Введение………………………………………………………...............................3
Глава I. Нравственное развитие, как социально-психологический феномен
1.1. Понятие нравственности и нравственного развития, этики и морали…6
1.2. Критерии нравственного развития…..…………………………………..14
Глава II. Нравственное развитие, как образовательный феномен
2.1. Нравственное развитие последовательность от начальной школы до старших классов ……………………………………..…………...............23
2.2. Содержательная конкретизация нравственного поведения молодежи как личностного образовательного результата…………………………29
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы….…………………………………......... 38
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно. Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученых: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др. уделяли огромное внимание нравственному развитию и становлению личности.
Но многие из исследований в последние годы не повторялись, поэтому судить о том, насколько полно они отражают быстроменяющуюся социальную действительность трудно, поскольку в нашей стране за последние годы, практически во всех сферах жизни, произошли существенные изменения, которые наложили свой отпечаток на сознание людей и систему образования.
На сегодня актуально исследование возрастных особенностей формирования нравственного сознания, т.к. на различных возрастных этапах воспитания детей различно и должно строится с учетом этих особенностей, что позволяет максимально ускорить продвижение детей в нравственном развитии.
Основываясь на актуальности нашей проблемы, мы определили методологический аппарат исследования.
Объект исследования – нравственное сознание и поведение детей школьного возраста.
Предмет исследования – особенности нравственного становления на различных возрастных этапах.
Сказанное выше и обусловило цель нашего исследования - изучить возрастные особенности нравственного сознания и нравственного поведения школьников.
Гипотеза – можно предположить, что знание особенностей формирования нравственного сознания на различных возрастных этапах будет способствовать успешному нравственному развитию.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать понятия нравственное развитие, нравственное самовоспитание.
3. Рассмотреть влияние различных факторов на формирование личности и этапы развития нравственности.
4. Изучить возрастные закономерности нравственного развития детей.
На основе теоретического изучения проблемы дипломного исследования были определены методы исследования:
- Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- Аналитико-синтетический метод.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что даны понятия нравственного развития, нравственного самовоспитания; проанализировано влияние различных факторов на формирование личности, изучены возрастные закономерности нравственного развития детей.
Структура работы: введение, две главы (теоретических), заключение, список литературы.
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.
Программа «Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности в учебной деятельности. Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым. Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер.
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Результаты опытно – экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственных качеств младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных качеств младших школьников способствуют следующие педагогические условия: использование различных форм, методов и приемов нравственного воспитания; поэтапное формирование нравственной культуры от понимания, знания до практического применения; организация условий необходимости применения детьми полученных знаний и умений.
Завершая наше исследование, мы можем сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по -разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов. Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса.
Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
1. Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2011.
2. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.
4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2011.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2012.
6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2012.
7. Брюхова Н. Г. Нравственная и психологическая культура личности // Paradigmata poznani. – Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014.
8. Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.. 2011. 4
9. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. —М.: Педагогика, 1985. — 368 с.
10. Мораль и рациональность — ИФРАН, 2011
11. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Педагогика. – 2011. – № 9.
12. Николаева О.П. Правовая и моральная зрелость личности // Субъект и социальная компетентность личности. – М., 2013. С. 109–137.
13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Шведовой Н. Ю. : 4-е изд., дополненное. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.
14. Потанина Л. Т. «Восхождение» к смыслам как сущность нравственного развития // Мир образования – образование в мире. – М., 2013.
15. Савельева А. Г. Психологические особенности духовно-нравственного развития молодежи / Научно – методический и теоретический журнал «Социосфера». – ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2013. – № 4. – С. 139–141.
16. Сидячева Н. В. К вопросу о развитии морали и нравственности современной молодежи / Вестник Московского Государственного Областного Университета. – М., 2014.
17. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов./ Сост. А.К. Лопаткина. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2014. – 103 с
18. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2013.
19. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. - 2014. - № 3.
20. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2014.
21. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. - 2015. - № 4.