ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ФОРМИРОВАНИЕМ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВКУСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 5
1.1 Художественно-эстетическая деятельность и ее развитие в дошкольном возрасте 5
1.2 Основы формирования эстетического вкуса и творческих способностей у дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности 10
1.3. Пути и средства художественно -эстетического воспитания детей
дошкольного возраста 16
Выводы по первой главе 18
Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 20
2.1. Эстетическая суть творческой работы 20
2.2. Дидактическая организация художественно -эстетического
воспитания 22
2.3. Методика художественно-эстетического воспитания детей
средствами ручного творчества 31
Выводы по второй главе 33
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ РУЧНОГО ТРУДА 35
3.1 Организация исследования, диагностика эстетического вкуса и творческих способностей дошкольников старшего дошкольного возраста ... 35
3.2 Формирование эстетического вкуса и творческих способностей
старших дошкольников в процессе художественно-эстетической
деятельности 40
3.3 Результаты исследования 42
Выводы по третьей главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Актуальность работы. В «Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» основным направлением государственной политики в области образования, является повышение доступности качественного образования всем детям без исключения, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества. Актуальным направлением преобразования системы образования является художественно - эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовного, нравственного, культурного развития личности.
Художественно - эстетическая деятельность - деятельность специфическая для дошкольников, в процессе этой деятельности ребёнок дошкольного возраста может полнее раскрыть себя, свои способности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. В концепции дошкольного образования чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, которое в последствии будет им необходимо. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».
Взрослые и дети в своей жизни постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в общении между собой - везде человека окружает прекрасное и безобразное, трагическое и комическое и играют существенную роль.Проблема художественно-эстетического развития в данное время, формирования ее эстетической культуры является одной из важнейших задач, которые стоят перед дошкольно-образовательным учреждением
Цель исследования - изучение художественно-эстетической деятельности как деятельности, связанной с формированием у дошкольников основ эстетического вкуса и творческих способностей.
Объект исследования - процесс формирования у дошкольников дошкольного возраста основ эстетического вкуса и творческих способностей.
Предмет исследования - художественно-эстетическая деятельность направленная на формирование у дошкольников дошкольного возраста основ эстетического вкуса и творческих способностей.
Гипотеза исследования: развитие эстетического вкуса и творческих способностей дошкольников старшего дошкольного возраста будет эффективно при реализации серии НОД по ручному творчеству в рамках интегративной программы «Лингва»
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме изучения художественно-эстетической деятельности как деятельности, связанной с формированием у дошкольников основ эстетического вкуса и творческих способностей.
2. Изучить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ эстетического вкуса и творческих способностей.
3. Реализовать работу по формированию у дошкольников основ эстетического вкуса и творческих способностей и выявить эффективность данной работы.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и
психологической литературы; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); анализ количественных и качественных изменений в результате опытно-экспериментальной работы.
Методики исследования: Диагностика эстетического вкуса старших дошкольников при рассматривании картины» (И.Е. Домогацкая [9]), диагностика творческих способностей старших дошкольников при рисовании» (И. В. Чумакова, Е. Г. Свистунова [28]).
Исследование по теме «Художественно-эстетическая деятельность как деятельность, связанная с формированием у дошкольников основ эстетического вкуса и творческих способностей» проходило в процессе решения трех задач.
Решение первой задачи по анализу литературы показало, что Художественно-эстетическая деятельность - деятельность специфическая для дошкольников, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки). Занимающиеся художественно-эстетической деятельностью дети, имеют представления об объектах и предметах, закрепленные в форме легко узнаваемых образов. Именно их они и стараются воспроизвести. Формирование подобных представлений основано на восприятии, имеющем эстетическую и эмоциональную окраску. Ученым удалось доказать, что уже в раннем детстве дошкольник нуждается в развитии эстетического образного восприятия.
В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Специфической особенностью художественно - эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
К художественно - эстетической деятельности относится: изобразительная деятельность; музыкальное восприятие; восприятие художественной литературы.
В процессе художественно- эстетической деятельности дошкольников дошкольного возраста у дошкольников происходит формирование основ эстетического выкуса и развитие творческих способностей.
Для решения второй задачи по диагностике, мы изучали сформированность эстетического вкуса и творческих способностей дошкольников.
Констатирующая диагностика показала, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень эстетического вкуса и творческих способностей. Меньше всего дошкольников обладают высоким уровнем, остальные дети находятся на среднем уровне.
Для решения третей задачи, исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы увидели необходимость проведения в экспериментальной группе работы по повышению уровня эстетического вкуса творческих способностей в процессе художественно -эстетической деятельности. Данная работа проходила при проведении пяти НОД по рисованию. Каждое занятие было направлено на развитие и стимулирование эстетического вкуса и творческой деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста. При этом большое значение играла роль воспитателя. Необходима была подготовленность воспитателя к данной работе, которая включает в себя разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества с детьми.
