Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИЯ НИГИЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Ф. НИЦШЕ

Работа №61513

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы46
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
234
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Зарождение и развитие концепта нигилизма у Ницше
1.1 Культурный контекст
1.2. Классическая филология и дионисийство
1.3 Концепт в философии
1.4 Оформление концепта нигилизма
Глава 2. Культура и нигилизм слабости
2.1 Как Ницше понимает культуру
2.2 Истоки пассивного нигилизма европейской культуры
2.3 Нигилизм современной эпохи
Глава 3. Культура и нигилизм силы
3.1 Проявление активного нигилизма в культуре
3.2 Сверхчеловек и культура
3.2 Сверхчеловек и культура
3.3 Счастье и трагизм культуры
Заключение
Список использованной литературы

Вследствие процессов глобализации и компьютеризации, современная культура переживает глубокие изменения, требующие осмысления. Меняется само восприятие идеи культуры в массовом сознании. Мы стали говорить, например, о «массовой культуре». Если в СССР понимание культуры, базировалась на марксистско-ленинской философии, — идея культуры опиралась на определенное мировоззрение и интерпретацию действительности, — то нынешнее понимание культуры, зафиксированное в основах государственной политики, отсылает к общим формулировкам конституции о правах и свободах гражданина. Нам не хватает серьёзной рефлексии по этой теме. Некоторые исследователи связывают необходимость размышлений в области культуры с кризисом в самой культуре и обществе в России наших дней. Ясно, что принятие одного единственного толкования культуры, пускай даже и подкрепленного разработанной философской системой, как в Советском Союзе, не гарантирует выхода из подобного кризиса. Но именно попытка говорить о культур е в разных категориях может способствовать выработке жизнеспособных установок относительно её самой. Так, в Большой Советской Энциклопедии в статье, посвященной культуре, постулируется, что культура должна вбирать все лучшее из истории мировой мысли.
Тем можно объяснить наше обращение к философии Ницше, к его рефлексии относительно проблем культуры. В этом смысле Ницше уже неоспоримо занял позицию на одном уровне с великими мыслителями всех времен. Он стоит у истоков экзистенциализма в европейской философии и литературе 20-го века. Многие концепты Ницше легли в основу постмодернизма. К нему же относится философское обоснование кризиса культуры на стыке 19-20 веков. Этот кризис культуры Ницше назвал надвигающимся нигилизмом. Примечательно, что нигилизм не рассматривался им как абсолютное зло, которое необходимо предотвратить, а, скорее, как необходимость срочного и основательного пересмотра культурных оснований, необходимости всерьез задуматься о самом понятии «культура».
С другой стороны, неустанно критикуя культурные основания Европы своего времени, Ницше ясно излагал свое видение единой Европы. При этом некоторые последующие интерпретаторы его философии использовали его идеи для оправдания различных доктрин, как левого, так и крайне правого толка. Интересно, что та же Большая Советская Энциклопедия приписывает Ницше идеи отрицания культуры, «природной антикультурности», культуры как порабощения человека и т.д., — резюмируя, всё следующим заявлением: «Вырождение этой позиции в полной мере проявилось в идеологии фашизма». Примечательна судьба прочтения Ницше в истории России. В дореволюционную эпоху Ницше существенно влиял на течение интеллектуальной жизни в России. Его влияние испытали разные мыслители от В. Соловьева до М. Горького. Советская эпоха принесла с собой забвение и огульное обвинение в фашизме, постсоветская России вернула Ницше для читателя и исследователя, и он стал крайне популярным. В мировом ницшеведении говорилось о 1990-х годах как о времени «ницшеанского ренессанса в России и Восточной Европе». Тогда как интерес к Ницше в Европе не прекращался, поскольку в его философии разработаны многие из проблемных тем прошлого и нашего столетий, в России только начался новый этап открытия Ницше. Нам кажется, что обращение к идеям Ницше может благотворно повлиять на обновления культурного контекста в нашей стране, дать ему новые векторы развития, кроме того, это может помочь осмыслить прошлое, в котором Ницше сыграл, в целом, немаловажную роль для российской культуры.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСИ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В дореволюционной России активно обращались к исследованию наследия Ницше. Общий очерк философско-культурной концепции Ницше оставили такие мыслители как В. Иванов, А. Белый, Л. Шестов, Н. Бердяев. В 1920-х годах Ницше вследствие идеологических причин был изъят из советских библиотек. Но именно в этот период еще можно было обращаться к Ницше с точки зрения философии культуры и его видения античности. Эту проблематику можно найти в работах В.Иванова, Ф.Зелинского, В.Вересаева, А.Лосева.
Начиная с 90-х годов в России вышло большое количество ценных ницшеведческих работ. В первых рядах выделяются имена следующих исследователей: В. Бибихин, В. Визгин, А. Гусейнов, В. Кантор, В. Каплун, А. Лаврова, Б. Марков, В. Миронов, А. Михайлов, Н. Мотрошилова, А. Мочкин, В. Подорога, А. Россиус, К. Свасьян, И. Эбаноидзе.
Интерес многих исследователей сфокусирован на про блемах нигилизма и иррационализма (И.Антонович, Д.А.Данелия, В.Б. Кучевский и др.), но нигилизм не связывается на прямую с тематикой культуры. Культурологические проблемы все еще недостаточно исследованы в отечественной литературе. Из числа обращавшихся к культурологическим идеям Ницше стоит отметить имена П. Гуревич, Г. Ирицян. С точки зрения философской антропологии к проблемам нигилизма в русской и европейских культурах обращался в Б. Марков.
