АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов 9
1.1. Становление и развитие института антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и их проектов в России 9
1.2. Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и
их проектов в иностранных государствах 15
1.3. Роль и значение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и их проектов 19
Глава 2. Состояние и перспективы развития антикоррупционной экспертизы как инструмента противодействия коррупции в государственном управлении России 22
2.1. Понятие, содержание, виды и субъекты антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и их проектов 22
2.2. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых
актов и их проектов: понятие и особенности 31
2.3. Проблемы и перспективы развития института антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и их проектов 35
Заключение 54
Список использованных источников
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов 9
1.1. Становление и развитие института антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и их проектов в России 9
1.2. Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и
их проектов в иностранных государствах 15
1.3. Роль и значение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и их проектов 19
Глава 2. Состояние и перспективы развития антикоррупционной экспертизы как инструмента противодействия коррупции в государственном управлении России 22
2.1. Понятие, содержание, виды и субъекты антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и их проектов 22
2.2. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых
актов и их проектов: понятие и особенности 31
2.3. Проблемы и перспективы развития института антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и их проектов 35
Заключение 54
Список использованных источников
На сегодняшний день в России осуществляется совершенствование механизмов государственного управления по нескольким направлениям, в том числе в сфере противодействия коррупции. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (далее - антикоррупционная экспертиза) - это превентивная мера противодействия коррупции, направленная на устранение таких правовых норм или их дефектов, которые посредством содержания в законодательстве, создают условия и причины для коррупции. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 года №1789-р., стала основой создания института антикоррупционной экспертизы.
Субъектами антикоррупционной экспертизы являются как государственные органы, так и представители института гражданского общества - независимые эксперты. Включение институтов гражданского общества в число субъектов антикоррупционной экспертизы - это цель административной реформы, установленная в вышеуказанной Концепции. Такой целью выступает повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и их должностных лиц с институтами гражданского общества, заключающееся в сотрудничестве институтов гражданского общества органами публичной власти, осуществление контроля над их деятельностью. Кроме того, в таком взаимодействии предполагается оценка реализации государственных функций и оказании услуг. В целях поиска способов взаимодействия принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р . Однако ни указанная концепция, ни Федеральный закон от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон об АКЭ), ни Постановление Правительства от 26.02.2010 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в котором установлены правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы, не имеют положений о механизме взаимодействия субъектов антикоррупционной экспертизы. Отсутствие или недостаток правового регулирования в данном направлении приводят к проблемам при осуществлении антикоррупционной экспертизы практике.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения проблем развития института антикоррупционной экспертизы, взаимодействия субъектов антикоррупционной экспертизы и анализа действующего законодательства о противодействии коррупции и антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов. Данные обстоятельства обусловлены тем, что коррупцию следует рассматривать с позиции угрозы национальной безопасности России. Создание эффективных мер по противодействию коррупции, в том числе принятие надлежащего законодательства, исключающего нормы-дефекты, является основой борьбы с коррупцией.
Целью исследования являются изучение и анализ нормативно - правовых основ организации и проведения антикоррупционной экспертизы, а также выявление проблем и перспектив развития антикоррупционной экспертизы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) раскрыть особенности становления и развития антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
2) определить значение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
3) изучить понятие, виды и субъектов антикоррупционной экспертизы;
4) рассмотреть понятие и особенности независимой антикоррупционной экспертизы;
5) выявить проблемы осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и перспективы ее развития как механизма по противодействию коррупции.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении антикоррупционной экспертизы, в том числе независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые основы и практика осуществления независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, научные положения и взгляды учёных.
Методологическую основу исследования составляют диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, аналитический, статистический методы.
Диалектическим методом исследования выполняются все задачи, поставленные для проведения работы.
Формально-логическим методом рассмотрены и проанализированы источники научной литературы по вопросам осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов с обоснованными выводами.
Сравнительно-правовой метод применяется при раскрытии особенностей антикоррупционной экспертизы в иностранных государствах с рассмотрением международно-правовых актов по теме исследования и национального законодательства иностранных государств.
Статистический и аналитические методом исследуются проблемные вопросы развития института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В процессе подготовки исследования проведен анализ действующего законодательства и статистических данных Минюста России и Генеральной Прокуратуры РФ.
