Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ

Работа №61828

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
321
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ЭОРы в системе подготовки студентов педагогического бакалавриата 7
1.1. Теория и практика применения ЭОР в системе высшего образования
России 7
1.2. Открытые онлайн-курсы в российском химическом образовании 19
Глава 2. Практическая деятельность по разработке ЭОР 29
2.1. Методика разработки 29
2.2. Разработка ЭОР 35
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения

Актуальность исследования. Современный этап развития российского образования характеризуется внедрением в педагогическую деятельность информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые выступают, прежде всего, в качестве поддержки интеллектуальной деятельности (И. В. Роберт), к которой, несомненно, относится и педагогическая. Это детерминировало использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и определило необходимость подготовки будущих учителей к их разработке и использованию.
На актуальность проблемы использования ЭОР в учебном процессе указывают исследования Л. Л. Босовой, Л. X. Зайнутдиновой, А. А. Кузнецова, С. В. Панюковой, И. В. Роберт и др., в которых показано, что ЭОР способствуют совершенствованию форм, методов и содержания обучения. Кроме того, в этих работах делается вывод, что в условиях применения ЭОР осуществляется индивидуализация обучения, формируются умения осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие. В рамках проекта «Информатизация системы образования» создана Единая коллекция электронных образовательных ресурсов, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В Единой коллекции размещены учебно-методические материалы, представленные в цифровой форме, которые ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании ИКТ. Федеральные требования к квалификации учителей (согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования), связанные с приемом на работу, аттестацией, повышением квалификации педагогических кадров, включают в
себя характеристики профессиональной компетентности в сфере ИКТ, в том числе готовность к использованию мультимедиа технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Вместе с тем учителю в образовательном процессе необходимо не только использовать готовые ЭОР, но и уметь разрабатывать ЭОР на основе прикладных и инструментальных программных средств и применять их для мультимедийного сопровождения уроков и внеклассных мероприятий, реализуя собственные методические находки.
Анализ исследований, рассматривающих различные аспекты подготовки студентов педагогического вуза к разработке ЭОР (Д. В. Агальцова, С. А. Жданов, О. А. Козлов, А. Ю. Кравцова, А. А. Кузнецов, Т. А. Лавина, М. П. Лапчик, С. В. Панкжова, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова и др.), а также государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по педагогическим специальностям и направлениям показывает, что только будущие учителя информатики обучаются создавать ЭОР, будущие учителя других специальностей лишь знакомятся с методикой использования готовых ЭОР.
Цель работы - исследование применения электронных образовательных ресурсов в системе подготовки учителей химии.
Задачи исследования:
1. Выявить определение, сущность, виды электронных образовательных ресурсов.
2. Проанализировать использование ЭОР в системе высшего образования России.
3. Рассмотреть открытые онлайн-курсы в российском химическом образовании.
4. Разработать электронный образовательный ресурс.
Объект исследования - процесс подготовки студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов.
Предмет исследования - система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.
Теоретическую основу исследования составили работы в области:
- педагогики и психологии (Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, Р. С. Немов, А. М. Пышкало, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина и др.);
- теории деятельности и применении деятельностного подхода в образовании (А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.);
- общей теории высшего педагогического образования (О. А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, А. И. Пискунов, В. А. Сластенин, 3. О. Шварцман и др.);
- теории и практики информатизации образования (С. А. Бешенков, И. Г. Захарова, О. А. Козлов, К. К. Колин, Т. А. Лавина, С. В. Панюкова, И. В. Роберт и др.);
- подготовки студентов педагогического вуза к применению ИКТ в профессиональной деятельности (Н. В. Веревка, С. Г. Григорьев, В. В Гриншкун, С. А. Жданов, С. Д. Каракозов, А. Ю. Кравцова, А. А. Кузнецов, Т. А. Лавина, М. П. Лапчик, Н. И. Пак, И. В. Роберт, Н. И. Рыжова, А. Е. Шухман и др.);
- теоретических основ создания и применения электронных образовательных ресурсов (Д. В. Агальцова, А. И. Башмаков, Л. Л. Босова, В. В. Гура, Л. X. Зайнутдинова, А. В. Осин, Н. Г. Семенова, Е. В. Чернобай и др.);
- использования мультимедиа технологии в учебном процессе (Н. С. Анисимова, А. В. Осипов, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова, О. В. Шлыкова и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение положений психолого- педагогической науки, педагогический эксперимент; анализ опыта преподавания химии, анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по педагогическим специальностям и направлениям, учебных программ и пособий для подготовки студентов педагогического вуза в области химии.