В 1999-2000 годах немецкий исследователь Мюллер Лаутер издал три тома Nietzsche-Interpretationen,которые суммируют накопленные за столетие интерпретации мыслей философа. В немецкой литературе недавно был издан обширный сборник статей «Nietzsche - Philosoph der Kultur(en)?yy, который призван закрыть пробелы в изучении понятия культуры Ницше. В нем под разными углами ставятся вопросы касательно культурологических проблем.
Стоит отдельно отметить, что в России только пару лет назад завершилось издание полного собрания сочинений Ницше под общей редакцией И. Эбаноидзе. Сам редактор считает, что «За последние десятилетия Ницше стал едва ли не самым издаваемым в России философом. Но хотя число его публикаций исчисляется десятками, научная ценность подавляющего большинства из них равна нулю. Причина в том, что издатели слепо пользуются тем ницшеведческим арсеналом, который был накоплен в России в начале столетия, и механически воспроизводят публикации, устаревшие как в научном, так и в языковом отношении» . Таким образом, издание нового полного собрания сочинение есть эпохальное событие, должное открыть путь для новых исследований. Особенно, учитывая тот факт, что впервые были полностью изданы посмертные заметки Ницше. В европейской исследовательской литературе эта тема получила названия «Nachlass-проблемы», которую запустил М. Хайдеггер назвав всё изданное Ницше при жизни только передним планом его философии, — истинная же философия осталась скрыта в посмертных
7 заметках. Это утверждение подкрепляет наше мнение о необходимости дальнейшего обращения к философии Ницше.
ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования в работе являются культурологические идеи философии Ницше, а её предметом выступает понятие нигилизма как ядро понимания концепта культуры в его философии.
Основная цель данного исследования состоит в реконструкции концепта культуры Ницше посредством раскрытия глубины концепта нигилизма.
ЗАДАЧИ:
— Проанализировать происхождение термина «нигилизм» в культурном контексте европейской культуры.
— Разобраться в развитии концептуальных составляющих нигилизма в философии Ницше разных этапов.
— Рассмотреть нигилизм в двух главных аспектах, проявляющихся в философии Ницше, и определить место этого концепта в осмыслении культуры.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В ходе работы были использованы некоторые приемы и принципы, характерные для историко - философского, общенаучного и текстологического методов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мы рассмотрели происхождение слова нигилизм в культурном контексте Европы 18-19 веков. Так, стало ясно, что с самого начала нигилизм являлся своеобразной реакцией на культурный проект эпохи Просвещения с его приматом рациональности. Главным виновником возникновения этого слова можно с некоторой натяжкой считать И. Канта. Его философия показалась современникам началом безбожия в культуре. Нигилизм долго оставался нечетко определенным термином до того, как движение позитивизма не захлестнуло Европу. Самым известным из них для последующих эпох стал герой литературный — Евгений Базаров, который шокировал общественность своим полным неприятием признанных (незаслуженно, по его мнению) авторитетов, опираясь исключительно на позитивное знание. Другим нигилистом от литературы был герой романа Н. Чернышевского «Что делать?». Рахметов — герой намеренно идеализированный — уже напрямую связывался с революционным движением. Далее нигилизм был «запятнан» проявлениями жесточайшего революционного террора в Российской Империи, прежде всего убийством царя. В этот момент Ницше, развивая идеи своей философии, заинтересовывается новым проявлением в культурной среде.
С самого начала Ницше занимается тем, что стремится предложить возможность обновления современной культуры, которая, как ему кажется, серьезно больна. Как филолог-классик, за ответом он обращается к истории и культуре античности. Будучи больше чем просто филологом, Ницше уже в общих чертах представляет механизм, в соответствии с которым функционировали и функционируют культуры всех времен. В культуре происходят процессы вечной реинтерпретации ценностей. Когда ценности набирают вес относительно воли к власти, начинается эпоха активного нигилизма, на которую приходятся самые яркие проявления культуры. Эти периоды неизбежно кратки, их сменяют эпохи варварства в смысле смешения стилей, ценностей, толкований. Ницше предлагает считать культурой именно эпохи активного нигилизма, в то время как вторые лишь предвещают болезнь и необходимость лечения.
Концепция культуры Ницше преодолевает классические концепции культуры Ж. Вико, Ж.Ж. Руссо, И. Гердера, И. Канта или Г. Гегеля. Преодолевается прежде всего идея прогресса культуры. Культура как бесконечно открытый горизонт толкований никуда в абсолютном смысле не движется. Идея нигилизма предполагает вечную борьбу за волю к власти. Культура достигает своего расцвета тогда, когда на короткий промежуток времени нигилизм силы преобладает и приносит новые более отвечающие запросам жизни интерпретации. Так, Ницше всегда ставил в пример культуры нигилизма силы своего времени Наполеона и Гете: «Были предприняты две великие попытки преодолеть XVIII столетие: Наполеон, воскресивший мужчину, солдата и великую борьбу за власть, замысливший политически объединить Европу Гете, грезивший о единой европейской культуре, призванной стать совокупным наследием всех уже имеющихся достижений гуманности». Нам кажется ясным, что ницшевская концепция остается ценной для современности. Сам он стремился указать на две вещи: «От чего я предостерегаю: никогда не путать упадочнические инстинкты с гуманностью <, а именно>: разрушительные и неизбежно приводящие к упадку средства цивилизации нельзя путать с культурой: libertinage, принцип «laisser aller» не путать с волей к власти (—принципом прямо противоположным)». Вопросы цивилизации и культуры в связи с проявлениями процессов глобализации остались как нельзя кстати. Современные принципы либерализма, стремящиеся к максимальной производительности экономики, максимальной боеспособности армии часто в ущерб смыслу культуры также не изменились со времен Ницше.



