Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Работа №61846

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
395
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПРАВОВОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История развития системы обучения праву 7
1.2 Основные подходы к школьному правовому
образованию 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ
ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Педагогические основы воспитания в школе 28
2.2 Система методической работы школы в условиях правового
образования 37
2.3. Методики правового обучения в практике работы школ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. Российская действительность переживает сложный процесс своего становления. Для преобразования современного правового государства необходимо формирование в сознании людей правоспособности, социальной активности, высокого уровня правовой культуры. В конце прошлого века, путем реформ, активизировался поиск новой системы ценностей, призванной стать основой гражданского общества России. Благодаря реформам в области права Российской Федерации, осуществляемым на принципах верховенства права и закона, обновилось и законодательство. Заметно возрос престиж юридических специальностей, актуализировались проблемы правового просвещения, обучения и воспитания граждан. Все это обусловило необходимость создания целостной системы правового образования в стране.
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими либерально-демократическими реформами в социальной, экономической и политико-правовой сфере Российской федерации. В центре внимания современного общества встала личность с её индивидуальностью. Результатом преобразований стала необходимость создания условий, при которых каждый человек может свободно и творчески развиваться. Основным из условий выступают знания правовых норм и умение грамотно их использовать при защите прав и свобод человека. Государство защищает права и свободы каждого человека, что в свою очередь, влияет на отношение личности к праву и правовым нормам. В этой системе право и правовые нормы реализуют новое социальное значение.
Следует подчеркнуть, что в XXI веке в развитии российского образования происходят серьёзные преобразования, направленные в первую очередь на перспективу общественного развития. Особенной чертой российского правового образования является большое количество подходов к его содержанию. Основой правового образования в РФ является формирование человека - гражданина. Правовое образование в данном контексте - образование, направленное на формирование человека - гражданина, а также личности, которая может апеллировать правовыми нормами.
Концепция модернизации российского образования до 2020 года, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» , Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 г . определяют новую школу как институт, соответствующий целям опережающего развития общества. Акцент сделан на интеллектуальную, гражданскую, духовную и культурную жизнь обучающегося.
При этом центральным вопросом ставится не только расширение и углубление правовых знаний учащихся и населения, но и в первую очередь, культивирование правового поведения, выработка прочных правовых традиций, преодоление правового нигилизма. Данная линия четко обозначена в концепции модернизации российского образования. Однако нужно признать, что сегодня система российского образования не готова в полном объеме на практике воплотить эту линию.
Объектом исследования определена система правового общего образования в России.
Предметом исследования стали концептуальные формы и методы в области правового образования в Российской Федерации.
Цель настоящей работы - изучение особенностей и специфики правового образования в Российской Федерации на современном этапе, проведение анализа эффективности имеющихся методов и инновационных способов в преподавании.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать анализ основным концепциям правового образования;
- дать характеристику школьным учебникам по праву с учетом их подходов к изучению права;
- теоретически обосновать систему методической работы в школе в условиях современного правового образования.
- выработать собственные критерии при диагностики результативного компонента в области права.
Гипотеза исследования. Система правового образования, созданная в государстве, приведет к повышению правовой культуры общества и личности, если:
- правовое образование станет составной частью общего образования в Российской Федерации;
- в школьных учебниках по праву будут оптимально сочетаться нормативный и теоретический материал, позволяющий школьнику ориентироваться на правовой аспект в любой ситуации.
Степень изученности темы. Данное исследование опирается на труды правоведов, таких как Е.В. Аграновская, С.С. Алексеев, Н.Л.Гранат, В.Н. Кудрявцев, В.С. Нерсесянц и др., ученых по проблемам правового обучения и воспитания учащихся, а именно П.П. Баранова, Л.М. Голубева, А.И. Долгова, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцева и др. Нормативно-правовую базу составили Конституция Российской Федерации , федеральный закон «Об
л
образовании в Российской Федерации» , Постановления Правительства РФ, Приказы Министерства образования и науки РФ.
В данной работе применен комплексный подход при изучении материалов, затрагивающих все существующие концепции и выводы, закрепленные в огромном массиве научно-теоретической и нормативноправовой литературе по избранной проблематике. Методологической основой исследования стали научные труды отечественных ученых- правоведов и их анализ, классификация методов и способов преподавания права, синтез вариативных программ и учебников по концепциям правового образования, обобщение.
Научная новизна заключается в том, что теоретически обоснована необходимость и педагогическая целесообразность включения правового образования в современное общее образование
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные могут быть использованы для создания системы повышения квалификации учителей права и истории.
