Введение 3
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства 6
1.1. Центральный Банк как главное звено банковской системы России 6
1.2. Сущность и значение денежно-кредитной политики Банка России 12
2. Анализ инструментов реализации денежно-кредитной политики России 21
2.1. Система рефинансирования Банка России 21
2.2. Обязательные резервы кредитных организаций в Банке России 30
3. Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Банка
России 44
3.1. Проблемы реализации денежно-кредитной политики государства 44
3.2. Совершенствование денежно-кредитной политики государства 53
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложения
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что, будучи, по своей сути, составной частью экономической политики государства, денежно-кредитная политика как система денежно-кредитных инструментов выполняет роль регулятора экономики страны, направленного на решение ее современных экономических проблем, таких как инфляция, ВВП, возможность экономического спада, и способствует улучшению экономической ситуации в обществе.
Следует отметить, что денежно-кредитную политику не следует рассматривать обособленно только в рамках эмиссионной или кредитной функции, поскольку через ее экономические и административные инструменты происходит воздействие на весь национальный финансовый рынок.
Центральный Банк осуществляет регулирование экономики не прямо, а через финансовую систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования и эти условия в известной мере определяют направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны.
Мировой экономический кризис показал уязвимость финансово-банковской системы, ее чувствительность к негативным внешним воздействиям, что потребовало переосмысливания её роли и места в экономике в условиях глобализации.
В современных условиях требуется активная государственная политика, направленная на приоритетное и ускоренное развитие отраслей, ориентированных на внутреннее потребление и несырьевой экспорт. Реализуемая же денежно¬кредитная политика становится основным фактором риска для экономики России. Особенно опасны несоответствие денежно-кредитной политики страны ее реальным экономическим интересам, попытка редуцирования целей этой политики до сугубо монетарных.
Негативные последствия инфляции многообразны. Ее высокий уровень усложняет долгосрочное планирование и инвестирование, обесценивает сбережения населения, стимулируя их накопление в иностранной валюте или материальных активах, способствует нарастанию социально-экономической напряженности. Но очень важно, чтобы борьба с ней не нанесла ущерб экономическим интересам страны.
Реальную угрозу для безопасности страны представляют санкции, ограничивающие доступ российских компаний на мировой финансовый рынок. В связи с этим неконтролируемый рост международного корпоративного долга опасен не только для самих заемщиков, но и для стабильности экономики страны в целом.
Одним из наиболее важных шагов к формированию надежной и развитой финансовой системы в России является проведение научно обоснованной денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика является основным драйвером сглаживания колебаний совокупного равновесия и минимизации искажений. В рамках денежно-кредитных мер могут осуществляться минимизация инфляции, стимулирование экономического роста, а также минимизация государственного долга в случае, если его размер достигает существенных величин, а траектория становится непредсказуемой.
Цель выпускной квалификационной работы - провести анализ инструментов современной денежно-кредитной политики.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность деятельности Центрального Банка как главного звена банковской системы России;
- изучить сущность и значение денежно-кредитной политики России;
- провести анализ системы рефинансирования Банка России;
- проанализировать обязательные резервы кредитных организаций в Банке России;
- выявить проблемы реализации денежно-кредитной политики государства;
- определить направления совершенствования денежно-кредитной политики государства.
Предмет исследования - инструменты денежно-кредитной политики. Объектом выступает деятельность Банка России по реализации денежно-кредитной политики.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как О.И. Лаврушин, А.Г. Братко, Н.Б. Глушкова, Е.Ф. Жуков, Г.Г. Коробова, В.В. Кузнецова, С.Ш. Мурадова, К.Р. Тагирбеков, Л.А. Дробозина, В.Н. Шанаев и других, а также материалы периодической печати и интернет - источники.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Перспективные задачи развития экономики страны предъявляют новые требования к устойчивости и масштабам функционирования банковской системы. Обеспечение равновесия и устойчивости банковского сектора в значительной мере обусловливается полнотой выполнения Центральным Банком Российской Федерации (ЦБ РФ) своей роли кредитора последней инстанции. В этой связи важное значение приобретает система регулирования Банком России денежной массы на рынке и проведение соответствующей денежно-кредитной политики путем формирования четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному Банку добиваться стабилизации денежного обращения.
