Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСТВА В КОНТЕКСТЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Работа №61666

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
364
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА И ЕГО МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ 6
1.1. Понятие и содержание гражданства 6
1.2. Соотношение международного и внутреннего права по вопросам
гражданства 19
1.3. Источники регулирования гражданства в международном праве 29
ГЛАВА II. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСТВА В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 39
2.1. Особенности двойного гражданства в международном праве 39
2.2. Особенности безгражданства в международном праве 47
2.3. О гражданстве в связи с правопреемством государств 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена атрибутивным по отношению к государству характером гражданства. Именно поэтому гражданство является одним из главных объектов межгосударственного сотрудничества, получившим отражение в международных актах. Последние оказывают соответствующие влияние на урегулирование проблем гражданства внутри государства: в частности, на содержание института гражданства, приобретение и прекращение гражданства, дипломатическую защиту граждан и т.д. В то же время гражданство, являясь центральным звеном отношений между государством и индивидом, остается фундаментальным институтом международного права.
Выявление основных особенностей института гражданства в практике разных государств, сравнение их с международно-правовыми нормами дает возможность наиболее четко представить общую картину содержания данного института. Возникает много противоречий между национальным законодательством различных стран, регулирующим вопросы гражданства. Данный аспект является основанием выделить наиболее важные, проблемные, трудно поддающиеся регулированию в практике международных отношений вопросов гражданства, прежде всего, это вопросы безгражданства, многогражданства, гражданства в связи с правопреемством и дипломатической защитой граждан. Эти, и некоторые другие вопросы гражданства рассмотрены в выпускной квалификационной работе.
Объектом выпускной квалификационной работы выступили общественные отношения, которые возникают между субъектами международного права в процессе регулирования вопросов гражданства.
Предмет исследования составили нормы международных договоров, регулирующие вопросы гражданства, решения международных и национальных судов, акты международных организаций, законодательство отдельных государств, а также труды российских и зарубежных ученых, касающиеся международного сотрудничества государств по вопросам гражданства.
Целью выпускной квалификационной работы явилось исследование международно-правового регулирования института гражданства с учетом международно-правовой практики сотрудничества государств по вопросам гражданства и национального законодательства.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- раскрыть понятие, содержание и виды гражданства;
- рассмотреть особенности источников регулирования гражданства в международном праве;
-проанализировать особенности двойного гражданства в международном праве;
- охарактеризовать особенности безгражданства в международном праве;
- выделить наиболее важные вопросы дипломатической защиты граждан.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы сформирована с учетом работ таких авторов, как: М.М. Аваков, М.А. Бучакова, Я.Л. Ванюшин, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, С.С. Кишкин, С.А. Комаров и др.
В дипломном исследовании также использовались труды зарубежных ученых: Д. Акави, П. Вейса, Л. Оппенгейма, А. Фердросса и др.
Правовая основа данного исследования состоит из международно-правовых и иных нормативных актов: международные соглашения; решения международных судебных органов; национальное законодательство государств, включая российское законодательство.
Методологической основой дипломного исследования являются общенаучные (системный, логический, анализа и синтеза, дедукции и индукции, обобщения) и специальные (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой) методы познания.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее дипломное исследование института гражданства с позиции международного права, а также в условиях всемирной глобализации позволяет нам сделать следующие выводы.
Гражданство определяет правовой статус лица, его права и обязанности как внутри конкретного государства, так и на международном уровне. Это играет большую роль не только для формирования правового статуса личности, но и для выявления способов урегулирования спорных вопросов гражданства, а также приведения в соответствие национального законодательства государств нормам международного права.
