Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ- ПЕДАГОГОВ

Работа №60826

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития креативности у студентов-педагогов 8
1.1. Теоретический анализ подходов к определению понятия
«креативность», основные виды и типология
креативности 8
1.2. Возрастные особенности развития креативности у студентов-
педагогов 19
1.3. Формы и методы развития креативности у студентов-
педагогов 24
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности у студентов-педагогов 32
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию
креативности у студентов-педагогов 32
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по изучению
креативности у студентов-педагогов 33
2.3. Разработка и реализация программы развития креативности у
студентов-педагогов 35
2.4. Анализ результатов развития креативности у студентов-
педагогов 42
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение


Актуальность проблемы исследования. В настоящее время одним из основных направлений развития личности студентов-педагогов является развитие креативности как одной из базовых характеристик личности. Формирование креативных способностей, отражающих мышление студента -
это не маловажный фактор развития образования и становления будущего педагога. Студенты, которые более развиты креативно, более конкурентоспособны и подходят индивидуально, более точно к решению профессиональных задач.
Развитие креативности у студентов необходимо продумывать с точки зрения их профессиональной направленности. Креативность должна быть рассмотрена в трех аспектах:
1) познавательном (приобщение к знаниям, необходимым для будущей профессии);
2) нравственно-этическом (приобщение к нормам поведения, характерным для лучших педагогов России);
3) мировоззренческом (приобщение студентов к гуманистическим педагогическим ценностям, патриотизму, педагогической чести, достоинства) [10].
В связи с тем, что в науке нет общепринятого определения креативности, исследование данной способности затруднено. Исследование формирования креативности и ее специфики у студентов гуманитарного профиля необходимо начинать с определения понятия «креативность» в науке. Введение в образовательный процесс занятий, которые позволяют развивать креативность, способствуют дальнейшей реализации творческих способностей. Формирование творческой личности педагога, психолога позволяет эффективно адаптироваться к меняющейся
жизни, эффективной творческой самореализации личности в профессиональной сфере.
Много ума, таланта и энергии вложили в изучение креативности такие выдающиеся исследователи как Б. Злотин, А. Зусман [44], Е.П. Ильин [14], Р. Стенберг [40], А.В. Морозов [21; 22; 23; 24], П.И. Пидкасистый [27], 43; 44].
Такие исследователи как Дж. Гилфорд [37; 38], Э.Торренс[41; 42; 43; 44] популяризировали тему креативности; изучением творческих способностей как к способу выхода из проблемных ситуаций занималась - Д.Б. Богоявленская [5]. Е.П. Ильин [14] - занимался проработкой темы, сбором методик и способов увеличения уровня креативности, способов правления творческим процессом. Были исследователи, которые отождествляли креативность и умственные способоности, говоря о их пропорцинальной зависимости друг от друга, той же точки зрения придерживались Р.Стенберг [40], Морозов А. В [21; 22; 23; 24] . Я.А.
Пономарев [28] - напротив , занимался опровержением данной концепции и относился к тем, кто считает не достоверной взаимосвять креативности и интеллекта.
На данный момент исследованием проблем креативности занимаются А.М. Калимуллин [10], М.М. Кашапов [16], В.Ф. Габдулхаков[10] и др.
В следствии проведённого анализа литературы выявлено следующее противоречие между потребностью общества в творческой, креативной личности и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов развития креативности у студентов-педагогов в учебно-воспитательном пространстве вуза.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каково содержание, формы и методы развития креативности у студентов- педагогов.
Таким образом, тема исследования «Развитие креативности у студентов-педагогов» является актуальной и значимой.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы, обеспечивающие развитие креативности у студентов-педагогов.
Объект исследования: процесс развития креативности у студентов- педагогов.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития креативности у студентов-педагогов.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие креативности у студентов-педагогов будет эффективно, если:
- опирается на сущностную характеристику понятия «креативность»;
- учитывать возрастные особенности развития креативности у студентов;
- разработать и реализовать специальную программу развития креативности студентов-педагогов.
В соответствии с поставленной гипотезой, исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, раскрыть сущность понятия «креативность».
2. Изучить возрастные особенности развития креативности у студентов-педагогов
3. Раскрыть формы и методы развития креативности у студентов- педагогов
4. В опытно-экспериментальной работе проверить успешность разработанной программы развития креативности у студентов-педагогов.
