ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 КОММУНИКАТИВНАЯ УСПЕШНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ 8
1.2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14
1.3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1 ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 46
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 КОММУНИКАТИВНАЯ УСПЕШНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ 8
1.2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14
1.3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1 ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 46
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Стихийность развития коммуникативных умений находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Проблемой коммуникации, коммуникативной деятельности, способности и успешности занимались такие ученые, как С.В. Бориснев, Л.С. Выготский, Г.А. Цукерман, Е.Н. Латушкина, О.Н. Степанова, Г.М. Андреева, А.А. Кидрон, В.А. Ганзен и другие.
Е.Н. Латушкина и О.Н. Степанова рассматривают коммуникативную деятельность как единство трех компонентов: коммуникация как общение (интеракция), коммуникация как условие интериоризации и рефлексии, коммуникация как кооперация.
В.А. Ганзен к «ядерным» компонентам коммуникативных способностей относит: коммуникативно-информационный (контактность, речевые способности, невербальная выразительность; сенситивность к социальным объектам, наблюдательность); когнитивный (социально-перцептивные способности, социальный интеллект); эмотивный (эмпатийность, тактичность, чувствительность к обратной связи); конативный (организаторские способности, оптимальный стиль общения) и креативный (способность к персонализации.
Социальный запрос общества на современном этапе, отраженный в образовательном стандарте, диктует необходимость формирования коммуникативной успешности уже в младшем школьном возрасте. Именно на первоначальном этапе обучения ребенок должен научиться общаться, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативной успешности. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативной успешности, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Однако, по данным исследований А.Ф. Ануфриева, В.С. Казанской, Е.В. Коротаевой, С.Н. Костроминой, О.А. Яшновой и др., от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, коммуникативного характера.
Изучения проблемы коммуникативной успешности коснулись в своих трудах И.А. Гришанова, Ж.А. Максименко и др. Ученые при описании данного явления учитывали преимущественно внутриличностные факторы и практически игнорировали межличностное взаимодействие
Несмотря на внимание педагогов и психологов к указанной проблеме, в настоящее время можно отметить отсутствие педагогических условий формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Таким образом, актуальность исследования можно выразить в противоречиях между:
- возрастанием потребности общества в осознании значимости формировании коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста и неспособностью школы эффективно удовлетворить эту потребность;
- необходимостью формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий ее формирования у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования:
«Формирование коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования; процесс формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Гипотеза: процесс формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет более эффективным при соблюдении таких педагогических условий, как:
1) создание коммуникативной среды на основе создания ситуации успеха, стимулирование коммуникативной деятельности учащихся средствами театрализации и драматизации во внеурочной деятельности;
2) содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя упражнения по формированию выразительности речи (вербальной и невербальной); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; упражнения по ораторскому мастерству; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; игры-драматизации).
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие «коммуникативная
успешность», ее сущность и содержание;
2. выявить особенности формирования
коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста;
3. определить педагогические условия формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности;
4. реализовать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- культурно-историческая теория Л.С. Выготского;
- идеи Е.Н. Латушкиной и О.Н. Степановой о трех аспектах коммуникативной деятельности: общении (интеракции), интериоризации и рефлексии, кооперации;
- выводы А.Г. Асмолова о главных показателях нормативно-возрастной сформированности коммуникативной успешности в начальной школе;
- взгляды И.А. Гришановой на возможности ситуации успеха как педагогического средства формирования положительного опыта коммуникативной деятельности.
Этапы исследования:
1. Постановочный этап - изучение и анализ литературы по проблеме формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности образовательного учреждения, выявление противоречия, объекта, предмета исследования, постановка проблемы, цели, задач, формулирование гипотезы, планирование этапов исследования и разработка структуры работы (сентябрь 2019г.-ноябрь 2019г.);
2. Планирование и проведение экспериментального исследования - опытно-экспериментальное изучение педагогических условий формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности образовательного учреждения (декабрь 2019г. - апрель 2020г.);
3. Интерпретационно-оформительский этап - количественная и качественная обработка полученных данных, формулировка выводов исследования, научное редактирование и литературное оформление выпускной квалификационной работы (апрель 2020г. - июнь 2020г.).
