Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА КАК ОСНОВА УСПЕХА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №61572

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы субъектной активности личности 6
1.1 Понятие субъект и субъектность в
психологии 6
1.2 О субъектной активности 10
1.3 Саморегуляция, как основа субъектной активности 13
1.4 Регуляторный опыт, как основа субъектной активности 20
1.5 Итоги и общая картина субъектной активности 23
Глава 2. Организация и проведение исследования субъектной активности у школьников 9 классов 24
2.1.Организация исследования 24
2.2.Методы исследования субъектной активности и их интерпретация... 24 2.3Методы статистической обработки результатов 27
Глава 3. Результаты эмпирического исследования субъектной
активности 28
3.1 Смысложизненные ориентации, как компонент субъектной
активности 29
3.2 Рефлексивность, как компонент субъектной активности 35
3.3 Конфликтность, как компонент субъектной активности 37
3.4 Стиль саморегуляции поведения, как компонент субъектной
активности 41
3.5 Самооценка, как компонент субъектной активности 48
3.6 Адаптационные способности, как компонент субъектной активности.51
3.7 Мотивация, как компонент субъектной активности 55
3.8 Статистическое сравнение и дивергентный анализ данных учащихся с
низкой, средней и высокой успеваемостью 57
Выводы 58
Заключение 60
Список литературы


Общество всегда испытывала потребность в личности способной к самоопределению, саморазвитию, самообразование. Особо остро в таких людях нуждается современное общество, которое идет по пути гуманизации. Создаются условия для раскрытия интеллектуального, эмоционального, творческого, нравственного потенциала. Общество запрашивает активных деятелей, и все меньше нуждается в беспрекословных исполнителях. Этот сдвиг в запросе актуализирует проблему исследование активности.
Исследование активности в отечественной психологии занимались такие известные психологи, как Л.С. Выготский [1], А.Н. Ленотьев[2], С.Л. Рубинштейн[3]. Причину и источник активности пытались выяснить ученые самых разных научных направлений: психологии,
психофизиологии, социологии и т.д.
В психологической науке на данном этапе пытаются связать категорию активности с категорией субъекта, подобными исследованиями занимаются К.А. Абульханова-Славская[4], А.В. Брушлинский[5], А.К. Осницкий[6].
Введение конструкта »субъектная активность» подразумевает, что человек по отношению к самому себе может выступать и как субъект и как объект преобразования.
Интерес к пониманию субъектной активности растет, но пока эта темя недостаточна изучена.
Таким образом, актуальность нашего исследования состоит в том, что изменения, происходящие во всех структурах современного общества, требуют более глубокого пониманию сущности субъектной активности, в частности на этапе профессиональной ориентации.
Объект исследования: субъектная активность, как психологический феномен.
Предмет исследования: структура субъектной активности и ее взаимосвязь с успешной учебной деятельностью.
Цель исследования: Определить уровень развития субъектной активности учеников 9 классов.
Гипотеза: субъектная активность представляет целостный
психологический конструкт, который включает в себя ряд компонентов, и является ведущим фактором достижения успеха в учебной деятельности.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы субъектной активности.
2. Определить понятие субъектной активности личности
3. Изучить структуру организации субъектной активности.
4. Описать закономерности развития субъектной активности
5. Рассмотреть взаимосвязь успеха в учебной деятельности личностей с разным уровнем субъектной активности.
В соответствии с целями и задачами были использованы следующие методы:
1. Методы психологической диагностики: тест
«конфликтность» К. Томаса[9], Многоуровневый личностный опросник «адаптивность» А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина[10], тест «мотивация к успеху» Т. Элерса[11], тест «Рефлексивность» А.В. Карпова[12], тест «Самооценка» Н.М.Пейсахова[13], тест «Смысложизненные ориентации» Д.Крамба и Л.Махолика[14], Л.Махолика, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросанова[15].
2. Методы математической статистики: корреляционный анализ Пирсона с использованием программного пакета SPSS, графическое отображение результатов.
Состав испытуемых: исследование проводилось на базе корпуса кадетских классов города Канаш Чувашской Республики. В исследовании приняли участие ученики 9 класса государственной службы и управления и 9 класса МЧС. В работе приняли участие 42 ученика.
Теоретическая значимость исследования: систематизирована
литература по проблеме субъектной активности, был проведен теоретический анализ субъектной активности, изучена ее содержание и структура.
Практическая значимость исследования: Полученные результаты и выводы могут быть применены и положены в основу рекомендаций для совершенствования учебного процесса в школах. Опора на представления о субъектной активности позволяет успешно решать задачи профессиональной ориентации будущих специалистов.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результатом нашего исследования является то, что задачи были решены.
1) Были выявлены основные направления исследования
субъектной активности.
2) В ходе системного анализа результатов исследований зарубежных и отечественных психологов, теоретически обоснована структурная организация субъектной активности.
3) Проанализированы взаимосвязи компонентов субъектной активности с достижением успеха в учебной деятельности.
Проведенное исследование позволило установить следующее.
В ходе анализа результатов исследований зарубежных и отечественных психологов мы выявили слабую разработанность проблемы субъектной активности.
В исследовании был рассмотрен структурный компонент субъектной активности, который включает в себя мотивацию, адаптивность, Смысложизненные ориентации, рефлексию, самоотношение,
операциональный опыт.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, учебная успеваемость во многом зависит от уровня развития субъектной активности.
Проведенное нами исследование затронуло лишь малую сторону такой многогранной проблемы, как субъектная активность. В дальнейшем мы планируем продолжить исследование субъектной активности, а именно изучить условия ее формирования.