Во введении обоснована актуальность, научная и практическая значимость исследования; определены его цель, задачи, объект и предмет; показаны методологические и теоретические основы, методы исследования.
В первой главе «ЭОРы в системе подготовки студентов педагогического бакалавриата» приведен анализ состояния изучаемой проблемы в научной литературе и педагогической практике, рассмотрены сложившиеся точки зрения на сущность понятия «электронный образовательный ресурс» и уточнено его определение, рассмотрены открытые онлайн - курсы в российском химическом образовании.
Во второй главе «Практическая деятельность по разработке ЭОР» раскрываются содержание, методика, ход разработки комплекса электронного ресурса.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, определены перспективы дальнейшего изучения проблемы подготовки студентов педагогического вуза к разработке ЭОР.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные системы.
Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей: мультимедийность, моделирование, интерактивность.
Возможность реализации образовательных программ с применением ЭОР в настоящее время закреплено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, в процессе анализа сущности и особенностей электронных образовательных ресурсов можно сделать вывод, что применение ЭОР в практике педагогической деятельности должно приводить к получению высоких результатов, к повышению качества образования, к расширению возможностей самостоятельного и дистанционного обучения. Однако, наличие определенного ряда преимуществ, рассматриваемых на теоретическом уровне, еще не гарантирует их полноценной реализации на практике. Для подтверждения необходимости и целесообразности внедрения ЭОР в образовательный процесс как средства повышения качества обучения и модернизации образования в целом необходимо также проанализировать опыт применения ЭОР, имеющийся в практике преподавателей ВУЗов, и определить их эффективность.
Изучив и проанализировав различные информационные источники, нами был проведен опрос среди учителей химии, как они используют ЭОР на уроках и во внеурочное время
Результаты анкетирования выявили, что учащиеся в учебной деятельности не используют общение с учителем или однокурсниками по электронной почте, в чате. Но при этом постоянно находят для подготовки к урокам информацию в интернете 44% преподавателей считают что, по
эффективности ЭОР и традиционные средства обучения одинаковы. А 56% считают, что ЭОР более эффективны, чем традиционные средства обучения.
Исходя из анализа литературы, проведенного анкетирования с учителями и студентами, можно сделать вывод о необходимости разработки комплекса электронных образовательных ресурсов.
В ходе исследования была разработана электронный образовательный курс по дисциплине “Химические процессы в окружающей среде”.
Данная учебная дисциплина включена в раздел "Б1.В.ДВ.13 Дисциплины (модули)" основной профессиональной образовательной программы 44.03.01 "Педагогическое образование (Химия)" и относится к дисциплинам по выбору. Осваивается на 2 курсе, в 3 семестре.
ЭОР содержит итоговый контрольный блок. Тесты составлены с инструкцией по их выполнению. Банк вопросов к тестам содержит вопросы двух или более типов (множественный выбор, соответствие, короткий ответ и пр.).
Разработанный ЭОР позволит улучшить и закрепить получаемые знания, повысить мотивацию студентов к изучению предмета химии. ЭОР может выступать на уроках как универсальное средство обучения. Также данный комплекс можно использовать любому студенту в качестве самостоятельного изучения темы, закрепления материала.
