ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
|
Введение 3
Глава 1. ЭОРы в системе подготовки студентов педагогического бакалавриата 7
1.1. Теория и практика применения ЭОР в системе высшего образования
России 7
1.2. Открытые онлайн-курсы в российском химическом образовании 19
Глава 2. Практическая деятельность по разработке ЭОР 29
2.1. Методика разработки 29
2.2. Разработка ЭОР 35
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения
Глава 1. ЭОРы в системе подготовки студентов педагогического бакалавриата 7
1.1. Теория и практика применения ЭОР в системе высшего образования
России 7
1.2. Открытые онлайн-курсы в российском химическом образовании 19
Глава 2. Практическая деятельность по разработке ЭОР 29
2.1. Методика разработки 29
2.2. Разработка ЭОР 35
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения
Актуальность исследования. Современный этап развития российского образования характеризуется внедрением в педагогическую деятельность информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые выступают, прежде всего, в качестве поддержки интеллектуальной деятельности (И. В. Роберт), к которой, несомненно, относится и педагогическая. Это детерминировало использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и определило необходимость подготовки будущих учителей к их разработке и использованию.
На актуальность проблемы использования ЭОР в учебном процессе указывают исследования Л. Л. Босовой, Л. X. Зайнутдиновой, А. А. Кузнецова, С. В. Панюковой, И. В. Роберт и др., в которых показано, что ЭОР способствуют совершенствованию форм, методов и содержания обучения. Кроме того, в этих работах делается вывод, что в условиях применения ЭОР осуществляется индивидуализация обучения, формируются умения осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие. В рамках проекта «Информатизация системы образования» создана Единая коллекция электронных образовательных ресурсов, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В Единой коллекции размещены учебно-методические материалы, представленные в цифровой форме, которые ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании ИКТ. Федеральные требования к квалификации учителей (согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования), связанные с приемом на работу, аттестацией, повышением квалификации педагогических кадров, включают в
себя характеристики профессиональной компетентности в сфере ИКТ, в том числе готовность к использованию мультимедиа технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Вместе с тем учителю в образовательном процессе необходимо не только использовать готовые ЭОР, но и уметь разрабатывать ЭОР на основе прикладных и инструментальных программных средств и применять их для мультимедийного сопровождения уроков и внеклассных мероприятий, реализуя собственные методические находки.
Анализ исследований, рассматривающих различные аспекты подготовки студентов педагогического вуза к разработке ЭОР (Д. В. Агальцова, С. А. Жданов, О. А. Козлов, А. Ю. Кравцова, А. А. Кузнецов, Т. А. Лавина, М. П. Лапчик, С. В. Панкжова, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова и др.), а также государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по педагогическим специальностям и направлениям показывает, что только будущие учителя информатики обучаются создавать ЭОР, будущие учителя других специальностей лишь знакомятся с методикой использования готовых ЭОР.
Цель работы - исследование применения электронных образовательных ресурсов в системе подготовки учителей химии.
Задачи исследования:
1. Выявить определение, сущность, виды электронных образовательных ресурсов.
2. Проанализировать использование ЭОР в системе высшего образования России.
3. Рассмотреть открытые онлайн-курсы в российском химическом образовании.
4. Разработать электронный образовательный ресурс.
Объект исследования - процесс подготовки студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов.
Предмет исследования - система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.
