Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста

Работа №60928

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
680
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «коммуникативные способности» 9
1.2 Возрастные особенности развития коммуникативных способностей у
детей младшего школьного возраста 20
1.3 Специфика организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного
возраста 24
Выводы по I главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста
средствами игровой деятельности 38
2.1 Организация и методики исследования 38
2.2 Обсуждение результатов констатирующего эксперимента 46
2.3 Педагогическое обеспечение процесса развития коммуникативных
способностей у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности 62
2.4 Анализ и интерпретация данных, полученных на контрольном этапе
эксперимента 69
Выводы по II главе 85
Заключение 87
Список литературы

Актуальность исследования. В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативные навыки человека приобретает особую значимость.
Маленький ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.
Младший школьный возраст - один из наиболее описанных и «выстроенных» в детской психологии - является периодом решения учебных задач. Сама организация этого возрастного этапа позволяет рассматривать его как один из ключевых в формировании коммуникативных способностей, так как в процессе обучения в школе от ребёнка требуется постоянно решать сложные коммуникативные задачи, а именно: необходимо организовать деловое общение как со своими одноклассниками или вообще учеников друг с другом, так и с преподавателем по вопросам изучаемого материала.
Проблемам формирования коммуникативных способностей младших школьников посвящен ряд современных исследований, среди которых работы Н.В. Клюевой [34], Ю.В. Касаткиной [34], Р.В. Овчаровой [53], Н.В. Пилипко [58], А.И. Шемшуриной [81] и др.
Фундаментальные проблемы общения и влияния его на формирование личности исследуются в работах известных отечественных психологов и педагогов таких, как Г.М. Андреева [2], А.А. Бодалёв [10], Л.С. Выготский [15], А.Н. Леонтьев [41], Б.Ф. Ломов [44], С.Л.Рубинштейн [64] и др. Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Л.И. Божович [11], М.И. Лисиной [43], В.С. Мухиной [51] и др. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребёнка.
В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.
Анализ теории и практики формирования коммуникативных способностей младших школьников свидетельствует о ее существенных недостатках. Ученые не уделяют внимание рассмотрению структуры коммуникативных способностей младших школьников, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных способностей в игровой деятельности младшего школьника как в процессе учебной деятельности, так и во внеклассной работе.
Выявленные недостатки позволили нам сформулировать противоречие: между существующей потребностью в развитии у детей младшего школьного возраста коммуникативных способностей, позволяющих им успешно адаптироваться и социализироваться в процессе обучения в начальной школе и недостаточным, эпизодическим
формированием этих компонентов в практике учебно-воспитательного учреждения, а так же недостаточным применение игровой деятельности в организации учебно-воспитательного процесса младших школьников.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста?
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных
способностей младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативных
способностей у младших школьников будет успешным и эффективным, если:
- опираться на структурную характеристику коммуникативных способностей младших школьников;
- учитывать возрастные особенности развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста;
- в практике организации учебно-воспитательной деятельности младших школьников использовать специально-организованную игровую деятельность детей.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Выявить сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «коммуникативные способности».
2. Раскрыть возрастные особенности развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Изучить специфику организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
4. Осуществить опытно - экспериментальное исследование процесса развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности.
Методологической основой исследования явились положения философии о взаимосвязанном развитии личности и общества; о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности; идеи гуманизации образования; фундаментальные научные положения отечественной педагогики и психологии о личности как субъекте деятельности и отношений, ее развитии; методологические принципы личностно-деятельностного подхода.
Теоретической базой исследования являются: теория личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская [12], В.В. Сериков [66], И.С. Якиманская [89]), теория способностей (Б.М. Теплов [71], теория деятельности (А.Н. Леонтьев [42]), теория развития личности (Л.С. Выготский [16], Л.И. Божович [11,]), теория общения (М.И. Лисина [43]).
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент;
- методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Гимназия № 40» г. Казани. В исследовании приняли участие учащиеся 3Б и 3В классов: экспериментальная группа - 22 человека; контрольная группа - 22 человека. Общее количество испытуемых составило 44 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы организации игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них коммуникативных способностей.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «ИгроМагия».