Разработка данного комплекса ЭОР будет продолжена в магистратуре. ЭОР будет разрабатываться с помощью системы управления обучением MOODLE на сайте для разработчиков ЭОР КФУ http://do.kpfu.ru.
Таким образом, цели и задачи данной работы достигнуты.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
2. Бородина Т. Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 241-243.
3. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность бакалавров образования // Информатика и образование. 2014. № 2. С. 29-33.
4. Демкин В.П., Можаева Г.В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий // Открытое и дистанционное образование. - 2013. - N2 (10). - С. 5 - 8.
5. Евсеев А.И., Савкин А.Н., Евсикова Ю.В. Разработка электронных образовательных ресурсов. Психолого-дидактические вопросы познавательной (учебной) деятельности: методическое пособие [Текст]/ Евсеев А.И., Савкин А.Н., Евсикова Ю.В. - Издательство МЭИ, 2015. - 116 с.
6. Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения химии / Н. Е. Есенина// Информатика и образование. - 2016. - № 12. - С. 103-105.
7. Зельдович Я.Б. Высшая математика для начинающих физиков и техников: моногр. / Я.Б. Зельдович, И.М. Яглом. - М., 2014. - 186 с.
8. Метелев С.Е. Инновационное развитие высшего профессионального образования в России / И.М. Рукина и др. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2014. - 400 с.
9. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2016. - 104 с.
10. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А.Н. -
51
Москва, 2016. - 72 с.
11. Образовательные системы современной России. Справочник. - М.: РГГУ, 2014. - 496 с.
12. Осетрова Н. В. Книга и электронные средства в образовании. — М.: Изд. сервис Логос, 2013. — 144с.
13. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2014. - 540 с.
14. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - М., 2013. - 687 с.
15. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М. : Академия, 2015. - С. 43-45.
16. Рубин, Ю. Б. Высшее образование в России. Качество и конкурентоспособность / Ю.Б. Рубин. - М.: Московская ФинансовоПромышленная Академия, 2014. - 448 с.
17. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857 с.
18. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт
проектирования / Ю.Г. Татур. - М.: "Литературное агентство
"Университетская книга", 2006. - 256 с.
19. Телегин А. А. Совершенствование методической системы
обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Курск, 2016. — 23с.
20. Шлыкова, О. В. Российские Ресурсы Образовательной Среды. Интернет / О.В. Шлыкова. - Москва: Наука, 2014. - 481 с.
21. http://edu-top.ru/katalog/ - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет.
22. http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm - Федеральный портал Российское образование.
23. Бим-Бад Б. М. Дистанционное образование как реальность и перспектива. - URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=150 (дата обращения: 25.01.2017)
24. Босова Л.Л. Типология электронных образовательных ресурсов
как основополагающего компонента информационно-образовательной среды // Материалы II Всероссийской конференции «Применение ЭОР в образовательном процессе» ИТО-ЭОР-2015». URL: http://
msk.ito.edu.ru/2015/section/188/95548
25. Википедия. Свободная энциклопедия. - URL: bttp://m.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Office (дата обращения: 29.03.2017)
26. Господарик Ю.П. Дистанционное обучение. - URL: www.e- joe.ru/sod/00/5_00/go.btml (дата обращения: 20.02.2017)
27. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании: Основы разработки электронных образовательных ресурсов: Информация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/4103/1165/lecture/19307, свободный. Загл. с экрана.
28. Информационный портал «Дистанционное образование» - URL: http://www.distance-
learning.ru/db/el/9E0B4BBEB1452328C3256F240042E996/doc.btml (дата
обращения: 02.03.2017)
29. Мониторинг ЭОР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eor-np.ru/node/55. Дата обращения: 03.03.2016г.
30. Осин A.B. ЭОР нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа-системы // Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». URL: http://window.edu.ru/library/ pdf 2txt/- 271/45 271/2 2049


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