Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития креативности у студентов-педагогов 8
1.1. Теоретический анализ подходов к определению понятия
«креативность», основные виды и типология
креативности 8
1.2. Возрастные особенности развития креативности у студентов-
педагогов 19
1.3. Формы и методы развития креативности у студентов-
педагогов 24
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности у студентов-педагогов 32
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию
креативности у студентов-педагогов 32
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по изучению
креативности у студентов-педагогов 33
2.3. Разработка и реализация программы развития креативности у
студентов-педагогов 35
2.4. Анализ результатов развития креативности у студентов-
педагогов 42
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время одним из основных направлений развития личности студентов-педагогов является развитие креативности как одной из базовых характеристик личности. Формирование креативных способностей, отражающих мышление студента -
это не маловажный фактор развития образования и становления будущего педагога. Студенты, которые более развиты креативно, более конкурентоспособны и подходят индивидуально, более точно к решению профессиональных задач.
Развитие креативности у студентов необходимо продумывать с точки зрения их профессиональной направленности. Креативность должна быть рассмотрена в трех аспектах:
1) познавательном (приобщение к знаниям, необходимым для будущей профессии);
2) нравственно-этическом (приобщение к нормам поведения, характерным для лучших педагогов России);
3) мировоззренческом (приобщение студентов к гуманистическим педагогическим ценностям, патриотизму, педагогической чести, достоинства) [10].
В связи с тем, что в науке нет общепринятого определения креативности, исследование данной способности затруднено. Исследование формирования креативности и ее специфики у студентов гуманитарного профиля необходимо начинать с определения понятия «креативность» в науке. Введение в образовательный процесс занятий, которые позволяют развивать креативность, способствуют дальнейшей реализации творческих способностей. Формирование творческой личности педагога, психолога позволяет эффективно адаптироваться к меняющейся
жизни, эффективной творческой самореализации личности в профессиональной сфере.
Много ума, таланта и энергии вложили в изучение креативности такие выдающиеся исследователи как Б. Злотин, А. Зусман [44], Е.П. Ильин [14], Р. Стенберг [40], А.В. Морозов [21; 22; 23; 24], П.И. Пидкасистый [27], 43; 44].
Такие исследователи как Дж. Гилфорд [37; 38], Э.Торренс[41; 42; 43; 44] популяризировали тему креативности; изучением творческих способностей как к способу выхода из проблемных ситуаций занималась - Д.Б. Богоявленская [5]. Е.П. Ильин [14] - занимался проработкой темы, сбором методик и способов увеличения уровня креативности, способов правления творческим процессом. Были исследователи, которые отождествляли креативность и умственные способоности, говоря о их пропорцинальной зависимости друг от друга, той же точки зрения придерживались Р.Стенберг [40], Морозов А. В [21; 22; 23; 24] . Я.А.
Пономарев [28] - напротив , занимался опровержением данной концепции и относился к тем, кто считает не достоверной взаимосвять креативности и интеллекта.
На данный момент исследованием проблем креативности занимаются А.М. Калимуллин [10], М.М. Кашапов [16], В.Ф. Габдулхаков[10] и др.
В следствии проведённого анализа литературы выявлено следующее противоречие между потребностью общества в творческой, креативной личности и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов развития креативности у студентов-педагогов в учебно-воспитательном пространстве вуза.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каково содержание, формы и методы развития креативности у студентов- педагогов.
Таким образом, тема исследования «Развитие креативности у студентов-педагогов» является актуальной и значимой.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы, обеспечивающие развитие креативности у студентов-педагогов.
Объект исследования: процесс развития креативности у студентов- педагогов.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития креативности у студентов-педагогов.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие креативности у студентов-педагогов будет эффективно, если:
- опирается на сущностную характеристику понятия «креативность»;
- учитывать возрастные особенности развития креативности у студентов;
- разработать и реализовать специальную программу развития креативности студентов-педагогов.
В соответствии с поставленной гипотезой, исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, раскрыть сущность понятия «креативность».
2. Изучить возрастные особенности развития креативности у студентов-педагогов
3. Раскрыть формы и методы развития креативности у студентов- педагогов
4. В опытно-экспериментальной работе проверить успешность разработанной программы развития креативности у студентов-педагогов.