Гражданство представляет собой устойчивую политико-правовую связь между индивидом и государством, которая является предпосылкой влияния государственного суверенитета на граждан. Ранее гражданство регулировалось исключительно нормами национального права, но под общей тенденцией демократизации все большее воздействие на содержание гражданства и на защиту прав человека стало оказывать международное право. Во внутригосударственной системе сложившаяся совокупность норм, регулирующих гражданство, преимущественно является частью конституционного права, а в международном праве институт гражданства составляет часть общесистемного института «международно-правовое положение населения». Влияние международно-правового воздействия на содержание гражданства обычно проявляется в двух формах: в одних случаях договоры устанавливают конкретный перечень прав и обязанностей физических лиц, т.е. адресованные индивидам, в других случаях международные договоры обязывают государства привести свое законодательство в соответствие с ее положениями.
Благодаря активному сотрудничеству государств в рамках ООН, Совета Европы и других международных организаций были разработаны общие принципы гражданства: право на гражданство, избежание
безгражданства, недопустимость произвольного лишения гражданства и др. При этом основные 182 принципы гражданства устанавливают правовые рамки, в которых государство может урегулировать свое гражданство.
В Российской Федерации гражданство регулируются не только внутригосударственным законодательством, но и международными договорами. Вместе с тем следует учитывать, что не все международные договоры непосредственно применимы во внутригосударственной сфере. Условиями допустимости применения международных договоров к отношениям гражданства являются вступление их в силу, самоисполнимость и официальное опубликование.
Проблемы гражданства (бипатризма, апатризма и др.) появляются в результате расхождения законодательств государств о порядке приобретения и утраты гражданства, в частности наличие коллизий между «правом крови» и «правом почвы», а также разногласия относительно порядка натурализации и т.п. Помимо этого, к причинам возникновения двойного гражданства и безгражданства следует отнести недостаточно урегулированные территориальные изменения, влекущие за собой изменение юрисдикции государств, миграцию населения и приток беженцев.
Появление института двойного гражданства, с одной стороны является гарантией интересов государства, с другой стороны, оно становится важной гарантией для соотечественников - приобретая гражданство родной страны, тем самым они сохраняют юридическую связь с исторической родиной, возможность находиться под его защитой, вернуться на родину и т.д. В частности, для России широкое применение института двойного гражданства может стать оптимальным решением особой ситуации, в которой после распада СССР оказались русские и другие выходцы из России в независимых республиках СНГ и Балтии, а лица других национальностей — в России.
Применение двойного гражданства имеет как положительные, так, и отрицательные стороны. Негативные последствия проявляются, особенно при наличии большого количества бипатридов в маленьких государствах, в которых не предусмотрены ограничивающие меры, занятия бипатридами высших государственных должностей, что может представлять потенциальную опасность национальной безопасности данного государства.
Несмотря на это с увеличением во всем мире интеграционных процессов в большинстве стран Европы стали поощрять и допускать институт двойного гражданства, а также успешно решать проблемы, которые возникают в связи с ним, при этом извлекать определенные выгоды.
Что касается проблемы возникновения и сокращения безгражданства, необходимо реализовывать в жизнь принципы международного права по гражданству в законах о гражданстве каждого государства и привести национальное законодательство государств к единообразному решению вопроса (в первую очередь приобретения и утраты гражданства), добиться тесной взаимосвязи между правовыми нормами государств. Одним из способов решения проблем безгражданства для государств могло бы стать, независимо от участия в Конвенции 1997 г., внесение в свое законодательство положений Конвенции касающихся безгражданства.
На сегодняшний день происходит формирование нового международно-правового обязательства государств применительно к институту гражданства: не оставлять индивидов без гражданства в случае правопреемства государств. Обсуждение в Шестом комитете Генеральной Ассамблеи ООН вопросов гражданства в связи с правопреемством государств (на основании проекта статей Комиссии международного права ООН 1999 года) с учетом норм и практики уже действующей региональной Конвенции Совета Европы о недопущении безгражданства в связи с правопреемством государств 2006 года будет способствовать конвенционному закреплению этого положения на универсальном международном уровне. В данном Проекте статей указывается важное положение, что в случае территориальных изменений признается обязанность государств предоставлять свое гражданство населению приобретаемой территории с учетом свободного волеизъявления каждого лица, за исключением граждан третьих стран. При изменении территории следует иметь в виду и право на безгражданство затронутыми лицами. Представляется, что в данном случае государства в целях избежания безгражданства не могут навязывать свое гражданство вопреки воле заинтересованных лиц.



1. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. // СПС «Консультант плюс» // Российская газета. 1998. 10 декабря.
2. Венская Конвенция о праве международных договоров 1969 г. / СПС «Консультант плюс» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772.
3. Венская конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. / СПС «Консультант плюс» // Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. № 18. Ст. 221.
4. Венецианская декларация о последствиях правопреемства государств для гражданства физических лиц 1996 г / СПС «Консультант плюс» // Российская газета. 1998. 10 декабря.
5. Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. / СПС «Консультант плюс» // Собрание законодательства РФ. 1992. № 2. Ст. 2143.
6. Законодательные акты о гражданстве. В 4 т. / Сост. П. Г. Громушкин. - М.: Терра, 1993. 493 с.
7. Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской
повинности в случаях многогражданства 1963 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1977 г., 2 февраля 1993 г.) / СПС «Консультант плюс» // Собрание
законодательства РФ. 1976. № 2. Ст. 1568.
8. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. / СПС «Консультант плюс» // Права человека. Сборник универсальных и региональных документов. Сост. Шестаков Л.Н.- Москва, 1990.
9. Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. Сост. Карташкин В.А., Лукашева Е.А.М.: Юридическая литература, 1997. - 784 с.
10. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. - М.:
Юридическая литература, 1990. - С. 337 - 341.
11. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. // Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. - М.: Юридическая литература, 1994. - С.44-56.
12. Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, 1930 г. / СПС «Консультант плюс» // М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - С. 223 - 230.
13. Комиссия международного права. Доклад о работе ее 51-й сессии (12 мая - 18 июля 1997 г.) // Официальные отчеты ГА ООН, 52-я сессия. Доп. № 10 (А/52/10).
14. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17(1831). Ст. 291.
15. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 62/67 от 6 декабря 2007 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединённых Наций/ URL: http://www.un.org;
16. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. / СПС «Консультант плюс» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17(1831). Ст. 291.
17. Проекты статей «О гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств» // Комиссия международного права. Доклад о работе ее 51-й сессии (3 мая - 23 июля 1999 г.). Документ ООН А/54/10.
18. Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. // Хартия Европейского Союза об основных правах: Комментарий / Под. ред.
С.Ю. Кашкина. - М.: Юридическая литература, 2001. С. 60-153.
19. Устав Организации Объединённых Наций от 26. 06. 1945 г.
[Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединённых Наций/ URL: http://www.un.org
20. Конституция Российской Федерации 1993 г. / СПС «Консультант плюс» // Российская газета. 1993. 25 декабря.
21. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» / СПС «Консультант плюс» // Российская газета.
2002. 5 июня.
22. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» / СПС «Консультант плюс» // Российская газета. 1995. 21 июля.
23. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801.
24. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» / СПС «Консультант плюс» // Российская газета. 1999. 1 июня.
25. Федеральный Закон РФ от 10 февраля 1999 г. «О прокуратуре» // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 878.
26. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // Собрание законодательства от 30.03.1998 №13, Ст. 1475.
27. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 6 февраля.
28. Положение о посольстве Российской Федерации: Утверждено
Президентом Российской Федерации от 28 октября 1996 г. №1497 //
Международное публичное право. Сборник документов / СПС «Консультант плюс» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.
II. Научная и учебная литература
1. Абебе, Г.Ш. Внутригосударственное право как средство обеспечения выполнения международных договоров: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.10. Москва, 1995. - 28 с.
2. Аваков М.М. Правопреемство освободившихся государств. М.: Московский университет, 2003. -191 с.
3. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М.: Московский университет, 2009. - 126 с.
4. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб, 2003. -641 с.
