Введение 3
1. Теоретические основы формирования производственной программы
предприятия 6
1.1 Понятие производственной программы предприятия 6
1.2 Основные показатели производственной программы
предприятия 13
1.3 Производственная мощность предприятия: понятие, виды, этапы
планирования 21
2. Анализ системы управления производственной программой Казанского
Арматурного Завода ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ 34
2.1 Общая характеристика деятельности Казанского Арматурного Завода
ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ 34
2.2 Анализ системы управления Казанского Арматурного Завода ФКУ
ИК-2 УФСИН России по РТ 40
2.3 Оценка эффективности действующей производственной программы
Казанского Арматурного Завода ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ 48
3. Предложения и рекомендации по оптимизации производственной программы Казанского Арматурного Завода ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ
55
3.1 Предложения по внедрению системного подхода к формированию
производственной программы Казанского Арматурного Завода ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ 55
3.2 Разработка производственной программы Казанского Арматурного
Завода ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ на 2017 год 61
3.3 Расчет потребности в ресурсах, необходимых для выполнения
производственной программы Казанского Арматурного Завода ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ на 2017 год 64
Заключение 72
Список используемых источников 75
Приложение
Объем производства и объем реализации продукции являются показателями, взаимозависимость которых необходимо всегда учитывать. В условиях, когда производственные возможности предприятия ограничены, а спроса на его продукцию не ограничен, приоритет отдается объему производства продукции, которой в свою очередь определяют объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиления конкурентной борьбы не возможности производства определяют объем продаж, а, наоборот, потенциальный объем продаж является основой для разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, в каком оно способно их реализовать.
Успех или неудача хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно проанализированы и определены степень, характер, структура спроса и тенденции его модификации. Результаты исследования рынка берутся за основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы амортизации продукции (работ и услуг), техническое усовершенствование производства, потребности в товарных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объемов производства и определении производственной мощности выявляет, какую продукцию, в каком объеме нужно производить, где, когда и по каким ценам будет ее продавать. Этим обуславливаются конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость предприятия в целом.
Одной из важнейших составляющих системы управления на предприятии является планирование.
Планирование на предприятии в условиях рынка должно быть ориентированно на потребителя, носить прогнозный характер, поскольку опирается на неполную информацию. В процессе планирования устанавливается глобальная цель развития предприятия, и все частные решения служат для достижения поставленной цели.
Методы планирования на предприятии в условиях рыночных отношений должны соответствовать условиям рыночной экономики. В связи с этим традиционно применяемые методы планирования должны быть подвергнуты определенной корректировке и при необходимости разработан новый методический и модельный аппарат.
В тоже время производственная программа предприятия - основной элемент системы планирования. Производственная программа предприятия составляется на всех без исключения предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Производственная программа включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и их обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами.
Объект исследования - Казанский Арматурный Завод ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ.
Предмет исследования - процесс оптимизации производственной программы промышленного предприятия.
Цель работы - определить направления по оптимизации производственной программы Казанского Арматурного Завода ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические основы оптимизации производственной программы промышленного предприятия;
- дать оценку эффективности действующей производственной программы Казанского Арматурного Завода ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ;
- разработать предложения и рекомендации по оптимизации производственной программы Казанского Арматурного Завода ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе даны основные определения понятия производственной
программы предприятия, рассмотрены основные показатели и этапы
4
Во второй главе проанализирована система управления производственной программой Казанского Арматурного Завода ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ, рассмотрена общая характеристика деятельности исследуемого предприятия, а также дана оценка эффективности действующей производственной программы.
В третьей главе даны рекомендации по оптимизации производственной программы Казанского Арматурного Завода ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ.
В заключении необходимо отметить, что производственная программа любого предприятия, в том числе и промышленного, важнейший раздел производственно-экономического плана. На своевременное введение в эксплуатацию производственных мощностей предприятия и выпуска намеченного к выполнению объемов продукции существенным образом влияет именно грамотно составленная производственная программа. Другие разделы производственно-экономического плана базируются на исходных показателях производственной программы, а также связаны с формированием путей выполнения производственной программы.
