Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема ценностей в философии Ф. Ницше в рецепции Ж. Делеза

Работа №127346

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Актуальность исследования 2
Цель и задачи исследования 6
Методологическая база исследования 7
1. Критика сложившихся ценностей 9
1.1. Три образа философии. Почему Делез выбирает Ницше? 9
1.2. Критика предыдущей философии 14
1.3. Генеалогия как философия ценностей, или Метод Ницше 24
1.4. Нигилизм - движущая сила истории 32
2. Положительный пафос философии Ницше. Новые ценности 39
2.1 Возможно ли становление сил активностью? Утверждение активных ценностей 39
2. 2. Вечное возвращение 46
Заключение 50
Список литературы 55

Актуальность исследования
Ницше уделил большое внимание осмыслению кризиса рационалистических и метафизических основ европейской философии. Критикуя сложившуюся традицию , Ницше дал импульс к формированию новой философской парадигмы, которая заменяет понятие сущности старой метафизики понятием ценности и методом генеалогии. Жиль Делез в свою очередь, как и остальные представители постмодернизма, двигался в русле, уже во многом намеченном Ницше. Новая философская парадигма Ницше получает развитие в трудах Делеза и, таким образом, становиться основанием, на котором строятся более современные философские теории.
Идеи Ницше сыграли определяющую роль в становлении философского мировоззрения Жиля Делеза. К Ницше Делез обращался практическими на протяжении всего своего творчества, начиная с ранней работы «Ницше и философия», где Делез предложил свою интерпретацию философии Ницше, и, заканчивая более поздними «Логикой смысла» и «Различием и повторением», в которых он уже сформировал свою собственную философскую концепцию. Впрочем, и в дальнейшем, когда Делез уже работал с Феликсом Гватарри, он не переставал черпать вдохновение из работ Ницше, например, когда в «Что такое философия?» речь заходит о «концептуальных персонажах».
Главное, что Делез выделил в своей интерпретации Ницше и перенял в свою философию - это концепция ценностей и критика предшествующей европейской философской традиции. Делез противопоставляет Ницше и Платона, Канта и Гегеля, философию ценностей метафизике, генеалогию диалектике. По мысли Делеза, Ницше, как никто иной, умел понимать различие и не стремился изгнать, то есть унифицировать и этим уничтожить его. Гегель же, с другой стороны, со своей философией тождества выступал за тотальную схематизацию реальности, за сведение все к общему в ущерб различному. В работе «Различие и повторение» Делез предлагает вниманию читателей уже не переосмысление и истолкование идей Ницше, а свои собственные концепты, но именно по ним можно понять, насколько Делез укоренен в ницшеанстве. Цель этой книги, по словам Делеза, заключается в том, чтобы «добиться сосуществования всех повторений в пространстве распределения различий». Различие Делез противопоставляет привычным в философии оппозиции и противоречию, которые возникают как раз из-за тождественного и стремления все привесит к некоторому тождеству. Различие и его постоянное повторение Делез выводит из вечного возвращения Ницше. Можно сказать, что в целом весь плюралистический пафос философии Делеза имеет свое начало в философии Ницше.
Наряду с интерпретацией философии Ницше Делезом, существует так же большое количество других значительных интерпретаций. В том числе Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Артура Данто, Жоржа Батая, Мишеля Фук, Фридриха Юнгера. Выбором интерпретации Делеза, я не утверждаю, что именно его понимание Ницше кажется мне единственно правильным. В других толкованиях присутствует так же огромное количество моментов, заслуживающих внимания. Эти интерпретации в чем -то сходятся, во многом отличаются друг от друга. Если провести их сравнительный анализ, то мы вряд ли сможем узнать что-то новое о философии Ницше, скорее мы сможем сделать выводы о различии учений и личностных качеств этих мыслителей, потому что их интерпретации отличаются друг от друга так же как между собой отличаются их собственные философские учения, а сравнивать Делеза и, например, Хайдеггера не являлось целью моей работы. Процесс чтения и понимания, как предполагается в рамках герменевтического подхода, тоже является творческим процессом, в котором читатель проявляет себя ничуть не меньше, чем автор. Если подходить к интерпретации ответственно, то в этом процессе создается новое учение. Скажем, можно проследить, как философия Ницше повлияла на зрелые учения и Делеза, и Хайдеггера. Уже в их толкованиях Ницше мы видим основания для их будущих самостоятельных учений. Именно по этой причине мне представляется невероятно сложной задачей указать на зазор между тем, что является непосредственно учением Ницше, а что привносится в него интерпретацией Делеза. Для этого мне бы потребовалось создать мое собственное самостоятельное учение о философии Ницше и после этого соотнести его с тем, что говорил о Ницше Делез. И даже если бы мне оказалась по силе такая задача, мое учение находилось бы по отношению к философии Ницше точно в таком же отношение, в каком к ней находится учение Делеза, и не имело бы никаких оснований претендовать на большую достоверность. Все же я рискну обозначить одно различие между философией Ницше и толкованием Делеза. В текстах Ницше можно найти непосредственные отсылки к окружающей его жизни, он делает заметки по поводу текущей политики, современных ему авторов, о которых сейчас зачастую мало, кто слышал, иногда при пристальном рассмотрении даже можно увидеть, как его идеи связаны с его личным жизненным опытом. Делез же воспринимает ницшеанские концепты скорее как абстракции, пытается вычленить из философии Ницше только самые главные и лучшие идеи.
