Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тонино Гуэрра: «тетради жизни» как рефлексия эпохи интеллигенции

Работа №61243

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-7
1. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ «СОЧИНИЛ ЭПОХУ».
1.1. Начало творчества 8-10
1.2. «Волшебство России» 11-12
1.3. «Воззвание о красоте» 12-15
2. РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ ИТАЛИИ И СССР.
2.1. Интеллигенция и intelligentsia 16-24
2.2. Последние интеллигенты СССР 24-26
2.3. Интеллектуалы Италии второй половины 20го века 26-36
3. «ТЕТРАДИ ЖИЗНИ» КАК РЕФЛЕКСИЯ ЭПОХИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 37-40
3.1 Русские герои тетрадей жизни 40-44
3.2. Итальянские герои «тетрадей жизни» 44-46
3.3. Влияние Тонино Гуэрра на итальянский и советский кинематограф..46-49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50-51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Данная дипломная работа посвящена, с одной стороны итальянскому сценаристу, поэту, писателю, художнику Тонино Гуэрре, а с другой стороны истории формирования русской интеллигенции и класса интеллектуалов в Италии. Временные рамки исследования охватывают XVII - XIX, но основной фокус внимания направлен на вторую половину XX века.
Тонино Гуэрра - знаменитый итальянский сценарист, поэт, писатель, «последний великий «русский» итальянец» был одним из европейских свидетелей постепенного «заката» русской интеллигенции. Многочисленные воспоминания сценариста о СССР, его работы с русскими режиссерами, многочисленные проекты с советскими интеллигентами 1960-1980 годов позволяют нам лучше изучить данную эпоху, глубже понять творения наших соотечественников, и, таким образом, больше ценить наше культурное наследие, и нашу Родину.
Феномен появления интеллигенции чрезвычайно интересен, хотя бы с той точки зрения, что проявление он имел только в нашей стране. Понятие произошло от слова латинского происхождения «intelligens», что означало «понимающий, мыслящий, разумный». Как принято считать, слово «интеллигенция» ввел древнеримский мыслитель Цицерон. Интеллигентами в России считались люди высокообразованные, профессионально занимающиеся творческими и интеллектуальными видами деятельности, и обладающие возможность объективно и критично взглянуть со стороны на современное общество, экономическую, политическую, социальную и культурную ситуации. В связи с чем, эти люди являлись родоначальниками новых течений, взглядов, идеологий, а, как следствие, радикальных и постепенных изменений, восстаний, открытий. Любопытно, что в Европе вместо термина «интеллигент», используют слово «интеллектуал», которое обозначает крайне образованного человека, обладающего широким кругозором и занимающегося интеллектуальным трудом. В чем же отличие между этими двумя, с первого взгляда так похожими, понятиями? Русские интеллигенты являлись еще и нравственными эталонами общества. Можно сказать, что они совмещали в себе европейскую аристократию и интеллектуалов, являясь людьми, остро заинтересованными в развитии страны. В данной работе предпринята попытка про следить историю появления и изменения самого понятий «интеллигент», а также трансформации роли и задач интеллигенции во времени.
Кроме того, дипломная работа представляет собой отражение эпохи интеллектуалов и интеллигентов СССР и Италии 1960-1980 годов с опорой на биографию и труды итальянского сценариста Тонино Гуэрры, а также, воспоминаний его современников.
Актуальность темы исследования. Проблема исчезновения интеллигенции в современной России мне представляется чрезвычайно важной. Вопрос существовании интеллигенции сегодня остаётся открытым, однако, разделение мнений образуют несколько точек зрения, которые будут рассмотрены в данной работе.
Параллельно в работе проводиться исследование «творческого мира» кинематографической элиты, имеющей отношений к знаменитому итальянскому сценаристу.
Степень разработанности темы исследования может быть признана удовлетворительной лишь частично. Проблематика изучения феномена интеллигенции, как и эстетическая проблема исчезновения «говорящего» кино требует дополнительных, более углублённых исследований. Однако, мною было проведено базовое изучения аспектов вышеприведенных проблем.
