Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ АНСАМБЛЕВОЙ ТЕХНИКИ СТУДЕНТОВ-СКРИПАЧЕЙ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №47358

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

радиотехника

Объем работы110
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
513
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирование ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности
1.1 Характеристика ключевых понятий исследования: 10
«коллективная исполнительская деятельность», «ансамблевая техника»
1.2 Педагогический потенциал коллективной исполнительской 24 деятельности
1.3. Особенности формирования ансамблевой техники студентов- 39 скрипачей в коллективной исполнительской деятельности
Выводы по главе I 57
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности
2.1 Методическая разработка по формированию ансамблевой 62
техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по 77
формированию ансамблевой техники студенческого ансамбля скрипачей КФУ
Выводы по главе II 89
Заключение 93
Список литературы 100
Приложения 107


Актуальность исследования. Духовное возрождение России, обновление путей развития отечественной культуры, становление человека как творческой личности нуждаются в значительном повышении социальной роли музыкального искусства, приближении ее отраслей к насущным потребностям культурной практики. Важнейшая роль в этом принадлежит музыкальному образованию, которое сконцентрировано на решении ряда взаимосвязанных задач: подготовке специалистов-музыкантов, отвечающих современным требованиям развития музыкального искусства; обеспечении необходимого обществу культурного слоя образованных и т.д.
В музыкальном образовании центральное место занимает исполнительская деятельность, обеспечивающая содержательные коммуникативные связи между композиторским творчеством и восприятием слушателей. Продуктивность этой деятельности музыкантов всецело зависит от меры овладения сложившейся в художественной практике исполнительского мастерства, складывающегося в процессе музыкального воспитания и обучения.
В последние десятилетия XX в. - стала интенсивно возрастать популярность ансамблевого исполнительства. В процессе развития музыкального исполнительства возникло огромное разнообразие ансамблевых инструментальных форм и жанров, представляющих собой самостоятельное явление в музыкальном пространстве и исполнительском искусстве в целом. Появилась потребность музыкантов в самореализации индивидуального творческого потенциала через коллективное исполнительское творчество.
Ансамблевое искусство представляет собой одну из содержательных ветвей исполнительской деятельности и занимает важное место в мировом классическом искусстве. Эта сфера музыкального творчества, постоянно развиваясь, совершенствует композиционные приемы и средства выразительности, формирует традиции ансамблевого исполнительства.
Проблема ансамблевой исполнительской деятельности в широком смысле охватывает всех без исключения музыкантов, являясь интегрированной основой творческого взаимодействия. Она затрагивает проблемы связанные с психолого-педагогическими основами творческой деятельности, межсубъектного взаимодействия, а так же развития исполнительского мастерства, в частности, ансамблевой техники.
Несмотря на внимание ученых, специалистов к данной проблематике и существенные достижения в этой области, до сих пор не исследован ряд сложных вопросов, требующих обстоятельного изучения. В частности, в музыкальной педагогике нет четкого определения понятия ансамблевая техника музыканта-исполнителя. В связи с этим, возникают проблемы в исследование вопросов совершенствования приемов и способов ансамблевой игры, развития ансамблевых навыков, формирования комплекса исполнительских способностей ансамблиста, что может привести к снижению общего уровня ансамблевого инструментального исполнительства.
Степень изученности проблемы исследования. Формирование ансамблевой техники музыканта, связанная с обретением потребности и способности к совместной творчески-созидательной деятельности, к «духовному сотворчеству», обращает исследователя к широкому кругу работ в области философии, эстетики, психологии, культурологии, общей педагогики и педагогики музыкального образования, затрагивающих различные аспекты процесса формирования и развития потребности и способности к творческому диалогу в пространстве культуры.
Проблемы духовного сотворчества как фундамента творческого созидания освещаются в основных положениях философии искусства и культуры (Н.Бердяев, М.Каган, Вл.Соловьев и др.).