И Ницше, и Делез являются крайне известными и влиятельными мыслителями, поэтому велико количество исследований посвященных им. Тем не менее я думаю, что у исследований, посвященных философии Ницше, есть перспектива развития, так как в силу жизненных обстоятельств Ницше не успел закончить свой главный труд «Волю к власти», где должен был быть выражен положительный пафос его философии, последующий его критике.
В ходе написания представленной выпускной квалификационной работы я рассмотрел некоторое количество статей, посвященных схожей тематике. В статье «Культурологический посыл идей Ф. Ницше и Ж. Делеза» Г. Ирицяна философский посыл работ указанных авторов рассматривается с точки зрения влияния на культурологию. В «Власть: метафизическая тема в неметафизическом контексте» рассматривается понятие власти у Ницше, Фуко и Делеза и обнаруживается его родство с понятиями фюсис, энергия, дюнамис. Статья «The reversal of Platonism in Gilles Deleuze, Nietzsche’s renewed heritage» посвящена анализу разницы отношения Ницше и Делеза к платонизму. В «Beyond the human condition: Duration and Virtuality in Heraclitus» рассматривается влияние Гераклита на Делеза и Ницше. Новизна моей работы заключается в том, что все главные темы интерпретации философии Ницше Жилем Делезом были рассмотрены в контексте проблемы ценностей, а также в том, что акцент был сделан на плюралистическом пафосе философии Делеза (в чем и заключается главное отличие этой интерпретации от других), который она унаследовала от философии Ницше.
Цель и задачи исследования
Целью работы является раскрытие проблемы ценности в качестве связывающей основные концепты философии Ницше, а также служащей основанием для собственного философствования Делеза. Речь идет именно о проблеме, поскольку концепт ценностей, содержательно противопоставляемый метафизической истине и определяющей генеалогический метод, позволяет как отличить позицию Ницше от определенной предшествующей философской традиции, так и служит ее трансформации в образ философии, репрезентируемый Делезом.
Предметом исследования служит понятие ценностей в философии Ницше, представленное в интерпретации Ж. Делеза.
Цель исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
1. В контексте идеи Делеза о трех образах философии, продемонстрировать место Ницше в европейской философии вообще и выделить его оригинальные концепты;
2. Показать, как акцент на ценностях формирует отношение Ницше к магистральным течениям в европейской мысли и проанализировать критику этих течений со стороны Ницше;
3. Раскрыть понятие генеалогии в контексте философии ценностей;
4. Раскрыть понятие «нигилизма» как применение генеалогического метода;
5. Проанализировать концепт «вечного возвращения» как вершины философского учения Фридриха Ницше о ценностях.
Методологическая база исследования
В этой работе основными методами исследования стали: во-первых, аналитический в кантовском смысле, коль скоро при последовательном рассмотрении основных понятий Ницше различаются значения, формирующие их содержание. Во-вторых, использовался метод проблематизации как обнаружения конструктивного противоречия в элементах понятия. Особенно это относилось к самому понятию ценностей, как формирующему позицию Ницше, так и служащему трансформации этой позиции в философствование Делеза или к ницшеанскому понятию силы, которое раскрывается через противоречие активности и реактивности. В-третьих, был использован подход исторической реконструкции, который позволил представить идеи Ницше в контексте выстраивания Делезом нового образа философии с акцентом на становлении, повторении и связывании множественного. Реализация этого подхода объясняет использование по преимуществу источников, непосредственно представляющих предмет исследования, а именно текстов Ф. Ницше и Ж. Делеза.