Таким образом, мы выбрали объектами исследования феномен русской интеллигенции и итальянских интеллектуалов, воспоминания Тонино Гуэрры о России 1960-1980х годов, а также о его русских коллегах - интеллигентов и интеллектуалов того времени, а предметом исследования произведение советского и российского искусствоведа и историка культуры Паолы Дмитриевны Волковой: «Тонино. Семь тетрадей жизни», в котором автор собрала воспоминания о великом сценаристе, а также рассказы Т. Гуэрра о России и русской интеллигенции. Кроме этого, я уделила пристальное внимание культурологическим, литературным, историческим трудам русских и зарубежных писателей, критиков , культур ологов, философов, с целью проследить историю появления и развития понятий «интеллектуал» и «интеллигент», а, также, процесса формирования интеллигенции, как класса общества.
Для этого были определены следующие цели и задачи исследования:
1) проследить историю возникновения общества интеллигенции и интеллектуалов в России и Италии
2) изучить эпоху русской творческой интеллигенции 1960-1980 годов, с опорой на воспоминание «русского» итальянца
3) проследить влияние творчества Тонино Гуэрры на русский кинематограф
Методологической основой дипломной работы включает в себя использование методов анализа, сравнения, сопоставления и обобщения. В ходе написания работы используются дескриптивный и компаративистский методы и биографический подход.
Теоретико-методологическая основа изучения интеллигенции заложена такими философами и исследователями как И.С. Аксаковым2, П.Д. Боборыкиным , Н. Боббио, М.К. Мамардашвилли, У Эко, А. Грамши и др. Именно в их трудах появляются первые разработки в области общей теории и методологии исследования интеллигенции.
Исследованием творчества Т. Гуэрры в России занималась в первую очередь П. Д. Волкова, во вторую - многочисленные искусствоведы, культурологи и журналисты. Большую роль в написании работы сыграли документальные фильмы о сценаристе, его журнальные и теле-интервью, а также непосредственно художественные и поэтические работы Т. Гуэрры.
Научная новизна работы: Данная дипломная работа является первой попыткой изучения и анализа эпохи интеллигенции с опорой на данное биографически - художественное произведение, а также на тематические труды русских и европейских мыслителей.
Научно-практическая значимость исследования: Данная работа может быть полезна интересующимся развитием интеллигенции, как отдельного класса общества, политической силы, культурного двигателя страны, а, также, изучающим итальянский кинематограф. Содержание данной ВКР может использоваться для дальнейших исследований в области культурологии, психологии, социологии, истории кино и литературы.
Структура работы: Предлагаемая выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, трёх глав, 10 параграфов, заключения, списка использовано литературы и приложения.
Во введении обоснованы актуальность и новизна исследования, сформулированы его цель и задачи, определена степень изученности проблемы и дан обзор использованных источников.
Первая глава носит ознакомительный характер, она посвящена биографии Т. Гуэрры, некоторым его работам и его отношению к России.
Во второй главе проводиться культурологическо-теоретическое исследование истории формирования интеллигенции, поднимаются вопросы роли и задач русских интеллигентов и европейских интеллектуалов, а, также, проблема исчезновения интеллигенции сегодня.
Третья глава посвящена анализу произведения П. Волковой и Т. Гуэрра «Тонино. Семь тетрадей жизни», и исследованию влияния творчества сценариста на русский кинематограф 1960-1980 годов.
В заключении сформулированы выводы и итоги в соответствии с целями работы.
Положения, выносимые на защиту:
1) Сам термин «интеллигенция» появился в XIX, и претерпевал значительные изменения с течением времени. С разных точек зрения воспринимались, также, роли и функции данного класса, в зависимости от эпохи и политической ситуации.
2) Сегодня интеллигенция в России и Италии продолжает существовать, однако утратила свойственную ей самоотверженность и категоричность.
3) Тонино Гуэрра - один из ярких примеров творческого гения и интеллигента Италии XX века. Его творчество стало чрезвычайно обогащающим для итальянского кинематографа, и оказало немалое влияние на советское кино.
Список использованной литературы насчитывает 40 источников, среди которых 18 русских печатных изданий, 15 интернет - ресурсов на русском языке, и 7 источников на итальянском.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование, основанное на анализе источников на русском и итальянском языках позволяет прийти к следующим выводам:
1) Роли и функции интеллигенции изменялись во времени, как и изменялся взгляд на задачи данного класса у философов и культурологов. Таким образом, изучение данной тематики является невероятно занимательным и разносторонним.
