Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровых технологий

Работа №97900

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Особенности социальной сферы у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 7
1.2. Проблема формирования коммуникативных навыков у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 13
1.3. Игровые технологии в специальной психологии 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Планирование экспериментальной работы и подбор
диагностических методик 29
2.2. Характеристика базы исследования 31
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения
коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 37
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 49
3.1. Коррекционно-развивающая программа оптимизации
коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 49
3.2. Проведение формирующего эксперимента 64
3.3. Анализ эффективности проведенной коррекции по оптимизации
коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ


В данный момент из-за изменений в разных сферах жизни стали острой проблемой вопросы, связанные с подготовкой растущего поколения к независимой жизни. В центре внимания этого вопроса находятся дети, имеющие проблемы в психофизическом развитии. Исследования отмечают, что сейчас происходит в значительной степени рост числа детей этой категории. Количество обучающихся, которые не справляются с учебной программой составляет 50% от общей суммы детей с задержкой психического развития (ЗПР). Эти дети испытывают затруднения при формировании учебной и игровой деятельности, двигательных функций, речи и общения. Сложность оптимизации и повышения эффективности обучения этой группы детей, овладение ими коммуникативными навыками - на сегодняшний день одна из важных в теории и практике педагогики и психологии. Коммуникация - это часть общения, появление и развитие которой происходит во время процесса общения [11].
Общение в жизни человека возникает раньше других процессов и существует во всех видах деятельности. Также оно является одним из основополагающих видов деятельности людей. Общение всегда показывает значительные личностные характеристики объекта и субъекта общения и оказывает влияние на дальнейшее формирование деятельности [9].
При помощи широких возможностей к обучению, человек развивает все свои способности высшей познавательной деятельности и коммуникативный опыт через социализацию с окружающим его обществом [3].
А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская считают, что коммуникативные умения благоприятствуют развитию психики ребенка, в целом формируют личность. А З. М. Богуславская и Д. Б. Эльконин говорят о влиянии коммуникативных умений на общий уровень деятельности [19, 20, 21].
По мнению Г. Г. Кравцова, М. И. Лисиной, В. А. Петровского, А. Г. Рузской, Е. Е. Шульшенко, потребность в сформированности коммуникативных умений доходит до максимального значения к началу обучения в школе, т. е. в младшем школьном возрасте. Если элементарные коммуникативные умения отсутствуют, то это затрудняет процесс общения между ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, это ведет к возрастанию тревожности, нарушению процесса в целом [14, 20, 50].
В связи с этим является актуальным анализ особенностей формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, поиск коррекционных методик, направленных на создание у ребенка системы психологических установок для решения проблем, возникающих в процессе его общения с окружающим миром.
Невзирая на важность исследуемой проблемы, имеется противоречие между коррекционными возможностями игровых технологий и недостаточным использованием их в работе по оптимизации коммуникативных навыков у детей с ЗПР.
Объект исследования - коммуникативные навыки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - игровые технологии как средство оптимизации коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - исследование коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровых технологий.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования. 
1. Проанализировать психолого-педагогическую проблеме исследования, изучить степень теоретической разработанности проблемы в психологии.
2. Изучить и проанализировать литературу по проблеме использования игровых технологий как средства оптимизации коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Теоретическое и экспериментальное изучение актуального уровня сформированности коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, исследование особенности развития их коммуникативных навыков.
4. Составить коррекционно-развивающую программу,
направленную на оптимизацию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Определить эффективность коррекционно-развивающей
программы по оптимизации коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Методы исследования.
1. Теоретические: анализ теоретических источников, обобщение теоретических и экспериментальных данных.
2. Эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, формирующий эксперимент.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы и 4 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста с ЗПР - важное условие их успешной социализации. Однако формирование их проходит под влиянием дизонтогенеза. В результате можно наблюдать как недоразвитие коммуникативной компетенции, так и нарушение социальной сферы, которое может проявляться в агрессивности, неуверенности, поведенческих девиациях. Поэтому изучение коммуникативной сферы указанной категории детей является важнейшей задачей специальной психологии.
На основании выше сказанного была сформулирована цель: исследование коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровых технологий.