Вопросам инструментального ансамблевого исполнительства посвящен ряд трудов ученых прошлого и современности. Впервые интерес к ансамблевому исполнительству и развитию ансамблевой техники музыканта- исполнителя возник на рубеже 1960-1970-х гг. Одной из первых появилась работа Л.Н.Раабена «Вопросы квартетного исполнительства» (1960), в книге А.Д.Готлиба «Основы ансамблевой техники» (1971) впервые вводится понятие «ансамблевая техника». «Очерки о работе в ансамбле баянистов» Н.И.Ризоля (1986), «Квартетное искусство» (1994) Р.Р.Давидяна продолжают развитие идей JI.H Раабена. Авторы анализируют основы ансамблевой техники на базе накопленного практического опыта в ансамблевом жанре, обобщить имеющиеся педагогические установки в воспитании элементарных ансамблевых навыков музыканта-исполнителя, что было обусловлено развитием ансамблевого искусства, повышением интереса к коллективному творчеству.
Огромную роль потребности и способности к коллективной творческой деятельности в становлении личности выявляют в своих работах психологи Л.Выготский, К.Юнг и др.
В области скрипичной педагогики и исполнительства для нас важны работы педагогов в области скрипичного исполнительства Л.С.Ауэра, М.О. Берлянчика, М.А. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, Л.Гуревич, Э.Кунина, К.Мостраса, К.Флеша, О.Ф. Шульпякова, М.Ямпольского, Ю.И.Янкелевича и др.
Педагогический потенциал учебных занятий в классе ансамбля рассматривается в работах современных педагогов-исследователей (Г.И.Андрюшенков, И.А.Асмолова, В.В.Березин, О.А.Блох, Т.В.Воскресенская, Н.Ю.Катонова, Н.В.Ханецкая, Ю.Г.Ястребов и др.).
В последние десятилетия были рассмотрены проблемы «Ансамбль и творческая индивидуальность» (Ю.Л.Альщиц 2003), «профессиональная народно-инструментальная ансамблевая культура Западного Поозерья» (А.В. Скоробогатченко).
Однако данный подход не позволяет увидеть общие закономерности. Вопросам музыкального ансамблевого исполнительства были посвящены работы Ю.Л.Альшица, А.Д.Готлиба, Д.Д.Благого и др., в которых отражается эволюция взглядов на ансамблевое исполнительство, анализируется становление и формирование ансамблевых навыков музыкантов в истории русского инструментального искусства.
Что касается теоретической разработанности вопросов ансамблевого исполнительства, следует отметить, что эта проблема не является чем-то абсолютно новым, однако в современных исследованиях многие аспекты данной области музыкально-педагогической науки освещаются в первые. К ним можно отнести диссертационные исследования О.В.Бычкова, А.А.Давыдовой. В этих работах была сделана попытка анализа особенностей развития ансамблевых навыков на основе накопленного ими практического опыта в различных ансамблевых жанрах.
Анализ литературы по проблемам ансамблевого исполнительства показывает, что начало изучения теории и методики ансамблевого исполнительства было заложено исследователями во второй половине XX века. В настоящее время круг исследуемых проблем расширяется, но продолжает оставаться разрозненным, изучаются отдельные аспекты формирования ансамблевых навыков исполнителей в различных инструментальных формах и жанрах.
Проделанный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема развития ансамблевой техники студентов-скрипачей в рамках коллективной исполнительской деятельности разработана недостаточно и не имеет научно-обоснованного подхода. В свою очередь, во многих научных работах подчеркивается важность данной проблемы, указывается на необходимость ее глубокого изучения.
Таким образом, существуют противоречия между значительным развивающим потенциалом коллективной исполнительской деятельности и его недостаточным использованием в процессе формирования ансамблевой техники студентов-скрипачей; объективно существующей необходимостью формирования ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические и практические аспекты, особенности, методики формирования ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Формирование ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности».
Объект исследования - процесс формирования ансамблевой техники студентов-скрипачей.
Предмет исследования - процесс формирования ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности.