Нормативную базу исследования составляют: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172 - ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов проектов нормативных правовых актов», Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», Приказ Министерства юстиции РФ от 29.03.2019 № 57 «Об утверждении административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (далее - Приказ Минюста России № 57).
Теоретическую основу исследования составляют научные труды М. О. Акопджановой, М.С. Бахтиной, Т.П. Виноградова, Н.А. Власенко, С.А. Грачёвой, П.А. Кабанова, М.М. Какителашвили, Е.В. Лоя, Н.Т. Леоненко, А.Н. Миронова, В.А. Непомнящего, Е.Е.Рафалюка, Е.В. Ромашиной,С.В. Филатова, Е.И. Юлегиной.
В качестве эмпирической базы исследования используются:
1) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 2О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»;
2) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»;
3) статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Минюста России.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что на основании выполненных исследований обоснованно, что в целях эффективной реализации антикоррупционной политики государства необходимо создавать нормативно-правовую основу, которая исключает возможность коррупциогенных норм-дефектов. Кроме того, определено, что для развития института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов необходимо совершенствование действующего законодательства.
Теоретическая значимость данной работы обусловлена ее актуальностью, научной новизной, сформулированными выводами, способствующими развитию научных подходов к изучению проблем организации и функционирования института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы и предложения могут быть применены в правотворческой деятельности органов публичной власти и должностных лиц, в научной, учебной литературе, в том числе в процессе преподавания курсов по антикоррупционной экспертизе, противодействию коррупции.
Апробация результатов исследования осуществлена посредством участия автора в международных, всероссийских конференциях, по итогам которых имеется 3 опубликованных научных статьи, в том числе 1 в соавторстве:
1) Конституционно-правовая модель антикоррупционной политики в современной России: особенности, проблемы и перспективы развития: обзор круглого стола в Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «VI Юридические чтения» // Издательский центр СГУ им. Питирима Сорокина.
2019. С. 105-110;
2) Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как мера реализации антикоррупционной политики и опыт её применения в Республике Татарстан // Вестник научных трудов «Юристъ». 2020. № 8. С. 336-340;
3) Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как способ реализации прав, свобод, законных интересов граждан в сфере противодействия коррупции // Сборник статей по материалам Всероссийской (весенней) научно-практической конференции «Защита прав, свобод, законных интересов субъектов материальных правоотношений» в г. Саратов. 2020. С. 60-63.
Данная выпускная квалификационная работа обусловлена её актуальностью, целью, объектом, предметом, задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных источников.
Субъектами антикоррупционной экспертизы являются как государственные органы, так и представители института гражданского общества - независимые эксперты. Включение институтов гражданского общества в число субъектов антикоррупционной экспертизы - это цель административной реформы, установленная в вышеуказанной Концепции. Такой целью выступает повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и их должностных лиц с институтами гражданского общества, заключающееся в сотрудничестве институтов гражданского общества органами публичной власти, осуществление контроля над их деятельностью. Кроме того, в таком взаимодействии предполагается оценка реализации государственных функций и оказании услуг. В целях поиска способов взаимодействия принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р . Однако ни указанная концепция, ни Федеральный закон от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон об АКЭ), ни Постановление Правительства от 26.02.2010 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в котором установлены правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы, не имеют положений о механизме взаимодействия субъектов антикоррупционной экспертизы. Отсутствие или недостаток правового регулирования в данном направлении приводят к проблемам при осуществлении антикоррупционной экспертизы практике.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения проблем развития института антикоррупционной экспертизы, взаимодействия субъектов антикоррупционной экспертизы и анализа действующего законодательства о противодействии коррупции и антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов. Данные обстоятельства обусловлены тем, что коррупцию следует рассматривать с позиции угрозы национальной безопасности России. Создание эффективных мер по противодействию коррупции, в том числе принятие надлежащего законодательства, исключающего нормы-дефекты, является основой борьбы с коррупцией.
Целью исследования являются изучение и анализ нормативно - правовых основ организации и проведения антикоррупционной экспертизы, а также выявление проблем и перспектив развития антикоррупционной экспертизы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) раскрыть особенности становления и развития антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
2) определить значение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
3) изучить понятие, виды и субъектов антикоррупционной экспертизы;
4) рассмотреть понятие и особенности независимой антикоррупционной экспертизы;
5) выявить проблемы осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и перспективы ее развития как механизма по противодействию коррупции.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении антикоррупционной экспертизы, в том числе независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые основы и практика осуществления независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, научные положения и взгляды учёных.
