Введение 3
1. Краудфандинг в России 9
1.1. Появление краудфандинга в России 9
1.2. Первые краудфандинговые площадки 12
2. Анализ рынка краудфандинга в России 15
2.1. Крупнейшие краудфандинговые площадки в России 15
2.2. Появление новых краудфандинговых площадок на отечественном
рынке 28
2.3. Консалтинговые краудфандинговые агентства 32
2.4. Правовые аспекты, регулирующие краудфандинг 35
2.5. Общий анализ рынка краудфандинга
за первое полугодие 2016года 40
3. Тенденции и перспективы развития краудфандинга в России 43
3.1 Тенденции и перспективы развития отечественного краудфандинга 44
Заключение 50
Библиографический список 54
Краудфандинг - слово, на первый взгляд непонятное для русского человека. Говоря простым языком, это «народное финансирование», основной принцип которого заключается в том, что люди «жертвуют» свои средства за право поучаствовать в проекте, получить какой-либо бонус первыми и быть ближе к созданию новых технологий. Считается, что термин «краудфандинг» появился в 2006 году, его автором стал Джеф Хаули, который всего прочего так же ввёл термин «краудсорсинг».
Однако в современном мире, краудфандинг это не только инструмент финансирования проектов по созданию инноваций - он также используется практически во всех сферах деятельности человека: от помощи пострадавшим в стихийных бедствиях (акция Первого канала «Всем миром», по сбору средств в помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке), до создания свободного программного обеспечения (проект Tor).
Уникальность краудфандинга заключается в том, что для поиска и привлечения финансирования используются интернет-платформы, которые помогают получать как небольшие, так и относительно существенные инвестиции от огромного количества людей. Таким образом, краудфандинг становится революционно новым способом получения инвестиций без участия банков, венчурных капиталистов и биржи.
Ключевыми преимуществами краудфандинга являются:
• Демократизация процесса поддержки искусства и культуры, а также генерирование дополнительного дохода для индустрии развлечений;
• поддержка инновационных решений и стартапов, что в том числе позволит традиционным посредникам находить успешных и талантливых людей;
• создание прозрачного и эффективного механизма для народного финансирования проектов.
Основной функцией краудфандинга является финансирование, однако помимо всего прочего существует ряд скрытых функций таких как:
1. Краудфандинг как PR-инструмент.
Краудфандинг может стать эффективным PR-инструментом для творческих и бизнес проектов, у которых нет аудитории. Размещая проект на краудфандинговой площадке, и, занимаясь его продвижением, автор может получить колоссальную пользу не только от привлечения финансирования, но и создать аудиторию вокруг своего проекта уже вне рамок краудфандингового сбора.
2. Инструмент предпродаж.
Использование краудфандинговой-площадки в качестве интернет- магазина с предпродажами может также стать отличным началом для любого бизнеса. Предлагая людям поддержать какой-либо проект, авторы взамен финансовой поддержки, предлагают спонсорам конечный продукт.
3. Тестирование идеи.
Успешное или же не успешное завершение краудфандингового сбора может стать отличным показателем востребованности идеи. Поскольку в данном формате пользователи сайта поддерживают только те проекты, которые им нравятся, либо они считают их общественно полезными, то можно оценивать свою идею и иметь дальнейшее представление о том, нужен ли вообще подобный проект.
Краудфандинговые площадки можно условно разделить по моделям сбора средств, которые они используют:
ВиН («Все или ничего» англ. - «All or Nothing») - классическая схема краудфандинга, которую используют многие популярные площадки, такие как Kickstarter и Boomstarter. Средства переводятся автору в том случае, если достигнута необходимая сумма сбора средств. Если цель не достигается, то деньги возвращаются спонсорам.
ОВ («Оставить все» англ. - «Keep what you Raised») - собранные средства переводятся автору проекта вне зависимости от того, была ли достигнута сумма сбора средств.
ПМ («Переломный момент» англ. - «Tipping Point») - конкурирующая «ВиН» модель краудфандингового сбора. Собранные средства переводятся автору проекта после преодоления переломного момента. Чаще всего переломным моментом является преодоление 50% рубежа сбора средств.
СЦ («Свободная цена» англ. - «Free Donations») - спонсоры сами определяют сумму взноса, чаще всего для уже созданного продукта.
