Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «коммуникативные способности» 9
1.2 Возрастные особенности развития коммуникативных способностей у
детей младшего школьного возраста 20
1.3 Специфика организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного
возраста 24
Выводы по I главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста
средствами игровой деятельности 38
2.1 Организация и методики исследования 38
2.2 Обсуждение результатов констатирующего эксперимента 46
2.3 Педагогическое обеспечение процесса развития коммуникативных
способностей у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности 62
2.4 Анализ и интерпретация данных, полученных на контрольном этапе
эксперимента 69
Выводы по II главе 85
Заключение 87
Список литературы
Глава I. Теоретические аспекты исследования игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «коммуникативные способности» 9
1.2 Возрастные особенности развития коммуникативных способностей у
детей младшего школьного возраста 20
1.3 Специфика организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного
возраста 24
Выводы по I главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста
средствами игровой деятельности 38
2.1 Организация и методики исследования 38
2.2 Обсуждение результатов констатирующего эксперимента 46
2.3 Педагогическое обеспечение процесса развития коммуникативных
способностей у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности 62
2.4 Анализ и интерпретация данных, полученных на контрольном этапе
эксперимента 69
Выводы по II главе 85
Заключение 87
Список литературы
Актуальность исследования. В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативные навыки человека приобретает особую значимость.
Маленький ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.
Младший школьный возраст - один из наиболее описанных и «выстроенных» в детской психологии - является периодом решения учебных задач. Сама организация этого возрастного этапа позволяет рассматривать его как один из ключевых в формировании коммуникативных способностей, так как в процессе обучения в школе от ребёнка требуется постоянно решать сложные коммуникативные задачи, а именно: необходимо организовать деловое общение как со своими одноклассниками или вообще учеников друг с другом, так и с преподавателем по вопросам изучаемого материала.
Проблемам формирования коммуникативных способностей младших школьников посвящен ряд современных исследований, среди которых работы Н.В. Клюевой [34], Ю.В. Касаткиной [34], Р.В. Овчаровой [53], Н.В. Пилипко [58], А.И. Шемшуриной [81] и др.
Фундаментальные проблемы общения и влияния его на формирование личности исследуются в работах известных отечественных психологов и педагогов таких, как Г.М. Андреева [2], А.А. Бодалёв [10], Л.С. Выготский [15], А.Н. Леонтьев [41], Б.Ф. Ломов [44], С.Л.Рубинштейн [64] и др. Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Л.И. Божович [11], М.И. Лисиной [43], В.С. Мухиной [51] и др. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребёнка.
В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.
Анализ теории и практики формирования коммуникативных способностей младших школьников свидетельствует о ее существенных недостатках. Ученые не уделяют внимание рассмотрению структуры коммуникативных способностей младших школьников, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных способностей в игровой деятельности младшего школьника как в процессе учебной деятельности, так и во внеклассной работе.
Выявленные недостатки позволили нам сформулировать противоречие: между существующей потребностью в развитии у детей младшего школьного возраста коммуникативных способностей, позволяющих им успешно адаптироваться и социализироваться в процессе обучения в начальной школе и недостаточным, эпизодическим
формированием этих компонентов в практике учебно-воспитательного учреждения, а так же недостаточным применение игровой деятельности в организации учебно-воспитательного процесса младших школьников.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста?
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных
способностей младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативных
способностей у младших школьников будет успешным и эффективным, если:
- опираться на структурную характеристику коммуникативных способностей младших школьников;
- учитывать возрастные особенности развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста;
- в практике организации учебно-воспитательной деятельности младших школьников использовать специально-организованную игровую деятельность детей.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Выявить сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «коммуникативные способности».
2. Раскрыть возрастные особенности развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Изучить специфику организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
4. Осуществить опытно - экспериментальное исследование процесса развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности.
Методологической основой исследования явились положения философии о взаимосвязанном развитии личности и общества; о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности; идеи гуманизации образования; фундаментальные научные положения отечественной педагогики и психологии о личности как субъекте деятельности и отношений, ее развитии; методологические принципы личностно-деятельностного подхода.