Методологическую основу исследования составляют диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, аналитический, статистический методы.
Диалектическим методом исследования выполняются все задачи, поставленные для проведения работы.
Формально-логическим методом рассмотрены и проанализированы источники научной литературы по вопросам осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов с обоснованными выводами.
Сравнительно-правовой метод применяется при раскрытии особенностей антикоррупционной экспертизы в иностранных государствах с рассмотрением международно-правовых актов по теме исследования и национального законодательства иностранных государств.
Статистический и аналитические методом исследуются проблемные вопросы развития института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В процессе подготовки исследования проведен анализ действующего законодательства и статистических данных Минюста России и Генеральной Прокуратуры РФ.
Нормативную базу исследования составляют: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172 - ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов проектов нормативных правовых актов», Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», Приказ Министерства юстиции РФ от 29.03.2019 № 57 «Об утверждении административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (далее - Приказ Минюста России № 57).
Теоретическую основу исследования составляют научные труды М. О. Акопджановой, М.С. Бахтиной, Т.П. Виноградова, Н.А. Власенко, С.А. Грачёвой, П.А. Кабанова, М.М. Какителашвили, Е.В. Лоя, Н.Т. Леоненко, А.Н. Миронова, В.А. Непомнящего, Е.Е.Рафалюка, Е.В. Ромашиной,С.В. Филатова, Е.И. Юлегиной.
В качестве эмпирической базы исследования используются:
1) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 2О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»;
2) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»;
3) статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Минюста России.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что на основании выполненных исследований обоснованно, что в целях эффективной реализации антикоррупционной политики государства необходимо создавать нормативно-правовую основу, которая исключает возможность коррупциогенных норм-дефектов. Кроме того, определено, что для развития института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов необходимо совершенствование действующего законодательства.
Теоретическая значимость данной работы обусловлена ее актуальностью, научной новизной, сформулированными выводами, способствующими развитию научных подходов к изучению проблем организации и функционирования института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы и предложения могут быть применены в правотворческой деятельности органов публичной власти и должностных лиц, в научной, учебной литературе, в том числе в процессе преподавания курсов по антикоррупционной экспертизе, противодействию коррупции.
Апробация результатов исследования осуществлена посредством участия автора в международных, всероссийских конференциях, по итогам которых имеется 3 опубликованных научных статьи, в том числе 1 в соавторстве:
1) Конституционно-правовая модель антикоррупционной политики в современной России: особенности, проблемы и перспективы развития: обзор круглого стола в Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «VI Юридические чтения» // Издательский центр СГУ им. Питирима Сорокина.
2019. С. 105-110;
2) Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как мера реализации антикоррупционной политики и опыт её применения в Республике Татарстан // Вестник научных трудов «Юристъ». 2020. № 8. С. 336-340;
3) Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как способ реализации прав, свобод, законных интересов граждан в сфере противодействия коррупции // Сборник статей по материалам Всероссийской (весенней) научно-практической конференции «Защита прав, свобод, законных интересов субъектов материальных правоотношений» в г. Саратов. 2020. С. 60-63.
Данная выпускная квалификационная работа обусловлена её актуальностью, целью, объектом, предметом, задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных источников.
На основании проведённого исследования сделаны следующие выводы.
Коррупция - это незаконное использование служебного положения должностным лицом, вопреки публичным интересам, в целях получения какой-либо имущественной выгоды в личных целях или для третьих лиц. Коррупциогенные факторы - это положения нормативно-правовых актов и их проектов, установленные законом, то есть нормы-дефекты, создающие условия для проявления коррупции.
Антикоррупционная экспертиза - это исследование нормативных правовых актов или проектов нормативных правовых актов, осуществляемое специальными субъектами, в целях выявления в них правовых норм-дефектов, создающих условия коррупции, а также дача заключения по вопросам их наличия или отсутствия в нормативных правовых актах или их проектах. Существует 4 вида антикоррупционных экспертиз, проводимых: Прокуратурой Российской Федерации, Минюстом России, иными органами публичной власти, независимыми экспертами. Независимая антикоррупционная экспертиза - это исследование, проводимое независимыми экспертами в целях выявления коррупциогенных факторов, имеющихся в нормативных правовых актах либо их проектах.
