Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РУЧНОМУ ТВОРЧЕСТВУ)

Работа №61646

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
424
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ФОРМИРОВАНИЕМ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВКУСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 5
1.1 Художественно-эстетическая деятельность и ее развитие в дошкольном возрасте 5
1.2 Основы формирования эстетического вкуса и творческих способностей у дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности 10
1.3. Пути и средства художественно -эстетического воспитания детей
дошкольного возраста 16
Выводы по первой главе 18
Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 20
2.1. Эстетическая суть творческой работы 20
2.2. Дидактическая организация художественно -эстетического
воспитания 22
2.3. Методика художественно-эстетического воспитания детей
средствами ручного творчества 31
Выводы по второй главе 33
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ РУЧНОГО ТРУДА 35
3.1 Организация исследования, диагностика эстетического вкуса и творческих способностей дошкольников старшего дошкольного возраста ... 35
3.2 Формирование эстетического вкуса и творческих способностей
старших дошкольников в процессе художественно-эстетической
деятельности 40
3.3 Результаты исследования 42
Выводы по третьей главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 55



Актуальность работы. В «Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» основным направлением государственной политики в области образования, является повышение доступности качественного образования всем детям без исключения, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества. Актуальным направлением преобразования системы образования является художественно - эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовного, нравственного, культурного развития личности.
Художественно - эстетическая деятельность - деятельность специфическая для дошкольников, в процессе этой деятельности ребёнок дошкольного возраста может полнее раскрыть себя, свои способности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. В концепции дошкольного образования чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, которое в последствии будет им необходимо. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».
Взрослые и дети в своей жизни постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в общении между собой - везде человека окружает прекрасное и безобразное, трагическое и комическое и играют существенную роль.Проблема художественно-эстетического развития в данное время, формирования ее эстетической культуры является одной из важнейших задач, которые стоят перед дошкольно-образовательным учреждением
Цель исследования - изучение художественно-эстетической деятельности как деятельности, связанной с формированием у дошкольников основ эстетического вкуса и творческих способностей.
Объект исследования - процесс формирования у дошкольников дошкольного возраста основ эстетического вкуса и творческих способностей.
Предмет исследования - художественно-эстетическая деятельность направленная на формирование у дошкольников дошкольного возраста основ эстетического вкуса и творческих способностей.
Гипотеза исследования: развитие эстетического вкуса и творческих способностей дошкольников старшего дошкольного возраста будет эффективно при реализации серии НОД по ручному творчеству в рамках интегративной программы «Лингва»
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме изучения художественно-эстетической деятельности как деятельности, связанной с формированием у дошкольников основ эстетического вкуса и творческих способностей.
2. Изучить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ эстетического вкуса и творческих способностей.
3. Реализовать работу по формированию у дошкольников основ эстетического вкуса и творческих способностей и выявить эффективность данной работы.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и
психологической литературы; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); анализ количественных и качественных изменений в результате опытно-экспериментальной работы.
Методики исследования: Диагностика эстетического вкуса старших дошкольников при рассматривании картины» (И.Е. Домогацкая [9]), диагностика творческих способностей старших дошкольников при рисовании» (И. В. Чумакова, Е. Г. Свистунова [28]).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование по теме «Художественно-эстетическая деятельность как деятельность, связанная с формированием у дошкольников основ эстетического вкуса и творческих способностей» проходило в процессе решения трех задач.
Решение первой задачи по анализу литературы показало, что Художественно-эстетическая деятельность - деятельность специфическая для дошкольников, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки). Занимающиеся художественно-эстетической деятельностью дети, имеют представления об объектах и предметах, закрепленные в форме легко узнаваемых образов. Именно их они и стараются воспроизвести. Формирование подобных представлений основано на восприятии, имеющем эстетическую и эмоциональную окраску. Ученым удалось доказать, что уже в раннем детстве дошкольник нуждается в развитии эстетического образного восприятия.
В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Специфической особенностью художественно - эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
К художественно - эстетической деятельности относится: изобразительная деятельность; музыкальное восприятие; восприятие художественной литературы.
В процессе художественно- эстетической деятельности дошкольников дошкольного возраста у дошкольников происходит формирование основ эстетического выкуса и развитие творческих способностей.
Для решения второй задачи по диагностике, мы изучали сформированность эстетического вкуса и творческих способностей дошкольников.
Констатирующая диагностика показала, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень эстетического вкуса и творческих способностей. Меньше всего дошкольников обладают высоким уровнем, остальные дети находятся на среднем уровне.
Для решения третей задачи, исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы увидели необходимость проведения в экспериментальной группе работы по повышению уровня эстетического вкуса творческих способностей в процессе художественно -эстетической деятельности. Данная работа проходила при проведении пяти НОД по рисованию. Каждое занятие было направлено на развитие и стимулирование эстетического вкуса и творческой деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста. При этом большое значение играла роль воспитателя. Необходима была подготовленность воспитателя к данной работе, которая включает в себя разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества с детьми.