Теоретической базой исследования являются: теория личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская [12], В.В. Сериков [66], И.С. Якиманская [89]), теория способностей (Б.М. Теплов [71], теория деятельности (А.Н. Леонтьев [42]), теория развития личности (Л.С. Выготский [16], Л.И. Божович [11,]), теория общения (М.И. Лисина [43]).
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент;
- методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Гимназия № 40» г. Казани. В исследовании приняли участие учащиеся 3Б и 3В классов: экспериментальная группа - 22 человека; контрольная группа - 22 человека. Общее количество испытуемых составило 44 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы организации игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них коммуникативных способностей.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «ИгроМагия».
Практическая значимость исследования определяется наличием предложенной комплексной программы, позволяющей развить коммуникативные способности младших школьников; разработанная программа может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждений воспитателями, психологами и социальными педагогами с целью развития коммуникативных способностей младших школьников; возможность использовать указанные мероприятия и практические результаты исследования в образовательных учреждениях, психологических и социально-педагогических центрах, системе дополнительного образования младших школьников. Психологи и педагоги могут использовать результаты исследования для разработки собственных индивидуальных приемов работы с младшими школьниками с целью развития коммуникативных способностей.
Маленький ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.
Младший школьный возраст - один из наиболее описанных и «выстроенных» в детской психологии - является периодом решения учебных задач. Сама организация этого возрастного этапа позволяет рассматривать его как один из ключевых в формировании коммуникативных способностей, так как в процессе обучения в школе от ребёнка требуется постоянно решать сложные коммуникативные задачи, а именно: необходимо организовать деловое общение как со своими одноклассниками или вообще учеников друг с другом, так и с преподавателем по вопросам изучаемого материала.
Проблемам формирования коммуникативных способностей младших школьников посвящен ряд современных исследований, среди которых работы Н.В. Клюевой [34], Ю.В. Касаткиной [34], Р.В. Овчаровой [53], Н.В. Пилипко [58], А.И. Шемшуриной [81] и др.
Фундаментальные проблемы общения и влияния его на формирование личности исследуются в работах известных отечественных психологов и педагогов таких, как Г.М. Андреева [2], А.А. Бодалёв [10], Л.С. Выготский [15], А.Н. Леонтьев [41], Б.Ф. Ломов [44], С.Л.Рубинштейн [64] и др. Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Л.И. Божович [11], М.И. Лисиной [43], В.С. Мухиной [51] и др. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребёнка.
В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.
Анализ теории и практики формирования коммуникативных способностей младших школьников свидетельствует о ее существенных недостатках. Ученые не уделяют внимание рассмотрению структуры коммуникативных способностей младших школьников, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных способностей в игровой деятельности младшего школьника как в процессе учебной деятельности, так и во внеклассной работе.
Выявленные недостатки позволили нам сформулировать противоречие: между существующей потребностью в развитии у детей младшего школьного возраста коммуникативных способностей, позволяющих им успешно адаптироваться и социализироваться в процессе обучения в начальной школе и недостаточным, эпизодическим
формированием этих компонентов в практике учебно-воспитательного учреждения, а так же недостаточным применение игровой деятельности в организации учебно-воспитательного процесса младших школьников.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста?
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных
способностей младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативных
способностей у младших школьников будет успешным и эффективным, если:
- опираться на структурную характеристику коммуникативных способностей младших школьников;
- учитывать возрастные особенности развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста;
- в практике организации учебно-воспитательной деятельности младших школьников использовать специально-организованную игровую деятельность детей.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Выявить сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «коммуникативные способности».
2. Раскрыть возрастные особенности развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Изучить специфику организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
4. Осуществить опытно - экспериментальное исследование процесса развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности.
Методологической основой исследования явились положения философии о взаимосвязанном развитии личности и общества; о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности; идеи гуманизации образования; фундаментальные научные положения отечественной педагогики и психологии о личности как субъекте деятельности и отношений, ее развитии; методологические принципы личностно-деятельностного подхода.
