Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Документально кино, как форма журналистского расследования

Работа №60906

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
404
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Журналистское расследование: история, проблемы и перспективы 7
1.1 Значение расследований для современной журналистики 7
1.2 Основные методы и приемы работы журналиста при проведении
журналистского расследования 16
1.3 Описание технологии проведения журналистского расследования 20
1.4 Особенности освещения журналистских расследований на ТВ 25
Выводы 30
Глава II. Жанр журналистского расследования на примере документальных фильмов Майкла
Мура 32
1. Биография Майкла Мура 32
2. Документальный фильм «Фаренгейт 9/11» 39
3. Документальный фильм «Боулинг для Колумбины» 44
Выводы 49
Заключение 52
Список литературы 56

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют

В современном мире журналистское расследование является популярным явлением и вызывает большой интерес у аудитории, так как в эпоху свободы слова многие хотят принимать участие в общественной и политической жизни как в нашей стране, так и во всем мире. Журналистское расследование является методом и процессом исследования какой-либо проблемы: уголовные или политические преступления, финансовые махинации, факты коррупции и многое другое с целью последующей публикации в СМИ.
Традиции расследовательской журналистики начали свое развитие в период середины XIX-начала XX вв. Цель журналистского расследования - донести до читателя правду. Движущая сила расследовательской журналистики - это правда и справедливость, высокая человеческая мораль и непредвзятое отношение к фактам.
Во время расследования журналист занимается тем, что делают правоохранительные органы для раскрытия дела, и это дает повод сравнивать работу журналиста с их работой. Задачей журналиста является: обозначить проблему, предать гласности скрытой проблеме, которую заинтересованные лица желают утаить. Расследователь должен быть смелым и готов к трудностям, ведь каждое журналистское расследование уникально по своей сути. Кроме того, на пути к истине его может ждать множество испытаний и препятствий, противников и недоброжелателей. По причине особой специфики расследование в СМИ считается хорошей ступенью, и эта работа дается далеко не каждому журналисту. В процессе работы расследователь сталкивается с необходимостью проверять множество версий, добывать информацию, заострять свое внимание на каждую деталь. Для большинства это является тяжелым трудом.
На сегодняшний день ситуация безопасности работников СМИ далеко не идеальна, особенно в нашей стране, где вопрос свободы слова стоит особенно остро. Журналисты расследователи часто подвергаются опасности, находя интересные факты, способные снизить репутацию, а также поставить под урон свободу лиц, в отношении которых ведется расследование. Доказательствами тому являются большое количество смертей журналистов вследствие заказных убийств, терактов, нападений. Например, в период с 1993 по 2009 гг. их было совершенно около двухсот. Можно только догадываться, на скольких было оказано давление со стороны власти или же других заинтересованных лиц.
Когда рассуждают о журналистском расследовании, в большинстве случаев имеют в виду обширно е рассмотрение социально значимой проблемы, изучение вопроса или события. Обязательными требованиями для поиска информации являются соблюдение законности, этических норм. Журналист, который в процессе расследования доходит до собирания сплетен, а также предоставления ложных фактов, считается непрофессионалом и заслуживает порицания. Публикация, которая основывается на качественном материале, раскрывающая процесс возникновения проблем и пути их решения, будет обладать высокой новостной ценностью и большой общественной значимостью.
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью журналистского расследования в современной журналистике и кинодокументалистике. Предметом журналистского расследования в настоящее время все чаще становятся разного рода острые темы, которые вызывают интерес у массовой аудитории и посвящены, как правило, проблемам коррупции, политическим, финансовым и экономическим вопросам. Все эти темы требуют от журналиста-расследователя, с одной стороны, кропотливого и взвешенного анализа, поиска и предъявления объективных аргументов, доказательств, фактов, которые власть или иные заинтересованные структуры пытаются скрыть от внимания общественности, с другой - каждый автор, проводя расследование, стремится найти оригинальный творческий способ, метод, подход, прием оформления собственного расследования в виде законченного произведения. Наиболее сложно, на наш, взгляд, решать эту творческую проблему приходится телевизионным и кинодокументалистам, т.к. при создании аудиовизуального контента наиболее важное значение приобретает именно видеоряд, невербальная сторона произведения. Кроме того, обращает на себя внимание авторское отношение. При необходимости соблюдения объективности проведения расследования документалист-расследователь скрыто или явно выражает свою позицию, используя для этого большой арсенал художественных средств.
