Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПРАВДАНИЕ ДЕТСТВА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №102871

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы47
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Настоящая работа посвящена философскому анализу оправдания детства как атрибутивного феномена культуры, приобретающего различные формы в зависимости от аксиологических оснований и онтологических экспликаций, свойственных определенным типам культуры.
Детство в течение XX столетия перемещалось с тематической периферии в центральную сферу философского внимания. Это перемещение коснулось и многих других некогда периферийных для философии тем. Одной из причин такой экспансии философии является лавинообразный рост междисциплинарных проблем, осмысление которых требует мобилизации не только научных, но и всех прочих культурных ресурсов. Философия же, будучи отрефлексированным выражением культуры, становится формой и способом мобилизации этих ресурсов. В современной науке детство рассматривается не только как педагогическая, психологическая или физиологическая тема. Пространные или попутные педагогические экскурсы Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Ницше, М. Шелера и многих (так или иначе - всех) других столпов мировой философии не являются случайными. Более того, сегодня они предстают как обязательные. Именно в этой связи С.И. Гессен назвал педагогику прикладной философией. Философскую значимость педагогической практики и отражающей ее педагогической теории подтвердил и Международный философский конгресс «Пайдейя: философия в воспитании человечества» (Бостон, 1998).
Вместе с тем педагогика, доросшая до осознания себя прикладной философией, первичной проблемой устанавливает не содержание образования, не дидактические системы и не методики преподавания, а феномен детства во всей его невместимости в дисциплинарные границы наук. Об этом ярко заявил уже в XIX в. К.Д. Ушинский в своей «Педагогической антропологии». Эта же причина побудила советских ученых конституировать в 20-е гг. XX в. педологию, а немецких авторов в это же время - набирающую по сию пору силу уже не только в Германии педагогическую антропологию, или антропологическую педагогику, ставшую в одной из своих ветвей так называемой «антипедагогикой». Растет внимание к философии детства и в постсоветской России.
Сегодня происходит переоценка значения, природы, места детства в социуме. Меняется общественное и научное отношение к детству. Акцент на долженствовании взрослых по отношению к ребенку и ребенка по отношению к взрослым сменяется правовой доминантой. Именно в нашу эпоху - 20 ноября 1989 г. - принята одобренная Генеральной Ассамблеей ООН Международная Конвенция о правах ребенка. 18 августа 1994 г. вышел специальный Указ Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России»», 24 июля 1998 г. принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Только террористические акты в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. стали причиной переноса Международного форума, посвященного проблемам детей, на который должны были съехаться руководители более 70 стран мира. И символично, что детство, будучи метафорой всякого кануна, приковывает к себе философский исследовательский интерес в начале нового тысячелетия.
Для России канун нового тысячелетия сопряжен с очередной попыткой преодоления правового нигилизма. Философия права, учитывающая богатейший опыт Европы и весомое социокультурное своеобразие, уникальность российских реалий, требует своего философско-культурологического и философско-антропологического расширения и углубления. Между тем именно недостаточность философско-правовой проработки отношений взрослого мира к детству задает огромные воспитательные, в том числе профессионально-педагогические, издержки. Следует также сказать, что детская безнадзорность и беспризорность стали буднями постсоветской российской жизни, а существующая система борьбы с этими явлениями неэффективна.
Детство же, прежде чем стать точкой приложения педагогических усилий, обремененных небесспорными идеалами взрослых, нуждается в практическом оправдании. Последнее понимается автором как социальное и экзистенциальное приятие, противоположное различным формам негации и обеспечивающее, тем самым, стабильность культуры. Практическое оправдание констатируется средствами морали и права, но развернутое теоретическое выражение оно получает в особом способе рефлексии своих оснований и их экспликаций - в философском оправдании, являющемся, в свою очередь, атрибутивным измерением философии, дополняющем ее критическое измерение. Поскольку идеалы и ценности взрослых существенным образом заданы определенной культурой и составляют ее духовное ядро, постольку становится необходимым специально до сих пор не предпринимавшийся сравнительный философский анализ проблемы оправдания детства в контексте наиболее значимых для российских реалий типов культуры.
Степень научной разработанности проблемы. Ввиду реализации не предпринимавшегося до сих пор философского анализа оправдания детства, в диссертационном исследовании потребовался учет двух разноплановых пластов научного наследия: во-первых, посвященного осмыслению феномена детства; во-вторых, связанного с опытом построения философских оправданий.
