Развитие наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития с помощью дидактических игр (Алтайский государственный педагогический университет)
|
База исследования: КГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ключевская общеобразовательная школа-интернат» Ключевского района Алтайского края.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме
Есть приложения (Методика исследования и результаты эксперимента в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите.
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 8
1.1 Понятие и сущность наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в норме 8
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 18
1.3 Методы развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 34
2.1 Организация и методы исследования наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 34
2.2 Результаты диагностики наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 38
2.3 Методика организации работы по развитию наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр 44
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
В опытно-экспериментальной работе приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме
Есть приложения (Методика исследования и результаты эксперимента в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите.
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 8
1.1 Понятие и сущность наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в норме 8
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 18
1.3 Методы развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 34
2.1 Организация и методы исследования наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 34
2.2 Результаты диагностики наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 38
2.3 Методика организации работы по развитию наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр 44
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Проблема исследования: поиск условий для развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать возможности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в норме и у дошкольников с задержкой психического развития.
2. Составить диагностическую программу по наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр в работе по развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Проверить эффективность развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами дидактических игр в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования: наглядно-образное мышление дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – развитие наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что:
- уровень развития наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР ниже, чем у сверстников с нормативным развитие и отличается своеобразием, поэтому необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию наглядно-образного мышления у данной категории детей;
- целенаправленная коррекционно-развивающая работа способствует развитию наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР при условии систематического использования комплекса дидактических игр.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений, использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к мышлению как сферы познавательного развития детей дошкольного возраста – А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.;
- подходы к развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с развитием в норме – Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже и др.;
- подходы к развитию наглядно-образной формы мышления у дошкольников с задержкой психического развития – Т. А. Власова, М. С. Певзнер Е. А. Стребелева и др.;
- подходы к использованию дидактических игр в работе по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития – Е. Н. Панкова, Я. И. Полунина, С. К. Сиволапов и др.
База исследования и выборка: КГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ключевская общеобразовательная школа-интернат» Ключевского района Алтайского края. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме.
Этапы исследовательской работы:
1. Теоретико-аналитический этап: проведен анализ литературных источников по проблеме, а так же изучено современное состояние проблемы в практике специальной педагогике и психологии.
2. Опытно-экспериментальный этап: рассмотрена организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по выявлению педагогических условий использования дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Анализ данных исследовательской деятельности позволил сформулировать рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.
3. Описательно-итоговый этап: проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление дипломной работы.
Структура работы: исследование состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать возможности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в норме и у дошкольников с задержкой психического развития.
2. Составить диагностическую программу по наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр в работе по развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Проверить эффективность развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами дидактических игр в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования: наглядно-образное мышление дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – развитие наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что:
- уровень развития наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР ниже, чем у сверстников с нормативным развитие и отличается своеобразием, поэтому необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию наглядно-образного мышления у данной категории детей;
- целенаправленная коррекционно-развивающая работа способствует развитию наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР при условии систематического использования комплекса дидактических игр.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений, использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к мышлению как сферы познавательного развития детей дошкольного возраста – А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.;
- подходы к развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с развитием в норме – Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже и др.;
- подходы к развитию наглядно-образной формы мышления у дошкольников с задержкой психического развития – Т. А. Власова, М. С. Певзнер Е. А. Стребелева и др.;
- подходы к использованию дидактических игр в работе по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития – Е. Н. Панкова, Я. И. Полунина, С. К. Сиволапов и др.
База исследования и выборка: КГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ключевская общеобразовательная школа-интернат» Ключевского района Алтайского края. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме.
Этапы исследовательской работы:
1. Теоретико-аналитический этап: проведен анализ литературных источников по проблеме, а так же изучено современное состояние проблемы в практике специальной педагогике и психологии.
2. Опытно-экспериментальный этап: рассмотрена организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по выявлению педагогических условий использования дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Анализ данных исследовательской деятельности позволил сформулировать рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.
3. Описательно-итоговый этап: проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление дипломной работы.
Структура работы: исследование состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В ходе анализа научных источников были рассмотрены теоретические основы для изучения и развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Мышление возникает как процесс и, развиваясь, превращается в самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы и цели. По-другому можно сказать, что это познавательный процесс, представляющий собой высший уровень познавательности человека, который связан с решением различных задач. Под задачами подразумеваются условия, путем преобразования которых, можно получить новые знания. Цель мышления состоит в том, чтобы узнать об окружающем мире то, что невозможно узнать с помощью органов чувств (слух, зрение и т.д.).
Наглядно–образное мышление – один из видов мышления, который связан с представлением ситуаций и изменений в них. Благодаря нему, наиболее полно воссоздается все многообразие характеристик предмета.