Таким образом производственная программа устанавливает необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспортных ресурсах.
Казанский арматурный завод на сегодняшний день, с моей точки зрения, занимает стабильное место на рынке производства чугунно-литейной продукции. Отсутствие текучести кадров, высокий покупательный спрос отражает хорошо организованную структуру управления организацией.
Основная задача предприятия - удовлетворение запросов покупателей, что подразумевает продажу исключительно качественной продукции, удержание стабильной цены, качественного обслуживания во время сбыта продукции.
Рациональная организация оплаты труда на предприятии позволяет стимулировать результаты труда и деятельность его работников, обеспечивать конкурентоспособность на рынке труда и готовой продукции. Цель рациональной организации оплаты труда - обеспечение соответствия между его величиной и трудовым вкладом работника в общие, результаты деятельности предприятия, т.е. установление соответствия между мерой труда и мерой потребления.
После анализа, проведенного во второй главе, организационной структуры Казанского арматурного завода, можно сделать вывод, что в современных рыночных условиях линейно-функциональная структура имеет больше недостатков, чем достоинств. При такой системе организации трудно добиться качественной работы всего предприятия. Недостатки линейной структуры может устранить линейно-штабная организационная структура. Она может позволить избавиться от основного недостатка, который связан с отсутствием звеньев, которые отвечали бы за стратегическое планирование. В предлагаемой структуре предусмотрено сокращение нагрузки на руководителей высшего звена, имеется возможность привлекать к решению задач внешних экспертов и консультантов. При этом сохраняется расплывчатость распределения ответственности.
После анализа эффективности действующей производственной программы Казанского Арматурного Завода ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ было решено усовершенствовать производственную программу двумя путями. Первый - расширение ассортимента продукции путем технического перевооружения основных фондов. Второе - провести энергосберегающее мероприятие.
Техническое перевооружение основных фондов нам показало, что внедрение плавильную печь модели ИСТ-1.0х2 УХЛ-4 для производства стальных и чугунных задвижек, положительно экономически повлияет на предприятие. Во-первых, будет расширен ассортимент выпускаемой продукции, а именно литейных изделий. Во-вторых, предложенное техническое перевооружение является достаточно эффективным и экономически целесообразным, так как не требует очень высоких затрат и срок окупаемости его при экономических нормальных условиях составит около двух лет, что является достаточно малым.
Второе усовершенствование - внедрение энергосберегающего мероприятия, путем перевода оборудования литейного цеха и котла с печного топлива на газ. Расчет доказал эффективность и экономическую целесообразность это мероприятия. Срок окупаемости тут оказался более чем на полгода меньше, чем при техническом перевооружении основных фондов.
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно
методическое пособие. М.: Финансы статистика, 2009. 248 с.
2. Алексеенко, Н.А. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие / Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Изд- во Г ревцова, 2011. 246 с.
3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник для вузов / под ред. В.Я. Позднякова. М.: ИНФРА-М, 2008. 617 с.
4. Анташов, В.А. Новые технологии управления предприятием: учебник / В.А Анташов, Г.В. Уварова. Минск: Регистр, 2006. 148 с.
5. Бабук, И.М. Экономика предприятия: учеб. пособие / И.М. Бабук. Минск: ИВЦ Минфина, 2006. 327 с.
6. Барабан А.А., Васильченко М.М. , Управление затратами на предприятии // Прометей, 2011г. - № 2 ( 35) - 245 с.
7. Бланк ИА. Основы финансового менеджмента Т. 1,2, К.: НИЖА : Центр, 2013. 592 с.
8. Бортникова, Н.Ф. Экономический анализ: учебно-практическое
пособие / Н.Ф. Бортникова. Донецк: ДонНУ; ООО «Юго-Восток, Лтд», 2013. 222 с.