Структура работы состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Характерное для современности изменение взглядов на право как на помогающее человеку жить средство, оказало существенное влияние на становление новых концепций, представляющих собой систему творческих подходов к вопросам содержания правовых курсов, технологии обучения, научно-методическому обеспечению, в которых право рассматривается с позитивной стороны, оказывающих влияние на работу школ. Однако здесь же необходимо констатировать, что речь в данном случае идет об эмпирическом характере преподаваемых в школе курсов, без учета их научно-теоретического обоснования.
К настоящему времени опыт внедрения в практику правового образования является уже довольно значительным. Отличительной его чертой является многообразие, причем выбор конкретной модели правового образования определяется традициями, сложившимися в данном учебном заведении, а также спецификой того или иного региона. Освоение выбранной модели, должно сопровождаться самостоятельным моделированием и проектированием педагогическими и школьными коллективами условий правового образования.
Преобладание в правовом образовании эмпирического подхода выражается не только в формировании разнообразных курсов, но и в создании учебников по праву, что приводит к необходимости опубликования рекомендованных Министерством образования РФ для использования в школе списков литературы. В эти списки входят учебники, которые определенным требованиям. В частности, все они содержат достаточные для самостоятельной подготовки систематические знания, соответствующие образовательным стандартам. Их можно подразделить на учебники продвинутого и элементарного типов. Первые дают знания в проблемной форме, формируют логику мышления учащихся, в то время как вторые только сообщают начальные сведения и знакомят с азами науки.
Учебники способствуют включению школьников в исследовательский процесс, характерный для науки. Акцент при этом производится не расширении кругозора и на описании, а на формировании аналитического мышления и анализе.
Учебники «Обществознание», «Введение в обществознание» являются элементарными. При этом, все проанализированные учебники по праву в определенной степени решают следующие задачи:
а) обучение правилам пользования научными инструментами, методами, теориями;
б) формирование у школьников аналитического мышления;
в) воспитание социально-активной личности;
г) подготовка учащихся к активной жизни в мире взрослых.
В зависимости от концептуальных подходов, отраженных в учебниках права, они не только содержат образовательный минимум, но и акцентируют внимание на ряде вопросов, подходов (учебники этико-правового подхода раскрывают гуманистические ценности посредством эмоциональных переживаний, после чего содержание создает условия для формирования связей между элементами правовых и этических знаний, а в старших классах акценты расставляются в зависимости от уровня образования; учебники, созданные Молодежным центром прав человека и правовой культуры: на приоритете естественного права над позитивным, правах и свободах человека, умении и готовности защищать права посредством изучения механизмов реализации прав человека и их и защиты).
Оперируя сходными понятиями, учебники по праву способны дать различные точки зрения на проблематику исследования: материал учебников личностно-ориентированного подхода излагается в дидактикопедагогическом ключе, а учебников информационного характера - в научно-академическом и так далее.
Методический аппарат в современных учебниках составлен с учетом активизации познавательной деятельности учащихся, представлены различные по своему уровню схемы, вопросы, при этом, как мы уже отмечали, большинство учебников ориентировано все же на репродуктивные задания. Содержание ряда из них имеет информационный характер, не учитывая роль эмоционально-ценностного компонента процесса образования, который, между тем, является условием позитивных ценностных ориентиров личности.
Признавая, что правовое образование охватывает все слои общества, наиболее результативным становится правовое образование в школах - именно благодаря восприимчивости детей к слову педагога, их потребностей и интереса к познанию мира. Под школьным правовым образованием понимается система обучающих и воспитательных действий, которая находится в системе образовательного процесса, организованная на основании принципа права и направленная на создание условий для развития у детей чувства уважения к праву; активной правовой компетенции; собственных установок и представлений, основанных на правовых ценностях современного общества. В контексте правового образования система методической работы школы состоит из следующих элементов:
- формы и содержание правового образования, адекватные индивидуальным особенностям, возрастному развитию и уровням образования, которые включают в себя как инновационные, так и традиционные методы обучения;
- уклад школы в качестве особой среды, в рамках которой складываются нормы и традиции взаимоотношений учителей и учащихся в системах "учитель-родители", "учитель-ученик", "ученик-ученик";
- единство воспитания и обучения, на основании которого выстраивается внеучебная и учебная работа, основанная на принципах творческого взаимодействия взрослых и детей, а также самоуправления;
- деятельностное и социально-педагогическое взаимодействие семьи, школы и правоприменительных органов, общественности, ориентированное на их приобщение к правовому образованию, система которого предполагает, что создание особого правового пространства на территории школы. Правовое образование обладать значительным числом компетенций, обеспечивая влияние на ценностно-ориентированную, когнитивную, поведенческую и волевую сферы личности. Процесс правового воспитания складывается из непосредственно правовых знаний и создания условий, при которых эти знания могут быть применены на практике. Овладение школьниками привычками и навыками правового поведения, овладение теоретическими знаниями осуществляется благодаря системе образования.