Теоретической базой исследования являются: теория личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская [12], В.В. Сериков [66], И.С. Якиманская [89]), теория способностей (Б.М. Теплов [71], теория деятельности (А.Н. Леонтьев [42]), теория развития личности (Л.С. Выготский [16], Л.И. Божович [11,]), теория общения (М.И. Лисина [43]).
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент;
- методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Гимназия № 40» г. Казани. В исследовании приняли участие учащиеся 3Б и 3В классов: экспериментальная группа - 22 человека; контрольная группа - 22 человека. Общее количество испытуемых составило 44 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы организации игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них коммуникативных способностей.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «ИгроМагия».
Практическая значимость исследования определяется наличием предложенной комплексной программы, позволяющей развить коммуникативные способности младших школьников; разработанная программа может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждений воспитателями, психологами и социальными педагогами с целью развития коммуникативных способностей младших школьников; возможность использовать указанные мероприятия и практические результаты исследования в образовательных учреждениях, психологических и социально-педагогических центрах, системе дополнительного образования младших школьников. Психологи и педагоги могут использовать результаты исследования для разработки собственных индивидуальных приемов работы с младшими школьниками с целью развития коммуникативных способностей.
В соответствии с поставленными нами задачами мы изучили работы психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Ж. Пиаже и д.р.
Проведенные нами исследования научной литературы показали, что в некоторых психолого-педагогических исследованиях понятия
«коммуникация» и «общение» рассматриваются как равнозначные.
Коммуникативные способности рассматриваются в науке как способность к общению и коммуникациям, в структуре которых принято выделять мотивационный, когнитивный, рефлексивно-оценочный,
коммуникативно-личностный и деятельностный компоненты.
Под коммуникативными способностями младших школьников в научных исследованиях понимают: комплекс индивидуально¬
психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность); уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Специфика организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста заключается: Во включение младших школьников в диалоговую систему обучения, направленную на формирование общеучебных коммуникативных знаний и умений. В поэтапном включение учащихся в коммуникативно¬игровую деятельность (коммуникативные игры, тренинги), способствующую развитию умений продуктивного общения со сверстниками (на основе теории поэтапного формирования учебных действий, разработанной П.Я.
Гальпериным); в использовании общеучебных коммуникативных заданий в решении учебных задач; в вовлечение учащихся в рефлексивно-оценочную деятельность социально-коммуникативного опыта.
Эмпирическое исследование процесса развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности показало, что:
2. На этапе констатирующего эксперимента коммуникативные способности младших школьников сформированы недостаточно;
2. Диагностические результаты контрольного эксперимента показали, что у младших школьников контрольной и экспериментальной группы доминирует ситуационно-деловая форма общения со взрослым.
В экспериментальной группе после проведения нами формирующего эксперимента уровень сформированности когнитивного компонента повысился, а в контрольной существенных изменений не наблюдается.
После участия младших школьников в формирующем эксперименте уровень сформированности рефлексивно-оценочного компонента в структуре коммуникативных способностей младших школьников экспериментальной группы повысился, т.е. изменился в лучшую сторону, что позволит младшим школьникам экспериментальной группы строить межличностные коммуникации со взрослыми и сверстниками на новом, более высоком уровне.
В контрольной группе мы не выявили положительной динамики в уровне сформированности рефлексивно-оценочного компонента в структуре коммуникативных способностей младших школьников.
После участия младших школьников в формирующем эксперименте уровень сформированности деятельностного компонента в структуре коммуникативных способностей в экспериментальной группе существенно повысился.
В контрольной группе изменений в уровне сформированности деятельностного компонента в структуре коммуникативных способностей младших школьников положительных и отрицательных изменений нет.
Анализ достоверности эмпирических данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах на этапе контрольного эксперимента по параметрическому t-критерию Стьюдента показал, что данные изменения достоверны и значимы, т.е. сдвиг в сторону улучшения результатов в экспериментальной группе является следствием проведено нами развивающей работы по программе «Игромагия».
