Использование геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений (Алтайский государственный педагогический университет)
|
База исследования: МОУ «Сростинская СОШ» Алтайского края.
В экспериментальной работе приняли участие ученики второго класса в количестве 15 человек: 7 мальчиков и 8 девочек.
Есть приложения (Методика исследования и результаты эксперимента в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите)
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использование геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений 7
1.1. Пространственные представления: определение и характеристика 7
1.2. Особенности изучения геометрического материала в начальной школе 16
1.3. Различные методические подходы к развитию пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала 25
Выводы по I главе 34
Глава II. Экспериментальная работа по развитию у младших школьников пространственных представлений в процессе изучения геометрического материала 35
2.1. Изучение уровня сформированности у младших школьников пространственных представлений и уровня усвоения геометрического материала 35
2.2. Организация экспериментального обучения по использованию геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений 42
2.3. Изучение динамики сформированности у младших школьников пространственных представлений и уровня усвоения геометрического материала 50
Выводы по II главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложения 66
В экспериментальной работе приняли участие ученики второго класса в количестве 15 человек: 7 мальчиков и 8 девочек.
Есть приложения (Методика исследования и результаты эксперимента в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите)
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использование геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений 7
1.1. Пространственные представления: определение и характеристика 7
1.2. Особенности изучения геометрического материала в начальной школе 16
1.3. Различные методические подходы к развитию пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала 25
Выводы по I главе 34
Глава II. Экспериментальная работа по развитию у младших школьников пространственных представлений в процессе изучения геометрического материала 35
2.1. Изучение уровня сформированности у младших школьников пространственных представлений и уровня усвоения геометрического материала 35
2.2. Организация экспериментального обучения по использованию геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений 42
2.3. Изучение динамики сформированности у младших школьников пространственных представлений и уровня усвоения геометрического материала 50
Выводы по II главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложения 66
Педагогами-методистами установлено, что критериями усвоения геометрического понятия младшим школьником являются: 1) умение находить геометрическую фигуру среди других фигур, вычленять её из более сложных фигур, указывать реальные объекты, имеющие соответствующую форму; 2) умение строить эту фигуру.
Цель исследования: выявить условия развития пространственных представлений у младших школьников в процессе изучения геометрического материала.
Объект исследования: развитие пространственных представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: условия развития пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала.
Гипотеза исследования: использование геометрического материала будет способствовать развитию пространственных представлений у младших школьников, если использовать задания:
- на распознавание объёмных фигур от свободно выбранной или произвольно заданной точки отсчета;
- на построение и конструирование геометрических фигур.
Задачи исследования:
1. Выделить определение и характеристики понятия «пространственные представления».
2. Выявить особенности изучения геометрического материала в начальной школе.
3. Представить различные методические подходы к развитию пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала.
4. Изучить уровни сформированности у младших школьников пространственных представлений и уровни усвоения геометрического материала.
5. Организовать экспериментальное обучение по использованию геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений.
6. Проанализировать динамику сформированности у младших школьников пространственных представлений и уровень усвоения геометрического материала.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Цель исследования: выявить условия развития пространственных представлений у младших школьников в процессе изучения геометрического материала.
Объект исследования: развитие пространственных представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: условия развития пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала.
Гипотеза исследования: использование геометрического материала будет способствовать развитию пространственных представлений у младших школьников, если использовать задания:
- на распознавание объёмных фигур от свободно выбранной или произвольно заданной точки отсчета;
- на построение и конструирование геометрических фигур.
Задачи исследования:
1. Выделить определение и характеристики понятия «пространственные представления».
2. Выявить особенности изучения геометрического материала в начальной школе.
3. Представить различные методические подходы к развитию пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала.
4. Изучить уровни сформированности у младших школьников пространственных представлений и уровни усвоения геометрического материала.
5. Организовать экспериментальное обучение по использованию геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений.
6. Проанализировать динамику сформированности у младших школьников пространственных представлений и уровень усвоения геометрического материала.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Исследование возможностей применения геометрического материала на уроках математики в начальной школе для развития у младших школьников пространственных представлений привело к следующим результатам.
