МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 10-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы развития координационных способностей 8
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические
особенности девочек 10-11 лет 8
1.2. Характеристика координационных способностей 17
1.3. Особенности развития координационных способностей у юных
футболисток 22
Глава 2. Методы и организация исследования 27
2.2. Методы исследования 27
2.3. Организация исследования 30
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной методики развития координационных способностей юных футболисток 33
3.1. Характеристика методики развития координационных способностей
у девочек 10-11 лет занимающихся футболом 33
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента 37
Выводы 42
Практические рекомендации 44
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические и методические основы развития координационных способностей 8
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические
особенности девочек 10-11 лет 8
1.2. Характеристика координационных способностей 17
1.3. Особенности развития координационных способностей у юных
футболисток 22
Глава 2. Методы и организация исследования 27
2.2. Методы исследования 27
2.3. Организация исследования 30
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной методики развития координационных способностей юных футболисток 33
3.1. Характеристика методики развития координационных способностей
у девочек 10-11 лет занимающихся футболом 33
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента 37
Выводы 42
Практические рекомендации 44
Список использованной литературы
Футбол это игра - игра быстрая и тактически очень сложная, требующая от играющих быстроты мышления, принятия самостоятельных решений, умения анализировать ошибки [7].
Еще недавно считалось, что футбол является сугубо мужским видом спорта. Однако в последнее время женский футбол приобрел огромную популярность. Этому способствует активная пропаганда женского футбола. В младшем школьном возрасте девочки довольно часто опережают мальчиков в своем физическом развитии, этот факт необходимо учитывать при планировании тренировочного процесса с юными футболистками.
Как известно, на начальном этапе подготовки закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться профессиональное мастерство футболисток. При определении перспективности к занятиям футболом нельзя не учитывать возрастные особенности детей, а также объективные закономерности развития, формирование систем организма, двигательных и других функций, применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки возможностей каждого подростка в овладении игрой [5].
Координационные способности - важнейшая предпосылка изучения и совершенствования спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в тех видах спорта, где необходимо умение приспосабливаться к изменяющейся ситуации. В этом координационные способности проявляются в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и в сознательном координировании движений [10].
Хорошие координационные способности нужны и при так называемых реактивных движениях, когда человеку приходится немедленно рефлекторно восстанавливать нарушенное равновесие (поскользнувшись, споткнувшись, столкнувшись). Повышенная способность приспособления требуется также тогда, когда человек встречается с непривычными внешними условиями (травяное, песчаное, бетонное, паркетное, покрытие беговой дорожки; мягкий, жесткий, неровный грунт и т.п.; размеры; освещение мест соревнований; эластичность, вес, форма снарядов; непривычная одежда или метереологические факторы - дождь, снег и т.д.) [4].
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества [13].
Не стоит забывать о том, что игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм, развивают основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха. Все перечисленное выше является одним из важнейших аспектов внеурочной деятельности [22].
Таким образом, футболистки, имеющий высокий уровень координационных способностей, быстро овладевают новыми двигательными действиями, перестраивают имеющиеся в связи с изменяющейся ситуацией, а также рационально используют такие физические качества, как сила, быстрота, гибкость.
Субъективность суждений в вопросе развития координационных способностей приводит к различного рода противоречиям, как в вопросах описания проявления координационных способностей в футболе, так и в вопросах методики развития координационных способностей у юных футболисток. Возникает необходимость поиска новых подходов и решений , способных качественно обновить сложившиеся представления о средствах и методах развития координационных способностей, в процессе внеурочной деятельности, юных футболисток. В связи с этим возникает проблема и особую актуальность приобретает разработка методики развития координационных способностей у девочек 10-11 лет, занимающихся футболом в процессе внеурочной деятельности.
Цель работы заключалась в теоретической разработке и экспериментальном обосновании методики развития координационных способностей у девочек 10-11 лет, занимающихся футболом в процессе внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс физической подготовки девочек 10-11 лет, в процессе внеурочной деятельности.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у девочек 10-11 лет, занимающихся футболом в процессе внеурочной деятельности.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить возрастные особенности детей 10-11 лет, особенности развития координационных способностей у девочек занимающихся футболом в процессе внеурочной деятельности;
2. Разработать экспериментальную методику развития
координационных способностей девочек 10-11 лет, в процессе внеурочной деятельности.
