КАТЕГОРИЯ ЭМОТИВНОСТИ И ЭКСПРЕССИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ И МЕТОДИКА ИХ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЯЗЫКОВЫЕ КАТЕГОРИИ ЭМОТИВНОСТИ И
ЭКСПРЕССИВНОСТИ 6
1.1. К проблеме структуры коннотации 6
1.1.1. Лексика, содержащая отрицательную или положительную
эмоциональную оценку предмета речи 8
1.2. Средства создания экспрессивности и эмотивности 16
1.2.1. Средства выражения эмоции 16
1.2.2. Средства создания экспрессивности 17
ГЛАВА II. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА В РОМАНЕ БОРИСА АКУНИНА «АЗАЗЕЛЬ» 22
2.1. Фонетические средства создания экспрессивности 22
2.2. Словообразовательные средства создания экспрессивности 24
2.2.1. Суффиксы субъективной оценки, выражающие ценностное
отношение говорящего к объекту оценки 27
2.3. Лексико-морфологические средства создания экспрессивности 43
2.4. Междометия как средство выражения эмоций 45
ГЛАВА III. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ 48
3.1. Проблемы изучения категорий эмотивности и экспрессивности в
лингвистической и учебной литературе 48
3.2. Конспект урока по изучению эмоционально-экспрессивной лексики в 5
классе с привлечением материалов исследования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ЯЗЫКОВЫЕ КАТЕГОРИИ ЭМОТИВНОСТИ И
ЭКСПРЕССИВНОСТИ 6
1.1. К проблеме структуры коннотации 6
1.1.1. Лексика, содержащая отрицательную или положительную
эмоциональную оценку предмета речи 8
1.2. Средства создания экспрессивности и эмотивности 16
1.2.1. Средства выражения эмоции 16
1.2.2. Средства создания экспрессивности 17
ГЛАВА II. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА В РОМАНЕ БОРИСА АКУНИНА «АЗАЗЕЛЬ» 22
2.1. Фонетические средства создания экспрессивности 22
2.2. Словообразовательные средства создания экспрессивности 24
2.2.1. Суффиксы субъективной оценки, выражающие ценностное
отношение говорящего к объекту оценки 27
2.3. Лексико-морфологические средства создания экспрессивности 43
2.4. Междометия как средство выражения эмоций 45
ГЛАВА III. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ 48
3.1. Проблемы изучения категорий эмотивности и экспрессивности в
лингвистической и учебной литературе 48
3.2. Конспект урока по изучению эмоционально-экспрессивной лексики в 5
классе с привлечением материалов исследования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Любое слово, каждое речевое средство в художественной литературе используется для наилучшего выражения мысли, для создания таких образов, которые воздействовали бы на чувства и интеллект читателей.
В последние десятилетия особый интерес вызывают проблемы экспрессивного воздействия текста и языковый реализации эмоций. В разных лингвистических трудах, посвященных языку писателей, стали очень употребительными слова: эмоциональный, экспрессивный, эмоция, экспрессия, эмоционально-экспрессивный, причем каждый автор вкладывает в них свое содержание, вследствие чего понятие экспрессивности до сих пор не имеет однозначного определения. Более того, очень часто наблюдается смешение данного термина с другими: «эмоциональность», «оценочность», «образность» и т. д. [Кожина 1987: 9; Шаховский 1983: 23].
В лингвистической литературе нет однозначного ответа на вопросы о том, как эмоциональная жизнь человека преломляется в языке; почему, например, слова, не обозначающие эмоции , друг с другом могут образовывать эмотивные словосочетания; недостаточно изучены основные закономерности лексического выражения эмоций и др. Таким образом, значимость задач, стоящих перед нашим исследованием, определяется недостаточной разработанностью проблем эмотивности и экспрессивности, лингвистических средств их выражения, как в общетеоретическом аспекте, так и в плане их разнохарактерных реализаций. Актуальность темы, ее практическая ценность для изучения языковых средств создания эмотивности и экспрессивности художественного повествования послужили основанием выбора ее в качестве темы данного исследования. Все это определяет актуальность настоящего исследования.
Предметом исследования являются языковые средства выражения эмотивности и экспрессивности в детективном романе Б. Акунина «Азазель».
