Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №61767

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
623
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы творческой одаренности у детей младшего школьного возраста 8
1.1. Общая характеристика одаренности младших школьников 8
1.2. Феномен одаренности в научно- педагогических исследованиях 17
1.3. Психолого- педагогическое сопровождение процесса развития творческой одаренности у детей младшего школьного возраста 23
Выводы главе 1 29
ГЛАВА 1. Экспериментальное исследование эффективности сопровождения развития творчески одаренных детей младшего школьного возраста 31
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы 31
2.2. Внедрение программы, направленной на развитие творчески одаренных детей 37
2.3. Итоги опытно- экспериментальной работы 42
Выводы главе 2 45
Заключение 48
Список использованной литературы 51

Актуальность исследования
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к ее выявлению, обучению и способам развития и из этого следует и проблема подготовки педагогов для работы с такими детьми. Мы живем в то время, когда информационное общество отличается от всех предыдущих по своему многообразию инноваций. Признание его прав и обеспечение максимальных условий для развития и самореализации в обществе - один из факторов успешности. Этот процесс в полной мере отражается и на сфере образования, которое без сомнений отвечает за качество будущего.
Среди самых интересных, таинственных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Существует немало проблем ее диагностики развития, которое волнует, беспокоит педагогов, психологов на протяжении многих столетий. Как сегодня, так и много лет назад люди различали существенную разницу между выдающимися творцами и простыми людьми.
Вместе с тем к проявлениям одаренности надо подходить не только с точки зрения ее значения для будущего. Детство - пора жизни, имеющая высокую самостоятельную ценность. Незаурядные дети должны в эти годы всесторонне развиваться, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Исследователи стали изучать различные аспекты этой проблемы.
Одаренные дети находятся в состоянии риска социальной изоляции и отвержения со стороны сверстников. Риск социальной изоляции возникает в том случае, если окружающие не понимают реального уровня способностей одаренного ребенка и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривают как аномальную неприспособленность к жизни в обществе. Яркий темперамент, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку - подобные поведенческие характеристики провоцируют тяжелые конфликты с окружающими, заслоняя повышенные умственные способности детей. В результате происходят трудности в общении со сверстниками, недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих, непонимание в семье приводят одаренных детей к стремлению не выделяться, а их творческие возможности нивелируются.
Одаренным принято называть того, чей дар значительно превосходит средние возможности, как достижения и как возможность достижения. Нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Обучение, на сегодняшний день, ориентировано на среднего ученика, поэтому эти дети выделяются среди общего числа учащихся школы. Ценность работы с одарёнными детьми заключается в том, что она стимулирует инновационную активность в педагогической среде, что положительно сказывается на развитии образования. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, индивидуальна и ее внедрение должно осуществляться на подходящий возрастной период. Детский возраст - это период становления способностей, личности. Формирование и зрелость явления - одаренности. Интенсивность или остановка определят динамику развития одаренности.
Задача для создания эффективной системы, которая направлена на выявление, развитие и сопровождение одаренных детей стала на сегодняшних день одной из самых актуальных. В этой области накоплен большой теоретический и практический опыт работы с детской одаренностью среди выдающихся психологов и педагогов. В СМИ, современной литературе появляется все больше информации на рассмотренною мной тему. Публикуется множество статей, планов - конспектов по выявлению и работе с одаренными учащимися.
Формирование системы работы с одаренными детьми как государственная задача поставлена в принятой образовательной инициативе «Наша новая школа». Это является специальным поручением Президента правительству РФ «О формировании национальной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи»
Проблема исследования: Каковы психолого- педагогические условия развития творчески одаренных детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: Выявить и обосновать психолого- педагогические условия развития творчески одаренных детей младшего школьного возраста .
Объект исследования: Процесс развития творчески одаренных детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Психолого- педагогические условия развития творчески одаренных детей младшего школьного возраста .