ВФ («Вечное финансирование» англ. - «InDemand») - финансирование становится постоянным и не имеет конкретных сроков, но может иметь конкретно необходимую сумму.
Краудфандинг не в коем случае не стоит путать с благотворительностью, когда пользователи перечисляют деньги на помощь одному человеку, либо на помощь целому городу или даже стране. Самое главное отличие его кроется в том, что «инвесторы» получают что-либо взамен. В зависимости от того, какие вознаграждения автор предлагает инвестору, можно выделить три основных типа краудфандинга:
1. Безвозмездный или условно-безвозмездный - в качестве вознаграждения «инвестор» получает благодарность, упоминание на сайте или на упаковке конечного продукта, возможность принять участие в создании продукта (например, принять участие в съемке фильма в качестве массовки).
2. Условно возмездный - подразумевает, что в будущем «инвестор» получает в качестве вознаграждения продукт, либо цифровую копию продукта (фильм, книгу, цифровой музыкальный альбом). Именно такой тип краудфандинга позволяет ему реализовать функцию пред-продажи ещё нереализованного продукта.
3. Возвратный - предполагает, что в качестве вознаграждения «инвестор» получает: часть собственности компании, акции предприятия, дивиденды, либо право участвовать в голосовании на собраниях главных акционеров. Такую схему взаимодействия со спонсорами используют в краудинвестинге. К сожалению, сейчас такой способ финансирования в России запрещён из-за отсутствия законодательной и юридической базы.
На данный момент крауд-экономика условно разделена на четыре типа: Краудфандинг - классическая схема финансирования и вознаграждений. Краудгифтинг - коллективный сбор средств на личные цели (подарки друзьям, организация встреч и праздников, покупку личных вещей и т.д.).
Краудлендинг - Р2Р-кредитование (от англ. - «people-to-people»), которое позволяет получать кредиты физическим лицам от физических лиц.
Краудинвестинг - коллективные инвестиции, с целью получения прибыли или части собственности в качестве поощрения.
В свою очередь существует две схемы краудинвестинга:
1. Акционерный краудфандинг - данный вид коллективных инвестиций подразумевает получение части собственности, акций предприятия, дивидендов или права голосования на общих собраниях акционеров.
2. «Модель Роялти» - где в качестве вознаграждения инвестор получает долю от доходов или прибыли финансируемого проекта.
Краудфандинг, как способ интернет-инвестиций, получил широкое распространение в США в 2008 году вместе с запуском первой площадки народного финансирования на Kikstarter. Всего за 8 лет краудфандинг преодолел тяжелый путь от модного технологического тренда, до повседневного явления интернет-жизни граждан америки. На данный момент 75% американских граждан знают что такое краудфандинг и спонсировали хотя бы один проект на крауд-платформе.
На данном этапе активно развиваются «тематические» краудфандинговые площадки, например: «Energyfunders» - площадка, рассчитанная на коллективное финансирование в сфере энергетики и добычи сырья, Trevolta - площадка, на которой путешественники могут собрать деньги на путешествие. На самом деле список можно продолжать бесконечно - краудфандинг на западном рынке охватывает практически все аспекты деятельности человека.
Рынок становится более сегментированным, таким образом, он не только разрастается в денежном объеме, но так же постоянно привлекает всё новую и новую аудиторию. Вследствие роста количества площадок - заметно выросла конкуренция и крупные площадки вынуждены придумывать новые стимулы для пользователей запускать свои проекты именно на них.
Помимо всего этого в 2012 году президентом США Бараком Обамой был подписан законопроект JOBS Act (the Jumpstart Our Business Startups Act)1, который позволяет компаниям привлекать начальные инвестиции по упрощённой процедуре. Таким образом, теперь официально в Америке разрешён и законодательно закреплён краудинвестинг, т.е. в качестве вознаграждений за инвестиции спонсор может получить: часть собственности компании, акции предприятия, дивиденды, либо право участвовать в голосовании на собраниях главных акционеров. Ранее это могли делать только аккредитованные инвесторы - люди, с ежегодным доходом превышающим $200 тыс. за последние годы. Краудинвестинг стал логическим продолжением краудфандинга и уже сейчас образовывает отдельный от первого рынок. Однако, это никак не сказалось на экономическом развитии краудфандинга в целом.