Цель данной работы заключается в изучении состава средств выражения категорий эмотивности и экспрессивности, системных связей между ними, а также в исследовании особенностей функционирования данных категорий в произведении Б. Акунина «Азазель».
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- дать общую характеристику коннотации и определить критерии разграничения коннотационных компонентов; уточнить сущность категорий эмотивности и экспрессивности;
- рассмотреть систему средств лингвистического выражения эмотивности и экспрессивности;
- определить особенности функционирования эмотивно-экспрессивных средств языка в романе Б. Акунина «Азазель»;
- сформулировать методические рекомендации по изучению эмоционально-экспрессивной лексики в средней школе.
Исследование экспрессивности и эмотивности пока остается в основном на уровне наблюдения, так как идет процесс накопления первичных языковых фактов, их предварительного осмысления и анализа. Общеизвестно, что каждый метод исследования должен быть приспособлен к языку таким образом, чтобы раскрыть сущность языковых явлений. Экспрессивность и эмотивность входят в число не только языковых, но и речевых, а также психологических явлений, отсюда и обилие методов, попыток зафиксировать аспекты и границы этих категорий, чтобы потом перейти к теоретическому осмыслению их сущности [Лукьянова 1986].
Эмпирическую базу исследования составляют 158 единиц, хотя в данную работу в качестве иллюстрационного материала включены не все примеры.
Основные методы исследования. На первом этапе исследования из романа Б. Акунина «Азазель» были извлечены языковые единицы, которые относятся к эмоционально-экспрессивной лексике. Основными
исследовательскими методами являются описательно-аналитический и
дифференциальный.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении теоретических вопросов, связанных с эмоциональной и экспрессивной лексикой и словообразованием, а материалы выпускной квалификационной работы могут найти применение в курсах современного русского языка (лексикологии, словообразования, стилистики).
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
В последние десятилетия особый интерес вызывают проблемы экспрессивного воздействия текста и языковый реализации эмоций. В разных лингвистических трудах, посвященных языку писателей, стали очень употребительными слова: эмоциональный, экспрессивный, эмоция, экспрессия, эмоционально-экспрессивный, причем каждый автор вкладывает в них свое содержание, вследствие чего понятие экспрессивности до сих пор не имеет однозначного определения. Более того, очень часто наблюдается смешение данного термина с другими: «эмоциональность», «оценочность», «образность» и т. д. [Кожина 1987: 9; Шаховский 1983: 23].
В лингвистической литературе нет однозначного ответа на вопросы о том, как эмоциональная жизнь человека преломляется в языке; почему, например, слова, не обозначающие эмоции , друг с другом могут образовывать эмотивные словосочетания; недостаточно изучены основные закономерности лексического выражения эмоций и др. Таким образом, значимость задач, стоящих перед нашим исследованием, определяется недостаточной разработанностью проблем эмотивности и экспрессивности, лингвистических средств их выражения, как в общетеоретическом аспекте, так и в плане их разнохарактерных реализаций. Актуальность темы, ее практическая ценность для изучения языковых средств создания эмотивности и экспрессивности художественного повествования послужили основанием выбора ее в качестве темы данного исследования. Все это определяет актуальность настоящего исследования.
Предметом исследования являются языковые средства выражения эмотивности и экспрессивности в детективном романе Б. Акунина «Азазель».
Цель данной работы заключается в изучении состава средств выражения категорий эмотивности и экспрессивности, системных связей между ними, а также в исследовании особенностей функционирования данных категорий в произведении Б. Акунина «Азазель».
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- дать общую характеристику коннотации и определить критерии разграничения коннотационных компонентов; уточнить сущность категорий эмотивности и экспрессивности;
- рассмотреть систему средств лингвистического выражения эмотивности и экспрессивности;
- определить особенности функционирования эмотивно-экспрессивных средств языка в романе Б. Акунина «Азазель»;
- сформулировать методические рекомендации по изучению эмоционально-экспрессивной лексики в средней школе.