Значительный материал для философской рефлексии социокультурного положения детства в различных регионах планеты предоставляют труды Э.Б. Тайлора, Дж. Фрезера, Н.Н. Миклухо-Маклая и других этнографов. К ним можно отнести и некоторые публикации К. Леви-Строса, что лишь усиливает научную значимость его философских работ. Эпохальными стали работы М. Мид и Э.Г. Эриксона. Особо следует отметить вклад в отечественную философию детства И.С. Кона, в том числе как организатора замечательной серии исследований, посвященных этнографии и философии детства. Продолжает поражать своей актуальностью вышедшая в середине XX века работа Дж. Нидхэма «История эмбриологии», связавшая историю этой науки о самом начале индивидуального человеческого существования с религией, философией, педагогикой и психологией. Заслуживает самого пристального внимания и постоянно осуществляемый в последнее десятилетие социологический мониторинг сферы образования детей, вскрывающий изменения как в социокультурном положении детей, так и в отношении к детству со стороны взрослых.
Научный интерес к избранному нами ракурсу рассмотрения проблемы детства можно найти в ряде многочисленных публикаций философов, культурологов, педагогов, психологов. Вехами в науке о детстве XX века стали работы С.И. Гессена, поднявшего педагогику до философского уровня своего времени; В.В. Зеньковского, соединившего православно-христианский взгляд на детство с достижениями научной психологии; Ф. Арьеса, обратившего внимание всего научного сообщества на своеобразие отношения к детству в средневековой Европе; В. Йегера, систематизировавшего взгляды на детство античных философов; О. Вольнова, Г. Нооля, Г. Роота, превративших педагогическую антропологию в полновесную самостоятельную комплексную науку. Требуют своего дальнейшего философского осмысления работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Велико значение творческого наследия Я. Корчака, особенно в свете трагедии его педагогической судьбы.
Заметную роль в становлении отечественной философии детства сыграли Т.П. Щедровицкий, активно боровшийся против трюизмов официальной педагогики; Ю.П. Азаров, разносторонне осмысливающий основы и пути реализации гуманистической педагогики; Ш.А. Амонашвили, привлекающий внимание уже несколько десятилетий не только своей педагогической практикой, но и попытками связать ее с мировой философской и религиозной мыслью. Один из первых в нашей стране обратил должное внимание на феномен педагогической антропологии В.Б. Куликов. Интерес вызывает точка зрения А.Г. Асмолова, оказавшего не только концептуальное, но и организационное влияние на современную отечественную педагогику. Большой резонанс получила педагогическая экспликация философско-культурологической концепции В.С. Библера. Значительную работу по философско-антропологической и философско-культурологической рефлексии истории, теории и практики в сфере взаимодействия взрослых и детей ведет Б.М. Бим-Бад. Обстоятельный философско- антропологический и герменевтический анализ педагогики содержится в работах Л.А. Беляевой, В.В. Мацкевича. Оригинальную педагогику, основанную на авторской философии культуры и детства, предложил А.М. Лобок. Свежий философско-культурологический взгляд на детство содержат публикации Л.М. Андрюхиной. Попытку развить классические философско-педагогические идеи предприняла Л.К. Рахлевская. Важный аспект педагогической антропологии удалось раскрыть К.М. Левитану. Работы, посвященные личностно ориентированной педагогике, открыли новую страницу в отечественной науке о детстве (Д А. Белухин, О.С. Гребенюк и др.). Попытку широкого философского осмысления итогов и перспектив развития педагогики предприняли Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, М.Н. Дудина, Б.В. Емельянов, И.А. Колесникова, А.М. Лобок, А.И. Лучанкин, О.Г. Прикот, В.Д. Семенов, Ф. Хофман, К.А. Шварцман, свящ. Евг. Шестун.
Второй пласт актуализируемого в диссертационном исследовании научного наследия отличается не менее значительным многообразием. Разработка проблемы оправдания приобрела классический характер в трудах Пелагия, бл. Августина, Ансельма, Эразма, М. Лютера, Ж. Кальвина, С. Киркегора, Г. Лейбница, И. Канта, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, ЛИ. Шестова. К истории тео- и антроподицеи все более активно обращаются и современные авторы (отечественные - Е.Н. Камельчук, Е.П. Корогодова, Е.И. Морозов, Э.Н. Перевалова, А.П. Романова, Е.А. Сидоренко, О.С. Соина, А.Ф. Управителев, М.Б. Хомяков и др.; зарубежные - М. Acock, L. Boltanski, G. Braungart, F.W. Dauer, A. Gewirth, E.W. Lopez Castellon, N. Nelson, K. Nielsen, LP. Pojman, N. Rescher, G.N. Schlesinger, W.L. Sessions, N.E. Simmonds, S.P. Stich, L. Thévenot, P. Wagner, B. Wrightsman и др.).