Самыми известными и крупнейшими краудфандинговыми площадками в мире являются:
Kickstarter - самый большая краудфандинговая площадка в мире. Сайт входит в тысячу самых посещаемых ресурсов в интернете. Данный портал во многом послужил основой для создания аналогичных площадок.
IndieGoGo - является основным конкурентом Kickstarter. Самое главное отличие состоит в том, что площадка позволяет забрать автору ту сумму, которую удалось привлечь за указанное время, вне зависимости от того хватит этих денег на реализацию или нет. Сервис работает практически в 200 странах мира, поэтому его можно смело назвать международным.
Согласно исследованию агентства Messolution c 2014 по 2015 г. - рынок краудфандинга вырос на 167% и сумма привлечённых средств составила 16,2 миллиарда долларов. Причём, максимальный рост показала Азия, в которой рынок вырос на 320% до 3,26 миллиардов долларов, но она так и не догнала Северную Америку с общим объемом рынка в 9,46 миллиардов долларов.
На данный момент в мире существует более 1300 различных краудфандинговых площадок, которые условно можно разделить по размерам, тематикам, формам вознаграждений и географии.
В своей ранней форме краудфандинг в России зародился одновременно с появлением сервиса «Яндекс. Деньги» в далеком 2002 году. Данную платформу уже давно используют как инструмент для проведения краудфандинговых сборов. Функционал этого инструмента позволял распространять информацию в социальных сетях, а счётчик в реальном времени уведомлял и показывал количество собранных средств.
Официально краудфандинг появился в России относительно недавно, а если быть точнее в 2012 году. Первое время к такому способу финансирования относились скептически. Отчасти из- за относительно невысокой технологической образованности, отчасти из-за менталитета. И до сих пор, краудфандинг в России - это то, что уже много раз испробовано, но всё равно никто толком не знает как и что делать.
Краудфандинг появился в России относительно недавно - в этом году рынку исполнится всего 4 года. Первое время такой способ финансирования встретил огромное сопротивление и неприятие у аудитории. Во многом из-за малой интернет-образованности пользователей рунета, отчасти в связи со сложным менталитетом и печальным опытом взаимодействия с финансовыми пирамидами. Хотя уже сейчас краудфандингом начинают пользоваться всё большее количество пользователей, существует еще огромное количество людей, которые продолжают воспринимать его скептически. Согласно исследованию, проведенному краудфандинговым агентством Crowduniverse «Я и краудфандинг» 50% опрошенных уверены, что в дальнейшем краудфандинг будет развиваться и занимать все большую роль в жизни человека, 38% затруднились ответить на вопрос, и лишь 5% считают, что широкого распространения народное финансирование не получит.
Во многом краудфандинг в России продолжает развиваться благодаря двум своим составляющим - если бы не его социальная и благотворительная часть, которая, согласно опросу проведенному площадкой «Добро@mail.ru», не оставляет безучастным ни одного гражданина нашей страны даже в кризис, то скорее всего такой способ финансирования у нас просто бы не прижился. Однако, со временем, краудфандинг в России научится работать так, как он работает на Западе - уже сейчас есть все признаки того, что он развивается именно в этом направлении.
Несмотря на скепсис пользователей рунета и пессимистичные прогнозы, краудфандинг в российском финансовом рынке постепенно развивается и делает это семимильными шагами. Уже сейчас у нас в стране существует порядка 10 площадок, самые крупные из которых - Planeta.ruи Boomstarter.
Они по большей части и являются основной движущей силой для развития рынка в России.
Поскольку краудфандинг в России явление относительно молодое - экосистема в нем выстроена не полностью. Существует всего ряд небольших тематических площадок, которые заняли свою нишу и развивают народное финансирование в ней. Например, BunchX - занимается развитием краудгифтингового направления и микросборами, CrowdRepublic - занимаются краудфандингом для настольных игр и печатных изданий, Kroogi - занимаются народным финансированием для музыкантов.
Такие площадки не могут похвалиться теми результатами, которые демонстрируют площадки Planeta.ruи Boomstarter, но уже сейчас их появление и функционирование может стать показателем того, что постепенно начинает появляться целая краудфандинговая экосистема, которая в будущем должна стать тем подспорьем для дальнейшего развития рынка, и, как следствие - появления новых площадок и компаний, осуществляющих работу с краудфандинговыми проектами.