1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст.4398.
1.2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации»// Российская газета. - 2012. - 31 декабря.
1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)// http://base.garant.ru/55170507.
1.4. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «"О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Российская газета. - 1995. - 4 июля.
1.5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы»// Собрание законодательства РФ. - 2015. - №2. Ст.541.
1.6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271)// Официальные документы в образовании. - 2010. - №9. - С.5-15.
1.7. Постановление ЦК КПСС от 5 марта 1958 года «О курсе «Конституция СССР» в средних общеобразовательных школах» // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов, 1917-1973. - М.: Педагогика,1974. - С.192-199.
II. Литература
2.1. Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 152 с.
2.2 Аграновская Е. В. Личность и правовая культура // Советское государство и право. - 1981. -№12. - С. 136-138.
2.3. Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовой ценности // Государство и право. 2005. № 2. С. 102-105.
2.4. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание для 8-9 классов. - М.: Просвещение, 2011// http://bookre.org/reader?file=1346100.
2.5. Блонский П. П. Задачи и методы новой трудовой школы // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. - М.: Высшая школа, 1979.- Т. 1. 348 с.
2.6. Болотина Т. В. Обучение школьников правам человека как условие гуманизации общего образования: Дис. ... канд. пед. наук. - М.,1997. - 187 с.
2.7. Болотов В. А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: монография / В. А. Болотов. - Волгоград: Перемена, 2010.- 198 с.
2.8. Бурякова В.В. Минимодульное обучение в образовательных организациях / В.В. Бурякова // Право в школе. - 2013. - №2. - С.13-18.
2.9. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. - М.-Л.: Соцэкгиз,1934. - 324 с.
2.10. Государство и право: теория, история, современность / Под общ. ред. Е.А. Певцовой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 448с.
2.11. Демакова И.Д. С верою в ученика: особенности воспитательной работы классного руководителя. - М.: Просвещение, 1989. - 205 с.
2.12. Джурииский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: ВЛАДОС,1999. - 432 с.
2.13. Жиронкина Л.Н Внутрипредметные связи, как обязательный компонент урока // Преподавание истории в школе. - 2010. - №2. - С.11-18.
2.14. Зарецкий И. А. Основные принципы и методы обучения праву в
современной школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: //
http://www.pedsovet.org.
2.15. Калуцкая Е. Развитие ключевых компетенций при изучении права / Е. Калуцкая // История. - 2012. - №1. - С.56-60
2.16. Киба О.В. Преподавание курса «обществознание» в
гимназических классах: компетентностный подход // Вестник
Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - №
3. - С. 21-41.
2.17. Китова Л.А. Роль детских общественных организаций в реализации гражданско-правового образования [Текст] / Л. А. Китова // Основы государства и права. 2001. № 1-2. С. 54-55.
2.18. Карнизова Н. Интегрированный урок истории и обществознания: [о Всеобщей декларации прав человека] / Н. Карнизова, М. Лахман // Учитель. - 2011. - №1. - С.42.
2.19. Карнизова Н. Интегрированный урок литературы, истории и обществознания на тему: «Я - право имею» / Н. Карнизова // Учитель. - 2012. - №4. - С.21.
2.20. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. - М.: Прогресс Академия, 2005. - 325 с.
2.21. Киприянова Е.В. Преподавание права в свете подготовки к ЕГЭ / Е.В. Киприянова, Т.В. Якубовская // Преподавание истории в школе. - 2011. - №10. - С.60-62.
2.22. Клепиков В.Н. Интеграция образования в контексте духовнонравственного воспитания школьников / В.Н. Клепиков // Образование в современной школе. - 2013. - №10. - С. 38-42.
2.23. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10-11 классов. - М.: Русское слово, 2012. - 284 с.
2.24. Кунецова В.М. Из опыта работы на уроках права // Право в школе. - 2013 - № 2. - С. 61-65.
2.25. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / Собр. соч. в 7 т.- Т.
4. -М.: Детская литература, 1957. - 456 с.
2.26. Морозова С.А. Основные тенденции правового обучения и воспитания школьников в советское время // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2000. - №3. - С.54-59.