Гипотеза исследования: процесс развития творчески одаренных детей младшего школьного возраста будет эффективным, при реализации следующих психолого- педагогических условий:
- учет индивидуально-психологических особенностей развития творчески одаренных детей старшего дошкольного возраста;
- разработка программы «Золотой ключик», которая направлена на эффективное развитие творчески одаренных детей младшего школьного возраста;
- проведение систематических консультаций, бесед с родителями одаренных детей.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме одаренности;
- изучить индивидуально-психологические особенности личности младших школьников и подобрать методики для выявления их творческой одаренности;
- разработать программу для одаренных детей;
- разработать методические рекомендации для родителей одаренных детей .
Теоретико-методологической основой исследования:
1. Психолого-педагогические труды о развитии личности П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, С.Т. Шацкого.
2. Исследования проблемы развития творческой одаренности и творческой активности детей А.Г. Асмолова, О.М. Дьяченко, З.А. Галагузовой, А.М. Матюшкина, А.В.Петровского.
3. Методика диагностирования творческого потенциала личности Т.В.
Богдановой, А.Н. Луком, В.П. Пархоменко
Методы исследования:
- теоретические: анализ теоретической и методической литературы, анализ программных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ и РТ, раскрывающие основные аспекты проблемы; метод аналогий.
- эмпирические: психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, интервьюирование, анкетирование, диагностические методики); констатирующий и формирующий эксперимент.
- статистические: статистический анализ и содержательная
интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 95 с
углубленным изучением отдельных предметов, г. Казань, 2 «А» класс в количестве 36 человек.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены и обоснованы психолого- педагогические условия развития творчески одаренных детей младшего школьного возраста, которые включают в себя: учет индивидуально-психологических
особенностей развития творчески одаренных детей старшего дошкольного возраста; разработку программы «Золотой ключик», которая направлена на эффективное развитие творчески одаренных детей младшего школьного возраста; выявление особенностей развития творчески одаренных детей, заключающиеся: в учете индивидуально-психологических особенностей, в быстроте мыслительных процессов, систематичности и последовательности ума; проведение систематических консультаций, бесед с родителями одаренных детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленную программу «Золотой ключик» можно применять на внеклассных занятиях, она может быть использована в работе социальных педагогов и психологов, а также для учителей начальной школы.
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Работа содержит 5 таблиц, 2 диаграммы
Объем работы 53 страницы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление.
Существует множество подходов, точек зрения к ее определению. Возникает актуальная необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности. В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности.
Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей может служить научно-практической основой для психоло- педагогического консультирования учителей и родителей. Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы одаренности ребенка. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Одарённость представляет собой совокупность способностей, творчества и интеллекта личности. Согласно результатам исследований, высокоодарённые отличаются от среднеодарённых следующими диагностическими значимыми личностными параметрами: высоким уровнем сформированности интеллектуальных способностей; креативными способностями (оригинальность, гибкость, разработанность); способностью к более быстрому усвоению материала и выдающейся памятью; интеллектуальным любопытством и стремлением к знаниям; позитивной академической Я - концепцией, связанной с адекватной самооценкой; интервальным контролем и высокой личностной ответственностью; убеждённостью в собственной эффективности и самостоятельностью суждений.
Сложность данной проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление интеллектуальных и творческих способностей детей, с учетом которых должны строиться программы для одаренных и талантливых детей, предусматривающие: детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей, которые интегрируют знания со структурами мышления; развитие продуктивного мышления; приобщение к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации; наличие и свободное использование соответствующих источников; поощрение инициативы и самостоятельности в развитии; развитие сознания и самосознания, понимание связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.; оценку в соответствии с ранее обозначенными принципами.
Под психолого-педагогическими условиями развития творчески одаренных детей младшего школьного возраста мы понимаем систему деятельности (учет индивидуально-психологических особенностей развития творчески одаренных детей старшего дошкольного возраста; разработку программы «Золотой ключик»; систематические консультации, беседы с родителями одаренных детей), направленную на успешное обучение, воспитание и развитие творчески одаренного ребенка младшего школьного возраста.
Программа под названием "Золотой ключик", включает в себя проведение 7 занятий с младшими школьниками по 15-20 минут, которая направлена на развитие творческой одаренности. В программе представлены различные игры, упражнения, которые направлены на развитие у детей младшего школьного возраста высших психических функций, интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков и творческих способностей.