Цель работы - определить и исследовать все значимые аспекты журналистского расследования.
Задачи исследования:
1. Обобщить теоретические основы проведения журналистского расследования;
2. Охарактеризовать журналистское расследование;
3. Описать приемы проведения журналистского расследования;
4. Проанализировать примеры журналистских расследований.
Объект исследования: являются документальные фильмы «Фаренгейт 9/11» и «Боулинг для Колумбины».
Предмет исследования стали журналистские приемы, способы и методы, которые использует автор указанных документальных фильмов Майкл Мур при проведении собственного расследований.
Методы исследования определялись целью работы, решением теоретических и практических задач. Были использованы методы теоретического уровня: теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения политологической, экономической, социологической и методической литературы. В комплекс эмпирических методов вошли: обсервационные (прямое включенное наблюдение, метод оценивания как модификация косвенного наблюдения, метод самооценки и самоописания), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты), диагностические: праксиметрический (анализ продуктов деятельности журналистов), моделирование процесса проведения журналистского расследования.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории журналистики политологии, социологии, и в том числе Корконосенко С.Г., Сидоров В.А., Тертычный А.А., Муратов С.А., Кузнецов Г.В., Познин В.Ф. Станько А. И., Нернец Д. В., Бергер Н.В., Абонина Н.К., Уллмен Дж..
Эмпирическую базу исследования составляют документальные фильмы: «Фаренгейт 9/11» и «Боулинг для Колумбины».
Новизна исследования работы в том, что мы анализируем документальные фильмы, где автор в ироничной форме раскрывает главную идею своей работе.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, двух выводов, заключения, списка используемой литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты, цели, задачи, средства, предмет и методы расследования.
Вторая глава посвящена анализу эмпирического материала исследования, документальных фильмов Майкла Мура: «Фаренгейт 9/11» и «Боулинг для Колумбины».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью работы было - определить и исследовать все значимые аспекты журналистского расследования.
В ходе выполнения дипломной работы:
В первой главе мы рассмотрели историю и теорию появления и становления журналистских расследований. Описали важные события, факты, выдающихся журналистов - расследователей, крупные издания, а также проанализировали современное состояние расследовательской журналистики. Особое внимание уделили анализу специфики творческого подхода к созданию телевизионных расследовательских материалов. На наш взгляд, современной телевизионной расследовательской журналистике свойственно стремление к повышенному эмоциональному воздействию на массовую аудиторию с целью привлечь внимание к острой социально значимой проблеме. Для решения этих задач авторы используют весь имеющийся арсенал: от реальных съемок на мобильные устройства до художественной постановки и реконструкции события с использованием актеров и массовки. Огромное значение на восприятие оказывает особенности монтажа фильма. Клиповый монтаж, атракционная форма подачи журналистского материала, использование крупных планов, особое музыкальное оформление - это только часть указанного выше арсенала приемов, которые позволяют автору воздействовать на аудиторию, чтобы убедить в авторской правоте.
В ходе работы мы утвердились в выводе, что журналистское расследование - это метод журналистики, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета дальнейшей публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам, фактам коррупции, подкупа и т. п.). Работа журналиста при этом сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте лежит поиск фактуры, которую заинтересованные лица или организации стараются скрыть от общества. Журналист - расследователь в такой ситуации неочевидности должен особенно внимательно относится к установлению причинно-следственной связи, поиску и предъявлению доказательств, которые опираются на проверенные факты, документы и свидетельства. В противном случае теряется суть самого расследования и журналистский материал из разряда аналитического переходит в разряд развлекательного и не выполняет поставленных задач. К сожалению, подобное мы наблюдаем на современном телевидении, когда за расследование выдаются разного рода версии, домыслы или попросту ангажированные материалы, выполненные по законом экранной драматургии.