3. Выявить эффективность экспериментальной методики развития координационных способностей девочек 10-11 лет, в процессе внеурочной деятельности.
Для решения поставленных нами задач мы применили следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольное тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математико-статистические методы.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что разработанная методика, с использованием метода варьирования упражнений, позволит ускорить развитие координационных способностей, девочек 10-11 лет занимающихся футболом, в процессе внеурочной деятельности, что повлечет за собой повышение технического мастерства футболисток.
Новизна исследования состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента была разработана методика развития координационных способностей у девочек 10-11 лет, занимающихся футболом, в процессе внеурочной деятельности.
Практическая значимость. Фактические материалы, практические рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы учителями физической культуры, а так же тренерами при подготовке юных футболисток.
Еще недавно считалось, что футбол является сугубо мужским видом спорта. Однако в последнее время женский футбол приобрел огромную популярность. Этому способствует активная пропаганда женского футбола. В младшем школьном возрасте девочки довольно часто опережают мальчиков в своем физическом развитии, этот факт необходимо учитывать при планировании тренировочного процесса с юными футболистками.
Как известно, на начальном этапе подготовки закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться профессиональное мастерство футболисток. При определении перспективности к занятиям футболом нельзя не учитывать возрастные особенности детей, а также объективные закономерности развития, формирование систем организма, двигательных и других функций, применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки возможностей каждого подростка в овладении игрой [5].
Координационные способности - важнейшая предпосылка изучения и совершенствования спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в тех видах спорта, где необходимо умение приспосабливаться к изменяющейся ситуации. В этом координационные способности проявляются в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и в сознательном координировании движений [10].
Хорошие координационные способности нужны и при так называемых реактивных движениях, когда человеку приходится немедленно рефлекторно восстанавливать нарушенное равновесие (поскользнувшись, споткнувшись, столкнувшись). Повышенная способность приспособления требуется также тогда, когда человек встречается с непривычными внешними условиями (травяное, песчаное, бетонное, паркетное, покрытие беговой дорожки; мягкий, жесткий, неровный грунт и т.п.; размеры; освещение мест соревнований; эластичность, вес, форма снарядов; непривычная одежда или метереологические факторы - дождь, снег и т.д.) [4].
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества [13].
Не стоит забывать о том, что игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм, развивают основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха. Все перечисленное выше является одним из важнейших аспектов внеурочной деятельности [22].
Таким образом, футболистки, имеющий высокий уровень координационных способностей, быстро овладевают новыми двигательными действиями, перестраивают имеющиеся в связи с изменяющейся ситуацией, а также рационально используют такие физические качества, как сила, быстрота, гибкость.
Субъективность суждений в вопросе развития координационных способностей приводит к различного рода противоречиям, как в вопросах описания проявления координационных способностей в футболе, так и в вопросах методики развития координационных способностей у юных футболисток. Возникает необходимость поиска новых подходов и решений , способных качественно обновить сложившиеся представления о средствах и методах развития координационных способностей, в процессе внеурочной деятельности, юных футболисток. В связи с этим возникает проблема и особую актуальность приобретает разработка методики развития координационных способностей у девочек 10-11 лет, занимающихся футболом в процессе внеурочной деятельности.
Цель работы заключалась в теоретической разработке и экспериментальном обосновании методики развития координационных способностей у девочек 10-11 лет, занимающихся футболом в процессе внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс физической подготовки девочек 10-11 лет, в процессе внеурочной деятельности.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у девочек 10-11 лет, занимающихся футболом в процессе внеурочной деятельности.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить возрастные особенности детей 10-11 лет, особенности развития координационных способностей у девочек занимающихся футболом в процессе внеурочной деятельности;
2. Разработать экспериментальную методику развития
координационных способностей девочек 10-11 лет, в процессе внеурочной деятельности.
3. Выявить эффективность экспериментальной методики развития координационных способностей девочек 10-11 лет, в процессе внеурочной деятельности.
Для решения поставленных нами задач мы применили следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольное тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математико-статистические методы.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что разработанная методика, с использованием метода варьирования упражнений, позволит ускорить развитие координационных способностей, девочек 10-11 лет занимающихся футболом, в процессе внеурочной деятельности, что повлечет за собой повышение технического мастерства футболисток.
