Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИИ ВЕДУЩИХ МУЗЕЕВ СТРАНЫ В ЭПОХУ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН 1980-Х-1990-Х (на примере Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи)

Работа №61359

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
II. Глава 1: Государственная Третьяковская галерея: важнейшие этапы
развития 7
1. Галерея при П.М. Третьякове 7
2. Галерея при Совете после смерти П. М. Третьякова и
преобразования И. Э. Грабаря 12
3. Изменения в Советскую эпоху 14
4. Реконструкция Государственной Третьяковской галереи в 1986-
м-1995-м гг 17
III. Глава 2: От Русского Музея Императора Александра III до
Государственного Русского музея в начале третьего тысячелетия 21
1. Предпосылки и возникновение Русского Музея 21
2. Музей в Советскую эпоху 25
3. Расширение музейных площадей в конце 1980-х-1990-х гг 30
4. Программа «Возрождение» (1999-2009) 36
IV. Глава 3: Сравнительный анализ методов и результатов работы музеев в
период больших перемен 1980-х-1990-х годов 39
V. Заключение 46
VI. Список литературы


Сегодня в эпоху бурного социально-культурного ускорения на волне музейного бума множится не только число музеев, но и многообразие их специализаций (профилей), форм деятельности, типов организации. Тем не менее, наиболее показательными для анализа серьезных трансформаций музейного мира, пожалуй, оказываются крупнейшие государственные музеи с богатой историей.
Период с середины 1980-х до середины 1990-х - эпоха социальных перемен в нашей стране, масштабного государственного переустройства. Причем, менялись не только политическая система и социальные структуры: в эти годы менялось мировоззрение, мироощущение людей, их ориентиры, цели, уклад жизни.
Учреждения культуры достаточно оперативно реагируют на социальные изменения в любые времена: они, с одной стороны, зависимы от государства, с другой - отражают перемены именно в духовном настроении людей.
Тема данной работы «Стратегии ведущих музеев страны в эпоху социальных перемен 1980-х-1990-х (на примере Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи)» сконцентрирована на самом остром и динамичном периоде из недавнего прошлого нашей страны. Для сравнения в работе были выбраны Третьяковская галерея и Русский музей по ряду причин:
во-первых, эти музеи схожи по своему собранию и по целям создания - оба являются сокровищницами национального искусства;
во-вторых, и тот, и другой музей проводили масштабные внутренние преобразования именно в вышеозначенный период, начав изменения в одной стране, закончили уже совсем в другой;
в-третьих, эти музеи, одни из крупнейших музеев страны, расположенные в двух самых оживлённых и активно модернизирующихся городах, активно включены в актуальный процесс модернизации.
Данная работа опирается на курсовые работы по темам «Пути становления главных государственных музеев на примере ГМИИ имени А. С. Пушкина, МАЭ РАН (Кунсткамера) и Британского музея» и «Анализ характера эволюции Государственной Третьяковской галереи от частной галереи до центрального музея национального искусства» и является их продолжением на основе более глубокого и подробного анализа уже выявленных проблем.
Содержание данного исследования является актуальным в силу того, что, как уже было отмечено, период 1980-1990-х - это совсем недавнее прошлое, и сегодня музеи предстают перед нами именно в том состоянии, которое явилось результатом событий этого прошлого. Эти годы - отправная точка в развитии государства в его обновлённом виде, в том состоянии, в котором оно существует сегодня и, вероятно, будет существовать завтра.
Цель данной работы - выделить сходства и связанные с локальными условиями различия в стратегиях Русского музея и Третьяковской галереи в эпоху перемен и дать оценку результатам этого анализа.
Задачи работы определяются в соответствии с целью, для достижения которой необходимо:
1. Изучить основные этапы, события в жизни музеев в их связи с историей страны.
2. Выяснить мотивы, методы, ход и результаты преобразований в обоих музеях.
3. Провести сравнительный анализ преобразований, в которых проявляются стратегии развития.
4. Дать оценку как стратегическим целям, так и результатам трансформации музеев в указанный период.
Решение этих задач базируется на изучении источников . Исследование основано на достаточно широкой теоретической базе, которую можно разделить на несколько основных групп. Прежде всего, это справочники и путеводители разных лет. Авторы статей в таких изданиях, чаще всего - научные сотрудники музеев. Такие источники, несмотря на свою кажущуюся незначительность, несут на себе очень заметную печать времени и идеологическую нагрузку, поэтому хорошо подходят именно для сравнительного анализа.
