Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследования воспитания эстетически развитой личности

Работа №79818

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

этика и эстетика

Объем работы29
Год сдачи2020
Стоимость3000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
345
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования воспитания эстетически развитой личности в условиях общеобразовательной школы…...6
1.1. Развитие психолого-педагогической мысли по вопросу о природе и развитии эстетических чувств у детей…………………………………………..6
1.2. Роль эстетического восприятия в формировании личности школьника…9
1.3. Методы и приемы формирования эстетического восприятия школьника………………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...27


Актуальность исследования. Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisthtsis», который переводится как ощущение и чувство. Это слово в качестве названия конкретной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства А.Г. Баумгартеном. Его научный труд «Эстетика» был опубликован в 1750 году. С этого времени эстетикой принято обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше. Истоки эстетических знаний и практики уходят вглубь человеческой истории. Еще на заре цивилизаций у человека была развита способность видеть и чувствовать красоту окружающих его предметов. Этому явлению свидетельствуют проявления первобытными людьми эстетического восприятия окружающего мира, художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий быта и труда, наскальных изображений животных.
Эстетическая культура является важной и неотъемлемой составной частью культуры любого общества. Под ней принято понимать совокупность эстетических ценностей, существующих в обществе, а также способы и средства их создания и овладения ими. Одним из важнейших элементов эстетической культуры принято считать искусство в его многообразных видах и процессах его создания и восприятия.
Актуальность темы связано с тем, что в современном мире эстетическая культура рассматривается как специализированная часть общей культуры и характеризует общество с точки зрения способности обеспечивать развитие искусства и формировать эстетическое отношение к нему и к другим эстетическим ценностям. Вместе с тем эстетическая культура может быть представлена как многогранное системное образование, включающее в себя ряд сложных и многообразных тенденций. Поэтому в оценке эстетической культуры может выступать эстетическое отношение и совокупность эстетических ценностей, например природа и соответствующее эстетическое отношение к ней.
На современном этапе развития общества, в условиях изменения иерархии эстетических ценностей и нестабильности нравственных истин с особой остротой ощущается снижение уровня эстетического воспитания подрастающего поколения. В школьном возрасте закладывается фундамент личностных качеств ребенка, его ценностные и эстетические установки. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной ориентироваться в мире ценностей, является развитие у неё эстетического восприятия к окружающей действительности и к миру искусства.
Именно школьный период, с точки зрения психолого-педагогической науки, является сензитивным периодом развития эстетического восприятия, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, эмоциональны, восприимчивы, чувствительны, у них имеется огромное желание познавать мир. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, окружающего мира, музыки способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направит личностное развитие по сбалансированному пути.
Психолого-педагогические основы развития эстетического восприятия детей школьного возраста представлены в работах многих авторов, одновременно возникает противоречие между возможностью развития эстетического восприятия школьников в процессе учебной деятельности и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на ее основе.
Проблема исследования заключается в следующем. Поиск теоретических оснований и практических направлений развития эстетического восприятия у детей школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Объект исследования - педагогический процесс развития эстетического восприятия детей школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий по эстетическому восприятию детей школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Цель исследования – рассмотреть особенности эстетического восприятия в современной школе.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать развитие психолого-педагогической мысли по вопросу о природе и развитии эстетических чувств у детей;
2) рассмотреть роль эстетического восприятия в формировании личности школьника;
3) охарактеризовать методы и приемы формирования эстетического восприятия школьника.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции развития эстетического восприятия, разработанные психологами (Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, Ц.И.Кириенко, Б.М.Теплова, П.М. Якобсона и др.); теории о роли искусства в развитии ребенка (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и др.); подходы к пониманию проблемы эстетического восприятия (Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, А.А. Мелик-Пашаев и др.).
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
1. Приобщение личности к эстетической культуре, именно в силу того, что искусство является ядром этой культуры, осуществляется через воспитание средствами искусства. Эстетическое и художественное воспитание в содержательном аспекте не являются понятиями идентичными. Эстетическое воспитание, как зачастую можно встретить в специальной литературе, нельзя сводить только к формированию отношения личности к искусству.
Эстетическое сознание, эстетические чувства, эстетическая деятельность как результаты эстетического воспитания относятся к самому широкому кругу окружающих человека явлений, предметов, процессов, в том числе и к искусству. Художественное воспитание – это только формирование отношения человека к искусству, формирование его способностей любить и понимать искусство, заниматься художественно-творческой деятельностью. А в искусстве, в свою очередь, отражаются не только эстетические, нравственные, но также политические и религиозные взгляды личности.
2. Под эстетическим восприятием в работе понимается познавательная способность к оценке воспринимаемого в окружающей действительности по средствам установления эмоционально-чувственной связи с миром.
3. Эстетическое восприятие является одним из компонентов эстетического воспитания, оно понимается как познавательный процесс или способность к оценке воспринимаемого в окружающей действительности по средствам установления эмоционально-чувственной связи с миром. В качестве основных показателей эстетического восприятия были выделены: эстетическое оценивание художественного произведения (объекта искусства); эстетические переживания при восприятии художественного произведения и познавательный интерес к восприятию произведения.
4. Культура эстетического восприятия мира, включающая в себя развитие эстетического вкуса, суждений, оценок и т.п., и виды интегрированной художественной деятельности - считается одним из приоритетных средств развития эстетического отношения к миру у детей школьного возраста. В процессе восприятия объектов и явлений окружающего мира у ребенка возникают образы, переживания, эмоции, которые он может и хочет выразить в своей деятельности.



1. Амиржанова А.Ш., Головачева Н.П. Искусство как средство художественного воспитания личности (на примере студентов дизайнеров) // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 7. С. 5-11.
2. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 381 с.
3. Бехтерев В.М. Психология и педагогика. Избранные труды. М.: Юрайт, 2019. 286 с.
4. Пипосян Р. А. О природе эстетического отношения // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 533-536. — URL https://moluch.ru/archive/258/59310/ (дата обращения: 13.10.2019).
5. Эстетическая деятельность и эстетическое сознание [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.libsib.ru (дата обращения:10.10.2019).
6. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2018. - 144 c.
7. Богачкина Н.А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. - М.: Омега-Л, 2018. - 233 c.
8. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2018. - 304 c.
9. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
10. Борисова, Н.А. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Н.А. Борисова И.А. Букина, И.А. Бучилова; Под. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 358 c.
11. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
12. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2018. - 197 c.
13. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
14. Василькова Т.А. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.А. Василькова. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 208 c.
15. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2017. - 256 c.
16. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2018. - 510 c.
17. Гогоберидзе А.Г. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: ЦПО, 2017. - 128 c.
18. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
19. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c. 39. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2017. - 320 c.
20. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c.
21. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2017. - 262 c.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