ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПРАВОВОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История развития системы обучения праву 7
1.2 Основные подходы к школьному правовому
образованию 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ
ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Педагогические основы воспитания в школе 28
2.2 Система методической работы школы в условиях правового
образования 37
2.3. Методики правового обучения в практике работы школ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПРАВОВОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История развития системы обучения праву 7
1.2 Основные подходы к школьному правовому
образованию 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ
ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Педагогические основы воспитания в школе 28
2.2 Система методической работы школы в условиях правового
образования 37
2.3. Методики правового обучения в практике работы школ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Российская действительность переживает сложный процесс своего становления. Для преобразования современного правового государства необходимо формирование в сознании людей правоспособности, социальной активности, высокого уровня правовой культуры. В конце прошлого века, путем реформ, активизировался поиск новой системы ценностей, призванной стать основой гражданского общества России. Благодаря реформам в области права Российской Федерации, осуществляемым на принципах верховенства права и закона, обновилось и законодательство. Заметно возрос престиж юридических специальностей, актуализировались проблемы правового просвещения, обучения и воспитания граждан. Все это обусловило необходимость создания целостной системы правового образования в стране.
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими либерально-демократическими реформами в социальной, экономической и политико-правовой сфере Российской федерации. В центре внимания современного общества встала личность с её индивидуальностью. Результатом преобразований стала необходимость создания условий, при которых каждый человек может свободно и творчески развиваться. Основным из условий выступают знания правовых норм и умение грамотно их использовать при защите прав и свобод человека. Государство защищает права и свободы каждого человека, что в свою очередь, влияет на отношение личности к праву и правовым нормам. В этой системе право и правовые нормы реализуют новое социальное значение.
Следует подчеркнуть, что в XXI веке в развитии российского образования происходят серьёзные преобразования, направленные в первую очередь на перспективу общественного развития. Особенной чертой российского правового образования является большое количество подходов к его содержанию. Основой правового образования в РФ является формирование человека - гражданина. Правовое образование в данном контексте - образование, направленное на формирование человека - гражданина, а также личности, которая может апеллировать правовыми нормами.
Концепция модернизации российского образования до 2020 года, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» , Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 г . определяют новую школу как институт, соответствующий целям опережающего развития общества. Акцент сделан на интеллектуальную, гражданскую, духовную и культурную жизнь обучающегося.
При этом центральным вопросом ставится не только расширение и углубление правовых знаний учащихся и населения, но и в первую очередь, культивирование правового поведения, выработка прочных правовых традиций, преодоление правового нигилизма. Данная линия четко обозначена в концепции модернизации российского образования. Однако нужно признать, что сегодня система российского образования не готова в полном объеме на практике воплотить эту линию.
Объектом исследования определена система правового общего образования в России.
Предметом исследования стали концептуальные формы и методы в области правового образования в Российской Федерации.
Цель настоящей работы - изучение особенностей и специфики правового образования в Российской Федерации на современном этапе, проведение анализа эффективности имеющихся методов и инновационных способов в преподавании.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать анализ основным концепциям правового образования;
- дать характеристику школьным учебникам по праву с учетом их подходов к изучению права;
- теоретически обосновать систему методической работы в школе в условиях современного правового образования.
- выработать собственные критерии при диагностики результативного компонента в области права.
Гипотеза исследования. Система правового образования, созданная в государстве, приведет к повышению правовой культуры общества и личности, если:
- правовое образование станет составной частью общего образования в Российской Федерации;
- в школьных учебниках по праву будут оптимально сочетаться нормативный и теоретический материал, позволяющий школьнику ориентироваться на правовой аспект в любой ситуации.
Степень изученности темы. Данное исследование опирается на труды правоведов, таких как Е.В. Аграновская, С.С. Алексеев, Н.Л.Гранат, В.Н. Кудрявцев, В.С. Нерсесянц и др., ученых по проблемам правового обучения и воспитания учащихся, а именно П.П. Баранова, Л.М. Голубева, А.И. Долгова, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцева и др. Нормативно-правовую базу составили Конституция Российской Федерации , федеральный закон «Об
л
образовании в Российской Федерации» , Постановления Правительства РФ, Приказы Министерства образования и науки РФ.
В данной работе применен комплексный подход при изучении материалов, затрагивающих все существующие концепции и выводы, закрепленные в огромном массиве научно-теоретической и нормативноправовой литературе по избранной проблематике. Методологической основой исследования стали научные труды отечественных ученых- правоведов и их анализ, классификация методов и способов преподавания права, синтез вариативных программ и учебников по концепциям правового образования, обобщение.