Уже сейчас начинает развиваться направление клиентского сервиса в краудфандинге, который в конечном итоге может стать ещё одним катализатором для активного роста рынка. За счёт этого будет повышаться не только качество запускаемых проектов, но так же в геометрической прогрессии будет увеличиваться охват новой аудитории и повышаться процент успешных проектов. В обозримом будущем количество таких агентств будет только расти вместе с увеличением рынка.
Появление новых площадок и агентств является качественным признаком того, что не смотря на санкции, экономический кризис и прочие трудности рост рынка не только не прекратился, но и продолжает свое развитие в докризисных темпах. Если такая тенденция будет продолжаться то по сравнению с 2015 годом рынок вырастет примерно на 200.
Несмотря на все трудности, рынок так же продолжает своей рост не только в денежном, но и качественном эквиваленте - с каждым кварталом на площадках повышается конверсия успешных проектов, повышаются суммы сборов, краудфандинг получает всё более широкий охват аудитории в российском сегменте интернета.
Краудфандинг в России уже преодолел порог становления и на данный момент наблюдается активный темп роста, который не останавливается даже в связи с экономическим кризисом. Одновременно с развитием рынка повышается и интерес государства, которое больше не может игнорировать такой способ финансирования и именно поэтому активно пытается встроить себя в этот рынок. И судя по всему не только в качестве наблюдателя, но и в качестве главного регулировщика и гаранта в отношениях между спонсорами авторами, и площадками.
Со временем краудфандинг попадёт под влияние государства и, возможно, так же будет использоваться не только в политических целях, но и как инструмент для дофинансирования федеральных и городских бюджетов, которые рассчитаны на поддержку социальных инициатив граждан. Также будут появляться локальные негосударственные площадки абсолютно разных размеров и тематик - каждые из них будут создаваться городскими и муниципальными инициативными группами. Очень важным и интересным вектором развития является использование краудфандинга крупными брендами в целях PR. Опыт взаимодействия крупных компаний и краудфандинговых площадок отлично зарекомендовал себя на заре появления краудфандинга в России, как со стороны брендов, так и со стороны пользователей. Тем более, что промо-кампании в рамках краудфандинга могут здорово сэкономить рекламные бюджеты. Это особенно важно условиях экономического кризиса в 2016 году, когда многие крупные игроки сокращают свои рекламные штаты и бюджеты.
На данный момент список брендов, которые так или иначе использовали краудфандинг очень велик: «МТС», «Мегафон», «Lipton», «Nokia», «Rexona» и этот список можно продолжать еще очень долго.
Таким образом, мы видим что краудфандинг становится интересен не только молодым предпринимателям, стартапам и представителям государственного аппарата разного уровня, но так же он вызывает огромный интерес у представителей крупных брендов. В дальнейшем такие тенденции будут только набирать обороты и масштабироваться.
Ещё одно важное направление, которое на данный момент активно набирает силу и, скорее всего, в скором времени получит широкое распространение - это формат подписки. Например, в России по такой системе уже работают «Дождь», «Colta», «Сноб» и многие другие СМИ.
Однако такой формат будут использовать и люди, занимающиеся творчеством. Такая схема может отлично подойти для видеоблогеров, режиссёров и музыкантов.
В бизнесе уже сейчас хорошо развита формат подписки. Интересным примером здесь служит сервис Шефмаркет, который по подписке каждую неделю присылает клиенту бокс с продуктами и рецептом для приготовления того или иного блюда. Такой способ финансирования в дальнейшем будет только набирать обороты, и в скором времени обещает стать самым удобным и эффективным способом заработка.
Несмотря на все трудно сти, с которыми сталкивается рынок краудфандинга в России, он постоянно продолжает развиваться и с каждым годом выходит на более высокий уровень. Уже сейчас можно смело заявить, что краудфандинг, как финансовый инструмент успешно ассимилировался на российском рынке инвестиций и стал его неотъемлемой частью. За счёт этого получают своё развитие и другие ветки краудфандинга, такие как: краудлендинг и краудинвестинг. Однако, у многих представителей рынка есть опасения, что в случае чрезмерного вмешательства государства в его регулирование, рынок может среагировать если не рецессией, то стагнацией.