В современной экономике денежно-кредитная политика служит важным источником для обеспечения эффективности финансовой деятельности любого государства, включая и Россию. Одним из наиболее востребованных инструментов денежно-кредитной политики является рефинансирование, которое позволяет банкам решить проблему разрыва по срочности между активами и пассивами, возникающую, когда, во-первых, они фондируют долгосрочные активные операции за счет краткосрочных ресурсов, а во-вторых - когда у них нет уверенности, что краткосрочные ресурсы будут пролонгированы.
В отечественной практике рефинансирование пока не ориентировано на всю банковскую систему, в его основе лежит избирательный подход в зависимости от категории надежности кредитной организации (1-я или 2-я группа). Как показал прошедший глобальный экономический кризис, основная поддержка со стороны Банка России пришлась на крупнейшие банки, аккумулирующие 50% всех банковских активов, тогда как малые и средние банки оказались в достаточно сложной ситуации, многие из них в конечном счете обанкротились.
Современная денежно-кредитная политика, первоначально направленная на конъюнктурное регулирование и имеющая множество целей и разнообразие 63
инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов, контроль над рисками финансовых посредников, создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы.
Для ЦБ РФ как регулятора одним из важнейших объектов воздействия при проведении денежно-кредитной политики является ликвидность кредитных организаций, а главное, такое ее регулирование, которое позволяет удерживать определенный баланс, не допуская наличия в банковской системе как излишней ликвидности, так и ее дефицита.
На современном этапе развития мирового хозяйства остро обозначается проблема экономического роста и стабильности национального финансового сектора, как основы благосостояния хозяйствующих субъектов любой страны. Основой экономического роста является наличие своевременных и последовательных механизмов в области денежно-кредитного регулирования со стороны финансового регулятора, обеспечивающих поддержание заданных ориентиров экономического роста, инфляции, стабильности валютного курса, повышения доверия ко всей банковской системе в целом.
Анализ системы рефинансирования Банка России позволил сделать следующие выводы. С 05 ноября 2014 года ключевая ставка ЦБ РФ впервые превысила ставку рефинансирования, затем она была дважды повышена вплоть до 17% годовых, потом снижалась, и с 03 августа 2015 года составляет 11,0% годовых.
В 2012 г. ставка рефинансирования составляла 8,25%, в декабре 2014г. - 17%. С 1 января 2016 года ставка рефинансирования составляет 11%.
Приток средств в банковский сектор привел к необходимости снижения объемов предоставления ликвидности Банком России. В результате совокупная задолженность банков по операциям рефинансирования снизилась с 4,3 трлн. руб. на начало сентября до 3,3 трлн. руб. в конце ноября 2015 года.
В 2015 году средний уровень задолженности по операциям репо составил 1,6 трлн. рублей (в 2014 году - 2,7 трлн. рублей). При этом задолженность по этим операциям находилась в диапазоне от 0,8 до 3,0 трлн. рублей.
Анализ обязательных резервов кредитных организаций в Банке России показал, что за период 2013-2015 гг. наблюдается ежегодное увеличение просроченной задолженности по кредитам банков. В 2013 году просроченная задолженность по кредитам населению составляла 5,6%, тогда как в 2015 году данный показатель составил 11%.
Среднемесячные темпы прироста корпоративного кредитного портфеля в августе-октябре, как и в мае-июле 2-15 года, составляли 0,4%.
В марте 2013 года Совет директоров Банка России принял решение об увеличении нормативов обязательных резервов: по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации, - с 4,0% до 4,25%.
Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями в Банке России на 01 марта 2015 г. составила 493 360,7 млн. руб., за период с 01.03.2014 она увеличилась на 77,5 млрд. рублей, или на 18,6 %.
По состоянию на 01.01.2015 удельный вес «плохих» ссуд в совокупном кредитном портфеле по группам кредитных организаций варьировался в пределах от 5,4 % у банков, контролируемых государством, до 9,7 % у средних и малых банков.
По состоянию на 01.01.2015 сформированные резервы на возможные потери по ссудам составляли 6,5 % от общего объема ссудной задолженности.
Соотношение средней величины наиболее ликвидных активов со средней величиной совокупных активов банковского сектора повысилось с 7,6 % в 2013 году до 7,7 % в 2014 году.