Программа позволяет педагогам вести работу с учащимися младшего школьного возраста посредством применение игровой деятельности. Целью программы послужило развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста (системность мышления, ассоциативность мышления, развитие интеллектуальных способностей, воображения, восприятия, памяти, развития коммуникативных навыков).
Рекомендации, которые были предложены родителям творчески одаренных детей младшего школьного возраста, заключались в следующем: необходимо помнить, что одаренным детям необходима благоприятная атмосфера общения; необходимо быть доброжелательным к своему ребенку, т.к. одаренные дети наиболее восприимчивы; очень важно не ускорять искусственно развитие ребенка, он сам подскажет скорость своего развития.
Рост творческих качеств личности показывает на эффективность социальных отношений между учащимися и взрослыми. Дает возможность говорить, что социальная ситуация развития была создана эффективными методами и формами взаимодействия, позволившими развивать творчество в младшем школьном возрасте.
Таким образом, развитие творческих способностей позволяет сделать выводы об эффективности использованных методов и средств для развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей и творческих качеств учащихся.


1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности / Проблемы способностей. М., 1962. -292с
2. Айзенк Г. Проверь свои способности - М, 1972
3. Альтшуллер Г.С. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. - 1956. - № 6
4. Белкин А.С. Педагогика детства: (Основы возраст, педагогики) / Департамент образования Администрации Свердл. обл. Ин-т развития регионам, образования. - Е, 1995. - 152 с.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества / Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983.
6. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психол. журн. -1995. -Т. 16, N5. - с. 49-58.
7. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности - М,2003
8. Белова Е.С. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать -
М., 2004
9. Бине А. Измерение умственных способностей - СПб. 2001
10. Булычевой А.И, Дьяченко О.М., Развитие творческой активности школьников. / Под. ред. A.M. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/Под ред., - М. Серия «Психологическая диагностика», 1996. -104с.
11. Венгер Л.А. Педагогика способностей. -М.: Знание, 1973. -96с.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. - 1966. -N6. -с. 74-75.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.; т. 4. Детская психология, 1982. -258 с.
14. Гальперин П.Я, Котик ИР. К психологии творческого мышления // Вопр. психологии. -1982. -N5.
15. Гальтон Ф., Личностные особенности развития интеллектуально
одаренных младших школьников М-1996 Изд.: Прометей. С.36
16. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта//Психология мышления. - М.,1965.
17. Говард Гарднер. Структура разума. Теория множественного интеллекта Изд., Вильямс М., СПб- 2007
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб 2006
19.Занков Л.В. Мышление и воображение // Психология умственно отста¬лого ребенка. - М., 1939. - С. 45 - 54.
20. Каптерев П.Ф, Детская и педагогическая психология. - М.: МПСИ, 1999.
21. Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей. /Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1970.-32с.
22. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. //Вопр. психологии. 1960.-Ш.-с. 8,
23. Матюшкин A.M. Концепция детской одаренности. // Вопросы психо - логии, 1989, № 6, с. 29-33.
24. Матюшкина A.M; научно-исслед. ин-т общей и педагогической психо¬логии Академии пед. наук СССР. - М., 1991. - 160 с.
25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 22-е издание, 1990; с 1992
26. Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психол. журн. -1994. -т. 15, N6. -с. 38-50.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.:1946. - 704с.
28. Савенков А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей/Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М. 1997. - 37с.
29. Савенков А.И Психология детской одаренности. Изд.- Генезис- М. 1965
30. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. - М., 1961. - 535 с.
31. Теплов Б.М. Проблема одаренности /Советская педагогика, N4-5, 1940. с. 146-1,55.
32. Теплов Б.М. Способности и одаренность / /Избр. труды: в 2-х т.Т.1. - М.: Педагогика, 1985.
33. Туник Е.Е. Диагностика креативности Тест Е. Торренса. Методическое руководство. - СПб. Изд. Иматон. Госстандарт России. Комплексное обеспечение психологической практики 1998
34. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994. -320с.
35. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. - М., 1926.
36. Шумакова Н.Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук М- 2006
37. Юркевич В.С. Одаренные дети. Типы одаренности кан. псих. Наук М 2010


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