Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №61634

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы процесса формирования исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста в ходе
исследовательской деятельности 12
1.1 Формирование исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста как актуальная психолого-педагогическая
проблема 12
1.2. Понятие «исследовательская позиция личности»: его сущность и
содержание 16
1.3. Психолого-педагогические основы процесса формирования
исследовательской позиции у подростков в ходе исследовательской деятельности 23
Выводы по главе 1 28
Глава II. Процесс формирования исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста в ходе исследовательской деятельности 31
2.1. Анализ опыта работы учителей по формированию
исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста 30
2.2. Задачи, принципы, формы и методы формирования
исследовательской позиции у подростков в процессе исследовательской деятельности 38
2.3. Психолого-педагогические условия повышения эффективности
процесса формирования исследовательской позиции у школьников подросткового возраста 44
2.4. Моделирование процесса формирования исследовательской
позиции у учащихся подросткового возраста средней общеобразовательной школы 50
2.5. Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательской позиции учащихся подросткового возраста средней
общеобразовательной школы и анализ ее
результатов 60
Выводы по II главе 74
Заключение 76
Список литературы 80
Приложения 85



Каждый человек является своего рода исследователем. Однако не у каждого сформирована исследовательская позиция по отношению к окружающему миру, людям и к самому себе. В целом исследовательская позиция предполагает значимое личностное основание, которое позволяет человеку активно реагировать на происходящие в мире изменения, искать и находить ранее ему неизвестное и незнакомое. Она выступает в качестве потребности в поисковой активности и предполагает самостоятельность и активность познания [29, с. 66]. Исследовательская позиция непосредственно находит свое отражение и развитие в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность, в свою очередь, выступает в качестве условия развития личности и ее духовности. Она способствует возникновению, формированию и становлению уникального в человеке.
Любое исследование, как правило, основывается на биологических предпосылках. Речь идет об исследовательской активности, исследовательском реагировании, исследовательском поведении личности. Оно осуществляется и раскрывается посредством социокультурных факторов. Кроме того, исследование опирается на внутреннюю позицию личности, то есть умение находить, выдвигать и осознавать проблемы; активно отвечать на возникающие проблемные ситуации; формировать исследовательское отношение к окружающему миру, людям и самому себе.
Исследовательская деятельность активизируется в ситуациях новизны и неопределенности. Для успешной и активной жизни человек должен занимать по отношению к окружающему миру, людям, а также самому себе исследовательскую позицию. Благодаря формированию исследовательской позиции у человека есть возможность разрешать
различные проблемные ситуации и строить свой путь в этом мире [26, с. 68].
Исследовательская позиция, как правило, формируется в школе, а именно в ходе исследовательской деятельности, осуществляющейся в учебно-воспитательном процессе и во внеурочное время. Школьники проявляют познавательный интерес ко всему новому. Учителю необходимо удовлетворять этот процесс, развивая и обновляя их знания.
Особой ненасытной потребностью в поисковой активности характеризуются чаще всего учащиеся подросткового возраста. Именно в этом возрасте происходит активный процесс познавательного развития. Подростки оказываются фактически готовыми к осуществлению всех видов умственной работы, включая даже самые сложные. Удовлетворить их поисковую активность сможет только исследовательская деятельность. Исходя из этого, следует отметить, что учителям необходимо приобщать школьников к исследовательской деятельности, особенно это касается учащихся подросткового возраста.
В связи с этим одной из важнейших задач в настоящее время является организация исследовательской деятельности в школе, направленной на формирование исследовательской позиции учащихся подросткового возраста.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы и изучения педагогической действительности были выявлены следующие противоречия:
— социально-педагогическое: между социальной потребностью в формировании исследовательской позиции у школьников подросткового возраста и недостаточной готовностью педагогов к выполнению данного социального заказа;
— научно-методическое: между необходимостью формирования исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста и отсутствием педагогической модели данного процесса.
Проблема исследования: какова модель процесса формирования исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста.
Тема исследования: «Формирование исследовательской позиции учащихся подросткового возраста в процессе исследовательской деятельности».
Объект исследования: исследовательская деятельность учащихся подросткового возраста (в учебно-воспитательном процессе и во внеурочное время).
Предмет исследования: процесс формирования исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования исследовательской позиции у школьников подросткового возраста; разработать и теоретически обосновать модель процесса формирования исследовательской позиции; разработать программу опытноэкспериментальной работы по формированию исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность процесса формирования исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста повысится, если будут:
— уточнена сущность понятий «исследовательская позиция», «исследовательская позиция школьника подросткового возраста»;
— определены критерии, показатели и уровни сформированности исследовательской позиции у школьников подросткового возраста;
— подготовлен (план беседы, программа наблюдения, текст анкеты) и проведен констатирующий эксперимент по определению уровней
сформированное™ исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста;
— выявлены психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста;
— разработана и теоретически обоснована модель процесса формирования исследовательской позиции у подростков;
— разработана программа опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста и проанализированы ее результаты.