Покрытие «плохих» ссуд юридическим лицам созданными под них резервами снизилось с 67,4 до 67,2 %, а физическим лицам - повысилось с 78,7 до 80,8 %.
Среднегодовое фактическое значение текущей ликвидности (Н3) снизилось с 84,8 % в 2013 году до 77,3 % в 2014 году, что также существенно выше минимального нормативного значения (50 %). Значение показателя долгосрочной ликвидности в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилось с 85,5 до 91,2 %.
В условиях финансового кризиса и финансовой нестабильности мирового хозяйства важным аспектом при проведении денежно-кредитной политики государства является установление устойчивого денежного обращения внутри страны и поддержание стабильности национальной валюты. Возможную опасность для развития реального сектора экономики представляют негативные последствия влияния финансовых рисков, в числе которых следует обратить внимание на инфляционные и валютные риски.
В связи с этим возникает актуальная проблема страхования указанных негативных последствий посредством реализации трансмиссионного механизма денежно-кредитного регулирования в условиях финансовой глобализации. Транснациональные потоки финансового капитала могут, как стимулировать, так и дестабилизировать устойчивое развитие национальной финансово-кредитной системы. В этой связи происходит смена парадигмы выбора целевых ориентиров, механизмов и инструментов государственного воздействия на систему денежно¬кредитных отношений общества.
Для совершенствования денежно-кредитной политики России необходимо признать необходимость подчинения денежно-кредитной политики общегосударственным целям экономической безопасности и роста, отказаться от приоритетности снижения инфляции и абсолютизации ценности следования любым экономическим моделям в ущерб экономическому росту, предусмотреть в качестве приоритетной цели денежно-кредитной политики создание условий для экономического роста, структурной перестройки и инновационно-инвестиционного развития российской экономики.
Итак, перспективы развития денежно-кредитной политики России основываются на совокупности мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. При этом необходимо обеспечить поддержание и укрепление доверия к финансово¬кредитной системе, ее устойчивости и высокой ликвидности ресурсов, обращающихся на рынках.
1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 06.01.16 г.
2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 06.01.16 г.
3. Положение ЦБ РФ от 26.03.04 № 254-П «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам» (с изменениями и дополнениями) // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 06.01.16 г.
4. Положение ЦБ РФ от 28.09.2012 №387-П «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков» (с изменениями и дополнениями) // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 06.01.16 г.
5. Положение ЦБ РФ от 4 августа 2003 г. N 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями). // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 06.01.16 г.
6. Положение ЦБ РФ № 362-П от 30.11.2010 «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом» (с изменениями и дополнениями). // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 06.01.16 г.
7. Положение ЦБ РФ от 12 ноября 2007 г. № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами» (с изменениями и дополнениями). // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 06.01.16 г.
8. Положение ЦБ РФ от 16 октября 2008 г. № 323-П «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения» (с изменениями и дополнениями). // Информ.- правое. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 06.01.16 г.
9. Инструкция ЦБ РФ от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков» (с изменениями и дополнениями) // Информ.- правое. система «Эксперт- Гарант».- Версия от 06.01.16 г.
10. Письмо ЦБ РФ от 23.07.2004 N 70-Т «О типичных банковских рисках» (с изменениями и дополнениями) // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 06.01.16 г.
11. Аганбегян А.Г., Ивантер В.В. Текущая экономическая ситуация в России: траектория развития и экономическая политика // Деньги и кредит. - 2014. - № 11.
- С.3-10.
12. Андрюшин С. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального кризиса / С. Андрюшин, В. Кузнецова // Вопросы экономики. - 2010.
- N 6. - С.69-87.
13. Астрелина В.В. Управление ликвидностью в российском коммерческом банке : учеб. пособие / В.В. Астрелина, П.К. Бондарчук, П.С. Шальнов. - М.: Инфра-М, 2012. - 175 с.
14. Банковское дело: учебник / Под ред. Е.П. Жарковской. - 4-е изд., исправ. и доп. - М.: Омега-Л, 2011. - 382 с.
15. Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 621 с.
16. Белоглазова Г.Н. Банковское дело: учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М: Финансы и статистика, 2012.-538 с.
17. Беспалова О.В., Ильина Т.Г. Понятие и сущность Центрального банка: современный взгляд на проблему // Проблемы учета и финансов. - 2012. - № 3 (7).
