Введение 3
Глава I. Память в младшем школьном возрасте 6
1.1. Общее понятие памяти и ее процессы 6
1.2. Виды памяти 8
1.3. Особенности процессов памяти у младших школьников 11
Глава II. Изучение памяти в младшем школьном возрасте 16
2.1. Основные методики для изучения памяти младших школьников 16
2.2. Способы для повышения памяти в младшем школьном возрасте 19
2.3. Методические рекомендации для улучшения памяти учителям и родителям 23
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Приложения 35
Актуальность темы исследования. Вопрос, касающийся становления и формирования продуктивных способов запоминания информации считается одним из главных трудностей ХХI столетия.
Различные значения в отношении дидактических и психологических целей преподавания в существенной степени предопределяют технологические процессы, формы и приемы преподавания, которые применяются общеобразовательной школой. Существенные социально-экономические противоречия и многообразие политико-правовых регламентаций породили в нашей многонациональной стране огромное число всевозможных стратегий образования. Тем не менее, научно аргументированные образовательные технологические процессы, которые обязательно соответствуют условиям времени, многократно в роли главных трудностей ставили отбор путей приносящего плоды преподавания младшим школьникам, их полноценного и корректного психологического и физиологического развития, получения знаний, требуемых для правильной работы во всевозможных жизненных сферах. Но, совместно с этим, различия в типах преподавания неустанно отражали глубокие психологические основы, которые имеют подход к правилам и методам получения знаний.
Доктрина и практическая работа психологической сферы образования показала, то, что степень умственного формирования младших школьников в средних общеобразовательных школах остается не совсем понятным и изученным. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается должного внимания на становление у младших школьников соответствующих, подходящих приёмов и способов запоминания. В связи с этим становятся подходящими аналогичные технологии и приемы преподавания, что, в первую очередь, сохраняют индивидуальную особенность личности, а во вторую очередь, нацелены на наибольшее выявление её естественных способностей.
Низкая успеваемость младших школьников считается довольно большой проблемой для воспитателей и, конечно же, самих родителей. Память формируется на основе всех возможностей человека, считается главным условием образования, получения новых знаний, становления умений и возможностей.
Можно сказать, что именно по этой самой причине и выбрана тема данного исследования: «Особенности процессов памяти в младшем школьном возрасте», она, непосредственно считается важной.
Основная масса вопросов исследования памяти в отечественной психологии основывается на деятельностном раскладе. Глубокое исследование процессов человеческой памяти обозначается как одна из наиболее важных глав в психологической науке. Вопросами изучения памяти младших дошкольников впервые занимался Л. С. Выготский, который изначально определил объектом особенного исследования вопрос о формировании высшей конфигурации памяти. Совместно со своими учениками А.Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым он показал, что высшие формы памяти считаются трудоемкой конфигурацией всей психологической работы, социальной по собственному происхождению и опосредованной по собственному строению. Таким образом, он определил основные этапы формирования более трудоемкого опосредствованного запоминания.
Объект исследования: познавательная область личности.
Предмет исследования: отличительные черты формирования памяти в младшем школьном возрасте.
Задача исследования: выявить особые черты формирования памяти в младшем школьном возрасте.
Исходя из цели исследования, предполагается решение следующих задач:
1) теоретическое обсуждение процессов памяти;
2) разглядеть отличительные черты формирования памяти младших школьников;
3) выбрать комплекс способов для диагностики памяти в младшем школьном возрасте;
4) сформулировать методические рекомендации родителям, учителям и школьному специалисту по психологии по формированию памяти младших школьников.
Способы исследования:
- теоретические – проведение глубокого исследования психолого-педагогической, научно-методической и справочной литературы;
- эмпирические - методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, разработка «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева, методика «Пиктограммы» А.Р. Лурия.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе формирования памяти с учётом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в разработке плана диагностики и формирования памяти младших школьников в процессе учебной деятельности.
Можно сделать вывод, то, что память в данный промежуток имеет наглядно выявленный познавательный характер. В младшем школьном возрасте качественно изменяется осмысление мнемической задачи, а кроме того развитие способов запоминания. Невольная память младшего школьника со временем обретает особенности произвольности, делаясь преднамеренно контролируемой и опосредованной.
Проанализировав теоретические источники, были пересмотрены определения памяти, её функции и свойства. Память – модель психологического отображения, заключающаяся в закреплении, сохранении и дальнейшем воссоздании прошлого опыта, делающая допустимым его повторное применение в деятельности либо возврат в сферу сознания. Память объединяет прошлое субъекта с его настоящим и будущим и считается важной познавательной функцией, лежащей в основе формирования и преподавания.
В формировании памяти человека значительную роль представляет период дошкольного и младшего школьного детства. Для ребенка в данном плане весьма значимы слуховые, визуальные и двигательные впечатления. Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Непосредственно на данных эмоциях создается вся концепция преподавательского воздействия. Память на чувства с формированием ребенка становится несколько другой, как и сами эмоции, и предпосылки, их активизирующие.