Методологическую основу данного исследования составили: Теоретические подходы к изучению креативности зарубежных исследователей и отечественных ученых (А.М. Калимуллин [10], М.М. Кашапов [16], Т.А. Барышева [3], Д.Б. Богоявленская [5], Дж. Гилфорд [37; 38], Э. Бос [8], В.Ф. Габдулхаков [10], , Ю.А. Жигалов [3], Б. Злотин, А. Зусман [44], Е.П. Ильин [14], Р. Стенберг [40], А.В. Морозов [21;22; 23; 24], П.И. Пидкасистый [27], Э. Торренс [41; 42; 43; 44] и др.
Для достижения цели и решения поставленных задач в данной работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические - общетеоретический анализ научной психологической, педагогической литературы согласно проблеме исследования; обобщение и синтез психолого-педагогического опыта;
- эмпирические - тестирование, формирующий эксперимент;
- методы математической обработки данных.
В качестве методик изучения были использованы: методика
диагностики личностной креативности Торренса, тест креативности Гиллфорда.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе института психологии и образования КФУ, в исследовании приняли участие 20 человек (студенты 1 курса специальности «Лечебная педагогика и психоконсультирование»).
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического воздействия с целью развития креативности у студентов- педагогов.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы педагогического воздействия с целью развития креативности у студентов- педагогов, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Свежий взгляд».
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и реализованная программа развития креативности у студентов-педагогов. может быть использована в работе педагогов, психологов, зам. директоров по воспитательной работе для совершенствования подготовки будущих профессионалов в психолого-педагогической сфере.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе работы были реализованы следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы была раскрыта сущность понятия «креативность», в значение которой входит системная, многомерная характеристика и способность личности, проявляющаяся в предрасположенности к творчеству, умении порождать оригинальные идеи, находить новые решения возникающих проблем и приобретать ценные результаты, нетрадиционным способом, отклоняясь от стандартных схем. Развитая креативность представляет собой внутренний ресурс, готовность к изменениям, умение находится вне стереотипов, умение оригинально и нестандартно решать сложные проблемы, успешность самоопределения в обществе. Ее основными свойствами являются беглость, гибкость, оригинальность, сложность мышления, развитое воображение.
2. Были определены возрастные особенности развития креативности у студентов гуманитарного профиля, подразумевающие множество способностей, профессиональных навыков, среди которых особое место занимает креативность как необходимое качество, позволяющее приобретать и преобразовывать профессиональные знания, умения и навыки. Юношеский возраст является сензитивным периодом развития креативности, особенно для ее становления в профессиональной сфере.
3. На теоретической и практической основе психологопедагогических исследований были раскрыты и определены формы и методы развития креативности у студентов-педагогов. Наиболее эффективными формами для развития креативности являются групповая и коллективная работа, наиболее эффективными методами определены - деловые игры, тренинги, проектирование, метод кейсов.
4. В опытно-экспериментальной работе была осуществлена проверка эффективности разработанной программы развития креативности у студентов гуманитарного профиля. На констатирующем этапе был выявлен низкий уровень креативности и творческих способностей у студентов гуманитарного профиля младших курсов. Предпочтительными для студентов являлись простые умозаключения, привычные формы решения интеллектуальных задач. Студенты не проявляли интерес к сложным вещам и идеям, зачастую ставили перед собой простые задачи и не всегда были настойчивы в достижении целей, редко проявляли инициативность. Данные показатели креативности выявили
необходимость подбора и реализации форм и методов, способствующих развитию креативности и ее основных свойств.
На этапе формирующего эксперимента была разработана и проведена программа по развитию креативности студентов гуманитарного профиля в ВУЗе. Вся система заданий и занятий программы «Инсайт» проводилась с использованием различных форм и методов развития креативности, адаптированных под и возрастные особенности студентов, с учетом их профессиональной направленности.
После реализации программы по развитию креативности общий уровень ее проявления улучшился по сравнению с показателями до проведения программы «Свежий взгляд» Статистический анализ различий по t-критерию показал высокий уровень эффективности программы по развитию креативности у студентов. Анализ результатов развития креативности у студентов гуманитарного профиля в ВУЗе выявил значительные положительные изменения основных свойств креативности и повышение ее общего уровня. Цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Анохин А.М. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза / А.М.Анохин. - Уфа.: Лето, 1997. - 22 с.
2. Башина Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности / Т. Ф. Башина // Молодой ученый. - 2013. - № 4. — С. 521-525.
3. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб.: Питер, 2006. -285с.
4. Белозерцев Е.П. и др. Педагогика профессионального образования: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. ёВ.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. - 368 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие / Д. Б. Богоявленская. М.: Изд. Центр «Академия». - 2003. - 320 с.
6. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНА, 2003. -672 с.
7. Боно Э. Курсы развития мышления / Э. Боно. - Мн.: ООО «Попурри», 2012. - 128 с.
8. Бос Э. Как развить креативность / Э. Бос; пер. с нем. Петросян К.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 189 с.
9. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
10. Габдулхаков В.Ф., Калимуллин А.М. Креативность и интеллект в образовательном процессе вуза: проблемы и перспективы развития. // Журнал «Образование и саморазвитие». - 2014. - № 4. - С. 3-9.
11. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. - М.: ИП РАН, 1994. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/51/6639/
12. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей /Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии.
- 1977. — №4.- С.43.
13. Жохов А. Л. Развитие опыта творческой деятельности студентов УСПО /А.Л.Жохов, М.С. Спирина. - М.: Издательский центр АПО, 2001. - 47 с.
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности. - СПб: Питер,
2009. - 434 с.
15. Картер Ф. Тесты оценки личности, склонностей и интеллекта: методические указания / Ф. Картер. - Спб.: Питер, 2005. - 206 с.
16. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 688 с.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ПЕР СЭ, 2005, - 448 с.
18. Кохановская Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето,
2012. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/60/2565/
19. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003.
- 325 с.
20. Михайлова Ю. Н. Воспитательно-образовательная среда вуза как средство повышения уровня адаптивности студентов к профессиональной деятельности // Вопросы современной науки и практики / Ун-т им. В. И. Вернадского. 2010. № 7-9 (30). - С. 131-137.
21. Морозов А.В. Диагностика креативности в педагогической деятельности. - М.: Владос, 2001. - 175 с.
22. Морозов А.В. Креативность преподавателя высшей школы // Высшее образование сегодня. - 2004. - №3. - С. 64-72.
23. Морозов А.В. Формирование креативности педагогов в условиях непрерывного образования. - М.: Наука, 2004. - 445 с.
24. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология : учебное пособие для ву- зов. - М.: Академический Проект,
2004. - 301 с.
25. Ожиганова Г. В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, №2. - С. 75-85.
26. Осин А.Я. Современные формы и методы эвристического обучения специалистов на последипломном этапе непрерывного профессионального образования // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2007. - № 2. - С.14-22.
27. Пидкасистый П.И. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности / П.И. Пидкасистый, H.A. Воробьева. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 192 с.
28. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1988. - С.21-25.
29. Проблемы профессионального становления личности в период учебной деятельности в вузе// Профессиональное и духовное становление специалиста. - М.: Изд-во «Институт молодежи», - 2004 г.
30. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО,1999. - 538 с.
31. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 672 с.
32. Суркова Л.В. ХХ Всемирный философский конгресс о проблеме творчества // социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер.3. Философия. - М.: ИНИОН, 1999. - № 3. - 24 с.
33. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С.123-132.
34. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы
исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
35. Шаймуратова А.Ф., Дубовицкая Т.Д. Психолого-педагогические
условия развития профессионально важных качеств будущих актеров // научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. №6. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-
razvitiya-professionalno-vazhnyh-kachestv-buduschih-akterov
36. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Шк. Культ. Полит., 1995. - 800 с.
37. Guilford J.P. (1950) Creativity, American Psychologist, Volume 5, Issue 9, pp. 444-454.
38. Guilford L., Hoepfher, R. The analisis of intelligence. N. Y., 1971.
39. Makinnon D. The personality correlates of creativity: A Study of American architects Creativity - N.Y: Penguim books, 1962.
40. Sternberg R. General intellectual ability //Human abilities by R. Sternberg. 1985, pp. 5-31.
41. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
42. Torrance E.P. Rewarding Creative Behavior. Englewood Cliffs, N. Y.: Prentice-Hall, Inc., 1965.
43. Torrance, E.P. Torrance tests of creative thinking: Norms-technical manual (Research ed.). Princeton, NJ: Personnel Press. 1966.
44. Zlotin B. and Zusman A. (2005). TRIZ and Pedagogy, Ideation International, Inc.