2.27. Морозова Н.Н. Дискуссионные методы в правовом образовании учащихся / Н. Н. Морозова // Право в школе. - 2010. - №1. - С.47-51.
2.28. Новосельченко Т.И. Проект «Учись защищать свои права» / Т.И. Новосельченко // Классный руководитель. - 2011. - №2. - С.12-17.
2.29. О самом главном: Кн. для чтения и размышления о ценностях жизни, об этике и праве в 8-9 кл. общеобр. шк. / Сост. С. А. Морозова, Н.И.Элиасберг. - СПб.: Спец. литература, 2011. - 321 с.
2.30. Основные подходы к методике преподавания и обучения праву в современной общеобразовательной школе /И.С. Огоновская // Право и образование. - 2014. - №7. - С.18-21.
2.31. Певцова Е.А. Современные технологии обществоведческого и правового образования. - М.: АПК и ПРО, 2001. - 189 с.
2.32. Певцова Е.А. Основные концепции правового образования // Учитель. - 2001. - №4. - С.43-46.
2.33. Певцова Е.А. Обществознание. 10 - 11 классы: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание. 10 - 11 классы». - М.: Русское слово, 2011. - 224с.
2.34. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией
нравственности. Серия: «Из наследия мировой философской мысли.
Социальная философия».- С-Пб.: Лань, 2000. - 312 с.
2.35. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности.
Основы эмоциональной психологи. Серия: «Из наследия мировой
философской мысли. Социальная философия». - С-Пб.: Лань, 2015. - 309 с.
2.36. Поляков С. А., Спасская В. В.«Знание своих прав позволяет чувствовать себя увереннее...». Практическое применение школьниками правовых знаний// Право в школе. - 2004. - №3. - С.54-60.
2.37. Программа курса «Основы правовых знаний» // Основы государства и права. - 2012. - №3. - С.39 - 60.
2.38. Прошунина Т.Г. Из опыта работы в группах на уроках права // Право в школе. - 2014 - № 5. - С. 43-45.
2.39. Сафронова Е.М. Спутник классного руководителя. 9-11-е классы. Воспитательная работа в профильной школе / Е.М. Сафронова.- М.: Глобус, 2007. - 189с.
2.40 Силкова К.А., Плешкова И.А. Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 1 (5). - С. 84-93.
2.41. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях: Книга для учителей, руководителей школ и работников методических учреждений. - М.: Альфа, 2013. - 265 с.
2.42. Теоретические и методические основы преподавания права в школе: Курс лекций. - М.:Изд.дом «Новый учебник» 2013. - 310 с.
2.43. Учимся думать о себе и о других. Кн. для чтения и размышления: Для нач. школы / Сост. Н.П. Лукина, Т.В. Пенькова, Н.И. Элиасберг. - СПб: Спец. литература, 2007. - 211 с.
2.44. Чарная H.H., Красносельских В.А., Таизова О.С. Правовое образование учащихся // Основы государства и права. - 2011. - №4. - С.46-50.
2.45. Чарнецкий С.Н. Новые формы школьного самоуправления и ролевая игра "Молодежная модель ООН" как способы повышения правовой культуры учащихся / С.Н. Чарнецкий // Право в школе. - 2010. - №1. - С. 5257.
2.46. Черненко А.К. Право как фактор формирования гражданственности. Просвещение и гражданское образование: структура и содержание // Формирование правовой системы России. Проблемы и перспективы [сб. науч. тр.] / [редкол.: А. К. Черненко (отв. ред.) и др.]. - Новосибирск: Наука, 2011. - 412 с.
2.47. Хогхофф X. Разработка программы социального и политического образования в Нидерландах // Преподавание истории в школе. - 1991. - №3.- С.98-102.
2.48. Шиекендорф З.К. Младшим школьникам о правах ребенка: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2008. - 138 с.
2.49. Элиасберг Н.И. Становление общественно-активной личности // Учитель. - 2000. - №4 - С.29-34.
2.50. Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в средней школе // Преподавание истории в школе. - 2013. - №4. - С. 66-78.
2.51. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2002. - 96 с.
2.52. Якубовская Т.В. Ролевая игра как способ формирования информационно-правовой компетентности учащихся / Т.В. Якубовская // Преподавание истории в школе. - 2010. - №2. - С. 8.
1 Киприянова Е.В. Преподавание права в свете подготовки к ЕГЭ / Е.В. Киприянова, Т.В. Якубовская // Преподавание истории в школе. - 2011. - №10. - С.60.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