Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА СОБАКИ В РОМАНЕ ВИРДЖИНИИ ВУЛФ «ФЛАШ»

Работа №92156
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметанглийский язык
Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1. Анималистический жанр в мировой художественной
литературе 6
1.2. История образа собаки в мифологии и художественной
литературе 11
1.3. Образ собаки в английской лингвокультуре 16
Выводы по ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА II. Лингвостилистический анализ образа собаки в произведении Вирджинии Вулф «Флаш» 22
2.1. Жанровое своеобразие романа «Флаш» Вирджинии Вулф 22
2.2. Внутренний мир Флаша 27
2.3. Взаимоотношение Элизабет и Флаша 31
2.4. Антропоморфическая лексика как способ создания образа
собаки 36
Выводы по ГЛАВЕ II 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 61

Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей создания образа собаки в произведении Вирджинии Вулф (Virginia Woolf 1882—1941; «Флаш» (Flush, 1933) с лингвостилистической точки зрения.
Человек и животное - это не новая тема в мировой литературе. В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе «нового времени» животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек «проверяется на человечность» отношением к животному. Также не нов художественный прием, когда наблюдения автора пропущены сквозь призму восприятия животного.
Актуальность настоящей работы обусловлена все возрастающим интересом к творческому наследию и личной судьбе Вирджинии Вулф, а также повышенным вниманием читающей публики к произведениям биографического жанра в целом. Роман Вирджинии Вулф «Флаш» еще не изучался с анималистической точки зрения. Структурирование знаний по теме исследования и выявление специфики создания образа спаниеля Флаша с помощью лексических и стилистических средств представляется нам актуальным.
Объектом исследования является образа собаки в романе Вирджинии Вулф «Флаш».
Предметом исследования являются лингвостилистические средства, способствующие созданию художественного образа собаки в романе Вирджинии Вулф «Флаш».
Цель работы заключается в выявлении лингвостилистических особенностей образа собаки в романе Вирджинии Вулф «Флаш».
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. дать определение понятию анималистический образ в художественном произведении;
2. рассмотреть становление образа собаки в художественной литературе и мифологии;
3. проанализировать образ собаки в английской лингвокультуре;
4. провести лингвостилистический анализ образа собаки в произведении Вирджинии Вулф «Флаш».
Теоретической базой данного исследования послужили работы, как отечественных ученых - Н.Д. Арутюновой, В.А. Ватагина, И.Р. Гальперина, Е.Б. Черкасской, А.Н. Чудинова, Н.Ю. Шведовой, М.Н. Эпштейн, так и зарубежных - Reginald Abbot, В. Зомбарта, и других.
Материалом для данного исследования послужил роман Вирджинии Вулф «Флаш». Иллюстративный материал исследования представлен примерами, которые были отобраны методом сплошной выборки из художественного текста произведения.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
• теоретические: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; описание, обобщение исследовательских явлений;
• эмпирические: описательный метод, сравнительно - сопоставительный и компонентный анализ.
Апробация работы. В рамках «Недели науки - 2017» в НИУ «БелГУ» на факультете иностранных языков на заседании секции «Лингвостилистический анализ текста» был представлен доклад «Лингвостилистический анализ образа собаки в романе Вирджинии Вулф «Флаш»» и подготовлена научная статья для публикации в научном студенческом сборнике «Национальные языки и культуры в эпоху глобализации» (по материалам научной сессии НИУ «БелГУ» «Студенческая весна - 2017»).
Структура работы. Предлагаемое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, словарей и источников фактического материала.
Во введении определяются актуальность работы, формулируются основная цель и задачи, обосновывается методы, объект и предмет исследования работы.
Первая глава носит теоретико-обзорный характер. В данной главе раскрывается понятие «анималистического жанра» в мировой художественной литературе, рассматривается история становления образа собаки в литературе, а также раскрывается образ собаки в английской лингвокультуре.