В первой части работы рассматривается место Ницше в истории философии, как его определяет Жиль Делез. Проводится анализ основных понятий, рассматриваемых в этой работе, - в первую очередь, это понятие «ценности» и, связанные с ним понятия «генеалогия» «вечное возвращение», «нигилизм». Вторая часть работы посвящена рассмотрению положительного пафоса философии Ницше в интерпретации Жиля Делеза. В второй части объясняется, как концепты, изобретенные Ницше, отразились в интерпретации Делеза и каков их окончательный, утвердительный смысл.
В ходе написания этой дипломной работы были задействованы следующие источники: собрание сочинений Фридриха Ницше, также труды Жиля Делеза, непосредственно посвященные фигуре Фридриха Ницше или имеющие схожий пафос. Для анализа критики Ницше различных философов были привлечены главные труды этих философов - «Критика чистого разума» Канта, «Феноменология духа Гегеля», собрание сочинений Платона. Были приняты во внимание другие значительные работы, посвященные Ницше. В их числе работа Артура Данто «Ницше как философ», «Ницше и религия» Карла Ясперса, «Ницше» Мартина Хайдеггера. Также были использованы статьи современных авторов, чтобы иметь представление, в каком состояние сейчас пребывает исследование выбранной мной темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение я собираюсь обозначить этапы, по которым двигалось развитие моей дипломной работы.
Я начал с того, что, апеллируя к Делезу, обозначил положение Ницше в европейской философии вообще, я указал, с какими философами он не имеет вообще ничего общего и почему он должен быть им противопоставлен это в первую очередь Платон и все, что из него вышло (то есть практически вся последующая философия), и особенно Кант и Гегель как наиболее выдающиеся ее выразители. Так же было сказано, с какими философами Ницше сближается, - это досократики, более всех Гераклит. Тем не менее Ницше все равно относиться к другой парадигме, нежели досократики. Далее я обозначаю главную проблему этой работы - проблему ценностей. Это главное, что отличает философию Ницше от всех прочих. Ценности он ставит на место метафизической истины, в отличии от которых ценности не имеют непреходящего значения, они каждый раз утверждаются определенной волей к власти. Я делаю вывод, что именно от ницшевского учения о ценностях берет начала плюралистический пафос философии Делеза.
В первой главе я сказал, что и Ницше, и Делез отрицательно относились к философской парадигме, берущей начало от Платона. В этой главе я показал магистральные пути развития ницшевский критики европейской философской традиции. Для этого я выбрал трех ее наиболее выдающихся представителей - Платона, Канта и Гегеля. Главное в критике Платона - это то, что Платон сделал диалектику способом доказательства, произвел «интериоризацию» ценностей и тем самым породил «моральный фанатизм». У Канта Ницше критикует в первую очередь «вещь в себе», считая ее вредной фикцией. В отношении Гегеля объектов критики становится диалектика и предложенное Гегелем соотношение раба и господина. Эта критики представляется мне важной, так как именно в ней выражается отношение Ницше к сложившимся ценностям, которые он замыслил переоценить.
В третьем разделе речь идет о генеалогии - как новом методе оценивания и восприятия феноменов, который Ницше противопоставляет старой метафизике. Вся разница заключается в том, как ставится вопрос. Метафизика задает вопрос о сущности - «что?». В отличие от нее, генеалогия говорит, что все ценности имеют разное происхождение, в зависимости от воли к власти, которая наполняет феномены смыслом и оценивает их. В этом разделе я говорю в том числе о том, как правильно понимать волю к власти. Волю к власти нельзя понимать как стремление занять привилегированное положение или даже попросту нарастить собственную мощь в любом из возможных смыслов. Воля к власти - это то, что оценивает и интерпретирует, наделяет феномены смыслом. Следовательно, это и различающий элемент. Характер воли к власти определяется типом преобладающей в ней силы. Силы бывают активными и реактивными. В этом разделе я показал, что Ницше предлагал вместо старый метафизики, и в чем именно заключается его новый способ оценки.