Практическая значимость исследования определяется наличием предложенной комплексной программы, позволяющей развить коммуникативные способности младших школьников; разработанная программа может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждений воспитателями, психологами и социальными педагогами с целью развития коммуникативных способностей младших школьников; возможность использовать указанные мероприятия и практические результаты исследования в образовательных учреждениях, психологических и социально-педагогических центрах, системе дополнительного образования младших школьников. Психологи и педагоги могут использовать результаты исследования для разработки собственных индивидуальных приемов работы с младшими школьниками с целью развития коммуникативных способностей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленными нами задачами мы изучили работы психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Ж. Пиаже и д.р.
Проведенные нами исследования научной литературы показали, что в некоторых психолого-педагогических исследованиях понятия
«коммуникация» и «общение» рассматриваются как равнозначные.
Коммуникативные способности рассматриваются в науке как способность к общению и коммуникациям, в структуре которых принято выделять мотивационный, когнитивный, рефлексивно-оценочный,
коммуникативно-личностный и деятельностный компоненты.
Под коммуникативными способностями младших школьников в научных исследованиях понимают: комплекс индивидуально¬
психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность); уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Специфика организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста заключается: Во включение младших школьников в диалоговую систему обучения, направленную на формирование общеучебных коммуникативных знаний и умений. В поэтапном включение учащихся в коммуникативно¬игровую деятельность (коммуникативные игры, тренинги), способствующую развитию умений продуктивного общения со сверстниками (на основе теории поэтапного формирования учебных действий, разработанной П.Я.
Гальпериным); в использовании общеучебных коммуникативных заданий в решении учебных задач; в вовлечение учащихся в рефлексивно-оценочную деятельность социально-коммуникативного опыта.
Эмпирическое исследование процесса развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности показало, что:
2. На этапе констатирующего эксперимента коммуникативные способности младших школьников сформированы недостаточно;
2. Диагностические результаты контрольного эксперимента показали, что у младших школьников контрольной и экспериментальной группы доминирует ситуационно-деловая форма общения со взрослым.
В экспериментальной группе после проведения нами формирующего эксперимента уровень сформированности когнитивного компонента повысился, а в контрольной существенных изменений не наблюдается.
После участия младших школьников в формирующем эксперименте уровень сформированности рефлексивно-оценочного компонента в структуре коммуникативных способностей младших школьников экспериментальной группы повысился, т.е. изменился в лучшую сторону, что позволит младшим школьникам экспериментальной группы строить межличностные коммуникации со взрослыми и сверстниками на новом, более высоком уровне.
В контрольной группе мы не выявили положительной динамики в уровне сформированности рефлексивно-оценочного компонента в структуре коммуникативных способностей младших школьников.
После участия младших школьников в формирующем эксперименте уровень сформированности деятельностного компонента в структуре коммуникативных способностей в экспериментальной группе существенно повысился.
В контрольной группе изменений в уровне сформированности деятельностного компонента в структуре коммуникативных способностей младших школьников положительных и отрицательных изменений нет.
Анализ достоверности эмпирических данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах на этапе контрольного эксперимента по параметрическому t-критерию Стьюдента показал, что данные изменения достоверны и значимы, т.е. сдвиг в сторону улучшения результатов в экспериментальной группе является следствием проведено нами развивающей работы по программе «Игромагия».
Гипотеза о том, что процесс развития коммуникативных способностей у младших школьников будет успешным и эффективным, если:
- раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «коммуникативные способности»;
- учитывать возрастные особенности развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста;
- в практике организации учебно-воспитательной деятельности младших школьников использовать специально-организованную игровую деятельность детей доказана.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы решались цели и задачи исследования. Целью данной работы было намерение теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы организации игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста. Цель достигнута. Задачи решены.
Результаты данного исследования будут полезны при проведении дальнейшей работы в рамках возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и социологии.



1. Актуальные проблемы возрастной педагогической психологии / ред. Ф.И Иващенко, Я.Л. Коломенского. - Минск: Высшая школа, 2011. - 124 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 с.
3. Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации // Педагогика и психология игры: Межвуз. сб. науч. трудов. - Новосибирск, 2015. - 124 с.
4. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта / В.Ф. Анурин. - Н. Новгород: издательство Н-городского университета, 2007. - 165 с.
5. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Автореф. дис. док. пед. наук / Л.В. Байбородова. - Казань, 2014. - 34 с.
6. Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к «социальным» и «несоциальным» зрительным сигналам / Х.Т. Бедельбаева // Новые исследования в психологии. - М., 2009. - 154 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры; Психология человеческой судьбы / Э.Берн.- СПб: Университетская книга, 2008. - 368 с.
8. Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога. Курс лекций / М. Битянова. - Минск: Бестпринт, 2016 - 112 с.
9. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой. - Москва: ЧеРо, 2007. - 44 с.
10. Бодалев А.А. Психология межличностного познания / А.А. Бодалев. -
М.: Сфера, 2011. - 224 с.
11. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Аспект пресс, 2005. - 265 с.
12. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Под общ. ред. Е.В. Бондаревской. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. - 560 с.
13. Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта / Т.Бьюзен. - Минск: Попурри, 2004. - 208 с.
14. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Л.А. Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. - М.: Полет, 2008. - 127 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. -
СПб.: Союз, 2004. - 349 с.
16. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. - 145 с.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5. / Л.С. Выготский. - М.: Сфера, 2013. - 257 с.
18. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 134 с.
19. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Под ред A.M. Матюшкина. -
20. Джефф Хокинс, Сандра Блейксли Об интеллекте. On Intelligence / Дж.Хокинс, С. Блейксли. - М.: Вильямс, 2007. - 240 с.
21. Дружинин В.Н. Современный психологический словарь / В.Н. Дружинин. - М: Просвещение, 2008. - 312 с.
22. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Младший
школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для
учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова. - М.:
Просвещение, 2003. - 148 с.
23. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - СПб: Питер, 2015. - 166 с.
24. Ермолаева-Томилина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей / Л.Б. Ермолаева-Томилина // Вопросы психологии. - № 5. - 2015. - С. 55-56
25. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития / Д.Н. Завалишина. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 124 с.
26. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
27. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология / Под ред. М.Р. Гинзбурга - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. - 430 с.
28. Зотова О.И., Бобнева М.И. ЦО и механизмы социальной регуляции поведения / О.И. Зотова, М.И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. - № 4. - 2015. - С. 77- 91
29. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. - М.: Сфера, 2010. - 157 с.
30. Ильина М.Н Психологическая оценка интеллекта у детей / М.Н. Ильина. - СПб: Практическая психология, 2006. - 368 с.
31. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Аст-Пресс, 2008. - 319 с.
32. Каменская В.Г, Зверева С.В К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению / В.Г. Каменская, С.В. Зверева. - СПб.: Детство-пресс, 2004. - 120 с.
33. Клюева Н.В. Педагогическая психология. Учеб. для студ. высших учебных заведений / Н.В. Клюева. - М.: Владос-Пресс, 2013. - 209 с.
34. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 240 с.
35. Кудрявцева Н.А Единство интеллекта: Научный отчет / Н.А. Кудрявцева. - СПб: ПбГУ, 2005. - 134 с.
36. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / В.Н. Куницына //Теоретические и прикладные вопросы психологии. - Вып. 1. - ч.1. - 2005. - С. 48-61
37. Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии: Монография / Под ред. И.И. Фришман. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. - 120 с.
38. Курочкина И. Н. Деловая игра как форма организации воспитательно¬образовательного процесса / И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание. - № 7. - 2009. - С. 80-83
39. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В.А. Лабунская. - Ростов /Дону: Феникс, 2010. - 135 с.
40. Лаврентьева З.И. Ситуационно-ролевая игра как средство регуляции поведения старшеклассников / З.И. Лаврентьева. - Новосибирск: АПБ, 2012. - 180 с.
41. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. В 2-х т. - М.: Владос, 2013. - 330 с.
42. Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: Личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко // Вопросы психологии. -№ 2. - 1995. - С. 23-27
43. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
44. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии / под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Владос, 2001. - 124 с.
45. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков. - М.: Институт психологии РАН - 2014. - 175 с.
46. М.: Сфера, 2015. - С. 433-456
47. Маркова А.К., Лидерс Е.П., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А.К. Маркова, Е.П. Лидерс, Е.Л. Яковлева. - Петрозаводск: Меркурий М, 2012. - 248 с.
48. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей / Е.М. Мастюкова // Дефектология. - № 1. -2009. - С. 15-22
49. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2012. - 128 с.
50. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 320 с.
51. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2014. - 608 с.
52. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В
3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003. - Кн. 1: Общие основы
психологии. - 688 с.
53. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. - 319 с.
54. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Васильевская И.А. Словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Васильевская. - М.: Просвещение, 2013 - 208 с.
55. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, 2011. - 736 с.
56. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 270 с.
57. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: Сфера, 2006. - 412 с.
58. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения / Н.В. Пилипко. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 124 с.
59. Практический интеллект / Под общ. ред. Р. Стернберга. - СПб: Питер, 2012. - 235 с.
60. Прилюк Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме / Ю.Д. Прилюк. - Киев : Наук. думка, 1999. - 192 с.
61. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Просвещение, 2010. - 460 с.
62. Психология детства / Под ред. А.А. Реана - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2013. - 368 с.
63. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Сфера, 2012. - 126 с.
64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 712 с.
65. Сапогова Е.Е. Территория взрослости. Горизонты саморазвития во взрослом возрасте / Е.Е. Сапогова. - М.: Генезис, 2016. - 370 с.
66. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 2009. - 272 с.
67. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации / А.В. Соколова. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. , 2012. - 461 с.
68. Социальная психология личности / Под ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 2009. - 214 с.
69. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева. - М.: ПЕР СЭ, 2012. - 176 с.
70. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2014. -
160 с.
71. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. - 544 с.
72. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. - М.: Сфера, 2014. - С. 11-29
73. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д.И. Фельдщтейн // Вопросы психологии. - 2008. - № 1. - С. 3-19
74. Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в
онтогенезе / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Международная
педагогическая академия, 2014. - 266 с.
75. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Просвещение, 2014. - 124 с.
76. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Автореф. дис. док. пед. наук / И.И. Фришман. - Ярославль, 2011. - 24 с.
77. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2012. - 272 с.
78. Черри К. Человек и информация / К. Черри. - М.: Связь, 2012. - 368 с.
79. Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте / О.Б. Чеснокова. - М.: ИП РАН, 2006. - 98 с.
80. Шалаева Т.И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании. Методическое пособие / Т.И. Шалаева. - Саратов: ПМУЦ, 2012. - 39 с.
81. Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н., Савченко К.В., Шапошникова Т.Д. Основы светской этики / Под ред. Т.Д. Шапошниковой. - М.: Дрофа, 2012. - 174 с.
82. Шишова Е.О., Солобутина М.М. Психологическая характеристика личности в младшем школьном возрасте: Учебно-методическое пособие / Е.О. Шишова, М.М. Солобутина. - Казань: ТГГПУ, 2008. - 148 с.
83. Щиголева Н.В. Педагогическое руководство общением младших
школьников во внеурочной деятельности: Дис... канд. пед. наук: Специальность 13.00.01 - теория и история педагогики / Н. В.
Щиголева. - М.: б. и., 2012 . - 237 с.
84. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. - М.: Сфера, 2014. - 248 с.
85. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2011. - № 4. - С. 12-16
86. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Сфера, 2008. - 214 с.
87. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. В сб.: «Проблемы оценивания в психологии» / А.Л. Южанинова. - Саратов: издательство Саратовского университета, 2014.
- С. 89-93
88. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. - Мн.: Современное Слово, 2008.
- 768 с.
89. Якиманская И.С. Лидерство в кросскультурных и гендерных
исследованиях: монография / И.С. Якиманская, Т.В. Бендас. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - 294 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