После реализации программы мы провели контрольную диагностику, по ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у дошкольников из экспериментальной группы преобладает средний уровень развития эстетического вкуса и творческих способностей, а в контрольной группе низкий уровень.
Данные выводы говорят об эффективности созданных условий и подтверждении гипотезы исследования.
1. Агафонов Н.В., Хохряков Д.А., Миропольских В.А., Степанова Л.Д..Этнокультурное и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста / Н.В. Агафонов, Д.А. Хохряков, В.А. Миропольских, Л.Д. Степанова. // М., 2003.-121с.
2. Барышева, Т.А. Диагностика эстетического развития личности / Т.А. Барышева Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена.// - СПб., 2015. - 140 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская.//М.: Академия, 2002. - 320с.
4. Борев, Ю.Б. Эстетика/ Борев Ю.Б. //М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель,
2005. -829с
5. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч.пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп./ Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова// М.:Акад.проект, 2005.-240с.
6. Варкки, Н. А. Программа творческо-эстетического развития дошкольников / Н. А. Варкки, Р. Р. Калинина.//СПб. : Речь, 2012 .— 166 с.
7. Варкки, Н. А. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.
8. Веремьев, А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и связи / А. Веремьев // Искусство и образование : журнал методики, теории и практики худож. образования и эстетич. воспитания / Ред. -издатель Н. А. Кушаев .— М. — 2012 .— № 3 (21) .— С. 4-10.
9. Волчегорская Е. Эстетическое воспитание в развитии личности ребенка / Е. Волчегорская // Искусство и образование : журнал методики, теории и практики худож. образования и эстетич. воспитания.— М. — 2102 .— № 3 (21) .— С. 11-13.
10. Воронина Н.А. Динамика развития художественной деятельности дошкольников дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 155-159.
11. Вострикова С.Ю. Экспериментальная работа в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2012. - № 187. - С. 56-59.
12. Гердт Н.И. Педагогические средства развития художественно - творческой одаренности дошкольников дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гердт Н.И. ; [Челяб. гос. пед. ун-т]. - Челябинск, 2009. - 26 с.
13. Грибовская, А.А. Народное искусство и детское творчество / А.А. Грибовская.// М.: Просвещение, 2004.
14. Дегтярева И. Педагогический потенциал художественноэстетической деятельности в творческой самореализации старшеклассников / И. Дегтева // Искусство в школе. — 2010 .— N 5 .— С. 62-63.
15. Домогацкая И.Е. Методика диагностики эстетических способностей дошкольников 3-5 лет / И.Е. Домогацкая. - М. : Классика-XXI, 2011. - 13 с.
16. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
17. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. // СПб.: Питер, 2002.- 368 с.
18. Дубровская Н.В. Художественно-эстетическое воспитание
дошкольников дошкольного возраста в семье // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2012. - № 2. - С. 12-16.
19. Епанчинцева Н.Д. Организация развивающей среды как условие художественно- эстетического воспитания дошкольников // Нач. шк. плюс до и после. - 2008. - № 12. - С. 27-29.
20. Казанцева, Е. В. Формирование эстетического вкуса и развитие творческих способностей у дошкольников в процессе концертнопросветительской деятельности / Е. В. Казанцева // Всероссийская ежегодная научно - практическая конференция «Художественное образование в российской провинции в XXI веке», 8-11 октября 2002 г. : сборник докладов и материалов / Ком. по. культ. и туризму Администр. Том. обл. Том. обл. ин - т повыш. квалиф. работников искусства, культуры и туризма //Томск, 2012
С. 132 - 135.
21. Карачунская, О.П. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ [Текст] / О.П. Карачунская.// М.: Творческий Центр,
2005.
22. Комиссарова, М.В. Развитие творческих возможностей дошкольников дошкольного возраста через художественно-эстетическое воспитание // Продуктивные модели современного образования : сб. науч. ст.
: материалы Всерос. конф. «Научная школа Б. П. Юсова в практике образоват. учреждений: «Юсовские чтения» (1-3 нояб. 2011 г., г. Москва). - М. : ИХО РАО, 2011. - С. 84-90.
23. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина. //М.: Педагогическое общество России, 2005.
24. Комлева, В.В. Художественно-эстетическое освоение мира дошкольниками // Продуктивные модели современного образования : сб. науч. ст. : материалы Всерос. конф. «Научная школа Б. П. Юсова в практике образоват. учреждений: «Юсовские чтения» (1-3 нояб. 2011 г., г. Москва). - М. : ИХО РАО, 2011. - С. 84-90.
25. Копеецкая, Н.Н. Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей дошкольников // Современные дети - какие они? : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 22-24 дек. 2010 г. - Мурманск : МГГУ, 2012. - Т. 3. - С. 40-41.
26. Коробова, В. Я. Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой личности // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 125-126.