Научная новизна заключается в том, что теоретически обоснована необходимость и педагогическая целесообразность включения правового образования в современное общее образование
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные могут быть использованы для создания системы повышения квалификации учителей права и истории.
Структура работы состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими либерально-демократическими реформами в социальной, экономической и политико-правовой сфере Российской федерации. В центре внимания современного общества встала личность с её индивидуальностью. Результатом преобразований стала необходимость создания условий, при которых каждый человек может свободно и творчески развиваться. Основным из условий выступают знания правовых норм и умение грамотно их использовать при защите прав и свобод человека. Государство защищает права и свободы каждого человека, что в свою очередь, влияет на отношение личности к праву и правовым нормам. В этой системе право и правовые нормы реализуют новое социальное значение.
Следует подчеркнуть, что в XXI веке в развитии российского образования происходят серьёзные преобразования, направленные в первую очередь на перспективу общественного развития. Особенной чертой российского правового образования является большое количество подходов к его содержанию. Основой правового образования в РФ является формирование человека - гражданина. Правовое образование в данном контексте - образование, направленное на формирование человека - гражданина, а также личности, которая может апеллировать правовыми нормами.
Концепция модернизации российского образования до 2020 года, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» , Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 г . определяют новую школу как институт, соответствующий целям опережающего развития общества. Акцент сделан на интеллектуальную, гражданскую, духовную и культурную жизнь обучающегося.
При этом центральным вопросом ставится не только расширение и углубление правовых знаний учащихся и населения, но и в первую очередь, культивирование правового поведения, выработка прочных правовых традиций, преодоление правового нигилизма. Данная линия четко обозначена в концепции модернизации российского образования. Однако нужно признать, что сегодня система российского образования не готова в полном объеме на практике воплотить эту линию.
Объектом исследования определена система правового общего образования в России.
Предметом исследования стали концептуальные формы и методы в области правового образования в Российской Федерации.
Цель настоящей работы - изучение особенностей и специфики правового образования в Российской Федерации на современном этапе, проведение анализа эффективности имеющихся методов и инновационных способов в преподавании.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать анализ основным концепциям правового образования;
- дать характеристику школьным учебникам по праву с учетом их подходов к изучению права;
- теоретически обосновать систему методической работы в школе в условиях современного правового образования.
- выработать собственные критерии при диагностики результативного компонента в области права.
Гипотеза исследования. Система правового образования, созданная в государстве, приведет к повышению правовой культуры общества и личности, если:
- правовое образование станет составной частью общего образования в Российской Федерации;
- в школьных учебниках по праву будут оптимально сочетаться нормативный и теоретический материал, позволяющий школьнику ориентироваться на правовой аспект в любой ситуации.
Степень изученности темы. Данное исследование опирается на труды правоведов, таких как Е.В. Аграновская, С.С. Алексеев, Н.Л.Гранат, В.Н. Кудрявцев, В.С. Нерсесянц и др., ученых по проблемам правового обучения и воспитания учащихся, а именно П.П. Баранова, Л.М. Голубева, А.И. Долгова, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцева и др. Нормативно-правовую базу составили Конституция Российской Федерации , федеральный закон «Об
л
образовании в Российской Федерации» , Постановления Правительства РФ, Приказы Министерства образования и науки РФ.
В данной работе применен комплексный подход при изучении материалов, затрагивающих все существующие концепции и выводы, закрепленные в огромном массиве научно-теоретической и нормативноправовой литературе по избранной проблематике. Методологической основой исследования стали научные труды отечественных ученых- правоведов и их анализ, классификация методов и способов преподавания права, синтез вариативных программ и учебников по концепциям правового образования, обобщение.
Научная новизна заключается в том, что теоретически обоснована необходимость и педагогическая целесообразность включения правового образования в современное общее образование
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные могут быть использованы для создания системы повышения квалификации учителей права и истории.
Структура работы состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Характерное для современности изменение взглядов на право как на помогающее человеку жить средство, оказало существенное влияние на становление новых концепций, представляющих собой систему творческих подходов к вопросам содержания правовых курсов, технологии обучения, научно-методическому обеспечению, в которых право рассматривается с позитивной стороны, оказывающих влияние на работу школ. Однако здесь же необходимо констатировать, что речь в данном случае идет об эмпирическом характере преподаваемых в школе курсов, без учета их научно-теоретического обоснования.