Возрождается интерес не только к предметам различного рода философских и других гуманитарных оправданий, но и к самому оправданию как способу рефлексии. Так, В.Р. Боровяк предлагает критику экзистенциалистского оправдания милитаризма, В.Л. Махлин определяет философию О. Розенштока-Хюсси как социодицею, B. В. Сербиненко строит оправдание культуры, М.В. Погодин - оправдание общества, В.И. Шамшурин - оправдание государства и права, В.А. Шуков и Т.Н. Хон - оправдание случайности, М.Г. Фаустова реконструирует негативную теодицею в контексте атеистического экзистенциализма А. Камю, Ф. Цанн-кай-си предлагает оправдание повседневности. К.М. Ольховиков в 2000 г. публикует монографию «Нравственное оправдание метафизики: Россия и Запад». Предпринят опыт оправдания провинции автором настоящего исследования. Все это весьма симптоматично, и объясняется необходимостью сознательной реанимации оправдания как одного из неотъемлемых способов философствования. До него, наконец, дошла очередь в процессе преодоления последствий государственного мировоззренческого диктата.
Последнее относится, однако, скорее к термину «оправдание». Дело не только в том, что официальная философия в СССР вынуждена была выполнять апологетическую, оправдательную функцию в отношении партийно-государственной политики и как бы избегала настоящего имени этой функции. Дело еще и в том, что всякая философия апологетична (оправдательна) в каком-то, важном для философа, отношении. Всякая философия что-то защищает и, более широко, что-то оправдывает. Различение же терминов «оправдание» и «апология» автор связывает в первую очередь с этимологией и современным словоупотреблением, позволяющими в апологии акцентировать на (апо-) логическом способе защиты, а в оправдании - не столько на логике и не столько на защите, сколько на правде и праве как основаниях и силе, обеспечивающих при необходимости и защиту.
Детство же нуждалось и продолжает нуждаться в защите, в силе и основаниях, которые бы его защиту обеспечили. Благодушный предрассудок об инстинктивной и потому якобы повсеместной любви к детям до сих пор непоколебим в массовом сознании, хотя лишен серьезных подтверждений в исторических, этнографических, психологических исследованиях. Особо следует выделить работы Л. Демоза и других психоисториков, аргументированно представивших историю человечества как историю инфантицида. Нетерпимость к такому положению детства - симптом нынешнего мироощущения и миросозерцания. И так же, как требуют осмысления мироощущение и миросозерцание, становящиеся доминирующими в XX - XXI вв., так требует осмысления и философского анализа положение детства в культуре. Осмысления не только причин исторического и современного инфантицида, но и теоретического, и в первую очередь практического оправдания детства, без которого не было бы никакой истории человечества вообще.
Однако исследований, обстоятельно осмысляющих философско-мировоззренческое значение детства, почти нет. Тем более нет работ, прямо посвященных проблеме оправдания детства и философскому анализу его оправдания, в том числе в различных культурах. Многие исследователи отталкиваются от мировоззренческого значения детства, имеют его в виду, предполагают, прорисовывают некоторые штрихи, уходя при этом в интересную и поучительную конкретику. В работах В.В. Мацкевича мировоззренческое значение непосредственно связывается с категорией права. Но и этот автор остается только на уровне констатации права как социальной реальности, не обращаясь ни к философии права, ни тем более к философскому анализу оправдания детства. Восполнению данного пробела в философско- антропологической рефлексии положения детства в культуре должна послужить разработка темы, ставшей предметом настоящего диссертационного исследования. Само же исследование и его результаты стали первым завершенным опытом решения этой крупной научной проблемы.
Цель и задачи исследования. Главная цель работы - сравнительный философский анализ оправдания детства как выражения позитивного мировоззренческого отношения культур к подрастающему поколению в единстве его практической и методологически отрефлексированной, теоретически эксплицированной и методически оснащенной составляющих. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
1. Экспликация оправдания детства как феномена культуры.
2. Философский анализ оправдания детства в языческой культуре.
3. Философский анализ оправдания детства в христианской культуре. 4 Философский анализ оправдания детства в секулярной культуре.
5. Философский анализ оправдания детства в культуре второй половины XX - начала XXI вв.
6. Сравнение результатов философского анализа оправдания детства в различных культурах.
Методологическая основа и теоретические источники исследования. Исходными методологическими принципами настоящего исследования стали: принцип единства логического и исторического (1), позволяющий устанавливать корреляции и взаимодетерминацию практических реалий культуры и их рефлексивно-теоретического выражения; принцип диалектической противоречивости (2), позволяющий учитывать при анализе культур как их несоизмеримость, так и возможности сравнения по различным основаниям; принцип дополнительности (3), позволяющий отражать культурно-исторические реалии как гетерогенные и гетерономные; принцип относительности (4), позволяющий сохранять критическую рефлексивную дистанцию по отношению к анализируемым и получаемым в результате анализа интерпретациям и оценкам.