27. Корчагина-Мокеева, А.Г. Знакомство старших дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством // Начальная шк. плюс До и После. - 2012. - № 4. - С. 82-85.
28. Корчагина-Мокеева, А.Г. Приобщение дошкольников старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям посредством народного декоративно- прикладного искусства // Инновации в образовании. - 2012. - № 1. - С. 108-114.
29. Комарова, Т. С. Подготовка педагогов в вузе к эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей дошкольников / Т. С. Комарова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 4-7.
30. Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -№6.- с.17- 29
31. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике / Н.А. Курочкина.// СПб.: Детство-ПРЕСС, 2000.
32. Лебедева, О.А. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / О.А. Лебедева.// М.: Классик стиль, 2004.
33. Микляева Н.В. Управление образовательными процессами в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод.пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, М.Ю. Новицкая.// - М.: Айрис-пресс, 2006.-240с.
34. Надеждин Н.И. Сочинения: В 2 т. Т.1: Эстетика / Н.И.Надеждин / / Под ред. З.А.Каменского. - СПб.: Питер, 2000.
35. Огородникова Н.А. Развитие творческих способностей у дошкольников посредством использования нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности // Дошкольное образование: традиции и инновации : сб. материалов науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию дошк. образования в Киров. обл., 11-12 окт. 2014 г., г. Киров. / Департамент образования Киров. обл., Ин-т развития образования Киров. обл. - Киров : ИРО Киров. обл., 2014 - С .106-109.
36. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К.Ожерельева // Начальная школа. - 2002. - №6. - с.58-63
37. Петухова Л.В. Использование нетрадиционных изобразительных техник старшими дошкольниками // Научно-методические труды Кафедры методик дошкольного и начального образования [НГГУ] : [сб. ст.] / Департамент образования и науки Ханты-Манс. авт. окр- Югры, ГОУ ВПО «Нижневарт. гос. гуманитар. ун-т», Фак. педагогики и психологии. - Нижневартовск : Изд-во НГГУ, 2012. - Вып.3. - 2012. - С. 153-160.
38. Полякова А.В. Художественно-творческое развитие дошкольников дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности / А.В. Полякова, Н.В. Шайдурова // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы всерос. науч. -практ. конф. молодых ученых, магистрантов, студентов с междунар. участием, Барнаул, 7 апр. 2011 г. : [сб. ст.] / Алт. гос. пед. акад. ; [редкол.: Л.С. Колмогорова и др.]. - Барнаул, 2011. - С. 38-40.
39. Развитие творческих способностей дошкольников средствами театра и музыки : методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению, МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики. — Томск, 2012. — 35 с.
40. Савельева, Е. А. Развитие художественно-творческой активности докольников на занятиях : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Е. А. Савельева. - Оренбург, 2012. - 177 с.
41. Ситнова, Е. Н. Влияние художественно-эстетического образования на развитие личности в дошкольном возрасте : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Е. Н. Ситнова. - М., 2015. - 151 с.
42. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. -
2001. -№9.
43. Трубайчук Л.В. Творческое пространство как средство развития
художественно-творческой одаренности дошкольников дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты развития дошкольника в мире информационной культуры : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. (заоч.) /
Челябинский гос. пед. ун-т. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ "Образование", 2012. - С. 205-211.
44. Утехина А.Н., Веретенникова Л.К. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования./ А.Н. Утехина, Л.К Веретенникова.//Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-131с.
45. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика / УдГУ. Институт иностранных языков и литературы. Кафедра дидактики раннего обучения ин.яз./ А.Н. Утехина //Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-246с.
46. Утехина А.Н., Зеленина Т.И. Интегративная программа «Лингва». Программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста./ А.Н. Утехина, Т.И. Зеленина// Ижевск, 2000.- 240с.
47. Утехина А.Н., Тройникова Е.В., Хасанова Л.И. Программа межкультурного воспитания молодежи в полиэтническом регионе / под ред. Т.И. Зелениной, Н.М. Платоненко./ А.Н. Утехина // Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2007.-147с
48. Художественно - эстетическое развитие дошкольников : проблемы и
перспективы: межрегиональная научно-практическая конференция
«Художественно - эстетическое развитие дошкольников : проблемы и перспективы», 26 ноября 2013 г. : сборник докладов / Деп. по культуре и туризму Том. обл., ОГОАУ ДПО «Том. обл. инновац. учебно-метод. центр культуры и искусства».— Томск : Томский областной инновационный учебно-методический центр культуры и искусства, 2014 .— 120 с.
49. Чумакова И. В. Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-эстетической деятельности / И. В. Чумакова, Е. Г. Свистунова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (8). — С. 241-245.
50. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.// Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с.
51. Эстетическое мировосприятие дошкольников разных возрастных групп : сб. науч. ст. / Рос. акад. образования, Ин -т художеств. образования. - М. : Ин-т художеств. образования, 2007. - 151 с.