Вторая глава носит практический характер. Здесь представлено исследование стилистических особенностей образа главного героя, выявлены примеры его «очеловечивания» и основные лингвостилистические средства, способствующие созданию образа Флаша, а именно проведен детальный анализ анималистического компонента романа В. Вулф на предмет выявления художественных приемов и средств изображения животного в комплексе взаимоотношений с человеком.
В заключении представлены основные положения исследования, сделаны выводы по теоретической и практической главам и рассмотрены перспективы дальнейшей разработки проблематики исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В данном исследовании была предпринята попытка
лингвостилистического анализа средств реализации художественного образа в литературном произведении.
Изучив теоретические основы исследования, литературное произведение, использовав указанные методы, мы пришли к следующим выводам:
анималистический жанр - это произведение, где животные очеловечиваются до такой степени, что оказываются поводом для рассуждения о человеческих проблемах и нравах;
анималистический образ в художественном произведении - образ животного, обладающего человеческими качествами, человеческой психологией, созданного для раскрытия идейного замысла, маркер человеческой морали, уровня духовного благополучия общества;
антропоморфизм - явление приписывания животным человеческих качеств, уподобления его человеку; мировоззренческая концепция, выраженная номинативными средствами языка. Антропоморфическая лексика наделяет животное человеческими качествами, физическими и эмоциональными.
Использование антропоморфической лексики в романе способствует «очеловечиванию» анималистического образа. Именно антропоморфическая лексика делает этот роман наиболее пронзительным. Перед читателем предстает образ собаки, которая думает, страдает, переживает, мыслит. Флаш в романе переживает настоящие человеческие чувства: радость, сострадание, боль. Судьба собаки - это маркер уровня духовного развития общества.
В этом смысле, образ Флаша - это продолжение европейской литературной традиции «очеловечивания» животных. Мученичество и смерть собаки «просветляют» и очищают косное, гнетуще-безысходное социальное пространство, в котором пес прожил свою короткую жизнь.
Автор смог донести до читателя историю, не искаженную ни временем, ни идеологией, ни жалостью, ни стремлением «очеловечить» животных-героев. Поступки людей и животного не подчиняются законам жанра: трагической развязке или счастливому концу. Автор не делает разницы между животным и человеком.
Картина мира писателя («образ мира»), как и картина мира любого человека, конституируется в сознании как результат особенностей концептуализации им фрагментов бытия. Поскольку в тексте художественного произведения с помощью языковых художественных средств выражается образное отражение действительности, постольку воплощаемая в нем картина мира писателя приобретает черты художественной картины мира. Лингвостилистическими особенностями художественной картины мира Вирджинии Вулф при создании образа собаки являются используемые в тексте анализируемого романа приемы: анафора, хиазм, сравнения,
антропоморфическая лексика, повторы, риторические вопросы и другие.
Индивидуальный стиль Вирджинии Вулф отличается преобладанием коротких предложений, простотой и лаконичностью. Отличительной чертой стиля автора являются такие приемы стилистического синтаксиса как повтор (простой контактный повтор и анафорический повтор) и перечисление, которые главным образом соединены полисиндетоном.
Следует отметить, что в тексте произведения присутствует не только лексика, относящаяся к сфере очеловечивания, а также лексика из сферы мифологии, истории, поэзии.
На языковом уровне следует отметить употребление
антропоморфической лексики, редкое использование синонимов и антонимов, частое употребление отглагольных существительных действия с суффиксами - ation и -ment, использование уменьшительно-ласкательного суффикса - ie для придания эмоционального значения слову.
На синтаксическом уровне употребление сложносочиненных предложений с союзами “and” и “but”, а также большого количества предложений с однородными членами.