К настоящему времени опыт внедрения в практику правового образования является уже довольно значительным. Отличительной его чертой является многообразие, причем выбор конкретной модели правового образования определяется традициями, сложившимися в данном учебном заведении, а также спецификой того или иного региона. Освоение выбранной модели, должно сопровождаться самостоятельным моделированием и проектированием педагогическими и школьными коллективами условий правового образования.
Преобладание в правовом образовании эмпирического подхода выражается не только в формировании разнообразных курсов, но и в создании учебников по праву, что приводит к необходимости опубликования рекомендованных Министерством образования РФ для использования в школе списков литературы. В эти списки входят учебники, которые определенным требованиям. В частности, все они содержат достаточные для самостоятельной подготовки систематические знания, соответствующие образовательным стандартам. Их можно подразделить на учебники продвинутого и элементарного типов. Первые дают знания в проблемной форме, формируют логику мышления учащихся, в то время как вторые только сообщают начальные сведения и знакомят с азами науки.
Учебники способствуют включению школьников в исследовательский процесс, характерный для науки. Акцент при этом производится не расширении кругозора и на описании, а на формировании аналитического мышления и анализе.
Учебники «Обществознание», «Введение в обществознание» являются элементарными. При этом, все проанализированные учебники по праву в определенной степени решают следующие задачи:
а) обучение правилам пользования научными инструментами, методами, теориями;
б) формирование у школьников аналитического мышления;
в) воспитание социально-активной личности;
г) подготовка учащихся к активной жизни в мире взрослых.
В зависимости от концептуальных подходов, отраженных в учебниках права, они не только содержат образовательный минимум, но и акцентируют внимание на ряде вопросов, подходов (учебники этико-правового подхода раскрывают гуманистические ценности посредством эмоциональных переживаний, после чего содержание создает условия для формирования связей между элементами правовых и этических знаний, а в старших классах акценты расставляются в зависимости от уровня образования; учебники, созданные Молодежным центром прав человека и правовой культуры: на приоритете естественного права над позитивным, правах и свободах человека, умении и готовности защищать права посредством изучения механизмов реализации прав человека и их и защиты).
Оперируя сходными понятиями, учебники по праву способны дать различные точки зрения на проблематику исследования: материал учебников личностно-ориентированного подхода излагается в дидактикопедагогическом ключе, а учебников информационного характера - в научно-академическом и так далее.
Методический аппарат в современных учебниках составлен с учетом активизации познавательной деятельности учащихся, представлены различные по своему уровню схемы, вопросы, при этом, как мы уже отмечали, большинство учебников ориентировано все же на репродуктивные задания. Содержание ряда из них имеет информационный характер, не учитывая роль эмоционально-ценностного компонента процесса образования, который, между тем, является условием позитивных ценностных ориентиров личности.
Признавая, что правовое образование охватывает все слои общества, наиболее результативным становится правовое образование в школах - именно благодаря восприимчивости детей к слову педагога, их потребностей и интереса к познанию мира. Под школьным правовым образованием понимается система обучающих и воспитательных действий, которая находится в системе образовательного процесса, организованная на основании принципа права и направленная на создание условий для развития у детей чувства уважения к праву; активной правовой компетенции; собственных установок и представлений, основанных на правовых ценностях современного общества. В контексте правового образования система методической работы школы состоит из следующих элементов:
- формы и содержание правового образования, адекватные индивидуальным особенностям, возрастному развитию и уровням образования, которые включают в себя как инновационные, так и традиционные методы обучения;
- уклад школы в качестве особой среды, в рамках которой складываются нормы и традиции взаимоотношений учителей и учащихся в системах "учитель-родители", "учитель-ученик", "ученик-ученик";
- единство воспитания и обучения, на основании которого выстраивается внеучебная и учебная работа, основанная на принципах творческого взаимодействия взрослых и детей, а также самоуправления;
- деятельностное и социально-педагогическое взаимодействие семьи, школы и правоприменительных органов, общественности, ориентированное на их приобщение к правовому образованию, система которого предполагает, что создание особого правового пространства на территории школы. Правовое образование обладать значительным числом компетенций, обеспечивая влияние на ценностно-ориентированную, когнитивную, поведенческую и волевую сферы личности. Процесс правового воспитания складывается из непосредственно правовых знаний и создания условий, при которых эти знания могут быть применены на практике. Овладение школьниками привычками и навыками правового поведения, овладение теоретическими знаниями осуществляется благодаря системе образования.
К настоящему времени опыт внедрения в практику правового образования является уже довольно значительным. Отличительной его чертой является многообразие, причем выбор конкретной модели правового образования определяется традициями, сложившимися в данном учебном заведении, а также спецификой того или иного региона. Освоение выбранной модели, должно сопровождаться самостоятельным моделированием и проектированием педагогическими и школьными коллективами условий правового образования.