После реализации программы мы провели контрольную диагностику, по ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у дошкольников из экспериментальной группы преобладает средний уровень развития эстетического вкуса и творческих способностей, а в контрольной группе низкий уровень.
Данные выводы говорят об эффективности созданных условий и подтверждении гипотезы исследования.



1. Агафонов Н.В., Хохряков Д.А., Миропольских В.А., Степанова Л.Д..Этнокультурное и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста / Н.В. Агафонов, Д.А. Хохряков, В.А. Миропольских, Л.Д. Степанова. // М., 2003.-121с.
2. Барышева, Т.А. Диагностика эстетического развития личности / Т.А. Барышева Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена.// - СПб., 2015. - 140 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская.//М.: Академия, 2002. - 320с.
4. Борев, Ю.Б. Эстетика/ Борев Ю.Б. //М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель,
2005. -829с
5. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч.пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп./ Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова// М.:Акад.проект, 2005.-240с.
6. Варкки, Н. А. Программа творческо-эстетического развития дошкольников / Н. А. Варкки, Р. Р. Калинина.//СПб. : Речь, 2012 .— 166 с.
7. Варкки, Н. А. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.
8. Веремьев, А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и связи / А. Веремьев // Искусство и образование : журнал методики, теории и практики худож. образования и эстетич. воспитания / Ред. -издатель Н. А. Кушаев .— М. — 2012 .— № 3 (21) .— С. 4-10.
9. Волчегорская Е. Эстетическое воспитание в развитии личности ребенка / Е. Волчегорская // Искусство и образование : журнал методики, теории и практики худож. образования и эстетич. воспитания.— М. — 2102 .— № 3 (21) .— С. 11-13.
10. Воронина Н.А. Динамика развития художественной деятельности дошкольников дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 155-159.
11. Вострикова С.Ю. Экспериментальная работа в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2012. - № 187. - С. 56-59.
12. Гердт Н.И. Педагогические средства развития художественно - творческой одаренности дошкольников дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гердт Н.И. ; [Челяб. гос. пед. ун-т]. - Челябинск, 2009. - 26 с.
13. Грибовская, А.А. Народное искусство и детское творчество / А.А. Грибовская.// М.: Просвещение, 2004.
14. Дегтярева И. Педагогический потенциал художественноэстетической деятельности в творческой самореализации старшеклассников / И. Дегтева // Искусство в школе. — 2010 .— N 5 .— С. 62-63.
15. Домогацкая И.Е. Методика диагностики эстетических способностей дошкольников 3-5 лет / И.Е. Домогацкая. - М. : Классика-XXI, 2011. - 13 с.
16. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
17. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. // СПб.: Питер, 2002.- 368 с.
18. Дубровская Н.В. Художественно-эстетическое воспитание
дошкольников дошкольного возраста в семье // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2012. - № 2. - С. 12-16.
19. Епанчинцева Н.Д. Организация развивающей среды как условие художественно- эстетического воспитания дошкольников // Нач. шк. плюс до и после. - 2008. - № 12. - С. 27-29.
20. Казанцева, Е. В. Формирование эстетического вкуса и развитие творческих способностей у дошкольников в процессе концертнопросветительской деятельности / Е. В. Казанцева // Всероссийская ежегодная научно - практическая конференция «Художественное образование в российской провинции в XXI веке», 8-11 октября 2002 г. : сборник докладов и материалов / Ком. по. культ. и туризму Администр. Том. обл. Том. обл. ин - т повыш. квалиф. работников искусства, культуры и туризма //Томск, 2012
С. 132 - 135.
21. Карачунская, О.П. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ [Текст] / О.П. Карачунская.// М.: Творческий Центр,
2005.
22. Комиссарова, М.В. Развитие творческих возможностей дошкольников дошкольного возраста через художественно-эстетическое воспитание // Продуктивные модели современного образования : сб. науч. ст.
: материалы Всерос. конф. «Научная школа Б. П. Юсова в практике образоват. учреждений: «Юсовские чтения» (1-3 нояб. 2011 г., г. Москва). - М. : ИХО РАО, 2011. - С. 84-90.
23. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина. //М.: Педагогическое общество России, 2005.
24. Комлева, В.В. Художественно-эстетическое освоение мира дошкольниками // Продуктивные модели современного образования : сб. науч. ст. : материалы Всерос. конф. «Научная школа Б. П. Юсова в практике образоват. учреждений: «Юсовские чтения» (1-3 нояб. 2011 г., г. Москва). - М. : ИХО РАО, 2011. - С. 84-90.
25. Копеецкая, Н.Н. Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей дошкольников // Современные дети - какие они? : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 22-24 дек. 2010 г. - Мурманск : МГГУ, 2012. - Т. 3. - С. 40-41.
26. Коробова, В. Я. Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой личности // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 125-126.