Новизна исследования состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента была разработана методика развития координационных способностей у девочек 10-11 лет, занимающихся футболом, в процессе внеурочной деятельности.
Практическая значимость. Фактические материалы, практические рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы учителями физической культуры, а так же тренерами при подготовке юных футболисток.
1. На основе анализа специализированной литературы изучены особенности развития координационных способностей у юных футболисток, а так же рассмотрены теоретические и методические основы развития координационных способностей. В результате анализа и обобщения литературных источников, доказано, координационные способности для юных футболисток имеют важное значение, в связи с этим, необходимо уделять больше внимания совершенствованию координационных способностей.
2. Разработана экспериментальная методика развития координационных способностей девочек 10-11 лет, в процессе внеурочной деятельности, основанная на использовании гибкой системы варьирования упражнений, что позволило ускорить развитие координационных способностей, девочек 10-11 лет занимающихся футболом, в процессе внеурочной деятельности, а также улучшились технические показатели юных футболисток.
3. Результаты математической обработки данных полученных по окончании эксперимента, позволяют утверждать об эффективности разработанной методики развития координационных способностей девочек 10-11 лет, в процессе внеурочной деятельности. В тесте «Бег 30 м из сложного положения», показатели увеличились в экспериментальной и контрольной группах, однако в экспериментальной группе результаты улучшились более существенно, а именно на 0,6 с, а в контрольной группе на 0,2 с. Что составило прирост по данному тесту в экспериментальной группе на 8,4%, а в контрольной - 2,9%. В тестовом задании «Удар по воротам на точность» так же, как и в предыдущем тесте произошел существенный прирост, он составил в среднем в экспериментальной группе - 1,8, что составило 50%. А в контрольной группе прирост составил 0,6, а это 22,3%. В тесте «Обегание стоек с последующим ударом с носка в цель» характеризующего скоростные возможности и точность, результаты в экспериментальной группе в среднем улучшились от исходных данных на 0,53 с, в контрольной группе - на 0,15 с. Что составило 12,5% в экспериментальной группе и 3,7% в контрольной. В тестовом задании «Жонглирование мячом», произошли следующие изменения: в экспериментальной группе средний прирост составил 5,2 уд., а в контрольной - 1,7 уд. А именно в экспериментальной группе прирост составил 41,9 %, а контрольной - 18,5%.
2. Разработана экспериментальная методика развития координационных способностей девочек 10-11 лет, в процессе внеурочной деятельности, основанная на использовании гибкой системы варьирования упражнений, что позволило ускорить развитие координационных способностей, девочек 10-11 лет занимающихся футболом, в процессе внеурочной деятельности, а также улучшились технические показатели юных футболисток.
3. Результаты математической обработки данных полученных по окончании эксперимента, позволяют утверждать об эффективности разработанной методики развития координационных способностей девочек 10-11 лет, в процессе внеурочной деятельности. В тесте «Бег 30 м из сложного положения», показатели увеличились в экспериментальной и контрольной группах, однако в экспериментальной группе результаты улучшились более существенно, а именно на 0,6 с, а в контрольной группе на 0,2 с. Что составило прирост по данному тесту в экспериментальной группе на 8,4%, а в контрольной - 2,9%. В тестовом задании «Удар по воротам на точность» так же, как и в предыдущем тесте произошел существенный прирост, он составил в среднем в экспериментальной группе - 1,8, что составило 50%. А в контрольной группе прирост составил 0,6, а это 22,3%. В тесте «Обегание стоек с последующим ударом с носка в цель» характеризующего скоростные возможности и точность, результаты в экспериментальной группе в среднем улучшились от исходных данных на 0,53 с, в контрольной группе - на 0,15 с. Что составило 12,5% в экспериментальной группе и 3,7% в контрольной. В тестовом задании «Жонглирование мячом», произошли следующие изменения: в экспериментальной группе средний прирост составил 5,2 уд., а в контрольной - 1,7 уд. А именно в экспериментальной группе прирост составил 41,9 %, а контрольной - 18,5%.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ САННОГО СПОРТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - Развитие физических качеств младших школьников на занятиях футболом в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Организация внеурочной деятельности по волейболу у учащихся 13-15 лет в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020



