Использование геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений (Алтайский государственный педагогический университет)
База исследования: МОУ «Сростинская СОШ» Алтайского края.
В экспериментальной работе приняли участие ученики второго класса в количестве 15 человек: 7 мальчиков и 8 девочек.
Есть приложения (Методика исследования и результаты эксперимента в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите)
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использование геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений 7
1.1. Пространственные представления: определение и характеристика 7
1.2. Особенности изучения геометрического материала в начальной школе 16
1.3. Различные методические подходы к развитию пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала 25
Выводы по I главе 34
Глава II. Экспериментальная работа по развитию у младших школьников пространственных представлений в процессе изучения геометрического материала 35
2.1. Изучение уровня сформированности у младших школьников пространственных представлений и уровня усвоения геометрического материала 35
2.2. Организация экспериментального обучения по использованию геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений 42
2.3. Изучение динамики сформированности у младших школьников пространственных представлений и уровня усвоения геометрического материала 50
Выводы по II главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложения 66
Педагогами-методистами установлено, что критериями усвоения геометрического понятия младшим школьником являются: 1) умение находить геометрическую фигуру среди других фигур, вычленять её из более сложных фигур, указывать реальные объекты, имеющие соответствующую форму; 2) умение строить эту фигуру.
Цель исследования: выявить условия развития пространственных представлений у младших школьников в процессе изучения геометрического материала.
Объект исследования: развитие пространственных представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: условия развития пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала.
Гипотеза исследования: использование геометрического материала будет способствовать развитию пространственных представлений у младших школьников, если использовать задания:
- на распознавание объёмных фигур от свободно выбранной или произвольно заданной точки отсчета;
- на построение и конструирование геометрических фигур.
Задачи исследования:
1. Выделить определение и характеристики понятия «пространственные представления».
2. Выявить особенности изучения геометрического материала в начальной школе.
3. Представить различные методические подходы к развитию пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала.
4. Изучить уровни сформированности у младших школьников пространственных представлений и уровни усвоения геометрического материала.
5. Организовать экспериментальное обучение по использованию геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений.
6. Проанализировать динамику сформированности у младших школьников пространственных представлений и уровень усвоения геометрического материала.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Исследование возможностей применения геометрического материала на уроках математики в начальной школе для развития у младших школьников пространственных представлений привело к следующим результатам.
Изучение определения и характеристик пространственных представлений показало, что они представляют собой воссоздание образов пространственных тел (фигур), их свойств и отношений по памяти либо посредством восприятия реальных объектов и их графических изображений. Они классифицируются на образы памяти и образы воображения. Представления памяти – результат деятельности пространственной памяти, представления воображения же создаются процессами воображения и, со своей стороны, подразделяются на процессы воссоздающего и творческого воображения.
Пространственное представление – это особый вид мыслительной деятельности, направленной на решение задач, требующих ориентации в пространстве (теоретическом и практическом, видимом и воображаемом).
В своих наиболее развитых формах пространственное представление как процесс – это оперирование обобщёнными образами и отношениями, как между ними, так и между элементами внутри их, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения.
Особенности изучения геометрического материала в начальной школе заключаются в том, что главная задача изучения геометрического материала в начальной школе – развитие пространственного воображения, умения наблюдать, обобщать, сравнивать, анализировать и абстрагировать.
В соответствии с этим у обучаемых формируются представления о различных геометрических фигурах (точка, линии (кривая, прямая, ломаная, отрезок), многоугольники различных видов и их элементы, круг, окружность) и их свойствах.
Свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путём в процессе выполнения соответствующих упражнений: на пересчёт фигур; на классификацию фигур; на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей; на построение геометрических фигур; на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур; на развитие умения читать геометрические чертежи; вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).
Анализ методических подходов к развитию пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала показал, что сегодня разработано несколько УМК по геометрии для начальной школы, которые при всем многообразии образовательных целей решают 3 основные задачи: преодоление существенного разрыва между изучением плоских и пространственных фигур; создание у учащихся гибких, многомерных пространственных образов, включающихся в единстве топологические, проективные, метрические свойств и отношения изучаемых объектов; сочетание инвариантного и вариантного учебного материала, позволяющего учитывать познавательный профиль ученика, его индивидуальную избирательность к виду и форме предлагаемых заданий и упражнений.
В рамках проведения исследования был проведён анализ двух программ по математике для начальной школы Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония») и И.И. Аргинской (УМК «Система Л.В. Занкова») на предмет наличия в них и содержания геометрического материала, способствующего развитию пространственных представлений. Анализ показал, что во всех программах большинство геометрических понятий вводится без определений. Больше всего внимания геометрическому материалу отведено в программе И.И. Аргинской. В ней чаще всего встречаются задания на нахождение существенных признаков, сходства и различия объемных геометрических фигур, что в большей мере способствует развитию пространственных представлений у младших школьников.
