Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития с помощью дидактических игр (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №61683

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
443
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: КГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ключевская общеобразовательная школа-интернат» Ключевского района Алтайского края.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме
Есть приложения (Методика исследования и результаты эксперимента в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите.
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 8
1.1 Понятие и сущность наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в норме 8
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 18
1.3 Методы развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 34
2.1 Организация и методы исследования наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 34
2.2 Результаты диагностики наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 38
2.3 Методика организации работы по развитию наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр 44
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


Проблема исследования: поиск условий для развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать возможности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в норме и у дошкольников с задержкой психического развития.
2. Составить диагностическую программу по наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр в работе по развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Проверить эффективность развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами дидактических игр в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования: наглядно-образное мышление дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – развитие наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что:
- уровень развития наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР ниже, чем у сверстников с нормативным развитие и отличается своеобразием, поэтому необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию наглядно-образного мышления у данной категории детей;
- целенаправленная коррекционно-развивающая работа способствует развитию наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР при условии систематического использования комплекса дидактических игр.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений, использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к мышлению как сферы познавательного развития детей дошкольного возраста – А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.;
- подходы к развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с развитием в норме – Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже и др.;
- подходы к развитию наглядно-образной формы мышления у дошкольников с задержкой психического развития – Т. А. Власова, М. С. Певзнер Е. А. Стребелева и др.;
- подходы к использованию дидактических игр в работе по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития – Е. Н. Панкова, Я. И. Полунина, С. К. Сиволапов и др.
База исследования и выборка: КГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ключевская общеобразовательная школа-интернат» Ключевского района Алтайского края. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме.
Этапы исследовательской работы:
1. Теоретико-аналитический этап: проведен анализ литературных источников по проблеме, а так же изучено современное состояние проблемы в практике специальной педагогике и психологии.
2. Опытно-экспериментальный этап: рассмотрена организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по выявлению педагогических условий использования дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Анализ данных исследовательской деятельности позволил сформулировать рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.
3. Описательно-итоговый этап: проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление дипломной работы.
Структура работы: исследование состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе анализа научных источников были рассмотрены теоретические основы для изучения и развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Мышление возникает как процесс и, развиваясь, превращается в самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы и цели. По-другому можно сказать, что это познавательный процесс, представляющий собой высший уровень познавательности человека, который связан с решением различных задач. Под задачами подразумеваются условия, путем преобразования которых, можно получить новые знания. Цель мышления состоит в том, чтобы узнать об окружающем мире то, что невозможно узнать с помощью органов чувств (слух, зрение и т.д.).
Наглядно–образное мышление – один из видов мышления, который связан с представлением ситуаций и изменений в них. Благодаря нему, наиболее полно воссоздается все многообразие характеристик предмета.
В процессе исследования отмечено, что задержка психического развития сильно тормозит развитие мышления старших дошкольников. При анализе психолого-педагогической литературы были выявлены следующие трудности в развитии наглядно-образного мышления у детей данной категории: 1) трудности, связанные с недоразвитием понятий; 2) трудности, связанные с произведение аналитико-синтетической деятельности; 3) трудности в переносе прошлого опыта на решение новых задач; 4) трудности, связанные с недостатком мотивационной сферы и слабыми интеллектуальными интересами; 5) трудности, связанные с обобщением словесных и наглядных элементов.
Анализ литературных данных по исследуемой проблеме, позволил нам сделать вывод о том, что в процессе игровой и учебной деятельности ребенка с задержкой психического развития происходит развитие мышления, которое по своей структуре, видам, формам имеет ту же основу, что и у нормально развивающихся детей. Для развития наглядно-образного мышления детей с ЗПР необходимо использовать возможности всех анализаторных систем организма.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. Результаты констатирующего этапа позволили заключить, что у старших дошкольников с ЗПР наглядно-образное мышление значительно отстает от развития наглядно-образного мышления их сверстников с развитием в норме. Это обусловило проведение формирующего этапа. Формирующий этап исследования проходил в течение 4-х месяцев и был разбит на подготовительный (2 недели), основной (8 недель) и заключительный (2 недели) этапы. На каждом этапе, в соответствии с тематическим планированием, со старшими дошкольниками с ЗПР дефектолог проводил дидактические игры, направленные на развитие наглядно-образного мышления. Проводилась соответствующая работа и с родителями старших дошкольников с ЗПР. Всего за время проведения формирующего этапа с детьми старшего дошкольного возраста дефектологом было проведено 24 дидактической игры.
