Инструменты современной денежно-кредитной политики и их эффективность
|
Введение 3
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства 6
1.1. Центральный Банк как главное звено банковской системы России 6
1.2. Сущность и значение денежно-кредитной политики Банка России 12
2. Анализ инструментов реализации денежно-кредитной политики России 21
2.1. Система рефинансирования Банка России 21
2.2. Обязательные резервы кредитных организаций в Банке России 30
3. Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Банка
России 44
3.1. Проблемы реализации денежно-кредитной политики государства 44
3.2. Совершенствование денежно-кредитной политики государства 53
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложения
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства 6
1.1. Центральный Банк как главное звено банковской системы России 6
1.2. Сущность и значение денежно-кредитной политики Банка России 12
2. Анализ инструментов реализации денежно-кредитной политики России 21
2.1. Система рефинансирования Банка России 21
2.2. Обязательные резервы кредитных организаций в Банке России 30
3. Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Банка
России 44
3.1. Проблемы реализации денежно-кредитной политики государства 44
3.2. Совершенствование денежно-кредитной политики государства 53
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложения
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что, будучи, по своей сути, составной частью экономической политики государства, денежно-кредитная политика как система денежно-кредитных инструментов выполняет роль регулятора экономики страны, направленного на решение ее современных экономических проблем, таких как инфляция, ВВП, возможность экономического спада, и способствует улучшению экономической ситуации в обществе.
Следует отметить, что денежно-кредитную политику не следует рассматривать обособленно только в рамках эмиссионной или кредитной функции, поскольку через ее экономические и административные инструменты происходит воздействие на весь национальный финансовый рынок.
Центральный Банк осуществляет регулирование экономики не прямо, а через финансовую систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования и эти условия в известной мере определяют направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны.
Мировой экономический кризис показал уязвимость финансово-банковской системы, ее чувствительность к негативным внешним воздействиям, что потребовало переосмысливания её роли и места в экономике в условиях глобализации.
В современных условиях требуется активная государственная политика, направленная на приоритетное и ускоренное развитие отраслей, ориентированных на внутреннее потребление и несырьевой экспорт. Реализуемая же денежно¬кредитная политика становится основным фактором риска для экономики России. Особенно опасны несоответствие денежно-кредитной политики страны ее реальным экономическим интересам, попытка редуцирования целей этой политики до сугубо монетарных.
Негативные последствия инфляции многообразны. Ее высокий уровень усложняет долгосрочное планирование и инвестирование, обесценивает сбережения населения, стимулируя их накопление в иностранной валюте или материальных активах, способствует нарастанию социально-экономической напряженности. Но очень важно, чтобы борьба с ней не нанесла ущерб экономическим интересам страны.
Реальную угрозу для безопасности страны представляют санкции, ограничивающие доступ российских компаний на мировой финансовый рынок. В связи с этим неконтролируемый рост международного корпоративного долга опасен не только для самих заемщиков, но и для стабильности экономики страны в целом.
Одним из наиболее важных шагов к формированию надежной и развитой финансовой системы в России является проведение научно обоснованной денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика является основным драйвером сглаживания колебаний совокупного равновесия и минимизации искажений. В рамках денежно-кредитных мер могут осуществляться минимизация инфляции, стимулирование экономического роста, а также минимизация государственного долга в случае, если его размер достигает существенных величин, а траектория становится непредсказуемой.
Цель выпускной квалификационной работы - провести анализ инструментов современной денежно-кредитной политики.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность деятельности Центрального Банка как главного звена банковской системы России;
- изучить сущность и значение денежно-кредитной политики России;
- провести анализ системы рефинансирования Банка России;
- проанализировать обязательные резервы кредитных организаций в Банке России;
- выявить проблемы реализации денежно-кредитной политики государства;
- определить направления совершенствования денежно-кредитной политики государства.
Предмет исследования - инструменты денежно-кредитной политики. Объектом выступает деятельность Банка России по реализации денежно-кредитной политики.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как О.И. Лаврушин, А.Г. Братко, Н.Б. Глушкова, Е.Ф. Жуков, Г.Г. Коробова, В.В. Кузнецова, С.Ш. Мурадова, К.Р. Тагирбеков, Л.А. Дробозина, В.Н. Шанаев и других, а также материалы периодической печати и интернет - источники.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Следует отметить, что денежно-кредитную политику не следует рассматривать обособленно только в рамках эмиссионной или кредитной функции, поскольку через ее экономические и административные инструменты происходит воздействие на весь национальный финансовый рынок.
