Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Библиотека как центр дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы

Работа №61405

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

библиотечное дело

Объем работы28
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
387
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Практическая часть сделана на примере Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ 6
1.1 Общая характеристика нормативно-правовой базы организации дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы в современной России 6
1.2 Состояние и тенденции развития дополнительного профессионального образования российских специалистов библиотечно-информационной сферы 11
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ В ГОСУДАРСТЕННОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 16
2.1 Сущность, структура и содержание дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края 16
2.2 Анализ практики повышения квалификации библиографов в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края 19
Выводы по 2 главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

Цель исследования – проанализировать работу библиотеки как центра дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы.
Для успешного достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать нормативно-правовую базу организации дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы в современной России.
2. Проанализировать состояние и тенденции развития дополнительного профессионального образования российских специалистов библиотечно-информационной сферы.
3. Описать сущность, структуру и содержание дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края.
4. Проанализировать практику повышения квалификации библиографов в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края.
Объектом исследования является библиотека как социальный институт.
Предметом исследования является библиотека как центр дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы.
Дополнительное профессиональное образование достаточно хорошо исследовано в отечественной науке. Среди отечественных исследователей проблемы непрерывного образования взрослых рассматривают: А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, А.П Владиславлев, Г.А. Ключарев, Е.И. Огарев, B.Г. Онушкин и др.
Научное и методическое обеспечение дополнительного профессионального образования разработано в исследованиях С.Я. Батышева,
А.П. Беляевой, О.В. Купцова, В.С. Леднева, Т.Ю. Ломакиной, А.М. Митиной, А.М. Новикова и др.
Изучением дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы занимались Э. Р. Сукиасян,
Т.Я. Кузнецова, И. С. Пилко, И. С. Головко, И. Б. Стрелкова-Зыль и другие. Работы перечисленных и других исследователей являются теоретико-методологической основой исследования.
В процессе исследования применялись общенаучные методы теоретического исследования: анализ, синтез, сопоставление.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования его материалов и результатов в работе региональных библиотек в области дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы.
Структура работы носит традиционный характер и состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В образовательной системе Российской Федерации выделяется базовое образования и дополнительное образования. Базовое образование – это, в первую очередь, общее образование, а также все уровни формального профессионального образования: начальное, среднее и высшее (после окончания таких программ выдается документ государственного образца).
Дополнительное профессиональное образование дает возможность получить новую квалификацию в рамках профессиональной переподготовки (от 250 часов) или получить новые знания, умения, навыки по определенному аспекту библиотечно-информационной деятельности на краткосрочных курсах повышения квалификации (от 16 часов). Большое значение для организации дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов имеют Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ, а также ряд подзаконных актов, в которых намечены стратегические цели развития дополнительного профессионального образования в нашей стране.
Большую работу по формальному дополнительному образованию специалистов библиотек проводят федеральные вузы культуры, в том числе в рамках проекта «Творческие люди», а также федеральные и региональные библиотеки, имеющие лицензию на образовательную деятельность. Неформальное дополнительное профессиональное образование не требует получения лицензии, оно реализуется всеми библиотеками в самых разнообразных формах: семинары, мастер-классы, дискуссии, самообразование и т.д.
Краевое государственное автономное учреждение культуры Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края является методическим центром для общедоступных муниципальных библиотек региона. ГУНБ КК имеет лицензию на образовательную деятельность в области дополнительного профессионального образования специалистов библиотек. В разработке образовательных программ принимают участие специалисты отдела развития библиотечного дела и других отделов, например, отдела справочно-библиографического обслуживания и отдела автоматизации. Все специалисты, привлеченные к работе по дополнительному профессиональному образованию, являются профессионалами с многолетним опытом работы.
Разработанный курс повышения квалификации для библиографов проводился в 2020 г. с применением дистанционных образовательных технологий. В курсе сочетаются теоретические и практические занятия. По завершении программы обучающиеся проходят итоговое тестирование. Процент удовлетворенности слушателей превышает 90%, что свидетельствует о качестве дополнительного профессионального образования, предлагаемого ГУНБ КК.