Анализ результаты констатирующего этапа позволил сформулировать вывод о том, что уровни развития пространственных представлений у второклассников в основном средний и низкий. На формирующем этапе в уроки математики учащихся экспериментального класса были включены специальные упражнения, направленные на развитие пространственных представлений. Упражнения были представлены в форме заданий на распознавание объёмных фигур (12 заданий) и на построение и конструирование геометрических фигур (3 задания). Также развитие пространственных представлений второклассников происходило на уроках по изучению геометрического материала.
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы позволяют говорить о подтверждении заявленной гипотезы. После проведения с детьми развивающей работы по развитию пространственных представлений с использований геометрического материала в виде заданий на распознавание, построение и конструирование геометрических фигур, показатели второклассников улучшились: число детей с высоким уровнем развития пространственных представлений увеличилось на 26%, со средним – на 15%, а количество школьников с низким уровнем, наоборот сократилось на 41%. Это свидетельствует об эффективности применения геометрического материала для развития у учащихся начальной школы пространственных представлений.
Результаты свидетельствуют о подтверждении заявленной гипотезы об эффективности применения геометрического материала в форме заданий на распознавание, построение и конструирование геометрических фигур на уроках математики для развития у учащихся начальной школы пространственных представлений.
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбало. – М., 2015. – 346 с.
2. Аргинская, И.И. Математика: учебник для 2 класса: в 2 ч. / И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. – Самара: ИД «Фёдоров», 2010.
3. Асланян, И.В. Развитие пространственных представлений детей младшего школьного возраста при помощи внедрения системы геометрических упражнений в курс математики / И.В. Асланян, Т.П. Миронова // Современная научная мысль: материалы конф. / гл. ред. М.П. Нечаев. – М., 2018. – С. 31–40.
4. Белошистая, А. В. Новая методическая система развития пространственного мышления учащихся I–VI классов / А.В. Белошистая // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 16–21.
5. Белошистая, А.В. Развитие пространственных представлений и пространственного мышления младших школьников / А.В. Белошистая. – М.: Линка-Пресс, 2007. – 357 с.
6. Волкова, С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1–4 классы / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. – 141 с.
7. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2016. – 424 с.
8. Голубь, В.Т. Графические диктанты / В.Т. Голубь. – М.: ВАКО, 2019. – 144 с.
9. Горячева, Т.Г. Характеристика возрастной динамики пространственных представлений у детей 6–9 лет / Т.Г. Горячева, О.Н. Макарова // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 2. – С. 76–86.
10. Гребенникова, Н.Л. Варианты изучения геометрического материала в начальной школе / Н.Л. Гребенникова, Е.Ю. Васильева // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сб. ст. / отв. ред. А.А. Сукиасян. – М., 2016. – С. 82–84.
11. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М: «Просвещение», 2011. -224 с.
12. Демурчян, Г.А. О строгости изложения геометрического материала в учебниках математики для начальной школы / Г.А. Демурчян, С.Ю. Щербакова // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сб. науч. тр. – М., 2017. – С. 127–132.
13. Дорофеев, Г.В. Математика. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. – М.: Просвещение, 2015.
14. Жильцова, Т.В. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1–4 класс / Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова. –М.: ВАКО, 2004. –73 с.
15. Истомина, Н.Б. Математика: учебник для 2 класса / Н.Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 120 с.
16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. –2-е изд. –М.: Просвещение. -2010. –152 с.
17. Канбекова, Р.В. Основные задачи изучения геометрического материала в начальной школе / Р.В. Канбекова, А.А. Аскарова // Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов конф. – М., 2016. – С. 48–51.
18. Каплунович, И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления / И.Я. Каплунович/ / Вопросы психологии. –1999. – № 1. – С. 60–68.
19. Кожевников В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Кожевников – М.: Просвещение, 2003. – 170 с.
20. Колягин, Ю.М. Наглядная геометрия: её роль, место, история возникновения / Ю.М. Колягин, О.В. Тарасова // Начальная школа. – 2000. – № 4. – С. 45–48.
21. Кудрякова, Л.А. Изучаем геометрию / Л.А. Кудрякова. – М., 2001. – 124 с.
22. Магомедов, Н.Г. Некоторые особенности изучения геометрического материала в начальной школе / Н.Г. Магомедов, Е.Г. Ногина // Начальное образование: инновации и ценности, теория и практика: материалы конф. – 2018. – С. 179–185.