Цель исследования - рассмотреть теоретические и практические аспекты формирования ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности; представить методическую разработку по формированию ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности. В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1) дать характеристику ключевым понятиям исследования «коллективная исполнительская деятельность», «ансамблевая техника»;
2) выявить педагогический потенциал коллективной исполнительской деятельности;
3) рассмотреть особенности формирования ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности;
4) представить методическую разработку по формированию ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности и проверить ее эффективность.
Методологическую основу исследования составляют основные положения этики А.Швейцера, где освещаются проблемы духовного сотворчества как фундамента творческого созидания, теория доминанты
A. А.Ухтомского, социокультурный психоанализ Э.Фромма, разработка личностно - центрированного подхода М. В-Б Боуэна, идея о духовной и символической сущности феномена музыки Б.В.Асафьева, А.Ф.Лосева,
B. В.Медушевского, Г.Орлова, Ю.Н.Холопова, В.Н.Холоповой и др.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, в том числе междисциплинарных диссертационных исследований; анализ и обобщение передового педагогического опыта, работы преподавателем по классу скрипки в ДМШ, собственного исполнительского опыта в составе учебного ансамбля скрипачей, обобщение; эмпирические: наблюдение и самонаблюдение, анализ программной и учебно-методической документации, сравнительный анализ, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ансамблей скрипачей студентов Казанского Федерального Университета под управлением А.Э.Гумерова и Казанского музыкального колледжа им. И.В.Аухадеева под управлением Р.Х.Молчановой.
Исследование проводилось с 2017 по 2018 год и включало три взаимосвязанных этапа: констатирующий этап, формирующий этап и заключительный этап.
Этапы проведения исследования:
Подготовительный этап (2017 г.): теоретический анализ литературы, обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2017-2018 г.г.):
изучение педагогического опыта формирования ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности. Осуществление экспериментальной работы.
Этап завершения исследования (2018 г.): обобщение результатов, оформление выводов по теме исследования.
Научная значимость исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления о ключевых понятиях исследования «коллективная исполнительская деятельность», «ансамблевая техника»; выявлен педагогический потенциал коллективной исполнительской деятельности; представлена методическая разработка по формированию ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование может быть использовано в практике детских музыкальных школ и школ искусств, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения; двух глав, содержащих пять параграфов; заключения; выводов; списка литературы (61); таблиц (3); рисунков (4); приложения (4).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование по формированию ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности позволило прийти к следующим заключениям:
1. Для проведения теоретического анализа основного понятия исследования «коллективная исполнительская деятельность», которое является сложносоставным. Были рассмотрены образующие его содержание части и элементы, понятия «сотворчество», «коллективное исполнительство», «деятельность».
2. Изучив и проанализировав труды ученых, педагогов-музыкантов мы приняли за основное следующее определение базового понятия исследования.
3. С точки зрения Е.Ю.Куприной, коллективная музыкально-исполнительская деятельность представляет собой многоуровневый и многокомпонентный системный художественный феномен, со своей характерной динамикой, отражающий диалогическую интегрированную специфику и закономерности работы музыкантов, в ходе которой происходит их профессиональное и личностное саморазвитие, это интерактивный творческий процесс креативной объективации интерпретаторского «прочтения» музыкантами художественно-образного содержания музыкального произведения с целью его максимального раскрытия.
4. Одной из форм коллективной музыкально-исполнительской деятельности является ансамблевое исполнительство. Игра в ансамбле предполагает не только основательное владение собственной партией, но и владение специфической ансамблевой исполнительской техникой, объединенной в конкретных художественно-звуковых образах и художественной трактовке музыкального произведения.
5. Для определения сущности понятия «ансамблевая техника» мы рассмотрели понятия «техника», «исполнительская техника», и приняли за основное определение, данное исследователем О.В.Бычковым. 
профессиональных навыков, приемов и способов игры в совокупности со всеми видами музыкального слуха участников ансамбля, синхронностью ансамблевой артикуляции, возникающая как результат взаимодействия эмоциональных сфер музыкантов-исполнителей.