Новизна исследования состоит в следующем: подобрана совокупность педагогических условий по формированию коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности; разработана серия упражнений по формированию коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные автором педагогические условия, диагностический инструментарий и серия упражнений по формированию коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста могут быть использованы во внеурочной деятельности образовательных организаций.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, 30 литературных источников и 10 приложений. Работа иллюстрирована 8 рисунками, 12 таблицами. Общий объем работы составляет 61 страница печатного текста.
Проблемой коммуникации, коммуникативной деятельности, способности и успешности занимались такие ученые, как С.В. Бориснев, Л.С. Выготский, Г.А. Цукерман, Е.Н. Латушкина, О.Н. Степанова, Г.М. Андреева, А.А. Кидрон, В.А. Ганзен и другие.
Е.Н. Латушкина и О.Н. Степанова рассматривают коммуникативную деятельность как единство трех компонентов: коммуникация как общение (интеракция), коммуникация как условие интериоризации и рефлексии, коммуникация как кооперация.
В.А. Ганзен к «ядерным» компонентам коммуникативных способностей относит: коммуникативно-информационный (контактность, речевые способности, невербальная выразительность; сенситивность к социальным объектам, наблюдательность); когнитивный (социально-перцептивные способности, социальный интеллект); эмотивный (эмпатийность, тактичность, чувствительность к обратной связи); конативный (организаторские способности, оптимальный стиль общения) и креативный (способность к персонализации.
Социальный запрос общества на современном этапе, отраженный в образовательном стандарте, диктует необходимость формирования коммуникативной успешности уже в младшем школьном возрасте. Именно на первоначальном этапе обучения ребенок должен научиться общаться, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативной успешности. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативной успешности, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Однако, по данным исследований А.Ф. Ануфриева, В.С. Казанской, Е.В. Коротаевой, С.Н. Костроминой, О.А. Яшновой и др., от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, коммуникативного характера.
Изучения проблемы коммуникативной успешности коснулись в своих трудах И.А. Гришанова, Ж.А. Максименко и др. Ученые при описании данного явления учитывали преимущественно внутриличностные факторы и практически игнорировали межличностное взаимодействие
Несмотря на внимание педагогов и психологов к указанной проблеме, в настоящее время можно отметить отсутствие педагогических условий формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Таким образом, актуальность исследования можно выразить в противоречиях между:
- возрастанием потребности общества в осознании значимости формировании коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста и неспособностью школы эффективно удовлетворить эту потребность;
- необходимостью формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий ее формирования у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования:
«Формирование коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования; процесс формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Гипотеза: процесс формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет более эффективным при соблюдении таких педагогических условий, как:
1) создание коммуникативной среды на основе создания ситуации успеха, стимулирование коммуникативной деятельности учащихся средствами театрализации и драматизации во внеурочной деятельности;
2) содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя упражнения по формированию выразительности речи (вербальной и невербальной); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; упражнения по ораторскому мастерству; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; игры-драматизации).
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие «коммуникативная
успешность», ее сущность и содержание;
2. выявить особенности формирования
коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста;
3. определить педагогические условия формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности;
4. реализовать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- культурно-историческая теория Л.С. Выготского;
- идеи Е.Н. Латушкиной и О.Н. Степановой о трех аспектах коммуникативной деятельности: общении (интеракции), интериоризации и рефлексии, кооперации;
- выводы А.Г. Асмолова о главных показателях нормативно-возрастной сформированности коммуникативной успешности в начальной школе;
- взгляды И.А. Гришановой на возможности ситуации успеха как педагогического средства формирования положительного опыта коммуникативной деятельности.
