Информационно-коммуникативные технологии как средство повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ
|
Введение 3
Глава I. Проблема повышения мотивации в теории и практике обучения иностранным языкам 8
1.1. Общая характеристика мотивации и мотивационного процесса 8
1.2. Понятие и особенности учебной мотивации 11
1.3. Мотивация познавательной активности учащихся на уроках иностранного
языка 14
Выводы по I главе 188
Глава II. Технологии повышения мотивации к изучению иностранных языков
в СОШ 19
11.1. Средства, приемы и методы повышения учебной мотивации при
изучении иностранного языка 19
11.2. Возможности информационных и коммуникативных технологий в
области формирования мотивации к изучению иностранных языков 24
11.3. Использование видеоконференций, интернет-проектов и веб-квестов на
уроке французского языка 31
11.4. Экспериментальное исследование использования информационно-коммуникативных технологий на уроке французского языка 41
Выводы по II главе 48
Заключение 50
Библиография 53
Приложения 58
Глава I. Проблема повышения мотивации в теории и практике обучения иностранным языкам 8
1.1. Общая характеристика мотивации и мотивационного процесса 8
1.2. Понятие и особенности учебной мотивации 11
1.3. Мотивация познавательной активности учащихся на уроках иностранного
языка 14
Выводы по I главе 188
Глава II. Технологии повышения мотивации к изучению иностранных языков
в СОШ 19
11.1. Средства, приемы и методы повышения учебной мотивации при
изучении иностранного языка 19
11.2. Возможности информационных и коммуникативных технологий в
области формирования мотивации к изучению иностранных языков 24
11.3. Использование видеоконференций, интернет-проектов и веб-квестов на
уроке французского языка 31
11.4. Экспериментальное исследование использования информационно-коммуникативных технологий на уроке французского языка 41
Выводы по II главе 48
Заключение 50
Библиография 53
Приложения 58
Актуальность исследования. Современная система образования вновь и вновь переживает серьезные реформы, ориентированные на приведение его в соответствие с требованиями и запросами общества, достижениями науки и техники. Актуальность проблемы формирования учебно-познавательных мотивов учащихся основывается на признании приоритета учебно- познавательной мотивации как главного залога успешности обучения и самостоятельной работы как средства формирования познавательных мотивов. Всестороннее развитие ученика - одна из целей деятельности учителя. Оно возможно лишь при поддержании положительной мотивации к учебе и потребности в самообразовании, развитии познавательного интереса, воспитании самостоятельности и творческого подхода в овладении знаниями, навыками и умениями.
В связи с процессом глобализации и интеграции повышается интерес к изучению иностранных языков. Данный интерес способствует развитию методов и технологий обучения языку, с помощью которых не только обеспечивается достижение поставленных целей обучения, но и поддерживается положительная мотивация учащихся. В то же время, новые педагогические технологии предполагают осознанную потребность в усвоении знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам. Это является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Активное развитие информационных и компьютерных технологий в последние годы расширяет арсенал методов и средств обучения. Сейчас практически в каждой школе наглядные бумажные пособия все больше уступают место электронным, на уроках все чаще используются презентации, интерактивные доски, делающие обучение не просто более наглядным и
комфортным, но и соответствующим достижениям науки последнего времени.
Однако заметим, что применение презентаций и интерактивной доски на уроках иностранного языка не исчерпывает всех возможностей использования стандартных компьютерных программ в обучении. Так, в частности, практически не используются широкие обучающие возможности, которыми обладают информационно-коммуникативные технологии (далее - ИКТ), позволяющие не только найти любую информацию по рассматриваемой теме, но и обеспечить неформальное общение с носителем языка, в рамках которого ученик может усвоить устойчивые выражения, интересные речевые обороты, применяемые носителями языка. Подобное несоответствие возможности ИКТ для обучения иностранному языку и ограниченности их использования в современном российском образовании при высоких потребностях в более быстром и качественном изучении иностранных языков обуславливает особую актуальность изучения потенциальных возможностей использования ИКТ при обучении иностранному языку в школе.
Таким образом, существует объективное противоречие в том, что проблема повышения мотивации к изучению иностранных языков в школе является актуальной, а процессуальная сторона использования с этой целью информационно-коммуникативных технологий остается недостаточно разработанной.
Объектом нашего исследования является процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе (далее - СОШ).
Предмет исследования - информационно-коммуникативные технологии как средство повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ.
Цель исследования - разработать методические приемы использования информационно-коммуникативных технологий как средства повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить и проанализировать особенности учебной мотивации и мотивационного процесса.
2. Выявить средства повышения мотивации познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка.