23. Маньковская, Д.А. Роль геометрического материала в развитии пространственного мышления младших школьников на уроках математики / Д.А. Маньковская // Январские педагогические чтения. – 2018. – № 4 (16). – С. 46–50.
24. Матеева, А.Р. Сущность понятия «пространственные представления» / А.Р. Матеева // Open Innovation: сб. ст. конф. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С. 88–91.
25. Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории / М.И. Махмутов. – М., 2002. – 145 с.
26. Методика обучения геометрии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Гусев, В.В.Орлов, В.А. Панчищина и др.; Под ред. В.А. Гусева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 368 с.
27. Моро, М.И. Математика. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2009.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. /В.С. Мухина – М.: Академия, 2008.– 456 с.
29. Носенко, Л.Д. Проблемно-поисковые технологии при изучении геометрического материала / Л.Д. Носенко // Начальная школа. – 2005. – № 5. – С. 43–48.
30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. /Л.Ф. Обухова – М.: Тривола, 2001. – 374 с.
31. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч.Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. –215 с.
32. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т.А. Павлова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
33. Пазушко, Ж.И. Развивающая геометрия в начальной школе / Ж.И. Пазушко. – М.: Гардарика, 2005. – 167 с.
34. Петерсон Л.Г. Математика 2 класс. Часть 3./Л.Г.Петерсон.– М.: Ювента, 2012. – 64 с.
35. Площадная, Т.К. Критерии оценивания сформированности пространственного представления у учащихся начальной школы на уроках математики / Т.К. Площадная // Лучшая студенческая статья–2018: сб. ст. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С. 152–158.
36. Площадная, Т.К. Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у учащихся начальных классов / Т.К. Площадная // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы открытия и достижения: материалы конф. – М., 2018. – С. 180–183.
37. Программы общеобразовательных учебных заведений начальных классах (1–4) / сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. – М.: Просвещение, 2001. – 320 с.
38. Пышкало, А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах / А.М. Пышкало. – М.: Педагогика, 1989. – 207 с.
39. Савинова Р.В. Логические игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: метод. пособие. /Р.В. Савинова, А.А. Белолюбская – М.: Изд-во Департамента НиСПОМО РС, 2002.– 38 с.
40. Семаго Н.Я. Элементарные пространственные представления / Н.Я. Семаго. – М.: Айрис–Пресс, 2012. – 124 с.
41. Семаго, Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Н. Я. Семаго // Дефектология. – 2018. – № 1. – С. 12–50.
42. Сидорова В.А. Основные направления формирования пространственных представлений / В.А. Сидорова // Student Research: сб. ст. / отв. ред. Г.Ю. Гуляев. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С. 144–149.
43. Сидорова, В.А. Роль геометрических понятий в формировании пространственных представлений у учащихся начальной школы / В.А. Сидорова // Student Research: сб. ст. / отв. ред. Г.Ю. Гуляев. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С. 119–123.
44. Тарасова О.В. Роль наглядной геометрии в обеспечении преемственности при обучении математике / О.В. Тарасова // Начальная школа. –2001. -N 5. –117 с.
45. Титова, О.В. Особенности формирования пространственных представлений у младших школьников / О.В. Титова. – М., 2012. – 180 с.
46. Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 144 с.
47. Тихоненко А.В., Трофименко Ю.В. О развитии ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач / А.В.Тихоненко, Ю.В. Трофименко // Начальная школа. – 2007. -N 4. –129 с.
48. Трофименко, Ю.В. Основания многообразия подходов к технологии преподавания геометрического материала в начальной школе / Ю.В. Трофименко // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сб. науч. тр. – СПб.: АР–Консалт, 2014. – С. 21–26.
49. Троцкая, Е.С. Методы диагностики пространственного мышления младших школьников / Е.С. Троцкая // Известия института педагогики и психологии образования. – 2017. – № 1. – С. 86–91.
50. Тютина, Л.И. Разработка педагогических условий формирования пространственного мышления детей младшего школьного возраста на уроках математики / Л.И. Тютина // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах: материалы конф. / под общ. ред. А.Ю. Скорняковой. – М., 2017. – С. 53–58.
51. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологи. /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина – М.: Просвещение, 2003.–249 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/documents/2974 (дата обращения: 28.03.2016)
53. Шаграева, О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Шаграева. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 368 с.
54. Эрдниев, П.М. Обучение математике в начальных классах: книга для учителя / П.М.Эрдниев, Б.П. Эрдниев. – Элиста: ИД «Герел», 2009. – 312 с.
55. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления учащихся / И.С. Якиманская. – М: Просвещение, 2014. – 221 с.