Исследование экспрессивности и эмотивности пока остается в основном на уровне наблюдения, так как идет процесс накопления первичных языковых фактов, их предварительного осмысления и анализа. Общеизвестно, что каждый метод исследования должен быть приспособлен к языку таким образом, чтобы раскрыть сущность языковых явлений. Экспрессивность и эмотивность входят в число не только языковых, но и речевых, а также психологических явлений, отсюда и обилие методов, попыток зафиксировать аспекты и границы этих категорий, чтобы потом перейти к теоретическому осмыслению их сущности [Лукьянова 1986].
Эмпирическую базу исследования составляют 158 единиц, хотя в данную работу в качестве иллюстрационного материала включены не все примеры.
Основные методы исследования. На первом этапе исследования из романа Б. Акунина «Азазель» были извлечены языковые единицы, которые относятся к эмоционально-экспрессивной лексике. Основными
исследовательскими методами являются описательно-аналитический и
дифференциальный.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении теоретических вопросов, связанных с эмоциональной и экспрессивной лексикой и словообразованием, а материалы выпускной квалификационной работы могут найти применение в курсах современного русского языка (лексикологии, словообразования, стилистики).
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Исходя из всего изложенного выше, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время лингвисты и литературоведы уделяют большое внимание роли эмоционально-оценочной лексики в структуре художественного произведения.
Экспрессивность в нашем понимании - это языковая категория, выражающая совокупность семантико-стилистических признаков единиц языка, которые позволяют ей выступать как средство субъективного выражения отношения к содержанию или адресату речи, а также усиливают воздействующую волевую или эстетическую силу высказывания, способствуют его яркости, изобразительности.
В процессе создания экспрессивности могут участвовать также такие компоненты коннотации, как «эмотивность» и «образность».
Эмоционально-оценочная лексика указывает на чувства, которые обычно вызывают предметы, соответствующим образом оцениваемые обществом. Она тоже делится на две разновидности: лексику, сообщающую об отрицательной или положительной эмоциональной оценке предмета речи говорящим, и лексику, указывающую на эмоции, вызываемые предметами важными, значительными или, напротив, социально низкими, малозначительными, ординарными.
Слова, дающие положительную оценку предмету речи, немногочисленны, причем эта оценка, как правило, выражена слабо. К числу таких слов принадлежат, например, отдельные слова, выражающие восхищение: Ангел - об очень доброй женщине.
Среди слов, указывающих на те чувства, которые вызывают отрицательные явления, наиболее распространенными являются лексические единицы, указывающие на недовольство говорящего, на неприятие им предмета речи: бездельник, ведьма и т. п.
В эмоционально-экспрессивных вариантах высказываний содержание факта сообщения оказывается более выразительным, характеризуется повышенной интенсивностью воздействия, несет большее количество информации, чем в нейтральных вариантах. Это происходит за счет экспрессивных и эмотивных средств языка, стилистических приемов, а также из-за выражения не только сообщения, но и отношения говорящего к сообщаемому, его психологического состояния.
Данные категории тесно связаны, и не всегда можно говорить о разных «объемах» и разноплановости категорий экспрессивности и эмотивности.
К эмотивной лексике можно отнести следующие языковые единицы: 1) слова, обозначающие эмоции; 2) лексемы, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств. Основная часть лексем, называющих эмоции, стилистически нейтральны (включает в себя только нейтральные языковые средства) и не обладает экспрессивностью.
Экспрессивность свойственна единицам всех уровней языка, отсюда следует широта возможностей средств и приемов ее создания. Сюда можно отнести фонетические средства создания экспрессивности, графические средства, словообразовательные средства и лексико-морфологические средства создания экспрессивности.
Из фонетических средств создания экспрессивности в романе Б. Акунина «Азазель» можно выделить эмфатические произношения гласных и особо усиленное произношение согласных звуков.
Из экспрессивных средств графического уровня Б. Акунин использует иронические кавычки, указывающие на особенности произношения.
К экспрессивным средствам словообразовательного уровня относится повтор, проявляющийся в удвоении всего слова, со значением ненормативности (отклонения от меры)
Общим для всех повторов, выполняющих в анализируемом произведении экспрессивную функцию, является наличие в их означаемых экспрессивной семы ‘интенсивность’ («очень» или ее вариантов: «чрезвычайно», «совсем», «самый» и т. п.), которая может либо усиливать характеризующее значение количества или качества, либо передавать какие- либо эмоции.
В лингвистической литературе дана различная систематика экспрессивных суффиксов.