Центральный Банк осуществляет регулирование экономики не прямо, а через финансовую систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования и эти условия в известной мере определяют направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны.
Мировой экономический кризис показал уязвимость финансово-банковской системы, ее чувствительность к негативным внешним воздействиям, что потребовало переосмысливания её роли и места в экономике в условиях глобализации.
В современных условиях требуется активная государственная политика, направленная на приоритетное и ускоренное развитие отраслей, ориентированных на внутреннее потребление и несырьевой экспорт. Реализуемая же денежно¬кредитная политика становится основным фактором риска для экономики России. Особенно опасны несоответствие денежно-кредитной политики страны ее реальным экономическим интересам, попытка редуцирования целей этой политики до сугубо монетарных.
Негативные последствия инфляции многообразны. Ее высокий уровень усложняет долгосрочное планирование и инвестирование, обесценивает сбережения населения, стимулируя их накопление в иностранной валюте или материальных активах, способствует нарастанию социально-экономической напряженности. Но очень важно, чтобы борьба с ней не нанесла ущерб экономическим интересам страны.
Реальную угрозу для безопасности страны представляют санкции, ограничивающие доступ российских компаний на мировой финансовый рынок. В связи с этим неконтролируемый рост международного корпоративного долга опасен не только для самих заемщиков, но и для стабильности экономики страны в целом.
Одним из наиболее важных шагов к формированию надежной и развитой финансовой системы в России является проведение научно обоснованной денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика является основным драйвером сглаживания колебаний совокупного равновесия и минимизации искажений. В рамках денежно-кредитных мер могут осуществляться минимизация инфляции, стимулирование экономического роста, а также минимизация государственного долга в случае, если его размер достигает существенных величин, а траектория становится непредсказуемой.
Цель выпускной квалификационной работы - провести анализ инструментов современной денежно-кредитной политики.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность деятельности Центрального Банка как главного звена банковской системы России;
- изучить сущность и значение денежно-кредитной политики России;
- провести анализ системы рефинансирования Банка России;
- проанализировать обязательные резервы кредитных организаций в Банке России;
- выявить проблемы реализации денежно-кредитной политики государства;
- определить направления совершенствования денежно-кредитной политики государства.
Предмет исследования - инструменты денежно-кредитной политики. Объектом выступает деятельность Банка России по реализации денежно-кредитной политики.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как О.И. Лаврушин, А.Г. Братко, Н.Б. Глушкова, Е.Ф. Жуков, Г.Г. Коробова, В.В. Кузнецова, С.Ш. Мурадова, К.Р. Тагирбеков, Л.А. Дробозина, В.Н. Шанаев и других, а также материалы периодической печати и интернет - источники.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Перспективные задачи развития экономики страны предъявляют новые требования к устойчивости и масштабам функционирования банковской системы. Обеспечение равновесия и устойчивости банковского сектора в значительной мере обусловливается полнотой выполнения Центральным Банком Российской Федерации (ЦБ РФ) своей роли кредитора последней инстанции. В этой связи важное значение приобретает система регулирования Банком России денежной массы на рынке и проведение соответствующей денежно-кредитной политики путем формирования четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному Банку добиваться стабилизации денежного обращения.
В современной экономике денежно-кредитная политика служит важным источником для обеспечения эффективности финансовой деятельности любого государства, включая и Россию. Одним из наиболее востребованных инструментов денежно-кредитной политики является рефинансирование, которое позволяет банкам решить проблему разрыва по срочности между активами и пассивами, возникающую, когда, во-первых, они фондируют долгосрочные активные операции за счет краткосрочных ресурсов, а во-вторых - когда у них нет уверенности, что краткосрочные ресурсы будут пролонгированы.