После применения на формирующем этапе комплекса дидактических игр, направленных на развитие наглядно-образного мышления, у дошкольников с ЗПР значительно повысился уровень развития наглядно-образного мышления. В контрольной группе детей также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна. Также можно отметить, что дети задают вопросы, делают попытки самостоятельно без помощи педагога выполнить задания, этого не было на констатирующем этапе исследования. Следовательно, дидактические игры способствуют развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аглиева, Ф. Х. Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры / Ф. Х. Аглиева / Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : Сборник статей международной научно-практической конференции / Отв. ред. А. А. Сукиасян. – Уфа : Омега Сайнс, 2015. – С. 3-6.
2. Баранова, Г. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Г.А. Баранова, И. В. Анисимова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2017. – № 3. – С. 34-39.
3. Барсукова, И. М. Развитие мышление у детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС / И. М. Барсукова // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 69-71.
4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб. заведений / А. В. Белошистая. – Москва : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – 399 с.
5. Букина Л. В. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / Л. В. Букина // Психология и педагогика XXI века : теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. – С. 233-235
6. Вахрушева, Л. Н. Развитие механизмов мышления у детей дошкольного возраста / Л. Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7–11.
7. Веккер, Л. М. Психика – речь – сознание / Л. М. Веккер. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 365 с.
8. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – Москва : АСТ, 2015. – 352 с.
9. Верещагина, Н. В. Если ребенок отстает в развитии / Н. В. Верещагина. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2012. – 64 с.
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва : Просвещение, 1973. – 176 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2016. – 812 с.
12. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 502 с.
13. Гончаров, О. А. Методы исследования наглядно-образного мышления в нейропсихологии / О. А. Гончаров // Современные гуманитарные исследования. – 2015. – № 6 (67). – С. 175-182.
14. Гранкина, И. Г. Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста / И. Г. Гранкина, А. В. Чигвинцева, Е. В. Лихачева, Н. И. Кононова // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3 (7). – С. 37-38.
15. Григорьева И. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / И. А. Григорьева, Т. А. Грузинцева // Молодой ученый. – 2016. – №12, ч. 6. – С. 28-31.
16. Гусева, И. Т. Словесно-логические игры на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР / И. Т. Гусева // Дефектология. – 2018. – №2. – С. 41-44.
17. Джапарова, С. Ш. Нарушения наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития / С. Ш. Джапарова // Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования : научно-практическая конференция : Сборник статей. – Симферополь : АРИАЛ, 2017. – С. 81-83.
18. Деревенко О. А. Развитие мышления у старших дошкольников приемами решения изобретательских задач (ТРИЗ) // Детство. Отрочество. Юность. – 2016. – № 3/4. – С. 37-70.
19. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н. М. Никольской. – Москва : Лабиринт, 2017. – 471 с.
20. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника / А. В. Запорожец. – Москва : Академия, 2016. – 294 с.
21. Ибрагимова, А. Р. Особенности развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития / А. Р. Ибрагимова, Э. Б. Шахова // Образование и педагогические 66 науки в XXI веке : Актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Пенза : Наука и Просвещение, 2018. – С. 301-303.
22. Корнева, П. О. Дефектология / П. О. Корнеева. – Москва : Инфра-М, 2014. – 522 с.
23. Кротова, Ю. В. Основные направления коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития / Ю. В. Кротова // В сборнике : Специальное образование XXI века : от ранней помощи до профессиональной подготовки. Сборник научных трудов. Отв. редактор Л. М. Кобрина. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 131-135.
24. Левитес, В. В. Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника [Текст] / В. В. Левитес // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №9. – С. 15-23.
25. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 304 с.
26. Леонтьев, А. А. Психофизиологические механизмы речи / А. А. Леонтьев // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. – Москва : Гном – Пресс, 2017. – 478 с.
27. Лиман, Н. А. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР / Н. А. Лиман. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
28. Лурия, А. Р. Проблема языка и сознания / А .Р. Лурия // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – С. 27-33.
29. Мельник, Ю. Ю. Особенности наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития / Ю. Ю. Мельник, Т. В. Коротовских // Современные проблемы общей и специальной педагогики : материалы Международной заочной научно-практической конференции. – Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2016. – С. 449-454.
30. Метлина, Л. С. Занятия по математике в детском саду / Л. С. Метлина. – Москва : Эксмо, 2017. – 458 с.
31. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская. – Москва : МПСИ, 2014. – 512 с.