3. Разработать методические приемы использования информационно¬коммуникативных технологий в процессе обучения иностранным языкам и осуществить экспериментальную проверку их эффективности в повышении мотивации к изучению французского языка.
Методологическую базу исследования составляют труды, рассматривающие методологию и теорию обучения, следующих авторов: Н.А. Алексеев, Д.А. Белухин, И.Л. Бим, М.И. Лукьянова, Т.В. Машарова, Е.А. Никодимова, А.Я. Острых, Л.М. Фридман, А.А. Хлынин, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др. А также исследования в области информационно-коммуникативных технологий следующих авторов: С.И. Кузнецов, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, В.И. Роберт, А.П. Ершов и др.
Методы исследования - комплексный анализ и синтез педагогического, психологического и лингвистического знания по проблеме исследования; логико-методологический анализ основных понятий; метод критического анализа научной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; обучающий эксперимент; методы математической статистики для обработки экспериментально полученных данных.
Этапы исследования:
1) изучение теоретического материала по проблеме исследования, постановка цели и задач исследования;
2) разработка методических приемов использования ИКТ в обучении французскому языку;
3) экспериментальная проверка эффективности разработанных методических приемов;
4) обработка экспериментально полученных данных и подведение итогов исследования;
5) оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что нами разработаны методические приемы повышения учебной мотивации к изучению французского языка в СОШ посредством информационно-коммуникативных технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении педагогического знания по проблеме исследования, в теоретическом обосновании базирования положительной мотивации к изучению французского языка на ценностном отношении к иностранному языку как средству межкультурной коммуникации, на эмоционально-познавательной активности учащихся, а также на принципах культуросообразности, диалога культур, межкультурной коммуникации.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы как самостоятельно учителями иностранных языков, методистами, так и в качестве базы для дальнейших исследований в данном направлении.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
В главе I дана общая характеристика мотивации и мотивационного процесса, исследованы особенности учебной мотивации, рассмотрена мотивация познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка.
В главе II рассматриваются средства, приемы и методы повышения учебной мотивации при изучении французского языка, исследованы возможности информационных и коммуникативных технологий в области формирования мотивации к изучению иностранных языков, описано экспериментальное исследование разработанных методических приемов использования информационно-коммуникативных технологий как средства повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ.
Заключение содержит обобщенные результаты проведенного исследования.
В приложениях представлены: таблица современных средств обучения иностранным языкам, веб-ресурсы для изучения французского языка, а также вопросы для интеллектуальной игры, использованной во время экспериментальной апробации разработанных методических приемов.
В связи с процессом глобализации и интеграции повышается интерес к изучению иностранных языков. Данный интерес способствует развитию методов и технологий обучения языку, с помощью которых не только обеспечивается достижение поставленных целей обучения, но и поддерживается положительная мотивация учащихся. В то же время, новые педагогические технологии предполагают осознанную потребность в усвоении знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам. Это является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Активное развитие информационных и компьютерных технологий в последние годы расширяет арсенал методов и средств обучения. Сейчас практически в каждой школе наглядные бумажные пособия все больше уступают место электронным, на уроках все чаще используются презентации, интерактивные доски, делающие обучение не просто более наглядным и
комфортным, но и соответствующим достижениям науки последнего времени.
Однако заметим, что применение презентаций и интерактивной доски на уроках иностранного языка не исчерпывает всех возможностей использования стандартных компьютерных программ в обучении. Так, в частности, практически не используются широкие обучающие возможности, которыми обладают информационно-коммуникативные технологии (далее - ИКТ), позволяющие не только найти любую информацию по рассматриваемой теме, но и обеспечить неформальное общение с носителем языка, в рамках которого ученик может усвоить устойчивые выражения, интересные речевые обороты, применяемые носителями языка. Подобное несоответствие возможности ИКТ для обучения иностранному языку и ограниченности их использования в современном российском образовании при высоких потребностях в более быстром и качественном изучении иностранных языков обуславливает особую актуальность изучения потенциальных возможностей использования ИКТ при обучении иностранному языку в школе.
Таким образом, существует объективное противоречие в том, что проблема повышения мотивации к изучению иностранных языков в школе является актуальной, а процессуальная сторона использования с этой целью информационно-коммуникативных технологий остается недостаточно разработанной.
Объектом нашего исследования является процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе (далее - СОШ).
Предмет исследования - информационно-коммуникативные технологии как средство повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ.
Цель исследования - разработать методические приемы использования информационно-коммуникативных технологий как средства повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить и проанализировать особенности учебной мотивации и мотивационного процесса.
2. Выявить средства повышения мотивации познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка.
3. Разработать методические приемы использования информационно¬коммуникативных технологий в процессе обучения иностранным языкам и осуществить экспериментальную проверку их эффективности в повышении мотивации к изучению французского языка.