В отечественной практике рефинансирование пока не ориентировано на всю банковскую систему, в его основе лежит избирательный подход в зависимости от категории надежности кредитной организации (1-я или 2-я группа). Как показал прошедший глобальный экономический кризис, основная поддержка со стороны Банка России пришлась на крупнейшие банки, аккумулирующие 50% всех банковских активов, тогда как малые и средние банки оказались в достаточно сложной ситуации, многие из них в конечном счете обанкротились.
Современная денежно-кредитная политика, первоначально направленная на конъюнктурное регулирование и имеющая множество целей и разнообразие 63
инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов, контроль над рисками финансовых посредников, создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы.
Для ЦБ РФ как регулятора одним из важнейших объектов воздействия при проведении денежно-кредитной политики является ликвидность кредитных организаций, а главное, такое ее регулирование, которое позволяет удерживать определенный баланс, не допуская наличия в банковской системе как излишней ликвидности, так и ее дефицита.
На современном этапе развития мирового хозяйства остро обозначается проблема экономического роста и стабильности национального финансового сектора, как основы благосостояния хозяйствующих субъектов любой страны. Основой экономического роста является наличие своевременных и последовательных механизмов в области денежно-кредитного регулирования со стороны финансового регулятора, обеспечивающих поддержание заданных ориентиров экономического роста, инфляции, стабильности валютного курса, повышения доверия ко всей банковской системе в целом.
Анализ системы рефинансирования Банка России позволил сделать следующие выводы. С 05 ноября 2014 года ключевая ставка ЦБ РФ впервые превысила ставку рефинансирования, затем она была дважды повышена вплоть до 17% годовых, потом снижалась, и с 03 августа 2015 года составляет 11,0% годовых.
В 2012 г. ставка рефинансирования составляла 8,25%, в декабре 2014г. - 17%. С 1 января 2016 года ставка рефинансирования составляет 11%.
Приток средств в банковский сектор привел к необходимости снижения объемов предоставления ликвидности Банком России. В результате совокупная задолженность банков по операциям рефинансирования снизилась с 4,3 трлн. руб. на начало сентября до 3,3 трлн. руб. в конце ноября 2015 года.
В 2015 году средний уровень задолженности по операциям репо составил 1,6 трлн. рублей (в 2014 году - 2,7 трлн. рублей). При этом задолженность по этим операциям находилась в диапазоне от 0,8 до 3,0 трлн. рублей.
Анализ обязательных резервов кредитных организаций в Банке России показал, что за период 2013-2015 гг. наблюдается ежегодное увеличение просроченной задолженности по кредитам банков. В 2013 году просроченная задолженность по кредитам населению составляла 5,6%, тогда как в 2015 году данный показатель составил 11%.
Среднемесячные темпы прироста корпоративного кредитного портфеля в августе-октябре, как и в мае-июле 2-15 года, составляли 0,4%.
В марте 2013 года Совет директоров Банка России принял решение об увеличении нормативов обязательных резервов: по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации, - с 4,0% до 4,25%.
Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями в Банке России на 01 марта 2015 г. составила 493 360,7 млн. руб., за период с 01.03.2014 она увеличилась на 77,5 млрд. рублей, или на 18,6 %.
По состоянию на 01.01.2015 удельный вес «плохих» ссуд в совокупном кредитном портфеле по группам кредитных организаций варьировался в пределах от 5,4 % у банков, контролируемых государством, до 9,7 % у средних и малых банков.
По состоянию на 01.01.2015 сформированные резервы на возможные потери по ссудам составляли 6,5 % от общего объема ссудной задолженности.
Соотношение средней величины наиболее ликвидных активов со средней величиной совокупных активов банковского сектора повысилось с 7,6 % в 2013 году до 7,7 % в 2014 году.
Покрытие «плохих» ссуд юридическим лицам созданными под них резервами снизилось с 67,4 до 67,2 %, а физическим лицам - повысилось с 78,7 до 80,8 %.
Среднегодовое фактическое значение текущей ликвидности (Н3) снизилось с 84,8 % в 2013 году до 77,3 % в 2014 году, что также существенно выше минимального нормативного значения (50 %). Значение показателя долгосрочной ликвидности в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилось с 85,5 до 91,2 %.