Теоретическую основу исследования составили работы в области:
- педагогики и психологии (Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, Р. С. Немов, А. М. Пышкало, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина и др.);
- теории деятельности и применении деятельностного подхода в образовании (А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.);
- общей теории высшего педагогического образования (О. А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, А. И. Пискунов, В. А. Сластенин, 3. О. Шварцман и др.);
- теории и практики информатизации образования (С. А. Бешенков, И. Г. Захарова, О. А. Козлов, К. К. Колин, Т. А. Лавина, С. В. Панюкова, И. В. Роберт и др.);
- подготовки студентов педагогического вуза к применению ИКТ в профессиональной деятельности (Н. В. Веревка, С. Г. Григорьев, В. В Гриншкун, С. А. Жданов, С. Д. Каракозов, А. Ю. Кравцова, А. А. Кузнецов, Т. А. Лавина, М. П. Лапчик, Н. И. Пак, И. В. Роберт, Н. И. Рыжова, А. Е. Шухман и др.);
- теоретических основ создания и применения электронных образовательных ресурсов (Д. В. Агальцова, А. И. Башмаков, Л. Л. Босова, В. В. Гура, Л. X. Зайнутдинова, А. В. Осин, Н. Г. Семенова, Е. В. Чернобай и др.);
- использования мультимедиа технологии в учебном процессе (Н. С. Анисимова, А. В. Осипов, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова, О. В. Шлыкова и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение положений психолого- педагогической науки, педагогический эксперимент; анализ опыта преподавания химии, анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по педагогическим специальностям и направлениям, учебных программ и пособий для подготовки студентов педагогического вуза в области химии.
Во введении обоснована актуальность, научная и практическая значимость исследования; определены его цель, задачи, объект и предмет; показаны методологические и теоретические основы, методы исследования.
В первой главе «ЭОРы в системе подготовки студентов педагогического бакалавриата» приведен анализ состояния изучаемой проблемы в научной литературе и педагогической практике, рассмотрены сложившиеся точки зрения на сущность понятия «электронный образовательный ресурс» и уточнено его определение, рассмотрены открытые онлайн - курсы в российском химическом образовании.
Во второй главе «Практическая деятельность по разработке ЭОР» раскрываются содержание, методика, ход разработки комплекса электронного ресурса.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, определены перспективы дальнейшего изучения проблемы подготовки студентов педагогического вуза к разработке ЭОР.
На актуальность проблемы использования ЭОР в учебном процессе указывают исследования Л. Л. Босовой, Л. X. Зайнутдиновой, А. А. Кузнецова, С. В. Панюковой, И. В. Роберт и др., в которых показано, что ЭОР способствуют совершенствованию форм, методов и содержания обучения. Кроме того, в этих работах делается вывод, что в условиях применения ЭОР осуществляется индивидуализация обучения, формируются умения осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие. В рамках проекта «Информатизация системы образования» создана Единая коллекция электронных образовательных ресурсов, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В Единой коллекции размещены учебно-методические материалы, представленные в цифровой форме, которые ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании ИКТ. Федеральные требования к квалификации учителей (согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования), связанные с приемом на работу, аттестацией, повышением квалификации педагогических кадров, включают в
себя характеристики профессиональной компетентности в сфере ИКТ, в том числе готовность к использованию мультимедиа технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Вместе с тем учителю в образовательном процессе необходимо не только использовать готовые ЭОР, но и уметь разрабатывать ЭОР на основе прикладных и инструментальных программных средств и применять их для мультимедийного сопровождения уроков и внеклассных мероприятий, реализуя собственные методические находки.
Анализ исследований, рассматривающих различные аспекты подготовки студентов педагогического вуза к разработке ЭОР (Д. В. Агальцова, С. А. Жданов, О. А. Козлов, А. Ю. Кравцова, А. А. Кузнецов, Т. А. Лавина, М. П. Лапчик, С. В. Панкжова, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова и др.), а также государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по педагогическим специальностям и направлениям показывает, что только будущие учителя информатики обучаются создавать ЭОР, будущие учителя других специальностей лишь знакомятся с методикой использования готовых ЭОР.
Цель работы - исследование применения электронных образовательных ресурсов в системе подготовки учителей химии.
Задачи исследования:
1. Выявить определение, сущность, виды электронных образовательных ресурсов.
2. Проанализировать использование ЭОР в системе высшего образования России.
3. Рассмотреть открытые онлайн-курсы в российском химическом образовании.
4. Разработать электронный образовательный ресурс.
Объект исследования - процесс подготовки студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов.
Предмет исследования - система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.