Методологическую базу исследования составляют труды, рассматривающие методологию и теорию обучения, следующих авторов: Н.А. Алексеев, Д.А. Белухин, И.Л. Бим, М.И. Лукьянова, Т.В. Машарова, Е.А. Никодимова, А.Я. Острых, Л.М. Фридман, А.А. Хлынин, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др. А также исследования в области информационно-коммуникативных технологий следующих авторов: С.И. Кузнецов, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, В.И. Роберт, А.П. Ершов и др.
Методы исследования - комплексный анализ и синтез педагогического, психологического и лингвистического знания по проблеме исследования; логико-методологический анализ основных понятий; метод критического анализа научной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; обучающий эксперимент; методы математической статистики для обработки экспериментально полученных данных.
Этапы исследования:
1) изучение теоретического материала по проблеме исследования, постановка цели и задач исследования;
2) разработка методических приемов использования ИКТ в обучении французскому языку;
3) экспериментальная проверка эффективности разработанных методических приемов;
4) обработка экспериментально полученных данных и подведение итогов исследования;
5) оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что нами разработаны методические приемы повышения учебной мотивации к изучению французского языка в СОШ посредством информационно-коммуникативных технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении педагогического знания по проблеме исследования, в теоретическом обосновании базирования положительной мотивации к изучению французского языка на ценностном отношении к иностранному языку как средству межкультурной коммуникации, на эмоционально-познавательной активности учащихся, а также на принципах культуросообразности, диалога культур, межкультурной коммуникации.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы как самостоятельно учителями иностранных языков, методистами, так и в качестве базы для дальнейших исследований в данном направлении.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
В главе I дана общая характеристика мотивации и мотивационного процесса, исследованы особенности учебной мотивации, рассмотрена мотивация познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка.
В главе II рассматриваются средства, приемы и методы повышения учебной мотивации при изучении французского языка, исследованы возможности информационных и коммуникативных технологий в области формирования мотивации к изучению иностранных языков, описано экспериментальное исследование разработанных методических приемов использования информационно-коммуникативных технологий как средства повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ.
Заключение содержит обобщенные результаты проведенного исследования.
В приложениях представлены: таблица современных средств обучения иностранным языкам, веб-ресурсы для изучения французского языка, а также вопросы для интеллектуальной игры, использованной во время экспериментальной апробации разработанных методических приемов.
Мотивация - совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Учебная мотивация представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности.
Как мы выяснили, мотивация является, пожалуй, наиболее неоспоримым и изученным фактором успешности учения в целом и изучения иностранных языков, в частности. Она является запускным механизмом всякой деятельности, будь то труд, общение или познание. Помимо широко известной внешней и внутренней мотивации, в зарубежной психологии различают глобальную, ситуационную и инструментальную мотивацию.
В настоящее время в обучении иностранному языку в школе фундаментальных преобразований не произошло: обучение по прежнему основывается на базовых принципах наглядности, системности, доступности и достаточности изложения материала, средства обучения также подразделяются на те же базовые группы. Однако современный урок должен постоянно включать в себя что-то новое. Однообразные действия вряд ли смогут удержать интерес учащихся любого возраста. Преподаватель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься учащимися.
В качестве средства повышения мотивации на уроке иностранного языка мы предлагаем нетрадиционный подход к занятиям, что позволяет побудить обучающихся к активизации умственной деятельности, самостоятельности, а это даёт возможность более тесного общения преподавателя с учащимися. К нетрадиционным мы относим следующие занятия: занятие-диспут (дебаты), занятие-игра, занятие-экскурсия
50
(путешествие), занятие-проблема, занятие-эссе. Особое внимание следует уделить использованию на занятиях информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и активно применять их в своей профессиональной деятельности, так как их использование позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение школьников, обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход с учетом особенностей учащихся и их уровня обученности. В школах неоходимо активно использоваться последние разработки в области компьютерных и информационных технологий, в частности широкое применение получили интерактивные доски, обучающие компьютерные программы и комплексы, начинает внедряться использование Интернет в обучении иностранному языку, который обладает для этого широкими потенциальными возможностями.
Использование ИКТ повышает эффективность усвоения учебного материала за счет одновременного изложения преподавателем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
Работа с ИКТ и интернет-ресурсами обеспечивает:
- приобретение школьниками реального опыта межкультурного общения на иностранном языке, в том числе в виртуальном пространстве;
- развитие социокультурной компетенции;
- совершенствование умений ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, используя мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации и создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
ИКТ обладает широкими потенциальными возможностями для обучения иностранному языку в школе, их использование позволяет устраивать онлайн конференции, тематические творческие вечера на иностранном языке, музыкальные концерты, в рамках которых исполняются
51
песни изучаемой страны, театрализованные представления, на которых могут быть использованы оригинальные тексты зарубежных писателей и поэтов. Общаясь с помощью международных социальных сетей, которые стали весьма популярны в последние годы, применяется своего рода метод погружения в языковую среду, где ученики могут тренировать и навыки правильного письма и если после более близкого общения применяются Skype-технологии, то и правильного произношения.