7. Ансамблевая техника по своей структуре является системой, состоящей из моторно-двигательного, слухового, психического и эстетического уровней каждому из которых принадлежит определенное количество элементов.
8. Устойчивый интерес студентов-скрипачей к игре в ансамбле позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, что способствует активизации занятий и стабильности публичных выступлений, а репертуарный план помогает решать проблемы общего и музыкального развития музыкантов-исполнителей.
9. Отличительной особенностью ансамблевого исполнительства является его многомерность, что позволяет решать ряд специфических задач:
10. - формирование ансамблевых навыков моторно-двигательного уровня, представленный как взаимодействие штрихов, метро-ритмических функций и темповых соотношений;
11. формирование навыков слухового уровня, ансамблевыми элементами которого являются интонирование, фразировка музыкального материала, тембрально-динамическая нюансировка в ансамбле и т.д.
12. формирование ансамблевых навыков эстетического и психического уровней, где происходит воспитание навыков сценического поведения, артистизма и музыкальности, взаимодействие эмоциональных сфер музыкантов;
13. формирование ансамблевых навыков эстетического и психического уровней, где происходит воспитание навыков сценического поведения, артистизма и музыкальности, взаимодействие эмоциональных сфер музыкантов;
14. формирование синхронности, как многоуровневого элемента ансамблевой техники;
15. решение коммуникативных задач (совместное творчество учащихся одинакового и различного возраста, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга и стремиться выполнять коллективную художественно-музыкальную задачу);
16. расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с музыкой разных направлений и жанров, понимания ее выразительных возможностей исполнения в ансамбле.
17. Творческий процесс в рамках коллективной исполнительской деятельности является многогранным и сложным, имеет свои специфические особенности и требует от руководителя, педагога профессиональных умений, использования в работе методы и технологии, имеющие большое значение для определения путей повышения качества, формирования умений и навыков коллективного музицирования.
18. В ансамбле скрипачей данный процесс строится на принципах диалогического общения в условиях художественно-творческой мастерской и может рассматриваться на следующих уровнях: моторно-двигательном; слуховом; психическом; эстетическом.
19. Для успешной реализации процесса, на моторно-двигательном уровне одна из задач ансамблистов заключается в формировании ансамблевой артикуляции, рассматриваемой как необходимый, важнейший компонент в становлении инструментальной исполнительской техники ансамблистов.
20. В рамках формирования ансамблевой артикуляции мы рассмотрели следующие методы: методы развития связных штрихов (legato и detache); методы развития отрывистых и прыгающих штрихов (martele, viotti- bowing, пунктирный штрих, staccato).
21. Рассмотрены метроритмические и темповые особенности работы, к которым относят всевозможные соединения восьмых с шестнадцатыми, залигованных нот, исполнение триолей и квинтолей, одновременное, синхронное исполнение трелей и т.д.; темповые соотношения в исполнительском процессе, требующие от исполнителей дополнительных интуитивных проявлений чувств и меры; работа над исполнением пауз, несущя в себе многофункциональность.
22. В рамках работы над слуховым уровнем ансамблевой техники рассмотрен процесс интонирования и фразировки музыкального материала; соотношение тембрального и динамического начала исполнительского мастерства в ансамбле.
23. Для успешной реализации процесса на эстетическом уровне рассмотрели закономерности сценического поведения ансамбля на сцене в виде этапов, раскрывающие определенные психологические и эстетические задачи, которые необходимо реализовывать в исполнительском процессе.
24. Рассмотрен психический компонент ансамблевой техники, определяющий стабильность происходящих психических явлений, имеющий тенденцию к увеличению силы исполнительского воздействия на публику в условиях сценического выступления, возникающей в атмосфере концертного зала.
25. Методическая разработка по формированию ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности нацелена на реализацию задач на моторно-двигательном, слуховом, эстетическом и психическом уровнях и может быть использована в практике, учреждений дополнительного образования, центрах детского творчества, средне - специального образования и в вузах музыкальной направленности.