Теоретическую основу исследования составили работы в области:
- педагогики и психологии (Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, Р. С. Немов, А. М. Пышкало, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина и др.);
- теории деятельности и применении деятельностного подхода в образовании (А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.);
- общей теории высшего педагогического образования (О. А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, А. И. Пискунов, В. А. Сластенин, 3. О. Шварцман и др.);
- теории и практики информатизации образования (С. А. Бешенков, И. Г. Захарова, О. А. Козлов, К. К. Колин, Т. А. Лавина, С. В. Панюкова, И. В. Роберт и др.);
- подготовки студентов педагогического вуза к применению ИКТ в профессиональной деятельности (Н. В. Веревка, С. Г. Григорьев, В. В Гриншкун, С. А. Жданов, С. Д. Каракозов, А. Ю. Кравцова, А. А. Кузнецов, Т. А. Лавина, М. П. Лапчик, Н. И. Пак, И. В. Роберт, Н. И. Рыжова, А. Е. Шухман и др.);
- теоретических основ создания и применения электронных образовательных ресурсов (Д. В. Агальцова, А. И. Башмаков, Л. Л. Босова, В. В. Гура, Л. X. Зайнутдинова, А. В. Осин, Н. Г. Семенова, Е. В. Чернобай и др.);
- использования мультимедиа технологии в учебном процессе (Н. С. Анисимова, А. В. Осипов, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова, О. В. Шлыкова и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение положений психолого- педагогической науки, педагогический эксперимент; анализ опыта преподавания химии, анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по педагогическим специальностям и направлениям, учебных программ и пособий для подготовки студентов педагогического вуза в области химии.
Во введении обоснована актуальность, научная и практическая значимость исследования; определены его цель, задачи, объект и предмет; показаны методологические и теоретические основы, методы исследования.
В первой главе «ЭОРы в системе подготовки студентов педагогического бакалавриата» приведен анализ состояния изучаемой проблемы в научной литературе и педагогической практике, рассмотрены сложившиеся точки зрения на сущность понятия «электронный образовательный ресурс» и уточнено его определение, рассмотрены открытые онлайн - курсы в российском химическом образовании.
Во второй главе «Практическая деятельность по разработке ЭОР» раскрываются содержание, методика, ход разработки комплекса электронного ресурса.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, определены перспективы дальнейшего изучения проблемы подготовки студентов педагогического вуза к разработке ЭОР.
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные системы.
Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей: мультимедийность, моделирование, интерактивность.
Возможность реализации образовательных программ с применением ЭОР в настоящее время закреплено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, в процессе анализа сущности и особенностей электронных образовательных ресурсов можно сделать вывод, что применение ЭОР в практике педагогической деятельности должно приводить к получению высоких результатов, к повышению качества образования, к расширению возможностей самостоятельного и дистанционного обучения. Однако, наличие определенного ряда преимуществ, рассматриваемых на теоретическом уровне, еще не гарантирует их полноценной реализации на практике. Для подтверждения необходимости и целесообразности внедрения ЭОР в образовательный процесс как средства повышения качества обучения и модернизации образования в целом необходимо также проанализировать опыт применения ЭОР, имеющийся в практике преподавателей ВУЗов, и определить их эффективность.
Изучив и проанализировав различные информационные источники, нами был проведен опрос среди учителей химии, как они используют ЭОР на уроках и во внеурочное время
Результаты анкетирования выявили, что учащиеся в учебной деятельности не используют общение с учителем или однокурсниками по электронной почте, в чате. Но при этом постоянно находят для подготовки к урокам информацию в интернете 44% преподавателей считают что, по
эффективности ЭОР и традиционные средства обучения одинаковы. А 56% считают, что ЭОР более эффективны, чем традиционные средства обучения.
Исходя из анализа литературы, проведенного анкетирования с учителями и студентами, можно сделать вывод о необходимости разработки комплекса электронных образовательных ресурсов.
В ходе исследования была разработана электронный образовательный курс по дисциплине “Химические процессы в окружающей среде”.
Данная учебная дисциплина включена в раздел "Б1.В.ДВ.13 Дисциплины (модули)" основной профессиональной образовательной программы 44.03.01 "Педагогическое образование (Химия)" и относится к дисциплинам по выбору. Осваивается на 2 курсе, в 3 семестре.