Четвертый раздел завершает первую часть работы, посвященную критике. В нем я показал метод оценки Ницше в действии и таким образом окончательно раскрыл его. Метод Ницше констатирует, что текущее состояние ценностей является нигилистическим, реактивные силы преобладают и отделяют активные от их возможностей. Это положение не стоит воспринимать как критику современности. Ницше говорит не о превосходстве какого-то одного исторического периода над другим, он обращает внимание на характер становления. Становление по сути своей нигилистично и приводит к становлению сил реактивностью. Дальнейшее развитие мысли направлено на поиск возможности придать становлению иной характер.
Затем начинается вторая часть моей работы, которую я назвал «Положительный пафос философии Ницше. Новые ценности». В первом разделе этой части рассматривается как раз возможность становления сил активностью. Делез рассматривает эту часть учения Ницше через понятия «трагедии» и «случая». В этом контексте ницшевское понимание «случая» сравнивается с пари Паскаля. На основании этого рассмотрения делается вывод о принципиальном новшестве концепции Ницше. Эта концепция призвана освободить становление от виновности. Это первый шаг на пути того, чтобы изменить характер становления. Для окончательного решения этой задачи необходимо учение о вечном возвращении.
О нем и идет речь в заключительном разделе второй части. Вечное возвращение - это вершина учения Ницше, именно в вечном возвращении реализуются все притязания его философии. Благодаря ему происходит переоценка всех ценностей в качестве окончательной реализации всех ценностей. Каждая сила получает то, что являлось ее коренным устремлением. Отрицание благодаря вечному возвращение превращается в утверждение, а активные силы перестают отделяться от своих возможностей.
Тема Ницше посвящено огромное количество исследовательских работ. Однако в ходе написания той работы я пришел к заключению, что у этой темы все-таки есть перспективы для дальнейшего исследования, связанные именно с положительным пафосом философии Ницше, то есть с «новыми ценностями». Такое мнение обусловлено тем, что главный труд Ницше «Воля к власти» так и не был завершен и нам доступны лишь заметки автора и черновики. Для примера скажем хотя бы, что описание наиболее удачного типа человека Ницше заканчивает словами: «Каковы были бы мысли такого человека о вечном возвращении?» . Ответа на этот вопрос Ницше дать не успел.



1. Античная лирика [переводы с древнегреческого и латинского] // М.: Издательство «Художественная литература», 1968. - 622с.
2. Батай, Ж., О Ницше / Ж. Батай [пер. с фр.]// М.: Культурная революция, 2010. - 336С.
3. Васильева, Т.В., Афинская школа философии (философский язык Платона и Аристотеля) / Т.В. Васильева // М.: Наука, 1985. - 180с.
4. Галеви, Д., Жизнь Фридриха Ницше / Д. Галеви [пер. с фр.] // Нск.: Наука, 1992. - 216с.
5. Гегель, Г.В.Ф., Наука логики. В 3 томах / Г.В.Ф. Гегель [пер. с нем.] // М.: Мысль, 1970-1972
6. Гегель, Г.В.Ф., Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель [пер. с нем.] // М.: Наука, 2000. - 495с.
7. Гегель, Г.В.Ф., Философия права / Г.В.Ф. Гегель [пер с нем.] // М.: Мысль, 1990. - 524с.
8. Гоббс, Т., Лефиафан / Т. Гоббс [пер. с анг.] // М.: Мысль, 2001 - 478с.
9. Гомер, Илиада / Гомер [пер. с древнегреческого] // М.: Издательство «Э»,
2017. -576с.
10. Гомер, Одиссея / Гомер [пер. с древнегреческого] // М.: Издательство «Э»,
2018. - 480с.
11. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез [пер. с фр.] // М.: Академический проспект, 2011. - 472с.
12. Делез, Ж. Ницше и философия / Ж.Делез [пер с фр.] // М.: Издательство «Ад Маргинем», 2003 - 394с.
13. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез [пер с фр.] // СПб.: Петрополис, 1998. - 384с.
14. Делез, Ж., Гваттари, Ф., Капитализм и шизофрения: тысяча плато / Ж. Делез, Ф. Гваттари [пер. с фр.] // М.: Астрель, 2009. - 895с.
15. Делез, Ж., Гваттари, Ф., Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари [пер с фр.] // М.: Академический проспект, 2009. - 261с.
16. Игнатенко А.С. Интерпретация идей Фридриха Ницше во французской философии второй половины 20 века: дис. кандидата философских наук: М.: 2008.