Этапы исследования:
1. Постановочный этап - изучение и анализ литературы по проблеме формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности образовательного учреждения, выявление противоречия, объекта, предмета исследования, постановка проблемы, цели, задач, формулирование гипотезы, планирование этапов исследования и разработка структуры работы (сентябрь 2019г.-ноябрь 2019г.);
2. Планирование и проведение экспериментального исследования - опытно-экспериментальное изучение педагогических условий формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности образовательного учреждения (декабрь 2019г. - апрель 2020г.);
3. Интерпретационно-оформительский этап - количественная и качественная обработка полученных данных, формулировка выводов исследования, научное редактирование и литературное оформление выпускной квалификационной работы (апрель 2020г. - июнь 2020г.).
Новизна исследования состоит в следующем: подобрана совокупность педагогических условий по формированию коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности; разработана серия упражнений по формированию коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные автором педагогические условия, диагностический инструментарий и серия упражнений по формированию коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста могут быть использованы во внеурочной деятельности образовательных организаций.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, 30 литературных источников и 10 приложений. Работа иллюстрирована 8 рисунками, 12 таблицами. Общий объем работы составляет 61 страница печатного текста.
Под коммуникативной успешностью понимали основанное на индивидуально-психологических особенностях личности, ее высокой теоретической и практической подготовленности умение ставить и решать определенные задачи коммуникативного типа, обеспечивающее эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности (на основе подходов А.А. Кидрона, А.А. Бодалева В.Д. Ширшова, Л.А. Петровской).
В ходе теоретического исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет более эффективным при соблюдении таких педагогических условий, как:
1) создание коммуникативной среды на основе создания ситуации успеха, стимулирование коммуникативной деятельности учащихся средствами театрализации и драматизации во внеурочной деятельности;
2) содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя упражнения по формированию выразительности речи (вербальной и невербальной); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; упражнения по ораторскому мастерству; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; игры-драматизации).
Эффективность выдвинутого предположения проверяли посредством экспериментального исследования.
На констатирующем этапе была проведена диагностика сформированности коммуникативной успешности у учащихся 3 классов Прокуткинской СОШ (филиал МАОУ Черемшанская СОШ) на основе когнитивного, эмотивного и коммуникативного критериев.
Результаты диагностики показали, что большинство обучающихся имеют средний и низкий уровень искомых показателей. Это говорит о том, что они в основном понимают, что могут существовать различные позиции и точки зрения, но не всегда уважительно к ним относятся; не всегда осознают относительность оценок и не всегда учитывают разные мнения, не умеют обосновать собственное; с трудом могут договориться и найти общее решение; не способны аргументировать и убеждать; способны к сопереживанию, но не склонны к самоанализу; не выразительны в вербальных и невербальных средствах общения, строят не всегда понятные для партнера высказывания; редко и плохо планируют и формулируют вопросы с целью получения необходимых сведения от партнера по деятельности; не планируют и регулируют свои речевые действия.
Про младших школьников с высоким уровнем развития диагностируемых показателей можно сказать, что они понимают, что могут существовать различные позиции и точки зрения, и уважительно к ним относятся; понимают относительность оценок; учитывают разные мнения и умеют обосновать собственное; умеют договариваться, способны найти общее решение; способны аргументировать, убеждать и уступать и т.д.; способны к сопереживанию, эмпатии, склонны к самоанализу; владеют вербальными и невербальными средствами общения, успешно пользуются коммуникативными речевыми действиями, строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы с целью получения необходимых сведений от партнера по деятельности; планируют и регулируют свои речевые действия.
Анализ всех диагностических процедур позволил сделать вывод, что в экспериментальной группе 1 ребенок обладает высоким уровнем коммуникативной успешности, 10 - средним, 9 - низким; в контрольной группе у 1 ребенка выявлен высокий уровень коммуникативной успешности, у 1 - средний уровень, у 8 - низкий.
В экспериментальную группу вошло 20 детей. Формирующая работа проводилась на протяжении 3 месяцев во внеурочной деятельности. Периодичность проведения - 1 раз в неделю. Длительность одного занятия - от 30 до 40 минут.
Внеурочная деятельность была направлена на реализацию коммуникативной среды на основе создания ситуации успеха, стимулирование коммуникативной деятельности учащихся средствами театрализации и драматизации во внеурочной деятельности. Занятия содержали упражнения по формированию выразительности речи (вербальной и невербальной); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; упражнения по ораторскому мастерству; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; игры-драматизации).