В ходе достижения цели были решены конкретные теоретические и практико-ориентированные задачи.
Проведен теоретический анализ, который показал, что:
• в силу особенностей психического развития, развития социальной сферы в общении у детей младшего школьного возраста с ЗПР можно наблюдать сниженную потребность в общении, что проявляется в его избегании, конфликте, эмоциональную поверхность контактов, низкий уровень эмпатии, сопереживания, а также повышенную возбудимость, ведущую к аффективным реакциям, неадекватным способам выхода из конфликта;
• коммуникативные навыки рассматриваются как персональные психологические особенности отдельной личности, которые обеспечивают совместимость и результативность общения с другими людьми. По мнению многих авторов, у детей младшего школьного возраста с ЗПР наблюдается некоторое отставание в формировании коммуникативных навыков, т.е. у большей части исследуемых детей с ЗПР выявлен средний и низкий уровень сформированности коммуникативных навыков.
Для диагностики уровня диагностики уровня коммуникативных навыков была подобрана батарея диагностик.
1. Карта наблюдения «Оценка сформированности
коммуникативных навыков» (адаптация методики О. С. Степиной);
2. Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю. З. Гильбуха);
3. «Два домика» - вариант методики, предложенный Я. Л. Коломинским, «выбор в действии».
Таким образом, коррекционная работа имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с ЗПР.
Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь, как педагогов, так и близких, их любовь, терпение и выдержка.
По результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что обучающиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития:
• без помощи не могут устойчиво осуществлять приём и передачу информации собеседнику, то есть испытывают затруднения при удержании внимания в процессе принятия информации, не могут адекватно планировать предстоящее сообщение и воплощать его в устно-речевом плане;
• редко вступают в сотрудничество в соответствии с совместным планированием и ориентацией на партнера, испытывают трудности при самостоятельном решении конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия;
• отмечаются трудности в процессе включения в систему взаимоотношений в классе и недостаточная удовлетворенность общением;
• происходит искаженная интерпретация отношения со стороны другого, не у всех есть способность понимать эмоциональное состояние другого человека, как следствие, низкий уровень эмпатии;
• в процессе общения испытывают затруднения в выделении личностных характеристик партнера, имеют смутное представление о сущности межличностного общения и личной значимости данных отношений.
Разработанная коррекционно-развивающая программа была проведена с экспериментальной группой в течение семи недель.
Полученные после проведения формирующего эксперимента данные наглядно доказали эффективность программы, так как в экспериментальной группе появились дети, имеющие высокий уровень развитию коммуникативных навыков. Результативность применения была подтверждена диагностикой «Карта наблюдения «Оценка сформированности коммуникативных навыков» (адаптация методики О. С. Степиной)».
Подводя итоги данного исследования, отметим, что в связи с задачами совершенствования коррекционно-развивающих программ для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития приоритетной задачей педагогики и психологии остается исследование особенностей коммуникативной деятельности детей данной категории.
Резюмируя выше сказанное, можно подвести итог о том, что задачи исследования выполнены, цель достигнута.



1. Абрамян, Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания [Текст] / Л. А. Абрамян. - Таллин, 1984. - 80 с.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст] : кн. для учителя / Н. П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1987. - 144 с.
3. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. — Ярославль, 1998. — 193 с.
4. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
6. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей [Текст] / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.
7. Былино, М. В. Познаем мир в играх, звуках и красках [Текст] : пособие для работы с детьми с особенностями психофизического развития дошкольного и младшего школьного возраста / М. В. Былино, Ю. В. Захарова, О. В. Клезович. — Минск : Харвест, 2006. — 94 с.
8. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский; - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
9. Газман, О. С. В школу - с игрой [Текст] / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
10. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - М. : Инфа, 2001. - 272 с.
11. Двуреченская, О. Н. Особенности коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О. Н. Двуреченская, Е. Е. Дмитриева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 65-70.
12. Дмитриева, Е. Е. Особенности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Е. Дмитриева, Я. И. Ветрова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. - С. 154-158.
13. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба [Текст] : вопросы теории и практики / И. В. Дубровина. - М., 1991. - 232 с.