9. Волков, О.И. Экономика предприятия: курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. М.: ИНФРА-М, 2015. 280 с.
10. Гейзлер, П.С. Управление проектами: учеб. пособие / П.С. Гейзлер, О.В. Завьялова. Минск: БГЭУ, 2005. 255 с.
11. Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов / Л.Т. Гиляровская, Д.В. Лысенко, Д.А. Ендовицкий. М.: Проспект, 2008. 360 с.
12. Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С. Головачев. Минск: Элайда, 2009. 256 с.
13. Горелик, О.М. Технико-экономический анализ и его инструментальные средства: учеб. пособие / О.М. Горелик. М.: Финансы и статистика, 2007 240 с.: ил.
14. Гринцевич, Л.В. Экономика промышленного предприятия: учеб.- метод. пособие / Л.В. Гринцевич // Весн. Бел. дзярж. экан. ун-та. 2009. № 1. 56. 61 с.
15. Дихтль, Е. Практический маркетинг: учеб. пособие / Е. Дихтль, Х. Хершген; пер. с нем. А.М. Макарова; под ред. И.С. Минко. М.: Высшая школа, ИНФРА-М, 2006. 255 с.
16. Дубровин, И.А. Экономика и организация производства: учеб. пособие / И.А. Дубровин, А.Р. Есина, И.П. Стуканова; под ред. И.А. Дубровина - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2007. 202 с.
17. Жиделева, В.В. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн; под ред. В.В. Жиделевой 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. 133 с.
18. Забродская, Н.Г. Экономика и статистика предприятия: учеб. пособие / Н.Г. Забродская. М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2015. 352 с.
19. Иванюта П.В., Луговская О.П. , Управление затратами : учеб. Пособие // Киев : Центр учебной литературы , 2011г. 316 с .
20. Ильин, А.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин, Т.И. Королева, В.П. Волков, В.И. Станкевич [и др.]; под общ. ред. А.И. Ильина 2-е изд., перераб. и доп. М.: Новое знание, 2014. 672 с.
21. Кальенина Н.В., Инструментарий системы управления затратами предприятия , 2011 г. . № 1 - 230 с.
22. Ковалев В.В. Ведение в финансовый менеджмент, - М; Финансы и статистика, 2008. 768 с.
23. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. 424 с.
24. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 360 с.
25. Кононова, Е.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Ч. З. Финансовый анализ: учеб. пособие / Е.Е. Кононова. Орел: ОрелГТУ, 2015. 152 с.
26. Кудинов Е. А. Проблемы учета затрат торговых предприятий / Е. А. Кудинов // Торговля и рынок. 2011. №31 . Т. 2. 257. 263 с.
27. Лобан, Л.А. Экономика предприятия: учеб. комплекс / Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. Минск: Современная школа, 2011. 432 с.
28. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / Н.П. Любушин. Изд.3-е, перераб.
и.доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 448 с.
29. Любушин, Н.П. Экономический анализ: учеб. пособие для вузов / Н.П. Любушин. Изд.3-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 423 с.
30. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: практ. изд. / В.И. Макарьева, Л.В. Андреева. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2007. 304 с.
31. Максютов, А.А. Экономический анализ: учебное пособие для вузов / А.А. Максютов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Единство, 2015. 543 с.
32. Мельник М.В. М.: Финансы и статистика, 2013. 240 с.:
33. Миловидов Н. Н. И др. Проектирование арматурных заводов: учебное пособие для средних спец. учеб. заведений тяжелой промышленности / Н. Н. Миловидов, П. П. Фаминский, Е. И. Шишкунова М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 310 с.
34. Налетова, И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб.- метод. пособие / И.А. Налетова. М.: Форум; ИНФРА-М, 2014. 128 с.
35. Новицкий, Н.И. Технико-экономические показатели работы предприятий: учеб.-метод. пособие / Н.И. Новицкий, А.А. Горюшкин, А.В. Кривенков; под общ. ред. Н.И. Новицкого. -Минск: ТетраСистемс, 2010. 272 с.