Преобладание в правовом образовании эмпирического подхода выражается не только в формировании разнообразных курсов, но и в создании учебников по праву, что приводит к необходимости опубликования рекомендованных Министерством образования РФ для использования в школе списков литературы. В эти списки входят учебники, которые определенным требованиям. В частности, все они содержат достаточные для самостоятельной подготовки систематические знания, соответствующие образовательным стандартам. Их можно подразделить на учебники продвинутого и элементарного типов. Первые дают знания в проблемной форме, формируют логику мышления учащихся, в то время как вторые только сообщают начальные сведения и знакомят с азами науки.
Учебники способствуют включению школьников в исследовательский процесс, характерный для науки. Акцент при этом производится не расширении кругозора и на описании, а на формировании аналитического мышления и анализе.
Учебники «Обществознание», «Введение в обществознание» являются элементарными. При этом, все проанализированные учебники по праву в определенной степени решают следующие задачи:
а) обучение правилам пользования научными инструментами, методами, теориями;
б) формирование у школьников аналитического мышления;
в) воспитание социально-активной личности;
г) подготовка учащихся к активной жизни в мире взрослых.
В зависимости от концептуальных подходов, отраженных в учебниках права, они не только содержат образовательный минимум, но и акцентируют внимание на ряде вопросов, подходов (учебники этико-правового подхода раскрывают гуманистические ценности посредством эмоциональных переживаний, после чего содержание создает условия для формирования связей между элементами правовых и этических знаний, а в старших классах акценты расставляются в зависимости от уровня образования; учебники, созданные Молодежным центром прав человека и правовой культуры: на приоритете естественного права над позитивным, правах и свободах человека, умении и готовности защищать права посредством изучения механизмов реализации прав человека и их и защиты).
Оперируя сходными понятиями, учебники по праву способны дать различные точки зрения на проблематику исследования: материал учебников личностно-ориентированного подхода излагается в дидактикопедагогическом ключе, а учебников информационного характера - в научно-академическом и так далее.
Методический аппарат в современных учебниках составлен с учетом активизации познавательной деятельности учащихся, представлены различные по своему уровню схемы, вопросы, при этом, как мы уже отмечали, большинство учебников ориентировано все же на репродуктивные задания. Содержание ряда из них имеет информационный характер, не учитывая роль эмоционально-ценностного компонента процесса образования, который, между тем, является условием позитивных ценностных ориентиров личности.
Признавая, что правовое образование охватывает все слои общества, наиболее результативным становится правовое образование в школах - именно благодаря восприимчивости детей к слову педагога, их потребностей и интереса к познанию мира. Под школьным правовым образованием понимается система обучающих и воспитательных действий, которая находится в системе образовательного процесса, организованная на основании принципа права и направленная на создание условий для развития у детей чувства уважения к праву; активной правовой компетенции; собственных установок и представлений, основанных на правовых ценностях современного общества. В контексте правового образования система методической работы школы состоит из следующих элементов:
- формы и содержание правового образования, адекватные индивидуальным особенностям, возрастному развитию и уровням образования, которые включают в себя как инновационные, так и традиционные методы обучения;
- уклад школы в качестве особой среды, в рамках которой складываются нормы и традиции взаимоотношений учителей и учащихся в системах "учитель-родители", "учитель-ученик", "ученик-ученик";
- единство воспитания и обучения, на основании которого выстраивается внеучебная и учебная работа, основанная на принципах творческого взаимодействия взрослых и детей, а также самоуправления;
- деятельностное и социально-педагогическое взаимодействие семьи, школы и правоприменительных органов, общественности, ориентированное на их приобщение к правовому образованию, система которого предполагает, что создание особого правового пространства на территории школы. Правовое образование обладать значительным числом компетенций, обеспечивая влияние на ценностно-ориентированную, когнитивную, поведенческую и волевую сферы личности. Процесс правового воспитания складывается из непосредственно правовых знаний и создания условий, при которых эти знания могут быть применены на практике. Овладение школьниками привычками и навыками правового поведения, овладение теоретическими знаниями осуществляется благодаря системе образования.
Подобные работы
- ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Инновационные практики в преподавании правового компонента обществоведческого образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕБНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование гражданско-правовой позиции обучающихся 8 классов через изучение становления и развития нормативно-правовых актов России в школьном историческом курсе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Особенности модульного обучения в процессе преподавания права в современной школе (Педагогическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Методы обучения праву в информационно - образовательной среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



