ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Лингвостилистические особенности художественного текста 6
1.1. Основные принципы лингвостилистического анализа текста 6
1.2. Особенности персонажа в художественном произведении 11
1.3. Классификация выразительных средств 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА II. Анализ текста романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» и интерпретация образа главного героя произведения 23
2.1. Место романа «Цветы для Элджернона» в творческой биографии Дэниела Киза 23
2.2. Лингвостилистический анализ текста на материале романа «Цветы для Элджернона 27
2.3. Эволюция образа главного героя романа «Цветы для Элджернона» 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список использованной литературы
Вопросы о лингвостилистическом анализе текста и интерпретации образа главного героя занимают центральное место в создании литературного произведения и поэтому они могут быть рассмотрены как особая проблема.
Актуальность работы определяется повышенным вниманием к усовершенствованию принципов лингвостилистического анализа. Такая заинтересованность подразумевает рассмотрение системных уровней анализа, среди которых выделяются особенности образа главного героя литературного произведения и средства выразительности, которые позволяют автору претворить идеи в жизнь.
Предметом исследования в настоящей работе являются принципы лингвостилистического анализа текста и особенности образа главного героя произведения. Объектом исследования выступает текст романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона».
Цель исследования заключается в демонстрации специфики лингвостилистического анализа текста и особенностей образа главного героя в теоретическом и практическом аспектах.
Для решения поставленной цели формулируются следующие задачи:
1. рассмотреть общетеоретические положения, коррелирующие с лингвостилистическим анализом, репрезентацией особенностей персонажа и средствами выразительности;
2. рассмотреть биографию Дэниела Киза и место романа «Цветы для Элджернона» в его творчестве;
3. произвести лингвостилистический анализ текста произведения романа «Цветы для Элджернона»;
4. проанализировать эволюцию образа главного героя романа «Цветы для Элджернона».
Выбор методов исследования был предопределен характером изучаемого явления. В качестве основных методов исследования применялись: метод наблюдения; метод анализа, с обращением особого внимания на корреляцию рассматриваемого текста произведения в рамках литературной и культурной связях; интерпретационный метод.
Работа основывается на теоретической базе, сформированной по результатам систематизации концепций и положений, разрабатываемых в трудах И.В. Арнольд, М.М. Бахтина, А.Б. Есина, Ю.Н. Караулова, А.В. Кухаренко, А.Г. Маклакова, А.Н. Мороховского, А.В. Флори и других ученых.
Научная новизна работы связана с выбором объекта исследования и средств его экспликации. Произведения Дэниела Киза недостаточно исследованы, а обширных научных работ по данной проблематике в стилистике, лингвистике и литературоведении не обнаруживается. В настоящей работе систематизированы основные принципы лингвостилистического анализа текста, представлены особенности образа главного героя произведения и средства выразительности, Новизна состоит также и в том, что произведение Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» не подвергалось ранее многоплановому лингвостилистическому анализу; отсутствуют и методические издания на базе указанного романа.
Практическая значимость работы состоит в допустимости использования итогов исследования при обучении иностранному языку, а также на занятиях по стилистике, аналитическому чтению, литературоведению.
Структура работы формируется исходя из поставленных целей и задач исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Исследование затрагивает лингвостилистический анализ текста романа «Цветы для Элджернона» и интерпретацию образа главного героя. Принципы лингвостилистического анализа текста представлены в виде целой системы, состоящей из разных уровней, что чрезвычайно важно для строения текста произведения. Уровни лингвостилистического анализа не являются фиксированными, но в рамках современной лингвистики присутствуют следующие: морфологический, лексический и синтаксический.
Главный герой произведения представляется как ключевой элемент между реальностью и отображаемым автором миром. Главный герой является образом, у которого есть определённая структура, где отражаются следующие уровни: вербальный образный портрет, речевой образный портрет, образный портрет психологической направленности, происхождение имени персонажа и эстетико-художественный элемент. Взаимодействие указанных уровней и задумки произведения всегда чрезвычайно важно, поскольку вместе они составляют то информацию, которая должна дойти до читателя.
Классификация выразительных средств в художественном произведении помогает достичь глубины сюжета.
Анализ лингвостилистического текста на примере романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» позволяет сделать вывод, что одним из самых главных элементов является речевой образный портрет персонажа. Работа построена на соединении лингвостилистического анализа текста и образа главного героя, что позволяет в будущем продолжить исследование теоретической базы лингвостилистического анализа и персонажа.
Выводы по данному исследованию могут быть полезны при дальнейшей разработке актуальных проблем лингвостилистического анализа текста и интерпретации образа персонажа, а именно в создании фиксированной системы анализа и развитии других элементов, входящих в систему образа произведения.
Обобщение положений и концепций лингвистических исследований, которые затрагивают моменты, тесно связанные с основами лингвостилистического анализа и особенностями образа главного героя, дает возможность для раскрытия характерных черт образа, а также для проведения лингвостилистического анализа текста. В процессе исследования было установлено, что объединяющая деталь между читателем и посылом автора — персонаж, а лингвостилистический анализ текста помогает раскрыть экспрессивные возможности стилистических средств, и позволяет проникнуть в идею и замысел автора.
Произведение «Цветы для Элджернона» обладает невероятным многообразием выразительных средств, без которых не представляется возможным лингвостилистический анализ. Данный анализ был произведён на всех уровнях: фонетическом, морфологическом, лексическом и синтаксическом. Стоит также отметить, что выразительные средства прекрасно дополняют намеренные нарушения речи главного героя романа, подчеркивают просторечный стиль.