Существенную методологическую значимость для настоящего исследования имели труды Г.Дж. Бермана, показавшего укорененность европейской традиции права в церковных реформах Х1-ХП вв.; В.В. Бибихина, выявившего глубокие корреляции культуры речи и культуры молчания; С.И. Гессена, отразившего единство эволюции педагогической теории и ее социокультурного контекста; В.В. Зеньковского, истолковавшего психологию детской игры с позиций христианского вероучения; В. Йегера, осмыслившего историю античной философии как историю теории и практики воспитания; В.Е. Кемерова, выразившего современную метафизику как в первую очередь динамику; Т.Х. Керимова, концептуально обосновавшего гетерологию; С.Л. Кропотова, раскрывшего единство современной социокультурной экономии, художественной практики и их философской рефлексии; А.Ф. Лосева, осуществившего фундаментальный анализ единства античной мифологии и философии; Дж. Нидхэма, обосновавшего взаимодействие истории эмбриологии с историей религии и философии; М.К. Петрова, раскрывшего механизмы культурной трансляции и культурной трансмутации; Д.В. Пивоварова, предложившего концепцию религии как функционального механизма, обеспечивающего самосохранение культуры; Е.Г. Трубиной, выявившей диалектику основания и безосновности в европейской метафизике; М. Фуко, продемонстрировавшего эпистемологическое родство доминирующих в определенной культуре систем социальной дисциплины, воспитания, перевоспитания, наказания и казни; Л.И. Шестова, вскрывшего противоречивость процесса реализации библейских ценностей в истории европейской культуры.
Основными методами диссертационного исследования выступили: феноменологический анализ (1) текстов, репрезентирующих определенную культуру, явно или неявно выражающих практическое оправдание ее основополагающих идей и ценностей; логическая экспликация (2) апологетической составляющей анализируемых текстов и теоретическая реконструкция (3) имманентного им латентного или прямого оправдания детства.
Для решения поставленных в исследовании задач используется широко применяемая в научной литературе социально-историческая типология культур, выделяющая языческий (архаический), христианский, секулярно-гуманистической типы. В соответствии с этой типологией особо выделяется вторая половина XX - начало XXI в. как эпоха становления нового социально-исторического типа культуры, характеризующегося плюралистичностью, мозаичностью, толерантностью, диалогом, открытостью, префигуративностью, глобализацией, повышенными экзистенциальными и цивилизационными рисками и ростом необходимости ответственности всех и каждого.
Как всякая крупная проблема философии и культуры, оправдание детства имеет широкий междисциплинарный характер. Поэтому для решения задач настоящего исследования привлекается разнообразная источниковедческая база, представляющая достижения историографии, культурологии, этнографии, психологии, педагогики, эмбриологии, юриспруденции, физиологии, лингвистики и других наук. Осуществление социокультурного сравнения возможно только с привлечением как исторических документов, текстов соответствующих эпох, так и результатов проделанной в литературе их аналитической рефлексии. Особое значение здесь имеют многочисленные исторические памятники-свидетельства разнообразных форм прямого выражения отношения взрослого мира к детству в педагогической практике и их теоретической рефлексии в философских и научно-педагогических текстах. Рамки настоящего диссертационного исследования не вместили немаловажный и репрезентативный материал, связанный с темой детства в художественной литературе, изобразительном искусстве, музыке различных культур. Его анализ, в том числе в целях настоящего исследования, потребовал бы весьма обстоятельного теоретико-искусствоведческого опосредования, что само по себе очень интересно и достойно отдельной работы. Автор сознательно ограничился вышеназванными и, на его взгляд, вполне релевантными источниками.
Требует определенного указания значение, вкладываемое автором в слово «детство», поскольку при колоссальной его общеупотребительности колоссальна и его многозначность, находящая применение в бесконечных метафорах и идиомах. Осложнение при строгом философско-культурологическом анализе возникает еще и вследствие запущенного в научный оборот Ф. Арьесом небесспорного утверждения об «изобретении» детства в начале Нового времени. Учитывая сильную подверженность изменениям значений «детства» в различных культурах, в диссертационном исследовании используется значение инвариантное, зафиксированное во всех международных и отечественных правовых документах - «человеческое существо до восемнадцати лет».
Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. В диссертации осуществлены реконструкция и философский анализ оправдания детства в различных социокультурных контекстах. Вместо описательных сравнений положения детей в различных культурах и социумах, представленных в этно- и историографической литературе, вместо феноменологических констатаций, привычных для психологической, педагогической и юридической литературы по проблеме детства, вместо линейного детерминизма и автоматического эволюционизма «психоистории» Л. Демоза, лишь обвиняющей историю человечества в инфантициде, предлагается философско-компаративистский анализ культур под углом зрения оправдания ими детства. Основные положения диссертационного исследования, определяющие его научную новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
1. На основе анализа различных версий теодицеи определена методологическая структура оправдания как способа философской рефлексии; этапами, предваряющими оправдание и предъявляющими для его реализации свои результаты, выступают генеалогия, усиология, топология, телеология и эргонология.