ЭОР содержит итоговый контрольный блок. Тесты составлены с инструкцией по их выполнению. Банк вопросов к тестам содержит вопросы двух или более типов (множественный выбор, соответствие, короткий ответ и пр.).
Разработанный ЭОР позволит улучшить и закрепить получаемые знания, повысить мотивацию студентов к изучению предмета химии. ЭОР может выступать на уроках как универсальное средство обучения. Также данный комплекс можно использовать любому студенту в качестве самостоятельного изучения темы, закрепления материала.
Разработка данного комплекса ЭОР будет продолжена в магистратуре. ЭОР будет разрабатываться с помощью системы управления обучением MOODLE на сайте для разработчиков ЭОР КФУ http://do.kpfu.ru.
Таким образом, цели и задачи данной работы достигнуты.
Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей: мультимедийность, моделирование, интерактивность.
Возможность реализации образовательных программ с применением ЭОР в настоящее время закреплено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, в процессе анализа сущности и особенностей электронных образовательных ресурсов можно сделать вывод, что применение ЭОР в практике педагогической деятельности должно приводить к получению высоких результатов, к повышению качества образования, к расширению возможностей самостоятельного и дистанционного обучения. Однако, наличие определенного ряда преимуществ, рассматриваемых на теоретическом уровне, еще не гарантирует их полноценной реализации на практике. Для подтверждения необходимости и целесообразности внедрения ЭОР в образовательный процесс как средства повышения качества обучения и модернизации образования в целом необходимо также проанализировать опыт применения ЭОР, имеющийся в практике преподавателей ВУЗов, и определить их эффективность.
Изучив и проанализировав различные информационные источники, нами был проведен опрос среди учителей химии, как они используют ЭОР на уроках и во внеурочное время
Результаты анкетирования выявили, что учащиеся в учебной деятельности не используют общение с учителем или однокурсниками по электронной почте, в чате. Но при этом постоянно находят для подготовки к урокам информацию в интернете 44% преподавателей считают что, по
эффективности ЭОР и традиционные средства обучения одинаковы. А 56% считают, что ЭОР более эффективны, чем традиционные средства обучения.
Исходя из анализа литературы, проведенного анкетирования с учителями и студентами, можно сделать вывод о необходимости разработки комплекса электронных образовательных ресурсов.
В ходе исследования была разработана электронный образовательный курс по дисциплине “Химические процессы в окружающей среде”.
Данная учебная дисциплина включена в раздел "Б1.В.ДВ.13 Дисциплины (модули)" основной профессиональной образовательной программы 44.03.01 "Педагогическое образование (Химия)" и относится к дисциплинам по выбору. Осваивается на 2 курсе, в 3 семестре.
ЭОР содержит итоговый контрольный блок. Тесты составлены с инструкцией по их выполнению. Банк вопросов к тестам содержит вопросы двух или более типов (множественный выбор, соответствие, короткий ответ и пр.).
Разработанный ЭОР позволит улучшить и закрепить получаемые знания, повысить мотивацию студентов к изучению предмета химии. ЭОР может выступать на уроках как универсальное средство обучения. Также данный комплекс можно использовать любому студенту в качестве самостоятельного изучения темы, закрепления материала.
Разработка данного комплекса ЭОР будет продолжена в магистратуре. ЭОР будет разрабатываться с помощью системы управления обучением MOODLE на сайте для разработчиков ЭОР КФУ http://do.kpfu.ru.
Таким образом, цели и задачи данной работы достигнуты.
Подобные работы
- ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ
ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ
ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ХИМИИ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Электронный образовательный ресурс как структурный компонент методического обеспечения образовательного процесса СПО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
К ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ
УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ
УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛАХ
ПРЕВОСХОДСТВА ТАТАРСТАНА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Электронно-образовательные контенты как средство реализации дополнительного математического образования школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Мониторинг исследовательской компетенции студентов профиля подготовки «Учитель начальных классов»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Мониторинг исследовательской компетенции студентов профиля
подготовки «Учитель начальных классов»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