В нашей работе мы описали этапы и методику проведения журналистского расследования, сбор первичной информации, задачи, цели и т.д., поскольку, на наш взгляд, нарушение этого алгоритма приводит к вышеобозначенному эффекту. Вот краткий перечень требований. Журналист, желающий организовать процесс расследования по всем правилам, должен очень тщательно подходить к выбору объекта исследования, методам его проведения, к источникам информации. Материал должен быть подан объективно и всесторонне освящен, данные, собранные в результате расследования, нуждаются в тщательной проверке, и, конечно, журналист всегда обязан оставаться в рамках законности и журналистской этики.
Во второй главе мы рассмотрели два фильма «Фаренгейт 9/11» и «Боулинг для Колумбины» - это два современных документальных фильма. В этих фильмах поднимаются важные темы, значимые для общества. Автор ставит перед собой задачу - привлечь внимание аудитории к серьезным проблемам их страны, убедить в том, что эти проблемы оказывают влияние на жизнь простых американцев и требуют политического решения на государственном уровне. Эту задачу он успешно решает за счет разного рода художественных приемов, но в первую очередь, на наш взгляд, за счет использования методов журналистского расследования.
В ходе исследования мы обратили внимание на то, что, несмотря на приоритет зрелищности, документальное кино - это не художественное кино где в центре внимания оказывается вымышленный герой - это кино с реальными историями, которые опираются на факты, и с реальными людьми, которые живут здесь и сейчас.
В фильме Фаренгейт 9/11 Майкл Мур приводит рациональные доводы, используя видео из архивов, отбирая необходимые фрагменты - использует чисто журналистские приёмы. Документалист на протяжении всего фильма не появляется в кадре, звучит только его закадровая речь, а в качестве визуального ряда используется документальная хроника из новостей, выступления, архивные съемки президента Буша и т.д. Автор использует в качестве художественного приема - иронию. При каждом своем доводе, аргументируя причинно - следственную связь, он опирается на факты, опять же используя видео из архивов. Использование архивного видео в данном случае позволяет автору добиваться эффекта достоверности всего материала за счет погружения зрителя в ситуацию, которая до этого момента была скрыта от всеобщего внимания, происходит десакрализация героя.
В фильме «Боулинг для Колумбины» Майкал Мур расследует причину страшной трагедии в школе «Калумбианы», почему так легко купить оружие в Америке и что толкает людей на такую жестокость. Документалист постоянно работает в кадре, он встречается с десятками людей - родителями погибших ребят, активистами Национальной Стрелковой Ассоциации (убеждёнными сторонниками огнестрельного оружия, необходимого, по их словам, каждому американцу), музыкантом Мэрилин Мэнсоном, школьными учителями, руководством фирмы Локхид (крупнейшим в США производителем оружия массового уничтожения), прокурорами, социологами, создателем мультфильма South Park Мэттом Стоуном, полицейскими и многими другими. В перерывах между интервью, вставлены фрагменты из старых фильмов и мультфильмов. Свои доказательства и причинно - следственную связь Мур аргументирует исходя из интервью со специалистами, школьниками и т.д. Режиссер не делает никаких выводов, не навязывает зрителю свое видение проблемы. Он лишь грамотно задает вопросы. Из ответов собеседников складывается общее представление о проблеме, поднимаемой в фильме. Также документалист в качестве художественного приема использует - иронию. К примеру, кадр из фильма, когда Мур пришел в банк, открыть счет, ему в честь этого подарили ружье, на что он сказал: «Не кажется ли вам немного опасным раздавать оружие?» Этот риторический вопрос заставляет аудиторию задуматься над причинами происходящего в социуме и указывает направление решения проблемы, а также имплицитно готовит ответ на вопрос: кто виноват?
Таким образом, документальное кино - это и есть журналистика, поскольку сюжет строится на основе группы фактов и отсутствует художественный вымысел, и как максимум, в документальном кино присутствие художественного - это авторский взгляд, музыкальное оформление и другое. В настоящее время сложно говорить о том, что расследование, как продукт теледокументалистики в основе своей опирается на объективность и беспристрастность, как это было свойственно зачинателям-инвестигейторам. Теледокументалист вынужден опираться на запрос аудитории как по форме создания произведения, так и по его содержанию.
В результате нашей работы мы достигли поставленных целей и выполнили заявленные задачи.