27. Корчагина-Мокеева, А.Г. Знакомство старших дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством // Начальная шк. плюс До и После. - 2012. - № 4. - С. 82-85.
28. Корчагина-Мокеева, А.Г. Приобщение дошкольников старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям посредством народного декоративно- прикладного искусства // Инновации в образовании. - 2012. - № 1. - С. 108-114.
29. Комарова, Т. С. Подготовка педагогов в вузе к эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей дошкольников / Т. С. Комарова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 4-7.
30. Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -№6.- с.17- 29
31. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике / Н.А. Курочкина.// СПб.: Детство-ПРЕСС, 2000.
32. Лебедева, О.А. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / О.А. Лебедева.// М.: Классик стиль, 2004.
33. Микляева Н.В. Управление образовательными процессами в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод.пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, М.Ю. Новицкая.// - М.: Айрис-пресс, 2006.-240с.
34. Надеждин Н.И. Сочинения: В 2 т. Т.1: Эстетика / Н.И.Надеждин / / Под ред. З.А.Каменского. - СПб.: Питер, 2000.
35. Огородникова Н.А. Развитие творческих способностей у дошкольников посредством использования нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности // Дошкольное образование: традиции и инновации : сб. материалов науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию дошк. образования в Киров. обл., 11-12 окт. 2014 г., г. Киров. / Департамент образования Киров. обл., Ин-т развития образования Киров. обл. - Киров : ИРО Киров. обл., 2014 - С .106-109.
36. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К.Ожерельева // Начальная школа. - 2002. - №6. - с.58-63
37. Петухова Л.В. Использование нетрадиционных изобразительных техник старшими дошкольниками // Научно-методические труды Кафедры методик дошкольного и начального образования [НГГУ] : [сб. ст.] / Департамент образования и науки Ханты-Манс. авт. окр- Югры, ГОУ ВПО «Нижневарт. гос. гуманитар. ун-т», Фак. педагогики и психологии. - Нижневартовск : Изд-во НГГУ, 2012. - Вып.3. - 2012. - С. 153-160.
38. Полякова А.В. Художественно-творческое развитие дошкольников дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности / А.В. Полякова, Н.В. Шайдурова // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы всерос. науч. -практ. конф. молодых ученых, магистрантов, студентов с междунар. участием, Барнаул, 7 апр. 2011 г. : [сб. ст.] / Алт. гос. пед. акад. ; [редкол.: Л.С. Колмогорова и др.]. - Барнаул, 2011. - С. 38-40.
39. Развитие творческих способностей дошкольников средствами театра и музыки : методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению, МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики. — Томск, 2012. — 35 с.
40. Савельева, Е. А. Развитие художественно-творческой активности докольников на занятиях : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Е. А. Савельева. - Оренбург, 2012. - 177 с.
41. Ситнова, Е. Н. Влияние художественно-эстетического образования на развитие личности в дошкольном возрасте : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Е. Н. Ситнова. - М., 2015. - 151 с.
42. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. -
2001. -№9.
43. Трубайчук Л.В. Творческое пространство как средство развития
художественно-творческой одаренности дошкольников дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты развития дошкольника в мире информационной культуры : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. (заоч.) /
Челябинский гос. пед. ун-т. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ "Образование", 2012. - С. 205-211.
44. Утехина А.Н., Веретенникова Л.К. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования./ А.Н. Утехина, Л.К Веретенникова.//Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-131с.
45. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика / УдГУ. Институт иностранных языков и литературы. Кафедра дидактики раннего обучения ин.яз./ А.Н. Утехина //Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-246с.
46. Утехина А.Н., Зеленина Т.И. Интегративная программа «Лингва». Программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста./ А.Н. Утехина, Т.И. Зеленина// Ижевск, 2000.- 240с.
47. Утехина А.Н., Тройникова Е.В., Хасанова Л.И. Программа межкультурного воспитания молодежи в полиэтническом регионе / под ред. Т.И. Зелениной, Н.М. Платоненко./ А.Н. Утехина // Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2007.-147с
48. Художественно - эстетическое развитие дошкольников : проблемы и
перспективы: межрегиональная научно-практическая конференция
«Художественно - эстетическое развитие дошкольников : проблемы и перспективы», 26 ноября 2013 г. : сборник докладов / Деп. по культуре и туризму Том. обл., ОГОАУ ДПО «Том. обл. инновац. учебно-метод. центр культуры и искусства».— Томск : Томский областной инновационный учебно-методический центр культуры и искусства, 2014 .— 120 с.
49. Чумакова И. В. Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-эстетической деятельности / И. В. Чумакова, Е. Г. Свистунова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (8). — С. 241-245.
50. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.// Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с.
51. Эстетическое мировосприятие дошкольников разных возрастных групп : сб. науч. ст. / Рос. акад. образования, Ин -т художеств. образования. - М. : Ин-т художеств. образования, 2007. - 151 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