В условиях финансового кризиса и финансовой нестабильности мирового хозяйства важным аспектом при проведении денежно-кредитной политики государства является установление устойчивого денежного обращения внутри страны и поддержание стабильности национальной валюты. Возможную опасность для развития реального сектора экономики представляют негативные последствия влияния финансовых рисков, в числе которых следует обратить внимание на инфляционные и валютные риски.
В связи с этим возникает актуальная проблема страхования указанных негативных последствий посредством реализации трансмиссионного механизма денежно-кредитного регулирования в условиях финансовой глобализации. Транснациональные потоки финансового капитала могут, как стимулировать, так и дестабилизировать устойчивое развитие национальной финансово-кредитной системы. В этой связи происходит смена парадигмы выбора целевых ориентиров, механизмов и инструментов государственного воздействия на систему денежно¬кредитных отношений общества.
Для совершенствования денежно-кредитной политики России необходимо признать необходимость подчинения денежно-кредитной политики общегосударственным целям экономической безопасности и роста, отказаться от приоритетности снижения инфляции и абсолютизации ценности следования любым экономическим моделям в ущерб экономическому росту, предусмотреть в качестве приоритетной цели денежно-кредитной политики создание условий для экономического роста, структурной перестройки и инновационно-инвестиционного развития российской экономики.
Итак, перспективы развития денежно-кредитной политики России основываются на совокупности мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. При этом необходимо обеспечить поддержание и укрепление доверия к финансово¬кредитной системе, ее устойчивости и высокой ликвидности ресурсов, обращающихся на рынках.
В современной экономике денежно-кредитная политика служит важным источником для обеспечения эффективности финансовой деятельности любого государства, включая и Россию. Одним из наиболее востребованных инструментов денежно-кредитной политики является рефинансирование, которое позволяет банкам решить проблему разрыва по срочности между активами и пассивами, возникающую, когда, во-первых, они фондируют долгосрочные активные операции за счет краткосрочных ресурсов, а во-вторых - когда у них нет уверенности, что краткосрочные ресурсы будут пролонгированы.
В отечественной практике рефинансирование пока не ориентировано на всю банковскую систему, в его основе лежит избирательный подход в зависимости от категории надежности кредитной организации (1-я или 2-я группа). Как показал прошедший глобальный экономический кризис, основная поддержка со стороны Банка России пришлась на крупнейшие банки, аккумулирующие 50% всех банковских активов, тогда как малые и средние банки оказались в достаточно сложной ситуации, многие из них в конечном счете обанкротились.
Современная денежно-кредитная политика, первоначально направленная на конъюнктурное регулирование и имеющая множество целей и разнообразие 63
инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов, контроль над рисками финансовых посредников, создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы.
Для ЦБ РФ как регулятора одним из важнейших объектов воздействия при проведении денежно-кредитной политики является ликвидность кредитных организаций, а главное, такое ее регулирование, которое позволяет удерживать определенный баланс, не допуская наличия в банковской системе как излишней ликвидности, так и ее дефицита.
На современном этапе развития мирового хозяйства остро обозначается проблема экономического роста и стабильности национального финансового сектора, как основы благосостояния хозяйствующих субъектов любой страны. Основой экономического роста является наличие своевременных и последовательных механизмов в области денежно-кредитного регулирования со стороны финансового регулятора, обеспечивающих поддержание заданных ориентиров экономического роста, инфляции, стабильности валютного курса, повышения доверия ко всей банковской системе в целом.
Анализ системы рефинансирования Банка России позволил сделать следующие выводы. С 05 ноября 2014 года ключевая ставка ЦБ РФ впервые превысила ставку рефинансирования, затем она была дважды повышена вплоть до 17% годовых, потом снижалась, и с 03 августа 2015 года составляет 11,0% годовых.
В 2012 г. ставка рефинансирования составляла 8,25%, в декабре 2014г. - 17%. С 1 января 2016 года ставка рефинансирования составляет 11%.
Приток средств в банковский сектор привел к необходимости снижения объемов предоставления ликвидности Банком России. В результате совокупная задолженность банков по операциям рефинансирования снизилась с 4,3 трлн. руб. на начало сентября до 3,3 трлн. руб. в конце ноября 2015 года.