2. Установлено, что оправдание детства как феномена культуры реализуется либо в соответствии с определенным онтологическим правилом, нивелирующим детство, либо в соответствии с признанием права ребенка на инаковость.
3. Показана эволюция в европейской культуре мировоззренческого отношения социума к детству; ступенями этой эволюции являются культура детства языческая, христианская, секулярная, современная.
4. Показано, что в языческой культуре детства дитя трактуется как потенциальное бытие, генеалогически эмалирующее из небытия, топологически пребывающее на грани бытия и небытия, усиологически несущее собой в бытие ничтойность, телеологически устремленное к бытию, эргонологически ограничивающее бытие ничтойностью; языческое оправдание детства реализуется в соответствии с нивелирующим его онтологическим правилом эманационно-реинкарнацион¬ного круговорота.
5. Дана характеристика христианской культуры детства, в которой дитя трактуется генеалогически как дар Божий, усиологически как Божья тварь, не отягченная грехами взрослых, как чистый образ Божий, топологически близкий к Царству Божьему (ангелоподобность), телеологически устремленный в Царство Божье, эргонологически свидетельствующий о Царстве Божьем; в христианстве детство есть высшая онтологическая правда человека перед Богом, а оправдание тем самым реализуется в соответствии с богоданным правом ребенка на инаковость миру сему.
6. Дана характеристика секулярной культуры детства, которая формируется в Новое время, где дитя трактуется генеалогически как закономерное следствие естественных причин, усиологически как природный субстрат для потенциальной личности, топологически как встреча природного и социального, телеологически как будущая личность, эргонологически как требующая специальных педагогических усилий социума природа. Согласно секулярному гуманизму, дитя оправдывается как возможность личности: либо из него следует формировать личность в соответствии с педагогическими правилами социализации (социоцентрическая версия); либо ждать, когда оно созреет в соответствии с законами (правилами) природы (биологизаторская версия); либо ждать, когда оно само сформирует из себя личность в соответствии с полагаемыми себе самим правилами (либералистская версия).
7. В культуре детства второй половины ХХ-начала XXI в. дитя трактуется как индивидуальность со своими правами. В оправдании феномена детства, в воспитании, в образовании в целом на первый план выдвигается идея самоценности детства, суверенности ребенка в его встрече с насущно-Другим, что выводит вопросы происхождения («природы»), сущности, целей («взрослой будущности») отдельного ребенка и детства как такового из-под пристального и навязчивого внимания взрослых. Детство оправдано прежде всего топо- и эргонологически - его насущной данностью миру взрослых здесь и сейчас. Педагогика прежде всего обращается не к целям, не к содержанию учебных предметов, а к условиям и ситуациям как среде непосредственного бытия ребенка, где решающими рассматриваются свободная и искренняя взаимная ответно-ответственная насущность ребенка и взрослого друг другу.
Научно-практическое значение работы. Положения и выводы, полученные в результате работы, могут быть использованы в качестве теоретико-методологической базы в общественных и гуманитарных науках, которые исследуют проблему детства (философская антропология, философия культуры, культурология, социология, психология, педагогика, ювенальное право, история и др.).
Результаты исследования могут применяться в преподавательской практике. Сам автор использовал теоретические положения диссертации в процессе преподавания учебных дисциплин «Философия», «Философия культуры», «Философия образования», «Философская антропология», «Педагогическая антропология», «Юридическая антропология», «Образовательное право» в вузах и учреждениях дополнительного профессионально-педагогического образования г. Екатеринбурга.
Результаты исследования нашли отражение в тексте Государственного образовательного стандарта (национально-региональный компонент) среднего педагогического образования Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.09.2000 г. № 789-1111.
Результаты исследования использовались автором при разработке концептуальных и программных документов муниципальной гимназии № 177 г. Екатеринбурга, а также используются в процессе научного и организационного руководства реализацией экспериментального образовательного проекта «Внедрение программы «Образ и мысль» в Свердловской области».
Апробация основных идей исследования. Основные научные результаты докторской диссертации опубликованы в монографиях «Социокультурные смыслы детства» (Екатеринбург, 1998), «Образование педагога: приоритеты и условия» (Екатеринбург, 2001; в соавторстве), «Оправдание детства: от нравов к праву» (Екатеринбург, 2002), в журналах «Философские науки: Научно-теоретический журнал», «Магистр: Международный психолого-педагогический журнал», «Социс: социологические исследования», в материалах 17 всероссийских и международных конференций и симпозиумов. Общий объем публикаций автора по теме диссертации составляет более 35 печатных листов.