26. Цель методической разработки: формирование ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности.
27. Методика формирования ансамблевой техники студентов- скрипачей базируется на формировании синхронности, как многоуровневого элемента ансамблевой техники. Она проявляется в ансамблевой фразировке и интонировании, тембрально-динамической нюансировке.
28. На моторно-двигательном уровне она представлена в виде ансамблевой артикуляции. Ее элементами являются: взаимодействие штрихов, метро-ритмических функций и темповых соотношений.
29. На слуховом уровне элементами ансамблевой техники, являются интонирование, фразировка музыкального материала, тембрально- динамическая нюансировка в ансамбле и т.д.
30. В процессе формирования ансамблевых навыков эстетического и психического уровней, происходит воспитание навыков сценического поведения, артистизма и музыкальности, взаимодействие эмоциональных сфер музыкантов,
31. Решение коммуникативных задач (совместное творчество учащихся одинакового и различного возраста, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга и стремиться выполнять коллективную художественно-музыкальную задачу).
32. Расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с музыкой разных направлений и жанров, понимания ее выразительных возможностей исполнения в ансамбле.
33. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе студенческого ансамбля скрипачей Казанского Федерального Университета и ансамбля скрипачей Казанского музыкального колледжа им. И.В.Аухадеева в течение 2017-2018 учебного года.
34. Участниками опытно-экспериментальной работы стали 20 обучающихся. Из них 10 - студенты-скрипачи Казанского Федерального Университета (экспериментальная группа) и 10 обучающихся из числа ансамбля скрипачей Казанского музыкального колледжа им. И.В.Аухадеева (контрольная группа).
35. В ходе эксперимента нами была использована диагностика уровней развития ансамблевой техники разработанная исследователем О.В.Бычковым.
36. Были определены критерии, показатели оценки, направленные на получение постоянной и объективной информации о моторно-двигательном, слуховом, эстетическом и психическом уровнях освоения ансамблевой техники у студентов-скрипачей, которые изменялись под влиянием определенных условий.
37. Для оценки уровней развития ансамблевой техники студентов- скрипачей в коллективной исполнительской деятельности, была разработана индивидуальная карта в виде таблицы. В индивидуальной карте руководителем фиксировалась информация в начале и в конце учебного года.
38. На констатирующем этапе с помощью диагностик был выявлен начальный уровень развития ансамблевой техники в ЭГ и КГ. Все диагностируемые результаты отображены в таблицах и графиках, после анализа которых, мы определили недостаточный уровень развития ансамблевой техники ансамблистов обеих групп.
39. Цель формирующего эксперимента - апробация методической разработки по формированию ансамблевой техники студентов-скрипачей в коллективной исполнительской деятельности.
40. Формирующий этап эксперимента был нацелен на решение следующих задач:
- развитие элементов моторно-двигательного уровня ансамблевой техники: артикуляционная синхронность, метроритмическая синхронность, темповая синхронность;
- развивать навыки слухового уровня ансамблевой техники: интонационная синхронность, тембральная синхронность, динамическая синхронность;
- развитие элементов психического уровня ансамблевой техники: эмоциональные и волевые импульсы, психологическая установка, состояние творческого воодушевления, вдохновения;
- развитие эстетического уровня ансамблевой техники: сценический артистизм; согласованность действий музыкантов; понимание значения эстетической роли в исполнительском процессе.
41. На контрольном этапе была проведена повторная диагностика с целью изучения изменений в развитии ансамблевой техники на моторно-двигательном, слуховом, эстетическом и психическом уровнях в ЭГ и КГ.