На основе проведенного анализа института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в России иностранных государствах, в частности, Германии, Великобритании, Франции, странах СНГ, а именно, Казахстане, Молдавии, Республики Беларусь приходим к следующим выводам.
Институт антикоррупционной экспертизы является достаточно новым.
В различных странах имеется несколько подходов к определению данного института. В Германии, Великобритании, Франции он является элементом института правовой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Главная особенность указанного института в Казахстане заключается в том, что антикоррупционная экспертиза осуществляется только научными организациями посредством участия в закупочных процедурах и оплачивается за счет средств бюджета Республики Казахстан.
В Молдавии и России институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является самостоятельным, основным предназначением которого является создание правовой основы, исключающей возможность злоупотребления должностными лицами служебными полномочиями в корыстных целях, которое причиняет ущерб интересам общества и государства. На уровне стран СНГ, в отличие от европейских, приняты в 2003 и 20122 приняты Модельные законы, регулирующие вопросы осуществления антикоррупционной экспертизы, устанавливающие круг субъектов антикоррупционной политики и запрет на принятие правовых актов без проведения указанной экспертизы.
В России данный институт имеет следующие особенности:
1) расширен перечень субъектов, которые вправе осуществлять антикоррупционную экспертизу, а именно, допускается возможность участия независимых экспертов;
2) урегулирован специальным законом;
3) отсутствует легальное определение антикоррупционной экспертизы в федеральном законодательстве.
Значение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в механизме противодействия коррупции состоит в следующем:
1) призвана обеспечить устранение коррупциогенных факторов, содержащихся в законодательстве, а также в разрабатываемых проектах законов, подзаконных и иных правовых актов;
2) имеет превентивный характер;
3) способствует реализации прав, свобод, законных интересов граждан.
Содержанием антикоррупционной экспертизы является непосредственное исследование нормативных правовых актов, их проектов, на предмет наличия или отсутствия коррупциогенного фактора, по результатам которого составляется заключение.
На основании проведенного анализа действующего законодательства в зависимости от субъекта, осуществляющего антикоррупционную экспертизу, определены несколько ее видов:
1) прокуратуры РФ;
2) Минюста России и иных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ;
3) независимая антикоррупционная экспертиза;
4) антикоррупционная экспертиза локальных актов организаций.
В данной работе проведено исследование по вопросам осуществления независимой антикоррупционной экспертизы. Независимая антикоррупционная экспертиза - это антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, осуществляемая независимыми экспертами, аккредитованными Минюстом России в установленном порядке, в целях выявления и последующего устранения коррупциогенных факторов, содержащихся в нормативных правовых актах или их проектах. Она имеет только рекомендательный характер, что установлено в законе об АКЭ.
По результатам проведенного исследования выявлены проблемы развития института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и предложены способы их решения.
1. Проблема «отсутствие легального определения антикоррупционной экспертизы антикоррупционной экспертизы в федеральном законодательстве».
На основе проведенного анализа, для решения данной проблемы предлагаем статью 1 Закона об АКЭ дополнить частью 3 следующего содержания: «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является комплексной деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления при разработке и принятии нормативных правовых актов, с учетом исследования ранее принятых актов, в целях выявления и устранения коррупциогенных факторов».
2. Проблема «минимальное участие независимых экспертов в осуществлении антикоррупционной экспертизы».
Для решения данной проблемы предлагаем на уровне субъектов Российской Федерации внедрять практику проведения ежегодных конкурсов среди независимых экспертов на основе опыта Республики Татарстан или иных мероприятий, направленных на повышение активности независимых экспертов. Для этого считаем необходимым статью 5 Закона об АКЭ дополнить частью 4 следующего содержания: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно проводят мероприятия, направленные на повышение активности независимых экспертов. Перечень, порядок организации данных мероприятий устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации».
3. Проблема рекомендательного характера заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Для решения данной повысить статус заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, в связи с чем внести изменения в часть 3 статьи 5 Закона об АКЭ, заменив слово «рекомендательный» словом «обязательный».