1) Джефф Хау Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. - М. :Изд-во «Альпина Паблишер», 2012 г.
2) Ethan Mollick Dynamics of Crowdfunding: Determinants of Success and Failure Mollick, Ethan R., The Dynamics of Crowdfunding: An Exploratory Study (June 26, 2013). Journal of Business Venturing, Volume 29, Issue 1, January 2014, Pages 1-16
3) C. Steven Bradford Crowdfunding and the Federal Securities Laws
Bradford, C. Steven, Crowdfunding and the Federal Securities Laws (March 9, 2012). Columbia Business Law Review, Vol. 2012, No. 1, 2012.
4) Scott Steinberg The Crowdfunding Bible: How to Raise Money for Any Startup, Video Game or Project :Изд-во lulu.com, 2008
5) Gary Spirer Crowdfunding: The Next Big Thing :Изд-во CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013
6) Kevin Lawton The Crowdfunding Revolution: How to Raise Venture Capital Using Social Media McGraw :Изд-во Hill Professional, 2012
7) Don Steinberg The Kickstarter Handbook: Real-Life Success Stories of Artists, Inventors, and Entrepreneurs :Изд-во Quirk Books, 2012
8) Joseph Hogue Step by Step Crowdfunding: Everything You Need to Raise Money from the Crowd for Small Business Crowdfunding and Fundraising :Изд- во Efficient Alpha, 2015
9) Devin D. Thorpe Crowdfunding for Social Good: Financing Your Mark on the World :Изд-во CreateSpace Independent Publishing Platform; 1 edition, 2013
10) Patty Lenno The Crowdfunding Book: A How-to Book for Entrepreneurs, Writers, and Inventors Paperback :Изд-во Difference Press, 2014
11) Florian Danmayr Archetypes of Crowdfunding Platforms: A Multidimensional Comparison :Изд-во Springer Gabler, 2014
12) Dennis Bruntje,Oliver Gajda Crowdfunding in Europe: State of the Art in
Theory and Practice :Изд-во Springer, 2016
13) Steven Dresner Crowdfunding: A Guide to Raising Capital on the Internet :Изд-во Bloomberg Press, 2016
14) Jim Verdonik Crowdfunding Opportunities and Challenges: Изд-во Lulu Publishing Services, 2016
15) Crowdfunding and Civic Society in Europe: A Profitable Partnership? Open Citizenship, vol. 4, no. 1. (2013).
16) The Geography of Crowdfunding, NET Institute Working Paper No. 10-08, Oct 2010
17) Kappel, Tim, «Ex Ante Crowdfunding and the Recording Industry: A Model for the U.S.?» in Loyola of Los Angeles Entertainment Law Review, Vol.29, Issue 3, p.376
18) Джейсон Рич Краудфандинг. Справочное руководство по привлечению денежных средств -М, :Изд-во ВВМ библиотека.
19) Карелов Сергей (2013, янв.17) Перспективы краудфандинга: в США — закон, в России — мошенничество // 2013
20) Massolution/Crowdsourcing.org 2015CF Real Estate Crowdfunding Industry Report. URL: http://reports.crowdsourcing.org/?route=product/ product&product id=52
21) Блог CrowdRepublic «Итоги 2015 года на CrowdRepublic». URL: https://crowdrepublic.ru/blog/1005141
https://crowdrepublic.ru/blog/1005141
Блог Crowdhunters.ru«В России скоро откроется краудфандинговый сайт для сбора денег на личные нужды». URL: https://.vk.com/wall-69337721_1927
22) Официальный блог Добро Mail.Ru«Добро Mail.Ru: в кризис интернет- пользователи сделали на 32% больше пожертвований». URL: https://dobro.mail.ru/press/news/dobro-mailru-v-krizis-internet-polzovateli-sdelali-na-32- bol she-pozhertvovanij
23) Александра Бабкина «Разбирая краудфандинг: как сделать, чтобы проект полетел (опыт проектов Добра Mail.Ru)» URL: https://geektimes.ru/ company/ mailru/blog/241244/
24) Блог Crowdhunters.ru«Краудфандинг в России - Итоги 2014 года». URL: http:// crowdhunters.ru/crowd2014/
25) Блог Crowdhunters.ru«Первые итоги краудфандинга в 2015 году» URL: http://crowdhunters.ru/crowd first 2015/