Положения и основные идеи диссертации обсуждались:
на семинаре докторантов ИППК при Уральском государственном университете им. А.М. Горького (Екатеринбург, 1997, 1998, 2001, 2002);
на международных научных конференциях «Культура и рынок» (Екатеринбург, 1994), «Русская культура и мир» (Нижн. Новгород, 1994), «Культурное достояние Урала и Сибири» (Екатеринбург, 1995), «Европа на рубеже тысячелетий» (Екатеринбург, 1998), «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство» (С.-Петербург, 1999), «Логика толерантности и права» (Екатеринбург, 2001);
на всероссийских научных конференциях, симпозиумах, конгрессах «Провинциальная культура» (Самара, 1992), «Культура и религия» (Екатеринбург, 1993), «Духовность и культура» (Екатеринбург, 1994), «Философия образования и традиции русской школы» (С.-Петербург, 1995), «Философское сознание в постмарксистском состоянии» (Челябинск, 1996), «Концептуальные основы непрерывного гуманитарного образования» (Екатеринбург, 1997), «Творчество и культура» (Екатеринбург, 1997), «Судьба России: Исторический опыт XX столетия» (Екатеринбург, 1998), «XXI век: Будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, 1999), «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». (С.-Петербург, 2000), «Культурологический подход в образовании» (Екатеринбург, 2001);
на региональных научных и научно-практических конференциях «Гуманитаризация образования: мифология, религия, искусство» (Екатеринбург, 1992), «Проблемы регионального образования: гуманитарный аспект» (Екатеринбург, 1993), «Инновационная деятельность в системе образования» (Псков, 1995), «Образование взрослых в России на рубеже XXI века: проблемы и перспективы» (С.-Петербург, 1995), «Философия и социология образования на пороге XXI века» (Екатеринбург, 1996), «Уральская философская школа и ее вклад в развитие современной философии» (Екатеринбург, 1996), «Образовательная политика МВД России: проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 1997), «Эпистемы: Материалы межвузовского семинара» (Екатеринбург, 1998), «Учебный диалог в развивающем обучении: Профессиональная компетентность педагога, и инновационные процессы в образовании» (Екатеринбург, 1998), «Детство. Образование. Богословие и культура (Возрождение софиологии и софиология возрождения на Урале)» (Екатеринбург, 1998), «Современные подходы к развитию образовательной практики» (Екатеринбург, 1999), «Теория и практика профессионального самоопределения в условиях педагогического колледжа» (Нижн. Тагил, 1999), «Образование в Уральском регионе: научные основы развития» (Екатеринбург, 2000), «Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: методологические и методические проблемы» (Екатеринбург, 2000), «Человек в современном обществе: социальная ориентированность образования» (Екатеринбург, 2000), «Образование в Уральском регионе: научные основы развития» (Екатеринбург, 2002) и др.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографического списка, включающего 436 источников. Общий объем диссертации - 244 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург: Банк Культурной Информации, 1998, (Сер. «Филос. образование». Вып. 2). 152 с.
2. Образование педагога: приоритеты и условия. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2001. 68 с. (В соавт.).
3. Оправдание детства: от нравов к праву. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. 165 с.
4. «Казанский феномен» провинциальной антикультуры// Провинциальная культура: Тез. докл. республ. конф. Самара. Изд-во Самар, гос. ун-та. 1992. С. 86-88. (В соавт.).
5. Обоснование и культура// Философские науки: Науч.-теор. журнал.
1992. №2. С. 179-181 (В соавт.). ' ’ '
6. Квазиконфессиональность и эффективность светского образования// Гуманитаризация образования: Мифология, религия, искусство: Тез. докл. и выступл. науч.-методич. конф. Екатеринбург: Изд-во Свердл. обл. ин-та усовершенств. учителей, 1992. С. 69-71.
7. О гуманистическом преодолении технократизма// Культура и мировоззрение учителя: Сб. статей. Екатеринбург: Изд-во Свердл. обл. ин-та усовершенств. учителей. 1992. С. 28-35.
8. Язычество в подростковой субкультуре// Культура и религия: Тез. докл. и сообщ. республ. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. акад, гос. службы, 1993.С. 119—121.
9. Духовные ориентиры регионально неукорененной педагогики// Проблемы регионального образования: гуманитарный аспект: Тез. докл. и выступл. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Ин-та развития регион, образов., 1993. С. 9-12.
10. Инженер в контексте культуры// Инженер и культура: Тез. докл. междунар. науч. конф, (октябрь 1993). Пермь: Изд-во Пермск. гос. технол. ун-та, 1993. С. 15-17. (В соавт.).