4. Проблема ограничения прав независимых экспертов по результатам рассмотрения их заключений, когда не определены способы устранения коррупциогенных факторов. Данная проблема напрямую взаимосвязана с рекомендательным характером заключения независимых экспертов. На основании анализа положений действующего законодательства, в том числе устанавливающего порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, и источников научной литературы, считаем концептуально неверным существование данного ограничения. Следовательно, в части 3 статьи 5 Закона об АКЭ формулировку после слов «мотивированный ответ» предлагаем исключить. Часть 3 статьи 5 Закона об АКЭ изложить в следующей редакции: «Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит обязательный характер и подлежит рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения».
5. Проблема отсутствия юридической ответственности независимых экспертов за неучастие в антикоррупционной экспертизе. Предлагается внести дополнение в подпункт 2 пункта 113 Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России № 57 , при длительном невыполнении (в течении 1 года со дня подготовки заключения по результатам антикорруцпионной экспертизы) независимым экспертом деятельности по осуществлению антикоррупционной экспертизы.
6. Несовершенство методики проведения антикоррупционной экспертизы.
Методикой определен перечень коррупциогенных факторов, но не указаны способы их выявления. Данную позицию поддерживают С.Н. Шевердяев, А.В. Полукарпов, Л.А. Чернышева. Для решения данной проблемы предлагаем на федеральном уровне рассмотреть опыт применения практических рекомендаций по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, утвержденных Приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 31.07.2017 № 01-02/862 (далее - практические рекомендации), в которых содержатся:
1) порядок осуществления действий эксперта при осуществлении данной экспертизы;
2) признаки наличия коррупциогенных факторов.
7. Проблема отсутствия законодательного регулирования понятия «коррупционные риски». Согласно Методическим рекомендациям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруда РФ) коррупционный риск - возможность совершения работником организации, а также иными лицами от имени или в интересах организации коррупционного правонарушения. Однако полагаем, что подобное определение должно быть установлено в Законе об АКЭ, поскольку рекомендации не являются обязательными для исполнения. Вместе с тем, проведение объективной антикоррупционной экспертизы без четкой регламентации коррупционных рисков. Следовательно, предлагается дополнить статью 1 также и частью 4, расширив данное понятие, чем установленное Минтрудом РФ: «Под коррупционным риском понимается ситуация, при которой у должностного лица или иного работника органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций имеется возможность совершения коррупционного правонарушения».
8. Проблема «рекомендательный характер заключения Минюста России по результатам антикоррупционной экспертизы».
Данная проблема возникает в силу того, что Минюст России, не смотря на установленные полномочия в сфере осуществления антикоррупционной экспертизы, не обладает надзорными полномочиями при подготовке заключений по результатам исследования, например, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или их проектов. Анализ статистических данных, представленных в основной части исследования, позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении экспертизы данных актов, нередко возникают разногласия в оценке коррупциогенных факторов. В случае не устранение коррупциогенного фактора, установленного заключением Минюста России, оно направляется в органы прокуратуры в целях принятия окончательного решения. Полагаем, что происходит фактическое дублирование Минюста России органами прокуратуры, что противоречит требованиям законодательства, а также необоснованно увеличиваются сроки принятия окончательного решения по таким нормативным актам и их проектам.
Считаем, что вышеперечисленные предложения по решению проблемных вопросов, рассмотренных в процессе осуществления магистерского исследования, будут оказывать позитивное воздействие на развитие института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в механизме противодействия коррупции.
На основании проведенного анализа теоретических и нормативно- правовых основ института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в механизме противодействия коррупции приходим к выводу, что в настоящее время данный институт является развивающимся, имеет свои особенности и проблемы.
Дополнительно отметим, что эффективная реализация антикоррупционной политики государства невозможна без развития антикоррупционной экспертизы в механизме противодействия коррупции. Следовательно, процессы развития механизма осуществления антикоррупционной экспертизы имеют важнейшее значение в сфере противодействия коррупции.
Коррупция - это незаконное использование служебного положения должностным лицом, вопреки публичным интересам, в целях получения какой-либо имущественной выгоды в личных целях или для третьих лиц. Коррупциогенные факторы - это положения нормативно-правовых актов и их проектов, установленные законом, то есть нормы-дефекты, создающие условия для проявления коррупции.
Антикоррупционная экспертиза - это исследование нормативных правовых актов или проектов нормативных правовых актов, осуществляемое специальными субъектами, в целях выявления в них правовых норм-дефектов, создающих условия коррупции, а также дача заключения по вопросам их наличия или отсутствия в нормативных правовых актах или их проектах. Существует 4 вида антикоррупционных экспертиз, проводимых: Прокуратурой Российской Федерации, Минюстом России, иными органами публичной власти, независимыми экспертами. Независимая антикоррупционная экспертиза - это исследование, проводимое независимыми экспертами в целях выявления коррупциогенных факторов, имеющихся в нормативных правовых актах либо их проектах.