14. Запорожец, А. В. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин; под. ред.
А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1965. - 295 с.
15. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка [Текст] : учебное пособие / О. А. Карабанова. - М. : Российское педагогическое агенство, 1997. - 191 с.
16. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие ребенка [Текст] / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. - М., 1986. - 144 с.
17. Киселева, В. А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? [Текст] / В. А. Киселева // Дефектология. - 2007. - № 3. - С. 3-13.
18. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К. С. Лебединская // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2004. - С. 63-83.
19. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. М. : Просвещение, 2005. - 214 с.
20. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. М. : Смысл, 1997. - 365 с.
21. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 384 с.
22. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. — М. : Педагогика, 1986. — 144 с.
23. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.
24. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Лубовский, Л. И. Переслени. - М. : Просвещение, 2003. - 164 с.
25. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст] /
В. И. Лубовский. - М. : Знание, 2003. - 356 с.
26. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст] / Г. Л. Лэндрет. - М., 1994. - 230 с.
27. Мазепина, Т. Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах [Текст] / Т.Б. Мазепина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 32 с.
28. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. — СПб. : Речь, 2003. — 400 с.
29. Минскин, Е. М. От игры к знаниям [Текст] : пособие для учителя / Е. М. Минскин. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1987 - 145 с.
30. Немов, Р. С. Психология [Текст]: в 3 кн. / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2003-2004
Кн. 3 : Психодиагностика. - 2004. - 640 с.
31. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] : пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - М. : Владос, 2003. - 128 с.
32. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст] : практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000. — 160 с.
33. Переслени, Л. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики [Текст] / Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова
// Вопросы психологии - 1989. - №1. - С. 55-62.
34. Петрусинский, В. В. Игры - обучение, тренинг, досуг [Текст] : в 4 кн. / под ред. В. В. Петрусинского. — М. : Новая школа, 1994.
Кн. 3 : Коммуникативно-Лингвистические игры. - 1994. - 63 с.
35. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] : учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - М. : РПА, 1996. - 269 с.
36. Романюта, В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться [Текст] : метод. пособие для учит. нач. школы, психологов, воспитателей и родителей / В. Н. Романюта. - 2-е изд.,испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 64 с.
37. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
38. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
39. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Смирнова Е. О. - М. : Владос, 2003. - 367 с.
40. Степина, О. С. Диагностика и коррекция коммуникативной компетентности у младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия [Текст] / О. С. Степина // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - Екатеринбург, 2009. - № 4 (61). - С. 129-138.
41. Степина О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР [Текст] / О. С. Степина // Специальное образование: Научно¬методический журнал / УрГПУ; Ин-т спец. образования. - Екатеринбург,2007.- № 8. - С. 52-59.
42. Степина, О. С. Сравнительная характеристика сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся школьников [Текст] / О. С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2007. - № 8. - С. 52-59.
43. Степина, О. С. Технология формирования коммуникативных умений младших школьников с ЗПР [Текст] : метод. рекомендации. - Екатеринбург : УрГПУ, 2009. - 58 с.
44. Триггер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р. Д. Тригер. - СПб. : Питер,2008.- 192 с.
45. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - М. : Просвещение, 2000. - 294 с.
46. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] : пособие для студ. пед. институтов, уч-ся пед. училищ и колледжей, воспитат. детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М. : Просвещение, Владос, 1995. - 291 с.
47. Чаплинская, С. И. Речевая деятельность как средство коррекции коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] : дис. канд. пед. наук / С. И. Чаплинская. - СПб, 2002. - 38 с.
48. Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа [Текст] : Пер. с англ. и нем. / А. Фрейд. - М. : 000 Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс, 1999. — 384 с.
49. Чернышева, Е. А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : дис. канд. пед. наук: / Е. А. Чернышева. - М, 2001. - 199 с.
50. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : пособ. для учит. и спец. кор.-разв. обуч. / под ред. С. Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2001. - 224 с.
51. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. М. : Академия, 2006. - 384 с.
52. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности [Текст] / Я. Яноушек // Вопросы психологии. - 1982. - № 6. - с. 57-65.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