Методологическую основу данного исследования составили: Теоретические подходы к изучению креативности зарубежных исследователей и отечественных ученых (А.М. Калимуллин [10], М.М. Кашапов [16], Т.А. Барышева [3], Д.Б. Богоявленская [5], Дж. Гилфорд [37; 38], Э. Бос [8], В.Ф. Габдулхаков [10], , Ю.А. Жигалов [3], Б. Злотин, А. Зусман [44], Е.П. Ильин [14], Р. Стенберг [40], А.В. Морозов [21;22; 23; 24], П.И. Пидкасистый [27], Э. Торренс [41; 42; 43; 44] и др.
Для достижения цели и решения поставленных задач в данной работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические - общетеоретический анализ научной психологической, педагогической литературы согласно проблеме исследования; обобщение и синтез психолого-педагогического опыта;
- эмпирические - тестирование, формирующий эксперимент;
- методы математической обработки данных.
В качестве методик изучения были использованы: методика
диагностики личностной креативности Торренса, тест креативности Гиллфорда.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе института психологии и образования КФУ, в исследовании приняли участие 20 человек (студенты 1 курса специальности «Лечебная педагогика и психоконсультирование»).
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического воздействия с целью развития креативности у студентов- педагогов.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы педагогического воздействия с целью развития креативности у студентов- педагогов, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Свежий взгляд».
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и реализованная программа развития креативности у студентов-педагогов. может быть использована в работе педагогов, психологов, зам. директоров по воспитательной работе для совершенствования подготовки будущих профессионалов в психолого-педагогической сфере.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы были реализованы следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы была раскрыта сущность понятия «креативность», в значение которой входит системная, многомерная характеристика и способность личности, проявляющаяся в предрасположенности к творчеству, умении порождать оригинальные идеи, находить новые решения возникающих проблем и приобретать ценные результаты, нетрадиционным способом, отклоняясь от стандартных схем. Развитая креативность представляет собой внутренний ресурс, готовность к изменениям, умение находится вне стереотипов, умение оригинально и нестандартно решать сложные проблемы, успешность самоопределения в обществе. Ее основными свойствами являются беглость, гибкость, оригинальность, сложность мышления, развитое воображение.
2. Были определены возрастные особенности развития креативности у студентов гуманитарного профиля, подразумевающие множество способностей, профессиональных навыков, среди которых особое место занимает креативность как необходимое качество, позволяющее приобретать и преобразовывать профессиональные знания, умения и навыки. Юношеский возраст является сензитивным периодом развития креативности, особенно для ее становления в профессиональной сфере.
3. На теоретической и практической основе психологопедагогических исследований были раскрыты и определены формы и методы развития креативности у студентов-педагогов. Наиболее эффективными формами для развития креативности являются групповая и коллективная работа, наиболее эффективными методами определены - деловые игры, тренинги, проектирование, метод кейсов.
4. В опытно-экспериментальной работе была осуществлена проверка эффективности разработанной программы развития креативности у студентов гуманитарного профиля. На констатирующем этапе был выявлен низкий уровень креативности и творческих способностей у студентов гуманитарного профиля младших курсов. Предпочтительными для студентов являлись простые умозаключения, привычные формы решения интеллектуальных задач. Студенты не проявляли интерес к сложным вещам и идеям, зачастую ставили перед собой простые задачи и не всегда были настойчивы в достижении целей, редко проявляли инициативность. Данные показатели креативности выявили
необходимость подбора и реализации форм и методов, способствующих развитию креативности и ее основных свойств.
На этапе формирующего эксперимента была разработана и проведена программа по развитию креативности студентов гуманитарного профиля в ВУЗе. Вся система заданий и занятий программы «Инсайт» проводилась с использованием различных форм и методов развития креативности, адаптированных под и возрастные особенности студентов, с учетом их профессиональной направленности.
После реализации программы по развитию креативности общий уровень ее проявления улучшился по сравнению с показателями до проведения программы «Свежий взгляд» Статистический анализ различий по t-критерию показал высокий уровень эффективности программы по развитию креативности у студентов. Анализ результатов развития креативности у студентов гуманитарного профиля в ВУЗе выявил значительные положительные изменения основных свойств креативности и повышение ее общего уровня. Цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.



1. Анохин А.М. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза / А.М.Анохин. - Уфа.: Лето, 1997. - 22 с.