В 2015 году средний уровень задолженности по операциям репо составил 1,6 трлн. рублей (в 2014 году - 2,7 трлн. рублей). При этом задолженность по этим операциям находилась в диапазоне от 0,8 до 3,0 трлн. рублей.
Анализ обязательных резервов кредитных организаций в Банке России показал, что за период 2013-2015 гг. наблюдается ежегодное увеличение просроченной задолженности по кредитам банков. В 2013 году просроченная задолженность по кредитам населению составляла 5,6%, тогда как в 2015 году данный показатель составил 11%.
Среднемесячные темпы прироста корпоративного кредитного портфеля в августе-октябре, как и в мае-июле 2-15 года, составляли 0,4%.
В марте 2013 года Совет директоров Банка России принял решение об увеличении нормативов обязательных резервов: по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации, - с 4,0% до 4,25%.
Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями в Банке России на 01 марта 2015 г. составила 493 360,7 млн. руб., за период с 01.03.2014 она увеличилась на 77,5 млрд. рублей, или на 18,6 %.
По состоянию на 01.01.2015 удельный вес «плохих» ссуд в совокупном кредитном портфеле по группам кредитных организаций варьировался в пределах от 5,4 % у банков, контролируемых государством, до 9,7 % у средних и малых банков.
По состоянию на 01.01.2015 сформированные резервы на возможные потери по ссудам составляли 6,5 % от общего объема ссудной задолженности.
Соотношение средней величины наиболее ликвидных активов со средней величиной совокупных активов банковского сектора повысилось с 7,6 % в 2013 году до 7,7 % в 2014 году.
Покрытие «плохих» ссуд юридическим лицам созданными под них резервами снизилось с 67,4 до 67,2 %, а физическим лицам - повысилось с 78,7 до 80,8 %.
Среднегодовое фактическое значение текущей ликвидности (Н3) снизилось с 84,8 % в 2013 году до 77,3 % в 2014 году, что также существенно выше минимального нормативного значения (50 %). Значение показателя долгосрочной ликвидности в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилось с 85,5 до 91,2 %.
В условиях финансового кризиса и финансовой нестабильности мирового хозяйства важным аспектом при проведении денежно-кредитной политики государства является установление устойчивого денежного обращения внутри страны и поддержание стабильности национальной валюты. Возможную опасность для развития реального сектора экономики представляют негативные последствия влияния финансовых рисков, в числе которых следует обратить внимание на инфляционные и валютные риски.
В связи с этим возникает актуальная проблема страхования указанных негативных последствий посредством реализации трансмиссионного механизма денежно-кредитного регулирования в условиях финансовой глобализации. Транснациональные потоки финансового капитала могут, как стимулировать, так и дестабилизировать устойчивое развитие национальной финансово-кредитной системы. В этой связи происходит смена парадигмы выбора целевых ориентиров, механизмов и инструментов государственного воздействия на систему денежно¬кредитных отношений общества.
Для совершенствования денежно-кредитной политики России необходимо признать необходимость подчинения денежно-кредитной политики общегосударственным целям экономической безопасности и роста, отказаться от приоритетности снижения инфляции и абсолютизации ценности следования любым экономическим моделям в ущерб экономическому росту, предусмотреть в качестве приоритетной цели денежно-кредитной политики создание условий для экономического роста, структурной перестройки и инновационно-инвестиционного развития российской экономики.
Итак, перспективы развития денежно-кредитной политики России основываются на совокупности мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. При этом необходимо обеспечить поддержание и укрепление доверия к финансово¬кредитной системе, ее устойчивости и высокой ликвидности ресурсов, обращающихся на рынках.
Подобные работы
- ИНСТРУМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - Современная денежно-кредитная политика: инструменты реализации и направления развития
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Диссертация , финансы . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ ТРАНСМИССИОННОГО МЕХАНИЗМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ НА ЭКОНОМИКУ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Денежно-кредитная политика Центрального банка: опыт реализации в Российской Федерации и Китайской Народной Республике
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального банка в условиях кризиса и экономических санкций
Дипломные работы, ВКР, управленческий учет. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального банка в
условиях кризиса и экономических санкций
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Особенности функционирования денежно-кредитной политики РФ
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023