1. Абожина Н. К., Вестник Санкт - Петербургского университета, 2007 г.
2. Авраамов Д. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.
3. Авраамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста: парадоксы развития, поиски, перспективы: Д.С. Авраамов. - М: Мысль, 2006.
4. Берлин М. Краткое руководство по проведению журналистского расследования/Пер. с англ. М., 1989.
5. Богданов В. Это горькое слово «свобода» // Журналист. 2001.№ 5
6. Багдикян, Б. Монополия средств информации: Б. Багдикян. - М., 1985.
7. Ваксберг А. Нераскрытые тайны. М., 1993.
8. Вальраф Г. Нежелательные репортажи. М., 1982.
9. Волек, Т. Журналистская этика: Т. Волек. - СПб: Ин-т развития прессы,2002.
10. Ворошилов, В.В. Журналистика: учебник: В. В. Ворошилов. - 3-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.
11. Ворошилов, В. В. Правовые и этические нормы журналистики: В. В. Ворошилов. - СПб: СПбТУ, 1999.
12. Выборы и журналистское расследование: Ин-т развития избират. права.
- М.: Изд-во «Права человека», 2001.
13. Глисков А.А. Тайна частной жизни и общественный интерес//ЗиП.1998. № 7 - 8.
14. Данилов А.П., Эшкерат А.М. «История журналистских расследований от Джекоба Рииса до Чарльза Льюиса»
15. Журналистское расследование: история метода и современная практика: под ред. А.Д. Константинова. - СПб.: Издат. дом «Нева»; М.: Изд - во «Олма - Пресс», 2006.
16. Журналистское расследование: от замысла до воплощения: учеб. - метод. пособие / под общ. ред. М.Н. Сивашевой
17. Журналист в поисках информации: отв. ред. А. Симонов. - М.: Галерия, 2005. - 112 с.
18. Журналистское расследование/Под общ. ред. А.Д. Констатинова. СПб, 2001.
19. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения: М. Н. Ким. - СПб, 2001.
20. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2004.
21. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999
22. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие: - М.: Аспект Пресс, 2000.
23. Любопытно, что Е. Наздратенко подал в суд на А. Караулова именно в связи с этой передачи. Его иск к телеведущему был удовлетворен. В возмещение морального ущерба автор «Моменты истины» должен был выплатить Е. Наздратенко десять тысяч долларов США.
24. Мельник, Г. С. Основы творческой деятельности журналиста: Мельник Г.С., Тепляшина. - СПб.: Питер, 2006.
25. Моду А. Международное гуманитарное право и деятельность журналистов. М., 1994.
26. Соловьев А.Б. Как организовать расследование. М., 2000.
27. Теленовости: секреты журналистского мастерства (реферат книги И.
Фэнга «Теленовости, радионовости»). М., 1997
28. Тертычный А. А. Журналистское расследование//Аналитическая журналистика. М., 1998.
29. Тертычный, Ю.А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов: Ю.А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2006.
19. Тертычный, А.А. Расследовательская журналистика: учеб. пособие
30. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Е.П. Прохоров. - М.: Аспект - Пресс, 2007.
31. Шум Ю. Журналистское расследование: методические рекомендации. М., 2000.
32. Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. М., 1998.
Интернет источники
33. http://www.scienceforum.ru/2013/122/2539
34. http://www.insiderrevelations.ru/forum/forum 17/topic 1566/
35. http://www.kinofilm s.ua/ star/45 Michael Moore/biography/
36. http://www.kino-teatr.ru/kino/producer/hollywood/49918/bio/
37. https://tvkinoradio.ru/article/article9026-12-sovetov-po-sozdaniyu-dokumentalnogo-kino-ot-majkla-mura
38. http://www.cultin.ru/films-farengejjt-9-11
39. http://fb.ru/article/220609/massovoe-ubiystvo-v-shkole-kolumbayn-aprelya-goda—erik-harris-dilan-klibold-spisok-pogibshih-i-ranenyih
40. http://bobfilm.club/documental/3102-farengeyt-911-2004.html
41. http://www.proza.ru/2006/06/29-251
42. http://pikabu.ru/story/iz dokfilma bouling dlya kolumbinyi 4268312


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