Таким образом, текст романа Вирджинии является образцом художественного стиля, и вместе с тем обладает некоторыми специфическими особенностями. Наблюдения за общением людей с животными, в основном хозяев с домашними питомцами, показывают, что эта коммуникативная сфера характеризуется повышенной эмотивностью. Разговор человека и животного характеризуется употреблением эмоционально окрашенной лексики, большим количеством повторов, риторических вопросов, высокой вариативностью словоформ, особенно вариантов имен собственных, изменением интонации и некоторых звуков.
Вирджиния Вулф выстраивает свое повествование о жизни Флаша с помощью действий, размышлений, «очеловечивания» образа и лексических средств, обладающих положительными и отрицательными коннотациями, нейтральными лексическими средствами, приобретающими данные коннотации в контексте, а также разнообразными стилистическими средствами, помогающими создать яркий, богатый красками образ собаки. Автор пишет о животном с любовью, воспринимает его как неотъемлемую часть природы.
Когда читаешь описание чувств и эмоций Флаша, трудно даже представить, что это написано от лица собаки. Гораздо естественнее было бы представить Флаша в образе человека. Но в том-то все и дело: собака не понимает человеческую речь и не может говорить, а значит, не может врать и притворяться. Ее мир - искренний и бескорыстный, ее любовь не требует ничего взамен. Мир Флаша гораздо более тонкий, он наполнен неведомыми человеку ароматами, звуками и чувствами, потому что те чувства, которые испытал этот пес, дано испытать не каждому человеку.
Результаты данной исследовательской работы способствуют дальнейшему изучению роли лингвостилистических средств в создании образа персонажа в литературном произведении.


1. Английские идиомы с Dog - [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.lingvistov.ru/blog/expressions/english-idioms-dog/ (дата обращения: 27.04.2017).
2. Андреевских О.С. Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы «Блумсбери»: Вирджиния Вулф и Роджер Фрай: дисс. ... кандидата филол. наук: 10.01.03. - Нижний Новгород,
2005. - 163 с.
3. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. - 104 с.
4. Багана Жером, Михайлова Ю.С. Национально-культурная специфика языковых единиц «кошка» и «собака» в русском, английском и немецком языках // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2010. - № 2. - C. 1-8.
5. Багана Жером, Михайлова Ю.С. Функционирование языковых единиц в аспекте национально-культурной специфики (на материале названий домашних животных в русском, английском и немецком языках) // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 3 (11). - С. 3-7.
6. Баженова Е.В. Человек и животное в контексте культуры / Человек в мире культуры. - Выпуск № 3. -2013. - С. 80-85.
7. Белогурова С.П. Анималистическая проза как феномен общественного сознания на рубеже XIX-XX вв. // Вестник Московского Университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - М.: изд-во: Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. - 2011. - 218 с.
8. Бент А.Г. Англичане у себя дома: культура частной жизни в литературных отражениях // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - Выпуск № 43. - С. 13-17.
9. Ватагин В.А. Изображение животного: Зап. Анималиста. - М.: Сварог и К, 1999. - 168 с.
10. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков: [сб. науч. работ] // под ред.: Т.В. Булыгина, пер.: А.Д. Шмелев, А. Вежбицкая. - М.: Языки славянской культуры. - 1999. - 780 с.
11. Все о собаках. Собака в литературе. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dogbook.ru/dogs/sobaka-v-literature (дата обращения: 01.04.2017).
12. Галай К.Н., Жучкова А.В. О типологической классификации и символическом значении антропоморфных образов принца-лягушки и царевны- лягушки // МИРС. - 2014. - № 4. - С. 50-55.
13. Гальперин И.Р., Черкасская Е.Б. Лексикология английского языка. - М., 1956. - 298 с.
14. Гениева Е. Два «я» Вирджинии Вульф // «Вестник Европы». - 2005, №13-14. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/vestnik/2005/13/ge34.html (дата обращения: 26.05.2017).
15. Детская литература, учебное пособие для учащихся школьных отделений педагогических училищ // под редакцией А.В. Терновского. - Москва: Просвещение, 1977. - 430 с...

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