Изучение определения и характеристик пространственных представлений показало, что они представляют собой воссоздание образов пространственных тел (фигур), их свойств и отношений по памяти либо посредством восприятия реальных объектов и их графических изображений. Они классифицируются на образы памяти и образы воображения. Представления памяти – результат деятельности пространственной памяти, представления воображения же создаются процессами воображения и, со своей стороны, подразделяются на процессы воссоздающего и творческого воображения.
Пространственное представление – это особый вид мыслительной деятельности, направленной на решение задач, требующих ориентации в пространстве (теоретическом и практическом, видимом и воображаемом).
В своих наиболее развитых формах пространственное представление как процесс – это оперирование обобщёнными образами и отношениями, как между ними, так и между элементами внутри их, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения.
Особенности изучения геометрического материала в начальной школе заключаются в том, что главная задача изучения геометрического материала в начальной школе – развитие пространственного воображения, умения наблюдать, обобщать, сравнивать, анализировать и абстрагировать.
В соответствии с этим у обучаемых формируются представления о различных геометрических фигурах (точка, линии (кривая, прямая, ломаная, отрезок), многоугольники различных видов и их элементы, круг, окружность) и их свойствах.
Свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путём в процессе выполнения соответствующих упражнений: на пересчёт фигур; на классификацию фигур; на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей; на построение геометрических фигур; на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур; на развитие умения читать геометрические чертежи; вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).
Анализ методических подходов к развитию пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала показал, что сегодня разработано несколько УМК по геометрии для начальной школы, которые при всем многообразии образовательных целей решают 3 основные задачи: преодоление существенного разрыва между изучением плоских и пространственных фигур; создание у учащихся гибких, многомерных пространственных образов, включающихся в единстве топологические, проективные, метрические свойств и отношения изучаемых объектов; сочетание инвариантного и вариантного учебного материала, позволяющего учитывать познавательный профиль ученика, его индивидуальную избирательность к виду и форме предлагаемых заданий и упражнений.
В рамках проведения исследования был проведён анализ двух программ по математике для начальной школы Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония») и И.И. Аргинской (УМК «Система Л.В. Занкова») на предмет наличия в них и содержания геометрического материала, способствующего развитию пространственных представлений. Анализ показал, что во всех программах большинство геометрических понятий вводится без определений. Больше всего внимания геометрическому материалу отведено в программе И.И. Аргинской. В ней чаще всего встречаются задания на нахождение существенных признаков, сходства и различия объемных геометрических фигур, что в большей мере способствует развитию пространственных представлений у младших школьников.
Анализ результаты констатирующего этапа позволил сформулировать вывод о том, что уровни развития пространственных представлений у второклассников в основном средний и низкий. На формирующем этапе в уроки математики учащихся экспериментального класса были включены специальные упражнения, направленные на развитие пространственных представлений. Упражнения были представлены в форме заданий на распознавание объёмных фигур (12 заданий) и на построение и конструирование геометрических фигур (3 задания). Также развитие пространственных представлений второклассников происходило на уроках по изучению геометрического материала.
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы позволяют говорить о подтверждении заявленной гипотезы. После проведения с детьми развивающей работы по развитию пространственных представлений с использований геометрического материала в виде заданий на распознавание, построение и конструирование геометрических фигур, показатели второклассников улучшились: число детей с высоким уровнем развития пространственных представлений увеличилось на 26%, со средним – на 15%, а количество школьников с низким уровнем, наоборот сократилось на 41%. Это свидетельствует об эффективности применения геометрического материала для развития у учащихся начальной школы пространственных представлений.
Результаты свидетельствуют о подтверждении заявленной гипотезы об эффективности применения геометрического материала в форме заданий на распознавание, построение и конструирование геометрических фигур на уроках математики для развития у учащихся начальной школы пространственных представлений.
Изучение определения и характеристик пространственных представлений показало, что они представляют собой воссоздание образов пространственных тел (фигур), их свойств и отношений по памяти либо посредством восприятия реальных объектов и их графических изображений. Они классифицируются на образы памяти и образы воображения. Представления памяти – результат деятельности пространственной памяти, представления воображения же создаются процессами воображения и, со своей стороны, подразделяются на процессы воссоздающего и творческого воображения.