2. Башина Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности / Т. Ф. Башина // Молодой ученый. - 2013. - № 4. — С. 521-525.
3. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб.: Питер, 2006. -285с.
4. Белозерцев Е.П. и др. Педагогика профессионального образования: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. ёВ.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. - 368 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие / Д. Б. Богоявленская. М.: Изд. Центр «Академия». - 2003. - 320 с.
6. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНА, 2003. -672 с.
7. Боно Э. Курсы развития мышления / Э. Боно. - Мн.: ООО «Попурри», 2012. - 128 с.
8. Бос Э. Как развить креативность / Э. Бос; пер. с нем. Петросян К.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 189 с.
9. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
10. Габдулхаков В.Ф., Калимуллин А.М. Креативность и интеллект в образовательном процессе вуза: проблемы и перспективы развития. // Журнал «Образование и саморазвитие». - 2014. - № 4. - С. 3-9.
11. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. - М.: ИП РАН, 1994. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/51/6639/
12. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей /Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии.
- 1977. — №4.- С.43.
13. Жохов А. Л. Развитие опыта творческой деятельности студентов УСПО /А.Л.Жохов, М.С. Спирина. - М.: Издательский центр АПО, 2001. - 47 с.
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности. - СПб: Питер,
2009. - 434 с.
15. Картер Ф. Тесты оценки личности, склонностей и интеллекта: методические указания / Ф. Картер. - Спб.: Питер, 2005. - 206 с.
16. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 688 с.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ПЕР СЭ, 2005, - 448 с.
18. Кохановская Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето,
2012. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/60/2565/
19. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003.
- 325 с.
20. Михайлова Ю. Н. Воспитательно-образовательная среда вуза как средство повышения уровня адаптивности студентов к профессиональной деятельности // Вопросы современной науки и практики / Ун-т им. В. И. Вернадского. 2010. № 7-9 (30). - С. 131-137.
21. Морозов А.В. Диагностика креативности в педагогической деятельности. - М.: Владос, 2001. - 175 с.
22. Морозов А.В. Креативность преподавателя высшей школы // Высшее образование сегодня. - 2004. - №3. - С. 64-72.
23. Морозов А.В. Формирование креативности педагогов в условиях непрерывного образования. - М.: Наука, 2004. - 445 с.
24. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология : учебное пособие для ву- зов. - М.: Академический Проект,
2004. - 301 с.
25. Ожиганова Г. В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, №2. - С. 75-85.
26. Осин А.Я. Современные формы и методы эвристического обучения специалистов на последипломном этапе непрерывного профессионального образования // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2007. - № 2. - С.14-22.
27. Пидкасистый П.И. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности / П.И. Пидкасистый, H.A. Воробьева. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 192 с.
28. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1988. - С.21-25.
29. Проблемы профессионального становления личности в период учебной деятельности в вузе// Профессиональное и духовное становление специалиста. - М.: Изд-во «Институт молодежи», - 2004 г.
30. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО,1999. - 538 с.
31. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 672 с.
32. Суркова Л.В. ХХ Всемирный философский конгресс о проблеме творчества // социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер.3. Философия. - М.: ИНИОН, 1999. - № 3. - 24 с.
33. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С.123-132.
34. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы
исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
35. Шаймуратова А.Ф., Дубовицкая Т.Д. Психолого-педагогические
условия развития профессионально важных качеств будущих актеров // научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. №6. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-
razvitiya-professionalno-vazhnyh-kachestv-buduschih-akterov
36. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Шк. Культ. Полит., 1995. - 800 с.
37. Guilford J.P. (1950) Creativity, American Psychologist, Volume 5, Issue 9, pp. 444-454.
38. Guilford L., Hoepfher, R. The analisis of intelligence. N. Y., 1971.
39. Makinnon D. The personality correlates of creativity: A Study of American architects Creativity - N.Y: Penguim books, 1962.
40. Sternberg R. General intellectual ability //Human abilities by R. Sternberg. 1985, pp. 5-31.
41. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
42. Torrance E.P. Rewarding Creative Behavior. Englewood Cliffs, N. Y.: Prentice-Hall, Inc., 1965.
43. Torrance, E.P. Torrance tests of creative thinking: Norms-technical manual (Research ed.). Princeton, NJ: Personnel Press. 1966.
44. Zlotin B. and Zusman A. (2005). TRIZ and Pedagogy, Ideation International, Inc.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