«Цветы для Элджернона» — психологический роман, состоящий из дневниковых записей главного героя, поэтому каждый компонент образа подчёркивает психологизм произведения, важность психологической части в образе самого персонажа. Рассмотрение таких компонентов позволяет выделить следующие составляющие образа персонажа:
1. вербальный образный портрет не описан автором детально, по уже указанной причине важности психологической стороны;
2. речевой образный портрет занимает главные позиции и это можно объяснить формой литературного жанра — дневниковые записи. Анализ на данном уровне демонстрирует стремление персонажа к познанию на первом этапе и погружение в собственный мире на следующих этапах;
3. образный портрет с психологической направленностью также чрезвычайно важен. Анализ особенностей главного героя интерпретирует его как человека, который стремится к интеллектуальному развитию, что характеризует персонажа в начале эксперимента. На данном этапе герой обладает низким уровнем эмоциональности, плох образован. По мере развития сюжета у героя прослеживаются новые качества: повышенный уровень эмоциональности, слишком высокий интеллект, стремление рассуждать и расставлять акценты на внутреннем состоянии;
4. происхождение имени персонажа освещено слабо и сводится лишь к мысли, что имя Чарли означает «храбрый». Человек, способный побороть все трудности, встречающиеся в процессе эксперимента;
5. эстетико-художественная деталь — способ организации контрастирующих основ. Здесь прослеживается поэтапная эволюция интеллектуального в герое, а также обнаруживается деталь, указывающая на будущие события в жизни персонажа.
Результаты лингвостилистического анализа текста и интерпретации образа главного героя романа «Цветы для Элджернона» дают возможность прийти к выводу, что каждый компонент важен и выполняет свои функции в лингвостилистической и образной структурах указанного романа.
1. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов / И.В. Арнольд; науч. ред. П.Е. Бухаркин. - 9-е изд., исправ. и доп. - М.: «Флинта»: Наука, 2009. - 384 с.
2. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник, практикум для студ. вузов, обуч. по спец. «Филология» / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - 3-е изд., испр. - М.: «Флинта»: Наука, 2005. - 495 с.
3. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин, сост. С.Г. Бочаров. - СПБ.: Азбука, 2001. - 336 с.
4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин; сост. С.Г. Бочаров; примеч. С.С. Аверинцев, С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 2000. - 423 с.
5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - СПБ.: Паритет, 2007. - 320 с.
6. Белоусова А.Е. Речевой портрет как структурный компонент макроуровня нарратива: автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.02.04 / А.Е. Белоусова. - М., 2012. - 24 с.
7. Диброва Е.И. Современный русский язык: анализ языковых единиц: в 2-х частях / Е.И. Диброва, Н.А. Николина, В.С. Печникова, Л.Д. Чеснокова. - М.: Академия, 2008. - 624 с.
8. Енукидзе Р.И. Художественный хронотоп и его лингвистическая организация: дис. ...канд. фил. наук: 10.02.04 / Р.И. Енукидзе. - Тбилиси, 1990. - 194 с.
9. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие / А.Б Есин. - М.: «Флинта»: Наука, 2017. - 248 с.
10. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В Жеребило. - 5-е изд., испр. и дополн. - Назрань: Пилигрим, 2010. - 488 с.
11. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - 7-е изд. - М.: ЛКИ, 2010. - 264 с.
12. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / В.А. Кухаренко. -
2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2000. - 192 с.
13. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Об искусстве / Ю.М. Лотман. - СПБ.: Искусство-СПБ, 2000. - 488 с.
14. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПБ.: Питер, 2016. - 592 с.
15. Мороховский А.Н. Стилистика английского языка / А.Н. Мороховский, О.П. Воробьёва, Н.И. Лихошерст, З.В. Тимошенко. - Киев: Вища школа, 2001. - 272 с.
16. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий / А.Н. Николюкин. - М.: Интелвак, 2003. - 1596 с.
17. Пелевина Н.Ф. Стилистический анализ художественного текста / Н.Ф. Пелевина. - СПБ.: Просвещение, 2002. - 271 с.
18. Плещенко Т.П. Стилистика и культура речи / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. - Минск: ТетраСистемс. 2001 - 544 с.
19. Сова Л.З. Лингвистика синтеза / Л.З Сова; ред. В.А. Лившиц. - СПБ.: Издательство Политехнического университета, 2007. - 421 с.
20. Федотов О.И. Основы теории литературы. Литературное творчество и литературное произведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х частях. Часть 1 / О.И. Федотов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 272 с.
21. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учебное пособие / Л.С. Филиппова. - М.: Наука, 2009. - 248 с.
22. Шабанова Н.А. Словарь литературоведческих терминов / Н.А. Шабанова. - Республика Коми: Инта, 2008. - 37 с.
23. Флоря А.В. Интерпретация художественного текста / А.В. Флоря. - 2-е изд., стер. - М.: «Флинта»: Наука, 2014. - 153 с.
24. Hill C. A History of Daniel Keyes’ Flowers for Algernon. History Of The Book, 2004. - 11 p.
25. Keyes D. Algernon, Charlie and I: A Writer’s Journey. FL: Challcrest Press Books, 1999. - 228 p.
26. Keyes D. Flowers for Algernon. NY: Harvest Books, 2004. - 320 с.
27. Keyes D. Flowers for Algernon. (short story) [Электронный ресурс] /
Режим доступа: http://e-libra.ru/read/145495-flowers-for-algernon-short-
story.html.