Пространственное представление – это особый вид мыслительной деятельности, направленной на решение задач, требующих ориентации в пространстве (теоретическом и практическом, видимом и воображаемом).
В своих наиболее развитых формах пространственное представление как процесс – это оперирование обобщёнными образами и отношениями, как между ними, так и между элементами внутри их, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения.
Особенности изучения геометрического материала в начальной школе заключаются в том, что главная задача изучения геометрического материала в начальной школе – развитие пространственного воображения, умения наблюдать, обобщать, сравнивать, анализировать и абстрагировать.
В соответствии с этим у обучаемых формируются представления о различных геометрических фигурах (точка, линии (кривая, прямая, ломаная, отрезок), многоугольники различных видов и их элементы, круг, окружность) и их свойствах.
Свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путём в процессе выполнения соответствующих упражнений: на пересчёт фигур; на классификацию фигур; на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей; на построение геометрических фигур; на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур; на развитие умения читать геометрические чертежи; вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).
Анализ методических подходов к развитию пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала показал, что сегодня разработано несколько УМК по геометрии для начальной школы, которые при всем многообразии образовательных целей решают 3 основные задачи: преодоление существенного разрыва между изучением плоских и пространственных фигур; создание у учащихся гибких, многомерных пространственных образов, включающихся в единстве топологические, проективные, метрические свойств и отношения изучаемых объектов; сочетание инвариантного и вариантного учебного материала, позволяющего учитывать познавательный профиль ученика, его индивидуальную избирательность к виду и форме предлагаемых заданий и упражнений.
В рамках проведения исследования был проведён анализ двух программ по математике для начальной школы Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония») и И.И. Аргинской (УМК «Система Л.В. Занкова») на предмет наличия в них и содержания геометрического материала, способствующего развитию пространственных представлений. Анализ показал, что во всех программах большинство геометрических понятий вводится без определений. Больше всего внимания геометрическому материалу отведено в программе И.И. Аргинской. В ней чаще всего встречаются задания на нахождение существенных признаков, сходства и различия объемных геометрических фигур, что в большей мере способствует развитию пространственных представлений у младших школьников.
Анализ результаты констатирующего этапа позволил сформулировать вывод о том, что уровни развития пространственных представлений у второклассников в основном средний и низкий. На формирующем этапе в уроки математики учащихся экспериментального класса были включены специальные упражнения, направленные на развитие пространственных представлений. Упражнения были представлены в форме заданий на распознавание объёмных фигур (12 заданий) и на построение и конструирование геометрических фигур (3 задания). Также развитие пространственных представлений второклассников происходило на уроках по изучению геометрического материала.
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы позволяют говорить о подтверждении заявленной гипотезы. После проведения с детьми развивающей работы по развитию пространственных представлений с использований геометрического материала в виде заданий на распознавание, построение и конструирование геометрических фигур, показатели второклассников улучшились: число детей с высоким уровнем развития пространственных представлений увеличилось на 26%, со средним – на 15%, а количество школьников с низким уровнем, наоборот сократилось на 41%. Это свидетельствует об эффективности применения геометрического материала для развития у учащихся начальной школы пространственных представлений.
Результаты свидетельствуют о подтверждении заявленной гипотезы об эффективности применения геометрического материала в форме заданий на распознавание, построение и конструирование геометрических фигур на уроках математики для развития у учащихся начальной школы пространственных представлений.
Подобные работы
- Использование геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Геометрический материал как средство развития мыслительных операций у школьников в начальной школе (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Использование интерактивной доски на уроках математики для формирования геометрических представлений у младших школьников (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Развитие пространственного мышления в процессе изучения младшими школьниками геометрического материала (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - Формирование пространственного мышления у обучающихся начальной школы при изучении курса геометрии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Формирование пространственных представлений у младших школьников в процессе выполнения практических работ по геометрии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ДИНАМИЧЕСКИХ ЧЕРТЕЖЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2023