2) С опорой на прочитанный материал можно сделать вывод, что интеллигенция сегодня исчезла в революционном понимании. Однако, она все ещё продолжает выполнять свою главную функцию: критика современного общества и власти.
3) Изучив труды Тонино Гуэрра, и воспоминания его современников о нём хочется подчеркнуть гениальность данного итальянского сценариста, писателя, художника и поэта. Его влияние на итальянский, европейский кинематограф бесспорно значительно. Что касается влияния на советское кино - исследованный материал выявляет лишь «верхушку айсберга» вклада Т. Гуэрра в творчество советских режиссёров. Более длительное и углублённое изучение и анализ его творчества, и творчества его друзей - советских режиссеров позволит получить больше информации и понимания в данной теме.
Как говорил Эйзенштейн : «Кино - это идеальный сейсмограф, оно точно диагностирует состояние общества». Когда общественная жизнь и культура в упадке, даже у великих художников ничего не выходит. Тонино Гуэрра явился рефлексией своего времени, своей культуры. Он, наряду с другими итальянскими и русскими гениями, отражал красоту нашего мира, глубину человеческих переживаний, неотвратимость трагедий, и силу любви. Его сценарии и книги говорят от имени целой эпохи, целого народа, поэтому мы можем смело называть его «человеком, который сочинил эпоху».
«Да, сюжеты Тонино рождены народной мудростью и вошли в духовный опыт нации. Влияние Тонино ощутимо и в России, где почти век равнялись на нравственные максимы Льва Толстого. Во Франции многое в ХХ веке определяла литература. А в Италии того же периода камертоном было кино. Оно на много лет вперед дало направление мысли. И нравственную религию народу во многом дали фильмы, сценарную основу которых создавал Гуэрра. Он выстраивал миры многих режиссеров, им всем был нужен.» - Лора Гуэрра



1. Бенда Ж. Предательство интеллектуалов. М.,2009.
2. Боббио Н. Интеллектуалы и власть. Антология мировой политической мысли. Зарубежная политическая мысль ХХ века.Т.2. М.,1997.
3. Боборыкин П.Д. Русская интеллигенция // Русская мысль. -1904. -№ 12.
4. Боборыкин П.Д. Подгнившие "Вехи"// В защиту интеллигенции: сб.ст.- М.-1909.
5. Волкова П. Гуэрра Л. Тонино. Семь тетрадей жизни.-2-е изд.испр.- М.:АСТ:Зебра Е, 2007.
6. Грамши А. Тюремные тетради. Часть первая. М.: Издательство политической литературы. 1991.
7. Грамши А. Искусство и политика. В 2-х т. Пер. с итал. М.: Искусство, 1991.
8. Гусейнов А.А. Слово об интеллигенции //На рубеже веков. -1997. -№1.
9. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005.
10. Куренной В. История и теория интеллигенции и интеллектуалов // Мыслящая Россия: сб.ст.- М.-2009.
11. Мамардашвилли М.К. Интеллигенция в современном обществе. - В кн.: Проблемы рабочего движения. Материалы международной научной сессии 12 - 15 апреля 1967 года. М., 1968.
12. Мережковский Д.С. Грядущий хам // Интеллигенция. Власть. Народ. Антология: сб.ст.- М.- 1991.
13.Орлов Б.С. Интеллигенция как мифологический феномен. Историко-социологический анализ / Соц. исслед. -2001. -№ 1
14. Розанов В.В. Трудные дни интеллигенции // Новое время. -1908.- №11625.
15. де Серто М. Изобретение повседневности. 1 том. Искусство делать. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт- Петербурге. 2013.
16. Струве П.Б. Интеллигенция и революция. Вехи. Из глубины. М.,1991.
17.Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ: сб.ст. [пер. с итал. Е. Костюкович]. - М: Эксмо, 2007.
18.Эко У. Пять эссе на темы Этики .-Спб.:"Симпозиум", 2000.
