Библиотека как центр дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы
|
Практическая часть сделана на примере Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ 6
1.1 Общая характеристика нормативно-правовой базы организации дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы в современной России 6
1.2 Состояние и тенденции развития дополнительного профессионального образования российских специалистов библиотечно-информационной сферы 11
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ В ГОСУДАРСТЕННОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 16
2.1 Сущность, структура и содержание дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края 16
2.2 Анализ практики повышения квалификации библиографов в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края 19
Выводы по 2 главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ 6
1.1 Общая характеристика нормативно-правовой базы организации дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы в современной России 6
1.2 Состояние и тенденции развития дополнительного профессионального образования российских специалистов библиотечно-информационной сферы 11
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ В ГОСУДАРСТЕННОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 16
2.1 Сущность, структура и содержание дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края 16
2.2 Анализ практики повышения квалификации библиографов в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края 19
Выводы по 2 главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
Цель исследования – проанализировать работу библиотеки как центра дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы.
Для успешного достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать нормативно-правовую базу организации дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы в современной России.
2. Проанализировать состояние и тенденции развития дополнительного профессионального образования российских специалистов библиотечно-информационной сферы.
3. Описать сущность, структуру и содержание дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края.
4. Проанализировать практику повышения квалификации библиографов в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края.
Объектом исследования является библиотека как социальный институт.
Предметом исследования является библиотека как центр дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы.
Дополнительное профессиональное образование достаточно хорошо исследовано в отечественной науке. Среди отечественных исследователей проблемы непрерывного образования взрослых рассматривают: А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, А.П Владиславлев, Г.А. Ключарев, Е.И. Огарев, B.Г. Онушкин и др.
Научное и методическое обеспечение дополнительного профессионального образования разработано в исследованиях С.Я. Батышева,
А.П. Беляевой, О.В. Купцова, В.С. Леднева, Т.Ю. Ломакиной, А.М. Митиной, А.М. Новикова и др.
Изучением дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы занимались Э. Р. Сукиасян,
Т.Я. Кузнецова, И. С. Пилко, И. С. Головко, И. Б. Стрелкова-Зыль и другие. Работы перечисленных и других исследователей являются теоретико-методологической основой исследования.
В процессе исследования применялись общенаучные методы теоретического исследования: анализ, синтез, сопоставление.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования его материалов и результатов в работе региональных библиотек в области дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы.
Структура работы носит традиционный характер и состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и библиографического списка.
Для успешного достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать нормативно-правовую базу организации дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы в современной России.
2. Проанализировать состояние и тенденции развития дополнительного профессионального образования российских специалистов библиотечно-информационной сферы.
3. Описать сущность, структуру и содержание дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края.
4. Проанализировать практику повышения квалификации библиографов в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края.
Объектом исследования является библиотека как социальный институт.
Предметом исследования является библиотека как центр дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы.
Дополнительное профессиональное образование достаточно хорошо исследовано в отечественной науке. Среди отечественных исследователей проблемы непрерывного образования взрослых рассматривают: А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, А.П Владиславлев, Г.А. Ключарев, Е.И. Огарев, B.Г. Онушкин и др.
Научное и методическое обеспечение дополнительного профессионального образования разработано в исследованиях С.Я. Батышева,
А.П. Беляевой, О.В. Купцова, В.С. Леднева, Т.Ю. Ломакиной, А.М. Митиной, А.М. Новикова и др.
Изучением дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы занимались Э. Р. Сукиасян,
Т.Я. Кузнецова, И. С. Пилко, И. С. Головко, И. Б. Стрелкова-Зыль и другие. Работы перечисленных и других исследователей являются теоретико-методологической основой исследования.
В процессе исследования применялись общенаучные методы теоретического исследования: анализ, синтез, сопоставление.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования его материалов и результатов в работе региональных библиотек в области дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы.
Структура работы носит традиционный характер и состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и библиографического списка.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В образовательной системе Российской Федерации выделяется базовое образования и дополнительное образования. Базовое образование – это, в первую очередь, общее образование, а также все уровни формального профессионального образования: начальное, среднее и высшее (после окончания таких программ выдается документ государственного образца).