42. Диагностическая методика осуществления итогового среза была аналогичной методике примененной для получения исходных данных, на констатирующем этапе эксперимента, что позволило считать полученные результаты достоверными и обоснованными. Результаты срезов, проведенных в экспериментальной группе и их сопоставление с контрольной группой позволили констатировать, что в уровне развития ансамблевой техники в ЭГ произошли позитивные изменения, которые проявились:
- развитие элементов моторно-двигательного уровня ансамблевой техники: артикуляционная синхронность, метроритмическая синхронность, темповая синхронность;
- развивать навыки слухового уровня ансамблевой техники: интонационная синхронность, тембральная синхронность, динамическая синхронность;
- развитие элементов психического уровня ансамблевой техники: эмоциональные и волевые импульсы, психологическая установка, состояние творческого воодушевления, вдохновения;
- развитие эстетического уровня ансамблевой техники: сценический артистизм; согласованность действий музыкантов; понимание значения эстетической роли в исполнительском процессе.



1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования / Э. Б. Абдуллин , Е. В. Николаева. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Антонова, М.А. Педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента (на материале занятий фортепианным ансамблем): автореф. дис. канд. пед. наук /М.А. Антонова. - Москва, 2008. - 24 с.
3. Акимов, Ю.Т. Фразировка баяниста / Ю.Т. Акимов // Баян и баянисты. Вып.2 - М.: Музыка, 1974. - с.69 - 102 с.
4. Альщиц, Ю.Л. Ансамбль и творческая индивидуальность: автореф. дис. ... канд. искуствовед / Ю.Л. Альщиц. - М., 2003. - 23 с.
5. Ауэр, Э.С. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики / Л.С.Ауэр. - М.: Музыка, 1965.- 272 с.
6. Берлиозов, Д.А. Традиции профессиональной подготовки музыканта- исполнителя в классах камерного ансамбля московской консерватории: автореф. дис. .канд. пед. наук /Д.А.Берлиозов.- Ростов-на-Дону, 2013. - 24 с.
7. Бердяев, Н.А. Смысл творчества философия свободы / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1989. - 607 с.
8. Берлянчик, М.М. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача: автореф. дис. д-ра искусствоведения / М.М.Берлянчик. - Москва, 1995. - 70 с.
9. Берлянчик, М.М. Как учить играть на скрипке в музыкальной школе / М.М. Берлянчик - М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006.- 205 с.
10. Благой, Д.Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс / Д. Д. Благой // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.-сост. К.Х. Аджемов. - М.: Музыка, 1979.-С.5-32.
11. Благой, Д.Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Д.Д.Благой // Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство.-М.: Музыка, 1996.-Вып.2.- С.65-78.
12. Блох, О.А. Педагогика оркестрово - ансамблевого исполнительства / О.А.Блох // Вестник МГУКИ; №2 (52), 2013. - С. 212 - 218.
13. Бабаян, А.А. Игра в ансамбле как средство формирования музыкальных способностей/ А. А. Бабаян, Е. Н. Кирьянова // Дополнительное образование и воспитание - М.: Витязь-М, 2014 №7. - С.9-11.
14. Бычков, О.В. Формирование ансамблевой техники музыканта- исполнителя: автореф. дис. ...канд. пед. наук/ О.В.Бычков.- СПб, 2006. - 188 с.
15. Воронина, Т.О камерном музицировании и становлении исполнителя / Т. Воронина // О мастерстве ансамблиста: сб. науч. тр. - Л.,1986. - С. 6 -20.
16. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1987. - 341с.
17. Гинзбург, Л.С. Камерная музыка в современной музыкальной практике / Л.С. Гинзбург // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.- сост. К. Х. Аджемов. - М., 1979. - С. 160-167.
18. Готлиб, А.Д. Фактура и темп в ансамблевом произведении / А.Д.Готлиб // Музыкальное испольнительство. - М.,1976. - Вып. 9. - С. 75¬101.
19. Григорян, А.Г. Заметки преподавателя квартетного класса / А. Г. Григорян // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.-сост. К. Х. Аджемов. - М.: Музыка, 1979. - С. 124-135.
20. Готлиб, А. Основы ансамблевой техники / А.Готлиб. - М.:Музыка, 2008 - 94 с.
21. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. - М.: МИП «NB Магистр», 1993. - 192 с.