Представляется возможным выделить следующие группы
экспрессивных суффиксов:
1) экспрессивные суффиксы, передающие субъективную оценку и обозначающие количественные и качественные характеристики, которые, в свою очередь, подразделяются на одобрительные и неодобрительные: цветочек, сборище и т. п.;
2) экспрессивные суффиксы, обозначающие название лиц, единиц времени, меры, отвлеченных понятий и передающие только экспрессивный характер: матушка, старушка, тетушка, холодок и т. п.
Б. Акунин активно использует различные экспрессивные аффиксы, которые придают выразительность не только слову с данной морфемой, но и всему высказыванию.
Наименования лица, образованные с помощью суффиксов субъективной оценки, выполняют в исследуемом произведении чрезвычайно важные функции, позволяя не только указать на человека, но и охарактеризовать его, оценить и выразить отношение автора и героев к нему.
Экспрессивные аффиксы помогают писателю мастерски, не отступая от языковых норм, вложить в уста героев слова и выражения именно того стилистического характера, в которых они задуманы и которые максимально соответствуют их общественному положению и внутреннему миру.
Лексико-морфологические средства создания экспрессивности достаточно разнообразны. Границы общего объекта «экспрессивная лексика»
очень относительны: они определяются самим лингвистом в конкретном исследовании в зависимости от его исходных теоретических позиций, в частности, в вопросе о том, что понимается под экспрессивностью, каковы ее составляющие.
Экспрессивные существительные, используемые автором в данном произведении, можно условно разделить на две группы.
1. Экспрессивно-эмотивные имена существительные. Б. Акунин употребляет для выражения эмоционального отношения и оценки человека, явление предмета: наглец, дурашка, лапушка и т. п.
2. Экспрессивно-образные имена существительные. Б. Акунин использует в речи действующих лиц, так как подобные лексемы отличаются особой экспрессивностью, благодаря наличию в их семантике образной мотивировки: змея, клоун, щенок и т. п.
Борис Акунин в романе «Азазель» активно использует экспрессивные средства и, в первую очередь, имена существительные.
В настоящее время лингвисты и литературоведы уделяют большое внимание роли эмоционально-оценочной лексики в структуре художественного произведения.
Экспрессивность в нашем понимании - это языковая категория, выражающая совокупность семантико-стилистических признаков единиц языка, которые позволяют ей выступать как средство субъективного выражения отношения к содержанию или адресату речи, а также усиливают воздействующую волевую или эстетическую силу высказывания, способствуют его яркости, изобразительности.
В процессе создания экспрессивности могут участвовать также такие компоненты коннотации, как «эмотивность» и «образность».
Эмоционально-оценочная лексика указывает на чувства, которые обычно вызывают предметы, соответствующим образом оцениваемые обществом. Она тоже делится на две разновидности: лексику, сообщающую об отрицательной или положительной эмоциональной оценке предмета речи говорящим, и лексику, указывающую на эмоции, вызываемые предметами важными, значительными или, напротив, социально низкими, малозначительными, ординарными.
Слова, дающие положительную оценку предмету речи, немногочисленны, причем эта оценка, как правило, выражена слабо. К числу таких слов принадлежат, например, отдельные слова, выражающие восхищение: Ангел - об очень доброй женщине.
Среди слов, указывающих на те чувства, которые вызывают отрицательные явления, наиболее распространенными являются лексические единицы, указывающие на недовольство говорящего, на неприятие им предмета речи: бездельник, ведьма и т. п.
В эмоционально-экспрессивных вариантах высказываний содержание факта сообщения оказывается более выразительным, характеризуется повышенной интенсивностью воздействия, несет большее количество информации, чем в нейтральных вариантах. Это происходит за счет экспрессивных и эмотивных средств языка, стилистических приемов, а также из-за выражения не только сообщения, но и отношения говорящего к сообщаемому, его психологического состояния.
Данные категории тесно связаны, и не всегда можно говорить о разных «объемах» и разноплановости категорий экспрессивности и эмотивности.
К эмотивной лексике можно отнести следующие языковые единицы: 1) слова, обозначающие эмоции; 2) лексемы, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств. Основная часть лексем, называющих эмоции, стилистически нейтральны (включает в себя только нейтральные языковые средства) и не обладает экспрессивностью.