5. Богданович П.Л. Гражданство как политическая основа правового положения личности. Сборник научных трудов. Минск: 2007. - 132 с.
6. Богуславский М.М. Правовое положение советских граждан за границей. М.: Наука, 2011. -112 с.
7. Боярс Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. М.: Международные отношения, 1986. -160 с.
8. Бучакова М.А. Российское гражданство: состояние и перспективы правового регулирования. Москва, 2001. - 22 с.
9. Ванюшин Я.Л. Конституционное право на гражданство и роль органов Федеральной Миграционной Службы в его реализации: Дисс. канд. юр. наук. 12.00.02. Челябинск: 2006. - 163 с.
10. Винокуров А.А. Развитие института гражданства: современные тенденции и конституционно-правовой опыт России. Дис. канд. юр. наук. Москва, 2006. - 26 с.
11. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.:НОРМА, 2001. - 448 с.
12. Витрук Н.В. Гражданство как правовая связь личности с государством // Проблемы государства и права. М.:НОРМА, 2009. - 320 с.
13. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.:НОРМА, 1997. - 304 с.
14. Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР. М.: МИМО, 1982. - 159 с.
15. Диб Акави. Проблемы международно-правового статуса гражданского населения в условиях длящейся оккупации (положение палестинцев на оккупированных Израилем территориях): Автореф. дис. док. юрид. наук: 12.00.10. Киев: 1993. - 29 с.
16. Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии. М.: Зерцало, 1999. - 306 с.
17. Калинин В.Н. Институт гражданства в российском праве. Дис. канд. юр. наук. Москва, 2002. - 32 с.
18. Кишкин С.С. Советское гражданство. М.: Международные отношения, 2001. - 96 с.
19. Кожанова М.А. Теоретические проблемы Российского
конституционализма. М.: 2000. - 194 с.
20. Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества. Саранск: 2005. - 133 с.
21. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб: ИНФРА-М 2001. - 448 с.
22. Корж Н.Я. Гражданство Российской Федерации. Историко-правовой аспект. СПб: Нева, 2004. - 157 с.
23. Кудрявцев В.Н. Юридическая природа и сущность основных прав гражданина СССР // Сборник научных трудов слушателей Академии. Вып.1.
- Москва, 2008. - С. 22-46.
24. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юрист, 2004. - 589 с.
25. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. Издание третье, переработанное и дополненное. М.: Волтерс Клувер, 2005. 432 с.
26. Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы). М.: Юридическая литература, 2008. - 143 с.
27. Международное право / Отв. ред. А.А. Ковалев, СВ. Черниченко. М.: Научная книга, 2014. - 592 с.
28. Международное право / под ред. А.Я. Капустина. М.: Гардарики, 2008.
- 483 с.
29. Международное право: учебник / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 2-е изд. М.: Норма, 2007. - 720 с.
30. Миронов В.Ф. Гражданство в Российской Федерации. Российские и международные акты. Комментарии законодательства. Под. общ. ред. В.Ф. Миронова. М.: Норма, 2003. - 503 с.
31. Нехай Э.А. Становление и развитие института гражданства: конституционный аспект (на примере России и стран ближнего зарубежья). - Дисс. канд. юр. наук. - Москва, 1998. - 189 с.
32. Смирнова Е.С. Международно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии в свете Европейского опыта. М.: ИПЭ, 1999. - 134 с.
33. Тагиев Ф.С. Гражданство в странах СНГ. СПб: Нева, 2006. - 223 с.
34. Черниченко СВ. Международно-правовые вопросы гражданства. М.: Международные отношения, 2012. - 160 с.
35. Шевцов B.C. Правовые основы советского гражданства. Москва, 1971. - 15 с.
36. Щетинин В.В. Проблемы теории Советского государственного права. М.: Юридическая литература, 1974. - 288 с.
37. Яковлев А.А. Правовое регулирование вопросов гражданства: Соотношение международного права и права Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук. 12.00.10. Тюмень: 2003. - 225 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