1. Барабанова С.В. Правовое регулирование дополнительного образования в Российской Федерации: новые тенденции // Правовое государство: теория и практика. – 2015. – №1 (39). – [Электронный ресурс].– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-novye-tendentsii (дата обращения: 26.10.2020).
2. Библиотека в системе непрерывного профессионального образования.–Новосибирск:ГПНТБСОРАН,2000. – 56 с.
3. Гаибова Ю. Хотите работать? Пройдите тест!/ Ю. Гаибова// Библиотека. – 2018. – № 4. – С. 13–15.
4. Головко, С. И. Специалист: образование, компетентность, новаторство. Научно-практическое пособие/ С. И. Головко. – М.: Либерия-Бибинформ, 2005. – 144 с.
5. Гришина С.М. Непрерывное профессиональное образование в условиях ЦБС : практическое пособие / С.М. Гришина. – М. : Литера, 2010. – 160 с.
6. Дворкина, М. Я. Кто такой библиотекарь сегодня?/ М. Я. Дворкина // Библиотечное дело – 2014: скворцовские чтения: материалы XIX междунар. науч. конф. (23-24 апр. 2014г.): ч. I. – Москва, 2014. – С. 36-39.
7. Доклад о деятельности муниципальных библиотек Красноярского края в 2019 году / Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, Отдел развития библиотечного дела ; составитель
Т. Ф. Ладуренко ; редактор Т. И. Матвеева ; авторы статей : Н. Г. Вагина,
Т. Ф. Ладуренко, М. В. Машукова, А. О. Позднякова, И. Н. Попова,
К. Ю. Похабова, Ф. Х. Сулейманова, Е. П. Филиппова. - Электронные текстовые данные. - Красноярск : ГУНБ, 2020. – 74 с.
8. Дударева Е.Б. Переподготовка библиотечных кадров: организационно-функциональная структура // Научные и технические библиотеки. – 2008. – № 9. – С. 76-83.
9. Иванов П.Ю., Яковлева Е.И. К вопросу о нормативно-правовом регулировании реализации программ профессиональной переподготовки // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – №3 (19). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-normativno-pravovom-regulirovanii-realizatsii-programm-professionalnoy-perepodgotovki (дата обращения: 26.10.2020).
10. Кузнецова Т. Я. Дополнительное профессиональное образование: научно-организационные основы формирования системы // Библиотека и закон. – М., 2004. – № 17. – С. 343–352.
11. Кузнецова Т. Я. Новые модели непрерывного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/Inter-Events/crimea2006/disk2/120.pdf (дата обращения: 23.10.20).
12. Курнатов В.С. Организация повышения квалификации сотрудников библиотек в области оцифровки: из опыта работы ГУНБ Красноярского края// Труды ГПНТБ СО РАН. – 2017. – № 12-2. – С.296-300.
13. Мальцев, К. Ценный кадр. Как построить эффективную систему обучения в компании/ К. Мальцев. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 112с.
14. Непрерывное образование библиотекарей: традиции и новаторство : информационный список литературы / ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова, ИБО ; сост. В.П. Зубакина. – Ярославль, 2011. – 9 с.
15. Осокина О. Ю. Проблемы развития ДПО в регионе: факторы сдерживания // Дополнительное профессиональное образование. – 2008. – № 11 (47). – С.5-10.
16. Пилко И. С. Непрерывное библиотечное образование: декларации и реальность // Библиосфера. – 2013. – №1. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryv№e-bibliotech№e-obrazovanie-deklaratsii-i-real№st (дата обращения: 26.10.2020).
17. Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно-информационной сферы : ежегод. межведомств. сб. науч. тр. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по науке и инновациям, Гос. публич. науч.-техн. б-ка России ; [гл. ред. Я. Л. Шрайберг]. - М. : ГПНТБ России, 2005. - 101 с.
18. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам Краевого государственного автономного учреждения культуры Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kraslib.ru/doc/polorg2019.pdf/(дата обращения: 23.10.20).
19. Правила приема, отчисления обучающихся (слушателей) по программам дополнительного профессионального образования в КГАУК Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kraslib.ru/doc/oravilapriem.pdf(дата обращения: 23.10.20).
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». – [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html (дата обращения 25.10.2020).
21. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 -2020 годы» // Собрание законодательства РФ. № 2. Ст. 541.
22. Руссак З. В. Дополнительное профессиональное образование в становлении и развитии компетенций библиотечных специалистов // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2015. – №1 (17). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-v-stanovlenii-i-razvitii-kompetentsiy-bibliotechnyh-spetsialistov (дата обращения: 25.10.2020).
23. Серякова, С. Б. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы. Сопоставительный анализ : монография / С. Б. Серякова, В. В. Кравченко ; под редакцией С. Б. Серякова. – Москва : Прометей, 2016. – 164 c.
24. Стрелкова-Зыль, И. Б. Кадровые ресурсы библиотек: теория и практика управления развитием: научно-практическое пособие / И. Б. Стрелкова-Зыль. – М.: Литера, 2011. – 240 с.
25. Сукиасян Э.Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование : сб. статей и докладов. – М : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 448 с.
26. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (с изменениями и дополнениями). – [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/103585/#ixzz6c3lcx7vE (дата обращения: 23.10.20).
27. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149753/(дата обращения: 23.10.20).
28. Хайцева Л.Б. Непрерывное образование специалистов библиотечного дела. – [Электронный ресурс]. – URL: http://libconfs.narod.ru/2000/8s/8s_p46.htm /(дата обращения: 23.10.20).
29. Чачко, А. С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе : науч.-метод. пособие / А.С. Чачко. - М. : Либерея, 2004. - 88 с.
30. Шестак, Н. В. Андрагогика и дополнительное профессиональное образование / Н. В. Шестак, С. Ю. Астанина, Е. В. Чмыхова. – Москва : Современная гуманитарная академия, 2008. – 201 c.
31. Щербинина Г.С. Модель повышения квалификации библиотекарей региона в современной университетской библиотеке/ Г. С. Щербинина// Научные и технические библиотеки. –2018. – №1. –С. 61–67.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