Вторую группу источников составляют многочисленные труды, посвящённые основателю Третьяковской галереи - Павлу Михайловичу Третьякову. К таковым относятся работы, в первую очередь, Боткиной А. П., а также Ненарокомовой И.С., Грязнова А. И., Безруковой Д. Я. и других. Отличительная особенность этих работ - описание не только развития галереи, но и влияния на этот процесс личности и характера создателя. В частности, труд А. П. Боткиной «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве» представляет собой подробное описание поэтапного создания и развития галереи. Уникальность этой работы в том, что автор, будучи членом семьи собирателя, передаёт информацию практически из первых уст, притом такую, которая не может быть с такой достоверностью и точностью известна другим исследователям. Так как Русский музей всегда был государственным учреждением, то для него такая группа источников отсутствует, но успешно может быть заменена как дореволюционными, так и советскими трудами, подробно описывающими процессы создания и развития музея.
Третьей группой источников можно назвать труды, посвящённые непосредственно истории музеев от дней основания до сегодняшних. Например, такие работы, как «Государственная Третьяковская галерея. Краткий исторический очерк» С. Н. Гольдштейна (М., 1956), «58 лет в Третьяковской галерее: воспоминания» Н. А. Мудрогеля, а также несколько энциклопедических изданий начала XXI века. Основным опорным трудом в этой области для меня является книга В. И. Антоновой «Государственная Третьяковская галерея» (М., 1968). В этой работе наиболее полно и структурированно содержится информация о большей части преобразований, совершившихся в Третьяковской галерее с момента её создания. Автор делает акценты на значимых переходных моментах в жизни галереи, изменении её значения и статуса.
Для Русского музея эту роль выполняют труды П. И. Нерадовского «Из жизни художника» (Л., 1965), П. К. Балтуна «Русский музей - эвакуация, блокада, восстановление» (М., 1981) и, конечно, книга Г.Ф. Петрова «Идём по Русскому музею» (Л., 1982). Это исследование, несмотря на очень заметный идеологический след, подробно и с опорой на большое количеств о разнообразных источников исследует историю Русского музея почти за целый век.
Отдельной группой источников являются искусствоведческие исследования собрания, альбомы и каталоги выставок. В частности, для работы с историей Русского музея эти издания очень помогли, так как содержат, в основном, очень подробные вступительные статьи: «Русский музей: 100 лет сокровищнице национального искусства» (СПб, 1998), работа Н.Н. Врангеля «Русский музей императора Александра III: живопись и скульптура» (СПб, 1904) и другие. Также особой работой для исследования Третьяковской галереи является труд П. А. Бурышкина «Москва купеческая» (М., 1954), в которой представлены ценные материалы о жизни московского купечества во второй половине XIX века и месте Третьяковых в ней.
Очень важным материалом для исследования преобразований и их последствий для Русского музея стали годовые отчёты этого музея за период 1997-2007 гг.
Работа состоит из введения, трёх развёрнутых глав и заключения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию и анализу стратегий ведущих музеев страны в эпоху социальных перемен 1980-х-1990-х, изучаемых на примере Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. В работе рассмотрены основные вехи истории музеев от их основания до сегодняшнего дня, а так же, более подробно, история преобразований в период 1980-х-1990-х годов. На основе документальных данных проведён анализ и дана оценка процессу преобразований.
Кратко рассмотрена история Третьяковской галереи от первых фрагментов коллекции до последнего этапа реконструкции. Выявлены основные принципы, на которых галерея работала изначально: целостность коллекции Третьякова, желание показать самые значительные, самые интересные произведения русского искусства. Галерея - первый демократический музей национального искусства. П.М. Третьяков передал галерею городу с пожеланием оставить её коллекцию нетронутой после его смерти. Но, меняясь, расширяясь (в Советскую эпоху), галерея не могла оставаться музеем одного коллекционера, хотя по- прежнему сохраняла идею наиболее полного и качественного представления истории русского искусства. После смерти Третьякова работой галереи занимался специальный попечительский совет. Вне зависимости от политических событий или войн, галерея продолжала своё развитие, пополнение коллекции, создание новых отделов, ведение научной работы. Будучи созданной в купеческом и отчасти провинциальном городе, галерея с наступлением Революции «переехала» в столицу, что открыло для неё новые возможности. В последнем пункте главы была рассмотрена реконструкция галереи, что стало почвой для анализа в последней главе работы. Реконструкция продолжалась десять лет и представляла собой серьёзную перестройку основного здания музея, создание новых, просторных экспозиционных площадей на месте бывших внутренних дворов, большого холла для посетителей в подвальной части. Также было построено два новых здания - депозитарий и выставочный корпус. Частью Третьяковской галереи стали несколько московских мемориальных музеев, что придало галерее статус крупного музейного комплекса.
История Третьяковки доказывает, что судьба музея неотделима от судьбы страны и общества в конкретном месте в конкретное время. Галерея прошла сложный путь, но смогла сохранить идею , с которой была создана: представительного собрания национального искусства, деятельность которого сосредоточена на достижении качественных результатов работы и существующего на благо общества.
