Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация исследований по эффективной организации взаимодействия ДОО и семьи

Работа №60774

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
495
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации взаимодействия ДОО и семьи 7
1.1 Проблема организации взаимодействия ДОО и семьи в психолого-педагогической и методической литературе 7
1.2 Основные социально-педагогические формы взаимодействия ДОО и семьи 14
1.3 Ведущие направления деятельности педагогов ДОО по объединению
педагогических усилий детского сада и семьи 22
Глава 2. Организация экспериментального исследования по эффективной организации взаимодействия ДОО и семьи 25
2.1 Описание и обоснование методик изучения эффективного взаимодействия ДОО и семьи 25
2.2 Экспериментальное обоснование уровней организации взаимодействия ДОО и семьи 29
Результаты констатирующего этапа эксперимента 29
Глава 3. Перспективы организации системы взаимодействия ДОО и семьи . 36
3.1 Разработка проекта по созданию системы традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи 36
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложение 65

Проблема взаимодействия ДОО и семьи в РФ в современных условиях развития общества является наиболее актуальной. Одной из главных проблем дошкольного образования в России является организация взаимодействия детского сада с семьей для выработки общей стратегии действий по вопросам воспитания и развития личности дошкольника. Как известно, семья является первым и главным институтом социализации ребенка, в условиях семьи формируется первый социально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития личности ребенка. Но, к сожалению, сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации, например, такие как снижение воспитательного потенциала, изменение роли родителей в процессе первичной социализации ребенка, тенденция отстранения родителей от ответственности за своего ребенка. Поэтому для изменения ситуации в положительную сторону родителям необходима социально-педагогическая помощь, и так как первым внесемейным институтом социализации ребенка является детский сад, то помощниками могут быть квалифицированные педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации.
Проблема объединения усилий дошкольной организации и семьи наиболее полно разработана в трудах Л.В. Гориной, Н.Ф. Виноградовой, О.Л. Зверева, Т.А. Макаровой, Н.Г. Волкова и других. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой, а родители являются не объектом воспитания, а субъектами взаимодействия с ДОО. Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, О.А. Куревина, Л.В. Свирская, З.И. Теплова и др. отмечают важность сотрудничества педагогов и родителей в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного участника в образовательную среду дошкольной образовательной организации качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные представления о сфере дошкольного образования ребенка. Отмеченные выше обстоятельства обусловили обращение к настоящей теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы особенности современных технологий организации взаимодействия ДОО и семьи?
Цель - определить и обосновать организационно-педагогические условия, эффективно влияющие на организацию взаимодействия ДОО и семьи.
Объект исследования - процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьёй.
Задачи исследования:
- рассмотреть ведущие направления деятельности педагогов ДОО по объединению педагогических усилий детского сада и семьи;
- определить основные формы и методы взаимодействия ДОО и семьи;
- выявить и экспериментально доказать эффективность организационно-педагогических условий организации взаимодействия педагогов ДОО и родителей;
- представить экспериментальное обоснование уровней организации взаимодействия ДОО и семьи;
- предложить разработку проекта по созданию системы традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи.
Гипотеза: взаимодействие ДОО с семьей будет эффективнее, если:
- педагогический процесс будет строиться с учётом имеющегося опыта воспитанников и на основе ФГОС ДО;
- если нетрадиционные формы взаимодействия ДОО и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;
- если в работе будут преобладать формы и методы деятельности, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Методологической базой проведения исследования являются работы российских ученых, в частности, динамика развития художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ проанализирована в работах Н.А. Ворониной, исследования проблемы «Организационно-педагогические условия взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьёй» представленные в работах таких ученых, как В.М. Иванова, Т.А. Куликова, Л.О. Павлова, А.В. Разумова, А.Э. Шапиро и другие.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ Атабаевский детский сад "Чишмэкэй" Лаишевского муниципального района РТ
Источниковая база исследования: информационно-библиографические и периодические издания по психологии, возрастной психологии, автоматизированные информационно-библиографические системы, справочная литература.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателей, а также родителями с целью художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семья и дошкольная образовательная организация – два важных
института социализации дошкольников. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их
взаимодействие.
Развитие личности ребенка, его социализация происходит в общении,
во взаимодействии с родителями. Стили общения, варианты родительского
поведения являются условиями формирования ребенка и они разные в
различных семьях.
Первую послесемейную, общественную ступень в социальном развитии ребенка занимает дошкольная образовательная организация. Для
повышения эффективности работы с семьей важным является
совершенствование взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Создание в ДОО единого психологического пространства способствует решению задач личностного и социального развития детей. Важным условием для реализации данной задачи является комплексная
целенаправленная профессиональная деятельность всех субъектов
образовательного процесса: педагогов, родителей, администрации.