И. Культура и рынок: Страшный суд// Культура и рынок: Тез. докл. Междунар. симпоз. 27-30 мая 1994 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та.
1994. С. 135-136. ’ '
12. Взыскуя духа: о постсоветском праздновании// Духовность и культура: Материалы Всеросс. конф. 14-16 июня 1994 г. Часть 3: «Традиции русской культуры. Проблемы духовной жизни современного российского общества». Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1994. С. 74-75.
13. Два мира России// Русская культура и мир: Тез. докл. участников П-ой Междунар. науч, конф.: Ч. I: Культурология, история, философия, психология. Нижн. Новгород: Изд-во Нижегор. лингв, ун-та. 1994. С. 82-84.
14. Истинное и ложное в ценностных ориентациях: Метод, пособие для преподавателей дисциплин гуманитарного цикла. Екатеринбург: Изд-во Ин-та разв. регион, образов., 1994. 23 с.
15. Границы педагогического пространства// Создание условий для развития качества образования: По материалам обл. пед. чтений 25-26 октября 1994 г. Екатеринбург: Изд-во Ин-та развития регион, образования.
1995. С. 60-66. (В соавт.).
16. К преодолению тетерономности педагогики// Философия образования и традиции русской школы: Тез. докл. и сообш. Всеросс. науч, конф.: Раздел III: Теория и практика русской школы, 17-18 мая 1995 г. СПб.: Изд-во Русск. Христианск. гуманитар, ин-та, 1995. С. 55-56. (В соавт.).
17. Об автономной педагогике// Инновационная деятельность в системе образования: Науч, практ. конф., 16-17 октября 1995 г.: Тез. докл. Псков: Изд-во Обл. Ин-та повыш. квалифик. работн. образов.. 1995. С. 46-48.
18. Образование взрослых в свете философии детства// Образование взрослых в России на рубеже XXI века: проблемы и перспективы: Ч. 1: Материалы науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Росс. Академ, образов.. 1995. С. 129-131. ’
19. Духовно-развивающий потенциал эпистолярного обучения// Культурное достояние Урала и Сибири: Тез докл. Всемир. конф., посвящ. 50-летию ЮНЕСКО. 11-15 декабря 1995 г. Екатеринбург: Изд-во Ин-та развития регион, образов., 1995. С. 72-75.
20. Молодежь 1990-х в контексте духовных процессов// Молодой россиянин на пороге XXI века: социокультурное измерение: Межвуз. сб. науч, трудов. Нижн. Тагил: Изд-во Нижнетагил. гос. педагогии, ин-та, 1996. С.14-19.
21. Хождение в практическую философию// Уральская философская школа и ее вклад в развитие современной философии: Материалы науч.- практ. конф. 27-29 мая 1996 г.: Проблемы самоопределения философии. Проблемы истории философии. Проблемы социальной философии. Проблемы эстетики и теории культуры. Екатеринбург: : Изд-во Урал. гос. ун-та. 1996. С. 38-39.
22. Плюс философизация всей страны?// Философское сознание в постмарксистском состоянии: Тез. докл. Российск. науч. конф. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ин-та искуства и культуры. 1996. С. 39-41.
23. Перспективы довузовского преподавания философско-
мировоззренческих дисциплин// Философия и социология образования на пороге образования на пороге XXI века: Тез. докл. межрегион, науч.-практ. конф., 26-27 апреля 1996 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. педагогии, ун-та.
1996. С.74-75. ’ ’
24. Духовные ориентиры современной педагогики// Магистр: Междунар психол.-пед. журнал. 1996. № 5. С. 49-59.
25. Непрерывное образование в свете философии детства// Концептуальные основы непрерывного гуманитарного образования. Материалы Всеросс. конф. 15-16 января 1997 г. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. ун-та, 1997. С. 102-104.
26. Смысл детства в язычестве// Смысл жизни: поиск и созидание: Тематич. сб. Уфа: Изд-во Уфим. технол. ин-та сервиса. 1997. С. 106-111.
27. Философские подходы к образованию человека// Творчество и культура: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. 16-17 декабря 1997 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та. 1997. С. 141-142.
28. Антропологический подход как основание современного образования//Образовательная политика МВД России: проблемы и перспективы: Материалы межвуз. науч.-теор. конф.: Вып. 1. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 1997. С. 113-116.
29. Просвещение сумерек// Судьба России: Исторический опыт XX столетия: Тез. Третьей Всеросс. конф. 22-23 мая 1998 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1998. С. 260-262. (В соавт.).
30. К логике современных мировоззренческих исканий: опыт оправдания бега по кругу// Мировоззренческие поиски современности (тематический сборник). Уфа: Изд-во Уфим. технол. ин-та сервиса. 1998. С. 24-28.