Задачи исследования:
1) изучить разработанность данной проблемы в психолого-педагогической литературе, а также педагогический опыт работы учителей в данном направлении;
2) уточнить сущность понятий «исследовательская позиция», «исследовательская позиция школьника подросткового возраста»;
3) определить критерии, показатели и уровни сформированности исследовательской позиции у школьников подросткового возраста;
4) подготовить и провести констатирующий эксперимент по определению уровней сформированности исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста;
5) выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста;
6) разработать и теоретически обосновать модель процесса формирования исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста; экспериментально проверить ее эффективность во внеклассной воспитательной работе с учащимися подросткового возраста;
7) разработать программу опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста средней общеобразовательной школы;
8) обобщить и проанализировать полученные данные, сделать выводы и оформить результаты исследования.
Методологическую базу исследования составили:
— деятельностный подход к развитию личности (Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.В. Громыко, А.Н. Леонтович и др.);
— личностно-деятельностный подход в обучении (В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин и др.);
— системный подход к исследованию динамичных
общепедагогических и профессиональных систем (P.M. Асадулин, М.С. Каган);
— теоретические подходы к развитию исследовательской
деятельности школьников (А.В. Леонтович, А.С. Обухов, А.И. Савенков )
Теоретическую основу исследования составили концепции развития личности как субъекта отношений и деятельности (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, К.Роджерс и др.); общая теория деятельности (А.А. Леонтьев, С.И. Рубинштейн и др.); теоретические положения концепции личностноориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), самостоятельности и активности личности в процессе обучения (Л.И. Божович, А.К. Маркова и др.); антропологические основания теории и практики образования (В.И. Слободчиков); дидактические теории содержания образования и процесса обучения (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторской и др.); концепция исследовательского обучения (А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, А.В. Леонтович и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы научно-педагогического исследования:
— методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, мысленный эксперимент, метод моделирования, метод сравнительно-исторического анализа;
— методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа,
анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент.
Исследование проводилось на базе: МБОУ «СОШ № 22» г. Набережные Челны РТ. В исследовании принимали участие 50 учащихся старших классов и 13 учителей-предметников.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— уточнены сущность и содержание понятий «исследовательская позиция» и «исследовательская позиция учащихся подросткового возраста»;
— разработана модель процесса формирования исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости формирования исследовательской позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности; в изучении психолого-педагогических теоретических основ организации исследовательской деятельности учащихся подросткового возраста; в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста.
Практическая значимость исследования: теоретические и
методические материалы исследования могут быть использованы в работе учителей, работающих в подростковых классах средней
общеобразовательной школы и занимающихся проблемой формирования исследовательской позиции у подростков.
Апробация дипломной работы: по содержанию дипломной работы выполнена курсовая работа, сделан доклад на студенческой научной конференции, опубликованы 3 статьи в научных сборниках:
— Бурганова Э.И. Психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования исследовательской позиции у школьников подросткового возраста // НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 августа 2015 г., г. Уфа). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - с. ISO- 154;
— Бурганова Э.И. Научное периодическое издание CETERIS PARIBUS // Моделирование процесса формирования у учащихся подросткового возраста средней образовательной школы исследовательской позиции. — М., 2016. — с. 35-40;
— Бурганова Э.И. Формирование исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста как актуальная педагогическая проблема // ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО НАУЧНОГО ПРОСТРАНСТВА: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 мая 2017 г., г. Волгоград). Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - с.140- 143.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап (январь — февраль 2016 г.) предполагал изучение психологопедагогической литературы по теме исследования, уточнение сущности понятий «исследовательская позиция», «исследовательская позиция школьника подросткового возраста», определение теоретического замысла исследования и его эмпирической базы, разработку программы
исследования.
II этап (февраль — апрель 2016 г.) включал констатирующий эксперимент (проведение анкетного опроса), направленный на изучение опыта работы учителей по формированию исследовательской позиции у школьников подросткового возраста, проверку выдвинутых положений гипотезы исследования, выявление психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования исследовательской позиции у школьников в ходе исследовательской деятельности.