На основе проведенного анализа института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в России иностранных государствах, в частности, Германии, Великобритании, Франции, странах СНГ, а именно, Казахстане, Молдавии, Республики Беларусь приходим к следующим выводам.
Институт антикоррупционной экспертизы является достаточно новым.
В различных странах имеется несколько подходов к определению данного института. В Германии, Великобритании, Франции он является элементом института правовой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Главная особенность указанного института в Казахстане заключается в том, что антикоррупционная экспертиза осуществляется только научными организациями посредством участия в закупочных процедурах и оплачивается за счет средств бюджета Республики Казахстан.
В Молдавии и России институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является самостоятельным, основным предназначением которого является создание правовой основы, исключающей возможность злоупотребления должностными лицами служебными полномочиями в корыстных целях, которое причиняет ущерб интересам общества и государства. На уровне стран СНГ, в отличие от европейских, приняты в 2003 и 20122 приняты Модельные законы, регулирующие вопросы осуществления антикоррупционной экспертизы, устанавливающие круг субъектов антикоррупционной политики и запрет на принятие правовых актов без проведения указанной экспертизы.
В России данный институт имеет следующие особенности:
1) расширен перечень субъектов, которые вправе осуществлять антикоррупционную экспертизу, а именно, допускается возможность участия независимых экспертов;
2) урегулирован специальным законом;
3) отсутствует легальное определение антикоррупционной экспертизы в федеральном законодательстве.
Значение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в механизме противодействия коррупции состоит в следующем:
1) призвана обеспечить устранение коррупциогенных факторов, содержащихся в законодательстве, а также в разрабатываемых проектах законов, подзаконных и иных правовых актов;
2) имеет превентивный характер;
3) способствует реализации прав, свобод, законных интересов граждан.
Содержанием антикоррупционной экспертизы является непосредственное исследование нормативных правовых актов, их проектов, на предмет наличия или отсутствия коррупциогенного фактора, по результатам которого составляется заключение.
На основании проведенного анализа действующего законодательства в зависимости от субъекта, осуществляющего антикоррупционную экспертизу, определены несколько ее видов:
1) прокуратуры РФ;
2) Минюста России и иных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ;
3) независимая антикоррупционная экспертиза;
4) антикоррупционная экспертиза локальных актов организаций.
В данной работе проведено исследование по вопросам осуществления независимой антикоррупционной экспертизы. Независимая антикоррупционная экспертиза - это антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, осуществляемая независимыми экспертами, аккредитованными Минюстом России в установленном порядке, в целях выявления и последующего устранения коррупциогенных факторов, содержащихся в нормативных правовых актах или их проектах. Она имеет только рекомендательный характер, что установлено в законе об АКЭ.
По результатам проведенного исследования выявлены проблемы развития института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и предложены способы их решения.
1. Проблема «отсутствие легального определения антикоррупционной экспертизы антикоррупционной экспертизы в федеральном законодательстве».
На основе проведенного анализа, для решения данной проблемы предлагаем статью 1 Закона об АКЭ дополнить частью 3 следующего содержания: «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является комплексной деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления при разработке и принятии нормативных правовых актов, с учетом исследования ранее принятых актов, в целях выявления и устранения коррупциогенных факторов».
2. Проблема «минимальное участие независимых экспертов в осуществлении антикоррупционной экспертизы».
Для решения данной проблемы предлагаем на уровне субъектов Российской Федерации внедрять практику проведения ежегодных конкурсов среди независимых экспертов на основе опыта Республики Татарстан или иных мероприятий, направленных на повышение активности независимых экспертов. Для этого считаем необходимым статью 5 Закона об АКЭ дополнить частью 4 следующего содержания: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно проводят мероприятия, направленные на повышение активности независимых экспертов. Перечень, порядок организации данных мероприятий устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации».
3. Проблема рекомендательного характера заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Для решения данной повысить статус заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, в связи с чем внести изменения в часть 3 статьи 5 Закона об АКЭ, заменив слово «рекомендательный» словом «обязательный».