В параллель Третьяковской галерее рассмотрена история Русского музея - изначально имперского и представляющего крупнейшее собрание национального изобразительного искусства. Русский музей создавался как музей имперский, как крупнейшее и важнейшее собрание национального искусства, сравнимое по статусу с национальными музеями Европы. Музей активно приобретал коллекции, пусть эти приобретения и были обусловлены государственными рамками. Как и Третьяковка, Русский музей продолжал развиваться на протяжении многих лет в ходе всех перемен: революций, войн, Перестройки. Как и галерея, Русский музей сохранил и укрепил своё величие, свой статус и стремление называться главным музеем национального искусства России. Он смог развиваться, несмотря на то, что потерял статус столичного после Октябрьской революции и соответствующие преимущества. Деятельность музея не была остановлена даже блокадой во время Великой Отечественной войны. Во второй половине XX века музей рос очень активно, создавались новые отделы, некоторые - первые в стране. Этап развития музея в конце 1980- х-начале 1990-х подробно рассмотрен для анализа в третьей главе. В этот период в музейных комплекс было включено несколько зданий и парковых территорий, основные из которых - Михайловский замок, Строгановский и Мраморный дворцы. Несмотря на прошедшее столетие, музей сохранил имперский размах. Получив в своё ведение крупные дворцы, Русский музей в течение долгих лет занимался (и продолжает заниматься) их реставрацией и приспособлением под различные музейные нужды от экспонирования до административных служб.
Своей историей Русский музей тоже показывает, как сильно связана судьба музея с всевозможными социальными переменами. Начавшись как имперский, создаваясь отчасти в пику Третьяковской галерее, Русский музей сохранил имперские масштабы и принципы работы, став крупнейшим музеем национального искусства в России.
Последняя глава работы посвящена сравнительному анализу и оценке стратегий музеев, проявленных в ходе истории в том, как создавались музеи, как они развивались и менялись с течением времени.
Проведённое исследование позволяет прийти к следующим выводам в соответствии с поставленными задачами:
1. История музея неотделима от истории страны: крупные социальные потрясения и государственные переустройства отражались на судьбах учреждений, меняя их статус, возможности и деятельность.
2. Тем не менее, традиции всё равно оставались сильны, и ход преобразований обусловлен не в последнюю очередь именно тем, как складывалась судьба каждого музея в течение предыдущих лет: с одной стороны - частной галереи, «переехавшей» из купеческого города в столицу, с другой - музея, построенного с имперским размахом и потерявшего былую поддержку после Революции.
3. Мотивы преобразований в обоих музеях были схожими и, в первую очередь, концентрировались вокруг одной цели - стать главным национальным музеем России, быть признанным таковым как внутри страны, так и за рубежом.
4. Каждый музей шёл своим особым исторически обусловленным путём к достижению поставленной цели. Оба музея решили большое количество масштабных задач в непростое время и, в целом, сделали это успешно.
5. Противостояние Третьяковской галереи и Русского музея (не исключающее и плодотворное сотрудничество) не закончилось, оно продолжается по сей день. Вряд ли в нём когда-нибудь появится победитель. Само по себе это великое противостояние — постоянный стимул к развитию национального искусства, всей культуры.
Стратегии этих двух музеев, обусловленные их историей, направлены к одной цели, которая вряд ли будет достигнута, пока они оба существуют, однако именно это стремление - один из главных двигателей их развития.



1. Баженов В.П. Русский музей XXI века: гармония дворцов и садов // Зодчий. 21 век: информационно-аналитический журнал. 2009. № 2 (31).
2. Балтун П.К. Русский музей - эвакуация, блокада, восстановление (из воспоминаний музейного работника) / [Вступ. статья. А.К. Лебедева]. - М.: Изобразит. искусство, 1981.
3. Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. - М.: издательство Государственной Третьяковской галереи, 1951.
4. Военский К.А. ... Русский музей императора Александра III/К. Военский.
- Санкт-Петербург: тип. МВД, 1897.
5. Государственная Третьяковская галерея: Путеводитель [Авт. вступ. ст. Л. Иовлева] - 3-е изд.: Москва: Авангард, 2002.
6. Государственный русский музей - Москва: Искусство, 1957.
7. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. - Москва: Директ- Медиа, 2011.
8. Государственный Русский музей. Отчёт за 1998 год. - СПб: Palace Editions, 1999.
9. Государственный Русский музей. Отчёт за 1999 год. - СПб: Palace Editions, 2000
10. Государственный Русский музей. Отчёт за 2000 год/Альманах. Вып. 1. - СПб: Palace Editions, 2001.