Дополнительное профессиональное образование дает возможность получить новую квалификацию в рамках профессиональной переподготовки (от 250 часов) или получить новые знания, умения, навыки по определенному аспекту библиотечно-информационной деятельности на краткосрочных курсах повышения квалификации (от 16 часов). Большое значение для организации дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов имеют Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ, а также ряд подзаконных актов, в которых намечены стратегические цели развития дополнительного профессионального образования в нашей стране.
Большую работу по формальному дополнительному образованию специалистов библиотек проводят федеральные вузы культуры, в том числе в рамках проекта «Творческие люди», а также федеральные и региональные библиотеки, имеющие лицензию на образовательную деятельность. Неформальное дополнительное профессиональное образование не требует получения лицензии, оно реализуется всеми библиотеками в самых разнообразных формах: семинары, мастер-классы, дискуссии, самообразование и т.д.
Краевое государственное автономное учреждение культуры Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края является методическим центром для общедоступных муниципальных библиотек региона. ГУНБ КК имеет лицензию на образовательную деятельность в области дополнительного профессионального образования специалистов библиотек. В разработке образовательных программ принимают участие специалисты отдела развития библиотечного дела и других отделов, например, отдела справочно-библиографического обслуживания и отдела автоматизации. Все специалисты, привлеченные к работе по дополнительному профессиональному образованию, являются профессионалами с многолетним опытом работы.
Разработанный курс повышения квалификации для библиографов проводился в 2020 г. с применением дистанционных образовательных технологий. В курсе сочетаются теоретические и практические занятия. По завершении программы обучающиеся проходят итоговое тестирование. Процент удовлетворенности слушателей превышает 90%, что свидетельствует о качестве дополнительного профессионального образования, предлагаемого ГУНБ КК.
В образовательной системе Российской Федерации выделяется базовое образования и дополнительное образования. Базовое образование – это, в первую очередь, общее образование, а также все уровни формального профессионального образования: начальное, среднее и высшее (после окончания таких программ выдается документ государственного образца).
Дополнительное профессиональное образование дает возможность получить новую квалификацию в рамках профессиональной переподготовки (от 250 часов) или получить новые знания, умения, навыки по определенному аспекту библиотечно-информационной деятельности на краткосрочных курсах повышения квалификации (от 16 часов). Большое значение для организации дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов имеют Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ, а также ряд подзаконных актов, в которых намечены стратегические цели развития дополнительного профессионального образования в нашей стране.
Большую работу по формальному дополнительному образованию специалистов библиотек проводят федеральные вузы культуры, в том числе в рамках проекта «Творческие люди», а также федеральные и региональные библиотеки, имеющие лицензию на образовательную деятельность. Неформальное дополнительное профессиональное образование не требует получения лицензии, оно реализуется всеми библиотеками в самых разнообразных формах: семинары, мастер-классы, дискуссии, самообразование и т.д.
Краевое государственное автономное учреждение культуры Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края является методическим центром для общедоступных муниципальных библиотек региона. ГУНБ КК имеет лицензию на образовательную деятельность в области дополнительного профессионального образования специалистов библиотек. В разработке образовательных программ принимают участие специалисты отдела развития библиотечного дела и других отделов, например, отдела справочно-библиографического обслуживания и отдела автоматизации. Все специалисты, привлеченные к работе по дополнительному профессиональному образованию, являются профессионалами с многолетним опытом работы.
Разработанный курс повышения квалификации для библиографов проводился в 2020 г. с применением дистанционных образовательных технологий. В курсе сочетаются теоретические и практические занятия. По завершении программы обучающиеся проходят итоговое тестирование. Процент удовлетворенности слушателей превышает 90%, что свидетельствует о качестве дополнительного профессионального образования, предлагаемого ГУНБ КК.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РЕКЛАМНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ В ЭПОХУ МАССОВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДОСУГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Управление библиотечным делом
Контрольные работы, библиотечное дело. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2014 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКТИРОВКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ В ВУЗАХ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК КАНАЛ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБЛАСТНЫХ БИБЛИОТЕК В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОУНБ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Методика профессионального обучения»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