Разработанные нами методические приемы по использованию ИКТ на уроках французского языка были апробированы в гимназии № 9 г. Казани. Экспериментальное исследование подтвердило, что мотивацию к изучению иностранного языка повышают различные формы и приёмы ИКТ, которые активизируют коммуникативную и познавательную деятельность, стимулируют обучающихся к проявлению речевой активности. Полученные в результате эксперимента данные позволяют сделать вывод о высокой эффективности применения ИКТ в качестве средства повышения учебной мотивации на занятиях по иностранным языкам в СОШ.
Как мы выяснили, мотивация является, пожалуй, наиболее неоспоримым и изученным фактором успешности учения в целом и изучения иностранных языков, в частности. Она является запускным механизмом всякой деятельности, будь то труд, общение или познание. Помимо широко известной внешней и внутренней мотивации, в зарубежной психологии различают глобальную, ситуационную и инструментальную мотивацию.
В настоящее время в обучении иностранному языку в школе фундаментальных преобразований не произошло: обучение по прежнему основывается на базовых принципах наглядности, системности, доступности и достаточности изложения материала, средства обучения также подразделяются на те же базовые группы. Однако современный урок должен постоянно включать в себя что-то новое. Однообразные действия вряд ли смогут удержать интерес учащихся любого возраста. Преподаватель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься учащимися.
В качестве средства повышения мотивации на уроке иностранного языка мы предлагаем нетрадиционный подход к занятиям, что позволяет побудить обучающихся к активизации умственной деятельности, самостоятельности, а это даёт возможность более тесного общения преподавателя с учащимися. К нетрадиционным мы относим следующие занятия: занятие-диспут (дебаты), занятие-игра, занятие-экскурсия
50
(путешествие), занятие-проблема, занятие-эссе. Особое внимание следует уделить использованию на занятиях информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и активно применять их в своей профессиональной деятельности, так как их использование позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение школьников, обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход с учетом особенностей учащихся и их уровня обученности. В школах неоходимо активно использоваться последние разработки в области компьютерных и информационных технологий, в частности широкое применение получили интерактивные доски, обучающие компьютерные программы и комплексы, начинает внедряться использование Интернет в обучении иностранному языку, который обладает для этого широкими потенциальными возможностями.
Использование ИКТ повышает эффективность усвоения учебного материала за счет одновременного изложения преподавателем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
Работа с ИКТ и интернет-ресурсами обеспечивает:
- приобретение школьниками реального опыта межкультурного общения на иностранном языке, в том числе в виртуальном пространстве;
- развитие социокультурной компетенции;
- совершенствование умений ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, используя мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации и создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
ИКТ обладает широкими потенциальными возможностями для обучения иностранному языку в школе, их использование позволяет устраивать онлайн конференции, тематические творческие вечера на иностранном языке, музыкальные концерты, в рамках которых исполняются
51
песни изучаемой страны, театрализованные представления, на которых могут быть использованы оригинальные тексты зарубежных писателей и поэтов. Общаясь с помощью международных социальных сетей, которые стали весьма популярны в последние годы, применяется своего рода метод погружения в языковую среду, где ученики могут тренировать и навыки правильного письма и если после более близкого общения применяются Skype-технологии, то и правильного произношения.
Разработанные нами методические приемы по использованию ИКТ на уроках французского языка были апробированы в гимназии № 9 г. Казани. Экспериментальное исследование подтвердило, что мотивацию к изучению иностранного языка повышают различные формы и приёмы ИКТ, которые активизируют коммуникативную и познавательную деятельность, стимулируют обучающихся к проявлению речевой активности. Полученные в результате эксперимента данные позволяют сделать вывод о высокой эффективности применения ИКТ в качестве средства повышения учебной мотивации на занятиях по иностранным языкам в СОШ.
Подобные работы
- МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ
ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Методика применения образовательных
мобильных технологий, как способа формирования и развития умений
восприятия и понимания звучащей речи на иностранном языке
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Использование современных информационных технологий в обучении
французскому языку на старшей ступени средней общеобразовательной
школы
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА МАТЕРИАЛЕ
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УСТНЫХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Обучение учащихся СОШ герундию в английском и французском
языках (на материале художественных произведений)
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



