ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕБНЫХ НАГЛЯДНЫХ
ПОСОБИЯХ 7
1.1 Понятие и виды учебных наглядных пособий 7
1.2 Требования к учебным наглядным пособиям 12
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО
ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЕ АВТОМОБИЛЕЙ И МЕТОДИКА ИХ
ПРИМЕНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ 17
2.1 Разработка учебных наглядных пособий по тормозной системе ... 17
2.2 Методические рекомендации по использованию разработанных
учебных наглядных пособий на занятиях 21
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования, одним из основных направлений и первоочередных задач образовательной политики является обновление содержания образования, улучшение качества обучения
и совершенствование механизмов контроля над качеством образования. Современное качество образования должно удовлетворять
государственным требованиям и конкретным интересам отдельной личности. Образовательная система, как зеркало, отражает облик общества, в котором мы живем. Давая оценку качества образования, мы описываем его положительные и отрицательные стороны, подводим итоги реформирования политической, экономической, социальной сфер жизни нашей страны на новом этапе ее исторического развития. Кроме того, образование определяет облик будущего, тот экономический, интеллектуальный, культурный, нравственный потенциал нового поколения граждан России, с которым она вступила в третье тысячелетие. Исследования последних лет показали: люди усваивают 20 %
услышанного, 30 % увиденного и более 50 % того, что одновременно видели и слышали. Использование наглядных средств при проведении занятий по курсу «Устройство автомобиля» представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время большое внимание отводится использованию наглядности. Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, который может помочь учащимся качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивает переход от конкретного к абстрактному в процессе овладения какими-либо знаниями.
Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Актуальность применения различных учебно-наглядных пособий совершенствует учебный процесс и улучшает его.
На ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затруднений, чтобы представить и понять то, чему их учили. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает противоречие между личным опытом ребенка и общественным опытом, отражаемым в книгах. Возникают сложные отношения чувственного и рационального при изучении материала.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Ян Амос Каменский (XVII век). В своем «золотом правиле» дидактики он дал четкую формулировку принципа наглядности, «Наглядность - все, что возможно представить для восприятия чувствами: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусу, допустимое осязанию - путем осязания. Если же какие-либо предметы или явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами - предоставить нескольким чувствами». Наглядность в понимании Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала.
И. Г. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения.
Наглядность превращается в самоцель. Принцип наглядности был
значительно обогащен в трудах И. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие слова соединить, т. е. сформировать у учащихся понятия.
К. Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности начального обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие.
Л. В. Занков исследовал различные формы сочетания слова и наглядности в обучении. В современной дидактике понятие наглядности относиться к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другими.
Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать занятия большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию студентов.
Применение наглядности является актуальным на данный момент. В наше время невозможно представить проведение занятия без использования учебных наглядных пособий.
Цель исследования. Разработать и изготовить учебные наглядные пособия и описать методику их применения на занятиях.
Предмет исследования. Учебно-воспитательный процесс в системе СПО.
Объект исследования. Применение учебных наглядных пособий на занятиях по дисциплинам, входящим в курс «Устройство автомобиля».
Задачи исследования.
1. Описать виды учебных наглядных пособий.
2. Выделить требования к учебным наглядным пособиям.
3. Разработать и изготовить учебные наглядные пособия по тормозной системе автомобиля.
4. Описать методику применения разработанных учебных наглядных пособий на занятиях всех типов.
Наглядное пособие — это материальный объект, искусственно созданный человеком, используемый в учебно-воспитательном процессе в качестве носителя учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Наглядные пособия сами по себе к процессу обучения нейтральны. Их использование может придавать зрелищность уроку и решает проблему наглядности обучения. Нельзя рассчитывать, что поставленный лицом к лицу с предметом наблюдения учащийся всегда увидит в нем то и как это нужно: мало смотреть — нужно уметь видеть, наблюдать; мало слышать — нужно уметь слушать. Это требует от педагога умелого руководства процессом восприятия средств наглядности.
На учебных наглядных пособиях можно наглядно, просто и максимально доступно преподнести принцип действия того или иного механизма, модели или приспособления. Так как такие наглядные пособия не просто стоят на подставке, а активно используются - перемещаются, демонстрируются аудитории.
Наглядность должна использоваться по мере необходимости, только в соответствующий момент занятия, то есть в соответствии с этапами занятия, на которых планируется использовать средство наглядности. Неправильно, когда все учебные пособия выставляются до начала занятий. Это также отвлекает внимание обучаемых, а во время объяснения пособия уже перестают их интересовать.
наглядных пособий способствует организации учебного процесса на высоком уровне.
Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; должна соответствовать объему содержания и дидактическим характеристикам передаваемой учащимся информации.
Наглядность должна соответствовать целям и задачам обучения.
Наглядного материала не должно быть слишком много. Это отвлекает от сущности изучаемого материала.
1. Ажгибкова Т.Н. Технология применения аудиовизуальных средств обучения в вузах // Инновации в образовании. - 2014. - № 2. - С. 111
- 123.
2. Иванова А.А. Модель интерактивного обучения специалиста - менеджера / А.А. Иванова // Профессиональное образование. - М. - 2012. - № 2. - С.22-23.
3. Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя / И. Н. Кузнецов. - Мн.: «Современное слово». - 2015. - 544 с.
4. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: Учебное пособие / Н.А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
- 432 с.
5. Назарова В.Д. Педагогическое обеспечение интерактивного взаимодействия преподавателей со студентами средних профессиональных образовательных учреждений: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / В.Д. Назарова. - Улан-удэ, 2012. - 24 с.
6. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.].- М.: Вентана - Граф, 2015. - 368 с.
7. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана- Граф, 2015. - 368 с.
8. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений / И.М.Осмоловская. — М.:
Издательский центр «Академия», 2013. — 192 с.
9. Романов С.П. Новое качество инженерно-технического образования / С.П. Романов // Мир образования. - 2012. - № 2. - С. 167-171.
10. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в Сузах / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Владос, 2012. - 298 с.
11. Степанова-Быкова А. С. С79 Методика профессионального
обучения: курс лекций / А. С. Степанова-Быкова, Т. Г. Дулинец. — Красноярск: ИПК СФУ, 2012.- 321 с.
12. Шестопалов К. К. Подъемно-транспортные, строительные и
дорожные машины и оборудование: учеб. пособие / К. К. Шестопалов. - 3- е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2012. - 238 с.
13. Стуканов В.А. Устройство автомобилей : учеб. пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. — М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 496 с.
14. Конструкция автомобильных трансмиссий: Учебное пособие / В.И. Песков. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 144 с.
15.Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей: Учебное пособие/Н.А.Коваленко - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2016. - 229 с.
16. Технический сервис транспортных машин и оборудования: Учебное пособие / С.Ф. Головин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 282 с.
17. Техническое обслуживание автомобилей зарубежного производства: Учебное пособие / Туревский И.С. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 208 с.
18. Автоматические системы транспортных средств: Учебник / В.В. Беляков, Д.В. Зезюлин, В.С. Макаров, А.В. Тумасов. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
19.Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля: Учебное пособие / В.А. Стуканов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 368 с.
21. Автомобили: Учебник / А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский; Под ред. А.В. Богатырева. - 3-e изд., стер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 655 с.
22. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учебное пособие. Лабораторный практикум / В.А. Стуканов. - 2-e изд., перераб. и доп.
- М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
23. Эксплуатация транспортного оборудования/ПушминП.С.,
НескоромныхВ.В., ЛеоновС.О. - Краснояр.: СФУ, 2014. - 192 с.
24. Легковые автомобили: Учебник / Е.Л. Савич. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 758 с.