22. Давыдова, A.A. Основные подходы к процессу формирования ансамблевой культуры в концертмейстерском классе: автореф. дис. .канд. пед. наук /А.А.Давыдова.- Москва, 2007. - 34 с.
23. Елизарова, О.Н. Ансамблевое музицирование как форма обучения в классе скрипки О.Елизарова //Инструментальное музицирование в школе: история, теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Главный редактор М.Л. Космовская. Редколлегия - С.А. Боженов, В.А. Лаптева, О.М. Молодых. - Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2015. - 302 с.
24. Иванов, В.Д. Словарь музыканта-духовика / В.Д. Иванов. - М.: Музыка, 2007 - 128 с.
25. Зимовина, Л.А. Искусство камерного ансамбля (исполнительский и психолого-педагогический аспект) //Современные проблемы музыкальной педагогики высшей школы: Межвузовский сборник научных трудов /Под науч. ред. И.Ю. Алиева. - Москва-Тольятти, 2006. Вып. 1, с.315 - 338.
26. Евин, И.А. Искусство и синергетика / И.А.Евин. - М.: Едиториал УРСС, 2004 - 164 с.
27. Корсунс, С.В. Формирование оркестрового музыканта / С.В. Корсунс // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - №5. - С. 21- 26.
28. Каган, М.С. Философия культуры / М.С.Каган. - Спб.: ТОО ТК Петрополис, 1996 - 415с.
29. Соловьев, В.С. Философское начало цельного знания / В.С. Соловьев. - Минск: Харвест, 1999 - 911с.
30. Карнаухова, Т.И. Особенности формирования навыков игры в инструментальном ансамбле в процессе подготовки педагога-музыканта Т.И.Карнаухова//Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова - ВАК РФ; №2, 2015 - С.126-130.
31. Картамышева, Е.В. Диагностика уровня сформированности у студентов профессионально значимых способностей к дальнейшей педагогической деятельности Е.В.Картамышева//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова - ВАК РФ; № 4 / том 20 / 2014 - С.125-127
32. Миронова, М. П. Музыкально-коммуникативная культура педагога- музыканта: теоретико-методологический анализ [Текст]: монография / М. П. Миронова. - Саранск: МГПИ, 2012. - 117 с. 178.
33. Мартынова, О.В. О профессиональных требованиях к музыканту - ансамблисту / О.В.Мартынова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - №20, С. 271-278.
34. Мартынова, О. В. Ансамблевая деятельность педагога-музыканта как фактор совершенствования профессионального мастерства О.Мартынова // Проблемы и перспективы развития образования в России - ВАК РФ; №9, 2011 - С.175-180.
35. Мартынова, О. В.Ансамблевая доминанта в системе начального музыкального образования О.Мартынова // ФОН-Наука - ВАК РФ; №3, 2011 - С.24-27.
36. Мартынова, О. В. Камерная музыка и некоторые особенности работы в классе ансамбля О.Мартынова // Проблемы и перспективы развитияобразования в России- ВАК РФ; №11, 2011 - С.196-201.
37. Орлова, В.В. Развитие исполнительской культуры студентов- скрипачей в ВУЗе: автореф. дис. ...канд. пед. наук / В.В.Орлова. - Москва, 2011. - 34 с.
38. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1986 - 736 с.
39. Буланова-Топоркова, М.В. (ред.). Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М.В.Буланова-Топоркова. - Уч. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.
40. Петров, А.В. Философско-мировоззренческие основания гуманизации образования в условиях информационного общества: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Казань, 1999. - 18 с.
41. Расулзаде, С. Р. Некоторые проблемы ансамблевого исполнительства и педагогики С.Р.Расулзаде // Актуальные проблемы гуманитарных иестественных наук - ВАК РФ; №11, 2010 - С.1-5
42. Цыпин, Г.М. Исполнитель и техника / Г.М.Цыпин. - М.: Академия, 1999. - 192 с.
43. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. - М.: Искусство. - 1962. - 573 с.