III этап (сентябрь — декабрь 2016 г.) на данном этапе
осуществлялось обобщение и теоретическое обоснование полученных эмпирических данных, разработка модели процесса формирования исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста, проведение формирующего эксперимента, оформление результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На данном этапе развития общества происходят существенные изменения, которые характеризуются все возрастающей динамичностью и неопределенностью. Вместе с ними меняются условия и требования времени. Человек с несформированной исследовательской позицией фактически оказывается беспомощным, неготовым к этим изменениям и не в состоянии адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и требованиям современного общества. Чтобы избежать этого, необходимо уже будучи учеником средней общеобразовательной школы
способствовать формированию своей исследовательской позиции.
Становление ученика как личности со сформированной исследовательской позицией является одним из важнейших условий его эффективного познавательного развития. В процессе формирования исследовательской позиции развивается самостоятельность, любознательность, активность, гибкость мышления школьника. Она позволяет ему преодолевать возникающие трудности, находить оптимальный выход из ситуаций неопределенности, адекватно
воспринимать себя, свои действия по отношению к окружающему миру, осознанно выстраивать свой жизненный путь в нем. Формирование исследовательской позиции ученика зависит от личности учителя, от его профессионально-личностных качеств, интеллектуального и творческого потенциала, а также профессиональной подготовки.
В результате проведенного анкетного опроса было выявлено, что роль учителя в формировании исследовательской позиции школьника подросткового возраста является определяющей. С целью повышения эффективности процесса формирования исследовательской позиции у учащихся многие учителя опираются в своей деятельности на принципы проблемности и творческой активности; занимаются исследовательской деятельностью и вовлекают учащихся в нее; формируют исследовательские умения у них. Более того, они привлекают учеников к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-практических школьных конференциях; приобщают их к самостоятельной поисковой деятельности; занимаются психолого-педагогическим сопровождением процесса формирования исследовательской позиции учащихся, а также применяют различные методы обучения (методы проблемного и развивающего обучения, эвристические и исследовательские методы и др.), способствующие ее формированию.
В ходе исследования также было установлено, что ученик со сформированной исследовательской позицией характеризуется самостоятельностью и гибкостью мышления, ненасытной потребностью в приобретении, обновлении и развитии своих знаний. Такой школьник успешно осуществляет исследовательскую, познавательную и практическую деятельность; активно реагирует на происходящие в мире изменения, а также стремится к исследовательскому взаимодействию с окружающей средой, людьми, самим собой. Школьники подросткового возраста должны осознавать значимость процесса формирования своей исследовательской позиции. Это, в свою очередь, обеспечит не только целенаправленность и систематичность протекания данного процесса, но и его эффективность.
В результате рассмотрения всех необходимых компонентов формирования исследовательской позиции школьника средней общеобразовательной школы была разработана модель процесса формирования исследовательской позиции у учеников подросткового возраста. Кроме того, были определены психологические (наличие у учителей сформированной мотивации к формированию исследовательской позиции у учащихся подросткового возраста; учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся; создание
мотивационно-потребностной и интеллектуальной среды в школе среди школьников; формирование внутренних и внешних мотивов учеников подросткового возраста к формированию собственной исследовательской позиции), а также педагогические (организация исследовательской деятельности в школе; наращивание школьниками самостоятельности; психолого-педагогическая поддержка учителей; обеспечение школ высококвалифицированными учителями; целенаправленная и систематическая деятельность учителя по формированию
исследовательской позиции у учеников) условия, которые направлены на повышение эффективности процесса формирования исследовательской позиции школьников подросткового возраста. Были определены критерии сформированности исследовательской позиции и их показатели. Для апробации модели процесса формирования исследовательской позиции у школьников подросткового возраста в учебно-воспитательном процессе и во внеурочное время была разработана программа опытно
экспериментальной работы по формированию исследовательской позиции и проведен формирующий эксперимент, который был направлен на повышение формирования исследовательской позиции. Полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что эксперимент прошел успешно, так как его цель была достигнута.
Полученные теоретические и методические материалы исследования позволяют: определить логику в деятельности учителя, организующего работу по формированию исследовательской позиции у учащихся старшего подросткового возраста; гибко сочетать различные формы, принципы, средства и методы формирования исследовательской позиции; а также совершенствовать субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика в поиске новых идей в процессе исследовательской деятельности. Разработанная структурно-содержательная модель может служить основанием для выбора учителем оптимальной стратегии организации процесса формирования исследовательской позиции у школьников подросткового возраста с учетом их интересов и потребностей, реальных возможностей, личностной самореализации. Она может быть успешно реализована заместителями директоров, классными руководителями и педагогами в практике общеобразовательных учебных заведений, занимающихся организацией исследовательской деятельности школьников, направленной на формирование исследовательской позиции у подростков.



1. Афанасьев С.П. Методика организации интеллектуальнопознавательных игр // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. — 1995. — № 3. — С. 72-76.
2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. — Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. — 216 с.
3. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. — М.: Изд-во МГОПУ, АНОО НОУ, 1999. — 234 с.
5. Доманский Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос». — 2003. - 24 апреля. - URL: http: //www.eidos.ru/joumal/2003/0424. htm
6. Житко Е.А. Методика организации исследовательской
деятельности учащихся по русскому языку и литературе // Интернетжурнал «Эйдос». — 2008. — 2 апреля. — URL:
http: //www.eidos.ru/j ournal/2008/0402-1. htm
7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
8. Зинченко В.П. Развивающее образование. — М., 2002. — 55 с.
9. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
10. Качнев В.И. Исследовательский подход к обучению: вопросы теории и практики // Высшее образование сегодня. — 2012 .— №1. — С. 65-66.
11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. — М.: Педагогика, 1989. — 132 с.
12. Корженкова А.А. Развитие исследовательской позиции // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под общ. ред. А.С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 612 с.
13. Котельникова Л.Я. Исследовательский подход в профильном обучении // Природоохранное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай.
— Чита: Забайкальский государственный университет, 2010. — С. 143-147.
14. Кригер Е.Э. Исследовательская позиция педагога // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. — 2013. — № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/113-11582 (дата обращения: 15.03.2015).
15. Кригер Е.Э. Уровневая направленность исследовательской позиции педагога // Современные проблемы науки и образования, 2014. — № 1. — С. 1-7.
16. Кузеванова Е.В. Формирование исследовательской позиции студентов пед. вуза // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск: НГПУ. — 2010. — №3. — С. 47-52.
17. Куприянов Б.В. Восемнадцать форм воспитательной работы с детским коллективом класса // Классный руководитель. - 2007. - № 6. - С. 103-125.
18. Лазарев В.С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Практическое пособие для руководителей.
— М.: Центр педагогического образования, 2008. — 48 с.
19. Лебедев М.В. Развитие исследовательской позиции интеллектуально одаренных учащихся как фактор реализации метапредметного содержания образования // Современные проблемы
науки и образования. — Пенза: Издательский Дом "Академия
Естествознания", 2013. — С. 1-8.
20. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
21. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. - 2006. — № 5. — С. 63-71.
22. Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся / Ред.- сост. А.С. Обухов. - М., 2001. - С. 33-37.
23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 6-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.
24. Новиков А.М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2002. - 488
с.
25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. — 460 с.
26. Обухов А.С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / Под общ. ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 67-77.
27. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся.
— М.: Издательство «Прометей» МГПУ, 2006. — 224 с.
28. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся.
— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 280 с.
29. Петрова О.Г. Развитие исследовательской позиции учащихся при изучении биологи // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие региональной образовательной информационной среды “РОИС-2006”». — СПб., 2006. - С. 66 - 68.
30. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии
познания, помощь, противодействие, конфликт: монография. — М.: МГУ, 2000. — 187 с.
31. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. - М.: Новая школа, 1995. - 256 с.
32. Психология подростка для учителя и родителей: учебнометодическое пособие / Авт.-сост. — А.Н. Панфилов, Г.М. Льдокова и др.; науч. ред. Г.М. Льдокова. — Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2013. — 410 с.
33. Романовская И.А. Формирование исследовательской позиции будущих учителей // Вестник АГТУ. — 2006. — №4. — С. 344-347.
34. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В.
Давыдова. — М.: Научное издательство «Большая Российская
энциклопедия», 1999. — 560 с.
35. Ротенберг В.С. «Образ Я» и поведение. — Иерусалим: Издательство «МАХАНАИМ», 2000. — 66 с.
36. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
37. Сабирова Э.Г. Исследовательский подход в обучении младшего школьника (метод проектирования) // Вестник ТГГПУ, 2009. — №17-18. — С. 17-18.
38. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до
разработки: Учебное пособие. — 2-е изд., доп. — М.: АПКиППРО, 2009. 130 с.
39. Скотникова А.М. Психологическая структура и типы исследовательской позиции: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Екатеринбург, 2008. — 15 с.
40. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. — Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
41. Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
42. Теория обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 256 с.
43. Теория и практика развивающего образования школьников: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. — Ульяновск: SIMJET, 2015. — 279 с.
44. Тяглова Е.В. Дидактические основы становления
мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности. — Волгоград, 2002 с. 22-24.
45. Чепель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. — М.: АПК и ПРО, 2003. — 116 с.
46. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
47. Штофф В.А. Моделирование и философия. — М., 1966. — 19 с.
48. Штофф В.А. Роль модели в познании. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1963. - 126 с.
49. Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности // Начальная школа: до и после. — 2006. — №10. —
С. 3-10.
50. Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел. - М., 1993. - 95 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