- С.51-55.
18. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России: монография. - М.: СПАРК, 2010. - 345 с.
19. Воеводская П.О. Направления развития регулирования рисков российского банковского сектора // Финансы, денежное обращение и кредит. - 2014. - № 9 (118). - С.117-122.
20. Вукович Г.Г., Сулейманова В.Э. Особенности реализации денежно-кредитной политики Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. - 2012. - № 4. - С.23-27.
21. Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика): Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 2011. - 272 с.
22. Глушкова Н.Б. Банковское дело. - М.: Академ. Проект, 2012. - 324 с.
23. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики. Теория и практика / Т.В. Грицюк. - М.: РДЛ, 2014 - 288 с.
24. Жуков Е.Ф. Банковское законодательство. Учебник.- 2-е изд. / Е.Ф. Жуков
- М.: Вузовский учебник, 2011. - 271 с.
25. Квашнин С.С. Анализ современной концепции денежно-кредитного сектора экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 38.
- С.27-35.
26. Кондратов Д.И. Некоторые актуальные проблемы российской денежно-кредитной политики // Проблемы прогнозирования. - 2010. - N 6. - С.132-148.
27. Коробова Г.Г. Банковское дело: учебник.- изд. с изм. - М.: Экономистъ, 2011.- 766 с.
28. Кошель Н.В. Теоретико-методологические подходы к исследованию сущности центрального банка» // Банковское дело. - 2010. - 14 (398). - С.8-12.
29. Кузнецова В.В., Ларина О.И. Банковское дело: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2012. - 264 с.
30. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: учебник. - М.: Финансы и
статистика, 2011. - 464 с.
31. Лукасевич И.Я. Оценка эффективности денежно-кредитной политики ЦБ РФ в период финансового кризиса // Проблемы прогнозирования. - 2012. - N 1. - С.109-116.
32. Макарова С.Н., Осколкова Н.С. Теоретические аспекты системы денежно-кредитного регулирования экономики // Финансы и кредит, № 27 (555). - 2013.
33. Малкина М.Ю. Институты денежно-кредитного регулирования: противоречия функционирования и развития // Финансы и кредит. - 2010. - № 18.
- С.2-11.
34. Марченко А.А. О влиянии денежно-кредитной политики Центрального банка России на экономическую активность в стране // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - N 1. - С.339-344.
35. Матовников М.Ю. К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. -2012. - N 1. - С.32-34.
36. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учебное пособие. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. — 784 с.
37. Мурадова С.Ш., Алексеева Е.В. Банковское дело: Учебное пособие. - М.: Феникс, 2011. - 248 с.
38. Прасолова Е.Н. Организация деятельности Центрального банка России:
учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2009. - 256 с.
39. Родичева В.Б. Тенденции развития системы рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации (Банка России) // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11. - С. 2489-2494.
40. Современные макроэкономические проблемы России: учеб. пособие / под ред. С.С. Носовой. — М.: КноРус, 2013. — 488 с.
41. Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, Весь Мир, 2011. - 720 с.
42. Тершукова М.Б. Рефинансирование коммерческих банков Центральным банком Российской Федерации: современное состояние, тенденции и перспективы развития // Финансы, денежное обращение и кредит. - 2014. - № 5 (114). - С.85¬88.
43. Федорова Е. Как влияют инструменты денежно-кредитной политики на достижение целей ЦБ РФ? // Вопросы экономики. - 2013. - N 9. - С.106-118.
44. Финансы, денежное обращение, кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Юнити, 2013. - 373 с.
45. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2013. - 354 с.
46. Хабибуллин Т.Р. Анализ влияния инструментов рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на величину денежного агрегата М2 // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 307-310.
47. Чеботарева М. С. Денежно-кредитная политика России в посткризисный период: содержание и перспективы // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 210¬213.
48. Шанаев В.Н. Денежные и кредитные системы России. - М.: Наука, 2013. - 416 с.
49. Эюбов З.В. Финансово-кредитная система. Бюджетное, валютное и кредитное регулирование экономики, инвестиционные ресурсы // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1 (41). - С.187-189.
50. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/.
51. Информационный банковский портал [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.banki.ru/.
52. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
53. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/.
54. Экономический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //institutiones. com/.
55. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forecast.ru/