Гипотеза о том, что процесс развития коммуникативных способностей у младших школьников будет успешным и эффективным, если:
- раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «коммуникативные способности»;
- учитывать возрастные особенности развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста;
- в практике организации учебно-воспитательной деятельности младших школьников использовать специально-организованную игровую деятельность детей доказана.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы решались цели и задачи исследования. Целью данной работы было намерение теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста. Цель достигнута. Задачи решены.
Результаты данного исследования будут полезны при проведении дальнейшей работы в рамках возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и социологии.
Проведенные нами исследования научной литературы показали, что в некоторых психолого-педагогических исследованиях понятия
«коммуникация» и «общение» рассматриваются как равнозначные.
Коммуникативные способности рассматриваются в науке как способность к общению и коммуникациям, в структуре которых принято выделять мотивационный, когнитивный, рефлексивно-оценочный,
коммуникативно-личностный и деятельностный компоненты.
Под коммуникативными способностями младших школьников в научных исследованиях понимают: комплекс индивидуально¬
психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность); уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Специфика организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста заключается: Во включение младших школьников в диалоговую систему обучения, направленную на формирование общеучебных коммуникативных знаний и умений. В поэтапном включение учащихся в коммуникативно¬игровую деятельность (коммуникативные игры, тренинги), способствующую развитию умений продуктивного общения со сверстниками (на основе теории поэтапного формирования учебных действий, разработанной П.Я.
Гальпериным); в использовании общеучебных коммуникативных заданий в решении учебных задач; в вовлечение учащихся в рефлексивно-оценочную деятельность социально-коммуникативного опыта.
Эмпирическое исследование процесса развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности показало, что:
2. На этапе констатирующего эксперимента коммуникативные способности младших школьников сформированы недостаточно;
2. Диагностические результаты контрольного эксперимента показали, что у младших школьников контрольной и экспериментальной группы доминирует ситуационно-деловая форма общения со взрослым.
В экспериментальной группе после проведения нами формирующего эксперимента уровень сформированности когнитивного компонента повысился, а в контрольной существенных изменений не наблюдается.
После участия младших школьников в формирующем эксперименте уровень сформированности рефлексивно-оценочного компонента в структуре коммуникативных способностей младших школьников экспериментальной группы повысился, т.е. изменился в лучшую сторону, что позволит младшим школьникам экспериментальной группы строить межличностные коммуникации со взрослыми и сверстниками на новом, более высоком уровне.
В контрольной группе мы не выявили положительной динамики в уровне сформированности рефлексивно-оценочного компонента в структуре коммуникативных способностей младших школьников.
После участия младших школьников в формирующем эксперименте уровень сформированности деятельностного компонента в структуре коммуникативных способностей в экспериментальной группе существенно повысился.
В контрольной группе изменений в уровне сформированности деятельностного компонента в структуре коммуникативных способностей младших школьников положительных и отрицательных изменений нет.
Анализ достоверности эмпирических данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах на этапе контрольного эксперимента по параметрическому t-критерию Стьюдента показал, что данные изменения достоверны и значимы, т.е. сдвиг в сторону улучшения результатов в экспериментальной группе является следствием проведено нами развивающей работы по программе «Игромагия».
Гипотеза о том, что процесс развития коммуникативных способностей у младших школьников будет успешным и эффективным, если:
- раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «коммуникативные способности»;
- учитывать возрастные особенности развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста;
- в практике организации учебно-воспитательной деятельности младших школьников использовать специально-организованную игровую деятельность детей доказана.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы решались цели и задачи исследования. Целью данной работы было намерение теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста. Цель достигнута. Задачи решены.
Результаты данного исследования будут полезны при проведении дальнейшей работы в рамках возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и социологии.
Подобные работы
- Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного
возраста посредством театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Игровой тренинг в развитии межличностных отношений детей
младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Театрализация как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Оптимизация коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровых технологий
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Развитие скоростных качеств у обучающихся младших классов на уроках физической культуры (на примере школьников 1ых классов)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2024 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