44. Степанова, Н.В. Содержание и структура коммуникативного комплекса музыканта-ансамблиста Н.В.Степанова // Мир науки, культуры, образования - ВАК РФ; №3, 2011 - С.122 -124.
45. Титова, А.В. Ансамбль скрипачей Большого театра СССР/ А. В. Титова, И.К. Архипова. - М.: Планета, 1985. - 34 с.
46. Шадт, К.В. Теоретико-методические аспекты преподавания дисциплины «Фортепианный ансамбль» в системе современного музыкального образования: автореф. дис. ...канд. пед. наук / К.В.Шадт. - Санкт-Петербург, 2012. - 25 с.
47. Шамаева, Р.М. Формирование исполнительской культуры будущего
педагога-музыканта: теоретические аспекты Р.М.Шамаева // Вестник
культуры и искусств - ВАК РФ; №3 (39), 2014 - С.152-155.
48. Ширинский, А. Штриховая техника скрипача / А.Ширинский. - М.: Музыка, 1983. - 80 с.
49. Шульпяков, О.Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства О.Ф.Шульпяков // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1973. Вып. 12. С. 26-45. с. 32
50. Флиер, Я. Статьи, воспоминания, интервью / сост. Е.Б. Долинская, М. М. Яковлев. Я.Флиер. - М.: Советский композитор, 1983. - 272 с.
51. Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. Ильичев, Л.Ф., Федосеев, П.Н. и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.
52. Ханецкая, В.Н. Особенности работы в классе камерного ансамбля / Н. В.Ханецкая // Основы профессиональной подготовки учителя музыки.: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов. пед. ин-та, 1999. - Вып. 4. - С. 85-93.
53. Цыпин. Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин. - СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.
54. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г.Юнг. - Минск: Попурри, 1998. - 653 с.
Интернет-ресурсы
55. Выготский, Л.С. Основы психологии. Педагогическая психология и
педагогика. [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.persev.ru/book/vidy-metodyobucheni(Дата обращения: 19.02.2016)
56. Гвоздев, А.В. Многокомпонентная система исполнительской техники как основа интерпретаторского творчества скрипача: автореф. дис. д-ра. искусствоведения / А.В.Гвоздев - Новосибирск, 2015. - 352 с. [Электронный ресурс] - режим доступа:http://cheloveknauka.com/v/590947/a?#?page=1(Дата обращения 21.03.2018)
57. Казахватова, Л.А., Сибирякова Г. Г. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в классе ансамблевого исполнительства // Молодой ученый. - 2013. - №8.
[Электронный ресурс] - режим доступа URLhttps: //moluch. ru/archive/55/7509/(Дата обращения на сайт: 28.05.2018)
58. Куприна, Е.Ю. Введение в понятие "сотворческая музыкально-исполнительская деятельность". [Электронный ресурс] - режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn 1997-292X 2014 5-1 35.pdf(Дата обращения: 20.03.2018)
59. Куприна, Е.Ю. Психологические закономерности сотворческой музыкально-исполнительской деятельности Е.Ю.Куприна // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева - ВАК РФ; № 4 / том 19/ 2015. [Электронный ресурс] - режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskie-zakonomernosti-sotvorcheskoy-muzykalno-ispolnitelskoy-deyatelnosti(Дата обращения на сайт: 20.03.2018)
60. Миронова, М.П. Формирование музыкально-коммуникативной
культуры педагога-музыканта на основе компетентностного подхода / М. П. Миронова // Человек и образование. - 2012. - № 3(32). [Электронный ресурс] режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-muzykalno-
kommunikativnoy-kultury-pedagoga-muzykanta-na-osnove-kompetentnostnogo-podhoda(Дата обращения на сайт: 25.03.2018)
61. Пак, Чон Хой. Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях республики Корея: автореф. дис. канд. пед. наук / Пак Чон Хой - М., 2008. - 24 с. [Электронный ресурс] режим доступа http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-navykov-kollektivnogo-muzitsirovaniya-v-detskih-orkestrah-i-ansamblyah-respubliki-koreya(Дата обращения на сайт: 19.03.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