36. Павлов А. П. Лекции по курсу "Менеджмент". М., 2009.
37. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность.: Учеб. М.: Маркетинг, 2009. 328 с.
38. Русак, Е.С. Экономика предприятия: ответы на экзаменац. вопросы / Е.С. Русак, Е.И. Сапелкина. Минск: ТетраСистемс, 2008. 144 с.
39. Рыбаков М.Ю. «Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум» Икар, 2011.280 с
40. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб.пособие / Г.В.Савицкая. - Изд. 6-е, перераб. и доп. Мн.: Новое знание, 2011. 704 с.
41. Сак, А.В. Оптимизация маркетинговых решений: учеб. пособие / А.В. Сак, В.А. Журавлев. Минск: Изд-во Гревцова, 2010. 304 с.
42. Синецкий Б.ДЩ. Организация коммерческой деятельности. М.: Финансы и статискика, 2010. 354 с.
43. Смирницкий, Е.К. Экономические показатели бизнеса: справочнометодическое пособие / Е.К. Смирницкий. М.: Экзамен, 2012. 512 с.
44. Современная экономика. Лекционный курс.: многоуровновое учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 544 с.
45. Стоянова Е.С. Быкова Е.В., Бланк И.А. Управление оборотным капиталом,:/Под. ред. E.Q Стояновой - М: Изд-во «Перспектива, 2008 128с.
46. Суша, Г.З. Экономика предприятия: учеб. пособие / Г.З. Суша. М.: Новое знание, 2013. 384 с.
47. Тащиян, Г. Экономический мониторинг конкурентоспособности предприятия/ Г. Тащиян // Маркетинг. №2. 2014. 17. 25 с.
48. Тертышник, М.И. Экономика предприятия: учеб.-метод комплекс / М.И. Тертышник. М.: ИНФРА-М, 2015. 301 с.
49. Трифонова А.В., Ткачук Ю.М., Принципы управления затратами промышленных предприятий // Прометей, 2011г. № 2 ( 35) 146 с.
50. Управление организацией / М.В. Петрович [и др.]; под науч. ред. М.В. Петровича Минск: Дикта, 2008. 864 с.
51. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / под ред. Н. Б. Колчиной. Изд. 3-е, перераб и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 368 с.
52. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2011. 384 с.
53. Шепеленко, Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учеб. пособие / Г.И. Шепеленко 4-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: МарТ, 2013. 544 с.
54. Шмагирев А.В. Оптимизация производственной программы промышленного предприятия / А.В. Шмагирев, диссертация на соискание ученой степени к.э.н., Новосибирск, 2009. 67 69 с.
55. Шуляк, П.Н. Финансы предприятий: учебник для вузов / П.Н. Шуляк.
- Изд. 2-е, перераб и доп. М.: Дашков и К , 2010. 752 с.
56. Щиборщ К.В., Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. М.: Издательство "Дело и Сервис", 2011.
57. Экономика предприятия. Практикум: учеб. пособие / Э.В. Крум [и др.]; под ред. Э.В. Крум Минск: Изд-во Гревцова, 2009. 360 с.
58. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.Я. Хрипач, Г.Е. Суша, Е.И. Андросович [и др.]; под ред. В.Я. Хрипача Минск: Экономпресс, 2010. 464 с.
59. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л.В. Гринцевич [и др.]; под ред. Л.Н. Нехорошевой Минск: БГЭУ, 2008. 719 с.
60. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А. Е. Карлика, М.Л. Шухгальтера. М.: ИНФРА-М, 2012. 432 с.
61. Экономика предприятия: учебник / под ред. В.М. Семенова 4-е изд. - СПб: Питер, 2007. 384 с.
62. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О. И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 2010.- 416 с.
63. Экономический анализ: учебник для вузов / под ред. Л.Т.
Гиляровской. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 527 с.