11. Государственный Русский музей. Отчёт за 2001 год/Альманах. Вып. 21. - СПб: Palace Editions, 2002.
12. Государственный Русский музей. Отчёт за 2002 год/Альманах. Вып. 46. - СПб: Palace Editions, 2003.
13. Государственный Русский музей. Отчёт за 2003 год/Альманах. Вып. 87. - СПб: Palace Editions, 2004.
14. Государственный Русский музей. Отчёт за 2004 год/Альманах. Вып. 110.
- СПб: Palace Editions, 2005.
15. Государственный Русский музей. Отчёт за 2005 год/Альманах. Вып. 130.
- СПб: Palace Editions, 2006.
16. Государственный Русский музей. Отчёт за 2006 год/Альманах. Вып. 160.
- СПб: Palace Editions, 2007.
17. Государственный Русский музей. Отчёт за 2007 год/Альманах. Вып. 199.
- СПб: Palace Editions, 2008.
18. Грязнов А. И. Почётный гражданин Москвы. Страницы жизни Павла Михайловича Третьякова. М.: издательство «Московский рабочий», 1982.
19. Ермонская В. В. Государственная Третьяковская галерея - сокровищница русского искусства. Ленинград: Художник РСФСР, 1965.
20. Краткий путеводитель/Госуд. Русский музей. - Ленинград: Госуд. Русск. музей, 1928 (тип. «Друкарь»).
21. Мудрогель Н. А. 58 лет в Третьяковской галерее: Воспоминания. Ленинград, 1962.
22. Нерадовский П.И. Из жизни художника. - Л., 1965.
23. Нордкин А. Государственная Третьяковская галерея. - Москва: ИЗОГИЗ, 1957.
24. Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею: Ист.-искусствовед. Очерк. - Л.: Лениздат, 1982.
25. По залам Третьяковской галереи: [Путеводитель]/В. М. Володарский. - Москва: Изобраз. искусство, 1975.
26. Подобедова О. И. Игорь Эммануилович Грабарь. М.: издательство «Советский художник», 1964.
27. Путеводитель/Гос. Рус. музей - СПб: Гос. Рус. музей, 1997.
28. Русский музей. От иконы до современности/Альманах, вып. 409. СПб: Palace editions, 2013. Изд-е 3, доп. Авторы статей В. Гусев, Е. Петрова.
29. Русский музей: 100 лет сокровищнице национального искусства. - СПб: Palace editions, 1998.
30. Русский музей: альбом-путеводитель/[авт. текста: Владимир Гусев, Евгения Петрова]. - [Изд. 3-е]. - СПб: Palace editions, 2014.
31. Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. Т 3: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей/ [Сост.: Ромашкова Л. И. и др; Вступ. ст. Л. Ромашковой, С. Янченко]. - 1999.
32. Трубинов Ю.В., Строгановский дворец. - СПб : Белое и черное, 1996.
Электронные ресурсы:
1. Бурышкин П. А. Москва купеческая [Электронный ресурсу/ModernLib.ru- бесплатная электронная библиотека, URL: http://modernlib.ru/books/ burishkin_p/moskva_kupecheskaya/read_1/ (дата обращения: 25.04.2015 г.)
2. Выездные выставки 1999 [Электронный ресурс]// Официальный сайт Государственного Русского музея. URL: http://old.rusmuseum.ru/exhib/ past_away/away_exhibitions_1999/index.html (дата обращения: 28.04.2017 г.)
3. Музейный квартал в Лаврушинском переулке [Электронный ресурс]// Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. URL: https://stroi.mos.ru/uploads/user_files/files/konkurs/Буклет_%20Третьяковка.pdf (дата обращения: 28.02.2017 г.)
4. Малкин М. Побеждая время//Наука и жизнь. СПб, 1999. №1[Электронный ресурс]//Наука и жизнь, URL: http://www.nkj.ru/archive/articles/8203/(дата обращения: 25.02.2017 г.)
5. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. проф. Горкина А. П. [Электронный ресурсу/coollib.com, URL: http://coollib.com/ b/135967/read (дата обращения: 25.04.2015г.)
6. Государственный Русский музей [Электронный ресурс]// Официальный сайт Государственного Русского музея. URL: http://www.rusmuseum.ru/ mikhailovsky-castle/history// (дата обращения 03.04.2017 г.)
7. Государственная Третьяковская галерея [Электронный ресурс]// Официальный сайт Государственной Третьяковской галереи. URL: http:// www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/history/history_galery/ history_galery1986_1995/ (дата обращения 18.02.2017 г.)
8. Государственный Русский музей [Электронный ресурс]// Официальный сайт Государственного Русского музея. URL: http://www.rusmuseum.ru/ marble-palace/history// (дата обращения 03.04.2017 г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