Экспрессивность свойственна единицам всех уровней языка, отсюда следует широта возможностей средств и приемов ее создания. Сюда можно отнести фонетические средства создания экспрессивности, графические средства, словообразовательные средства и лексико-морфологические средства создания экспрессивности.
Из фонетических средств создания экспрессивности в романе Б. Акунина «Азазель» можно выделить эмфатические произношения гласных и особо усиленное произношение согласных звуков.
Из экспрессивных средств графического уровня Б. Акунин использует иронические кавычки, указывающие на особенности произношения.
К экспрессивным средствам словообразовательного уровня относится повтор, проявляющийся в удвоении всего слова, со значением ненормативности (отклонения от меры)
Общим для всех повторов, выполняющих в анализируемом произведении экспрессивную функцию, является наличие в их означаемых экспрессивной семы ‘интенсивность’ («очень» или ее вариантов: «чрезвычайно», «совсем», «самый» и т. п.), которая может либо усиливать характеризующее значение количества или качества, либо передавать какие- либо эмоции.
В лингвистической литературе дана различная систематика экспрессивных суффиксов.
Представляется возможным выделить следующие группы
экспрессивных суффиксов:
1) экспрессивные суффиксы, передающие субъективную оценку и обозначающие количественные и качественные характеристики, которые, в свою очередь, подразделяются на одобрительные и неодобрительные: цветочек, сборище и т. п.;
2) экспрессивные суффиксы, обозначающие название лиц, единиц времени, меры, отвлеченных понятий и передающие только экспрессивный характер: матушка, старушка, тетушка, холодок и т. п.
Б. Акунин активно использует различные экспрессивные аффиксы, которые придают выразительность не только слову с данной морфемой, но и всему высказыванию.
Наименования лица, образованные с помощью суффиксов субъективной оценки, выполняют в исследуемом произведении чрезвычайно важные функции, позволяя не только указать на человека, но и охарактеризовать его, оценить и выразить отношение автора и героев к нему.
Экспрессивные аффиксы помогают писателю мастерски, не отступая от языковых норм, вложить в уста героев слова и выражения именно того стилистического характера, в которых они задуманы и которые максимально соответствуют их общественному положению и внутреннему миру.
Лексико-морфологические средства создания экспрессивности достаточно разнообразны. Границы общего объекта «экспрессивная лексика»
очень относительны: они определяются самим лингвистом в конкретном исследовании в зависимости от его исходных теоретических позиций, в частности, в вопросе о том, что понимается под экспрессивностью, каковы ее составляющие.
Экспрессивные существительные, используемые автором в данном произведении, можно условно разделить на две группы.
1. Экспрессивно-эмотивные имена существительные. Б. Акунин употребляет для выражения эмоционального отношения и оценки человека, явление предмета: наглец, дурашка, лапушка и т. п.
2. Экспрессивно-образные имена существительные. Б. Акунин использует в речи действующих лиц, так как подобные лексемы отличаются особой экспрессивностью, благодаря наличию в их семантике образной мотивировки: змея, клоун, щенок и т. п.
Борис Акунин в романе «Азазель» активно использует экспрессивные средства и, в первую очередь, имена существительные.
Подобные работы
- Культурно-языковые характеристики
отношения к собственности
(на материале немецкого и русского языков) (10.02.20 )
Диссертации (РГБ), языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1997 - СЕМАНТИКА ОЦЕНКИ В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ ЛИЦА ЖЕНСКОГО ПОЛА В «МОДНОЙ» ЛИТЕРАТУРЕ КОН. ХХ-НАЧ.ХХ1 ВВ.: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СТАТИКА И ДИНАМИКА В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА ПРИМЕРЕ СРАВНЕНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Лексические средства передачи эмоций в «Повестях Белкина»
А.С. Пушкина (функционально-семантический аспект)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2016 - Сопоставительный анализ базовых эмоций в английском и русском языках на материале соматических фразеологизмов
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Передача лингвостилистического своеобразия англоязычных комиксов при переводе на русский язык
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Экспрессивные синтаксические конструкции в современной публицистике
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - Лексические средства передачи эмоций в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина (функционально-семантический аспект)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016