1) Абдурахманова Р.А. История психологии, идеи, концепции, направления / Р.А. Абдурахманова. - МПСИ, 2008. - С.263.
2) Абульханова К.А. Психология сознания личности. Избранные психологический труды. - Москва: МПСИ. - 1999.
3) Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: 1 том / Б.Г. Ананьев. - Москва: Педагогика, 1980. - С.48.
4) Ананьев Б.Г. Структура человека как субъекта / Б.Г. Ананьев - Вопросы психологии. - 1967. - №1.
5) Асломов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асломов - Млсква: МГУ. - 1986.
6) Безруких М.М. Проблемные дети / М.М. Безруких - Москва: УРАО. -2000.
7) Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке// Психологический журнал. -1991. - №6. - С.3.
8) Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке// Психологический журнал. -1991. - №6. - С.6.
9) Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С Выготский. - Москва: Смысл, 2005. - С.77-92.
10) Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания /В.Я Романов, Ю.Б. Дормашов. - Москва: Московский психолого-социальный институт. - 2007. - С. 36-44.
11) Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания /В.Я Романов, Ю.Б. Дормашов. - Москва: Московский психолого-социальный институт. - 2007. - С. 74.
12) Запорожец А.В. развитие произвольных движений / А.В. Запорожец - Москва: АПН РСФСР. - 1960.
13) Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - Санкт- Петербург. - 2004. - С.701.
14) Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - №5. - С. 45-57.
15) Коверзнев И.А. Психология активности и поведения / И.А. Коверзнев. - Минск: МИУ. - 2010. - С.34-51.
16) Конопкин О.А. Психологичекая саморегуляция произвольной активности // Вопросы психологии. - 1995. - №1.- С.11.
17) Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности / А.И. Крупнов - Свердловск: Знание. - 1988.
18) Глаус Г. Введение в дифференциальную психологию / Г. Клаус. - 1987.
19) Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов - Млсква: Просвещение. - 1998
20) Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг - Санкт-Петербург: Питер. - 2000.
21) Леонтьев Д.А. Тест смысложизненные ориентации / Д.А. Леонтьев. - Москва: Смысл. - 2006. - С.18.
22) Леонтьев Д.А. Деятельность. Сознание. Личность. / Д.А. Леонтьев. - Москва: Смысл. - 2005. - С.159.
23) Леонтьев Д.А. Избранные психологические произведения 2 том / Д.А. Леонтьев. - Москва: Педагогика. -1983. - С. 241.
24) Леонтьев Д.А. Категория деятельности в современной психлогии // Вопросы психологии. - 1970. - №3.
25) Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов - Москва. - 1984.
26) Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в
произвольной активности человека // Психологический журнал. - 1995. - №4.
27) Олпорт Г. Становление личности / Г. Олпорт - Москва: Смысл. - 2002.
28) Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - Москва: Обнинск. - 2010. - С.68-69.
29) Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - Москва: Обнинск. - 2010. - С. 75-77.
30) Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - Москва: Обнинск. - 2010. - С. 83.
31) Осницкий А.К. Проблема исследования субъектной активности / А.К. Осницкий - Вопросы психологии. - 1996. - №1.
32) Осницкий А.К. Якиманская И.С. Требование к учебным программам ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. - 1994. - №2. - С 64-74.
33) Петровский А.В. Психология в Росиии xx века / А.В. Петровский. - Москва: УРАО. -2000. - С.160.
34) Петровский А.В. Субъектность: новая парадигма образования // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3.
35) Петровский А.В., Ярошевский Л.В. История и теория психологии, том 2 / А.В. Петровский, Л.В. Ярошевский. - Ростов- на-Дону: Феникс. - 1996. - С.194-199.
36) Пугачов В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В.П. Пугачов. -Москва:Аспект пресс. - 2003. - С. 549-672.
37) Райгородский Д.Я. Практическа психодиагностика: методики и тесты / Д.Я Рагородский - Самара: Дом. - 2006. - С.549-672.
38) Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л Рубинштейн - Санкт- Питербург: Питер. -2003. - С.37.
39) Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков - Москва: Школьная пресса. -2000.
40) Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2000. - С. 479-480.
41) Стяпнова М.Л. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина / М.Л. Стяпнова - Вопросы психологии. - 2001. -№4.
42) Франкл В. Человек в поиске смысла / В. Франкл - Москва: Прогресс. - 1990.
43) Худновский В.Э. К проблемам соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии / В.Э. Худновский - Психологический журнал. - 1993. - №5. - С.3.
44) Чудновский В. Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический жкрнал. -1993. - №5.- С. 3-13.
45) Якобсон С.Г., Пронина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников / С.Г. Якобсон, Н.Ф. Пронина - Млсква: Просвещение. - 1967. -С.154.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