В процессе исследования отмечено, что задержка психического развития сильно тормозит развитие мышления старших дошкольников. При анализе психолого-педагогической литературы были выявлены следующие трудности в развитии наглядно-образного мышления у детей данной категории: 1) трудности, связанные с недоразвитием понятий; 2) трудности, связанные с произведение аналитико-синтетической деятельности; 3) трудности в переносе прошлого опыта на решение новых задач; 4) трудности, связанные с недостатком мотивационной сферы и слабыми интеллектуальными интересами; 5) трудности, связанные с обобщением словесных и наглядных элементов.
Анализ литературных данных по исследуемой проблеме, позволил нам сделать вывод о том, что в процессе игровой и учебной деятельности ребенка с задержкой психического развития происходит развитие мышления, которое по своей структуре, видам, формам имеет ту же основу, что и у нормально развивающихся детей. Для развития наглядно-образного мышления детей с ЗПР необходимо использовать возможности всех анализаторных систем организма.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. Результаты констатирующего этапа позволили заключить, что у старших дошкольников с ЗПР наглядно-образное мышление значительно отстает от развития наглядно-образного мышления их сверстников с развитием в норме. Это обусловило проведение формирующего этапа. Формирующий этап исследования проходил в течение 4-х месяцев и был разбит на подготовительный (2 недели), основной (8 недель) и заключительный (2 недели) этапы. На каждом этапе, в соответствии с тематическим планированием, со старшими дошкольниками с ЗПР дефектолог проводил дидактические игры, направленные на развитие наглядно-образного мышления. Проводилась соответствующая работа и с родителями старших дошкольников с ЗПР. Всего за время проведения формирующего этапа с детьми старшего дошкольного возраста дефектологом было проведено 24 дидактической игры.
После применения на формирующем этапе комплекса дидактических игр, направленных на развитие наглядно-образного мышления, у дошкольников с ЗПР значительно повысился уровень развития наглядно-образного мышления. В контрольной группе детей также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна. Также можно отметить, что дети задают вопросы, делают попытки самостоятельно без помощи педагога выполнить задания, этого не было на констатирующем этапе исследования. Следовательно, дидактические игры способствуют развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Наглядно–образное мышление – один из видов мышления, который связан с представлением ситуаций и изменений в них. Благодаря нему, наиболее полно воссоздается все многообразие характеристик предмета.
В процессе исследования отмечено, что задержка психического развития сильно тормозит развитие мышления старших дошкольников. При анализе психолого-педагогической литературы были выявлены следующие трудности в развитии наглядно-образного мышления у детей данной категории: 1) трудности, связанные с недоразвитием понятий; 2) трудности, связанные с произведение аналитико-синтетической деятельности; 3) трудности в переносе прошлого опыта на решение новых задач; 4) трудности, связанные с недостатком мотивационной сферы и слабыми интеллектуальными интересами; 5) трудности, связанные с обобщением словесных и наглядных элементов.
Анализ литературных данных по исследуемой проблеме, позволил нам сделать вывод о том, что в процессе игровой и учебной деятельности ребенка с задержкой психического развития происходит развитие мышления, которое по своей структуре, видам, формам имеет ту же основу, что и у нормально развивающихся детей. Для развития наглядно-образного мышления детей с ЗПР необходимо использовать возможности всех анализаторных систем организма.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. Результаты констатирующего этапа позволили заключить, что у старших дошкольников с ЗПР наглядно-образное мышление значительно отстает от развития наглядно-образного мышления их сверстников с развитием в норме. Это обусловило проведение формирующего этапа. Формирующий этап исследования проходил в течение 4-х месяцев и был разбит на подготовительный (2 недели), основной (8 недель) и заключительный (2 недели) этапы. На каждом этапе, в соответствии с тематическим планированием, со старшими дошкольниками с ЗПР дефектолог проводил дидактические игры, направленные на развитие наглядно-образного мышления. Проводилась соответствующая работа и с родителями старших дошкольников с ЗПР. Всего за время проведения формирующего этапа с детьми старшего дошкольного возраста дефектологом было проведено 24 дидактической игры.
После применения на формирующем этапе комплекса дидактических игр, направленных на развитие наглядно-образного мышления, у дошкольников с ЗПР значительно повысился уровень развития наглядно-образного мышления. В контрольной группе детей также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна. Также можно отметить, что дети задают вопросы, делают попытки самостоятельно без помощи педагога выполнить задания, этого не было на констатирующем этапе исследования. Следовательно, дидактические игры способствуют развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Коррекция наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития (Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития, Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Изучение специфики наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2023 - Формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Развитие памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам сюжетно – ролевой игры (Дефектологическое дошкольное образование, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020