Интернет-ресурсы на русском языке:
1. Латова Н. Интеллигенция. Единая коллекция ЦОР [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: http:ZZschool-collection.edu.ru/
2. Тонино Гуэрра: «Телевизор - это утешитель»//Еженедельник Аргументы и факты. URL:http://www.aif.ru/culture/person/10887(дата обращения: 18.10.2016)
3. Тонино Гуэрра: «Русские женщины — это метеориты, полные чувств»//Еженедельник Аргументы и факты. Доступно по:http://www.aif.ru/archive/1623821(дата обращения: 18.10.2016)
4. Петрушанская Е.. Исповедь его жены // Российская газета -
Федеральный выпуск. -2012.-№58. Доступно по: https://rg.ru/
2012/03/16/guerra.html(дата обращения: 01.11.2016)
5. Касьянов С. Тонино Гуэрра. Человек, который сочинил эпоху //
Orloff Russian Magazine.-2014. Доступно п о : http://
orloffmagazine.com/gostinaya/chelovek-kotoryy-sochinil-epohu(дата обращения: 01.05.2017)
6. Кондратьева С. Лора Гуэрра: «Москва Тонино - это Москва дружбы и любви» // М24.-2015. Доступно по:http://www.m24.ru/articles/65733(дата обращения 01.05.2017)
7. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции [Электронный ресурс].-
М.,1993. Доступно по адресу:http://lib.ru/POLITOLOG/
lihachev.txt(дата обращения 12.02.2017)
8. Луков В.А. Миссия интеллигенции в современном российском обществе[Электронный ресурс]: научный портал Знание. Понимание. Умение. Доступно по адресу :http://
www.zpujournal.ru/gum/society/articles/Lukov Val/ ( дата
обращения: 20.11.2016)
9. Магарил С.А. Исчерпана ли социальная роль интеллигенции? [Электронный ресурс]: Электронная библиотека Гражданское общество в России. Доступно по адресу: https://www.civisbook.ru/files/File/Magaril isch.pdf(дата обращения: 25.11. 2016)
10. Мунипов А. Цвет граната: мир Параджанова в 23 главах // Афиша Daily.-2014. Доступно по:https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/cvet-granata-mir-paradzhanova-v-23-glavah/(дата обращения: 01.05.2017)
11. Первый канал. Познер и Ургант. Их Италия. Тонино Гуэрра. 4 выпуск. URL:http://www.1tv.ru/shows/puteshestviya-urganta-i-poznera/ih-italiya(дата обращения: 18.10.2016)
12. Россия К. Ушёл из жизни Тонино Гуэрра - великий сценарист фильмов Феллини URL:http://tvkultura.ru/article/show/article id/5088/ (дата обращения:18.10.2016)
13. Рывкина Р.В. Интеллигенция в постсоветской России. Исчерпание социальной роли.-2006. Доступно по адресу:http://ecsocman.hse.ru/data/127/801/1219/019 Rivkina.pdf(дата обращение: 25.11. 2016)
14. Семигин Г. Антология мировой политической мысли в 5 тт. [Электронный ресурс] Т.2. Зарубежная политическая мысль ХХ века.М.,1997. Доступно по адресу:http://www.novsu.ru/npe/files/um/ 1412/bg/shell/arh/antolog/ 1.htm(дата обращения: 04.03.2017)
15. Юсипова Л. Последний великий «русский» итальянец [Электронный ресурс]//Газета Известия.-2012. URL:http://izvestia.ru/news/519250(дата обращения: 25.11.2016)
Интернет-ресурсы на итальянском языке:
1. D Arcais P.F. Etica senza fede.Einaudi, 1992
2. Bobbio N. Politica e cultura. Torino, 1955.
3. Bruno Migliorini et al., Scheda sul lemma "intellighenzia", in Dizionario italiano multimediale e multilingue d'ortografia e di pronunzia, Rai Eri, 2007.
4. Gramsci A. Gli intellettuali e l'organizzazione della cultura, 2008
5. Greco T. Norberto Bobbio. Un itinerario intellettuale tra fi losofi a e politica. Roma, 2000.
6. «Время путешествовать» («Il tempo di viaggio» реж. Тарковский А,. 1982)
7. Итальянская электронная студенческая библиотека Treccani.it. [Электронный ресурс] Доступно по: http://www.treccani.it/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