1. Большая советская энциклопедия (3-е изд.). Том 13. / М.: Сов. энциклопедия, 1969—1978.
2. Брентано К. Избранное. Сборник / Сост. С.С. Аверинцев. — М.:Радуга. 1985 // С.С. Аверинцев. Поэзия Клеменса Брентано.
3. Гельдерлин. Сочинения. М., Художественная литература. 1969.
4. Делез. Ж., Гваттари. Ф. Что такое философия? / Алетейя, СПб, 1998
5. Михайлов. А. В. Эстетика немецких романтиков. — СПБ.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2006.
6. Ницше. Ф. Ницше. Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 1. Часть Вторая. / Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2014.
7. Ницше. Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 3. / Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2014.
8. Ницше. Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 4. / Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2007.
9. Ницше. Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 5. / Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2012.
10. Ницше. Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 6. / Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2009.
11. Ницше. Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 7. Черновики и Наброски 1869-1873 гг. / Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2007.
12. Ницше. Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 8. / Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2008.
13. Ницше. Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 9. Черновики и наброски 1880-1882 гг. / Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2013.
14. Ницше. Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 10. / Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2010.
15. Ницше. Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 11. / Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2012.
16. Ницше. Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 12. / Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2005.
17. Ницше. Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 13. Черновики и наброски 1887-1889 гг. / Ин-т философии РАН. М.: Культурная революция, 2006.
18. Платон. Сочинения в четырех томах. Т 2. М.: Мысль, 1993
19. Платон. Сочинения в четырех томах. Т.3. М.: Мысль, 1994
20. Степун, Ф. Трагедия творчества. (Фридрих Шлегель) / Ф. Степун // Логос.
- М. : Тип. Рус. Т-ва, 1910. - Кн. 1
21. Стронг Т. Б. Философия и политика культурной революции // Ницше и современная западная мысль. Сборник статей под редакцией Виктора Каплуна. Летний сад. СПб, М.: 2003.
22. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 12. Война и мир. Т. 4. / «Художественная литература», 1940
23. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Том седьмой. 1861-1867. М.: Наука, 1981.
24. Шестов Л.И. Шекспир и его критик Брандес. АСТ, 2000.
25. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т.1.
26. Deleuze G. Nietzsche et la philosophie. / Paris, Presses universitaires de France, 1962.
27. Duhamel. R. Die Decke auf den Kopf: Versuch einer Deutung des Nihilismus. Konigshausen&Neumann, 2008
28. Gillespie M. A. Nihilism Before Nietzsche / Chicago: The University of Chicago Press, 1994. Heidegger M. Gesamtausgabe. Band 43. Nietzsche: der Wille zur macht als Kunst.
29. Heidegger M. Gesamtausgabe. Band 43. Nietzsche: der Wille zur macht als Kunst.
30. James Porter, «After Philology», New Nietzsche Studies, 4: 1/2,
31. Jean Paul's sammtliche Werke: in vier Banden, Volume 3. Paris, 1843.
32. Krug, W. Encyklopadisches Lexikon in Bezug auf die neueste Literatur und Geschichte der Philosophie
33. Kuhn, E. Friedrich Nietzsches Philosophie des europaischen Nihilismus. / de Gruyter, Berlin, New York, 1992.
34. Nietzsche, F. Kritische Gesamtausgabe. V/1. / Hg. v. Giorgio Colli u. Mazzino Montinari. Bischer, Berlin, New York, 1975.
35. Nietzsches personliche Bibliothek. Hrsg. v.. Campioni, Giuliano/D'Iorio, Paolo/Fornari, Maria Christina/Fronterotta, Francesco/Orsucci, Andrea. 2003.
36. R. Reschke, «Philosophia Non Grata. Friedrich Nietzsche in the German Democratic Republic (1982—1989)», in: East Europe reads Nietzsche, edited by A. Freifeld, P Bergmann, B. Rosenthal. New York: Columbia Uni- versity Press, 1998
37. Vahingen, H. Nietzsche als Philosoph. Berlin: 1902


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