Контрольный срез осуществлялся с помощью тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента. На контрольном этапе эксперимента повысилось количество младших школьников с высоким и средним уровнем сформированности коммуникативной успешности и соответственно уменьшилось количество младших школьников с низким уровнем. На основе вышесказанного можно сделать вывод об эффективности формирующей работы.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель исследования достигнута, задачи решены.
В ходе теоретического исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет более эффективным при соблюдении таких педагогических условий, как:
1) создание коммуникативной среды на основе создания ситуации успеха, стимулирование коммуникативной деятельности учащихся средствами театрализации и драматизации во внеурочной деятельности;
2) содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя упражнения по формированию выразительности речи (вербальной и невербальной); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; упражнения по ораторскому мастерству; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; игры-драматизации).
Эффективность выдвинутого предположения проверяли посредством экспериментального исследования.
На констатирующем этапе была проведена диагностика сформированности коммуникативной успешности у учащихся 3 классов Прокуткинской СОШ (филиал МАОУ Черемшанская СОШ) на основе когнитивного, эмотивного и коммуникативного критериев.
Результаты диагностики показали, что большинство обучающихся имеют средний и низкий уровень искомых показателей. Это говорит о том, что они в основном понимают, что могут существовать различные позиции и точки зрения, но не всегда уважительно к ним относятся; не всегда осознают относительность оценок и не всегда учитывают разные мнения, не умеют обосновать собственное; с трудом могут договориться и найти общее решение; не способны аргументировать и убеждать; способны к сопереживанию, но не склонны к самоанализу; не выразительны в вербальных и невербальных средствах общения, строят не всегда понятные для партнера высказывания; редко и плохо планируют и формулируют вопросы с целью получения необходимых сведения от партнера по деятельности; не планируют и регулируют свои речевые действия.
Про младших школьников с высоким уровнем развития диагностируемых показателей можно сказать, что они понимают, что могут существовать различные позиции и точки зрения, и уважительно к ним относятся; понимают относительность оценок; учитывают разные мнения и умеют обосновать собственное; умеют договариваться, способны найти общее решение; способны аргументировать, убеждать и уступать и т.д.; способны к сопереживанию, эмпатии, склонны к самоанализу; владеют вербальными и невербальными средствами общения, успешно пользуются коммуникативными речевыми действиями, строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы с целью получения необходимых сведений от партнера по деятельности; планируют и регулируют свои речевые действия.
Анализ всех диагностических процедур позволил сделать вывод, что в экспериментальной группе 1 ребенок обладает высоким уровнем коммуникативной успешности, 10 - средним, 9 - низким; в контрольной группе у 1 ребенка выявлен высокий уровень коммуникативной успешности, у 1 - средний уровень, у 8 - низкий.
В экспериментальную группу вошло 20 детей. Формирующая работа проводилась на протяжении 3 месяцев во внеурочной деятельности. Периодичность проведения - 1 раз в неделю. Длительность одного занятия - от 30 до 40 минут.
Внеурочная деятельность была направлена на реализацию коммуникативной среды на основе создания ситуации успеха, стимулирование коммуникативной деятельности учащихся средствами театрализации и драматизации во внеурочной деятельности. Занятия содержали упражнения по формированию выразительности речи (вербальной и невербальной); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; упражнения по ораторскому мастерству; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; игры-драматизации).
Контрольный срез осуществлялся с помощью тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента. На контрольном этапе эксперимента повысилось количество младших школьников с высоким и средним уровнем сформированности коммуникативной успешности и соответственно уменьшилось количество младших школьников с низким уровнем. На основе вышесказанного можно сделать вывод об эффективности формирующей работы.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель исследования достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Особенности формирования у младших школьников коммуникативной компетенции в процессе групповой работы на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности (Национальный социально-педагогический колледж)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного
возраста посредством театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Игровая деятельность как средство развития коммуникативных
способностей у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019