31. Детская болезнь цельного знания// Эпистемы: Альманах Екатеринбург: Банк Культурной Информации, 1998. С. 38-40.
32. Личностно ориентированный подход: настоящее и будущее образования// Образование человека: к будущему от прошлого: Материалы обл. пед. чтений 25 ноября 1998 г. Екатеринбург: Изд-во Ин-та развития регион, образования, 1998. С. 127-130. (В соавт ).
33. Смысл детства в контексте синергетического миропонимания// Профессиональная компетентность педагога и инновационные процессы в образовании: Тез. докл. и сообщ. городской науч.-практ. конф. 8-9 января
1999 г. Екатеринбург: Муницип. уч.-метод, центр «Развивающее обучение»: Негосударственное образовательное учреждение «Фонд «Созидание»». 1999.
С. 4-8. ’
34. Смысл детства в контексте синергетического миропонимания// Современные подходы к развитию образовательной практики: Тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. 8-9 января 1999 г. Екатеринбург: Муницип. уч,- метод. центр «Развивающее обучение»; Негосударственное образовательное учреждение «Фонд «Созидание»», 1999. С. 10-14.
35. Образование и достоинство человека// Опыт возрождения гимназии: Со. трудов педагогов муниципальной гимназии № 177 г. Екатеринбурга. Екатеринбург, 1999. С. 132-143.
36. Детство в язычестве и в христианстве// Детство. Образование. Богословие и культура (Возрождение софиологии и софиология возрождения на Урале): Материалы круглого стола научной и педагогической общественности. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1999. С. 39-41.
37. Смыслы детства: социокультурная динамика// Детство и «открытое общество»: Философские и культурологические аспекты: VI Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство» 21-23 апреля 1999 г. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 1999. С. 130-131.
38. О мониторинге в субъект-субъектном образовании// Теория и практика профессионального самоопределения в условиях педагогического колледжа: Материалы науч.-практ. конф. 23 апреля 1999 г Нижний Тагил: Изд-во ин-та разв. регион, образов.. 1999. С. 87-89. (В соавт).
39. Истоки космологемы оправдания// Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Сб. статей. СПб.: Нестор, 1999. С. 512-514.
40. Смыслы детства: культурантрспологические варианты// XXI век:
Будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.): В 4 т. Т. 3: Философская антропология и философия культуры. Ч. 1. Екатерибург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1999. С. 78-79. ’ ’ '
41. Онтология бесправия ребенка, или От какого наследства мы отказываемся// Формирование правовой культуры личности: К 50-летию Всеобщей Декларации прав человека: Сб. материалов междунар. науч. конф. «Европа на рубеже тысячелетий» (24-26 сентября 1998 г). Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1999. С. 53-61.
42. Детство в архаической культуре// Гуманитарные исследования: Ежегодник: Вып.4. Кн. 2: Сб. науч, статей. Омск: Изд-во Омск. гос. политех, ун-та. 1999. С. 108-116.
43. Социально-топологическое оправдание провинции// Социс. 2000. №8. С. 118-122. (В соавт.).
44. Образование в нетоталитарном смысле// Музей и школа' Диалог в образовательном пространстве. Вып. 6. СПб : Изд-во СПб. ун-та пед. мастерства. 2000. С. 93—103.
45. «Образ и мысль» в Уральском регионе// Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тез. докл. науч.-практ. конф. 4-7 аир.
2000 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. С. 117-119. (В соавт).
46. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) среднего педагогического образования Свердловской области (Утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 18.09.2000 г № 789-ПП)// Собр. Законодательства Свердловской области. 2000. № 9. С. 89-275.
47. Педагогика прикосновений// Музей и школа: Диалог в образовательном пространстве. Вып. 8. СПб., 2001. С. 50-58.
48. Образовательная программа как метатекст// Культурологический подход в образовании: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. 9 ноября 2001 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2001. С. 17-21.
49. Образование педагогов-участников экспериментального проекта «Образ и мысль» (уральский опыт)// Образование взрослых - ключ к XXI веку: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. 14-16 ноября 2001 года. Екатеринбург: Изд-во Ин-та разв. регион, образов.. 2001. С. 165-168 (В соавт.).
50. Об итогах конференции «Правовое образование: опыт, проблемы, перспективы»// Образование и наука. 2001. № 6 (12). С. 180-186. (В соавт.).
51. Становление новоевропейской традиции права// Логика толерантности и права: Материалы междунар. науч. конф. 24-25 декабря
2001 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2002. С. 36-43.
52. Образовательное право на Урале// Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тез.докл.науч.-практ.конф. 12-15 марта
2002 г. Ч. 1. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф -пед. ун-та. 2002. С. 24-25.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