17. Йегер, В., Пайдейя. Воспитание античного грека Том 1. / В. Йегер [пер. с нем.] // М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина , 2001.- 594 с.
18. Йегер, В., Пайдейя. Воспитание античного грека. Том 2. / В. Йегер [пер. с нем.] // М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина , 1997.- 336 с.
19. Кант, И., Критика чистого разума / И. Кант [пер. с нем.] // М.: Наука, 1999. - 655с.
20. Касавин И.Т. Проблема как форма знания // ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Т. XXII, № 4, 2009. С. 5-13.
21. Корецкая М.А. Власть: метафизическая тема в неметафизическом контексте // Вестник самарской гуманитарной академии Серия: философия, филология / Ред. М.Ю. Воронина Издательство самарской гуманитарной академии, № 1, 2007 С. 10-17.
22. Кравец, А.С., Теория смысла Ж.Делеза pro et contra // Логос / Ред Анашвили В. 2005 Вып. 4(49). С.211-242
23. Кузнецова Н.И. Презентизм и антикваризм — две картины прошлого // Arbor Mundi. Международный журнал по истории и теории мировой культуры. 2009. Вып. 15. С. 164-196).
24. Ницше, Ф., Воля к власти / Ф. Ницше [пер. с нем.] // М.: Издательство «Культурная революция», 2007. - 880с.
25. Ницше, Ф.В. Полное собрание сочинений. В 13 томах / Ф.В. Ницше. - Москва: Культурная революция, 2005-2014.
26. Паскаль, Б., Мысли / Б. Паскаль [пер. с фр.] // М.: Издательство имени Сабашниковых, 1995. -480с.
27. Платон. Собрание сочинений в 4 томах / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит, статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи [пер. с древнегреч.] // М.: Мысль, 1990. 860 с.
28. Хайдеггер, М., Ницше. В 2 томах / М. Хайдеггер [пер. с нем.] // СПб.: Владимир Даль, 2006-2007.
29. Юнгер Ф.Г., Ницше / Ф.Г. Юнгер [пер. с нем.] // М.: Праксис, 2001. - 256С.
30. Alcalo Francisco J. The reversal of Platonism in Gilles Deleuze Nietzsche’s renewed heritage // Anales del Seminario de Historia de la Filosofia / Ed. Francisco Javier Alcala Rodriguez Universidad de Granada: Universidad Compultense Madrid, Vol. 38, edition 1 P. 135-149
31. Ellis Richard Beyond the human condition: Duration and Virtuality in Heraclitus // Ramus / Ed. A. J. Boyle Boyle University of Southern California, USA Cambridge:Cambridge University Press 2022 Vol. 49 Edition 1-2 P. 41-69
32. Hurst Andrea Thinking through thinking: Deleuze and “the dogmatic image of thought” // South African Journal of Philosophy / Ed. Edwin Etieyibo 2017 Vol.
38 Edition 4 P. 392-407
33. Marangi M.S.A The concept of “practical immanence” in Gilles Deleuze // Ideas y Valores / Ed. Jorge Aurelio Diaz Universidad Nacional de Colombia 2017 Vol.66, Edition 164 P.317-341
Электронные ресурсы:
34. Данто, А. Ницше как философ // [Электоронный ресурс]:
https://www.nietzsche.ru/look/xxb/danto/(дата обращения: 02.03.2022)
35. Делез, Ж. Ницше // [Электронный ресурс]:
https://www.nietzsche.ru/look/xxb/delez/(дата обращения: 05.03.2022)
36. Ирицян Г.Э. Культурологический посыл идей Ф. Ницше и Ж. Делеза // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки / Ред. Попов М.Ю. [Электронный ресусрс] URl:https://online-science.ru/(дата обращения: 21.02.2022)
37. Ницше, Ф., Веселая наука // [Электронный ресурс]:
https://www.nietzsche.ru/works/main-works/svasian/(дата обращения: 06.09.2021)
38. Фуко, М., Ницше, генеалогия, история // [Электронный ресурс]:
http://fLlosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000552/index.shtml (дата
обращения 14.02.2022)
39. Ясперс, К. Ницше и христианство // [Электронный ресурс]:
https://www.nietzsche.ru/look/xxa/nietzsche-hrist/ (дата обращения:
15.01.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