Память детей в особенности богата образами единичных определенных объектов. В данных фигурах воедино слиты значительные, единые особенности, характерные целой группе объектов, а также и несущественные черты, детали. В возрасте 5–6 лет начинает формироваться случайная память. У дошкольников доминирует наглядно-образная память. Однако на протяжении дошкольного и младшего школьного периода появляется и формируется память словесно-логическая.
Основой закономерной памяти считается применение мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. В свойстве мыслительных способов запоминания могут быть применены: коннотационное соотнесение, систематизация, акцентирование смысловых опор, формирование плана и др.
Основная цель взрослых – приблизить развитие свободной и словесно-логической памяти ребенка. Значительную помощь в этом оказывают инновационные диагностические методы, которые дают возможность установить степень формирования памяти у ребенка, и разные методические игры и процедуры, развивающие различные виды памяти.
При поступлении детей в школу для успешности его обучения в младших классах следует понимать, как минимум, следующие виды памяти и их характеристики:
– кратковременную и оперативную визуальную и слуховую память, в том числе их объём и умение удерживать информацию. Без развитой кратковременной и оперативной визуальной и слуховой памяти каждая информация, улавливаемая с помощью органов чувств, не будет попадать в продолжительную память и там оставаться;
– опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, активным применением ребенком разных средств запоминания, хранения и воссоздания информации (содействие мышления в запоминании и сохранении информации);
– динамические характерные черты процесса запоминания и припоминания, в том числе подобные характеристики, как динамичность заучивания и его эффективность, число повторений, необходимых для точного припоминания конкретного комплекта единиц данных.
Память детей младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцировано – по единичным признакам, и по каждому из них следует выполнять заключение.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Наука, 2000. – 256 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / В. А. Аверин. – 2–е изд. – СПб.: Изд–во Михайлова В. А., 1998. – 379 с.
3. Адам Д. Восприятие, сознание, память: размышления биолога / Под ред. Е. Н. Соколова. – М.: Мир, 1998. – 150 с.
4. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно–деятельностный подход к изучению познавательных процессов: учебно–методическое пособие / А. Г. Асмолов. – М.: РПА, 2011. – 456 с.
5. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М.: Прогресс, 1999. – 526 с.
6. Блейхер В. М. Словарь психиатрических терминов / В. М. Блейхер, И. В. Крук – М.: Просвещение, 1995. – 490 с.
7. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П. П. Блонский. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 476 с.
8. Богданова Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка // Т.В.Корнилова. – М.: Роспедагенство, 1994. – 68 с.
9. Большой психологический словарь / cост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 3–е изд. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2007. – 672с. – (Большая университетская библиотека).
10. Бочарова С. П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы / С. П. Бочарова. – Х.: Гуманитарный Центр, 2009. – 384 с.
11. Вейн A. M. Память человека / Б. И. Каменецкая. – М.: Наука, 2012 – 209 с.
12. Веккер Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. – Л.: Изд–во ЛГУ, 2012. – 323 с.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Лев Семенович Выготский; ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4: Детская психология. – 433 с.
14. Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Наука, 2014. – 96 с.
15. Джеймс У. Психология / Уильям Джеймс. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
16. Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей / Доналдсон М. – М.: Академия, 2012. – 246 с.
17. Изюмова С. А. Фундаментальные проблемы общей психологии / Изюмова С. А.– М.: Наука, 2014. – 430 с.
18. Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию»: материалы для психолого–педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с.
19. Заика Е. В., Кузнецов М. А. Кратковременная память и усвоение практических умений. // Вопросы психологии. – 2011. – № 2. – С. 120 – 124.
20. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. – М.: Наука, 1998. – 178 с.
21. Истомина З. М. Развитие памяти. Учебно–методическое пособие / З. М. Истомина. – М.: Академия, 2005. – 238 с.
22. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, – СПб.: Питер, 2000. – 167 с.
23. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова. – М.: МГУ, 1996. – 344 с.
24. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий; Ун–т Рос. акад. образования. – М., 2011. – 258 с.
25. Лурия А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. – М.: Просвещение, 2001. – 396 с.
26. Ляудис В. Я. Память в процессе развития / В. Я. Ляудис. – М.: Академия, 2014. – 386 с.
27. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм, 2008 – 433 с.
28. Мухина В. С. Детская психология / Мухина В. С. – М.: Просвещение, 2014. – 354 с.
29. Неймера Ю. Л. Психологический словарь / [Под ред. Ю. Л. Неймера] Ростов–на–Дону: Феникс, 2013. – 278 c.
30. Немов Р. С. Общие основы психологии / Немов Р. С. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
31. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Обухова Л. Ф. – М.: ПОР – 2013. – 324 с.
32. Огородникова Л. А. Развитие мнемических способностей младших школьников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 – педагогическая психология / Огородникова Лариса Анатольевна. – Ярославль, 2002 – 235 с.
33. Петровский А. В. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. – 2–е изд., стереотип / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский – М.: Издательский центр <Академия>; Высшая школа, 1998 – 512 с.
34. Репкина Г. В. Развитие памяти младших школьников в учебной деятельности / Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. / Г. В. Репкина – М.: Наука, 2012. – с. 78–89.
35. Смирнов A. A. Проблемы психологии памяти / Избранные психологические труды / A. A. Смирнов. – М.: Педагогика, 1987. – Т. 2. – 331