал о музее-заповеднике и туризме [сайт]/ URL: http://www.bolgar.info/s_mavzolej.php (дата обращения
04.04.2018) .
101) Сибгатуллина Альфина. Хадж в 1920 годы: «арабская весна», дипломатические уловки Карима Хакимова и самоизоляция страны Советов. [Электронный ресурс]. // Интернет-газета «Реальное время» [сайт]. - 2016. URL: https://realnoevremya.ru/articles/42396 (дата обращения 15.02.2018).
102) Сибгатуллина Альфина. Хадж на рубеже XIX-XX веков: улучшенная транспортная инфраструктура, наемное паломничество и «наши» за бугром. [Электронный ресурс]. // Интернет-газета «Реальное время» [сайт] - 2016. URL: https://realnoevremya.ru/articles/41696 (дата обращения 06.02.2018).
103) Ситдиков И.М. Иджтихад у Курсави в исламском фикхе. [Электронный ресурс] // Россия и Украина [Общественно-информационный сайт]. URL: http://www.e-riu.ru/knldg/prepod_publ/?id=624 (дата обращения 06. 02. 2018).
104) Схема расположения мечети пророка Мухаммада [Электронный ресурс] // ДУМ РТ ХАДЖ [сайт]. URL: https://dumrt-haj.ru/news/528/ (дата обращения 15.03.2018).
105) Три самые большие в мире мечети. [Электронный ресурс] // Исламский информационный портал islam.ru [сайт]. URL: http://www.islam.ru/content/kultura/31207 (дата обращения 14.03.2018).
106) Тысячи людей стали участниками «Изге Болгар жыены» [Электронный ресурс] // Информационное агентство Татар-Информ [сайт]. URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2013/05/25/361443/ (дата обращения 1 апреля 2018).
107) Участие в хадже в 2015 году приняли 15,5 тысяч россиян [Электронный ресурс] // РИА Новости 29.10.2015. [сайт]. URL: https://ria.ru/religion/20151029/1310133054.html (дата обращения 29.02.2018).
108) Хабутдинов Айдар. Российские вакфы: традиции и пути их
развития [Электронный ресурс]. // ИД Медина [сайт] URL: http: //www. idmedina. ru/books/history_culture/ramazan/1 /vakf. htm (дата
обращения 06.02.2018).
109) Хадж-миссия РФ признана одной из лучших [Электронный
ресурс] // Информационно-аналитический канал [сайт]. URL: http://ansar.ru/rfsng/hadzh-missiya-rf-priznana-odnoj -iz-luchshih (дата
обращения 29.02.2018).
110) Хадж 2014 - итоги [Электронный ресурс] // Совет муфтиев
России. [сайт]. URL: https://www.muslim.ru/artides/292/12686/ (дата
обращения 29.02.2018).
111) Хадж «Супер - эконом» из Казани [Электронный ресурс] // «ДУМ РТ ХАДЖ» [сайт]. URL: http://dumrt-haj.ru/about-hajj/ (дата обращения
29.02.2018) .
112) Хайрутдинов А. Г. Жизнь и творчество Мусы Бигиева. [Электронный ресурс]. // Российское мусульманство [сайт]. URL: https: //www. islamrf. org/hayrutdinovlive https ://www. islamrf. org/hayrutdinovlive (дата обращения 15.02.2018).
113) Хакимов Р. Ш. Из истории практики отбора советских мусульман-паломников для свершения хаджа в святые места в 1944-1990-е
годы. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-praktiki- otbora-sovetskih-musulman-palomnikov-dlya-sversheniya-hadzha-v-svyatye- mesta-v-1944-1990-e-gody-1 (дата обращения 23.02.2018).
114) Ханская баня [Электронный ресурс] // Болгар.инфо Информационный портал о музее-заповеднике и туризме [сайт]. URL: http://www.bolgar.info/xb.php (дата обращения 04.04.2018).
115) Ханская усыпальница [Электронный ресурс] // Болгар.инфо Информационный портал о музее-заповеднике и туризме [сайт]. URL: http://www.bolgar.info/h_usypal.php (дата обращения 04.04.2018).
116) Христов Т. Т, Жданова А. М. Некоторые особенности религиозного туризма в Московской области // Научный вестник МГИИТ. 2010. № 3. С. 41-47.
117) Шафиков И.Ф. Путь в Мекку: будни российских паломников
(конец XIX - начало XX века) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т. 176, кн. 3. - С. 106. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/put-v-mekku-budni-rossiyskih-palomnikov-konets- xix-nachalo-xx-veka (дата обращения 06.02.2018).
118) Якунин В. Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/znachenie-religioznogo-turizma-dlya- populyarizatsii-istoriko-kulturnogo-naslediya (дата обращения 02.02.2018).
119) Якупов Валиулла хазрат. История организации хаджа в России. [Электронный ресурс]. // Ислам в Республике Татарстан [сайт]. URL: http://islamrt.ru/htm/stat_istorya-hadja.htm (дата обращения 06.02.2018).
120) Holderness G. Rome: multiversal city: The material and the
immaterial in religious tourism. / Holderness, G. Journal CrossCurrents, 2009, vol. 59, no. 3, p. 1-7. Available at:
http://uhra.herts.ac.uk/bitstream/handle/2299/4730/904203.pdf?sequence=1 (Accessed 28 January 2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