4. Проблема ограничения прав независимых экспертов по результатам рассмотрения их заключений, когда не определены способы устранения коррупциогенных факторов. Данная проблема напрямую взаимосвязана с рекомендательным характером заключения независимых экспертов. На основании анализа положений действующего законодательства, в том числе устанавливающего порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, и источников научной литературы, считаем концептуально неверным существование данного ограничения. Следовательно, в части 3 статьи 5 Закона об АКЭ формулировку после слов «мотивированный ответ» предлагаем исключить. Часть 3 статьи 5 Закона об АКЭ изложить в следующей редакции: «Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит обязательный характер и подлежит рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения».
5. Проблема отсутствия юридической ответственности независимых экспертов за неучастие в антикоррупционной экспертизе. Предлагается внести дополнение в подпункт 2 пункта 113 Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России № 57 , при длительном невыполнении (в течении 1 года со дня подготовки заключения по результатам антикорруцпионной экспертизы) независимым экспертом деятельности по осуществлению антикоррупционной экспертизы.
6. Несовершенство методики проведения антикоррупционной экспертизы.
Методикой определен перечень коррупциогенных факторов, но не указаны способы их выявления. Данную позицию поддерживают С.Н. Шевердяев, А.В. Полукарпов, Л.А. Чернышева. Для решения данной проблемы предлагаем на федеральном уровне рассмотреть опыт применения практических рекомендаций по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, утвержденных Приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 31.07.2017 № 01-02/862 (далее - практические рекомендации), в которых содержатся:
1) порядок осуществления действий эксперта при осуществлении данной экспертизы;
2) признаки наличия коррупциогенных факторов.
7. Проблема отсутствия законодательного регулирования понятия «коррупционные риски». Согласно Методическим рекомендациям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруда РФ) коррупционный риск - возможность совершения работником организации, а также иными лицами от имени или в интересах организации коррупционного правонарушения. Однако полагаем, что подобное определение должно быть установлено в Законе об АКЭ, поскольку рекомендации не являются обязательными для исполнения. Вместе с тем, проведение объективной антикоррупционной экспертизы без четкой регламентации коррупционных рисков. Следовательно, предлагается дополнить статью 1 также и частью 4, расширив данное понятие, чем установленное Минтрудом РФ: «Под коррупционным риском понимается ситуация, при которой у должностного лица или иного работника органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций имеется возможность совершения коррупционного правонарушения».
8. Проблема «рекомендательный характер заключения Минюста России по результатам антикоррупционной экспертизы».
Данная проблема возникает в силу того, что Минюст России, не смотря на установленные полномочия в сфере осуществления антикоррупционной экспертизы, не обладает надзорными полномочиями при подготовке заключений по результатам исследования, например, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или их проектов. Анализ статистических данных, представленных в основной части исследования, позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении экспертизы данных актов, нередко возникают разногласия в оценке коррупциогенных факторов. В случае не устранение коррупциогенного фактора, установленного заключением Минюста России, оно направляется в органы прокуратуры в целях принятия окончательного решения. Полагаем, что происходит фактическое дублирование Минюста России органами прокуратуры, что противоречит требованиям законодательства, а также необоснованно увеличиваются сроки принятия окончательного решения по таким нормативным актам и их проектам.
Считаем, что вышеперечисленные предложения по решению проблемных вопросов, рассмотренных в процессе осуществления магистерского исследования, будут оказывать позитивное воздействие на развитие института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в механизме противодействия коррупции.
На основании проведенного анализа теоретических и нормативно- правовых основ института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в механизме противодействия коррупции приходим к выводу, что в настоящее время данный институт является развивающимся, имеет свои особенности и проблемы.
Дополнительно отметим, что эффективная реализация антикоррупционной политики государства невозможна без развития антикоррупционной экспертизы в механизме противодействия коррупции. Следовательно, процессы развития механизма осуществления антикоррупционной экспертизы имеют важнейшее значение в сфере противодействия коррупции.
Подобные работы
- Институт независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов: проблемы и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Правовые основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы института антикоррупционной экспертизы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Антикоррупционная экспертиза правовых актов в Российской Федерации(конституционно-правовое исследование)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование противодействия коррупции в муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - Прокурорский надзор в сфере противодействия коррупции: вопросы теории и практики (Российский Университет Дружбы Народов)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Антикорупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018