32. Морозова, И. Т. Особенности развития познавательных процессов у дошкольников с ЗПР / И. Т. Морозова // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 74-77.
33. Назарова, О. Н. Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза / О. Н. Назарова // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 551-555.
34. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. / Р. С. Немов. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Кн. 1 : Общие основы психологии, 2018. – 688 с.
35. Николаева, Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников : конспекты занятий / Е. П. Николаева. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2016. – 89 с.
36. Панкова, Е. Н. Развитие наглядно-образного мышления посредством интерактивной игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. Н. Панкова // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 43-3. – С. 12-14.
37. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды : пер. с англ. и фр. / Ж. Пиаже. – Москва : Международная педагогическая академия, 2016. – 680 с.
38. Повернова, С. А. Игра как средство развития мыслительных операций у старших дошкольников с задержкой психического развития / С. А. Повернова // В сборнике : Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья : Опыт, проблемы, инновации. материалы XIII всероссийской научно-практической конференции : в 3-х частях. – 2019. – С. 264-267.
39. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков. – Москва : Речь, 2013. – 256 с.
40. Полунина, Я. И. Исследование уровня развития наглядно-образного мышления дошкольников / Я. И. Полунина // Вестник современных исследований. – 2018. – № 10.7 (25). – С. 96-97.
41. Полякова Е. П. Дидактическая игра как метод развития мышления старших дошкольников / Е. П. Полякова // Авангард науки. – 2018. – № 1 (1). – С. 26-28.
42. Попова, А. А. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста / А. А. Попова, С. А. Игнатова / Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : Сборник материалов X Международной научнопрактической конференции. – Чебоксары : Интерактив плюс, 2018. – С. 118- 119.
43. Прудникова, Н. К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н. К. Прудникова // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 590-592.
44. Пушкарева, И. М. Методы развития словесно-логического мышление у детей дошкольного возраста с ЗПР / И. М. Пушкарева // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 85-88.
45. Резникова, Е. В. Сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и речевыми нарушениями в условиях инклюзии. Методические рекомендации / Е. В. Резникова, Н. В. Новоселова, В.В. Меренкова. – Челябинск : Изд-во Юж-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 107 с.
46. Рубинштейн, С. Л. Общая психология / С. Л. Рубинштейн. – Москва : академия, 2017. – 588 с.
47. Рябчунова, К. Н. Реализация идей Л. С. Выготского в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова / К. Н. Рябчунова // Молодой ученый. – 2016. – №27.1. – С. 27-30.
48. Савина, Е. А. Введение в психологию. Курс лекций / Е. А. Савина. – Москва : «Прометей» МПГУ, 2008. – 252 с.
49. Сиволапов, С. К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР / С. К. Сиволапов // Дефектология. – 1998.– №2. – С. 38.
50. Соколова, Е. В. Психология детей с задержкой психологического развития / Е. В. Соколова. – Москва : Издательство: Сфера, 2009. – 320 с.
51. Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов. – Москва : АСТ, 2014. – 415 с.
52. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. Для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева – Москва : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 189 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 50 с.
54. Федорова, А. М. Математическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр / М. И. Федорова // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 36-39.
55. Феоктистова, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) / С. В. Феоктистова // В сборнике : Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии». Сборник научных статей. Отв. ред. Егоров И. В., Мартьянова Г. Ю. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 25-31.
56. Филиппова, Н. В. Современный взгляд на задержку психического развития / Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник, А. С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10. – С. 256-262.
57. Чурина, В. А. Особенности развития мышления у дошкольников с ЗПР / В.А. Чурина // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 20. – С. 702-710.
58. Шалаева, Г. Большая книга логических игр / Г. Шалаева. – Москва : АСТ, Слово, 2013. – 142 с.
59. Шаудинис И. В. Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / И. В. Шаудинис // Вестник экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 24-34.
60. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : Учебное пособие / Е. И. Щербакова. – Москва : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2015. – 139 с.
61. Щукина, Ю. Т. Словесно-логическое мышление при ЗПР / Ю. Т. Щукина // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 74-77.
62. Яковлева, Н. Г. Специальная психология / Н. Г. Яковлева. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 471 с.
63. Яшкина, Р. И. Развитое наглядно-образное мышление как условие готовности старшего дошкольника с ЗПР к обучению в школе / Р. И. Яшкина // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 41-45.
64. Brown, S. P., Westbrook, R. A., Challagalla, G. Good Cope, Bad Cope : Adaptive and maladaptive doping strategies following a critical negative work event // Journal of applied psychology. – 2005. – Vol. 90. – N 4. – P.982-798.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