Цель взаимодействия ДОО и семьи – создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации воспитания, координация воспитательных усилий, выработка общего подхода к вопросам изучения и воспитания
ребенка. Задача педагога и психолога – помочь родителям найти верные педагогические решения, дать необходимые педагогические знания.
Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга.
Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную
доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они
осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.56
В ходе опытно-экспериментальной работы было организовано и проведено исследование, направленное на определение эффективных форм сотрудничества воспитателя с родителями в воспитании детей дошкольного
возраста. С детьми экспериментальной группы была организована
формирующая работа в сотрудничестве с родителями. Для этого нами были
использованы разнообразные формы сотрудничества:
- родительское собрание
- организация консультативной деятельности.
- день открытых дверей;
- выпуск газеты;
- совместная детско-взрослая проектная деятельность;
- создание мини-библиотечки;
- конкурс плакатов;
- информационные стенды.
- присутствие родителей во время проведения игр с детьми;
- домашние задания для совместной работы родителей и детей.
В ходе контрольного этапа исследования нами было установлено, что в
экспериментальной группе уровень сотрудничества с воспитателями
находится на среднем и высоком уровне.
Анализ анкетирования педагогов экспериментальной группы показал
повышение уровня профессионализма и компетентности педагогов.
Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников вызвали у
педагогов желание обновить содержание консультаций, дискуссий, сделать
их более интересными, актуальными. Возникла потребность в самообразовании, поиске разнообразных методов общения с родителями. Это позволило перейти к новым формам отношений родителей и педагогов и
реализовать открытость ДОО «внутрь». Педагоги стали готовы открыть себя в какой-либо деятельности, рассказать об успехах, поделиться тревогами, при этом соблюдая такт и избегая панибратства.
На контрольном этапе практически половина детей экспериментальной группы стала иметь высокий уровень художественно-эстетического развития, а половина средний уровень.
Таким образом, было отмечено, что после проведения формирующей работы, организованной в сотрудничестве воспитателей с родителями дети стали значительно чаще проявлять эмоциональную отзывчивость и
художественно-эстетические основы.
Итак, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что взаимодействие ДОО с семьей будет
эффективнее, если:
- педагогический процесс будет строиться с учетом имеющегося опыта
воспитанников и на основе ФГОС ДО;
- если нетрадиционные формы взаимодействия ДОО и семьи будут
использоваться в комплексе с традиционными;
- если в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей


1. Аверьянова О.В. Детский сад и семья - единое пространство / О.В. Аверьянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - № 5. - С. 98-101
2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С.88 - 94.
3. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. 2013, № 6. - С.42 - 160.
4. Арнаутова Е.П. В гостях у директора школы: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. - М.: Карапуз, 2014. - 187 с.
5. Арнаутова Е.П. Диалогическая позиция педагога в
сотрудничестве с семьей: сб. научн. тр. - М.: МШ'У, 2013, 208 с.
6. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: изд. дом «Карапуз», 2012.
- 262 с.
7. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьёй [Текст] / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. - 2006. - №4. - С. 66-70.
8. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи (методика воспитательной работы): учеб.-метод, пособие. - Ярославль: Академия развития, 2013. - 336 с.
9. Белкин A.C. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики)
- Екатеринбург: Сократ, 2015 - 17с.
10. Белоногова Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. - № 1. - С. 82 -92.
11. Бикеева А.С. Семья особого назначения, или Рецепты позитивного родительствования на каждый день / А.С. Бикеева. - М.: Генезис, 2009. - 224 с.
12. Борисова Н.П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия [Текст] / Н.П. Борисова, С.Ю. Занкевич // Дет. сад. управление. - 2007. - №2. - С. 5-6.
13. Взаимодействие детского сада и семьи в социальном развитии ребенка: сборник научных трудов / Институт педагогики и психологии образования. - М.: МГПУ, 2011. - 160 с.
14. Виноградова Н.Ф. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Издательство «Просвещение», 2012. - 128 с.
15. Вместе с родителями дошкольников [Текст]: Сборник статей / Под ред. канд. пед. наук Т.А. Марковой; Акад. пед. наук РСФСР. - М.: Изд- во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 70 с.
16. Горина Л.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие успешного развития ребенка / Л.В. Горина // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тольятти: Гуманитарный институт, ТГУ, 2012. - С. 52-54.
17. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина, И.П. Черкасова. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. - 192 с.
18. Данг Л.Ф. Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста: автореф.дисс. канд. пед. наук. - СПб.: 2010. - 23 с.
19. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка- Пресс. - 2011. - 541 с.
20. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Учебное пособие. - Минск: Нестор, 2010. - 74 с.
21. Емельянова М. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству / М. Емельянова // Дошкольное образование. - 2009. - № 7. - С. 118-122.
22. Зенина Т.Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ: игровые семинары по экологической культуре / Т.Н. Зенина. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 160 с.
23. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста / М.В. Зиновьева // Психологическая наука и образование. - 2010. - №3. - С. 35
24. Иванова В.М. Сотрудничество воспитателей и родителей: пути, проблемы, поиск // Как помочь войти ребенку в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. - М.: Академия, 2012. - 369 с.
25. Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы / под ред. Л.И. Осечкиной, Н.В. Микляевой.
- М.: МГПИ, 2008. - 112 с.
26. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт
международного сотрудничества. - СПб., 2005
27. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, 2011. - С.12-14, 86-108.
28. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешулина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112 с.
29. Комарова Т.С, Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2010. — 144с.
30. Коробицина Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / Е.В. Коробицина.
- Издательство: Учитель, 2010. - 133 с.
31. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. университет. — М.: Academia, 2010. — 256 с.
32. Краткий педагогический словарь: учеб. справ. пособие / Г.А. Андреева, Г.С. Вяликова, И.А. Тютькова. М.: В. Секачёв, 2010.- С. 119
33. Кротова Т. В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи // Управление ДОУ. — 2013. — №5 — 103 с.
34. Крулехт М.В. Детский сад и семья как партнеры педагогического взаимодействия: Сб. научн. труд./ Сост. Н.П. Митрошина и др./ — СПб.: Речь, 2011. - С.23-27.
35. Кузнецов А.Б. Оценка профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений к использованию инноваций: Дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2007.178 с.
36. Кузнецова С.В. и колл. авт. Проектирование развития ДОУ. метод. пособ. М.: ТЦ Сфера, 2009, с.49
37. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: «Академия», 2009. —151 с.
38. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Логинова [и др.]. Часть 2; 12-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 2011.
39. Лосева Б., Луньков А. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Б. Лосева, А. Луньков // Дошкольное воспитание. - 2010. - №3. - С. 3- 9
40. Малашенкова В.Л. Активные методы обучения в методической работе детского сада: Пособие для работы с педагогическими кадрами дошкольных учреждений. - Омск ООИПКРО, 2013.- 31с.
41. Маркова Т.А. Детский сад и семья. - М.: Просвещение, 2011. -
205с.
42. Микляева Н.В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения / Н.В. Микляева, Т.С. Мишина. - М.: Айрис- Пресс, 2005. -80 с.
43. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека / И. Млодик. - М.: Генезис, 4-е изд., 2010. - 232 с.
44. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. - Изд. центр «Скрипторий», 2011 . - 72с.
45. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
46. Павлова Л.О Взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста / Л.О. Павлова // Дошкольное воспитание.
- 2012. - № 8. - С. 8-13
47. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы- составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. - Издательство: Учитель, 2011.
- 123 с.
48. Педагогическое взаимодействие с детским садом: методическое пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
49. Петрикевич, А.А. Детский сад и семья: модели взаимодействия / А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская // Актуальные проблемы социальнопсихологической помощи семье: теория и практика: материалы медунар. науч.-практич. конф., Минск, 28-29 ноября 2011 г. — Минск: ММОЦ, Бел. Фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы - детям», 2011. — С. 39-43.
50. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. - 2010. - №1. - С. 88-93
51. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. - М.: «Когито-Центр», 2013. - 230 с.
52. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей / Н.А. Рождественская // Вестник Московского университета. - 2012. - №2. - С. 48-53
53. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции / Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Изд. 2-е, доп-е. - М.: Линка-Пресс, 2012 - 192 с.
54. Семейный и родительский клубы в детском саду: методическое пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
55. Скрипкина Т.П., Гулъянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов / Т.П. Скрипкина, Э.К. Гульянц. - М.: Академия, 2010. - 458 с.
56. Современный философский словарь / Под общей ред. д-ра филос. наук. профессора В.Е. Кемерова. - 3-е изд. исп. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 864 с.
57. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ,
2014. - 412 с.
58. Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании», свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-27887 от 12.04.2007 http://sinncom.ru/content/chemp_mr/index. htm
59. Степанов С.С. Азбука детской психологии / С.С. Степанов. - М.: Сфера, 2014. - 128 c.
60. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)
61. Теплова З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: автореф. дисс. - М.: Изд-во при МГУ, 2011, - 20 с.
62. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71 - 74.
63. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст]. 2013г.
64. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. - С. 82 - 97.
65. Черкунова Е.А. Взаимодействие ДОУ, семьи и социума: проблемы, опыт, перспективы. Материалы XII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». - СПб.: Речь, 2015. - С.247-250.
66. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». - Рн/Д.: Феникс, 2013. - 384 с.
67. Ягодина Л.А. Совместная семейная игровая терапия в условиях детского сада / Л.А. Ягодина // Психолог в детском саду. - 2013. - №3. - С. 118-124.
68. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Ядэшко. - М.: 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